Константин чмаров назначен министром по строительству космодрома в приамурье. Министр правительства Амурской области по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров: Восточный станет серьезной базой для Дальнего Востока

Космодром Восточный до сих пор не дает покоя амурчанам. Вот и решено было обсудить самое насущное на расширенном совещании в Заксобрании. На все волнующие вопросы ответил министр по строительству космодрома [видео]

Изменить размер текста: A A

О космодроме Константин Васильевич сказал уже очень много , но накануне решил вновь поднять эту тему, рассказал и ответил на вопросы…

… о недочетах

На сегодняшний день на космодроме трудятся 4000 человек. Из них 1400 - амурчане. Да, есть обиженные, в том числе и по зарплате. Но все они обеспечены жильем и питаем. Практически всем предоставляется соцпакет. Грешат, к сожалению, только наши субподрядчики, родные, амурские, которые мудрят не только с соцгарантиями, но и с зарплатой. Но сейчас эти вопросы решаются.

x HTML-код

Константин Чмаров о недочетах на космодроме Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

Не так давно министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев сказал, что темпы строительства космодрома Восточный недостаточны. А вы что думаете по этому поводу? - поинтересовался депутат Заксобрания Юрий Ширин .

Комментировать слова Ишаева я не могу, - ответил Константин Чмаров. - Единственное, что могу сказать, - да, как и на любой стройке, на строительстве космодрома нормальный рабочий беспорядок. Это хорошо, что к стройке столько замечаний. Это значит, что она идет, движется. Хуже, когда их совсем нет. А то у нас сдается какой-нибудь крупный объект, а его потом не принимают в эксплуатацию. А такие замечания на начальном этапе позволяют заказчику и генподрядчику активнее работать над ними.

… о работниках

Сейчас на космодроме трудятся 4000 человек. В этом году они должны освоить 31 миллион рублей, но ведь понятно, что сделать это таким количеством работников нереально, - заметил гендиректор ОАО «Буреягэсстрой» Геннадий Кузнецов .

Это верно, - согласился министр по космодрому Восточный. - Но до конца года число работников должно увеличиться до 8 - 10 тысяч человек.

… о налогах

За четыре месяца 2013 года в область поступило 92 миллиона рублей налогов. Это на порядок выше первых четырех месяцев прошлого года, когда было заплачено 9,5 млн рублей. И значительно выше показателей последних четырех месяцев прошлого года. Тогда выплатили 63 млн рублей. Сейчас мы цепляемся буквально за все. В том числе за транспортный налог, налог на прибыль, заставляя организации платить все до копеечки.

…о перспективах

Амурская область имеет очень много объектов федерального значения: две гидроэлектростанции построили, сейчас строят третью, провели трубопровод, проводим газопровод, БАМ построили. Но что область имеет от этого? От ГЭС - высокие тарифы на электричество, от нефтепровода - опасность заражения территории, единственное - от БАМа остался только стук колес. Не получится ли так же с космодромом? - спросил зампред комитета Заксобрания по бюджету, налогам, экономике и собственности области Анатолий Белоногов .

x HTML-код

Константин Чмаров о перспективах космодрома Восточный. Ирина ЗРАЖЕВСКАЯ

…о климате

Изменится ли из-за космодрома климат? - спросила депутат, гендиректор ОАО «Димское» Людмила Валова . - Стоит ли мне волноваться за урожай?

Влияние аэропорта на экологию намного существеннее, чем космодрома, - ответил министр Чмаров. - Так что принципиальных изменений климатических условий не будет. В Плесецке , например, после пуска иногда проходил дождь. Будет ли так в Приамурье, сейчас пока не известно. Но вот с сельским хозяйством все будет хорошо, не волнуйтесь. Кстати, 4 июня в Амурскую области съедутся лучшие экологи, специалисты из МГУ . Они изучат влияние космодрома на экологию Приамурья, все посмотрят, замерят, рассчитают. Все результаты будут оглашены.

С этой же даты Константин Чмаров занимает должность референта зампреда Правительства РФ Дмитрия Рогозина . И уже не является зампредом областного правительства и министра по строительству космодрома.

Накануне он пообщался по селектору с Дмитрием Рогозиным. Во время беседы Рогозин отметил, что задача Чмарова – осуществлять непосредственный контроль за строительством «Восточного» со стороны Российской Федерации.

Создание координационного центра - это очередной этап реального строительства космодрома. Понятно из названия, что его задача - координировать все усилия. Кроме самой стройки появляются другие вопросы, например, начало эксплуатации, поставка технологического оборудования, монтаж, кадровое обеспечение, развертывание нового города, создание основ наукограда. Будем решать, в частности, и кадровые вопросы. Так, в июле мы ждем первых наших специалистов, амурчан, которые приедут из Южноуральского государственного университета. Они поступили в АмГУ , а позже закончили обучение ЮУрГу , - сказал Константин Чмаров .

Всего в составе координационного центра около 20 человек. Это представители Роскосмоса , Спецстроя , заводов-изготовителей, поставляющих оборудование, а также администрация ЗАТО Углегорск .

СПРАВКА «КП»

На космодроме планируется возвести десять технических и обеспечивающих площадок, на которых расположатся более 400 зданий и сооружений. Сейчас строится стартовый и технический комплексы, завершены общестроительные работы на головной понизительной подстанции. Идет и строительство дорог. Участок от федеральной трассы до Углегорска представляет собой автотрассу третьей категории с двумя полосами и капитальным асфальтобетонным покрытием. Также уже выполнен первый этап строительства железных дорог.

Кроме того идет строительство жилья и инфраструктуры для нового города. В рамках первого этапа возведут 12 жилых домов (6-12 этажей).

Сегодня на всех 12 домах идут монолитные бетонные работы. Помимо этого идет строительство детского сада и административного здания, - рассказывают в правительстве области . - На строительстве объектов космодрома трудятся около 6000 человек. К третьему кварталу 2014 года количество персонала увеличится до 9000 человек.

ДОСЬЕ «КП»

Константин Васильевич Чмаров окончил Ленинградский военный институт им. А. Ф. Можайского по специальности «инженер-механик по эксплуатации двигательных установок и конструкции космических аппаратов», Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского и Военную академию Генштаба по специальности «Военное и государственное управление». 32 года жизни посвятил службе в Вооруженных силах. За это время успел пройти должности от инженера отделения на стартовом комплексе «Буран-Энергия» до начальника штаба - первого заместителя начальника космодрома Плесецк . В декабре 2008 года стал министром Амурской области по строительству космодрома «Восточный». А в июле 2011-го - еще и зампредом правительства области. В этих должностях Чмаров пробыл вплоть до 6 июня нынешнего года.

Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР » III степени, имеет правительственные медали и грамоты. Генерал-майор, кандидат военных наук.

27 апреля состоится первый запуск с нового космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а". В чем основная идея новой космической гавани РФ, почему первой полетит именно ракета "Союз" и какие были проблемы при строительстве космодрома, рассказал в интервью ТАСС директор филиала ГК "Роскосмос" на космодроме Восточный Константин Чмаров.

– Константин Васильевич, какова была основная идея, согласно которой обосновывалась необходимость создания нового космодрома, и почему именно в Амурской области?

– Основная идеология нового космодрома – возможность проведения независимой космической политики, возможность доступа в космическое пространство с территории Российской Федерации. Амурская область – наиболее привлекательное и рациональное место размещения нового космодрома. Это дает региону возможность дальше развиваться и сохранять имеющийся потенциал.

– Какие еще точки рассматривались в качестве потенциальных для размещения космодрома? Почему выбор пал именно на Амурскую область?

– До шести возможных точек размещения космодрома рассматривалось на первоначальном этапе. Две – в европейской части страны, две – в Сибири, и две на Дальнем Востоке. Оценка производилась по 15 параметрам, и по большинству из них Амурская область опередила конкурентов. Прежде всего, текущее местоположение космодрома было выбрано из-за того, что это южная точка нашей страны, которая позволяет выводить полезную нагрузку в космос с меньшими затратами. Кроме того, регион богат энергетикой: здесь располагаются Зейская и Бурейская гидроэлектростанции, т. е. регион производит больше электроэнергии, чем потребляет. В нем достаточно развита транспортная инфраструктура.

– Почему выбрали "Союз", а не новую ракету типа "Русь-М"?

– Экономика рациональности. Да, изначально предполагалось создать стартовый комплекс под ракету-носитель "Русь-М", и достаточно много было сделано по проектированию данной ракеты, но в связи с определенными условиями, в том числе экономическими, предпочли идти по более практичному пути – создать стартовый стол для наиболее используемой ракеты "Союз" в виде ее модернизированной версии "Союз-2". Это отработанная, надежная ракета.

– Какие изменения произошли в проекте по сравнению с 2007 годом?

– В 2007 году был опубликован Указ президента Российской Федерации, а проектирование велось в 2008-2012 годах. Такой период проектирования позволил своевременно вносить в схему строительства космодрома необходимые изменения. Некоторые первоначально планируемые задачи, в силу обстоятельств, изменились. В частности, перед нами встал вопрос импортозамещения, введения этапности строительства объектов космодрома. Например, тот же аэродром. Он нужен, естественно, но его можно построить на следующем этапе. У нас есть Благовещенск, на крайний случай – военный аэродром Украинка. Рациональное планирование работ и распределение денежных средств вносили определенную корректировку в проект космодрома.

– Какие непредвиденные проблемы возникли во время строительства?

– В связи с тем, что было тесное взаимодействие с правительством Амурской области, вопрос землеотвода (перевод земли под нужды космодрома) очень быстро решился, да и другие вопросы по проектированию и созданию решались довольно слаженно. Основные проблемы, которые мы не предвидели, – это необходимость импортозамещения в области поставки оборудования. Да, немного жизнь нас поправила, мы закупили свое, российское оборудование. Каких-то других непредвиденных серьезных проблем у нас не было. Основные проблемы возникали, как известно, в процессе строительных работ из-за проблем самой строительной отрасли. Недостатки были связаны с недостаточно эффективной организацией взаимодействия между строительными организациями, генподрядчиками и субподрядчиками, генподрядчиком, заказчиком и проектировщиком. Субподрядчик, не рассчитавшись с рабочими, уходил со стройки… Никто не мог предвидеть, что при нормальном бюджетном ассигновании будут происходить такие ситуации.

– Константин Васильевич, какую должность сейчас занимаете? Можно ли назвать вас начальником космодрома?

– Директор филиала госкорпорации "Роскосмос" на космодроме Восточный. Есть эксплуатирующая организация – ЦЭНКИ, есть филиал госкорпорации, который создан 1 апреля. Рассматривается вопрос создания структуры государственного испытательного космодрома. Это поручение президента Российской Федерации. Все должно быть вовремя. Будет проведен пуск ракеты космического назначения, проведут анализ, посмотрят на организационные вопросы, которые нужно изменить. Организационная структура создается под решаемые задачи, когда в ней появится необходимость. В начале строительства вообще никакой структуры не было на космодроме, вопросы создания и строительства решались непосредственно Роскосмосом и правительством Амурской области. Потом появилась Дирекция космодрома, потом ЦЭНКИ, теперь филиал госкорпорации. Задачи появляются – организационная структура изменяется.

Беседовал Дмитрий Струговец

28 ноября в 14:41 по местному времени с космодрома Восточный была запущена ракета «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и 19 спутниками, включая трехтонный гидрометеорологический аппарат «Метеор-М». Ракета улетела. Вопрос - куда и где она теперь находится - волнует многих журналистов и население всей страны. Сегодня в студии по видеосвязи с нами будет работать Константин Васильевич Чмаров, директор филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный.

- Здравствуйте!

Добрый день!

- Есть ли ответ на вопрос, где сейчас находится ракета?

Пока только предположения.

- Вы можете о них сказать?

Предположения, в принципе, известны - это акватория Атлантического океана.

Сейчас уже говорят об аварии, в результате чего разгонный блок со спутником мог упасть в Атлантический океан. Атлантика упоминается потому, что такова была траектория полета?

Баллистики, как обычно, сразу же дали аварийную трассу с указанием места, где возможно нахождение космического тела, которое двигается по незамкнутой орбите. То есть она не замкнулась вокруг Земли.

- Упал в воду - потому, что взрыва не было ни на земле, ни в воздухе?

Да, взрыв по большому счету ни при чем. Был он или не был - все, что движется в околоземном пространстве по траектории, имеет соответствующую траекторию и точку на земном шаре. По приблизительным расчетам - это акватория мирового океана, конкретно Атлантический океан. Тут ещё играют роль допущения, но нужно четко и осмысленно рассматривать эту ситуацию.

Вчера спустя два часа после запуска в «Роскосмосе» заверили, что космическая головная часть ракеты в составе разгонного блока «Фрегат» и «Метеора-М» №2-1 в расчетное время штатно отделилась от третьей ступени ракеты-носителя, и полезная нагрузка - спутник «Метеор» выведен на заданную орбиту, потом что нет. Да или нет - почему такая путаница в информации?

Я считаю, что это издержки нашей открытости. Все штатно, идут летные испытания. Мы сейчас немножко углубимся в технологию измерений на активном участке траектории, то есть ракета стартовала вовремя. Ракета абсолютно и практически со стопроцентной гарантией отработала качественно. Задача ракеты: привести космическую головную часть с разгонным блоком в заданную точку траектории движения. В этой заданной точке ракета с тремя ступенями отработала штатно. Другое дело, что, когда у нас заканчивался так называемой сеанс радиовидимости, то в конце записи все проходило штатно и показывало хороший результат. Правда, в самом конце записи аналитики увидели, что разгонный блок до конца не отработал, то есть не по той циклограмме, по которой ему положено. Естественно, все штатно и по первым впечатлениям соответствовало действительности. Появились первые опасения - вы видите, что запуск абсолютно открытый, вся информация сразу пошла в прессу - что, возможно, что-то неладно. Если бы у нас были измерительные средства на той стороне земной поверхности, если бы мы видели орбиту до конца, конечно, было бы ясно четко, как отработал разгонный блок и что произошло. У нас телеметрическая информация оборвалась. Мы выжидали время, когда должна была прийти космическая головная часть при штатном запуске, соответственно мы должны были ее обнаружить, то есть измерительные средства.

- Предполагалась «мертвая зона» во времени, когда вы не могли получить информацию в любом случае?

Конечно. Это были частные суждения, что вроде бы разгонный блок не до конца отработал по циклограмме, хотя до этого все было прекрасно.

- Вы сказали, что не было данных на той стороне Земли. С чем это связано? Мы не взаимодействуем с НАСА?

Мы все прекрасно взаимодействуем с НАСА, кстати, его представитель присутствовал на запуске. У нас нет наших измерительных средств, которые работают по данному космическому ракетному комплексу и передают информацию в режиме онлайн. Во времена Советского Союза, в частности, была специальная большая флотилия научно-исследовательских космических кораблей, которые назывались именами космонавтов. Например, космонавт Пацаев и так далее. Сейчас из этих кораблей остался только один, который находится в Тихом океане.

- Предполагается, что ракета упала где-то в акваторию Атлантического океана. Могла ли она упасть на материк?

Ракета не упала, все составные части ракеты-носителя - ступени, боковые части, обтекатель - приземлились в запланированных районах: в Зейском районе, в двух районах Якутии. А вот космическая головная часть - разгонный блок и космические аппараты - их местонахождение вызывает вопросы. Первое очевидное предположение, что часть аппаратов сгорела в атмосфере, разрушилась. Невозможно на такой скорости войти в атмосферу и быть сохраненной монолитным куском. Происходит рассеивание, разброс различных частей. Возможно, произошел взрыв в атмосфере, потому что сохраняются остатки горючего, кроме пыли и мелких осколков ничего не оседает.

- Ходят слухи, что ракета имела 5-тонный топливный контейнер с гептилом, опасным веществом. Правда ли это?

На ракете не было ни капли гептила. Гептил как компонент ракетного топлива был заправлен в разгонном блоке.

- Сколько его там было?

Не скажу точное количество, но порядка тонны.

- Пять тонн - это неправда?

Это неправда.

- Есть вероятность, что все это разлилось в Атлантическом океане?

Не разлилось. Топливо сгорает или взрывается при соответствующих условиях.

Протодиакон Андрей Кураев обвинил епископа Лукиана, что он неправильно освятил ракету. Чья идея была освящать ракету?

Во-первых, это православная традиция, которая поддерживается на космодромах Байконур, Плесецк, естественно, на Восточном. Второй пуск, как и первый, был освящен. Все ракетно-космические испытатели свято чтут традиции. Во-вторых, правильно или неправильно освящено, мне не нравится, что все вопросы в одной плоскости - упала, разрушена и все в таком роде. Вы не спрашиваете, в чем польза от этого запуска?

- Расскажите, в чем польза?

Задача пуска была бы не выполнена, если бы был штатный запуск, космодром работал в штатном режиме, мы выполняли бы функции перевозчика. Есть космический аппарат, мы должны его доставить на орбиту. Когда параллельно идут летные испытания, назначается государственная комиссия, то сеть продолжается наращивание космодрома, его инфраструктуры, готовятся рабочие места. Для этого пуска было подготовлено рабочее место и испытано для разгонного блока «Фрегат». Космодром наращивается, модернизируется, приобретает современный облик, может выполнять универсальные задачи. Во-вторых, совершенствуется боевой расчет. Задача выполнена космодромом превосходно. Летные испытания прошли превосходно. Вывод полезной нагрузки параллельно с летными испытаниями - она не выполнена. Вы знаете, что вся история ракетно-космической техники связана в том числе и с авариями, и даже с трагедиями.

- Если говорить об издержках, то речь о том, что спутники потеряны.

Не отрицаю, что параллельная задача - вывод спутников и ввод их в эксплуатацию - не выполнена. Все было застраховано, в этом плане экономические риски будут минимизированы.

Рабочая группа на космодроме Восточный проводила заседание по анализу сложившейся ситуации. Что-то новое известно? Какие решения принимаются?

Решения пока не принимаются, решения принимаются на государственной комиссии. Задача рабочей группы - максимальная аналитика произошедшего: опрос свидетелей, сбор документов, сопоставление всех результатов проведенных испытаний, проверка записей, журналов. Идет кропотливая инженерная и организаторская работа.

- Сроки какие-то есть?

Сроки есть, конечно. Думаю, сегодня на первом государственном заседании комиссии в Москве будут определены реальные сроки. Пока выполняются первичные задачи, начался сбор материалов.

- Спасибо, что вы согласились на интервью, тем более в такое время. В студии «Простых вопросов» по видеосвязи был Константин Васильевич Чмаров, директор филиала госкорпорации «Роскосмос» на космодроме Восточный. Мы узнавали, что сейчас происходит, какая ведется работа после вчерашнего запуска. Будем следить за новостями. До свидания.

В ближайшие дни должен решиться вопрос с назначением начальника нового российского космодрома «Восточный». Решение принимают на самом верху, в недрах Роскосмоса . Как на днях сообщал журналистам вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин , кандидатура на этот ответственный пост уже выбрана.

По данным , начальником космодрома «Восточный» скорее всего станет Константин Чмаров. Амурчанам он хорошо известен. В 2008 году Чмаров стал министром по строительству космодрома, включившись в команду губернатора Олега Кожемяко. «Восточный» он знает как свои пять пальцев. Едва ли не половину рабочего времени проводит в далеком от областного центра месте строительства будущего российского космического форпоста. Знаком и с проблемами, и с успехами космодрома.

В региональном правительстве о том, что у них собираются отнять министра, еще не знают. Решение примут в Москве . Сам Константин Чмаров сейчас как раз в столице.

Я не комментирую этот вопрос. Сам процесс, процедура назначения начальника космодрома – очень сложная. И это дело исключительно федерального агенства, Роскосмоса, - заявил Константин Чмаров.

Нам известно не больше того, что знаете вы. Константин Васильевич вернется из столицы 20 января, тогда все прокомментирует сам, - пообещал советник Чмарова Роман Литвинов.

В администрации Углегорска , поселка, возле которого строится космодром, признались, что будут рады такому назначению:

Константин Чмаров уже много сделали и для космодрома, и для Амурской области в целом. В нем чувствуется мощнейший оптимизм. Если он ставит какие-то задачи, то они всегда выполняются. И у него большой опыт в этой сфере деятельности.

Думаю, что наши жители доверили бы ему право быть руководителем космодрома, - говорит глава ЗАТО Углегорск Марина Зенина . - Своими конкретными делами он уже на деле показал свою заботу об Углегорске и его жителях. Думаю, с такой же заботой и эффективностью он будет руководить космодромом.

ДОСЬЕ «КП»

Чмаров – генерал-майор, 32 года отслужил в армии

Родился Константин Васильевич в 1958 году в Ленинграде .

В 1980 году окончил Военный инженерный Краснознаменный институт им. А.Ф. Можайского по специальности «Летательные аппараты», квалификация «военный инженер-механик». В 1991 году - Военную академию им. Ф.Э. Дзержинского по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая», квалификация «офицер с высшим военным образованием». В 2000 году - Военную академию Генерального штаба ВС РФ по специальности «Военное и государственное управление», квалификация «специалист в области управления». С августа 1975 года по декабрь 2007 год - служба в Вооруженных Силах СССР (Российская Федерация). С декабря 2007 года по декабрь 2008 год - заместитель генерального директора по системам и средствам НКУ ФГУП «Научно-производственная организация «Орион». С 19 декабря 2008 года - министр Амурской области по строительству космодрома «Восточный».

С 07 июля 2011 года - заместитель председателя Правительства Амурской области - министр по строительству космодрома «Восточный».

Имеет правительственные награды. Воинское звание - генерал-майор. Имеет ученую степень кандидата военных наук.



Публикации по теме