Коэффициент экологического значения в году. Коэффициент экологической значимости региона
2017 год объявлен годом экологии. Позаботиться об окружающей среде предстоит и бизнесу - путем уплаты в бюджет экологического сбора. Уплатить экосбор нужно не позднее 15 апреля 2017 года, а еще придется подготовить и сдать новую отчетность.
Экологический сбор появился в законодательстве в 2015 году, когда были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ). Однако нормативные документы о порядке и особенностях уплаты сбора выпустили только в 2016 году. В апреле утвердили ставки экосбора, в августе 2016 года — форму для расчета суммы. Рассчитать и уплатить в бюджет экосбор организациям нужно до 15 апреля 2017 года.
Не путайте экологический сбор с уже известной бухгалтерам многих компаний платой за негативное воздействие на окружающую среду. Она взимается с 2002 года на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в частности, за:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщики экосбора
Заплатить экосбор обязаны производители и импортеры одежды, разнообразной упаковки, канцелярии, нижнего белья, ковров, бытовой техники, те, кто выпускает газеты и прочие товары. Всего 36 наименований по перечню, приведенному в распоряжении Правительства РФ от . Этот список нужно внимательно изучить, чтобы понять, подпадает ли ваш товар под новый сбор. Не платить его смогут лишь те, кто в полном объеме утилизирует свой товар после утраты потребительских свойств.Товары, подлежащие утилизации
Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
Группа № 3 «Спецодежда»
Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
Группа № 5 «Белье нательное»
Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
Группа № 9 «Тара деревянная»
Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
Группа № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
Группа № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
Группа № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
Группа № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
Группа № 16 «Изделия из резины прочие»
Группа № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
Группа № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
Группа № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
Группа № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
Группа № 21 «Стекло полое»
Группа № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
Группа № 23 «Тара металлическая легкая»
Группа № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
Группа № 25 «Оборудование коммуникационное»
Группа № 26 «Техника бытовая электронная»
Группа № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
Группа № 28 «Аккумуляторы»
Группа № 29 «Батареи аккумуляторные»
Группа № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
Группа № 31 «Приборы бытовые электрические»
Группа № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
Группа № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
Группа № 36 «Услуги по изданию газет»
Утилизировать отходы компания может самостоятельно или через уполномоченную организацию на договорной основе. Допускается вступить в союз производителей/импортеров, который также на договорных условиях займется сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку не вся нормативная база подготовлена. Тем не менее, обязанность сдавать отчетность и уплачивать налог уже установлена.
Юристы не советуют оспаривать необходимость уплаты экосбора. Приводят в пример историю с системой «Платон», когда КС РФ признал законность взимания платы с дальнобойщиков (также не налоговый платеж). К тому же, отсутствие нормативных документов в части контроля выполнения нормативов утилизации и заключения договоров со сторонними подрядчиками не мешает уплате сбора.
Сумма к уплате
Чтобы рассчитать сумму сбора к уплате, нужно ставку сбора умножить на массу готового товара (или на массу упаковки для такого товара) и на норматив утилизации. Рассчитывается сбор в специальной форме и сдается вместе с копией платежного поручения об уплате сбора. На проверку правильности исчисления сбора Росприроднадзору отведено 3 месяца со дня представления этих документов.Что потребуется для расчета экосбора
- Нормативы утилизации отходов (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р).
- Порядок расчета сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
- Ставки экосбора (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
- Форма для расчета сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488).
Какую отчетность сдать
Контролировать процесс утилизации отходов позволит отчетность, которую производители и импортеры должны сдать в Росприроднадзор до 1 апреля 2017 года, а именно:- декларация о количестве выпущенных товаров — в ней указывается количество произведенного/ввезенного товара и упаковки за отчетный год. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417;
- отчет о выполнении нормативов утилизации — в нем отражается, какое количество отходов конкретного товара уничтожено. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.
Внимание!
До 1 апреля 2017 года нужно сдать Декларацию о количестве выпущенных товаров и Отчет о выполнении нормативов утилизации.
Компании, которые не уплатят сбор, пропустят срок уплаты, не представят расчет суммы сбора получат от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения этого требования юрлицо или ИП не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке (Постановление № 1073).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.
Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:
- выбросы загрязняющих веществ в воздух;
- сбросы загрязняющих веществ в стоки;
- деятельность по размещению отходов.
Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).
Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.
Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.
Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.
Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.
По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.
От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:
- выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
- нет радиоактивных веществ;
- не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).
Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.
Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.
При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)
Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.
Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году
Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.
Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.
Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:
- ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- дополнительный коэффициент 2;
- стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:
Предварительно нужны данные для расчета:
- количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
- нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
- ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017
Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:
Вес загрязняющего вещества х Ставка
Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.
Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:
Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5
Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).
Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.
Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:
- тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
- «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
- зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).
Перечень загрязняющих веществ:
Рассчитаем плату по формуле:
(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.
Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2
1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.
Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду
Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:
- Заявление с просьбой о возврате или зачете;
- Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.
После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.
Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду
Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.
Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.
Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.
Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .
Смысл НВОС
Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.
Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .
Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :
- выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
- сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
- размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).
Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.
Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.
Порядок исчисления и взимания платы
В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.
Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.
На 2018 год данный документ утратил силу.
Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.
Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.
Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.
В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.
При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.
Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :
- нормативы ПДВ и ВСВ;
- лимиты размещения отходов;
- объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
- размер платы за НВОС;
- фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
- соответствующие коэффициенты.
Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.
Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.
Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.
Форма расчёта
Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.
Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.
В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :
Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.
Исследование конкретных ситуаций и примеры
Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :
- ПДВ — 2 т;
- ВСВ — 3 т.
В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.
- фактический выброс – 2,5 т;
- норматив по ПДВ – 5 руб./т;
- норматив по ВСВ – 25 руб./т;
- коэффициент экологической значимости – 1,9;
- дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
- индексация на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:
2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.
Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:
0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.
В итоге получим:
58,37 + 72,96 = 131,33 руб.
То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.
Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.
- Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
- Класс опасности – 4.
- Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
- Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
- Коэффициент экологической значимости – 1,9.
- Дополнительный коэффициент – 1,0.
- Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
- Поправка на инфляцию – 2,56.
Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:
2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.
Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды
При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.
Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.
Условие | Коэффициент |
---|---|
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом | 0,3 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,33 |
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса | 0,49 |
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий | 0,5 |
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса | 0,67 |
Ответственность за нарушение
За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .
К таким существенным нарушениям относятся :
- Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
- Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.
Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.
Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .
Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .
Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.
Вредное воздействие на экологию, виды
Негативным влиянием на природу являются действия:
- Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
- Размещение отходов;
- Загрязнение водных ресурсов сбросами;
- Нанесение вреда почве и недрам земли.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Сроки уплаты
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Расчет платежа
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
Алгоритм расчета
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:
Случай применения коэффициента | Коэффициент |
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование | 0 |
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов | 1 |
Масса отходов в пределах установленных лимитов | 1 |
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. | 5 |
Массы отходов, превышающие установленные лимиты | 5 |
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями | 25 |
Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:
- Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
- Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
- Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
- Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.
В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:
Класс опасности отходов | Природоохранные меры | Коэффициент |
5 | Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. | 0 |
Отходы производства или потребления в пределах лимитов | Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). | 0,3 |
4 и 5 | Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. | 0,5 |
3 | 0,64 | |
4 | Результат обезвреживания отходов 3 класса | 0,49 |
4 | Результат обезвреживания отходов 2 класса | 0,33 |
Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду
Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:
- Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
- Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
- Ставка платы за дизель составляет 2,5;
- Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
- Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
- Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
- Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).
Сумма платежа составит:
2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.
Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы
Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:
- В пределах норматива – 0,8 тонн;
- В переделах лимита – 1,5 тонны.
Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
- Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
- Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
- Коэффициент инфляции 2,56;
- Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).
Порядок расчета:
- Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
- Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
- Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499
Общая сумма составит:
31,92+139,72+499=670,64 руб.
Предприятие заплатит 670,64 рубля.
Порядок постановки на учет
Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.
В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.
Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.
Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.
О каких изменениях нужно уведомлять:
- Замена или преобразование организации;
- Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
- Изменение места регистрации объекта;
- Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
- Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.
Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.
Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Вид нарушения | Штраф с организации | Штраф с должностных лиц | Штраф сграждан |
Умышленное искажение или скрытие информации: – о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; – о загрязняющих источниках; – о возникновении радиации. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Умышленное искажение или скрытие данных: – полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; – в заявлении при постановке на учет; – в декларации; – отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет | 30-100 | 5-20 | – |
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов | До 100 |
За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.
Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды
Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?
Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.
Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?
За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.
Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?
Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.
Вопрос №4. Когда нужно вносить платеж за 2016 год?
Вопрос №5. Когда нужно встать на учет?
На учет нужно встать в течение полугода с момента ввода объекта в эксплуатацию. Если объект эксплуатировался до 1 января 2015 года, то поставить его на учет нужно до 31 декабря 2017 года.
9 января 2017 приказом МПР РФ утверждены новый порядок и форма декларации за негативное воздействие на окружающую среду . В соответствии с приказом МПР РФ (п. 6 ст.16.4, ФЗ-7 «Об охране окружающей среды») подать декларацию должны все юр. и физлица, чья хозяйственная деятельность несет экологический след для окружающей среды (ОС).
Скачать форму декларации НВОС (утверждена 09.01.2017)
Сроки подачи
Средние и крупные предприятия
Предшествующие ежеквартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2017 года должны быть уплачены не позднее 20 апреля, июля и октября, соответственно. Сумма авансового платежа — четверть платы НВОС за 2017 (предыдущий) год.
Малый бизнес
10 марта 2018 года – крайний срок подачи декларации за 2017 год по новой форме.
До 1 марта 2017 нужно внести на счет территориального управления РПНа платеж, указанный в вашей декларации за 2016 год (отчетный).
Кто платит за НВОС
Все предприятия и ИП I – III категории опасности, оказывающие негативное воздействие в виде:
- атмосферных выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) стационарными источниками
- сбросов ЗВ в водоемы
- Хранения и захоронения отходов
Если имеет место размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), то плательщиком по ним являются не организации и ИП, а региональные операторы по обращению/размещению ТКО.
Организации с минимальным воздействием на НВОС (объекты IV категории в соответствии с п.1, ст.4.1, ФЗ-7) от подачи декларации освобождаются .
Порядок подачи декларации за негативное воздействие в 2017 году
Декларация подается в электронном виде через модуль природопользователя (модуль качать на сайте РПН: http://rpn.gov.ru/node/5523). В нижеуказанных случаях допускается подача лично через уполномоченного представителя или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении:
- размер платы за отчетный период меньше либо равен 25 000 р. (дополнительно нужно предоставить копию декларации на диске)
- у ответственно лица нет интернет-подключения или цифровой подписи
Если несколько объектов, по которым делается плата, находятся в пределах одного субъекта Российской Федерации — делается одна декларация. Если объекты распределены по разным субъектам РФ – делается отдельная декларация по каждому субъекту .
Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления и уплаты.
Форма декларации о плате за негативное воздействие
В декларации указывается информация о платежной базе организации, объектах НВОС и видах оказываемого воздействия, льготах по выплатам, если имеются.
Состав документов:
- форма расчета общего размера платы НВОС
- форма расчета по каждому виду НВОС применительно к каждому объекту/источнику загрязнения, либо по единому объекту, включающему общую производственную территорию или составляющему единую платежную базу
- приложение о расчете платежной базы
- реестр объектов и документов, учитываемых при корректировке размеров платы, которые подтверждают, что средства на природоохранные мероприятия выделялись, и мероприятия проводились
- копии платежных поручений о перечислении платы в бюджет
Организации и ИП могут заполнять только те разделы декларации за негативное воздействие, по которым велась деятельность (иначе: есть сведения для заполнения). Подать нулевую декларацию при этом нельзя.
Бланк с образцом заполнения декларации о плате НВОС 2017
Приказ об утверждении формы декларации от 09.01.2017.
Prikaz_MPR_Deklaratsia_ot_09_01_2017_3.pdf
Инструкция по заполнению декларации
Ставки платы за негативное воздействие на 2017 год
В соответствии с постановлением №913 от 13.09.2016 Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности составляют:
Ставки в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ | |||
2016 | 2017 | 2018 | |
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) | 4452,4 | 4643,7 | 4643,7 |
Отходы II класса опасности (высокоопасные) | 1908,2 | 1990,2 | 1990,2 |
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) | 1272,3 | 1327 | 1327 |
Отходы IV класса опасности (малоопасные) | 635,9 | 663,2 | 663,2 |
Отходы V класса опасности (практически неопасные): | |||
добывающей промышленности | 1 | 1,1 | 1,1 |
перерабатывающей промышленности | 38,4 | 40,1 | 40,1 |
прочие | 16,6 | 17,3 | 17,3 |
Дополнительно можно ознакомиться со ставками платы по наименованию загрязняющих веществ:
Пожалуйста, репостьте наш материал:
Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}