Городская агломерация – что это такое: происхождение формирований. Особенности развития агломераций в россии Как происходит формирование городской агломерации кратко

«Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно».

В ходе жарких и нелицеприятных дискуссий на Общероссийском гражданском форуме, организованном Комитетом гражданских инициатив между его организатором экс-министром финансов Алексеем Кудриным и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, данный тезис единственно не вызвал возражений ни у одной из сторон.

А иначе и быть не может. Ведь исторически, Российская Федерация – это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, так называемое «сердце» системы расселения. Посыл к процессу пространственного развития в нашей стране всегда будет исходить из мест наибольшего скопления человеческих ресурсов.

Город со временем достигает критического порога своего пространственного развития и превращался в агломерацию. Безграничные пространства России испытывают необходимость в создании агломераций, так как только с их помощью можно осуществить действенное экономическое освоение территорий.

К этому обязывает и положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития.

В нашей стране городские агломерации – одна из важнейших форм территориальной организации экономики. В России имеется более тридцати агломераций, в них сосредоточено более 35 % населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала.

В агломерациях сформированы наиболее удобные условия для создания рыночной инфраструктуры и появления новых экономических взаимоотношений.

На территории агломерации сосредоточен мощный промышленный потенциал, характеризующийся интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурами и социально-трудовыми связями. Агломерация характеризуется высоким уровнем диверсифицированности, вследствие чего обладает наибольшей устойчивостью в сложных рыночных условиях.

Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.

Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

Согласно данному документу, основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.

Крайне негативные внешнеполитические процессы, естественно, несколько затормозили практическую реализацию агломерационной перестройки пространственного развития России, но не понизили степень актуальности данной проблемы.

О некоторых проблемах и перспективах агломераций в нашей стране и пойдет речь в настоящей публикации.

Понятие «городской агломерации» в рамках законодательной импотенции

В первую очередь необходимо уяснить содержание понятия «агломерация». С точки зрения размещения производительных сил в регионах страны, существует такое понятие, как «промышленная агломерация». Это территориальное экономическое образование, характеризующееся мощной концентрацией различных предприятий, инфраструктуры, инновационных и научных учреждений с весьма значительной плотностью населения.

Преимущества промышленной агломерации очевидны и безусловно впечатляют. Она позволяет сократить необходимую площадь используемой территории примерно на 30 %, количество производственных зданий и сооружений - на 25%. Благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20%.

Однако, как форма расселения, агломерация имеет несколько иное определение, более глубокое, охватывающее больший спектр экономических и социальных процессов, существующих и протекающих в регионе.

Вот как трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.

Академик А.Г. Гранберг дает такое определение: агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.

По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация - это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.

Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест, объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.

Резко бросается в глаза и привлекает удивленное внимания явная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий. Так в чем же здесь проблема?

В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что позволяет утверждать о законодательной импотенции данного понятия и не позволяет рационально и эффективно разрабатывать планы и программы развития городских агломераций.

Часто и безрассудно смело упоминая об городской агломерации, наши законодатели как то не умудрились внести в Градостроительный Кодекс РФ её определение. Слава Богу есть возможность воспользоваться зарубежными понятиями.

Агломерация (от лат. присоединять, накоплять) – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий.

В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение. Вот только возникает вопрос – передвижение на каком виде транспорта? Согласитесь, одно дело – скоростные виды транспорта: автомобили, метро и электрички и другое – на велосипеде, верхом на осле или вообще «одиннадцатым номером», то есть пешком.

В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat). Зарубежное и отечественное изучение феномена городской агломерации позволило уточнить его определение следующим образом:

Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство.

Из истории агломерационных процессов в России

Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки.

Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.

Первые предпосылки появления городских агломераций в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.

Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты только 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки

В то время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы. Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция, то есть регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями.

Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.

Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.

На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи железнодорожных станций.

Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.

В послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.

Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская.

Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом.

В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.

Что есть что городская агломерация в Российской Федерации

Сейчас в России насчитывается 1 100 городов. За более чем тысячелетнюю историю нашего государства происходили кардинальные изменения в его составе, хозяйственном облике, в размещении производительных сил. Но неизменной во всех этих процессах оставалась выдающаяся роль городов - главных фокусных точек социально-экономического развития и административно-территориального устройства страны, чье побудительное влияние распространялось на тяготеющие к ним территории. Но отнюдь не каждый город Российской Федерации может и должен стать ядром городской агломерации.

В настоящее время в Российской Федерации естественно сложились 50 городских агломераций. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. Однако лишь семь городов-миллиоников, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Тольятти, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск полностью попадают под упомянутое выше определение.

Безусловно, на территории России наиболее развитой является моноцентричная Московская агломерация, полноценно прошедшая все необходимые этапы развития и имеющая четко выраженное членение своей территории.

Причем, в ходе дискуссии мэр Москвы неоднократно говорил, что Москву нельзя сравнивать ни с какой другой агломерацией или с крупным городом – Парижем, Стамбулом, Нью-Йорком, Лондоном, потому что в Москве и Московской области живет значительно больше людей. По мнению столичного мэра, в московской агломерации на сегодняшний день уже пребывает 30–35 млн человек, включая близлежащие области, куда ездят москвичи на лето, а местные жители работать в Москву. «Это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», – заметил он.

По словам Собянина, Москва – это «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». «Развитие агломераций приводит к развитию конкуренции и укреплению обороноспособности страны, а Россия всегда находилась под ударом, и сегодня под ударом, пусть и не в военном смысле», - добавил он. По утверждению мэра, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше средней по стране и в 5−7 раз выше, чем в сельской местности.

В качестве формирующихся агломераций можно рассматривать город Санкт-Петербург и прилегающие к нему территории Ленинградской области, ряд других городов, прежде всего городов-миллионников и тесно связанных с ними территорий соседних субъектов.

Историческое развитие территорий и поселенческих групп России, прямо обуславливает формирование городских агломераций в России. Однако эффективное развитие городских требует государственных ресурсов и управленческого воздействия.

Особенность российских агломераций – освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионной численности горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства.

По сему, стихийное развитие неподготовленных территорий, зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.

На сегодняшний день, агломерационная форма расселения образуется и на основе сочетания «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион». Определяющую роль здесь играет не масштаб центра притяжения, а устойчивые социально-экономические связи, высокая мобильность населения, взаимозависимость и взаимообусловленность развития субъектов, объединенных общностью использования трудовых ресурсов и единой инфраструктурой.

В 2013 г. была разработана «дорожная карта» развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.

Множество предприятий различной величины и разного профиля формируют производственный комплекс российских агломераций. Агломерация, как правило, характеризуется мощным промышленным потенциалом и высоким уровнем территориальной концентрации производственных фондов, интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурными и социально-производственными связями.

Эта сложная многоотраслевая система определяет специализацию в территориальном разделении труда. И месте с тем производственный комплекс агломерации в современных сложных рыночных условиях является наиболее устойчивой территориальной организацией производительных сил и легко адаптируется к различным изменениям среды в результате возможности перераспределения функций и различных ресурсов внутри самой агломерации.

И Мэр нашей столицы вовсе не бахвалился на Общероссийском гражданском форуме, приводя убедительные аргументы в пользу вышенаписанного. К примеру, Москва не высасывает деньги из регионов, но напротив, производит 21% от ВВП страны и каждый десятый пенсионер в России получает пенсию из денег москвичей.

О мировой практике агломерационного расселения

В основе развития городских агломераций в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).

Административные границы, конечно, имеют значение, но они не могут быть определяющими. Ведь во многих зарубежных странах, некоторые поселения в составе агломерационной формы расселения, остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают.

Хотя у каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса.

В мировой практике отмечаются два основных пути развития систем расселения, которые бывают параллельны, а иногда и пересекаются: естественный, когда функционирование существующих и появление новых населенных пунктов, развитие между ними межселенных связей осуществляется за счет общего развития, и регулятивный, когда «разгрузка» крупнейших городов, создание новых центров притяжения реализуются через активно поддерживаемые государством проекты.

В зарубежных странах целью грамотного и успешного развития городской агломерации становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.

В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции, которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие.

Пока за рубежом нет научных доказательств необходимости единого органа управления в агломерациях помимо существующих органов власти. Анализ мирового опыта показывает, что оба варианта (наличие или отсутствие собственных институтов власти) могут вполне успешно сосуществовать и применяться в различных ситуациях.

Так, «столичная» агломерационная форма расселения Рандстад в Нидерландах уже много десятилетий «живет» без единого органа управления, а вот Большой Лондон им располагает. Как правило, существуют общие градостроительные структуры для координации процессов создания единого городского пространства.

Наиболее перспективным типом агломерации является полицентрический тип, когда помимо основного города-ядра, на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав.

В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.

Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно зачастую применяется и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия.

Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан.

Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.

Необходимо, обобщив вышесказанное, выделить следующие особенности развития городских агломераций в зарубежных странах:

  • Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.
  • Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни.
  • Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города.
  • Развитие территории целиком, а не только города-ядра.
  • Согласование интересов всех участников процесса.
  • Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование).
  • Развитие территорий на проектной основе.

Использование положительного опыта управления, накопленного западными странами, разумеется, вполне возможно для Российской Федерации, и в первую очередь – для совершенствования механизмов управления развитием агломерационных форм расселения. В решении этого вопроса, как нам представляется, первостепенное значение имеет выработка принципов и требований к конструированию системы и механизмов управляющих воздействий.

Заключение

В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав городской агломерации, влечет за собой ряд преимуществ, таких как:

  • концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
  • потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
  • максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.

Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Об этом и велись дискуссии на Общероссийском гражданском форуме 21-22 ноября 2017 года.

Участники дискуссии напрямую связывали будущие совершенствование и реконструкцию экономики России с требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

На сегодняшний день процессы появления и развития городской агломерации хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления.

Из-за отсутствия законодательной базы, имеется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования.

Это порождает излишнее количество разнообразных методик и споров, касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет качественное изучение проблем и перспектив городских агломераций.

Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.

В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов.

Решение этих и многих других проблем, можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему.

Борис Скупов

«Развитие агломераций – это не только комплексное освоение территорий, но и формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней»

(Министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев)

Исходя из логики государственного управления под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием меж селенных территорий и ресурсов.

В посткризисное время актуальность развития агломераций в России усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.

Агломерирование городов – естественный путь урбанизации. С овременное государство не может игнорировать происходящие изменения и оставаться в стороне от этого процесса

Критические проблемы, решаемые в ходе развития агломераций:

  • Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития.
  • Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций.
  • Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков.
  • Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.

Все входящие в агломерацию муниципальные образования приобретают возможность участия, в общем, более крупном проекте и получения благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.

Импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людских ресурсов. Анализ мировой практики урбанизации показывает, что такие центры формируются там, где средняя плотность составляет 350 чел/кв.км. Малолюдные российские пространства не могут продуцировать такие импульсы и одновременно не могут являться надежным рынком сбыта отечественных товаров и услуг. Напротив, развитый рынок может существовать только на высоко урбанизированных территориях, составляющих каркас системы расселения в стране.

В российском правовом поле отсутствует понятие агломерации.

И это при том, что агломерационная практика в России значительно опережает теорию. Правовое оформление агломераций формирует вызовы для ряда сфер государственного управления:

  • административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
  • разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
  • пространственное планирование (в части сочетаний и взаимоувязок документов стратегического и территориального планирования);
  • организация бюджетного планирования.

Развитие агломераций – задача федерального масштаба .

Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Такие стратегии утверждены в 2010—2011 гг. для всех федеральных округов Российской Федерации.

Перспективная локализация агломераций в стратегиях округов:

Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона Хабаровская и Иркутская.

Стратегия Сибири — ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск.

Стратегия Уральского федерального округа — агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.

Стратегия Приволжского федерального округа — Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации.

Стратегия Южного федерального округа — перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.

Стратегия Центрального федерального округа — Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.

Стратегия Северо-Западного федерального округа — агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда – Череповец».

Если говорить об агломерации как о системе комплексного развития сопряженных, связанных друг с другом территорий, как о форме организации взаимодействия соседних муниципалитетов, то речь может идти не только о крупных городах, но даже о сельских населенных пунктах.

Агломерация должна рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса.

Пространственные модели агломераций

Выделяют несколько типов (моделей) пространственного развития городских агломераций.

  • Моноцентрическая модель.
  • Рассеянная модель
  • Лучевая модель (линейная).

Моноцентрическая модель.

Развитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель имеет много преимуществ в отношении максимально эффективного создания сетей транспорта и инфраструктуры. Также она позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости. Однако в данной модели не учитываются

коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации, которые изолированы и менее значимы в экономическом плане при этом будут

Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанных между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели, но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации.

Рассеянная модель

Развитие города сопровождается развитием ряда не связанных между собой объектов.

Лучевая модель (линейная).

Развитие города вдоль транспортных коридоров с образованием в каждой из них «лучей» развития, тесно связанных с главным городом, но совершенно необязательно – между собой.

Лучевая модель более пригодна для бурно развивающихся мегаполисов (поскольку данная модель дает возможность быстрого развития вдоль мощных транспортных коридоров).

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию свое окружение.

В агломерации должны быть выделены оптимальные территории :

  • для жилищного строительства;
  • для садово-дачного строительства;
  • для размещения производства;
  • для ведения сельского хозяйства и размещения производства по переработки с/х продукции;
  • для организации зон отдыха (территории, имеющие рекреационный потенциал);
  • для размещения кладбищ;
  • для размещения полигонов ТБО.

Проектируем пространство для будущего!

Конфликтология и конфликты

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

Я училась в Москве, которая является ядром Московской агломерации. Я знала, что вокруг Москвы скучковались другие города, но почему они вдруг стали частью агломерации, понятия не имела.

Понятие «агломерация»

Под агломерацией стоит понимать некий тип урбанизации, при котором скапливаются населённые пункты, близкие территориально, имеющие экономические связи, общую инженерную инфраструктуру, транспортную сеть, техническую и социальную базы, культурные и производственные отношения.


Структура агломерации

В таком масштабном образование как агломерация различаются принципиально отличающиеся зоны. Скромная по размерам территория, являющаяся административным, деловым и культурным центром образования, является историческим ядром города. Оно с близлежащими интенсивно застроенными территориями представляет центральную зону. Территория старого пригорода, которая превращается в деловые кварталы, именуется внешней зоной города. Спальные районы, промышленные зоны объединяются в многоэтажные массовые застройки. Пригородными считаются развивающиеся территории, отдалённые от ядра.


Этапы формирования агломераций

Формирование подобных образований происходит в 4 этапа:

1. Агломерация - конгломерат урбанизированных территорий, которые располагаются близко и объединены производственными связями. Отсутствует единый рынок земли, труда, недвижимости. Такие не до конца сформировавшиеся объединения можно называть «индустриальными».

2. Усиливаются маятниковые миграции в сторону центра агломерации. Появляется единый рынок труда.

3. Этап развитой агломерации. Появляется функционально связанное пространство, образуется единый рынок, и теперь ряд функций ядра образования перемещается на периферию, города-спутники. На этом этапе развиваются пригороды. Агломерация трансформируется в важную единицу в территориальной структуре экономики на национальном уровне.

4. Этап встраивания в глобальные экономические процессы. Это стадия постиндустриальной агломерации. Развивается интеллектуальная городская инфраструктура.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А. А. Крубера, и «аггломерация» М. Г. Диканского, и «экономический город» В. П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н. В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е. Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е. Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю. Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города».

По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района».

Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.



Публикации по теме