Виды словарной работы на занятиях по культуре речи в техническом вузе. Работа со словарными словами Виды словарных заданий разнообразны

К большому сожалению, грамотность молодого поколения оставляет желать лучшего. Возможно, причина кроется в том, что сегодняшние школьники все меньше читают классических произведений. А грамотность, как известно, во многом зависит от количества и качества прочитанного.

Многие полагают, что грамотность - это показатель ума и интеллекта человека. И в школах грамотности письма уделяют много внимания. Школьные учителя, применяя различные передовые методики, прикладывают немало сил, чтобы ученики быстро и легко запоминали правильность написания словарных слов. Но, как известно, их запоминание - это сложная задача практически для всех учащихся. Чтобы запомнить трудные слова, не регулируемые правилами, надо неоднократно их повторять, а повторение - занятие очень монотонное и утомляющее.

Конечно, ученикам с хорошей памятью легче справиться с такой проблемой. Но все же если процесс обучения в подобной области сделать еще и увлекательным, то добиться успеха в запоминании правильного написания трудных слов будет значительно легче и быстрее.

Как известно, дети, чей активный словарный запас сравнительно богат, показывают лучшие результаты в проверочных работах по русскому языку. Но любой ученик при регулярных занятиях и систематическом выполнении словарно-орфографических заданий способен активизировать свой словарь и со временем делать все меньше ошибок при отражении словарных слов на письме.

Программа по русскому языку предполагает работу над сложными словами с начальных классов. И чтобы младшие школьники усвоили предложенную им программу и выучили все трудные слова, предусмотренные учебным планом, их педагогу приходится прикладывать массу усилий и подходить к процессу обучения творчески.

Перед учителем стоит задача не только познакомить своих учеников с грамматическим явлением, но и закрепить приобретаемые знания. Цель регулярных заданий и упражнений по усвоению сложных слов - это закрепление и применение получаемых знаний и выработанных навыков и умений на практике. Практические занятия способствуют формированию навыков самостоятельной работы, а также укреплению навыков мыслительной деятельности.

Выполняя те или иные задания, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать и составлять словосочетания и предложения. Благодаря упражнениям учащиеся систематизируют и автоматизируют свои знания.

Учителями регулярно проводится словарно-орфографическая работа, которая представляет собой набор упражнений, проводимых на постоянной основе и направленных на усвоение школьниками орфографических, грамматических, лексических и произносительных норм литературного русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что учитель может научить детей писать грамотно и не делать ошибки при использовании словарных слов, применяя различные методики преподавания и разнообразные способы и приемы, позволяющие сделать процесс обучения максимально эффективным.

Статья "Организация словарной работы

на уроках русского языка"

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью необходимо практиковать задание, требующее от учащихся указывать новые и малознакомые слова, встречающиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1) Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника русского языка.

2) Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

3) Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на З - С подбираются имена существительные (возрождение, восстановление, восхождение ) и имена прилагательные (безвольный , беззаветный, бескорыстный, беспечный ),глаголы (воссоединяться, избирать, изнемогать и др.).

4) Составление упражнений,включающих тематически близкие слова.

5) Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений.

6) Составление связных текстов по опорным словам. Так, в рассказе о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, генеральный (сражение), героический, гордый, доблестный, решающий, самоотверженный (в связи с изучением "Бородино" М.Ю.Лермонтова).

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:

1) выяснение значения слова по словарю;

2) подбор синонимов (притязание - претензия; притяжение - тяготение );

3) подбор антонимов (смелость - трусость; талантливый - бездарный );

4) словообразовательный анализ (безмятежный - мятежный - мятеж );

5) этимологический анализ (лукавый - от лука - "изгиб, кривизна", т.е.лукавый - "криводушный, неискренний, двуличный, лживый" );

6) перевод (интернациональный - международный ).

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки.

Например, смешиваются в употреблении слова представить - предоставить, осудить - обсудить , признание - признательность , связный - связанный и др .

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов . С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланцем , а кого посланником ? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными , а каких честолюбивыми ?

2) Подбор синонимов (ср. невежа - грубиян, невоспитанный, невежливый человек , невежда - неуч, малообразованный человек ) .

3) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер - искусственный цветок, получить признание - выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.

Чтобы пользоваться языком, т.е. говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой. Слова - это строительный материал языка, из них можно создавать прекрасные речевые здания, но, чтобы этот материал пустить в ход, нужно уметь его обрабатывать.

Литература:

1. Скороход Л.К.Словарная работа на уроках русского языка: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение,1990

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Кн.для учащихся. - М.: Просвещение,1991

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная метапредметная конференция

«Удивительный мир научных книг»

Секция для педагогов « Работа с научно-популярной литературой на уроке и в неурочное время…. »

" Работа со словарями на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Петровска», Саратовской области Полякова М. В.

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке».

По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Напомню, что в методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас интересуют не только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.

А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь?

Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематическое его использование. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем, мне кажется, можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности.

Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся.

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант.

3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски)

Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память.

Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.

Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.

Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Проявить милосердие.

Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу несколько примеров возможных заданий.

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров).

3. Диктант «Угадай словечко!»

Учитель дает толкование, дети записывают само слово.

4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование.

Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.

На нескольких примерах покажем, каким образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов.

1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.

(лис - ий, син – ий, свеж - ий)

2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать.

3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать, анализировать.

Опыт показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания.

1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

Отмечу, что набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто ошибочно определяют род. И здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в школе.

1. Игра «Определи словарь!»

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … .

Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Возможны такие виды упражнений:

1. Игра «Кто быстрее?»

Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

3. Игра «Кто больше?» Приведите примеры, когда антонимы входят в заглавие произведений.

4. Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы.

Ты богат, я очень беден.

Ты прозаик – я поэт.

(А.С. Пушкин.)

5. В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю.

Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несется в гору во весь дух…

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

Видал он виды всякие,

Изъездил всю губернию

И вдоль и поперек.

(Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?»)

6. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги).

Голова – морочить голову, …

Ноги – уносить ноги, …

Глаза – мозолить глаза, …

Нос – задирать нос, …

Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.

Слова можно давать на уроках по темам: литература, театр, искусство, наука, спорт …

Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог …

Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат …

Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем идет объяснение значений новых слов (и по словарю!) , дальше ученики записывают их в свои словари, придумывают с ними предложения. Так новые слова входят в сознание учащихся.

Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять на уроках развития речи при подготовке к сочинениям.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д.

Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Приведём пример выполнения задания:

Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый

н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] – гласный

г - [к| - согласный глухой, твёрдый

Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использования справочной литературы. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре.

А интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут) отводить словарной работе. Только такое обучение может дать положительные результаты.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Литература

А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык в школе, 1992,№ 2, с.19-21.

Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.

В.В. Рогозинский. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.


Vocabulary work on the reading lessons

Аннотация: Данная статья раскрывает приемы работы со словами на уроках чтения, которая способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.

Annotation: This article reveals techniques for working with words in the reading lessons, which contributes to the development of speech and spelling to improve literacy among students.

Ключевые слова: урок чтения, словарная работа, словарь, анализ слов

The keywords: reading lesson, vocabulary work, vocabulary, analysis of words

Одной из основных задач на уроках чтения учителя начальных классов является развитие речи обучающихся. Работа над группой слов из текста поможет обучающимся понять текст и обогатит их словарный запас; очищению речи школьников от нелитературных слов.

При подготовке к уроку чтения учителю необходимо заранее проанализировать изучаемый текст с точки зрения его лексических особенностей, выписать из него все слова, понимание которых может затруднить обучающихся, а также нелитературные слова и выражения, если они имеются. При отборе слов для проведения словарной работы на уроке чтения следует установить, какие из них достаточно лишь бегло пояснить, чтобы облегчить восприятие текста, а над какими следует основательно поработать, для того чтобы эти слова вошли в активный словарный запас школьников.

Учителю нужно продумывать особенности методики работы над словами, а именно разработать приемы объяснения непонятных слов и словарные упражнения. В результате лексического анализа текста учитель составляет список трудных слов и разрабатывает методику их изучения.

Существующие формы и методы словарной работы разнообразны и выбор их определяется конкретными условиями; характером материала, уровнем подготовленности класса, наличием словарей и справочных пособий.

Для раскрытия лексического значения слов целесообразно использовать такие, например, приемы, как замену слова синонимом, замену слов описательным оборотом, разбор слова по составу.

Самым распространенным приемом объяснения значения слова является подбор синонимов. Он экономнее других приемов и более эффективно способствует обогащению словарного запаса обучающихся.

Однако не во всех случаях прием подбора синонимов можно использовать. Так при объяснении слова терминологического характера он неприемлем, поэтому здесь приходится применять другой прием - замену слова описательным оборотом. Использование этого приема при объяснении значении слов способствует обучению детей логике речи, развивает их мышление и речь.

Не менее эффективным приемом объяснения лексического значения слова является разбор слова по составу. Этот прием способствует закреплению знаний по морфологии и совершенствованию орфографических навыков.

В целях более экономного объяснения трудных слов на уроках чтения можно рекомендовать использование настенных таблиц - словариков, подготовленных заранее учителем.

Не следует забывать, что при объяснении слов учителю необходимо учитывать особенности контекста и давать такое толкование новых слов, которое позволит раскрыть значение их именно в данном тексте.

Усвоение словарного материала - длительный и трудоемкий процесс, требующий постоянной и кропотливой работы над словами, трудными в лексическом и орфографическом отношениях.

Можно подвести итог, что наиболее рациональными видами заданий при этом являются следующие:

1) замена данных слов синонимами или описательными оборотами;

2) включение новых слов в предложения;

3) составление с данными словами словосочетаний или предложений;

4) составление небольших рассказов с использованием данных слов;

5) включение новых слов в диктанты.

Исходя из принципа связи уроков чтения с уроками грамматики и правописания, учитель должен работать над всеми трудными словами, встречающимися в текстах учебника.

Продуманная и хорошо организованная словарная работа способствует развитию речи и повышению орфографической грамотности у обучающихся.



Публикации по теме