Кто является плательщиками платы за нвос. Нвос – это что такое? плата за негативное воздействие на окружающую среду

Кому в 2018 году нужна декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? Какой в 2018 году сроки сдачи декларации за НВОС? Какая форма декларации о плате и где скачать бланк? Какие особенности заполнения декларации? Мы подготовили обзорный материал, в котором постарались ответить на основные вопросы. Также вы можете ознакомиться и скачать образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.

Кто в 2018 году должен сдать декларацию о плате за загрязнение

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должны сдать юридические лица и ИП, обязанные вносить плату за загрязнение окружающего мира. В общем случае это лица, которые:

Вид негативного воздействия Комментарий
Загрязнение атмосферного воздуха Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности. Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то платежи «за экологию» должны вноситься.
Загрязнение водных объектов Вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты необходимо, если в процессе деятельности организации, образуются сточные воды (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).
Размещение отходов Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж. Он называется плата за размещение отходов.

Система налогообложение имеет значение?

Плату за загрязнение окружающей среды перечислять все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

А если заключен договор на вывоз мусора?

Многие интересуются: требуется ли компании, заключившей договор на вывоз мусора (отходов), вносить плату за загрязнение окружающей среды и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год?

Договор со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от обязанности перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Оплачивая стоимость услуг по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с транспортировкой отходов. Но не платит за загрязнение окружающей среды. Поэтому вносить плату «за экологию» и сдавать декларацию о НВОС за 2017 год необходимо.

Офисы должны вносить плату за мусор?

Офисы не должны платить за грязь и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие. Официальные разъяснения подтверждают, что у офисов нет обязанности перечислять плату за грязь (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354). Офисам даже не нужно регистрироваться в Росприроднадзоре (письмо от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
  • раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы)»;
  • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец

В декларацию НВОС за 2017 год следует включите только те разделы, по которым есть соответствующие показатели. Пустые разделы в состав декларации образца 2018 года не включайте.

ПРИМЕР:

ООО «Гретта» производит мясо и мясопродукты на заводе «Луч-2000». Проектная производительность – менее 50 т готовой продукции в сутки. Завод относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду (пп. «к» п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). Адрес завода: 115404, г. Москва, ул. Ульяновская, д. 10, к. 2. Организация имеет следующие документы в области охраны окружающей среды:

  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.10.2015 №1234567. Срок действия – 5 лет;
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 01.07.2015 № 123456789. Срок действия – 5 лет.

В 2017 г. негативное воздействие на окружающую среду было следующим:

  • выброс марганца в атмосферный воздух составил 2 т. Это не превышает предельно допустимых выбросов. Ставка платы за выброс 1 т марганца в 2017 г. – 5 473,5 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913);
  • осадок флотационной очистки технологических вод мойки печного оборудования производства мясных полуфабрикатов достиг 4 т. Это не превышает установленного лимита на размещение отходов.Ставка платы за размещение 1 т осадка в 2017 г. – 663,2 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

Осадок размещен на площадке размещения отходов, которая включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Регистрационный номер – 905. Адрес площадки размещения отходов: 141613, Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 77.

В 2017 г. ООО «Гретта» понесло следующие расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду:

  • 1 000 руб. – на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
  • 1 000 руб. – на снижение образования отходов.

Внесены изменения в порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС), утверждена новая форма декларации и порядок ее представления. Разберемся, каким образом нововведения отразятся на организациях и ИП.

Законодатели приняли документы, которыми были утверждены новая форма декларации о Плате за НВОС (далее - Декларация) (приложение № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 (далее - Приказ № 3)) и порядок ее представления (далее - Порядок) (приложение № 1 к Приказу № 3).

Кроме того, с 17 марта 2017 года вступили в силу новые правила исчисления и взимания Платы за НВОС (далее - Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее - Постановление № 255)), применяемые к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.

Также с 17 марта 2017 года утратили силу отдельные документы, регулировавшие расчет Платы за НВОС (полный перечень приведен в приложении к Постановлению № 255).

Кто вносит Плату за НВОС?

Плата за НВОС взимается за следующие виды НВОС:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - плательщики), ведущие деятельность на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Исключение сделано для субъектов, оказывающих минимальное НВОС (ведущих деятельность на объектах IV категории) (абз. 1 п. 5 Правил).

При размещении отходов (кроме твердых коммунальных) вносить Плату за НВОС обязаны юрлица и ИП, в ходе деятельности которых эти отходы образовались (абз. 2 п. 5 Правил). При размещении твердых коммунальных отходов плательщиками являются региональные операторы и операторы, занимающиеся таким размещением (абз. 3 п. 5 Правил).

Порядок внесения Платы за НВОС и новая Декларация

Больше не нужно ежеквартально представлять расчет Платы за НВОС.

Если плательщик не является субъектом малого или среднего предпринимательства, то в 2017 году ему необходимо вносить квартальные платежи по 1/4 от размера Платы за НВОС за 2016 год (не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября) (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ)). Отметим, что при внесении квартальных платежей представление Декларации не требуется (п. 34 Правил).

Если же плательщик является субъектом малого или среднего бизнеса, то внести нужно только годовой платеж (за 2017 г. - до 01.03.2018) и подать годовую декларацию.

Декларацию представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы (администратор Платы за НВОС) (п. 4 Правил) не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 2 Порядка).

Обратите внимание, что вместе с ней также необходимо представить (п. 3 Порядка):

  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени плательщика (в случае, если декларацию подписывает и (или) представляет уполномоченное лицо);
  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (в случае, если в отчетном году плательщик производил корректировку размера Платы за НВОС либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа).
Декларацию составляют при помощи сервисов, предоставляемых в том числе Росприроднадзором. Его территориальные органы на своих официальных сайтах в разделах "Электронные сервисы" обеспечивают доступ к соответствующим программам (п. 4 Порядка).

По общему правилу Декларацию представляют в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ) через "Личный кабинет" веб-портала Росприроднадзора по приему отчетности (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Вместе с тем если годовой размер Платы за НВОС за предыдущий отчетный период равен или менее 25 000 рублей, Декларацию представляют на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования указанных выше сервисов (абз. 4 п. 5 Порядка).

В случае отсутствия у плательщика электронной подписи либо возможности подключения к интернету он отчитывается только на бумажном носителе (абз. 2 п. 5, п. 6 Порядка).

Декларацию на бумажном носителе представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта, оказывающего НВОС, либо объекта размещения отходов производства и потребления. В случае если такие объекты находятся на территории разных субъектов РФ, плательщик должен представить отдельную Декларацию в каждый субъект (абз. 1, 2 п. 7 Порядка).

Если же несколько объектов расположено на территории одного субъекта РФ, подают одну декларацию (абз. 3 п. 7 Порядка).

Датой представления Декларации в форме электронного документа считается дата ее регистрации в информационном электронном ресурсе территориального органа Росприроднадзора. Датой представления для бумажного носителя считается отметка территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе или дата почтового отправления (п. 9 Порядка).

Декларация на бумажном носителе должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью (при ее наличии). Порядок предусматривает сквозную нумерацию страниц Декларации начиная с титульного листа (п. 10 Порядка).

При обнаружении недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы Платы за НВОС, плательщик вправе представить уточненную Декларацию не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 11 Порядка).

Администрирование Платы за НВОС

Контроль за исчислением Платы за НВОС Росприроднадзор и его территориальные подразделения осуществляют в течение девяти месяцев со дня приема Декларации или при проведении процедур государственного экологического надзора (п. 37 Правил; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Предметом контроля являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения Платы за НВОС. При проверке устанавливают соответствие сведений и расчетов, представленных в составе Декларации и прилагаемых к ней документах (пп. 38, 39 Правил).

Если были выявлены ошибки, об этом сообщают проверяемому лицу и в форме требования просят представить в течение семи рабочих дней необходимые обоснованные пояснения и (или) внести соответствующие исправления (п. 40 Правил).

При этом проверяемое лицо вправе представить письменные возражения по требованию в целом или по его отдельным положениям (п. 41 Правил).

Росприроднадзор в настоящее время разрабатывает порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм Платы за НВОС и разъясняет, что такие суммы подлежат возврату или зачету в счет будущего периода (п. 2 ст. 16.5 Закона № 7-ФЗ; письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194).

Зачет (возврат) производят территориальные органы Росприроднадзора по письменным заявлениям плательщиков (с приложением к ним документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам). По результатам рассмотрения в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления они принимают решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм (п. 36 Правил).

Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм плательщиками, обязанными вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.

Ведомство также отмечает, что его территориальные подразделения вправе отказать в возврате суммы ежеквартальной авансовой платы, так как не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (ч. 4 ст. 1109 ГК РФ). В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.

Плата за НВОС: санкции

Несвоевременное или неполное внесение Платы за НВОС влечет начисление пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пени начисляют за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению Платы за НВОС начиная со следующего дня после окончания 1 марта года, следующего за отчетным периодом (пп. 32, 34 Правил).

Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения задолженности в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджетную систему РФ (абз. 2 п. 33 Правил).

Непредставление (несвоевременное представление) Декларации влечет наложение штрафа в размере 5 процентов от суммы, подлежащей уплате на основе этой Декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Исчисление Платы за НВОС

Плату за НВОС исчисляют путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, указанному в специальном перечне (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р), на соответствующие ставки Платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов (пост. Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (далее - Постановление № 913); пост. Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148). Полученные величины суммируют по каждому стационарному источнику загрязнения и (или) объекту размещения отходов, а также по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему НВОС (их совокупности) (п. 8 Правил).

Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежную базу юрлица и ИП определяют самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п. 9 Правил):

  • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
  • в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются (п. 10 Правил):

а) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов;

б) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;

в) объем или масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а", лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б";

г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе Декларации (п. 11 Правил).

При отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством РФ порядке, Плату за НВОС рассчитывают по специальным формулам (пп. 12, 20, 21 Правил).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся плательщиками в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, - в пункте 20 Правил (п. 13 Правил).

При сбросе загрязняющих веществ в водные объекты платежная база определяется их объемом или массой, который(ая) поступил(а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранной для использования из того же водного объекта (п. 15 Правил).

Для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащении руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащении угля, агломерации железных руд и твердого топлива, при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления применяются ставки платы, установленные Постановлением № 913 для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности.

В пунктах 17-21 Правил приведены непосредственно формулы расчета Платы за НВОС:

  • в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ (Пнд) (п. 17 Правил);
  • за размещение отходов в пределах лимитов, а также в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства согласно законодательству РФ в области обращения с отходами (Плр) (п. 18 Правил);
  • в пределах лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов или сбросов (Пвр) (п. 19 Правил);
  • за размещение отходов с превышением установленных лимитов, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами (Псл) (п. 20 Правил);
  • при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (Пср) (п. 21 Правил).
Обратите внимание, что в пункте 17 Правил Постановлением № 255-ФЗ предусмотрено внесение изменений, вступающих в силу с 1 января 2019 года, а в пункты 19-21 - как с 1 января 2019 года, так и с 1 января 2020 года.

Плательщики вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) размера Платы за НВОС, за исключением некоторых случаев (несоблюдения снижения объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев (при строительстве очистных сооружений для очистки сточных вод - в течение 12 месяцев) после наступления сроков, определенных планами снижения выбросов и сбросов, установленными статьей 23 Закона № 7-ФЗ) (пп. 23, 24 Правил).

Кроме того, для стимулирования хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий предусмотрено применение к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Также из суммы платы можно вычесть затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные плательщиком в пределах исчисленной Платы по тем показателям, для которых предусмотрено снижение выбросов и (или) сбросов (п. 25 Правил).

Компании обязаны рассчитывать и вносить в 2019 году плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расскажем о методике и законе, регулирующем расчет платы, в какие сроки перечисляют платежи за вред. А также что будет, если не отчитаться.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог (не регулируется НК РФ), но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Данная плата призвана стимулировать юрлица и ИП минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Расскажем, кто должен рассчитывать и перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Важно

Компании, у которых бизнес наносит вред окружающей среде, будут платить за экологию по правилам НК. Минфин введет в кодекс главы по экологическому налогу и утилизационному сбору. С величиной ставок Минфин уже определился. Ставки ранжируются от 10 коп. до 13,4 млрд рублей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году: кто обязан вносить

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным - арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.17 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Новый порядок действует с 17 марта 2017 года.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят те компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно 4 категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 т. в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты 4 категории, платить нужно за все.

Компании, которые обязаны платить за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.4 , ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), подают декларацию (см. бланк и образец декларации о плате за негативное воздействие 2019).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 (о ставках платы). Данным постановлением утверждено, что ставки платы в 2019 году будут действовать те же, что и в 2018 году.

Постановлением № 758 введены:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых отходов, которые относятся к IV классу опасности. Ставки утверждены до 2025 года;
  • коэффициент 1,04, который надо применять к ставкам 2018 года (дополнительно к иным коэффициентам);
  • ставка платы за НВОС при складировании и размещении твердых отходов - 663,2 руб/т.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

  1. воздух,
  2. вода;
  3. твердые отходы.

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2019 год - данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду - берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 758) в рублях из расчета за 1 тонну.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассчитывать плату за негативное воздействие необходимо один раз в год. Ежеквартальные расчеты для квартальных авансов не нужны. Плату считают единожды и вносят 1/4 суммы ежеквартально - 3 авансовых платежа и один по итогам года. Единожды в год имеют право платить субъекты малого и среднего предпринимательства.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду = Вес загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента = Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х Применяемый коэффициент к ставке х 5

Компании, работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.16 № ОД-06-01-31/25520 "О дополнительном коэффициенте 2").

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных ОАО "Тепломаш":

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • предприятие находится в особой природной зоне (Кавказские МинВоды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5 х 1,04) + (0,437 х 138,8 х 1,04) + (0,125 х 1,6 х 1,04) + (0,050 х 108 х 1,04) + (0,278 х 5472968,7 х 1,04) = 1 582 436,47 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1 521 523,52 х 2 =3 164 872,94 руб.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2018 год надо до 10 марта 2019 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2018 год - до 1 марта 2019 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ. Самим законом не предусмотрен перенос срока, если последний день выпадает на выходной или праздничный день, поэтому можно руководствоваться ст. 193 ГК и платить 11 марта. Однако, безопаснее сдать декларацию в срок до 07 марта - в последний рабочий день перед праздниками.

Средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2019

Плата за негативное воздействие - это не налоговый сбор, поэтому правила переноса сроков с календарных праздничных и выходных дней здесь не применяют. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа начислят пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Если компания в срок не заплатит, ее могут оштрафовать на 50-100 тыс. рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

За несдачу декларации о плате за грязь штраф составляет от 100 до 250 тыс. рублей (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, работу организации могут приостановить на срок до 90 суток.

Если у компании нет нормативов образования отходов, паспортов на отходы, то контролеры также привлекают к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Даже если отходы - это офисный мусор: бумага и картон (постановление Верховного суда от 12.01.18 № 16-АД17-6).

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году

Переплату за негативное воздействие на окружающую среду Можно вернуть или зачесть. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в письме от 15.03.17 № АС-06-02-36/5194. Для этого надо подать в Росприроднадзор пакет документов:

  • заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • подтверждающие документы.
  • если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты - предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ ""Необоснованное обогащение" - в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Основная причина, по которой возникает переплата, - это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится на рассмотрении. Поправки позволят минимизировать переплату.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено законодательством РФ об охране окружающей среды. О такой плате, которую должны вносить все организации и предприниматели, использующие в своей деятельности автомобильный транспорт, расскажем в статье.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием вне зависимости от формы собственности.

Плата за НВОС является публично-правовым платежом, срок исковой давности — 3 года.

Срок предоставления расчета — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом (письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155):

  • 1 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 апреля;
  • 2 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 июля;
  • 3 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 октября;
  • 4 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 января 2018 года.

Представители малого и среднего бизнеса вносят плату за НВОС ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. То есть плата за 2017 г. должна быть внесена не позднее 1 марта 2018 г.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. В статье вы найдете информацию о последних изменениях в области расчета и взимания платы за НВОС, которые вступят в силу в 2016-2020 гг.

В настоящее время расчет и взимание платы за НВОС осуществляются на основании следующих нормативных правовых актов:

  • Федеральный закон № 7-ФЗ;
  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. от 27.03.2008);
  • Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

1 января 2016 г. вступят в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Проанализируем, каким образом изменится порядок расчета и внесения платы за НВОС.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в ред. от 21.07.2014; вступит в силу 01.01.2016)

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];
сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];
размещение отходов производства и потребления.
2. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

  • ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.2 «Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» (пп. 6 и 7 вступят в силу 1 января 2019 г., пп. 5 и 8 — 1 января 2020 г.);
  • ст. 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.5 «Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения».

ЗА КАКИЕ ВИДЫ НВОС БУДЕТ ВЗИМАТЬСЯ ПЛАТА?

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, был сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата с 1 января 2016 г.:

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади ;

загрязнение недр, почв ;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий ;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, из числа видов НВОС, за которые хозяйствующие субъекты должны будут вносить плату, исключены :

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Отметим, что перечень видов НВОС будет закрытым.

КТО БУДЕТ ОБЯЗАН ВНОСИТЬ ПЛАТУ ЗА НВОС?

Данный вопрос с 1 января 2016 г. будет регулироваться ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плату за НВОС будут обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.

Также установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, будут относиться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Из числа плательщиков за НВОС будут исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

К СВЕДЕНИЮ

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
.объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), — I категория ;
.объекты, оказывающие умеренное НВОС, — II категория ;
.объекты, оказывающие незначительное НВОС, — III категория ;
.объекты, оказывающие минимальное НВОС, — IV категория .

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, будет осуществляться при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС. На сегодняшний день порядок ведения такого учета не утвержден.

КАКОВА БУДЕТ ПЛАТЕЖНАЯ БАЗА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за НВОС с 1 января 2016 г. будет регламентироваться ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Платежной базой для исчисления платы за НВОС будут являться объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база будет определяться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы будут учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также будут учитываться лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Таким образом, с 1 января 2016 г. платежная база будет определяться для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, для каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

КАКОВ БУДЕТ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Ответ на данный вопрос отражен в ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за НВОС с 1 января 2016 г. будет исчисляться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за НВОС будут устанавливаться за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

К СВЕДЕНИЮ

С 1 января 2019 г. при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих НВОС и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления взиматься не будет .

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

СЛОВАРЬ

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

С 1 января 2016 г. у лиц, обязанных вносить плату за НВОС, появится возможность самостоятельно осуществлять корректировку размеров платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС будут признаваться документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2020 г. в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за отчетный период плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, будет подлежать пересчету с применением коэффициента 100 .

Правила исчисления и взимания платы за НВОС будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

КАКОВЫ БУДУТ СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок и сроки внесения платы за НВОС с 1 января 2016 г. будут регулироваться ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС будет признан календарный год . Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера должна будет вноситься не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

НА ЗАМЕТКУ

Таким образом, плату за НВОС в 2015 г. необходимо вносить ежеквартально, а в 2017 г. — единожды за весь 2016 г.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, повлечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после дня окончания срока внесения платы.

До 1 марта лица, обязанные вносить плату, должны будут представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС. Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТОЙ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС

С 1 января 2016 г. Федеральным законом № 219-ФЗ будет введено новое требование — контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения . Так, ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции) установлено, что такой контроль будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за НВОС будут подлежать возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период будут подлежать уплате лицами, обязанными вносить плату.

К СВЕДЕНИЮ

Особенности учета лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), определения платежной базы для таких лиц и исчисления платы, а также особенности осуществления контроля за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения будут устанавливаться законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.



Публикации по теме