Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. «Призвание варягов»: что это было С названьем кратким «русь»

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь , как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом-озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские — от рода варяжского , прежде же были словене.

Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить — тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги — пришельцы, а изначальное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде *. (...)

В лето 6374 (866?). Пошли Аскольд и Дир на греков, и пришли туда в 14 лето царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян и дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. И те вошли внутрь Суда**, совершили много убийств христиан и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Было в это время тишина, и море было спокойно, но внезапно поднялась буря с ветром, и вновь поднявшиеся огромные волны смели корабли безбожных русов, отбросили их к побережью, и избили их, так что мало их избежало такой беды и вернулось восвояси ***. (...)

В лето 6377 (865). Крещена была вся земля Болгарская. (...)

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли его [Аскольда] на горе, которая зовется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле поставил Ольма церковь святого Николы. А Дирова могила — за церковью святой Ирины.

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие — прозвавшиеся Русью. Именно Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391 (882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и освободил их от дани хазарам, сказав: «Я им противник, а вам — незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. (...)

В лето 6406 (894) ****. Шли угры [венгры] горою мимо Киева, которая зовется теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: они ходили так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через высокие горы, которые прозвались Угорскими, и начали воевать с жившими там волохами и славянами. Ибо тут прежде сидели славяне, а затем славянскую землю взяли волохи. После же угры прогнали волохов, и завладели той землей, и поселились со славянами, покорив их; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать против греков, и попленили земли Фракийскую и Македонскую до самой Селуни*****. И стали воевать против моравов и чехов.

* Текст сказания о призвании варягов отражает какие-то новгородские предания. В данном случае представляет интерес изменение взгляда на княжескую власть: она теперь мыслится как наследственная и ценится в качестве таковой. Вместе с тем четче представляется сама задача власти, «владения». Авторы XI века варяжского сказания не знали, как не знали и имени Рюрика. Династию они начали с Игоря «Старого» (старейшего, давнего). Впервые имя Рюрика в роде русских князей было дано правнуку Ярослава Мудрого, сыну Ростислава Владимировича. Последний после смерти в Новгороде отца вынужден был покинуть город, долго скитался по разным городам, пока не получил удел во Владимиро-Галицкой Руси. Здесь и княжил Рюрик Ростиславич (ум. в 1092 г.).
**«Суд» — залив Золотой Рог в Константинополе.
*** Рассказ о походе руси на греков заимствован явно из византийских или каких-то балканских христианских источников. Происхождение его можно было бы уточнить, расшифровав дату. Но установить ее нелегко. В летописи имеется несколько космических эр и стилей летосчисления. Помимо константинопольской эры, господствовавшей на Руси позднее (время от сотворения мира до Рождества Христова определялось по ней в 5508 лет), в ранний период пользовались антиохийской эрой (тот же период — 5500 лет), а также какой-то особой эрой, отличавшейся от константинопольской на четыре года (тот же период — 5504 года), и болгарской, ориентированной на лунный календарь. Упоминание в тексте Фотия указывает на время до 867 года (когда Фотий был низложен), аукаэание на 14 лето Михаила предполагает как будто дату 856(6360) год, когда Михаил начал царствовать. Но Михаил был убит также в 867 году. Не исключено, что под этой датой оказались события, известные по византийским источникам и происшедшие в 860 году. О других нападениях русов на Константинополь в это время свидетельств нет. Зато есть свидетельство — окружное послание Фотия — о крещении каких-то «росов» около 866 года. Позднее в переделках сказаний о крещении Владимира постоянно будет выплывать имя Фотия, что указывает на смешение разных крещений и, видимо, разных письменных традиций.
****Под 6406 годом дана еще одна редакция сказания о славянской грамоте. Дата проставлена по болгарской эре и соответствует 894 году, когда в Преславле состоялся собор, постановивший перевести богослужение в Болгарии с греческого на болгарский. Это было «второе преложение» книг. Летописное сказание также не имеет внелетопис-ных параллелей. Здесь апостолом славян и руси назван апостол Павел. Его почитали особенно у западных славян, тем более что, по преданию, он доходил до Иллирии, а именно оттуда легенда выводила все славянские племена и народы. Летописец, включавший сказание, подчеркивает тождество полян и руси, но никак не поясняет своего отношения к легенде об апостоле Андрее, равно как и не оценивает версии, по которой место апостола должен занять князь Владимир. Налицо механическое соединение разных по содержанию и направленности материалов.
***** Селунь (Солунь) - ныне греческий город Салоники

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами

С церковно-славянского: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами.

Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, крупнейшего историка Средневековья, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI- начало XII в.). Так, по его свидетельству, в 862 г. сказали славянские послы варягам из племени русь, незадолго до этого изгнанным славянами из северо-восточных земель нынешней России.

Ссылаясь на Нестора, русский историк Владимир Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен» (т. 1, гл. 4) писал, что после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но «владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата (Рюрик, Синеус и Трувор. - Сост.) с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли».

Как пишет Нестор, эти первые русские князья дали свое имя этим северо-восточным землям, которые стали называться Русью или Русской землею: «И от тех варяг прозвася Руская земля...»

Цитируется иронически применительно к людям, которые не могут сами наладить собственную (общественную, производственную и т. д.) жизнь и надеются на помощь извне.

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

80. Я не дам денег на забор между нами, т. к. это Ваша инициатива Намерение: Вы не хотите тратить деньги зря? Сейчас расскажу подробней о заборе.Переопределение: полезное решение можно и поддержать.Разделение: но выбрать вместе мы его можем. Оно того стоит.Объединение:

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Как велика наша Галактика? Наша Галактика (Млечный Путь) имеет сложную форму, в первом приближении ее можно сравнить с гигантской чечевицей (линзой). Подавляющая часть галактического вещества (звезд, межзвездного газа, пыли) занимает объем линзо-образной формы

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Что с нами происходит во время сна? Мы пребываем в сознании, когда думаем или когда нам холодно или горячо. Но что происходит с нашим телом, когда мыспим? Во время сна мышцы тела расслаблены. Если попробовать спокойно поднять руку спящего, то она окажется совершенно

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

НАМИ НАМИ, см. Автомобильный и автомоторный научно-исследовательский институт.

автора Серов Вадим Васильевич

Земля, как есть, обильна, / Порядка только нет Из иронической поэмы «Русская история от Гостомысла до Тимашева» (1868) Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Впервые напечатана в журнале «Русская старина» (1883).Эта же мысль встречается в этой поэме и в такой, также широко

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто не с нами, тот против нас Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой.Но ее первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто не со

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Придите княжить и володеть нами см. Земпя наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и впадеть

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Это не нами заведено, не нами и кончится Из пьесы «Свои люди - сочтемся» драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886), слова Ризположенского (действ. 3, явл. 5).Используется как популярная формула оправдания какого-либо «неизбежного» зла или просто какого-либо

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Глава 2 Метод эмоционально-волевой саморегуляции: как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях Изначально методика была разработана в 1982 году подполковником Г.Н.Соборновым под руководством доктора психологических наук, профессора, полковника Н.Ф.Феденко и

Из книги Как стать мужчиной, о котором мечтают женщины автора Радин Марк Юрьевич

Учимся владеть телом Владение своим телом – залог успеха в обществе. Мы уже говорили, что всех мужчин по внешности можно классифицировать на 7 типов. Безусловно, это относится и к походке. Конечно, и у Романтического героя, и у Лорда она легкая, уверенная, не семенящая и не

Из книги Мототуризм: спорт и отдых автора Захарин Владимир Сергеевич

ПЕРЕД НАМИ - СТО ДОРОГ

(в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.

→ → в Словаре крылатых слов и выражений

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами - это

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами

С церковно-славянского: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами.

Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, крупнейшего историка Средневековья, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI- начало XII в.). Так, по его свидетельству, в 862 г. сказали славянские послы варягам из племени русь, незадолго до этого изгнанным славянами из северо-восточных земель нынешней России.

Ссылаясь на Нестора, русский историк Владимир Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен» (т. 1, гл. 4) писал, что после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но «владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата (Рюрик, Синеус и Трувор. - Сост.) с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли».

Как пишет Нестор, эти первые русские князья дали свое имя этим северо-восточным землям, которые стали называться Русью или Русской землею: «И от тех варяг прозвася Руская земля...»

Цитируется: иронически применительно к людям, которые не могут сами наладить собственную (общественную, производственную и т. д.) жизнь и надеются на помощь извне.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс».

Вадим Серов.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/dic_wingwords/909/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами в Словаре крылатых слов и выражений;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами в Словаре крылатых слов и выражений.


Публикации по теме