Самый большой вулкан на контурной карте. Отметьте на контурной карте вулканы

«География Вулканы» - Цель: В настоящее время на земном шаре выявлено свыше 4тыс. вулканов. Основной целью работы является исследование вулканов и вулканизма. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи. Проект по географии. Потухшие вулканы. Вулканизм. Общие сведения о вулканах. Действующие вулканы.

«Вулканы» - Вулканы. Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Извержение вулкана в Исландии. Лава. Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль. Вулканы вообще находятся там, где тектонические пласты разделяются или объединяются. Щитовидные вулканы образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы.

«Вулканы и землетрясения» - Посмотрите на картины. Почему на Камчатке и Курильских островах много вулканов? Какие бывают вулканы? Какое строение имеет вулкан? Что называют вулканом? Какие явления природы изображены на картинках и фотографиях? В чем отличие вулкана от землетрясения? Что служит причиной извержения вулкана? Почему землетрясения особенно опасны в горах и крупных городах?

«Извержение вулкана» - Кратер. В древнеримской мифологии слово «вулкан» означает – Бог огня. Как образуются вулканы? Фудзияма. Виды вулканов. Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли? Вулканический Пепел, дым. Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота. Иногда уже можно предсказать начало извержения вулкана и предупредить бедствия.

«Вулканы» - Что послужило причиной трагедии? Конический вулкан. Извержения происходят регулярно. Границы плит Земли. Жерло –канал выхода магмы из очага. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Магма – расплавленное вещество мантии. Земля волнуется- с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Склоны вулкана крутые – лава густая, вязкая, остывает достаточно быстро.

«Вулканы ОБЖ» - Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Проемы в капитальных внутренних стенах. Места внутри шкафов, комодов, гардеробов. Потухший вулкан Арарат. Вулкан Пинатубо. Определите ваши дальнейшие действия. Ваш дом устоял, но получил много повреждений. Начинается дождь, темнеет. Пойти к сараю и укрыться там от дождя.

Мы ответим на следующие вопросы:


1. Что такое вулканизм, как он проявляется на земной поверхности?
2. Почему и как происходят извержения вулканов?
3. Какие вулканы называют действующими, а какие – потухшими?
4. Где в мире и в России располагается большинство вулканов?
5. Почему гейзеры относят к вулканическим проявлениям?
6. В каких районах Земли расположены наиболее известные гейзеры?

Мы создадим конструктор литосферных плит и продолжим фенологические наблюдения.
1. Образование и строение вулкана.

  • С помощью текста учебника и своих рисунков создай иллюстрированный рассказ об образовании и «жизни» вулкана.


  • Нарисуй схему, показывающую строение вулкана, и стрелками покажи основные части, выделяемые в строении вулкана.


2. Вулканы мира.

  • Заполни таблицу.
1) Впиши пропущенные слова в верхние строки таблицы.
2) В соответствующие графы таблицы запиши примеры вулканов на суше и примеры островов, которые были образованы в результате вулканической деятельности.


Школа географа-следопыта

  • Выполните задание на с. 38 учебника.

План работы


1) Вырежи контуры литосферных плит, материков и крупнейших островов (используй «Конструктор литосферных плит» на цветной вкладке).
2) Возьми лист плотной бумаги и наклей изображения материков и островов на изображения литосферных плит.
3) Из литосферных плит составь карту Земли, покажи на ней положение Тихоокеанского вулканического огненного кольца.
4) Подпиши на карте вулканы Везувий, Гекла, Килиманджаро, Ключевская сопка, Котопахи, Кракатау, Льюльяйльяко, Шивелуч, Этна.










5


6



























































26 Активные и знаменитые ГОСУДАРСТВА, ГДЕ ЕСТЬ АКТИВНЫЕ ВУЛКАНЫ Россия – 171 Чили – 110 Индонезия – 161 Эфиопия – 72 США – 146 Филиппины – 53 Япония – 119 Исландия – 33 " Активный " вулкан - это вулкан извергающийся последние лет (Остальные вулканы называются "потухшими"). Большая часть активных вулканов Земли находится лишь в нескольких странах.





28 Этот пока безымянный вулкан находится в районе северного полюса Ио на расстоянии около 600 км от известного вулкана Tvashtar. В начале этого года Galileo сфотографировал извержение и этого вулкана, он тогда выбрасывал столб пыли на высоту порядка 430 км, но в августе он был спокоен. Зато в августе относительно недалеко от Tvashtar был замечен еще более высокий столб пепла и пыли - он поднимался на высоту более 480 км, а сам зонд Galileo пролетел гораздо ниже - на высоте около 200 км. С помощью аппаратуры, установленной на Galileo, удалось определить состав вулканического выброса. Это были частицы, напоминавшие снежинки, составленные из молекул двуокиси серы. Теперь специалистам на основе полученных данных предстоит выяснить температуру и скорость движения газа в вулканическом факеле Вулканы Вселенной


29 Столб пепла высотой в семь километров выбросил камчатский вулкан Шивелуч:36 Мощный выброс пепла произошел из кратера вулкана Шивелуч в Камчатской области. Природная пушка, какой предстала огромная сопка, выстрелила в небо зарядом вулканической пыли. Как сообщили сотрудники камчатской сейсмопартии, столб из пепла достиг высоты почти семи километров над уровнем моря. Шлейф от него протянулся на 80 км к северо- востоку. Зрелище красивейшее, но небезопасное. Извержение проходило под аккомпанемент подземных толчков, правда, незначительных, а также сходом лавин из обломков скал и снежных глыб. И хотя для населенных пунктов, расположенных окрест вулкана, как заверили специалисты, Шивелуч угрозы не представляет, тем не менее, его выбросы могут помешать работе авиации. А это может привести к нарушению связей полуострова с материком. железнодорожного сообщения Камчатки с материковой Россией не существует. Вулкан "проснулся" 10 месяцев назад. По данным Камчатского института вулканологии, его пробуждение пришлось на 11 января этого года. Шивелуч возвышается над уровнем моря более чем на три километра. Этот крупный вулкан является одной из визитных карточек Камчатки и Меккой для туристов.








32 Живопись и поэзия Везувий зев открыл дым хлынул клубом пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. А.С.Пушкин Ле-Ру " Извержение Везувия в 79г. по Р.Х." Люксембург. музей (Париж)


33 Живопись и поэзия ВУЛКАНЫ Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла. Б. Ахмадулина К. Брюллов " Последний день Помпеи" Русский музей








































50








53 Домашнее задание §12, §13 Отметить на контурной карте вулканы: Ключевская Сопка (Камчатка) Авачинская Сопка (Камчатка) Везувий (Италия) Этна (Сицилия) Исалько (Сальвадор) Мауно Лоа (Гавайские острова) Катмай (Аляска) Гекла (Исландия) Кракатау Фудзияма (Япония)

Цели урока:

  • Изучить новые понятия: “вулкан”, “жерло”, “кратер”, “очаг”, “магма”, “ лава”.
  • Познакомить учеников со строением вулкана.
  • Сформировать представление о происхождении вулканов.
  • Показать вред и пользу вулканов.
  • Умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: макет “Вулкан”, физическая карта, схемы вулканов.

Ход урока

1. Определим тему сегодняшнего урока. О чём идёт речь?

Из кратера вырвалась огненная лава, сопровождаемая сильными выхлопами газа, возник своеобразный ярко – красный фонтан, бивший на высоту более 100м. Через 10 минут он обессилел, но из кратера по склону потекли языки лавы. Вырвался и достиг высоты 2 км столб пепла. Он стал оседать на улицах, дорогах, крышах домов. На центральной улице толщина выпавшего пепла достигла 20 см. (Это извержение вулкана).

Что же стало с этим вулканом позднее? Через 2 часа после взрыва вокруг отверстия образовался валик высотой 2 метра. Через 5 дней над полем возвышалась конусообразная гора, высотой 160 метров. На её вершине было чашеобразное углубление, из которого вырывались мощные потоки раскалённой лавы. Через 3 года гора выросла до 518 м. Так образовался вулкан.

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? О вулканах.

Как вы считаете: вулканы – это добро или зло? Ответить на этот вопрос нужно в конце урока.

Понятия напечатаны на доске: “вулкан”, “жерло”, “кратер”, “очаг”, “магма”, “лава”, “ вулканические бомбы”. Сегодня мы с вами совершим путешествие в глубь Земли и постараемся разгадать тайны подземных бурь.

Вот впереди вулкан.
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч
Шлаковый конус крут
Бомба летит как мяч
Бомбы дымят вокруг.

2. Откуда произошло название “ Вулкан”? Сообщение ученика.

В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие. Римляне называли его Вулканом и дали острову наименование Вулькано.

Рисунок 1.

Повторение: Рассказать о внутреннем строении Земли. Охарактеризовать каждую из оболочек.

3. Как же образуются вулканы?

Учитель: У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно – жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Её температура более +1000С. Излившуюся магму называют лавой.

Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

4. Строение вулкана.

Пепел и дым.
Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы
Магма – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Очаг магмы – место на глубине, где плавится магма.
Лава – магма, излившаяся на поверхность. Температура 750-1250 С. Скорость течения 300-500 метров в час.

Рисунок 2.

Лава (отрывок про лаву). “ Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом было невозможно из – за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 3- - 40 метровой коркой, которая растрескалась на многочисленные многоугольники, отделённые друг от друга трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была накалена до жёлто – красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут – то было: она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня”.

При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль. Куски раскалённой лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров могут выбрасываться на большую высоту (их называют вулканическими бомбами). При извержении образуются тучи пепла. Вулканический пепел не имеет ничего общего с пеплом, который получается, например, при сгорании бумаги, дров. Он представляет собой мельчайшие частицы магмы, раздробленные при взрыве газами на множество капель. Остывая в воздухе, часть пепла оседает вокруг вулкана, иногда покрывая огромной толщей окружающую местность, а на ней селения, растительность. Часть пепла разносится на сотни и тысячи километров. Извержение сопровождается подземным гулом, порой землетрясением, ливнем.

Продукты вулканических извержений: водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканические бомбы. Просмотр видеофрагмента. “Извержение вулкана”. У каждого ученика на парте схема “Вулкан”. И таблички с названием составных частей. Задание: прикрепите таблички на схему, тем самым подписав составные части вулкана.

5. Формирование понятия “вулкан”.

Перед вами рисунок вулкана. Давайте сформируем понятие “вулкан”.

Необходимо выделить ключевое слово, которое определит понятие вулкан. Далее ученики стараются выделить существенные признаки, характеризуя вулкан. Иногда они называют признаки, присущие не только вулканам, но другим горным системам. Теперь к перечисленным признакам нужно отнестись критически, выделить только те, которые характеризуют вулкан.

Что получилось.


Гейзеры – это огромные струи очень теплой воды, выходящие с большой силой из земли и поднимающиеся на большую высоту. Они образуются как и вулканы, но вместо выброса лавы выпускают водяной пар и теплую воду.

6. Где располагаются вулканы на Земле?

Работа с картой. Учащиеся отвечают на вопрос, находя на карте районы распространения вулканов.

Распространены по окраинам материков, где неустойчивая земная кора.

Какие вулканы называются действующими?


Рисунок 3.

Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время (на Камчатке). Найти вулкан на физической карте и нанести его на контурную карту.

Потухшие – бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).

Уснувшие – об из деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (Везувий).

Самые высокие вулканы в мире.

Вулкан Гуальятири, 6060 м. Расположен на материке Южная Америка. Недействующий в настоящее время вулкан в средней части Анд; последнее извержение было отмечено в 1960 году.

Вулкан Эребус,3794 м. Действующий вулкан на острове Росса, последнее извержение в 1955 году. Самый южный из всех действующих вулканов в мире. Был открыт 28 января 1841 года британской экспедицией под руководством Дж. Росса во время извержения. Назван по одному из кораблей упомянутой экспедиции.

Вулкан Мауна–Лао, 4171 м. Расположен в Тихом океане на острове Гавайи. Последнее извержение в 1977 году.

Вулкан Котопахи, 5897 м. Расположен на материке Южная Америка. Последнее извержение в 1975 году.

Вулкан Убинас, 5672 м.Расположен на материке Южная Америка. Последнее извержение в 1969 году.

Вулкан Ключевская Сопка, 4750 м. Самый высокий вулкан в России, расположен на полуострове Камчатка. Последнее извержение в 1984 году.

7. Разрушительная сила вулканов.

Показать разрушительную силу вулканов. Прослушать доклад ученика. “Извержение вулкана Везувий”

Обратить внимание на картину К. Брюллова “Последний день Помпеи”.


Рисунок 4.

Чтение учеником стихотворения А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом пламя –
Широко разверзлось, как боевое знамя.
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры подают! Народ гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

8. Созидательная роль вулкана.

Доклад “Созидательная сила вулканов”.

Вулканы не только сеют смерть и разрушения, они словно двуликий Янус, одновременно являются и великими созидателями.

1. Вулканы – “ созидатели” новых земель, чудесные земледельцы.
2. Поставщики минералов, строительных материалов.
3. Создатели многочисленных месторождений руд.
4. Источники геотермальной энергии. (Универсальные “чайники” и паровые “ котлы” природы).

Ответим на вопрос. Вулканы – это добро или зло? Класс делится на две группы. Одна группа доказывает, что это добро, а другая, что зло.

9. Предсказание извержений. Животные и растения – верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержении вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Чутко реагируют на приближение подземных грёз многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.

10. Практическая работа. Определение географического положения вулкана.

Цель: Научиться определять географическое положение вулкана.

План работы.

  • Название вулкана, высота.
  • На каком материке и в какой его части находится вулкан?
  • Определить географические координаты вулкана?
  • Вид вулкана (действующий, потухший).
  • Работа с контурной картой.
  • Нанести вулкан на контурную карту
  • Вывод

11. Закрепление Тест “Вулканы”.

1. Особые по форме и составу пород горы на поверхности и дне океанов.
2. Канал, по которому поднимается магма.
3. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава.
4. Изливающаяся на поверхность магма.
5. Куски лавы диаметром от нескольких сантиметров до нескольких метров, выбрасываемые на большую высоту и падающие вблизи вулкана.
6. Особенности извержения вулкана.
7. Вулканы, которые извергались на памяти человечества.
8.Самый высокий действующий вулкан в России.
9. Месторасположение вулкана Ключевская Сопка.
10. Высота вулкана Ключевская Сопка.
11.Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений и только горные породы, конусообразная форма и кратер на вершине свидетельствуют об их активной вулканической жизни в прошлом.
12. Потухший вулкан - самая высокая вершине Кавказских гор.
13. Ученые – специалисты, исследующие вулканические процессы.
14. Вулкан, разрушивший знаменитые города Помпеи, Геркуланум.
15. Области, где расположено большое количество вулканов и часты землетрясения.
16. Где располагаются вулканы.
17. Вулкан, расположенный в Антарктиде.

Ключ для проверки.

1 вариант – 6, 8, 4, 1, 10, 7, 5, 9, 3, 11,2, 14, 17, 15, 12, 16, 13.
2 вариант – 12, 10, 14, 17, 8, 11, 13, 9, 15, 7, 16, 5, 1, 3, 6, 2, 5.

  1. Лава. 17
  2. Потухшие вулканы. 16
  3. Полуостров Камчатка. 15
  4. Кратер. 14
  5. Действующие вулканы. 13
  6. Вулканы. 12
  7. Подземный гул, землетрясения, выброс лавы. 11
  8. Жерло 10
  9. Ключевская Сопка. 9
  10. Вулканические бомбы. 8
  11. 4750 7
  12. Сейсмические пояса. 6
  13. Эребус. 5
  14. Эльбрус. 4
  15. Везувий. 3
  16. На границах литосферных плит. 2
  17. Вулканологи. 1

Литература:

1. Мархинин Е. Цепь Плутона. – М., 1973.

«География Вулканы» - Проект по географии. Потухшие вулканы. Общие сведения о вулканах. Действующие вулканы. Вулканизм. Подавляющее большинство вулканов расположено в экваториальной, тропической и умеренной областях. Цель: Основной целью работы является исследование вулканов и вулканизма. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются следующие задачи.

«Вулканы» - Цель урока. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Извержения прекратились совсем. Запишите в словарь. Жерло –канал выхода магмы из очага. Что такое вулкан? Какие бывают вулканы? Строение вулкана. Сравните расположение вулканов и плит. Щитовой вулкан. Конический вулкан. Магма – расплавленное вещество мантии.

«Вулканы 6 класс» - Лава. Гавайские острова. Схема вулкана. Вулкан Ключевская сопка. Снимок лавы. Извержение. Вулкан в Андах. Размещение вулканов на Земле. Раскалённая магма. Вулкан Килиманджаро. Вулкан в Гватемале. Вулканы Новой Зеландии. Вулкан - красота. Извержения вулкана. Магма. Вулканическое озеро. Ночное извержения.

«Вулканы ОБЖ» - Места внутри шкафов, комодов, гардеробов. Развести у дома костер из разбитой мебели и деревянных обломков. Вулканическое озеро Пинатубо. Проверка домашнего задания: Начинается дождь, темнеет. Предположите, что в вашем городе(поселке) случилось землетрясение. Зайти в дом и переночевать, ведь квартира цела.

«Извержение вулкана» - Излившаяся на поверхность Земли магма называется- лава. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, иногда землетрясением, ливнем. Когда нагретые вулканами подземные воды закрутили паровые турбины. Очаг магмы - место под земной корой, где собирается магма. Потухшие – об извержении не сохранилось никаких сведений.

«Вулканы» - Вулканы. Классификация вулканов по форме. Вулканы вообще находятся там, где тектонические пласты разделяются или объединяются. Шлаковые конусы выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Извержение вулкана в Исландии.



Публикации по теме