Страсть и любовь — две стороны одной медали или взаимоисключающие чувства. Что такое страсть в отношениях? Страстная как понять

Любовь или все же страсть? Как отличить эти два понятия и разобраться в своих чувствах к другому человеку? Необходимо лишь прислушаться к себе и проанализировать эмоции, которые вы испытываете. Тогда вы точно не ошибетесь в свое оценке.

Что такое любовь

По мнению психологов, любовь состоит из трех составляющих:

  • Интимность заключается в близости и , чувстве партнерства. По мере того как пара сближается, интимность чувствуется сильнее. Правда, в обычной жизни она никак не проявляется, но в сложной кризисной ситуации именно интимность выражается сильнее всего.
  • Сексуальное влечение сильнее всего проявляется в самом начале отношений, когда люди только узнают друг друга. В долгом браке сексуальное влечение отходит на второй план.
  • Обязательства с годами только усиливают свое значение. Причем это верно как для долгих отношений, так и для краткосрочных.

Если присутствуют все три компонента, любовь можно назвать идеальной. К ней стремятся все пары. Конечно, можно добиться таких идеальных взаимоотношений, но вот поддерживать их длительное время очень трудно. Такие чувства никогда не длятся долго. Разумеется, если пропадет одна из составляющих, отношения не прекратятся, просто идеальная любовь трансформируется в нечто другое.

Признаки любви

Как же распознать ? Просто понаблюдайте за собой и вы все поймете. Любящий человек все время хочет видеть предмет своих чувств, хочет быть к нему как можно ближе. У него возникает непреодолимое желание быть все время рядом. Влюбленные стремятся смотреть в глаза любимому человеку. Даже если влюбленный будет произносить речь перед огромной аудиторией, подсознательно он будет искать глаза любимого, чтобы заглянуть в них и понять, что испытывает он или она по поводу сказанного.

Влюбленный человек стремится оказывать любимому знаки внимания, делать ему приятные вещи. Распознать испытывающего любовь человека можно по тому, с какой готовностью он оказывает вам услуги. Если человек влюблен, он с готовностью выполнит вашу просьбу, равнодушный же найдет тысячу причин отвертеться даже от самой легкой задачи.

С течением времени, когда пара сближается и лучше узнает друг друга, можно заметить и более серьезные признаки любви. Один из первых – это близость. Любящие люди не надевают маску, они могут и посочувствовать, и порадоваться вместе с любимым. Испытывают влюбленные и ревность, без нее тоже никуда. Важно, чтобы она не переходила в маниакальную одержимость. Самое важное чувство в любви – это самопожертвование. Возможно, любящий человек и не засыпает вас ежедневными знаками внимания, подарками и комплиментами, но если он готов немедленно примчаться на помощь по одному вашему зову, будьте уверены – его любовь настоящая.

Что такое страсть

Острое желание обладать человеком, часто не взирая на общественные нормы и правила, принято называть страстью. Страсть сама по себе при этом становится смыслом жизни человека. Характерно, что человек хочет лишь обладать предметом своей страсти физически, а о нежности и заботе здесь речь не идет.

В какой-то мере страсть является одной из составляющих чувства любви. Она входит в понятие сексуального влечения. Но сама по себе, без интимности и обязательств, страсть разрушает обоих людей.

Признаки страсти

Чувство страсти полностью основывается на физическом влечении и желании обладать. При этом человек не задумывается о реальном положении вещей. В его воображении предмет поклонения – это человек, без недостатков. Этим объясняется то, что чувство страсти очень быстро проходит, как только человек начинает осознавать, что его партнер очень далек от нарисованного в воображении идеала.

Перечислим основные признаки страсти:

  • Человека интересует только внешность партнера.
  • Разговоры на любые темы не привлекают, интересует исключительно секс.
  • Человек не склонен разговаривать о своих реальных чувствах, все его мысли сосредоточены на собственных фантазиях.
  • Сразу после секса человек стремиться уйти, а не провести какое-то время вдвоем.
  • Ваш союз скорее напоминает отношения любовников, а не друзей.

Страсть и любовь: как отличить

Для начала определитесь, как вы или ваш партнер позиционируете себя в ваших отношениях. Для любви характерно желание дарить удовольствие партнеру. Если же человек испытывает лишь страсть, он сконцентрирован только на своих желаниях. Страсть основана лишь на физическом влечении и очень быстро улетучивается. Здесь не идет речь о взаимопонимании, родстве душ и взаимном уважении.

Для страсти характерны сильные эмоции, человек в таком состоянии не может думать о чем-то другом, кроме предмета своего поклонения. Любовь же более осмысленное и спокойное чувство. Для любви характерен интерес к личности человека, а не только к его внешности. Страсть живет одним днем. Человек, подверженный страсти не задумывается о длительных отношениях и об их развитии. Он готов активно добиваться объекта своего желания, вопреки всем обстоятельствам.

Любящий человек может испытывать удовольствие даже от простого общения и разговоров по телефону. Для страсти самое главное – это удовлетворение сексуальных потребностей.

Страсть – сильнейшее чувство, возникающее на уровне инстинктов. Это мощное увлечение и желание всецело обладать другим человеком. Физическое влечение возникает на подсознательном уровне и не поддается контролю. Рано или поздно в какой-то период жизни каждый сталкивается с подобным ощущением, но многие путают понятия «страсть» и «любовь» между собой, особенно находясь в подростковом возрасте. Это происходит потому, что человека и в том, и в другом случае непреодолимо влечет к другому.

Есть решение! Не всем подойдёт, но попробовать стоит! Мне помогло избавиться от чёрных точек и прыщей на лице. Пробуйте эту маску для лица! Смотреть →

Чем любовь отличается от страсти

В зрелом возрасте человек обычно уже умеет различать любовь и страсть между собой. Люди понимают, что любовь – это не только конфетно-букетный период и бесконечное счастье, это еще и огромная работа над собой и над взаимоотношениями. Страсть же более безответственна и легкомысленна.

Между этими чувствами существует огромная разница. Любовь – это духовная близость двух людей, страсть же – это желание обладать человеком всецело. Эгоистичное чувство. Однако без него нормальных и гармоничных отношений в паре, скорее всего, не получится. Физическое влечение – это база, на которой начинают строиться отношения и впоследствии зарождается истинная любовь. Если взаимоотношения основываются только на страсти, в такой ситуации люди не прислушиваются к желаниям друг друга, и каждый хочет удовлетворить только свои потребности. Страсть, в отличие от любви, быстротечна. Она способна улетучиться так же быстро, как и возникла. Когда человек добивается объекта страсти, его желание угасает. Но нередки случаи, когда физическое влечение перерождалось в истинную любовь.

Психологи сравнивают страсть с действием наркотиков.

Для любви более характерно желание осчастливить вторую половину, пусть даже в ущерб себе. Испытывая сексуальный интерес на уровне инстинкта, человек сконцентрирован только на удовлетворении собственных потребностей. Во время страсти преобладают сильнейшие эмоции, и все мысли устремляются к предмету обожания. Любовь, напротив, – осмысленное и спокойное чувство, когда счастье другого становится намного важнее собственного. Интерес проявляется к личности, а внешний облик не имеет особого значения.

Признаки чувств

На основе любви и физического влечения зарождаются длительные отношения, которые заканчиваются созданием семьи. Чтобы не совершить серьезную ошибку в своей жизни, человек должен уметь различать эти чувства между собой. Если заключить брак на стадии страстных отношений, то союз не принесет счастья ни одному из партнеров. Когда сексуальный интерес угаснет, связь между супругами оборвется.

Признаки страсти:

  • безумный интерес к телу другого человека;
  • в основе отношений лежит флирт, а не разговоры по душам;
  • возникает патологическое чувство ревности и страх потери;
  • объект страсти наделяется несуществующими качествами, появляется нежелание смотреть на него трезвым взглядом;
  • требуется повышенное внимание к своей персоне;
  • совместное времяпрепровождение сводится к сексуальным контактам и веселью;
  • союз больше напоминает отношения любовников, нежели друзей.

Чтобы распознать любовь и страсть, необходимо прислушаться к собственным ощущениям и проанализировать чувства.

Любовь выражается в следующих признаках:

  • желании узнать человека поближе;
  • стремлении быть рядом «и в горе, и в радости»;
  • желании окружить партнера лаской, заботой и теплом, не требуя такого же отношения взамен;
  • потребности в общении на любые темы;
  • стремлении к пониманию и уважению партнера;
  • готовности идти на компромисс;
  • стремлении выполнить любую просьбу любимого человека;
  • в постели на первом месте стоит удовлетворение интересов партнера.

Любовь – глубокое и созидательное чувство. Страсть губит и разрушает, при разрыве отношений она всегда причиняет боль одному из партнеров. Тому, кто испытывал более серьезные чувства. Это неизбежно.

Стадии взаимоотношений между партнерами

Стадии отношений на основе любви и сексуального интереса:

  1. 1. Страстные отношения. Период влюбленности – именно тот момент, когда человек видит предмет своего обожания через «розовые очки» и наделяет его несуществующими качествами. Общение на этом уровне происходит не с реальным человеком, а с выдуманным фантомом, которого холят, лелеют и оберегают. Через один-два года «розовые очки» спадают, и бывший влюбленный испытывает чувство огромного разочарования.
  2. 2. Истинная любовь с элементами страсти. В данном случае приоритеты расстанавливаются должным образом. Любовь находится во главе и контролирует чувственность. Это идеальный союз мужчины и женщины.
  3. 3. Любовь. Такие взаимоотношения подойдут далеко не всем парам. Они предназначены для людей с определенным типом характера и складом личности. Этакая тихая гавань с вечным штилем. Союз может наскучить одному из партнеров, и человек отправится искать недостающие эмоции на стороне. Но если пару устраивают эти отношения, и они чувствуют себя счастливыми, их связь будет длиться продолжительный период времени.

Природой заложено так, что женщины более эмоциональны. Однако страсть важнее всего мужчинам. Во время страстной влюбленности у них вырабатываются гормоны, которые в несколько раз увеличивают их эффективность в любой сфере жизни.

прп.
  • свящ. Павел Гумеров
  • прп.
  • свт.
  • Исчисление страстей свщмч.
  • Л.Ф. Шеховцова
  • Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям . Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали.
    Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

    Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..
    прп.

    Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.
    епископ

    Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.
    преп.

    Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…
    Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
    преп.

    вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

    З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

    Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

    В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

    С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

    Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

    При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

    Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».

    сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека, поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее - как и аффект, только в более сильной степени и более продолжительно - человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность. Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не &может свершиться без нее.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    СТРАСТЬ

    от nm.patior, pad - терпеть, претерпевать): состояние того, кто подвергается испытанию, терпит; пассивность. В работе «Трактат о страстях души» (1649) Декарт отнес к таковым и описал все аффективные состояния (удовольствие, горе, эмоции), которые испытывает душа постольку, поскольку она соединена с телом. В Древней Греции - как у стоиков, для которых страсть синонимична безрассудству, так и у Платона («Апология Сократа») - желания рассматриваются как страсти, источником которых является тело и которые мудрец, если он хочет достигнуть безмятежности, ведущей к счастью и расцвету души, должен укрощать и преодолевать. Для Декарта тем не менее страсти (в смысле чувств, аффектов) должны играть и позитивную роль, они выполняют естественную функцию, а именно: «располагать душу к желанию тех вещей, которые природа считает полезными для нас, и не отступать от этого волевого решения» (там же). Например, чувство боли предупреждает нас о наличии опасности для организма, чувство жажды - о потребности тела.

    Природа страсти. В современном значении слова страсть - это наклонность, которая полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум, и его выбор превращается в акт воли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной-единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться сниженной, в том смысле, что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика, с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Гегель описал форму страсти: «Эта форма выражает лишь то, что субъект вложил весь живой интерес своего духа, своего таланта, своего характера, своей радости в одно единственное содержание» («Энциклопедия философских наук», 1817); все умственное напряжение сознания целиком поглощено его целью. Страсть не только направляет все силы духа к одной-единственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, «Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Стендаль показывает, как любовная страсть преображает и украшает свой объект, образуя ряд образов - так называемый феномен «кристаллизации» («О любви», 1822). Стендаль так описывает его первую фазу: «Позвольте голове влюбленного работать 24 часа и вот что вы тогда обнаружите: в соляных шахтах Зальцбурга в глубь шахты бросают ветку дерева с оборванными зимой листьями; два или три месяца спустя ее достают покрытую сверкающими кристаллами: самые маленькие веточки - те, которые не больше лапки синицы - окаймлены бесконечным множеством подвижных и сверкающих бриллиантов; уже нельзя узнать прежнюю ветку. То, что я называю кристаллизацией, это операция ума, выводящего из всего, что перед ним предстает, открытие, гласящее, что объект любви наделен новыми достоинствами». Наконец, страсть -- это состояние, основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции, которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», -- понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлений, тогда как страсть замыкает ее в одном-единственном.

    Страсть как способ познания. Платон в диалоге «Пир» (385 до Р.Х.), отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое - единственное в своем роде - существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте - объекту философии. Юм («Трактат о человеческой природе», 1737) покажет, что разум в качестве познавательной способности не может обосновать ценностные суждения. Милосердие, щедрость и братские чувства могут «привести меня к тому, что я выберу разорение и гибель, чтобы предотвратить малейшее несчастье какого-нибудь индейца или незнакомой мне личности». Разум совершенно чужд такому выбору, как, впрочем, и всякому выбору. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки. Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум - это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине - весьма возвышенное вдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики», 1851-1854). Романтическая литература превозносила страсть как единственную форму истинной жизни. Средневековая история Тристана и Изольды - самая знаменитая на Западе история легендарной страсти: яркий пример непреодолимой силы любовной страсти, символизируемой любовным напитком, заставившим их пренебречь общественным порядком (и прежде всего, супружеством), и совершившейся с силой судьбы, вплоть до гибели героев драмы. Романтики увидят здесь пример несоответствия между истинной жизнью и прозаическими условиями ее здешнего протекания; романтические драмы как правило завершаются смертью героев. Философы-романтики, как Шеллинг («О возможности формы философии вообще», 1796), описали страсть как желание слиться с универсумом и сделать из своей личности нечто другое, отличное от «Я» («абсолютное тождество»): страсть раскрывает глубину индивида, его бесконечную реальность, единственно способную воспринять бесконечность мира. Но эта тождественность нас с миром в чувстве природы может эффективно осуществляться лишь в границах мгновения, за пределами которого она гаснет; согласно все той же романтической философии, основу человеческой души составляют «ностальгия» и «желание».

    Индивидуальные страсти как движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч. en-theos - быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм. Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» (Гегель, «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории: «Итак мы утверждаем, что ничто не совершается, не будучи поддержанным интересом тех, кто в этом участвует. Этот интерес мы называем страстью, когда, вытесняя все прочие интересы шпГцели, вся индивидуальность целиком проецирует себя на определенную цель всеми внутренними фибрами своей воли и концентрирует на этой цели свои силы и все свои потребности» (там же). Все индивиды обладают своими частными страстями, самые распространенные из которых - деньги, почести и власть (примеры Канта в «Идее всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1784), но за «этой сумятицей, царящей на поверхности... совершается молчаливая и тайная работа, в которой сохранится вся сила феноменов» (Гегель, там же). Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓



    Публикации по теме