К какому стилю относится послание президента рф. Одиннадцать главных тезисов послания президента

Послание президента РФ Федеральному Собранию является конституционной обязанностью главы государства - по закону, он должен выступать с таким обращением ежегодно. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями. В своём выступлении глава государства определяет важнейшие направления развития российского государства и общества.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения, кроме того, послание является как бы визитной карточкой самого главы государства, которая много может сказать не только о манере публичных выступлений президента, но и о его создаваемом в глазах граждан имидже. Ведь общество, как известно, склонно не только слушать речь Президента, на и наблюдать за тем с какой интонацией он говорит, во что одет, какие примеры приводит он в своей речи, уверенно ли говорит и т.п. Тщательно анализируют структуру специалисты различных уровней не только России, но и зарубежных стран: политики, социологи, журналисты - поэтому выступление Президента должно быть настолько безукоризненно, чтобы не вызвать критику филологов в неграмотности или неправильности употребления слов; стилистов - в стиле поведения и т.п.

Традиционно содержание послания заранее не оглашается. Обычно документ на две трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.

Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, согласно мнениям президента, являются приоритетными и каков механизм их решения. Документ обычно на 2 трети посвящен положению дел внутри страны и на треть - международной проблематике.

Послание президента РФ Федеральному Собранию оглашается на совместном заседании палат и не обсуждается.

Президент РФ В.В. Путин впервые выступил с обращением к Федеральному Собранию с посланием 8 июля 2000 г. В нем глава страны определил преимущества государственной политики Российской Федерации . В своем послании 3 апреля 2001 г. В.В. Путин в числе приоритетов поставил разграничения полномочий между центром и регионами, судебную реформу, изменение в соответствии с современными требованиями пенсионного и трудового законодательства . 18 апреля 2002 г. послание президента РФ большей частью было посвящено проблемам и задачам экономической политики. . Ежегодное послание 16 мая 2003 г. было посвящено, в основном, проблемам национальной безопасности, повышения качества жизни и благосостояния граждан РФ. В экономической части обращения президент Российской Федерации выделил следующие центральные темы: удвоение ВВП за десятилетие, достижение полной конвертируемости рубля, борьба с бедностью и административная реформа.

В седьмой и последний раз президент России Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. Глава государства заявил, что это обращение - последнее, и в следующем году перед депутатами и сенаторами предстанет другой президент. То, о чем говорил Путин, по оценкам многих специалистов, не стало его политическим завещанием, а скорее планом действий на ближайшие годы. Большинством петербургских политиков послание главы государства было оценено положительно.

Дмитрий Медведев на посту президента выступал с посланием пока только два раза - в 2008 и 2009 годах. Естественно, ему пришлось пройти испытание сравнением с предыдущим Президентом В.В. Путиным. После выступления большинство слушателей отметило, что речь Медведева более эмоциональна, чем речь Путина, но менее «задиристая» и более рациональная риторика, Медведев предпочитает более содержательную стилистику.

Сравнивали и внешний облик двух гав государства, бывшего и пришедшего ему на смену. Внешность В. Путина расценивается как интеллигентная, приятная, корректная, и располагающая к себе. Многие отмечают чрезмерную мимику лица и неумение бывшего президента контролировать свои жесты. Переваливающаяся походка и звучная фамилия закрепляют за ним прозвище «Бурый».

Медведев также вызвал в целом положительные отзывы. Журналисты сразу же отметили, что Медведев отлично справляется с двумя важнейшими обликами президента: «лицо державы» в безупречном деловом костюме и «простой человек», близкий к народу, в джемпере домашней вязки. Именно такой является и речь Президента: где-то она является строго официальной, а где-то в ней добавлены нотки публицистического текста. Возможно, поэтому критики обвиняют Президента в бессодержательности и чрезмерной серьезности, неоправданном многословии и использовании канцеляризмов.

Официально-деловой стиль нужен для точной и однозначно интерпретируемой передачи информации. Но при обращении к широкой аудитории он неприемлем, поскольку увеличивает дистанцию между говорящим и слушающими, затрудняя восприятие и скрывая индивидуальность. Как отмечают критики, обилие терминов, тяжеловесных слов, отсутствие динамики и эмоций в речи косвенно свидетельствуют о низкой квалификации говорящего.

Любимым словом Дмитрия Анатольевича всегда было слово «мероприятия». Однажды он ухитрился произнести его пять раз в четырех не очень длинных предложениях: «Сегодня плановое мероприятие. Мы подводим итоги тем мероприятиям, которые прошли в связи со столетием реформ Петра Аркадьевича Столыпина, которое отмечается в нашей стране. Согласованная программа соответствующих мероприятий полностью реализована, хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в этих мероприятиях, конференциях, различного рода встречах, памятных акциях, которые проходили на территории нашей страны».

Важно и то, что все эти мероприятия получили надлежащий общественный резонанс»… Слово и вправду хорошее: длинное, солидное, не обозначающее ничего определенного. Данный факт был отражен в прессе, а также на многочисленных форумах в Интернет-сети.

В Послании Федеральному Собранию в 2009 году данное слово практически не употреблялось, что говорит о том, что Д. Медведев анализирует критику и старается обходить все острые углы.

Однако журналисты все равно нашли огрехи в речи Президента: любимое слово - «соответствующие». Это было произнесено Дмитрием Медведевым восемнадцать раз во время интернет-конференции, и все восемнадцать раз оно было лишним: то какой-то «соответствующий школьный медпункт», то уровень цен оказывался выше «реальных потребностей в соответствующих жилых помещениях, соответствующей недвижимости». В Послании данное слово также присутствует и не всегда к месту…

К сожалению, стремление сказать более длинно то, что можно было бы сказать просто и ясно, часто заводит политиков в языковые дебри, к сожалению, это касается и Президента.

Журналисты отмечают и то, что в своей речи Дмитрий Медведев использует жаргонные слова: «дурной поток денег», «эффект уйдет в свисток», «закрыть проблему», «линейка жилья», «цена никакая», «переход к цифре», «кривая система финансирования», «сказать по стационару», «задран выше всякой меры», «работодатели дадут сигнал». Однако следует отметить, что в анализируемом Послании никаких жаргонизмов не наблюдалось.

Таким образом, следует отметить, в речи действующего Президента в России есть некоторые огрехи: канцеляризмы, жаргонизмы, лексические ошибки. При анализе Послания 2009 года данные моменты выделены не были, видимо, по той причине, что данная речь была тщательно подготовлена.

Дмитрий Медведев впервые выстроил свое выступление в жанре диалога с общественностью. Президент неоднократно цитировал выдержки из обращений и писем граждан, а также подчеркивал важность обратной связи. Что касается содержательной стороны послания, то, пожалуй, новым было лишь упоминание об избыточном количестве часовых поясов как препятствии на пути эффективного управления страной. Одним словом, главный смысл Послания - модернизация во всех сферах общества. Конструкция речи Президента в целом такая же, как и в прошлом послании: к сожалению, много лишнего, несущественного, всего лишь несколько улучшений.

Можно отметить, что Послание Федеральному собранию - это все-таки традиционная речь, конструкция которой всегда однотипна. Различными являются лишь расположения фраз и новые термины. Как отмечают журналисты, это термины «модернизация и инновации». К сожалению, еще раз хочется подчеркнуть, что новым в рассматриваемом послании является лишь предложение о сокращении часовых поясов.

Новым в речи Президента был лишь тон: твердый, в меру агрессивный без использования метафор. От стилистики традиционных посланий осталась лишь неопределенность и недосказанность, а также некая невнятность. Ясно было лишь одно: своим посланием президент хотел сказать, что он современный лидер, который намерен предпринять меры для вывода страны из кризиса.

Следует отметить, что Послание не содержит большого количества чисел и цифр. Оно посвящено ценностям и принципам и является поводом поговорить о свободе, справедливости, демократии.

Послание можно назвать оптимистичным, указывая на существующие проблемы Д. Медведев уверен в том, что мы сможем их преодолеть.

Очень сильный демократический заряд в послании - говорится о существенном улучшении избирательной практики, обеспечении равенства политической конкуренции. Поразительный по пафосу в хорошем смысле этого слова и по духовной силе финал выступления Медведева.

Иностранные СМИ отмечают, что Российский Президент пытается «разбудить» людей, прямо говоря о том, что в стране есть проблемы. Президент призывает изменить Россию и обращается, прежде всего, к молодому поколению, делая это эмоционально и с критикой власти. Это особенно удивляет зарубежную прессу, так как Д. Медведев призывает народ критиковать власть.

Социологи и политологи в России почти единогласно отмечают, что ничего нового Президент не высказал, кроме предложения сократить число часовых поясов в России.

Следует заметить, что призыв Медведева применять высокие технологии, которые могли бы принести России процветание - верный призыв. Но, прежде чем технологии изменят страну, следует изменить механизмы управления страной. Кроме того, многие политики отмечают, что резонным является призыв Медведева к новым технологиям, однако поручений к Правительству России слишком много, а срок очень мал.

Вместо того, чтобы предложить реальные шаги к модернизации всех сфер общества, а также проведению реформ, Медведев говорил о будущих высоких технологиях, которые, по-видимому, не решат проблему.

Также Президент России высказал десять тезисов, направленные на развитие политического устройства нашей страны. В будущем партийная жизнь должна стать более открытой и активной. Президент также внес предложения, направленные на изменение избирательного законодательства.

Немалая часть послания 2009 года посвящалась проблемам социального характера различных свойств. Одним из акцентов этого раздела является помощь тем, кого особо остро затронули последствия экономического кризиса.

Важную роль Д.А. Медведев обратил внимание на необходимость формирования принципов здорового образа жизни среди населения. Это важная задача, которую должны решать сообща президентская сотня кадрового резерва, общественно-молодежная палата и депутаты-спортсмены.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи Послания Президента не вносят каких-то определенных и радикальных новшеств. Послание является стратегическим планом государства и опирается на уже давно сформулированную политику. Некоторые цели и критерии достижения этих целей, конечно, меняются, но кардинальных изменений в речи Д. Медведева не высказано. Таким образом, Послание просто дополняет известную статью под названием «Россия, вперед!» и не является новой политической программой.

Если мы обратимся к проблематике посланий президентов в 2000-2009 г., то сможем проследить общие и отличное в разных сферах.

Экономическая сфера

В 2000 г. Президент В.В. Путин обозначил в своем послании следующие проблемы: слабая экономическая система; неэффективное участие государства в экономике; значительная часть российской экономики до сих пор в тени; чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга; коррупция; сырьевая направленность экономики; отсутствие ориентированности на инновации; предприятия остаются неконкурентоспособными; деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным; высоки предпринимательские риски; неразумный уровень налогообложения; большой государственный долг.

В 2001 г.: неблагоприятный деловой климат; высокие риски неисполнения контрактов; права собственности плохо защищены; неразвитость финансового рынка; коррупция; прогрессирующее экономическое отставание; изношенное коммунальное хозяйство.

В 2002 г.: экономика недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса

В 2003 г.: экономический фундамент неустойчив и слаб; большинство отраслей экономики неконкурентоспособны; монополисты душат конкурентный сектор экономики.

В 2004 г.: низкая мобильность населения.

В 2005 г.: стремление к экономическому успеху; повышение доходов бюджетников в реальном выражении в течении трех лет на менее чем в 1,5 раза; проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства (укрепление гражданского оборота, легализация в упрощенном порядке принадлежащих гражданам фактически объектов жилой недвижимости, развитие Юга России (развитие экономики, создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, содействие развитию деловой активности населения); отмена налога на имущество, переходящее в порядке наследования.

В 2006 г.: низкий уровень доверия граждан к крупному бизнесу; долгое решение вопросов о создании государственных холдингов.

В 2007 г.: становление свободного и социально ответственного предпринимательства; привлечение частных инвестиций; устранение инфраструктурных ограничений роста; развитее инновационной экономики; повышение эффективности использования природных ресурсов; модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

Проблемы, затронутые Д.А. Медведевым в экономической сфере в 2008 г.: мировой экономический кризис; бедность; безработица; в 2009 г.: развитие и внедрение высоких технологий.

Социальная сфера

В.В. Путин в 2000 г.: обозначил следующие проблемы в данной сфере: демографические проблемы - убыль населения; система социальной поддержки распыляет государственные средства.

В 2001 г.: уровень жизни граждан остается пока крайне низким; проблема государственного масштаба - неприемлемое состояние общественного здравоохранения и экологии, слабое развитие медицинской науки.

В 2002 г.: улучшение качества услуг ЖКХ при одновременном снижении затрат на их предоставление; передать права распоряжения бюджетными субсидиями ЖКХ самим гражданам; обеспечение доступности жилья для граждан; здравоохранению необходима модернизация; организация проведения переписи.

В 2003 г.: численность населения продолжает падать - высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, распространение «новых» эпидемий, включая наркоманию и СПИД; четверть российских граждан имеет доходы ниже прожиточного минимума; уменьшение темпов социального развития; суммарный годовой объем социальных обязательств государства практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России.

В 2004 г.: низкий уровень и продолжительность жизни; низкая мобильность населения; неэффективность отечественного здравоохранения.

В 2005 г.: острейшая демографическая ситуация (высокая смертность и низкая рождаемость); дорожно-транспортные происшествия; алкоголизм и наркомания; низкий уровень общественной нравственности и культуры; нелегальная миграция.

В 2006 г.: демографические проблемы.

В 2007 г.: демографические проблемы; дорожно-транспортные происшествия.

Президент Медведев в 2008-2009 гг. отметил такие проблемы: нелегальная миграция, недостаточно активная социальная политика в условиях кризиса, необходимость формирования у населения позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Политико-правовая сфера

Проблематика послания В.В. Путина в 2000 г.: буква закона и реальная жизнь далеки друг от друга; не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти; центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой; повсеместно разворачивается борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов за полномочия; криминал.

В 2001 г.: противоречивая и невнятная законодательная база в арбитражной практике; в гражданском, уголовном и муниципальном законодательстве неэффективное распределение бюджетов муниципальных образований; борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов; сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата.

В 2002 г.: громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат; принятые законы часто противоречат друг другу; низкое качество законодательной базы местного самоуправления; недостаточность собственной доходной базы местного самоуправления; нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти; коррупция; высокий уровень преступности.

В 2003 г.: политическая система развита недостаточно; государственный аппарат малоэффективен; механизмы финансирования политических партий остаются для избирателей «тайной за семью печатями».

В 2004 г.: не все неполитические общественные организации ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

В 2005 г.: коррумпированность, безответственность и непрофессионализм чиновников и судей; нарушение прав предпринимателей; рэкет со стороны государственных структур; рост преступности; споры в распределениях полномочий между государственными органами субъектов РФ в процессе их объединения; угроза террористической агрессии на территории РФ.

В 2006 г.: коррупция, террористическая угроза; межконфессиональное противостояние; низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти.

В 2007 г.: развитие демократических институтов и процедур; формирование дееспособного гражданского общества; строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьба с коррупцией и терроризмом; модернизация правоохранительных органов; повышение влияния партий на формирование демократической власти; рост конкуренции между партиями; улучшение качества российской политической системы.

В послании президента Д.А. Медведева основные политические проблемы 2008-2009 гг.: массовый правовой нигилизм; коррумпированность чиновников; правовая неурегулированность земельных отношений.

Сфера международных отношений

В 2000-2007 гг. В.В. Путин в своем послании отмечал следующие проблемы в данной сфере: Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира; неверное трактование мировым сообществом внутренних политических действий России; терроризм угрожает миру и безопасности наших граждан; ядерное оружие продолжает распространяться по планете; наркоугроза; в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления, укрепление государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм», укрепление роли России в международных делах; рост влияния русского языка и российской культуры; укрепление общего гуманитарного пространства в рамках СНГ; взаимодействие со странами СНГ в области нанотехнологий; повышение эффективности работы с соотечественниками за рубежом, широкое использование хорошо зарекомендовавших себя форм сотрудничества по линии гражданских обществ; укрепление интеграционных процессов в ЕврАзЭС и в Шанхайской организации сотрудничества; развитие отношений с ЕС; объявление моратория на исполнение Россией положений договора ДОВСЕ; построение Союзного государства Россией и Белоруссией; развитие партнерских отношений с Евросоюзом.

Д.А. Медведев обозначил в 2008-2009 гг. такую проблематику: взаимодействие с США, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными странами по вопросам реформирования мировой политической и экономической системы; содействие приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию, укрепление правовых основ международных отношений; формирование полицентричной международной системы; утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций; постоянный диалог партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры; активизация действий во внешнеэкономической политике; наращивание диверсифицированных связей с членами ЕврАзЭС и другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнёрами; нераспространение ядерного оружия и снижение риска неблагоприятных техногенных изменений климата.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в целом, Д.А. Медведев продолжает обозначать линию проблем, затронутых В.В. Путиным, особенно в сфере международной политики, здесь оба президента практически повторяют друг друга. В области социальной политики В.В. путин делает упор на решение острых социальных проблем и демографических, Д.А. Медведев также отмечает необходимость повышения уровня рождаемости, но вместе с тем говорить больше о необходимости поддержки населения в связи с обстановкой кризиса в настоящее время. В политике оба президента сходны в том, что низка политическая культура граждан, но высока коррумпированность в рядах государственных чиновников, Д.А. Медведев очень резко ставит проблему необходимости жесткой борьбы с коррупцией.

Стиль речи, который обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере

A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, который выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую функции
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, который является наиболее полным выражением всего национального языка в целом
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный
*****
Стиль речи, основная функция которого передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний
A) Официально-деловой
B) Публицистический
C) Научный
D) Разговорный
E) Художественный

1. Выберите правильное определение.

А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.

В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста

2. Выберите правильное определение.

А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?

А. разговорный

Б. официально-деловой

В. художественный

4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

А. научный

Б. разговорный

В. публицистический

5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

А. официально-деловой

Б. разговорный

В. публицистический

6. Что характерно для художественного стиля речи?

А. объективность в изображении

20. Слова исходящий, заслушать, входящий, подтверждаем, квартиросъемщик относятся к стилю а) научному; б)

публицистическому;

в) разговорному;

г) официально-деловому.

22. Следующие жанры лекция, диссертация, учебник, реферат, доклад относятся к стилю:

а) разговорному

б) публицистическому;

в) научному;

г) официально-деловому.

23. Недостатком языка и стиля документов является

А) однозначность используемых слов и терминов;

б) соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм;

в) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

г) смысловая достаточность и лаконичность текста.

24. В научном стиле речи нельзя выделить следующий подстиль

А) научно-популярный

б) научно-учебный;

г) научно-демократический;

д) собственно научный (академический).

1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите стиль этого текста. Язык это продукт общественно

й деятельности это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во первых для того что (бы) люди м_гли обмен_ваться мыслями при всякого рода совмес_ной деятельност_ (то) есть он нуж_н как сре_ство общения.

(Во) вторых язык нужен для того что (бы) сохр_нять и закр_плять ко_лективный опыт ч_ловечества, дост_жения обществе_ной практ_ки. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом (з, с)делал сформулир_вал этот закон в сл_вах, выр_з_л свою мысль так что она стала д_ступной для пон_мания и его совреме_никам и нам д_леким п_томкам. Когда вы учитесь в школе вы усва_ваете дост_жения обществе_ного опыта по учебникам где необходимые свед_ния изложе_ы в языковой форме.

Наконец (в) третьих язык нужен для того что (бы) ч_ловек мог с его помощ_ю выр_з_ть свои мысли чу_ства эмоции. Например в стихах ч_ловек передает самые сокрове_ные мысли чу_ства переж_вания. И все это благодаря языку.

Без языка не было (бы) самого ч_ловека потому что все то что есть в нем ч_ловеческого связа_о с языком выр_жается в языке и закр_пляется в языке.

2.Определите жанр и стиль речи, охарактеризуйте речевые средства, использованные в тексте. Отредактируйте текст в соответствии с требованиями стиля.

«У нас очень много проходило мероприятий. Мож­но сказать, что слишком даже много. Почти каждый день про­ходило мероприятие. И каждый раз после мероприятия мы готовились уже к следующему. Первое ме­роприятие, которое у нас было, – это намеченное открытие лагеря. Весело очень было. Потом у нас проходили такие меро­приятия, как КВН с первым и со вторым отрядом. Иног­да бывает так, что на мероприятия ребята отлынивают как-то, а здесь все ребята абсолютно, мальчишки все были. На «Огоньке» у нас выступали мальчики с номерами ху­дожественной самодеятельности: исполняли танец «Ле­бединое озеро». Этот танец они сначала классно исполняли на КВН. Мне лично понравился танец девочек. Потом по­шли просматривать территорию лагеря от и до. Ознакомились с постройками».

УДК 81’27

ББК Ш100.3 ГСНТИ

Т. И. Стексова Новосибирск, Россия

«послание президента»

КАК ЖАНР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Анализируется институциональный речевой жанр «послание президента» на примере сопоставления коммуникативных особенностей посланий двух президентов (Н. Назарбаева и Д. Медведева).

Ключевые слова: политическая коммуникация; речевой жанр; жанрообразующие признаки; послание президента.__________________________

16.21.27 Код ВАК 10.02.19

Т. I. Steksova Novosibirsk, Russia

«president’s address» as a genre in political communication

Abstract. Institutional speech genre «president’s address» is analyzed on the basis of comparison of communicative peculiarities of the addresses pronounced by two presidents (N. Nazarbaev and D. Medvedev).

Key words: political communication; speech genre; genre-creating signs; president’s address.

Place of employment: Novosibirsk State Pedagogical University.

Институт филологии, массовой информации и психологии.

Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет.

Контактная информация: Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

e-mail: [email protected].__________________________________________________________________________

Статья основана на докладе, прочитанном на Международной научной конференции «Коммуникация как предмет междисциплинарных исследований: научные теории и социальная практика» (Калининград, 17-19 мая 2012 г.)

Как отмечают современные исследователи, изучение политического дискурса - как его тематики, так и особенностей политического языка и используемых дискурсивных практик - относится к наиболее актуальным задачам политологии и политической лингвистики [Баранов, Михайлова, Сатаров, Шипова 2004]. Как известно, предметом изучения политической лингвистики является речевая деятельность, направленная на пропаганду, эмоциональное воздействие на граждан страны, пробуждение политической активности. Разработка новых методов анализа политических текстов и их применение позволяют получать адекватные данные о состоянии общественного сознания, о доминирующих политических установках на актуальные общественно-политические проблемы. В политической коммуникации язык становится инструментом влияния и манипулирования, важнейшим средством категоризации, а тем самым и понимания политических феноменов. Можно предположить, что в политической коммуникации нейтральное использование языка в принципе невозможно. Именно поэтому, как справедливо отмечает Е. И. Шейгал, власть как в абстрактном смысле, так и в значении «конкретные представители власти» нередко выступает в качестве объекта осмысления, интерпретации и критики [Шейгал]. Поскольку всякая власть создает свою речевую практику,

играет в свою «языковую игру», для изучения политического дискурса важен анализ «языка власти», или «дискурса власти».

Р. Блакар подчеркивает, что люди с разными позициями во власти имеют разные возможности по овладению более продвинутыми лингвистическими механизмами, и тот, кому принадлежит наибольшая власть, может в любой момент решить, какой лингвистический механизм наиболее полезен. Следовательно, тот, кто обладает властью (положением), в значительной степени определяет употребление и значение слов и выражений (инструментов власти). Говоря о языке как инструменте социальной власти, Р. Блакар имеет в виду присущую языку способность к структурированию и воздействию (выбор выражений, осуществляемый отправителем сообщения, воздействует на понимание получателя). Исследователь выделяет шесть «инструментов власти», имеющихся в распоряжении отправителя: 1) выбор слов и выражений; 2) создание (новых) слов и выражений; 3) выбор грамматической

формы; 4) выбор последовательности; 5) использование суперсегментных признаков; 6) выбор имплицитных предпосылок [Блакар 1987]. К этому перечню можно добавить и выбор речевого жанра.

Как известно, в некоторых видах дискурса существуют определенные жанры, доступные только для «профессионалов»,

субъектом которых не может быть «клиент»: проповедь - для священника, лекция - для преподавателя, приговор - для судьи и т. д. К ним относится большинство жанров политического дискурса (публичная речь политика, парламентские дебаты, партийная программа, все жанры президентской риторики и др.).

Одним из жанров политической коммуникации является послание президента. Под посланием словари понимают «письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому (или к другой организации) по какому-нибудь важному государственному, политическому вопросу». Жанр послания президента получил распространение в новейшей истории России. Этот жанр носит институциональный характер, т. е. говорящий «выступает как представитель определенного социального института и как носитель определенного социального статуса, что предопределяет соблюдение установленных статусно-ролевых и ситуационно-коммуникативных норм» [Чудинов 2012: 54].

Для анализа мы взяли послания президентов Казахстана (2011 г.) и России (2010 г.). Такой выбор не случаен. Сравнение посланий президентов России и, скажем, главы США, Великобритании или Франции позволило бы выявить национальную специфику политического текста, разграничить «свое» и «чужое». Кроме того, перевод иноязычных текстов так или иначе отражает политические и языковые пристрастия переводчиков. Послание президента Казахстана написано на русском языке, Казахстан и Россия принадлежат к одному постсоветскому пространству, близки по многим параметрам, включая общие проблемы. Тем интереснее сравнивать не столь культурно отдаленные тексты.

Воспользовавшись моделью Т. В. Шмелевой [Шмелева 1997], выявим жанрообразующие признаки и сопоставим их реализацию в двух посланиях.

Как показал анализ языкового материала, жанр послания является сложным, включает в себя другие, первичные речевые жанры и потому полиинтенционален, т. е. совмещает в себе информативный и императивный компоненты. Однако соотношение этих компонентов в анализируемых посланиях различается. Так, послание президента Казахстана прежде всего носит информативный характер, причем информация касается трех временных планов - сообщается, что сделано, что делается и что планируется: Мы ввели в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечили постоянной работой

около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка восьмиста различных производств. Мы начали процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершили рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге. Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч - на период строительства. К 2015 году будет построено 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник.

Императивная составляющая послания проявляется через речевой жанр поручения. Президент дает поручения правительству: В целях развития несырьевых секторов поручаю Правительству разработать и утвердить Комплексный план энергоэффективности. Поручаю Правительству вместе с акимами до 1 мая этого года разработать и принять принципиально новые программы. Поручаю Правительству совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы до 1 мая 2011 года разработать принципиально новую программу по обеспечению занятости населения. Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам.

Характерно, что президент Казахстана в своем послании использует модальность необходимости, а не долженствования. Это приводит к осознанию поставленных задач как задач, решение которых объективно нужно всем жителям страны: В рамках,Дорожной карты“ в 2009 и 2010 годах мы провели большую работу по ремонту объектов ЖКХ. Эту работу нужно продолжить. Необходимо провести масштабную модернизацию систем водо-, тепло-, электро-и газоснабжения, а также обеспечить создание оптимальной модели жилищных отношений. Теперь всё зависит от того, как Правительство и местные органы власти исполнят эти задачи, как будет организована эта работа. Это минимум того, что нужно сделать в ближайшее десятилетие.

Послание президента России также выполняет информативную функцию, причем чаще всего информация касается настоящего, которое, правда, сравнивается с прошлым: Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это

около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

В целом в данном послании доминирует императивная функция, которая проявляется в использовании модальности необходимости: Необходимо провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников. Особое внимание нужно уделить вакцинопрофилактике, доступности для детей и подростков качественных лекарственных препаратов и ранней диагностике у них туберкулеза, онкологических и иных опасных заболеваний. На эти цели также нужно направлять необходимые средства. Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции. В-третьих, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Однако более частотной для данного послания является модальность долженствования: И местные администрации, и органы надзора должны заранее, то есть практически сейчас, позаботиться о подготовке к следующему летнему сезону. Этими вопросами должны заниматься и Уполномоченные по правам ребенка, которые есть уже в 58 регионах нашей страны. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные, и муниципальные органы. В приведенных примерах долженствующий субъект назван. В других случаях не оговаривается, кто должен выполнить названное: налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач.

В подобных случаях, как и в примерах с модальностью необходимости, за счет использования пассивных конструкций с устранением субъекта высказывание приобретает статус декларации, а не конкретной постановки задачи. Более того, некоторые высказывания президента нацелены явно не на того адресата: В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего - видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов - это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Членам Федерального собра-

ния сообщается, что разработкой проекта школы будущего должны заниматься учителя, ученики и их родители, следовательно, федеральная власть в этом деле может самоустраниться, снять с себя всякую ответственность за проблемы образования.

Кроме того, в послании встречается жанр поручения: Поручаю Правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации... Я поручаю начиная с 2011 года проводить их (детей - Т. С.) углубленную диспансеризацию... Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию... Я поручаю Правительству подготовить предложения на эту тему. Я поручаю главам субъектов Федерации ежегодно предоставлять доклады об экологии в их регионе. В отличие от поручений Н. Назарбаева, поручения Д. Медведева носят более абстрактный характер, не имеют четко сформулированную задачу и сроков исполнения.

Жанр обещания не очень популярен в тексте послания президента. Встречается один пример: Исполнение этих поручений я продолжу контролировать лично, - который можно интерпретировать как обещание.

Сравниваемые тексты являются посланиями президентов республик, т. е. говорящие равны по статусу. Как известно, тексты посланий, как и других политических документов, пишутся не самими президентами, а по их заданию целой группой специалистов. Тем не менее следует согласиться с мнением А. П. Чудинова, утверждающему, что, озвучивая или подписывая политический документ, президент берет на себя ответственность за его содержание. Такие тексты исследователь предлагает называть текстами со смещенным авторством [Чудинов 2012: 74-75]. Для адресатов политической коммуникации более значима, актуальна точка зрения президента, а не его помощников, поэтому текст воспринимается как принадлежащий именно президенту. Соответственно оба анализируемых текста одинаковы с точки зрения фактора автора: в обоих автор смещенный.

Однако адресаты разбираемых посланий различаются: президент Казахстана обращается к «народу Казахстана», а президент России - к «Федеральному собранию». И если в первом случае используются обращения «уважаемые казахстанцы», «дорогие казахстанцы», то во втором только один раз встретилось обращение «уважаемые граждане России!», в остальных случаях - «уважаемые депутаты и члены Совета Фе-

дерации», «уважаемые коллеги», «дорогие друзья». В связи с этим разное наполнение получает местоимение «мы» в устах президентов. Н. Назарбаев, используя это местоимение, включает себя в сообщество казах-станцев, мы - это жители республики. Знаменателен в этом отношении подзаголовок послания: Построим будущее вместе! Поэтому при постановке задач Н. Назарбаев, используя местоимение мы, объединяет себя, властные структуры и весь народ Казахстана: Если мы хотим жить лучше и богаче, мы обязаны выполнить эту работу. Этим и определяется, в частности, выбор модальности необходимости: нам надо что-либо сделать всем вместе!

Для Д. Медведева мы - это представители федеральной власти: Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение закона „О полиции“... Жанр благодарности в его послании адресован только представителям власти: Еще раз хотел бы поблагодарить всех, кто участвовал в обсуждении этих инициатив, всех депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Не случайно появляется местоимение они, которое объединяет народ России и представителей местной власти и противопоставляет их федеральной власти. Ср.: Именно поэтому наряду с развитием законодательства о судебной системе, что мы делали и продолжаем делать, мы начали проведение реформы МВД. / ...региональные и муниципальные руководители обязаны готовиться к эффективной реализации этих новых актов. В них действительно много нового. При этом не прятаться по кабинетам и наблюдать за тем, как на их территории растет и наглеет криминал. Они должны делать всё, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких, не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство. Не случайна модальность долженствования: они должны! Противопоставление мы - они представляется закономерным, отражающим реальное отношение власти России к народу.

О том, что местоимение мы, с его богатыми возможностями в сфере концептуализации и оценочной интерпретации действительности, имеет давние традиции использования в разных видах так называемой манипулятивной коммуникации, писала И. Ю. Гранева. В своей работе она иллюстрирует употребление мы для языковой манипуляции осознанным обыгрыванием в следующем старом анекдоте: Генеральный Секретарь ЦК КПСС выступает с речью: / - Через двадцать лет мы будем жить при коммунизме! / Реплика

из зала:/-А мы? [Гранева 2010].

С точки зрения диктумного содержания послания президентов Казахстана и России также имеют различия. Текст Н. Назарбаева четко структурирован, делится на две основные части: 1) ускоренная экономическая модернизация; 2) социальная модернизация - новая социальная политика. Во второй части выделяются следующие подразделы:

2.1)образование;

2.2) здравоохранение;

2.3) развитие языков;

2.4) новая стратегия занятости;

2.5) модернизация ЖКХ;

2.6) качественная питьевая вода;

2.7) повышение доходов - новое качество жизни.

Как видим, темы, затронутые в послании, - это актуальные конкретные вопросы, волнующие народ страны. Это понятно, ведь послание Н. Назарбаева, напомню, адресовано всем казахстанцам.

Послание Д. Медведева представляет собой сплошной текст, структурно не расчлененный на какие-либо части. Конечно, в нем также можно выделить определенные темы, а именно:

Итоги 2010 года;

Демография;

Качество и доступность здравоохранения, здоровье детей;

Поддержка молодых и многодетных семей;

Защита детей;

Развитие системы образования;

Защита окружающей среды;

Модернизация политической системы, качество работы органов власти;

Безопасность и уголовное законодательство;

Борьба с коррупцией и система госзакупок;

Модернизация Вооруженных Сил;

Внешняя политика;

Отдельные поручения Правительству, Администрации президента и руководителям регионов.

Как видим, тематика этого послания шире, оно дополнительно затрагивает вопросы внешней политики и работы органов власти всех уровней. Это обусловлено тем, что президент обращается к представителям власти, в ведении которых находятся данные вопросы. Однако неструктурированность текста заставляет президента использовать следующие конструкции: Отмечу также и то, что... Еще одна тема. Прежде всего о мерах... Серьезной проблемой... Поистине

страшная проблема.......Не могу не сказать

еще об одной проблеме. Особо отмечу зна-

чение... Завершая тему, подчеркну, - и под.

В плане языкового воплощения также можно найти ряд различий.

Послание Н. Назарбаева выдержано в официально-деловом стиле, соответствует всем нормам литературного русского языка. Автор использует достаточно короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух: Поручаю Правительству перейти со следующего года к мотивационным денежным выплатам. Главный вопрос - преодолеть иждивенчество. Безработный будет получать грант на приобретение профессии, а не за то, что он безработный. Проблемы бедности надо решать, а не смягчать за счет государственных пособий. Государство будет помогать только объективно нетрудоспособным и малообеспеченным. В тексте используются отглагольные существительные, что обеспечивает именной характер текста: работа, доступ, изношенность сетей, реализация программы. Лексика - либо официально-деловая, либо нейтральная. В тексте много цифровых данных, призванных свидетельствовать об объективности изложения. Кроме того, автор очень часто в подтверждение выдвинутых тезисов ссылается на мнение независимых экспертов: В настоящее время по оценкам международных экспертов антикоррупционное законодательство Казахстана признано одним из самых эффективных. В докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира. Автор минимально обозначает свою личность в тексте. Местоимение я и глаголы в форме

1 л. ед. ч. весьма редки.

Послание Д. Медведева носит более личностный характер. Президент России активно пользуется местоимением я. В его тексте комбинируются черты разговорнобытового и официально-делового стилей. С одной стороны, употребляются осложненные синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля: Год назад в этом зале я представил свою политическую стратегию: опираясь на ценности демократии, модернизировать экономику и создать стимулы для прогресса во всех областях; воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан; поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень; утвердить статус России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. Частотны пассивные

конструкции: До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Так же, как и Н. Назарбаев, Д. Медведев активно использует отглагольные существительные. С другой стороны, президент России обращается не только к официальноделовой и нейтральной лексике, но и к разговорной и даже просторечной: Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. В результате послание президента России более эмоционально окрашено, чем послание президента Казахстана.

В отличие от Н. Назарбаева, который в основном приводит факты, оперирует цифровыми данными, Д. Медведев позволяет себе использовать банальные фразы, сообщать общеизвестное, - другими словами, подменяет информативность декларативностью: Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Детство и юность - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее.

Подведем итоги. Каждый носитель языка (в нашем случае - президент) в речевом сообщении осуществляет структурирование, воздействие и передачу своей точки зрения через используемые языковые формы. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько сознательно авторы текстов избрали способы их языкового воплощения. Трудно заподозрить Д. Медведева и его помощников в неумении структурировать текст, в незнании конкретных цифровых данных и в целом в более низкой языковой компетентности по сравнению с Н. Назарбаевым и его помощниками. Интерпретация послания президента России позволяет предположить намеренность предложенного построения текста. По мнению Е. А. Кожемякина, «механизм политической интерпретации может быть раскрыт на основе идей Доналда Дэвидсона, утверждавшего, что интерпретация речевого акта подразумевает понимание „нереализованных диспозиций говорящего“, включающих в себя убеждения, намерения, желания адресанта». [Кожемякин 2011: 55]. Представляется, что намерения адресанта сводились к желанию минимизировать свою ответственность за счет использования общих фраз, приведения неопределенных данных, отсутствия структурированности

текста. Кстати, это позволяет и адресатам (представителям федеральной власти) уйти от ответственности: если не названы конкретные исполнители, сроки, то и спрашивать не с кого. Если под интерпретацией понимать «перевод формальных символов и понятий на язык содержательного знания» [Микешина 2007: 137], то более широкий адресат (все граждане России) не получает исчерпывающего содержательного представления о положении дел в стране и конкретных перспективах. Напомню, что в ходе политической коммуникации эффект языкового воздействия проявляется на достаточно высоком уровне. В результате политическая коммуникация, представленная таким жанром, как послание президента, оказывает огромное влияние на общественное сознание и формирование политических диспозиций граждан. И если послание Н. Назарбаева достигает своей коммуникативной цели, служит идее объединения общества, то послание Д. Медведева не столь единодушно воспринимается россиянами и вызывает, по крайней мере у части из них, критическое

отношение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М. : Прогресс, 1987. С. 88-120.

2. Баранов А. Н., Михайлова О. В., Сатаров Г. А., Шипова Е. А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. - М., 2004.

3. Гранева И. Ю. Местоимение «мы» как средство идеологических манипуляций в русской языковой картине мира// Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 494-496.

4. Кожемякин Е. А. Производство знания в политическом дискурсе: социально-эпистемологический взгляд // Политическая лингвистика. 2011. № 4.

5. Микешина Л. Эпистемология ценностей. - М. : Росспэн, 2007.

6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. - М., 2012.

дискурса. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_

Buks/Polit/Index_Polit.php.

8. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов, 1997.

В своем тринадцатом по счету послании Федеральному собранию Владимир Путин подчеркнул явно сформулированный российским обществом запрос к властям на справедливость, уважение к людям и поддержку гражданских инициатив. Реализация этих принципов требует конкретных мер, и президент подробно остановился на каждой из них.

Владимир Путин сразу обозначил основные темы послания – экономика, социальные вопросы и внутренняя политика. О внешней политике президент лаконично упомянул в самом конце своего выступления.

«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня»

Начал президент с, казалось бы, отвлеченной темы, которая, тем не менее, задала тон всем остальным высказанным им тезисам:

«Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы все это ни исходило, и все больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».

Исходя именно из этих принципов – справедливости, уважения и готовности слышать других, глава государства призвал собравшихся выстраивать политику страны и взаимодействовать с гражданами.

Традиционно от общего президент быстро перешел к частному, и его выступление, которое в этот раз длилось 68 минут, можно разделить на следующие тезисы, исходя из которых будет строиться политическое, экономическое и социальное развитие России на ближайший год.

1.Увеличение роли Государственной думы и укрепление законодательной власти, а также развитие институтов прямой демократии. Путин подчеркнул, что у «Единой России» – партии, которую он создал и поддерживал, в этот раз есть конституционное большинство, и она «является главной опорой правительства в парламенте». Показательно, что многие в дальнейшем озвученные президентом тезисы ранее фигурировали в качестве обещаний в предвыборной программе «Единой России». Вряд ли все, кто проголосовал за партию 19 сентября, внимательно читали этот объемный документ, но фактически заявленные президентом цели и задачи – это выполнение наказов той части граждан, на основании пожеланий которых была составлена программа партии власти.

2.Свободомыслие и недопустимость цензуры на основе уважения к чужому мнению. Президент обратился к обеим частям общества – и к «творцам», которые считают, что для самовыражения нет границ, и к «охранителям», которые почему-то уверены, что их строгий художественный вкус может послужить оправданием для уничтожения произведений искусства или срыва спектаклей.

С одной стороны, «это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому-то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции». С другой, президент считает неприемлемой «встречную агрессивную реакцию, тем более если она выливается в вандализм и в нарушение закона. На подобные факты государство будет реагировать жестко».

И еще раз – для тех, кто не понял с первого раза: «И в культуре, и в политике, в средствах массовой информации, и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию».

3.Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания. Люди во всем мире любят красивые даты, и Россия – не исключение. Крах Российской империи был вызван сочетанием множества внешних и внутренних факторов, но любая революция происходит, когда одна часть общества перестает слышать другую, а власть не способна добиться их примирения или, что хуже, сама пребывает крайне далеко от актуальной повестки дня.

Поэтому, как отметил президент, «недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки». «Давайте будем помнить, мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна», – подчеркнул он.

Любая историческая дискуссия должна вестись исходя из этой аксиомы, попытки «довоевать» и навязать свое мнение о событиях столетней давности в качестве единственно верного недопустимы.

4.Сбережение нации. Это в первую очередь рождаемость и медицина. Если с рождаемостью у нас все более-менее хорошо, цифры выше среднеевропейских, а младенческая смертность неуклонно снижается, то с медициной в целом – пока не очень. Путин остановился на одном важном достижении – количество людей, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, выросло за 11 лет в 15 раз – с 60 000 человек до 900 000. Но сохраняются проблемы в первичном звене – недостаток квалифицированных специалистов, очереди, недостаточная информатизации. Для решения этих проблем будут предприниматься конкретные действия, в частности регулярная переподготовка и подключение к скоростному интернету всех больниц и поликлиник, что позволит активнее развивать телемедицину. Ответственным за интернетизацию медицины назван лично министр связи Николай Никифоров.

5.Качественное среднее образование. Эта тема, как и предыдущая, активно прорабатывалась в ходе кампании в Госдуму, поэтому президент остановился на ней детально. Ликвидация третьей, а затем и второй смен, развитие детских технопарков, формирование в регионах центров поддержки одаренных учеников, а также внешкольные проекты в театре, кино, на телевидении, в музеях и в интернете. Главные задачи школам и учителям – «давать знания и воспитывать нравственного человека», фундаментальный принцип – «каждый ребенок, подросток одарен, раскрытие его талантов – это наша с вами задача». То есть уважение должно распространяться не только на взрослых, но и на детей.

6.«Атмосфера общих дел». Пожалуй, еще никогда глава государства в послании не уделял столько внимания волонтерству и некоммерческим организациям. Федеральным и региональным властям поставлена задача не просто не мешать гражданским инициативам, а поддерживать их. «Я хочу, чтобы меня услышали и губернаторы, и муниципальные власти. Я прошу вас, что называется, не жадничать, не отдавать по привычке, по накатанной предпочтение исключительно казенным структурам, а по максимуму привлекать к исполнению социальных услуг и некоммерческие организации», – обратился к чиновникам президент. Уже в начале следующего года станет понятно, услышали ли они, или, как и в случае с «чиновниками-академиками», непонятливым . Но поддержка гражданских инициатив лично президентом – серьезный довод для работников НКО при общении с чиновниками разных уровней. «Отмахнуться» будет сложнее.

7.Благоустройство ради людей, а не ради благоустройства. Говоря на эту тему, президент впервые в своей речи упомянул ОНФ, призвав «фронтовиков» организовать «эффективный контроль, а с его помощью добиваться конкретного результата» в ходе освоения 20 млрд рублей, которые будут направлены в регионы на благоустройство. Президент также призвал и ОНФ, и гражданское общество в целом подключиться к решению «таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными». Объявленный Годом экологии 2017-й должен стать не формальным мероприятием, а возможностью сделать наши города и поселки более комфортными для жизни – ликвидировать свалки, привести в порядок реки и озера.

«Годовщина революций – повод для объединения, а не размежевания »

В этом же блоке Путин рассказал о масштабных планах по модернизации дорожной сети за пределами Москвы и Петербурга – «за два года здесь должно быть приведено в порядок не менее половины дорог».

8.Экономика – от устойчивости к росту . На том, что позволило стране с минимальными потерями пережить нынешний кризис – и что может стать драйверами роста, президент остановился особенно подробно, с цифрами и деталями. Если максимально кратко, то на фоне постоянных завываний оппозиции «все пропало, шеф» в стране был создан мощный агропромышленный комплекс, доходы от экспорта продукции которого в прошлом году превысили доходы от торговли оружием, а также IT-сфера. АПК принес 16,2 млрд долларов на внешнем рынке, ОПК – 14,5 млрд, информационные технологии – 7 млрд.

Развитие будет идти в этом же направлении – кредитная поддержка аграриев, льготы по страховым взносам для IT-компаний, увеличение количества гражданской продукции, производимой ОПК.

Налоговая система останется неизменной до конца 2018 года, а 1 января 2019-го заработает новая, которая тоже должна оставаться неизменной долгие годы.

«Кошмарить бизнес» нечистым на руку правоохранителям не дадут. Региональным банкам нужно позволить подходить к оценке заемщиков – представителей малого бизнеса менее строго. Также государство должно , обвинять их в «незаконном предпринимательстве» недопустимо, полагает президент.

9. «Борьба с коррупцией – не шоу». Традиционно отметив, что большинство госслужащих – честные люди, и «ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти», Путин подверг критике следователей, которые поднимают «информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев». Президент напомнил о презумпции невиновности и отметил, что борьба с коррупцией только тогда получит поддержку общества, когда будет профессиональной, серьезной и ответственной. То есть снова речь об уважении к людям, недопущении превращения серьезной темы в балаган.

10.Наука и высокие технологии – вопрос национальной безопасности . На этой теме президент также остановился детально и подробно. Он обозначил главную проблему, которая остается неизменной уже не первую сотню лет – «превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты». «Этим, кстати говоря, мы всегда страдали, от разработок до внедрения огромное время проходит», – отметил президент. Для того, чтобы переломить эту тенденцию, разработан широкий комплекс мер: это и поддержка образования – инженерного, технического и IT, финансовая поддержка научных исследований, в том числе со стороны ВЭБ, выделение грантов, рассчитанных на семь лет работы, создание лабораторий, возвращение уехавших за рубеж ученых. Задача сформулирована вполне четко и однозначно: «Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении».

Все эти приоритеты заложены в «Стратегию научно-технологического развития России». Указ о ее утверждении подписан.

11.«Безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов». Внешняя политика стала финальной темой, к которой обратился президент. Здесь также все вполне четко и однозначно. Россия была и остается миролюбивой державой, заинтересованной в партнерстве со всеми странами мира. В пример глава государства привел российско-китайское сотрудничество, которое является «образцом отношений миропорядка, построенного не на идее доминирования одной страны, какой бы сильной она ни была, а на гармоничном учете интересов всех государств».

Путин подчеркнул недопустимость цензуры и в глобальном информационном пространстве, неприемлемость концепции «исключительности» какой-либо страны, а также призвал новую администрацию США бороться с «реальной, а не выдуманной угрозой – международным терроризмом» и предостерег, что «попытки сломать стратегический паритет крайне опасны и могут привести к глобальной катастрофе».

Глава государства также выразил благодарность тем, кто борется с терроризмом – как за пределами России, так и внутри нее.

В завершение послания президент особо отметил, что во время кризиса «мы не углубились в какие-то мелочи текущего дня, не занимались только проблемами выживания, мы думали над повесткой развития и обеспечивали ее – и сегодня именно эта повестка становится главной, выходит на первый план».

«Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня» – этими словами завершилось тринадцатое по счету президентское послание Владимира Путина, оно же – первое для нового состава Государственной думы.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Общественная важность владения литературным языком и значение его в деятельности современного политика. Краткая биография В.В. Жириновского, путь его личностного и политического становления. Особенности речи Жириновского, оценка его владения аудиторией.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Особенности современной политической коммуникации. Политический дискурс, его стратегии. Отличие политической речи от обычной. Жанр публичной речи в деятельности политика. Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения. Анализ языка политики.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    История возникновение деловой стилистики. Основные правила делового этикета. Виды эмоциональной окраски речи и способы их употребления. Факторы успешности при использовании стилистически окрашенной лексики в деловой речи. Характеристика типичных ошибок.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    История изучения канцелярита и канцеляризмов. Особенности применения речевых штампов и избитых выражений. Обстоятельства использования официального стиля речи, сфера его применения. Практический анализ употребления канцеляризмов в публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2015

    Понятие, признаки, языковые особенности разговорной речи, основная сфера ее реализации. Место разговорной речи в составе литературного и национального языка. Слоговая редукция, другие фонетические явления. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей.

    реферат , добавлен 20.07.2013

    Специфика речевого портрета и языковой личности. Речевой портрет политика. Экспрессия и стандарт в публичной речи. Риторический вопрос как средство выражения экспрессии. Понятие и виды метафоры. Экспрессемы в Крымской речи президента РФ Владимира Путина.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Риторика как искусство слова. Виды публичной речи и этапы подготовки. Целевые установки этапов речи и способы их реализации. Прагматические средства воздействия, используемые оратором при произнесении речи. Качественные характеристики эффективной речи.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2014



Публикации по теме