Временный вестибюль станций "Ул. Коминтерна" и "Библиотека им

О том, как добраться до Кремля на метро мы кратко упоминали в статье . Напоминаем, что прежде чем войти в Кремль, нужно приобрести билеты на его посещение. Ведь Кремль – это не только официальная резиденция президента, но и музей-заповедник. Если Вы не принадлежите к льготной категории граждан, то бесплатно его можно посетить единожды в году, в международный день музеев, 18 мая.

Как добраться до Кремля на метро к кассам в Александровском саду

Уточним, что нам нужно добраться до Александровского сада, в нём и находятся кассы Кремля. Александровский сад растёт вдоль северо-западной стены Кремля. Южная стена Кремля протянулась вдоль Москва-реки, а у северо-восточной стены лежит Красная площадь. Для наглядности приводим вид Кремля с вертолёта. Зелень слева от Кремля – это и есть Александровский сад.

До Кремля и до Александровского сада можно легко добраться на метро. Для москвича или человека, знакомого с городом, ориентироваться в метро не составляет труда. Однако для приезжих это дело может оказаться затруднительным. Есть отдельная категория граждан, включая автора статьи, которые страдают “тяжёлой” болезнью под названием “географический кретинизм”. После неоднократных наступаний на грабли блужданий по подземельям пришёл “опыт, сын ошибок трудных”. Вооружаюсь картинками, как наглядным пособием и лечу пациентов дорого, провожу мастер-класс по обнаружению особо значимого объекта “кассы Московского Кремля”.

Московский Кремль. Какая станция метро. Как добраться до кремля

Кассы расположены в Александровском саду.


Кассы Московского Кремля в Александровском саду – это стеклянно-металлическая конструкция перед кремлёвской стеной.

Ближе всего к ним находятся четыре пересадочные станции московского метро. Чтобы выйти в Александровский сад, одинаково подойдут станции Арбатская Арбатско-Покровской синей ветки № 3; Александровский сад Филёвской голубой ветки № 4; Библиотека им.Ленина красной ветки № 1 и Боровицкая серой ветки № 9. Привожу вырезку из схемы метро с пересечением всех четырех линий.


Как добраться до Кремля на метро. Станция Боровицкая

Если вам удобнее Боровицкая , поднимайтесь по указателям “Выход в город к Российской Государственной Библиотеке, на Моховую улицу”.


Улица Моховая. Её вид от выхода со станции метро “Боровицкая” и “Библиотека им. Ленина”

Выйдя на улицу, поверните налево, пройдите вперёд и у памятника Ф.М.Достоевскому (слева от вас) увидите лестницу в подземный переход. На снимке дискотеку имени Леннона библиотеку имени Ленина Российскую Государственную Библиотеку не видно, зато стоящая перед ней статуя Ф.М.Достоевского находится слева, а нужный Вам спуск в подземный переход виден правее.


Ул. Моховая На снимке слева – фрагмент памятника Ф.М.Достоевскому. Впереди – указатель на Кремль и спуск в подземный переход.

Подходите ближе и замечаете дорожный знак “подземный переход”.


Спустились вниз, перед вами обширный подземный вестибюль. На палатки со всякой дрянью высокохудожественными сувенирами и деликатесами не обращаем внимания.

Идём вперед и, упёршись в палатки, поворачиваем направо. Дальше надо идти по длинному подземному переходу до конца, к выходу в Александровский сад.

Как добраться до Кремля на метро. Станция Арбатская

Если Вам удобнее станция Арбатская Арбатско-Покровской линии, ориентируйтесь по указателю: “Выход в город на улицу Моховая, к Государственному Кремлёвскому дворцу. Сначала увидите вот такой указатель:

Затем такой:

На него (указатель с государственным кремлёвским дворцом) и ориентируйтесь. Поднимайтесь вверх по эскалатору

и будьте внимательны! Переход соединяет две станции – Арбатскую и Библиотеку им. Ленина. В центре тоннеля есть малозаметный коридор, ведущий направо, он обозначен стрелкой, но её легко пропустить. На снимке виден переход между станциями Арбатская и Библиотека им. Ленина. Вдалеке справа висит нужная нам стрелка.


Она же вблизи и заметно крупнее.


Повернув направо Вы увидите подтверждение того, что “вэрной дарогай идэте, тавариши”(с).

Как добраться до Кремля на метро. Станция Библиотека им. Ленина

Если идти с красной ветки, с Библиотеки им. Ленина соответственно, надо ориентироваться по указателям перехода на синюю ветку и выход в город на улицу Моховую. Вот указатель. Надписи и стрелки хотят нас запутать!


Нам нужна лестница в центре зала.


Поднимаемся по ступеням и идём по коридору. В этом коридоре проход разрешён только в одну сторону, так что толкаться со встречными Вам не придётся.

В конце коридора видим вот такую картинку.


И резко поворачиваем направо. Вот сюда, в широкий проём справа


Оказавшись в подземном вестибюле, ищите длинный тоннель. Он прямиком выведет к Александровскому саду и кассам Кремля.

Вот снимок тоннеля при выходе со станций метро Арбатская, Александровский сад и Библиотека им. Ленина. Палатки со всякой дрянью всячиной стоят на том же месте. За палаткой по правую руку вам нужно повернуть направо.


Идём дальше по подземному переходу. Здесь уже есть надпись, вселяющая надежду в скорое окончание метро-квеста.

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г., повторно открыта 7 ноября 1958 г.
Код станции: 054.

Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции.
До 24 декабря 1946 г. называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 г. - «Калининская». В 1991 г. на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в Московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Прямого перехода на станцию «Боровицкая» нет.

Единственная в Москве колонная четырёхпролётная станция мелкого (7 м) заложения. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком. Станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и коменданта Кремля Р. А. Петерсона, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней.
Архитекторы А. И. Гонцкевич и С. Сулин.
Инженер-конструктор В. И. Дмитриев.
Станцию возвела Шахта № 31-32 «Мосметростроя» под руководством Г. Климова, М. Терпигорева и И. Зубкова.

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженку, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М.И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Информация о станции.

Последние годы на схемах московского метро настойчиво стараются отобразить одну особенность пересадки между станциями "Александровский сад" и "Боровицкая" . А именно то, что совершая переход между этими станциями, пассажир должен пройти через одну из промежуточных станций: "Арбатскую" или "Библиотеку имени Ленина" . Посмотрим, всегда ли так делали.

Пересадочный узел стал четырёхстанционным в 1986 году, когда была открыта станция "Боровицкая" . До этого узел отображали так:

Но ещё до открытия "Боровицкой" было принято решение соединить её переходами только с двумя станциями узла: "Арбатской" и "Библиотекой имени Ленина" . Строительство второго вестибюля, одновременно ставшего бы переходом на "Александровский сад" (тогда - "Калининская" ), было отложено на будущее (а затем от него и вовсе отказались). Поэтому уже в 1984 году, когда на схеме метро стали обозначать станцию "Боровицкая" как строящуюся, отобразили и необычную топологию будущих переходов:

И вот, станция построена:

В 1988 году сменился дизайн схемы. Линии стали более строгими и лаконичными. А на такую вещь, как двухэтапность пересадки между "Александровским садом" и "Боровицкой" решили не обращать внимания. Тем более, что других вариантов совершить пересадку между этими линиями, у пассажира всё равно нет:

В 1996 году схема обновилась. Подчёркивать особенность переходов снова не стали:

В 2002 году схему немного доработали: добавили подписи на латинице, а также сменили изображение пересадочного узла, вновь вернув ему топологию:

В 2003 году совсем недолго использовалась схема с тонкими линиями. Она была неудобна для чтения и от неё быстро отказались. Зато на ней впервые за много лет была изображена река. Пересадочный узел перекочевал с предыдущей схемы, уменьшившись в размере:

На следующей схеме (того же 2003 года) решили использовать специальные стрелочки, чтобы подчеркнуть последовательность переходов (других подобных стрелочек на этой схеме не было):

Она использовалась довольно долго, пока в 2012 её не сменила новая схема, где также использовались стрелочки:

В 2013 году студия Лебедева выиграла конкурс на создание схемы метро, в результате чего, в вагонах московской подземки и появилась современная схема:


- элемент, с помощью которого на схеме показана особенность пересадок, в среде дизайнеров получил жаргонное название "руль".

Интересно решение и на предыдущей версии лебедовской схемы:

Схемы взяты с сайта metro.ru

Кстати говоря, вопреки изображению пересадок на схеме, на самих станциях "Александровский сад" и "Боровицая" переходы друг на друга обозначены явным образом. Никакого намёка на формальное отсутствие прямой пересадки:

Что, конечно же, оправдано. Ведь пассажиру не так важно, как именно пройдёт его путь на нужную станцию. Главное - сделать правильную пересадку.

По этой же причине возникают сомнения: стоит ли вообще на схеме подчёркивать отсутствие прямой пересадки внутри узла. На своей версии схемы (для того же конкурса 2013 года) я решил на этот факт оставить лишь ненавязчивый намёк:

Такая вот история.

UPD: Не делают акцента на особенность пересадки и современные интерактивные схемы, выполняющие поиск оптимального маршрута. Например, приложение Яндекс-метро:

или metromap:

Для жителей столицы Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Первый подземный маршрут пролегал от станции метро «Сокольники» до «Охотного ряда» и далее по разветвлению - до «Парка культуры» и «Смоленской». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно распахнули двери перед москвичами в 7 часов утра.

Предлагаю вам совершить фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди.

Огромное спасибо пресс-службе Московского метрополитена, службе тоннельных сооружений и службе пути за помощь в проведении съёмок на станциях и тоннелях первой очереди.

Служебная ветка «Охотный ряд» - «Александровский сад» .

1. Ну, очень «кривая» кривая. Если бы не строительство «глубокого Арбата», то поезда с пассажирами до сих пор ходили бы здесь.

2. Усиление лотка тоннеля над пешеходным тоннелем.

3. Сохранившийся тоннель служебной ветки от «Охотного ряда» до «Александровского сада».

1. Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

2. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле.

3. При строительстве пересадки в 1953 году здесь поставили эскалатор, который потом демонтировали.

4. Пожалуй, это не только самая переименованная станция, но и самая перестраиваемая.

5. В 1946 году одновременно с переустройством вестибюля была произведена реконструкция, которую планировали еще до войны. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма.

Перегон «Александровский сад» - «Арбатская» .

1. После открытия Филевской линии оборот составов стал осуществляться перед станцией. И очень долгое время такое место было единственным в Москве.

2. Первый участок строительства станции Арбатская включал 18 метров подходных тоннелей и 44 метра станции и располагался под Арбатским рынком и бывшей Тихоновской церковью, предназначенной к сносу. Так как требовалось обеспечить нормальную работу рынка, то пришлось проходить подходные штольни в нескольких метрах от поверхности земли и уже из них сооружать колодцы под будущие стены станции. Штольни проходили на 1-2 метра ниже пола церкви и рынка. В самой церкви был организован бетонный завод.

3. В качестве щебня использовался материал стен храма, песок добывался тут же, извлекаемый из траншей, со стороны подвозился только цемент. Готовый бетон подавался к отверстиям в полу церкви и рынка, пробитым над продольными штольнями, где шло сооружение стен станции. К апрелю 1934 года церковь (в зимнее время служившая еще и тепляком для завода) была, таким образом, практически разобрана, древние стены храма послужили строительным материалом для метро.

4. Весь Арбатский радиус был разбит на участки длиной 60-80 метров. И каждый начальник участка был уверен, что уж свой участок за 10 месяцев он построит.

1. Решение о строительстве Арбатского радиуса было принято 7 августа 1933 года. Уже в сентябре 1933 года на Арбатской площади начались первые работы. Но только в конце декабря 1933 года Московский Комитет окончательно утвердил трассу и способ работ по Арбатскому радиусу. Основные работы на станции развернулись в начале января 1934 года.

2. Арбатская площадь, одна из центральных и самых напряженных площадей города, насыщена транспортом, сложным клубком подземных коммуникаций, кабелей, коллекторов, водопроводов. Неподалеку проходило русло коварного ручья Черторый. Здесь же был расположен, открытый в 1932 году, один из крупнейших столичных рынков, всегда многолюдный и требующий постоянного подъезда автотранспорта. Работы по сооружению станции уже начались, когда проект всего Арбатского радиуса был изменен. Старый проект, предусматривавший прокладку линии непосредственно под Арбатом, требовал значительных работ по перекладке коммуникаций, укреплению фундаментов, нарушал повседневную жизнь всегда многолюдной улицы и, прежде всего, заставил бы нарушить установленный Центральным Комитетом Партии срок строительства. По новому проекту трасса была передвинута от Арбата в сторону Собачьей площадки. Решено было строить тоннели траншейным способом, вместо «парижского», который предполагался изначально.

3. К 15 сентября 1934 года станция была вчерне закончена. К январю 1935 года был закончен вестибюль, представляющий в плане пятиконечную звезду, ведь рядом находился Наркомат обороны. Планировалось, что в будущем вестибюль окажется в центре реконструированной Арбатской площади. Сегодня же вестибюль кажется маленьким камерным павильоном на фоне огромной стены нового здания Министерства обороны. Во время одного из немецких авианалетов в 1941 году немецкая бомба попала в рынок, полностью его разрушив. Досталось и вестибюлю.

4. С 1 октября по 1 февраля было уложено 18 тысяч квадратных метров разного вида облицовки - штукатурки, плитки, мрамора и т. д.

5. В 1953 году, одновременно с открытием глубокого Арбатского радиуса (часть Арбатско-Покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции «Ул. Коминтерна» (сейчас это «Александровский сад») до станции «Киевская» был закрыт. Станционный зал «Арбатской» использовался, по некоторым данным, под складские помещения. Вновь этот участок открылся с пуском Филёвской линии в ноябре 1958 года.

Перегон «Арбатская» - «Смоленская» .

1. Первоначально предполагалось строительство всего радиуса «парижским» способом. Этот способ сооружения тоннелей предполагал большое количество работ по обустройству шахтных комплексов, переносу плотной сети городских коммуникаций, укреплению фундаментов домов, но не гарантировал от возможных просадок поверхности. А это могло парализовать жизнь в очень оживленном районе Москвы. В конечном итоге «парижский» способ при проекте строительства арбатской линии был отклонен и принято решение вести сооружение линии траншейным способом, получившим название «московский».

2. 3 января 1934 года вышло постановление Московского комитета партии и Моссовета о новой трассировке Арбатского радиуса. Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, станции и тоннели строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

15 января 2003 года to_the_future в рассылке опубликовал такой текст:

ddyc> Почему на путевых стенах «Смоленской» («Филевской»). Плитка в виде сот. Не из за того, что в 19 веке там была ярмарка.

Да, действительно. При вскрытии грунта, для строительства Смоленской, Филевской линии, были обнаружены остатки подземных сооружений (подвалов), торговых помещений ярмарки. В одном из них, были найдены внушительные запасы кафельной плитки, причем наиболее сохранившимся был склад кафельной плитки в виде сот.

На совещании у Кагановича, было принято решение, в целях ускорения строительства, отобрать целые экземпляры (вручную - благо, в рабочих руках, в те времена, недостатка не было), а недостающее количество выпустить. Выпускать ничего не пришлось - было обнаружено больше ста тысяч единиц плитки. Запасов хватило довольно надолго и первый раз плитки, в качестве заплаток для стен на смоленской, были выпущены в 1987 году. Естественно, советская печать об этом скромно умалчивает, но здесь уже обсуждались книги, в которых эта операция описана довольно подробно.

1. Та самая плитка. Шутка так бы и осталась просто шуткой, если бы позднее один путеводитель не написал у себя в тексте про эту несчастную плитку. Получилось феерически.

2. На фото вы видите два интересных артефакта. Это старая планка остановки составов с цифрой 6 и новая с цифрой 4. Так как на ФЛ теперь эксплуатируются только Русичи, у которых в составе 4 сочленённых вагона, то и на рейке написано «4».

3. Конструкционная схема станции идентична аналогичным станциям первой очереди - «Арбатская», «Сокольники», «Парк Культуры», за одним исключением - в средней части лоток станции на протяжении 44 метров выполнен не из монолитного бетона, а из железобетона. Эта особенность вызвана тем, что на «Смоленской» предполагалась пересадка на будущую станцию Кольцевой линии. В этом месте предполагался спуск в пересадочный коридор.

4. Эмблема прошлого юбилея. Вы ее помните? Как вам по сравнению с нынешней?

5. Черная субстанция для окрашивания лотка в пределах станции в черный цвет.

Оба первоначальных вестибюля станции не сохранились. А коридор, идущий от южного вестибюля к восточному мостику над путями станции сейчас используется как подземный переход под Садовым Кольцом. И его можно считать самым первым подземным переходом не только в Москве, но и в СССР.

Тоннели за станцией «Смоленская» .

1. До пуска станции «Киевская» 20 марта 1937 года «Смоленская» была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков. Для оборота поездов с восточной стороны был уложен съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к «Сокольникам».

2. Но так как за тупиками смотреть нечего, то самое интересное там находится на улице - на первом метромосту в СССР.

3. Однопролётный стальной арочный метромост. Перед началом строительства второй очереди метрополитена был проведён конкурс проектов оформления моста, и из предложенных вариантов был избран самый скромный. Мост украшен лишь стальной эмблемой метрополитена в замке свода и чугунными вазами на береговых устоях.

4. Не знаю, был ли готов этот портал перед метромостом в 1935 году, так как оборот составов осуществлялся по съезду, который находился перед станцией... Но завершим прогулку по первой очереди именно этим. Впереди - вторая очередь!

Огромное спасибо всем, кто помогал мне готовить этот материал. Без вас его бы не было...

Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».

Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.

Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) - «Киевская» - это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена - важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» - параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.

Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х - 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х - «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.

Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.

Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн - по одному на платформах и еще один между путями - поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

Архитекторы станции - А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор - В. Дмитриев.



Публикации по теме