Самые раздражающие черты разных знаков зодиака. Наш мир их глазами В людях иногда обнаруживаются черты разных животных

1. Что роднит человека с животными

Какие есть доказательства родства человека с животными?

Антрополог: Как все живые существа, человек для поддержания жизни нуждается в пище, воде, сне. Подобно всем животным, он старится и умирает. Эти черты сходства, как говорится, «лежат на поверхности». Но есть и другие, быть может, не столь очевидные. Я уже рассказывал вам, что строение тела человека во многом сходно со строением тела других животных. Сравнивая между собой скелет или отдельные органы, выполняющие одни и те же функции (например, пищеварения или дыхания), ученые находят множество совпадений. Конечно, больше всего таких совпадений с близкородственными животными (особенно обезьянами, все кто видели обезьяну, сразу это подмечают). Но даже в том случае, когда мы начинаем сопоставлять организм человека с организмом такого непохожего на него существа, как рыба, быстро обнаруживается много общих черт (у рыб, как и у людей, есть позвоночник, сердце, желудок, нервная система и т.п.).

А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?

Антрополог: Без сомнения! О родстве человека с другими животными свидетельствует наличие у него, так называемых, рудиментарных органов, то есть таких органов, которые утратили свое значение в процессе эволюции. Их насчитывают несколько десятков. Например, изучая строение копчика - нижнего отдела человеческого позвоночника, состоящего из нескольких сросшихся позвонков, можно заключить, что у далеких предков человека когда-то был хвост. На теле человека множество мелких редких волосков – это остатки густой шерсти наших предков. Слепая кишка человека имеет небольшой отросток – аппендикс, который не участвует в процессе пищеварения. Но у многих травоядных животных – это важнейший отдел кишечника. О чем это говорит? Правильно! Наши далекие предки были травоядными. Но когда древние люди перешли на мясную пищу, надобность в аппендиксе отпала, и он в конце концов превратился в рудиментарный орган. Можно при желании найти и другие примеры, говорящие о том, что человек вышел из мира животных и по-прежнему имеет с ними много общего.

2. Инстинкты и разум

Чем человек отличается от других животных?

Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.

Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.

Антрополог: Да, на первый взгляд их поведение может показаться осмысленным. Однако учёные доказали, что все действия насекомых диктуются не разумом, а инстинктами.
Инстинкт - это врождённая форма поведения.
Вот только один пример. Для того чтобы обеспечить своих личинок кормом осы роют норки и затаскивают туда парализованных ядом насекомых (например, кузнечиков). Положив добычу у отверстия норки, оса, перед тем как окончательно втащить её, быстро «обыскивает» свое помещение. Это целесообразно, так как волочить добычу приходится издалека, и в «квартиру» мог кто-нибудь залезть. Убедившись, что всё в порядке, оса выбирается наружу, берёт добычу и прячет её в норке. А что будет, если внести в её инстинктивные действия незначительные коррективы? Когда оса исчезнет в норке, чуть-чуть отодвинем её добычу от входа. На наш взгляд ничего не изменилось, но для осы вся цепочка действий начинается сначала. Она вновь подтаскивает парализованное насекомое к входу и вновь ныряет в норку для «проверки». Один исследователь сорок раз отодвигал добычу, и оса каждый раз вновь и вновь «обыскивала» норку, вход в которую ей был прекрасно виден! Можно сказать, что она вела себя в данном случае как автомат. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Поведение насекомых «запрограммировано» с самого их рождения. Они ведут себя так, как вели на протяжении многих миллионов лет эволюции. Каждое их действие продиктовано инстинктом. «Обдумать», изменить своё поведение в соответствии с изменившимися обстоятельствами, они просто не в состоянии.

Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?

Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.

Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?

Антрополог: Хотя человек обладает разумом, инстинкты ему также присущи. Например, новорожденный младенец, когда голоден, жадно сосёт молоко. Никто не учил его этому. Ребенок «умеет есть» с самого рождения. Однако способность говорить, читать, играть, трудиться и многое другое человек обретает только путем обучения. Поэтому и говорят, что инстинкты играют в его жизни несравнимо меньшую роль, чем в жизни других животных.

3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности

Если разум - самое важное, что отличает человека от других животных, тогда у них должно быть разное строение мозга!

Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!

Получается, чем больше объём головного мозга у какого-либо существа, тем оно «умнее»?

Антрополог: Это не совсем так. Известно, что у слонов и дельфинов мозг больше, чем у людей. Однако разумом из них обладает только человек. Учёные считают, что наряду с объёмом мозга чрезвычайно важную роль играет количество связей, возникающих между отдельными нейронами. Человеческий мозг можно уподобить волшебному лесу: из нейронов вытягиваются длинные отростки, которые переплетаются между собой, как ветви деревьев. При помощи этих отростков отдельные нейроны постоянно обмениваются друг с другом нервными импульсами. Количество подобных связей одного только нейрона может достигать 20 тысяч! Ни у одного другого существа нейроны головного мозга не образуют таких сложных и многочисленных связей. И именно этим человеческий мозг отличается от мозга животных. Однако следует отметить, что у новорожденного младенца разветвлённых связей между нейронами нет. Они образуются только в результате его общения с другими людьми и обучения. Чем больше человек узнаёт, чем больше он размышляет или занимается творчеством, тем больше нейронных связей устанавливается в его мозгу. А это показывает, что разум не даётся человеку с рождения. Он формируется, «создаётся» только в общественной среде!

"Тигр - тоже человек, только рубашка другой"

Аборигены острова Калимантан утверждают, что Орангутанг тоже человек, только хитрый. Он нарочно притворяется, что не умеет разговаривать, чтобы его не застваляли работать.

Просто сходите в зоопарк, Константин, и посмотрите на орангутанга. Вам сразу станет понятно, что это человек.

Ниже мы познакомимся с феноменальными явлениями в мире животных, связанными с их душевными качествами.

Часто человек, гордый своим превосходством над животными, с высокомерием и даже с презрением смотрит на «бесчувственных и бездушных», по его мнению, существ. И поэтому он злоупотребляет своею властью над ними.

Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые.

Но им не свойственны высшие свойства духовности - нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. А любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным.

Сострадание и взаимопомощь

Некоторые понятия, как например сострадание, обычно связывают только с человеком. Однако, не подлежит сомнению существование врожденного чувства сострадания, то есть сочувствия к страданиям себе подобных, и у целого ряда животных.

Многочисленные наблюдения естествоиспытателей свидетельствуют об отзывчивости, дружбе, верности и других удивительных чувствах, проявляемых различными животными по отношению друг к другу при социальном поведении. Рассмотрим наиболее характерные случаи.

Добрые чувства слонов. Эти животные отличаются особыми душевными качествами. В своем сообществе они всегда готовы помогать друг другу, проявляя при этом редкую сообразительность.

Охотники на диких слонов обычно вырывают глубокую яму и тщательно укрывают ее ветками и травой. Попав в такую ловушку, слон издает трубный призыв о помощи, и его товарищи тут же спешат на выручку. Для спасения пленника они пользуются весьма остроумным методом. Слоны становятся у края ямы и своими мощными бивнями начинают осторожно рыть землю. Та постепенно обваливается и заполняет яму, что позволяет попавшему в беду товарищу подняться выше. Затем, пользуясь хоботами, они вытаскивают собрата наружу.

Слоны не оставляют без помощи и своих стариков. Те обычно покидают стадо, почувствовав, что уже не в состоянии угнаться за молодыми при быстрых и длительных переходах с одного пастбища на другое. И тогда с ними остаются один или два молодых слона. А слон-старик, в свою очередь, обучает молодых телохранителей древней слоновьей мудрости. В случае опасности молодые слоны предупреждают опекаемого об этом и прячут в укрытии. Сами же смело бросаются навстречу врагу. Нередко слоны сопровождают старца до самой его смерти.

Несомненно, эти инстинктивные чувства изначально заложены в основу поведения слонов. Но разве каждый человек не несет в себе основы доброго отношения к окружающим? Почему же тогда многим из людей не хватает такого же сердечного отношения к своим друзьям, родным, а особенно к престарелым и вроде бы уже, не особенно нужным родителям?!

Слоны - мужественные и добрые животные, они проявляют дружеские отношения не только к соплеменникам. Широко известна история о большой дружбе циркового слона и собаки. Однажды «шутники» стали дразнить собаку, забавляясь ее лаем. Как только слон, находившийся в закрытом помещении, услышал голос своего друга, он с силой выбил доски стены, бросился в сторону мучителей и поверг их в бегство.

О добродетелях птиц. «Как же опишу тебе в подробности все свойства птиц касательно рода жизни? Как, например, журавли по очереди содержат ночную стражу, и одни едят, а другие, ходя вокруг, доставляют им во время сна совершенную безопасность. Потом, когда исполнится срок стражи, стерегущий, вскрикнув, обращается ко сну, а другой сменяет его и отчасти вознаграждает за ту безопасность, какою сам пользовался.

Такой же порядок усмотришь и в летании их. То один, то другой служит путеводителем и, определенное некоторое время летев впереди, перелетает назад и право предводительства в пути предает другому, за ним следующему.

А дела буселей [бусель - аист] не далеки ли от разумного поведения? Все они в одно время прилетают в наши страны, и все как бы под одним знаменем улетают. Их окружают и сопровождают наши вороны, которые, как мне кажется, подают им некоторую помощь против неприязненных птиц. Доказательством же сему служит, во-первых, то, что около сего времени вовсе не видно ни одной вороны, а во-вторых, и то, что вороны, возвращающиеся с ранами, носят на себе ясные знаки своего сподвижничества и ратоборства.

Кто постановил у них законы странноприимства? Кто грозил им обвинением за оставление воинского строя, так что ни одна ворона не остается дома во время сопровождения? Да слышат сие негостеприимные, которые запирают двери, и даже зимой и ночью не хотят принять под кров свой пришельцев.

Или же бусели, обступив вокруг отца, у которого от старости вылиняли перья, согревают его своими крыльями и, обильно доставляя ему пищу, даже в летании оказывают сильную помощь, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями» (по Василию Великому).

Действительно, еще древние греки обратили внимание на то, какой прирожденной заботой о своих престарелых родителях отличаются молодые аисты . Они очень старательно ухаживают за немощными птицами, кормят их и не допускают, чтобы родители в чем-то испытывали нужду. У людей даже возникло понятие «закона аистов», в силу которого дети были обязаны заботиться о своих родителях. Тек, кто не исполняли этот закон, считались опозоренными.

Заботу о престарелых близких проявляют и другие птицы, например канарейки. Зафиксировано наблюдение за семьей канареек, в которой внуки заботливо кормили свою немощную от старости бабушку. Она была родоначальницей большой стаи канареек, живших на чердаке у натуралиста, описавшего их поведение. Когда старенькой канарейке трудно стало подлетать к общей кормушке, двое молодых потомков пришли ей на помощь. Два года, до самой ее смерти, они кормили ослабленную годами птицу из собственного клюва, как маленькую. Что особенно любопытно: бабушка, как бы «возвратясь в детство», при встрече кормильцев часто хлопала крыльями, как это обычно делают птенцы.

Такая семейная привязанность внуков и детей к состарившимся близким далеко не всегда встречается даже у людей.

Вот как проявляется у этих животных чувство, которое у нас называется «человечностью»! Может быть, мы, люди, должны посмотреть на себя глазами птиц?

Чувство сострадания. Наследственная способность к состраданию у птиц проявляется и во вскармливании птенцов-сирот, причем не только своего, но и чужого вида. Пернатые также оказывают помощь слепым, больным и раненным птицам, утратившим возможность летать.

Особенно отличаются здесь вороны и сороки. Услышав крик боли, издаваемый собратом, эти птицы особым криком собирают всю стаю и летят на помощь пострадавшему. А затем в колонии они кормят искалеченных товарищей, как и своих птенцов.

Известна история слепого пеликана , который сам не мог ловить рыбу, но благополучно жил в колонии, так как его кормили сородичи.

Прирожденной добротой пеликанов широко пользуются жители Мексики, избавляя себя от хлопот рыбной ловли. Пойманного пеликана они привязывают к дереву, и несчастная птица отчаянным криком дает знать о беде своим товарищам. Через некоторое время вокруг плененного пеликана собирается целая стая собратьев. Их сочувствие выражается не только печальными криками, но и самым существенным образом - пеликаны приносят в своих сумках-ковшах рыбу для пропитания товарища. Но почти всю ее у него забирают люди…

Проявления альтруизма

Понятие альтруизма в приложении к человеку означает систему нравственных начал, в основе которой лежит бескорыстная забота о людях. Он направлен на обеспечение благополучия, интересов и даже выживания других, одновременно подвергая опасности самого себя. Альтруизм отличается от помощи, при которой не предполагается никакого риска. А еще существует понятие взаимного альтруизма, когда люди поступают по отношению к другим так же, как хотели бы, чтобы другие поступили по отношению к ним.

Альтруизм как врожденное чувство занимает особое место и во взаимоотношениях животных. Этологи не без удивления выявили эту их способность в процессе изучения абстрактного мышления зверей. Не без удивления - потому что в понимании основ поведения животных долгое время не признавалось присутствие альтруистического чувства. Ведь основным законом жизни считается потребность выживания любой ценой. А альтруизм выгоден не особям, его проявляющим, а тем, на кого направлен.

Однако, несмотря на сомнения ученых, случаи альтруистического поведения животных подтверждают достоверные наблюдения.

Так, видеосъемка зафиксировала факт активной помощи носорога раненной антилопе, которая пострадала от зубов крокодила. При этом угроза нападения этого хищника оставалась не меньшей и для спасителя. Или же имеются видеоматериалы альтруистического поведения некоторых обезьян. Они рисковали собственной жизнью для защиты неродственных членов стаи.

Так что наблюдения говорят о возможности альтруизма у животных. Пусть не у всех, а только у определенных их видов, но факты не позволяют отрицать такой формы бескорыстного поведения.

Эти удивительные дельфины. Еще совсем недавно при вопросе, какое из животных можно считать самым сообразительным, дружелюбным, милосердным, отзывчивым и заслуживающим наибольшего уважения, многие ответили бы - собака. Но сегодня, вероятней всего, еще назвали бы и дельфина.

Дельфины - животные с непостижимым по сложности общественным поведением. Им свойственно помогать друг другу, сообщать о местонахождении добычи или грозящей собратьям опасности, издавая высокочастотные звуки. Дельфин никогда не проплывет мимо попавшего в беду собрата или даже кого-то другого. Понимание чужой боли, инстинкт сопереживания изначально заложены в их сознании. Поэтому вид страдающего животного рождает в мозгу дельфина мгновенный отклик. И он сделает все для того, чтобы помочь.

Наиболее часто врожденное чувство товарищества проявляют гринды. Известен случай, когда они гибли, пытаясь выручить собрата, застрявшего на мелководье во время отлива.

Дельфины спасают своих тонущих товарищей и отбивают их от акул. Они оказывают помощь ослабевшему или раненому независимо от его пола и возраста. Поднимая из глубины и поддерживая у поверхности воды своих собратьев, дельфины-спасатели инстинктивно поступают так же, как и дельфинихи, которые подталкивают вверх своего новорожденного ребенка, чтобы тот сделал свой первый вдох.

Известно немало случаев, когда подобным образом дельфины спасали тонущих людей, удерживая тех на плаву, чтобы они не задохнулись.

Дельфины способны помогать и своим больным собратьям. Так, в одном из дельфинариев живет парализованный дельфин, которого опекает молодой дельфин-афалина. Он постоянно находится рядом со своим немощным приятелем, приносит ему рыбу и играет с ним.

Солидарность моржей. Моржи смолоду и до старости - чрезвычайно общительные и верные друг другу животные. Они часто объединяются в большие стада, так что на плавучих льдинах можно увидеть до двухсот особей.

Общество моржей отличается особой организацией. В каждом их стаде обычно назначают несколько сторожей. Они очень бдительны и мощным ревом вовремя извещают сородичей о грозящей опасности.

В дружной сплоченности моржи дают отпор не только такому сильному зверю, как белый медведь, но и вооруженному человеку. И они всегда выручают из беды своих собратьев, часто с риском для собственной жизни. При нападении людей моржи тревожным ревом призывают стадо на защиту товарищей. Если лодка с охотниками преследует раненого моржа, его собратья окружают ее и пробивают стенки своими клыками. И это - невзирая на выстрелы! В такой коллективной битве даже молодые моржи атакуют врага. Будучи еще без бивней, они головами разбивали днище лодки!

Раненных животных здоровые моржи уводят в безопасное место, демонстрируя при этом ум и сообразительность. Они то поднимают раненых из воды, чтобы дать им дышать, то, спасаясь от пуль, снова опускаются с ними на безопасную глубину. Убитых моржи тоже не бросают, а поддерживают на плаву до последней возможности.

Здесь наблюдается такая же самоотверженность, как и у дельфинов. Можно подумать, что моржи живут под девизом мушкетеров: «один за всех и все за одного».

Как жаль, что люди веками безжалостно убивают этих благородных животных. Но, может быть, моржи не были до конца истреблены лишь потому, что они всегда мужественно боролись за жизнь друг друга, и охота на них была небезопасной.

Преданность и самоотверженность родителей

Что же это за чувство? Множество фактов свидетельствует о существовании в мире животных очень сильного родительского чувства, да и вообще чувства между родными. Они являются результатом наблюдений за животными и предметом пристального внимания ученых. Причем, как ни удивительно, этими таинственными сенсорными (от лат. sensus - чувство, ощущение, восприятие) свойствами животных активно занимаются специалисты по информатике и военные связисты.

Прозаично? Да! Но именно они доказали, что чувственная взаимосвязь между животными бывает настолько сильна, что может быть зафиксирована приборами. И этому не мешают никакие расстояния!

Начались исследования с того, что во многих странах мира проводились работы по созданию систем биологической связи. В них передающими и воспринимающими информационными «устройствами» явились живые существа. Первыми к биологической связи обратились специалисты военно-морского флота, чтобы передать секретную информацию на подводную лодку.

Был поставлен такой эксперимент. В загончик выпустили улиток, где они естественным образом организовали брачные пары. После этого улиток разлучили - одних оставили на месте, а других отправили через океан.

И если каждую из улиток раздражали слабым электрическим током, то она под его воздействием резко сжималась. Это удивительным образом чувствовала не любая из тех улиток, которые находились по другую сторону океана, а именно ее пара. Она тоже сжималась, причем мгновенно и синхронно с первой.

Убедительное подтверждение существованию такого канала связи получили благодаря экспериментам с кроликами. На одну подлодку поместили крольчиху, а на другую - ее крольчат. В строго определенное астрономическое время кожу крольчат раздражали слабыми импульсами электрического тока. И синхронно с этим дергалась кожа у крольчихи, которая находилась на очень большом расстоянии от своих детей!

Ученые, используя живых существ с уникальной сенсорной способностью, создают устройства, работающие подобно телеграфу с азбукой Морзе. Но применяют для этого описанный выше и пока не раскрытый наукой принцип передачи «живой» информации.

Такие каналы связи могут быть использованы в тех ситуациях, когда традиционные способы получения сведений либо невозможны, либо нежелательны. Ведь такую информацию невозможно подслушать самыми современными приборами, так как канал подобной биологической связи существует вне сферы влияния всех известных полей.

Таким образом, экспериментально доказано, что и мать-крольчиха и улитки, разлученные со своими парами, чувствительно реагируют на неприятные ощущения близких для них живых существ.

Передаче и получению этих сигналов не мешают ни расстояния между ними, ни толща воды.

Забота о потомстве. Между душевными проявлениями животных именно родительское чувство, особенно материнское, и забота о своих детях составляют давно известную черту их характера.

Конечно, далеко не все представители живого мира обременены брачными связями и заботой о молоди. Однако те из них, у которых генетически закреплена родительская самоотверженность, искренне удивляют нас проявлениями этого чувства. Оно есть у самых разных животных: млекопитающих - обезьян и слонов, тигров и носорогов, медведей и волков, бобров и лисиц, собак и кошек, птиц, пресмыкающихся, земноводных и моллюсков.

Многие, даже совсем маленькие и, казалось бы, слабые животные защищают своих детенышей с отчаянной отвагой. Так, пугливые птички наших лесов при нападении на их гнездо более сильного неприятеля бесстрашно вступают с ним в неравный бой для спасения своих птенцов. Даже домашние животные, отличающиеся добродушием, и те, под влиянием врожденной материнской любви, делаются сердитыми не только в отношении «непрошеных гостей», но и своих хозяев.

Однако, как бы ни была сильна любовь у животных к своим детенышам, ее отличительная черта - кратковременность. Она продолжается лишь до тех пор, пока молодое поколение не будет в состоянии само о себе заботиться. И с этого времени родители и дети в массе своей становятся чужими.

Но и это правило иногда имеет исключения. Так, у дельфинов некоторых видов связь с родителями сохраняется долгие годы. В течение этого времени молодняк не только находится под их присмотром и защитой, но и приобретает различные навыки, необходимые взрослым животным.

Почему эти представители живого мира наделены передаваемой из поколения в поколение заботливостью о своем потомстве? Она необходима им потому, что вследствие болезней, преследования врагов и других неблагоприятных для жизни условий только незначительная часть потомства способна к продолжению рода. И если бы не это чувство привязанности к своим детям, то многие виды животных могли навсегда исчезнуть с лица Земли.

Достойно внимания и то, что, по наблюдениям ученых и натуралистов, заботливость самок многих животных не ограничивается только собственным потомством. Такое прекрасное инстинктивное чувство нередко распространяется и на чужих детенышей, принадлежащих к другой породе или даже к другому классу животных.

Познакомимся с некоторыми особенно преданными родителями животного мира.

Воспитатели - мать-медведица и старшие браться. У медведицы зимой рождаются один или два крошечных детеныша. Их быстрый рост происходит только весной, когда дети начнут выходить из берлоги вместе с медведицей на солнечный свет, обильно и разнообразно питаясь.

И вот тут у матери появляется много забот, чтобы накормить и защитить свое потомство. Кроме того, немало времени уходит на обучение медвежат. Медведица не учит их ходить и бегать, так как это они легко осваивают сами. Она обучает своих детей тому, как, бороться, взбираться на деревья или крутые, но невысокие утесы, придерживаясь когтями за щели. Тех медвежат, кто не совсем ловок, свалится, ушибется, она пожалеет и снова заставит карабкаться вверх. Если же медвежонок легко взбирается на утес, то в виде награды получает от матери лакомый кусочек.

А еще она показывает детям, как добыть муравьев или найти дупло, чтобы полакомиться ароматным медом. Или же где в лесу отыскать вкусные и лечебные травы, как перебраться на другой берег по стволу упавшего дерева. А дети постарше учатся охоте.

Медведица воспитывает чуть подросшую молодь не одна, а с помощниками - медвежатами из прошлогоднего выводка. На попечение этих более взрослых детей мать и оставляет малышей, уходя за добычей. Старшие не заставляют братьев учиться, а просто занимаются своими делами. И те, глядя на них, повторяют все их действия и таким образом учатся. Каким же сложным поведением наделены эти животные!

А еще медведи способны проявлять свои прекрасные душевные качества при самоотверженной защите потомства. Так, морякам и полярникам принадлежат трогательные рассказы о любви белой медведицы к своим детям.

Нельзя без волнения читать, как умирающая самка, не обращая внимания на охотников и полученные раны, мужественно прикрывала собой беспомощного медвежонка. Она предохраняла его от нападения эскимосских собак и до последнего вздоха лизала и ласкала свое дитя.

Пернатые родители. Птицы-родители, так же как и млекопитающие, наделены самыми разными способами охраны и защиты птенцов и яиц.

Одни птицы могут яростно нападать на приближающихся к гнезду врагов. Такая защита потомства характерна для многих хищных птиц, пускающих в ход когти и клювы. А другие птицы, например крачки, чайки, а также дрозды-рябинники, наделены способностью объединяться в стаю, чтобы совместно прогонять более сильных хищных птиц и зверей. И смелыми ударами с налета они обычно обращают врага в бегство.

Есть птицы, которые защищают потомство так называемой «отвлекающей демонстрацией». Например, самка-кулик, точно следуя наследственной программе защитного родительского поведения, отвлекает хищника, убегая от гнезда с яйцами или от выводка. Умело, взъерошив перья спины, она бежит по земле с вытянутой шеей и опущенным к земле хвостом, так что ее не отличишь от зверька. Или же мать представляется птенцом с трепещущими крыльями и громким тонким писком. Она может изображать и раненную птицу с короткими подлетами и падениями на землю. Так своей игрой мать спасает жизнь потомству.

Кулик не единственный «артист». Такие формы защиты известны и у других видов птиц, гнездящихся на земле или низко над землей. Примером может служить и отвлекающий прием «раненной» птицы у самки рябчика, уводящей врага от защищаемого выводка.

А птицы-дуплогнездники инстинктивно защищают свои гнезда, не сходя с места. Находящаяся в дупле мать издает определенные чихающие или шипящие звуки. Так, вертишейка и большая синица, изгибая шею и вращая головой, очень искусно воспроизводят шипение змеи.

Некоторые птицы не умеют активно защищать свои гнезда, но они, перелетая с ветки на ветку, издают характерные сигналы тревоги. Причем они служат сигналами об опасности не только для птиц данного вида. Приходилось наблюдать, что на такие тревожные крики слетались самые разные птицы - синицы, пеночки, снегири, чтобы установить причину тревоги.

Преданная мать-осьминожиха. Удивительно красивое инстинктивное родительское поведение демонстрирует самка осьминога.

Во время инкубации яиц, до вылупления малышей-осьминожек, самка не отходит от яйцовых шнуров, которые образуют целые гроздья. Она чистит яйца от попавшего песка и всего того, что может повлечь за собой грибковую или иную инфекцию. Заботливая мать также непрерывно покачивает гроздья кончиками щупальцев-рук, чтобы освежить вокруг них воду, а иногда омывает струйками воды. Кроме того, она постоянно отгоняет приближающихся крабов и моллюсков. И все это время она практически ничего не ест - и месяц, и два, и даже четыре месяца.

Лишь некоторые осьминожихи решаются чуть удалиться от яиц, чтобы принять немного пищи. Преданная мать, оберегающая свое потомство и отказывающаяся ради этого от пищи, может вскоре после появления на свет своих малышей даже погибнуть.

Те, кто считают осьминогов малопривлекательными существами, могут изменить свое мнение, узнав, какие они заботливые и самоотверженные матери.

Забота о личинках у насекомых. Активную заботу насекомых о своей кладке демонстрируют самки некоторых видов уховерток.

Так, отложив в начале осени яйца в специально подготовленную норку, заботливая мать остается там вместе с ними зимовать. Она защищает будущее потомство не только от внешних врагов. Ведь иногда полакомиться яйцами не прочь даже самец, а то и другие самки. Располагается самка в гнезде таким образом, чтобы прикрыть отложенную кучку яиц головой и передними ножками.

Интересно, что даже после того, как вылупятся личинки, внешне похожие на родителей, самка остается еще некоторое время со своими малышами.

Инстинктивное родительское поведение уховертки другого вида тоже имеет свои особенности. Самка начинает откладывать яйца, когда в них находятся личинки, уже готовые к тому, чтобы вылупиться. Малыши не могут сами прорвать яйцевую оболочку, чтобы выйти из яйца. Тогда мать, после того как снесет яйцо, поворачивается к нему головой и с помощью челюстей удаляет оболочку. Освободив личинку, она облизывает ее до тех пор, пока та не распрямится и не начнет двигаться. После этого самка откладывает новое яичко и оказывает помощь следующей личинке.

Так продолжается восемь-девять часов, но на этом функции самки не кончаются. Несколько дней она продолжает ухаживать за малоподвижными малышами, которые держатся около матери, тесно прижавшись друг к другу. Самка охраняет их, и время от времени облизывает.

Удивительно и трогательно материнское поведение этих маленьких и, может, внешне ничем не приметных живых существ!

Кормление жуками своего потомства. Представители некоторых видов древоядных жуков кормят своих беспомощных личинок кашицей из древесины, предварительно измельчив ее и обработав выделениями специальных желез. А, например, у мух некоторых видов наблюдается не только живорождение личинок, но и вскармливание их выделениями специальных желез. Это происходит, когда подросшая личинка покинет тело матери.

Но обычно не взрослые мухи кормят своих детей, а, наоборот, именно личинки способны запасать все питательные вещества, необходимые для своей жизни во взрослой фазе. Поэтому одни взрослые двукрылые не питаются вообще, а у других есть потребность только в воде, нектаре и растительном соке.

Забота о потомстве у общественных насекомых. Наиболее сложным коллективным поведением, связанным с охраной семьи, ее самоотверженной защитой и заботой о потомстве, наделены общественные насекомые - пчелы, осы, муравьи и термиты.

Во-первых, благодаря достаточно совершенной для мира животных строительной деятельности в их гнездах предусмотрены специальные помещения для содержания личинок. Это соты, камеры, прекрасно обустроенные «детские комнаты».

Во-вторых, у них существуют «кормилицы» и «няньки». В наследственной программе, заложенной в их организм, учтены все их обязанности. Поэтому насекомые добросовестно ухаживают за потомством, кормят его и защищают вплоть до достижения им зрелости.

Например, прекрасно защищено от врагов и окружено заботой потомство муравьев. Обслуживающий персонал постоянно чистит, сортирует по возрасту и переносит яйца, личинок и куколок в места с более благоприятной температурой и влажностью.

По наблюдениям ученых, яйца муравьев способны расти. Муравьи-работники постоянно облизывают их, и если этих рабочих муравьев удалить, яйца высохнут и погибнут. А когда муравью приходит время выйти из кокона, «нянька» помогает его разорвать. Появившихся на свет малюток тот час же уносят в специально построенное помещение, предназначенное исключительно для новорожденных. Там за ними внимательно ухаживают, сытно кормят и выводят на прогулки.

Детские комнаты предусмотрены в глубине муравейника, где наиболее тепло. Муравьи-«няньки» обеспечивают чистоту детских помещений, создают необходимые микроклиматические условия и по мере необходимости переносят личинок или куколок в места с оптимальной для них средой. В пасмурный день и ночью их держат в теплых помещениях. А когда светит яркое солнце «няньки» по специально устроенным просторным коридорам выносят будущих малышей наверх погреться. Но с наступлением жары малышей перемещают в нижний этаж гнезда, в прохладные подземные галереи.

Уход за гнездом и помещениями с потомством. Активную регуляцию среды в муравейнике демонстрируют рыжие лесные муравьи. Их гнездо пронизывает множество ходов, входные отверстия которых в жаркие дни рабочими муравьями расширяются, а при похолодании тщательно закупориваются для удержания тепла. Благодаря специальной конструкции муравейника-купола происходит улавливание лучей и накапливание тепла, и летом в центре купола температура практически постоянно составляет 26-29 °С. В утреннюю и вечернюю пору, когда солнце стоит невысоко над горизонтом, муравьиные кучи поглощают больше тепла, чем плоскость земли.

Такое целенаправленное использование солнечной энергии особенно важно в затененных еловых чащах. Именно поэтому муравейники в них выше, чем в более светлых сосновых лесах.

Муравьи обладают и целесообразным способом повышения температуры в помещениях с личинками. Рабочие муравьи почти всей своей массой располагаются на поверхности купола, получая «солнечные ванны». Затем они быстро бегут вглубь гнезда, чтобы отдать накопленное тепло. Казалось бы, такой метод малопродуктивен. Однако расчеты показали, что при массовом передвижении нагретых муравьев небольшие камеры с личинками довольно быстро нагреваются.

Кормление личинок. Муравьи некоторых видов наделены удивительно рациональным способом кормления личинок. Процесс осуществляется «методом проб и ошибок». «Кормилица» не знает заранее, какие из личинок в данный момент голодны, а какие нет. Она получает нужную информацию, лишь вступив с малышами во взаимодействие, - прикасается к ним антеннами, облизывает язычком личинку в области рта. Если личинка «отвечает», двигая ртом, головой или изгибаясь, - муравей начинает ее кормить пищей из зоба или переднего желудочка.

Вот таким способом происходит обмен сигнальной информацией, что позволяет кормилице определить готовность личинки к приему пищи. А если личинка не реагирует на сигнал - то, значит, она не голодна, и муравей переходит к следующей малышке.

Защита семьи и потомства. Для защиты от вторжения неприятеля муравьи всех видов затворяют свои входы. А отворяют их лишь тогда, когда это нужно для работы и при вылете самцов и самочек.

У некоторых муравьев входы охраняет особая стража - пробкоголовые муравьи. Они затыкают вход собственной головой, исполняя таким образом свое предназначение - защищать гнездо от вторжения захватчиков.

У муравьев других видов часовые стоят в отверстиях гнезда и при малейшей опасности выскакивают навстречу врагу. Любопытно наблюдать, как быстро распространяется тревога по гнезду и его обитатели «толпами» высыпают, чтобы отразить нападение. Обычно они храбро защищают свои, обширные гнезда. Но если силы неравные, рабочие муравьи вынуждены уходить из гнезда, прихватив личинок и цариц. Чтобы дать им уйти и спасти потомство, солдаты завязывают настоящий баррикадный бой. Галерея за галереей заделываются и отстаиваются до последнего, поэтому нападающие продвигаются медленно, шаг за шагом. И если они не слишком превосходят осажденных муравьев в количественном отношении, борьба благодаря такой тактике, может затянуться очень надолго.

А тем временем работники проделывают вглубь новые ходы для отступления. Но в большинстве случаев эти ходы бывают приготовлены заранее. И часто еще во время борьбы на некотором расстоянии от осажденного муравейника, воздвигается новый купол. При обилии подземных ходов это не представляет для работников особого труда. В новый муравейник переносятся спасенные личинки, переводятся самки, молодые муравьи и весь «обслуживающий персонал». Особенно это касается кормилиц и нянек. Ведь жизнь продолжается, и новое поколение по-прежнему нуждается в заботе и внимании.

Сострадание к сиротам

Кошачьи приемыши. Кошка, как правило, прекрасная мать, верно охраняющая своих детей от самых разных опасностей. И хотя бытует мнение, что кошки - животные далеко не общительные и не отличаются добротой по отношению к любым живым существам, они неоднократно демонстрировали обратное.

Известно множество случаев, когда кошка-мать выкармливала и бескорыстно воспитывала не только своих котят, но и подкидышей, осиротевших малышей - бельчат, зайчат, лисят, цыплят и даже крысят! Причем кошки привязывались к ним всем сердцем и защищали от врагов, как своих детей.

Собаки-кормилицы. Собака способна относиться к чужим детям как истинная родная мать. При этом она легко усыновляет не только осиротевших щенят, но и вскармливает малышей других животных. Порой совершенно отличных.

Так, на одной ферме пала овца, оставив новорожденного ягненка. В это же время там ощенилась собака. И она усыновила сиротку.

С первых же дней собака кормила ягненка и вылизывала его, как собственного щенка. Привязанность этих животных друг к другу возрастала с каждым днем. И когда ягненок немного подрос, собака все еще живо интересовалась своим приемным сыном. Она часто ласкалась к хозяину, прося его открыть дверь, ведущую в хлев.

Завидев собаку, ягненок тоже выражал свое удовольствие радостным блеянием. После этого следовала нежная семейная сцена: собака ложилась на спину, а молоденький, но уже высокий ягненок становился на колени и с удовольствием пил «мамино» молоко.

Или вот еще одна из историй. В зоологическом саду белая медведица родила двоих медвежат. Но она оказалась ненадежной кормилицей. И тогда ее дети были отданы собаке из породы догов, которая недавно ощенилась и беспрекословно согласилась стать кормилицей и этих малышей. Собака кормила медвежат и нянчилась с ними, как со своими собственными щенками.

Добрые собаки способны выкормить и котят, несмотря на врожденную нелюбовь к кошкам. И если собака приняла маленького котенка, которого ей подложили, и выкормила его своим молоком, впоследствии она живет с ним в большой дружбе.

Забота о чужом потомстве у птиц. Материнская любовь у самок пернатого царства не ограничивается заботливостью о собственных детях, весьма нередко она распространяется у них и на детенышей других животных, особенно осиротевших. Этот акт сострадания отмечен у многих животных. В случае смерти родителей добродетельные соседки делаются опекунами детей умерших супругов, принимают на себя все заботы о кормлении и воспитании бедных сирот.

Очень часто можно встретить наседку с большим выводком утят. У некоторых водоплавающих материнский инстинкт развит так сильно, что, бывает, они насильно отнимают у своих соседей яйца и перекатывают их в собственные гнезда для насиживания.

Каким укором это должно служить дурным матерям, которые не заботятся даже о своих детях!

Объединение с сородичами. У многих животных для воспитания потомства происходит объединение с сородичами. Так, охотно принимают чужих детей в свою семью страусы. Часто старый самец водит и оберегает «детский сад» из подросших страусят. Немало в нем усыновленных. Так и ходят - несколько самок со страусятами, и при них один самец.

Наблюдается коллективное воспитание потомства и его охрана и у аллигаторов. Отложив яйца, самки аллигаторов поочередно стерегут их в течение двух месяцев, а затем следующие два месяца охраняют малышей, устраивая им что-то наподобие «детского сада».

У некоторых видов саламандр существует такая форма заботы о малышах, как коллективная кладка. А охраняет гнездо одна из самок.

Интересный факт: если бурая ручьевая саламандра находит чужую (но своего вида) никем не охраняемую кладку, в ней тотчас просыпается материнский инстинкт. Самка оберегает находку, и если ее перенести в другое место, спешит обратно, отыскивая правильный путь по известным только ей ориентирам.

Все это лишь отдельные примеры из множества феноменов поведения, которыми изобилует мир животных.

Итак

Мир живого представлен многими миллионами видов. И это непостижимое разнообразие отражено как во внешнем виде живых существ и в функционировании их организмов, так и в поведенческих проявлениях. Не существует и двух видов, представители которых вели бы себя одинаково. Любого животного определенного вида можно узнать по врожденной стратегии добывания пищи, строительной деятельности, по тем позам, звукам, выделяемым химическим веществам, которые ему присущи при пищевой, репродуктивной, защитной, социальной и других формах их многогранного поведения.

Даже поведение новорожденных не менее уникально, сложно и целесообразно, чем взрослых животных. Чтобы вырасти малышам нужно немало уметь - избегать опасность, находить своих родителей, отличать съедобное от несъедобного, а также многому научиться, постепенно совершенствуя поведение и мастерство.

При всем при этом животные получили ровно столько поведенческих возможностей и способностей, сколько им необходимо для того, чтобы жить полноценной жизнью и выполнять на планете свое особое предназначение.

Несмотря на великое множество видов животных все же существуют некие общие критерии, позволяющие объединить все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное, репродуктивное и социальное (общественное) поведение. Это позволяет обобщать результаты при изучении индивидуальных особенностей поведения самых разных животных, а также взаимоотношений между родителями и детьми, членами своего и других сообществ.

Это еще раз говорит нам о том, что в природе хаоса нет. Все многообразие живого подчинено определенным законам жизни.

ПАРАДИГМА ОБРАЗОВ ЧЕЛОВЕК – ЖИВОТНОЕ В СРАВНИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков


Аннотация
В статье рассматривается парадигма образов человек – животное как устойчивое соотношение понятий, представляющих субъект сравнения, связанный с человеком, и объект, связанный с животным. Анализируются мотивации для сравнения в рамках данной парадигмы, наиболее используемые образы животных, индивидуальные и клишированные образные парадигмы. Стремление человека соотносить себя с миром животных объясняется анимализацией, а также древними тотемными верованиями, отражающими глубинную связь всего живого на земле.

PARADIGM OF IMAGES MAN – ANIMAL IN THE COMPARATIVE CONSTRUCTIONS OF MODERN RUSSIAN LANGUAGE

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department,


Abstract
The article considers the the paradigm of images man - animal as sustainable relationship between the concepts representing the subject of comparisons associated with a person and an object associated with an animal. The motivation for comparison within this paradigm, the most commonly used images of animals, individual and cliched paradigms of images are analyzed. The human tendency of correlating with the world of animals is explained by animalization and ancient totem beliefs that reflect a deep connection of all life on earth.

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Парадигма образов человек – животное в сравнительных конструкциях современного русского языка // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]..03.2019).

Сравнение как самый древний вид интеллектуальной деятельности, как ментальный стереотип и средство художественной выразительности издавна привлекало к себе внимание философов, психологов, филологов.

Сравнение – это способ образного представления реального мира через призму мировидения и миропонимания создателя высказывания. Представление о мире, понимание сущности происходящего отражается при создании речевого произведения посредством парадигмы образов, которые использует автор. Создатель термина, Н.В. Павлович, даёт ему следующее определение: «Парадигма образов – это инвариант ряда сходных с ним образов, который состоит из двух устойчивых смыслов, связанных отношением отождествления» . Цель образа – наиболее полно раскрыть описываемое автором (говорящим) явление действительности. Мы понимаем парадигму образов как устойчивое соотношение понятий, представляющих субъект и объект сравнения. Субъект – это то, что сравнивается в данной сравнительной конструкции, объект – то, с чем сравнивается.

Образная парадигма представляет сравнение как линейный акт сопоставления, при котором сравниваемое (субъект) и то, с чем сравнивается (объект), находятся в тесной ментальной и эмоциональной связи, обусловливая друг друга, демонстрируя устойчивый характер взаимодействия, основанный на семантической общности.

Материалом для данного исследования служат более 6100 сравнительных конструкций, отобранных нами из различных, устных и письменных, текстов на современном русском языке: литературных произведений различных жанров; средств массовой информации; рекламы; текстов популярных песен; языка художественных фильмов и телесериалов и т. п.

Рассматривая образную парадигму человек – животное , реализуемую в сравнительных конструкциях, мы видим, что языковая личность использует её в более 20 % случаев.

Мотивации для сравнения в пределах данной образной парадигмы могут быть различными. Чаще всего встречается такое основание сравнения, как внешнее сходство . Сравнительные конструкции активно используются при описании внешности героев, при этом неизменным является как ироническое подшучивание, порой высмеивание персонажа: Капитан Сингх, заместитель командира по работе с личным составом, напоминал смуглую жабу (Д. Казаков. Демоны Вальхаллы), так и создание трепетного отношения к персонажу через изображение его незащищённости, так характерной для животных: Коленка у жертвы растления была тощая , как лягушачья лапка (Б. Акунин. Алмазная колесница).

Человек может быть похож на животное поведением , порывами и поступками: Снегирь резвым жеребёнком нёсся впереди (Б. Акунин. Статский советник); Я буду спокойным, молчаливым, хладнокровным , как карп (телесериал «Кто в доме хозяин?»); У мужиков активность число сезонная, как у насекомых (худ. фильм «Любовь-морковь»).

Ощущения персонажа , его чувства также могут стать основанием для создания сравнения в парадигме человек – животное : – Ты как себя чувствуешь, Александр? – Как муха в золочёной табакерке (телесериал «Сдвинутый»).

Часто сравниваются внутренние качества человека и животного, и здесь особенно много сравнений клишированных, опирающихся на общепринятое представление о характере какого-либо животного: Он упёртый, как баран , не захочет – с места не сдвинет (телесериал «Сдвинутый»). Качества животных, выбираемые как основания для сравнения, как правило, типизированы, связаны со стереотипами, фольклорными представлениями, сказками и т. п. Если человек сравнивается с зайцем, то обычно потому, что проявил трусость, щука символизирует хищничество, курица – глупость и т. п. Например: Что такое роковая женщина? Это как щука в пруду (телепередача «Пусть говорят»).

Не так уж редки сравнения, в которых объектами выступают названия экзотических животных, не связанных в нашем представлении со сказочными аллегорическими параллелями (обезьяны, крокодилы, анаконды, вараны). Здесь основанием сравнения являются наблюдения за поведением этих животных, за тем, как обращаются с ними люди: Лет пять назад была мода брать себе из пригорода девушку и, как обезьянку , на поводке водить и показывать (телепередача «Экстра») или впечатления от художественных фильмов, телепередач, в которых данные животные фигурируют: Лев Ильич Измайлов соображал стремительно и безжалостно, как весенняя анаконда Это увядшее, безобразное лицо записного алкоголика, эта морщинистая, как у варана , шея (В. Платова. Эшафот забвения); Небритый детина, здоровый, как гризли (песня Серёги).

Хотя иногда экзотический образ выбирается явно случайно, используется без каких-либо оснований, лишь для того, чтобы привлечь внимание к фразе, описываемым событиям, сделать картину более яркой, гиперболизировать изображаемое: Фрезер заорал, как ужаленный в пятку гиббон (Д. Казаков. Демоны Вальхаллы); – Рожа наглая? – Как у пьяной мартышки (худ. фильм «Антибумер»); А за дверью уже ревели , как кастрируемые носороги (О. Маркеев. Чёрная луна). Думается, вряд ли кто-либо видел, как прыгает ужаленный в пятку гиббон, как выглядит пьяная мартышка и т. п. Безосновательность выбранного в данном случае образа можно рассматривать как элемент некомпетентности автора, его желание пожертвовать правдоподобием в угоду яркости, но, скорее всего, мы имеем дело с одним из проявлений юмористического миропреобразования, демонстрацией фантазии носителя языка.

Вообще за сравнениями человека и животных мы часто видим те или иные типичные жизненные ситуации, оживляемые, передаваемые посредством образной парадигмы: Никогда я не думала, что ты меня убить захочешь, отравить, как крысу (телепередача «Федеральный судья») – борьба с крысами является актуальной для современных городов; В пьяном виде он тебя, как куропатку , пристрелит или отдаст на растерзание своим головорезам (Ю. Шилова. Наказание красотой) – картина охоты по тем или иным источникам знакома всем.

Названия некоторых животных звучат в тексте вульгарно, выглядят как элементы, вставленные с целью шокирования, привлечения особого внимания, иногда – оскорбления: Стоп, стоп, ну чо ты вихляешься, как глист какой? (телесериал «Большие девочки»); Вас давить надо, как гнид (Л. Соболева. Будет ночь – она вернётся…); Там мужики на тебя пялятся , как кобели (Ю. Шилова. Наказание красотой). В общем контексте современного словоупотребления использование подобных образов в устной речи или при её имитации не представляется чем-то необычным, выбивающимся из общей картины. Наоборот, в художественных произведениях авторы, вводя в речь персонажей вульгаризированные сравнения, стремятся следовать принципу жизненного правдоподобия. Выбираемый образ призван прямо воздействовать на чувства человека, воспринимающего высказывание, и в данном случае воздействие оказывается предельно сильным.

Количественный анализ сравнений с образной парадигмой человек – животное показывает, что чаще всего носители языка сравнивают человека:

– с курицей (14 примеров в анализируемом материале): И ты, словно мокрая курица , / Шагаешь босиком по улице (группа «Братья Грим»);

– с обезьяной (16 примеров): Напёрсточник был старым и морщинистым, похожим на умирающую обезьяну (В. Пелевин. Жёлтая стрела);

– со свиньёй (16): Каждый вечер пьяный, как свинья

– с зайцем (18): С девяти утра бегаю, как заяц … (реклама);

– с коровой (18): Этого лыжника, как ту самую священную корову , никто с дистанции снимать не будет (спортивный комментарий);

– со змеёй (21): Ручейки воды, скользящие по мокрым откосам, казались серебристыми змеями (О. Маркеев. Чёрная луна);

– с волком (23): Обложили нас , как тех волков (О. Таругин. Тайна седьмого уровня);

– с мышью (27): Но пока надо сидеть тихо, как мышкам (О. Маркеев. Чёрная луна);

– с мухой (30): Азербайджанские угонщики как мухи липнут к подмосковным гаишникам (гезета «Московский комсомолец», А. Грачёва);

– с рыбой (32): До десяти буду молчать, как рыба (Б. Акунин. Турецкий гамбит);

– с птицей (46): Где же моя милая, птицей прилетай (группа «Уматурман»);

– со зверем (53): Он что-то орал, оскалив зубы , как зверь (Ю. Никитин. Гиперборей);

– с собакой (78): Дрых, как собака , – оптимистично соврал я (О. Таругин. Тайна седьмого уровня).

Абсолютным рекордсменом является образ кота, кошки, котёнка (100): Хоть бы сказали, а то бросили , как слепых котят (телесериал «Грозовые ворота»).

Образная парадигма может быть индивидуальной и клишированной. Последнее наблюдается при функционировании устойчивых сравнений разной степени повторяемости, вплоть до фразеологических оборотов. Можно обозначить следующие устойчивые парадигмы:

человек – рыба : Мне здесь очень приятно, удобно, я чувствую себя как рыба в воде (телесериал «Агентство алиби»);

человек – слон : Я здоровая, как слон (телепередача «Пусть говорят»);

человек (чаще женщина)– лошадь : У него были проблемы с работой, а я пахала как лошадь (телепередача «Без комплексов»);

человек – белка : С самого утра я кручусь как белка в колесе (реклама);

человек – вол : Девочка нам поверила, она работает как вол (телесериал «Ландыш серебристый»);

человек осёл : Ну что ты упрямая, как осёл ? (телесериал «Тайны следствия»);

человек свинья : Каждый вечер пьяный, как свинья , швырял в меня и повара стрелы из дартса (Д. Донцова. Фиговый листочек от кутюр).

Наблюдаем также сравнение частей тела человека и животного, при этом части тела могут быть различными:

уши – хвост : А уши торчат, как хвост у павлина (телесериал «Счастливы вместе»);

рот – рот : Да у твоей Робертс рот как у акулы (Д. Донцова. Фиговый листочек от кутюр);

губы куриная гузка : Сложив губки куриной гузкой , секретарша забрала с подноса пирожное (Т. Устинова. Миф об идеальном мужчине);

руки крылья : В синем небе эти руки / Как расправленные крылья (С. Вдовикина).

Особенно ярко образная связь предстаёт в цепочке сравнений, когда конструкции нанизаны одна на другую, как относящиеся к разным образным парадигмам, так и в пределах одной. Например: Я живу в ожидании чуда, как маузер в кобуре, / Словно паук в паутине, / Словно дерево в пустыне, / Словно чёрная лиса в норе (песня группы «Сплин»).

Как видим, чаще звучат в сравнениях названия домашних животных, что неслучайно. По словам В.М. Шаклеина, «домашние животные находят отражение в образной картине мира, широко представлены и в положительных, и в отрицательных устойчивых ассоциациях народов» .

Наблюдения за животными издавна представляли особенный интерес для человека, так как животные – единственная общность на земле, объединённая с человеком критерием «живой, чувствующий». Поэтому сравнение чего-либо, а в особенности себя, с животными для человека естественно, изначально, ожидаемо и прогнозируемо. Стремление соотносить себя с миром животных называют анимализацией (от слова animal – животное). А. Машевский говорит о том, что при анимализации «главное – это найти свою социальную (экологическую) нишу и слиться с ней» , то есть, выдвигая в качестве образа животное, человек демонстрирует желание экологизировать свою жизнь, быть ближе к природе или обществу, соединиться с ними. Вот только единение с природой не должно проходить в отрыве от культуры.

  • Машевский А. О расчеловечивании [Электронный ресурс] // Литературно-художественный проект FolioVerso [Сайт]. Режим доступа: URL: http://www.folioverso.ru/misly/5/1.htm#_4 . 04.10.2013.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    Человек — многоклеточный организм, разумное и общественное существо, которое обладает определенным сознанием. Человек может изменить не только себя, но и окружающий мир. Основные отличия человека от других животных, являются хорошо развитый мозг, прямохождение, разговорная речь и мышление.

    Отличие и сходство человека и млекопитающих животных:

    Черты сходства:

    1. Деление зубов на клыки, резцы и коренные.
    2. Зародыш развивается в материнском организме (матке), а затем выкармливается молоком.
    3. Есть ушная раковина.
    4. Неизменная температура тела, а также интенсивный обмен веществ.
    5. Наличие брюшной и грудной полостей, таких же органов в полостях, желез и рудиментов.
    6. Такая же схема строение, а также схожие системы органов.

    Черты отличия:

    1. Развитая мускулатура языка, мыслительная деятельность, увеличенный объем мозга.
    2. У человека более развита речь и головной мозг.
    3. Развитие кисти руки для различных работ.
    4. Человек способен находится в вертикальном положение, а животные в горизонтальном. У животных более развиты мышцы шеи, а у человека — мышцы конечностей и мимические мышцы лица.

    Сходство человека с животными

    1. Человек так же как и другие животные — гетеротрофный организм, который «ест все».

    2. Человек относится к отряду приматов по большому мозгу и расположению конечностей.

    3. Главные черты человеческого тела унаследованные от разных существ:

    Различие человека с животным

    1. У животных физическая сила играет важную роль, в то время как у человека на первом плане стоит душевная и умственная сила.

    2. У человека небольшой волосяной покров.

    3. Общение человека в несколько раз превосходит животную речь.

    Органы человека — видео



    Публикации по теме