Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области.

В самом живописном месте Череповца, на территории Соборной горки, можно заметить довольно небольшую и скромную, но очень красивую усадьбу. Это дом-музей Ивана Андреевича Милютина - городского головы, во времена правления которого Череповец достиг расцвета.

Иван Андреевич Милютин (1829 - 1907гг.) был интересным и оригинальным человеком. Родившись в мещанской семье, занимавшейся мясной торговлей, он практически не получил школьного образования (учился в школе лишь год), что потом всю жизнь восполнял путем самообразования. В девять лет мальчик остался без отца, с 16 занялся торговлей хлебом, в 19, после смерти матери, возглавил семейное дело. Позже совместно с братом построил судоремонтный завод (Алексеевский сухой док), а еще позже стал довольно крупным судовладельцем.

В октябре 1853 года, в возрасте всего лишь 24 лет и в звании купца третьей гильдии, Иван Андреевич был избран членом городского магистрата, в 1855-м году (в 26 лет!) стал бургомистром, а в 1861-м (в 32!) его избрали городским головой Череповца. На этой должности Милютин провел почти полвека - вплоть до своей смерти в 1907-м году (за это время он успел получить дворянство и целый ряд государственных наград).

Для Череповца время, когда Милютин был у власти, стало временем подлинного расцвета. Обратимся к цифрам: за эти годы в городе было создано семь учебных заведений (в том числе техническое училище, учительская семинария, реальное училище - первое общеобразовательное среднее учебное заведение в городе, женские гимназия и профессиональное училище), открыты общественная библиотека, музей, типография, богадельня и дом призрения, создана гавань, достигнуто проведение через Череповец Северной железной дороги. В городе появились телефонная связь и уличное освещение, книжные магазины и аптеки, гостиницы и банки. Развиваются промышленные и торговые связи.

У Ивана Андреевича было шестеро детей; один из них, Андрей, сменил отца на посту городского головы, а другой, Василий, стал инженером-технологом и вместе с сестрой Марией учредил в 1888 году сельскохозяйственную школу. Мария, необычайно образованная для своего времени женщина, знала несколько языков и сопровождала отца в заграничных поездках в качестве переводчицы.

Дом, где сегодня располагается музей, восстановили по чертежам начала XX века на месте особняка городского головы: к сожалению, оригинальная усадьба, в которой после революции разместили коммуналку, не сохранилась. Но строители и реставраторы постарались выстроить здание точно таким же, каким оно было сто лет назад - это касается и внешней отделки, и внутреннего убранства.

В доме два этажа: каменный и деревянный. На первом находятся кабинет-приемная, мужская гостиная, парадный зал, женская гостиная, столовая-буфетная, будуар и мемориальная комната Ивана Андреевича Милютина. На втором - гостиная с выходом на балкон, рабочий кабинет и спальня хозяина. В подвальном помещении оборудована экспозиция «Винный погреб». Все комнаты обставлены мебелью и предметами интерьера тех времен: так, в мужской гостиной в горке-витрине в стиле "модерн" представлена коллекция курительных трубок и мундштуков слоновой кости, в парадном зале - предметы из старинных чайных сервизов, в женской гостиной - патефонный шкаф начала двадцатого века, в столовой-буфетной - медный и латунный самовары, в кабинете - подлинные фотографии детей городского головы и коллекция периодических изданий, которые выписывали череповецкие учебные заведения.

Особняк Д.А.Милютина расположен в непосредственной близости от Михайловского замка, на территории бывшего третьего Летнего сада, вырубленного и превращённого в плац после преобразования Михайловского замка в Инженерный.
Одной частью фасада он выходит на Садовую улицу, а другой - на Кленовую аллею



и на очаровательный павильон, в котором находилась «электровзрывательная лаборатория»

До 1874 года военные министры размещались в бывшем доме Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, а с 1 июля 1824 года Военное министерство в этом доме стало арендовать 114 помещений.

В 1828 году Николай I полностью выкупил здание в казну для размещения Военного министерства.
В нем работали военные министры В. А. Долгоруков (1852–1856) и Н. О. Сyxoзaнeт (l856–1861).
Но здесь были только служебные помещения, а специального здания, где министры могли бы не только работать, но и жить вместе с семьёй, не было.

Решение о строительстве специального особняка было принято в 1872 году. Заказчиком строительства был военный министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, назначенный на этот пост в 1861 году.

Пару слов о заказчике: Дмитрий Алексеевич Милютин - высокообразованный человек с большими административными способностями, либерал по убеждениям, последовательный противник существовавших в стране военных порядков и активный сторонник таких преобразований в армии, объективный смысл которых способствовал бы приспособлению ее к новым историческим условиям.
Д.А. Милютин внес большой вклад в укрепление военно-сухопутных сил и боевой мощи Российского государства.

Проведенная под его руководством в 1860–1870-х гг. военная реформа, вошедшая в историю под названием милютинской, явилась крупнейшим после реформ Петра I преобразованием всей военной системы страны.

У Дмитрия Алексеевича была большая семья, поэтому планировка дома была продумана так, чтобы дать владельцу возможность совмещать службу, работу своей канцелярии с общественными обязанностями и домашней жизнью.

Проектировал здание известный архитектор, профессор Рудольф Богданович Бернгард. В строительстве принял участие также военный инженер Д.В. Покотилов, а в создании внутренней отделки – архитектор О. Г. Гиппиус.

Первый этаж дома предназначался для небольшой канцелярии министра. Здесь также располагались жилые комнаты семьи Д.А. Милютина. На втором этаже размещались 16 парадных помещений, в том числе и личные апартаменты Военного министра. В мансарде, которая выходила во двор, находились комнаты камердинера и дворецкого.

Во всех жилых и рабочих помещениях имелись голландские печи, отделанные изразцами или камины. Пол в вестибюле и на лестницах был выполнен из мозаики, в комнатах из наборного паркета.

В конце 19 века, для обеспечения безопасности министра и членов его семьи, жилые комнаты были перенесены на второй этаж дома.
Таким дом военного министра и оставался до революции 1917 года. В нем жили и работали все военные министры Российской империи, занимавшие этот пост после графа Дмитрия Алексеевича Милютина.

С 1917 года до 1925 года особняк занимало инженерное управление Петроградского военного округа.
В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало.
Была безвозвратно утеряна часть уникальных элементов внутренней отделки особняка, в частности прямым попаданием бомбы были уничтожены плафон парадной лестницы и крыша здания дворовых служб.
В ходе послевоенной реконструкции исчезли художественная роспись стен парадной лестницы и тканевая обивка стен парадных залов второго этажа.
Но даже то, что осталось на сегодняшний день, даёт представление о богатстве убранства и вкусе архитекторов.

В доме много круглых и овальных помещений, что является редкостью для особняков того времени.

Парадный вестибюль:

Парадная лестница

Вход на лестницу охраняют два вот таких свирепых бульдога по обеим сторонам арки

В нишах под бульдогами - бронзовые статуи античных воительниц

Стены лестницы расписаны в античном стиле

В холле наверху - бронзовый газовый светильник

Отсюда открываются двери в парадные комнаты

Это бывшая парадная гостиная. Сейчас она называется бильярдной. Бильярдный стол уже в наше время перекочевал сюда из Дома офицеров.

Украшение над дверью в билльярдной

Бывшая парадная столовая

Потолочная лепка в столовой

Камин, который находится в рабочем состоянии, как и камины во всех помещениях особняка

Танцевальный зал

Архитектор О. Г. Гиппиус тематически совместил рисунок лепки потолочных бордюров и подзеркальников - и там, и там раковины с чешуёй:
лепной бордюр

подзеркальник

Люстра и потолочная лепка в танцевальном зале

Розовый зал

Люстра и отделка потолка в Розовом зале:

Оригинальные бронзовые светильники

Будуар министра.
Министерский письменный стол

и мягкая мебель

с вот такими резными украшениями

Элементы потолочного бордюра

Дамская гостиная

Мебель здесь фанерована розовым деревом.

Столешницы украшены наборными рисунками

Из всех этих столиков больше всего понравился вот этот. Его поверхность представляет из себя филигранную стеклянную мозаику

Бронзовые французские часы на камине - принадлежность особняка с дореволюционных времён.

Вот сам камин

Филенки дверей почти во всех парадных помещениях дома сохранились оригинальные.
Вот эти - в дамской гостиной

Элемент потолочного декора

Люстра в дамской гостиной - обыкновенная, стеклянная. Она интересна тем, что была специально изготовлена для применения электрического освещения. Тогда, как все остальные - для свечного.

Все остальные помещения особняка никакой художественной ценности сейчас не представляют.
С 1925 года здание использовалось под гостиницу для высокопоставленных военных чинов. Здесь останавливалась прокурорская комиссия, расследовавшая в 1934 году убийство С.М.Кирова.
После реконструкции здания, в 1999 году, здесь опять же находится гостиница Военного совета Ленинградского военного округа, которая в 2009 году была переименована в гостиницу «Михайловская».

Милютинский, 16 С1 – Театр-студия МХТ

Милютинский, 16 С1 – усадьба П.Ф. Митькова – владение вдовы личного почётного гражданина Анны Николаевны Арбатской, XVIII-XIX вв. Архитектор М.А. Арсеньев . Перестроена в XIX в. Возможно, тогда появился третий этаж.

Во дворе стоит дом Милютинский, 16 С3, в котором 1834-1837 гг. жила с мужем и двумя дочерьми Елизавета Львовна Солнцева, сестра отца А.С. Пушкина . В 1837 г. Сергей Львович Пушкин гостил в этом доме, где узнал о гибели сына.

В 1912-1915 гг. в подвале дома находился театр-кабаре "Летучая мышь" .

Через год после того, как театр-кабаре покинуло гостеприимный подвал, в нём образовалась 2-я студия Художественного театра (МХТ). Это случилось 24 ноября 1916 г. В 1920-е гг. театр-студия МХТ переехала в Камергерский переулок.

В 1926 г. в квартире 11 дома Милютинский, 16 С1 жили артисты МХАТа Гузеев Александр Иванович, Еланская Клавдия Николаевна, Зелёнова Елена Михайловна, Судаков Илья Яковлевич.

Милютинский, 16 С2 – флигель усадьбы Митькова, он же один из корпусов фабрики Милютина . Долгое время дом был ничем не примечательным двухэтажным строением. Он преобразился в начале XX в., когда на нём появились женские головки с затейливой причёской, завершающейся бантиком под выпуклым подбородком.

Дом Милютина. Милютинский, 16 С2

Милютинский, 16 С2

Особняк в усадьбе Милютиных по адресу Милютинский переулок, 14 специалисты и знатоки архитектуры называют смысловой доминантой этой московской улочки.

Главный дом стоит в глубине участка, периметр которого украшает выстроенная из камня цокольная ограда, прерывающаяся лишь единственными въездными воротами с оригинальной кованой решеткой.

История городской усадьбы

История усадьбы началась в далеком 1714 году, когда эту территорию, относившуюся в ту пору к Казенному переулку, выкупил Алексей Яковлевич Милютин — истопник самого Петра I. К последнему он отошел по наследству от самодержца Иоанна Алексеевича и его супруги Прасковьи Федоровны.

В приобретенном владении Милютин не только выстраивает жилой дом, но и выделяет место под небольшой цех, где начали ткать на продажу шелковые, парчовые, а также позументные полотна.

Алексей Яковлевич относился к своему новому делу с упоением и энтузиазмом. Для развития производства он выписал лучших мастеровых, знавших толк не только в переработке шелка-сырца, но и в производстве художественных тканей.

Смотрел Милютин и в будущее своей мануфактуры, для чего за мастеровыми-умельцами закреплял учеников, тем самым взращивая своих специалистов.

Это дало результат и уже на исходе XVIII столетия милютинское производство тканей было не только самым старым в Первопрестольной столице, но и самым большим из подобных. К тому времени в нынешнем владении по Милютинскому, 14 вместо изначальной деревянной постройки, где все и начиналось, стояло уже несколько капитальных строений из камня.

На начальном этапе наследники Алексея Милютина не растеряли его задел и еще больше развили производство, создав на этой территории своеобразную ткацкую империю, а впоследствии добились переименования переулка в Милютинский. К сожалению, со временем мануфактура пришла в упадок и была продана, причем, по частям.

Большую помощь основателю, бывшему бездетным, оказывал его родной брат Андрей, который и унаследовал затем ткацкую фабрику. После смерти последнего она отошла уже к его сыновьям — Алексею Андреевичу и Михаилу Андреевичу. Свою историю мануфактура Милютиных закончила именно при Михаиле.

В 1829 году особняк выкупила Мария Федоровна Секретарева. При ней сильно обветшавшее строение было реконструировано и получило ампирное украшение. Вдоль переулка была построена ограда с парой въездных ворот в торцевых частях владения.

Спустя пару лет домохозяйство отошло в собственность некоему полковнику Херодинову, который превратил особняк в доходный дом, сдавая комнаты внаем.

В 1873 году в доме проживал Яков Кузьмич Брюсов со своей супругой. В этих стенах и появился на свет их сын Валерий — будущий известный поэт.

В 1896-м хозяйкой бывшей усадьбы Милютиных числилась Елена Александровна Бардина. После нее — представитель купечества Василий Андреевич Родионов. В начале нового столетия усадьбой владела Анна Николаевна Арбатская.

Сегодня усадьба в Милютинском пер., д.14 выглядит запущенной. Совсем недавно во владении демонтировали старые хозпостройки, которые входили в список культурного наследия.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.



Публикации по теме