Русская служба Би-би-си – Информационные услуги. Жизнь гастарбайтеров в объединенных арабских эмиратах

в которых нелегально проживают гастарбайтеры-киргизы.

2. Нам удалось пройти в один из них, и мы увидели неутешительное зрелище.
Судя по количеству обуви, в подвале проживает не менее 30 человек.

3.

4. Все пространство заставлено кроватями и прочей утварью, везде очень грязно. В помещении нет вентиляции, очень душно, создается благоприятная атмосфера для размножения бактерий, которых здесь и так немало.

5. В подвале многие живут семьями, есть и маленькие дети.

6. Кухня.

7. В подвале есть ванна, туалет, подключена стиральная машина - киргизы пользуются всеми коммуникациями, но наверняка не платят за эти услуги - получается, за свет и воду нелегальных мигрантов платят жильцы дома №22.

8.

9. Вызвали сотрудников полиции через службу 02. Стали ждать. Жители подвала не могли попасть в свои благоустроенные апартаменты и изображали туристов.

10. Наряд полиции задерживался. Через час пошли искать участкового.

11. Сотрудники милиции прибыли на место только через полтора часа и после четырех звонков, признались, что они бессильны что-либо сделать.

12. - Откройте, полиция! - но никто не открыл.

13. Ни у одного киргиза нет регистрации, но милиция не вправе их трогать - мигранты находятся под опекой ЖЭКа.

14. Диспетчер ЖЭКа чувствует свою безнаказанность и отказалась выдать сотрудникам милиции ключи от подвала, где находится общежитие киргизов.

15. Роман Ткач. Житель дома по М.Бронной. Оплачивает счета за себя, свою семью и гостей столицы.

16. Во дворе дома на Малой Бронной таких подвалов два, в любом из соседних дворов ситуация не лучше, например, еще одно такое общежитие находится на Тверском бульваре.

Пока готовился пост....
В Москве минувшим вечером тушили сильный пожар в центре города.Возгорание произошло на чердаке расселенного двухэтажного дома старой постройки на Поварской улице. Его площадь составила 300 квадратных метров. На месте происшествия работали 16 пожарных расчетов. Из горящего дома удалось спасти двух рабочих-гастарбайтеров. Как они попали в заколоченный дом, сейчас выясняют следователи. Кроме того, 10 человек были эвакуированы из соседней жилой пятиэтажки.По предварительной версии, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем.


Вчера, 22 мая, в доме на Малой Бронной, жителями дома №22, были обнаружены два подвала, в которых нелегально проживают гастарбайтеры-киргизы.

2. Нам удалось пройти в один из них, и мы увидели неутешительное зрелище.
Судя по количеству обуви, в подвале проживает не менее 30 человек.

3.

4. Все пространство заставлено кроватями и прочей утварью, везде очень грязно. В помещении нет вентиляции, очень душно, создается благоприятная атмосфера для размножения бактерий, которых здесь и так немало.

5. В подвале многие живут семьями, есть и маленькие дети.

6. Кухня.

7. В подвале есть ванна, туалет, подключена стиральная машина – киргизы пользуются всеми коммуникациями, но наверняка не платят за эти услуги – получается, за свет и воду нелегальных мигрантов платят жильцы дома №22.

8.

9. Вызвали сотрудников полиции через службу 02. Стали ждать. Жители подвала не могли попасть в свои благоустроенные апартаменты и изображали туристов.

10. Наряд полиции задерживался. Через час пошли искать участкового.

11. Сотрудники милиции прибыли на место только через полтора часа и после четырех звонков, признались, что они бессильны что-либо сделать.

12. - Откройте, полиция! - но никто не открыл.

13. Ни у одного киргиза нет регистрации, но милиция не вправе их трогать – мигранты находятся под опекой ЖЭКа.

14. Диспетчер ЖЭКа чувствует свою безнаказанность и отказалась выдать сотрудникам милиции ключи от подвала, где находится общежитие киргизов.

15. Роман Ткач. Житель дома по М.Бронной. Оплачивает счета за себя, свою семью и гостей столицы.

16. Во дворе дома на Малой Бронной таких подвалов два, в любом из соседних дворов ситуация не лучше, например, еще одно такое общежитие находится на Тверском бульваре.

Пока готовился пост....
В Москве минувшим вечером тушили сильный пожар в центре города.Возгорание произошло на чердаке расселенного двухэтажного дома старой постройки на Поварской улице. Его площадь составила 300 квадратных метров. На месте происшествия работали 16 пожарных расчетов. Из горящего дома удалось спасти двух рабочих-гастарбайтеров. Как они попали в заколоченный дом, сейчас выясняют следователи. Кроме того, 10 человек были эвакуированы из соседней жилой пятиэтажки.По предварительной версии, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем.

Сохранено

На деревенской улице через несколько домов от моей дачи с давних пор маячил, будто дырка на месте выпавшего зуба, незастроенный, заросший метровыми сорняками участок. Нынешней весной его купил какой-то москвич, и принялся возводить коттедж.

На участке появились деревянная бытовка и трое темноволосых улыбчивых молодых мужчин. Каждый раз, проходя мимо к озеру, я видел их за работой. Здороваться они начали первыми.

Потом во мне взыграло журналистское любопытство, и я пригласил гастарбайтеров "на рюмку чая". Согласились легко.

Правда, пить водку стал один бригадир. Двое, и правда, ответили, как в песне Высоцкого: "Только чай!".

Сказали, что дело не в религии: младшим "на работе не положено". А бригадир должен поддерживать отношения с окружающим русским миром, и вообще достаточно зрелый, чтобы отвечать за себя.

Трое из Ферганской долины

Итак, знакомьтесь: Рахим, Керим и Шараф. Имена изменены - так они захотели.

Лет гастарбайтерам соответственно 37, 28 и 19. Керим доводится бригадиру Рахиму двоюродным братом, а Шараф - племянником.

Все трое из Ферганской области Узбекистана. В родной деревне тысяч десять населения. По российским меркам, это небольшой город, но большинство жителей занято сельским хозяйством.

Гастарбайтеры говорят, что из их области на заработки регулярно ездит примерно каждый пятый мужчина. Дома средняя зарплата - 150 долларов в месяц. Мечта - устроиться на автосборочный завод фирмы Daewoo, там выходит до трехсот. А из России каждый отсылает домой по тысяче долларов в месяц.

Впрочем, счет на доллары ведется по привычке. Работодатели платят рублями. Времена, когда деньги на родину возили чемоданами, тоже ушли в прошлое - пользуются услугами российских аналогов Western Union.

Без перекуров

"Пашут" с восьми утра до восьми вечера, без перекуров, с получасовым перерывом на обед. Иногда прихватывают и воскресенье. Быстрее закончишь - быстрее получишь расчет, и можно будет взяться за новый заказ.

То и дело подходят местные жители, и особенно дачники-москвичи, просят что-нибудь сложить или починить. От такой работы тоже стараются не отказываться.

Оплачиваемый отпуск и медицинская страховка - понятия абстрактные. При этом гастарбайтеры говорят, что всем довольны, и не считают, что их эксплуатируют.

Семейный подряд

Большинство бригад состоят из родственников, редко - из соседей, из случайных людей - никогда.

Бригадир - всегда человек бывалый. Слушаются его беспрекословно. Работу на стройке делают поровну, и деньги, по их словам, тоже делят поровну. Сверх этого старший отвечает за все "внешние сношения", а младшие готовят еду и моют посуду.

По известным адресам

Меня особенно интересовало, как гастарбайтеры находят в России работу.

Видео: Таджики в России - туда, где есть работа

Американские иммигранты XIX века сходили с кораблей, не зная, что их ждет. Узбеки и таджики, по словам моих собеседников, отправляются в Россию, заранее зная, к кому и зачем едут.

Начало в свое время положили соотечественники, постоянно жившие в России еще во времена СССР: находили работу, и приглашали земляков. А потом связи стали передаваться по цепочке, и нарастать, как снежный ком.

Рахим прошел типичный путь. Два сезона был "рядовым" у другого бригадира. Последний раз работал в подмосковном Куркино на российского бизнесмена, который строит "под ключ" и продает коттеджи. Договорился с ним о работе в будущем году, и организовал из родственников собственную бригаду. Керим и Шараф когда-нибудь тоже смогут стать бригадирами, если захотят.

По словам Рахима, в Москве есть "фирмы", которыми заправляют местные узбеки и таджики, и которые находят работу для желающих за 10-15 процентов будущего заработка, но ему это не нужно. А вот о знаменитых "биржах труда" на подмосковных шоссе уже давно ничего не слышно.

"Крыша"

Разрешений на работу в России у моих знакомых нет. Как они говорят, "много с бумажками ходить нужно". Можно догадаться, что дело не только в бюрократии, но и в нежелании хозяина платить сбор за использование иностранной рабочей силы, а самих гастарбайтеров - подоходный налог.

А вот разрешения на пребывание в стране оформлены, как положено, так что на улице никто не придерется. За это заплатили "одному майору" в райцентре по пять тысяч рублей с человека, и еще по тысяче с каждого в месяц.

За это он обещал защищать от любых "наездов" и предупредить, если в деревню приедут с проверкой из миграционной службы. Тогда гастарбайтеры запрут свою бытовку и уедут на день в райцентр, или в Москву. Пока подобного не случалось, но так спокойнее.

Без конфликтов

Отношениями с местными жителями мои собеседники были в целом довольны. Однажды возле магазина подошли двое молодых людей, полагавших, что за проживание в "их" деревне приезжие должны "одолжить" сто рублей, но узбеки им "настучали по шее", и дальнейшего развития эта история не имела. Ни одного скинхеда за время пребывания в России они не видели.

Хозяин - не бизнесмен-подрядчик, а будущий владелец коттеджа - захотел, чтобы его теща и маленький сын все лето провели в деревне, и привез на участок не просто строительный вагончик, а целый деревянный домик с двумя отдельными входами. На одной половине жили гастарбайтеры, на другой - бабушка с внуком.

Там отношения вообще сложились идиллические. Малыш то и дело сидел на руках у кого-то из рабочих.

Правда, недели через две после нашего разговора идиллия закончилась.

Дело в том, что Рахим, Керим и Шараф - каменщики и бетонщики. Залив фундамент, они договорились с хозяевами за сходную цену сложить деревянный сруб. Думали научиться на ходу, однако заказчики быстро заметили, что работа пошла медленно, и что-то все время приходилось переделывать.

Впрочем, расстались без обид. Узбеки на прощание приготовили плов, получили расчет, и отбыли на новый объект куда-то севернее Москвы.

Первая в Европе

По данным Федеральной миграционной службы на начало 2008 года, в России проживало 7,3 млн. иностранцев, в основном из бывших республик СССР.

Из них за разрешениями на работу обратились 2,3 миллиона. Пять миллионов занимаются неизвестно чем. Вернее, очень даже хорошо известно: как мои знакомые, устроились без формальностей.

В Москве, по разным данным, трудятся от 700 тысяч до двух миллионов иностранцев.

По количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире (после США).

В 2008 году официальная квота на привлечение иностранной рабочей силы была резко снижена: по России с шести до двух миллионов, по Москве с 810 тысяч до трехсот тысяч человек. Специалисты опасаются, что такие меры лишь увеличат число нелегалов.

По данным переписей 1989-го и 2002 года, численность армян и грузин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанцев и молдаван - в пять раз, чеченцев - в 7 раз, таджиков - в 12 раз, вьетнамцев - в 14 раз, китайцев - в 35 раз. Это, естественно, официальные данные.

Примерно так же обстоит дело в Московской области. Как писала недавно "Комсомольская правда", в Можайском районе, Раменках, Филях-Давыдкове, Дорогомилове доля приезжих колеблется от 27% до 35%. Куркино, где начинал карьеру строителя Рахим, отчего-то сделалось вотчиной узбеков - там их в 18 раз больше, чем в среднем по Москве и области.

Далеко не все приезжие копают и подметают. Диаспоры контролируют серьезный сегмент торговли и малого бизнеса. Для обозначения обеспеченного иностранца возникло жаргонное словечко: "бабай". Главный признак "бабая" - наличие жилья и семьи в Москве.

Один такой господин несколько месяцев назад снял квартиру на моей лестничной площадке.

В отличие от строителей, выпить с ним как-то не сложилось.

Единственное, что мне известно - он занят с утра до позднего вечера, имеет какое-то отношение к ближайшему рынку, и у него хватает денег, чтобы платить за жилье тысячу долларов в месяц и содержать неработающую жену и двоих детей. Люди вежливые, дети спокойные. А что еще нужно?

"Лимита"

В трудовой миграции для индустриальных центров России нет ничего нового, и фраза: "Понаехали тут!" возникла не вчера. Предтечами сегодняшних "гастарбайтеров" в советскую эпоху были "лимитчики".

Как и теперь, приезжие делали работу, на которую не рвались коренные жители. На них держались московская промышленность и транспорт, они выпекали хлеб, подметали улицы и служили рядовыми милиционерами.

Как и теперь, коренные горожане вместо благодарности фыркали, полагали, что малообразованные, привыкшие к иному жизненному укладу, разговаривающие с акцентом провинциалы "портят город".

Пренебрежительное словечко "лимита" явно возникло по аналогии с "голытьба".

Хотя эксплуатации трудящихся при социализме официально не было, жизнь лимитчиков вполне подпадала под это определение.

Приезжие обитали в общежитиях, зачастую в нечеловеческих условиях. Чтобы получить вожделенную московскую прописку, требовалось отработать десять лет.

Увольнение автоматически влекло за собой утрату места в общежитии и права жить в Москве. Прописка означала право встать, наконец, в квартирную очередь, а отнюдь не немедленное предоставление жилья.

Тем не менее, тогда, как и теперь, желающих находилось предостаточно.

Государство ежегодно определяло предприятиям и организациям "лимит на привлечение иногородней рабочей силы" - отсюда, собственно, и возник термин "лимитчики".

На высоких совещаниях регулярно произносились дежурные фразы о том, что "Москва не резиновая", однако экономическая необходимость брала свое, и лимиты то и дело пересматривались в сторону увеличения, как производственные планы - в сторону снижения.

В 1960-х, 1970-х и 1980-х годах население Москвы каждое десятилетие возрастало за счет лимитчиков на миллион человек.

По данным за 2002 год, доля москвичей, родившихся в столице, составляет около 40%, а коренных горожан во втором поколении - не больше 10%. При этом, естественно, учитывались только официально зарегистрированные граждане.

После обнародования результатов исследования был сочинен анекдот: "Говорят, что в Москве всего 10 процентов коренных жителей. Понаоставались тут!".

С мечтой о доме

Между "лимитчиками" времен застоя и "гастарбайтерами" наших дней немало общего, но есть два важных отличия.

"Лимитчики" были выходцами из российской глубинки. "Гастарбайтеры", в основном, люди иной культуры.

Главной целью жизни для "лимитчика" было "зацепиться" и остаться в Москве навсегда. Нынешние приезжие, во всяком случае, очень многие из них, стремятся поправить финансовые дела, но в России чувствуют себя временными людьми.

Каждый из трех моих новых знакомых приехал на лето в Подмосковье с конкретной задачей. Шарафу нужны деньги на платное высшее образование, Кериму - на "той" (традиционное многолюдное пиршество по случаю предстоящего рождения первенца), Рахиму - на ремонт и расширение дома.

По словам Рахима, нынешний строительный сезон для него, вероятно, последний. Он мечтает осесть, наконец, дома и стать фермером. Цены на продукты растут, выращивать овощи и разводить овец в Узбекистане снова делается выгодно. Если это тенденция, дешевой рабочей силы в России скоро может стать меньше.

Зарабатывая копейки на простых работах, у себя дома гастрабайтеры могут себе позволить пожить на широкую ногу

Невысокая, смуглая таджичка Матлюба живет в России уже шесть лет. Она приехала сюда из Таджикистана. Девушка работает здесь домработницей – моет, убирает, готовит. Двое братьев Матлюбы тоже живут с ней в одном городе и работают на стройке. Как и большинство гастрабайтеров, в России Матлюба и ее братья зарабатывают и, соответственно, живут здесь скромно… У себя же дома они и другие соотечественники, уехавшие в Россию, постепенно сформировали некую касту «новых таджиков», как их там называют. Которые на заработки в чужой стране могут позволить у себя дома если не все, то очень многое.

Откуда берутся трудовые мигранты

Люба (так ее здесь называют) приехала из маленького поселка, располагающегося на Сырдарье. В семье ее родителей четверо детей: она, двое братьев и сестра.
- Там, дома, у нас очень хорошо. Там тепло, растут абрикосы, миндаль, хурма, виноград, грецкие орехи, – вспоминает девушка, - природа красивая. Горы. У нас свое хозяйство: сад, куры, на участке много цветов. Во дворе - тандыр и колодец. Дома наши одноэтажные, стоят рядком, в одном дворе. Централизованного отопления в них нет, зато есть туалеты и ванны. По сравнению со здешними «дворцами», - небольшие. Когда здесь, в России, я в первый раз увидела коттеджи, была потрясена. Мне предстояло в них убираться, и я боялась, что не справлюсь, - такими огромными они мне показались. В нашем поселке часто не бывает электричества – утром в 5 часов включают, в 8 отключают. И вечером дают на пару часов. В остальное время «света» нет. Мы уже к этому привыкли и научились обходиться без него: готовим во дворе на печке, дом топим дровами. Интернета у нас там нет, – так что, не особенно страдаем. В городе в этом отношении лучше – там и электричество перестали все время отключать, и интернет у них есть. Да мы приспособились – покупаем генераторы. Хотя используем их редко, - если только телевизор посмотреть. Семья у нас дружная, мы все очень любим друг друга и сильно привязаны к дому. Но в течение пятнадцати лет все мы регулярно, по очереди, оставляем Таджикистан и уезжаем работать в Россию. Как и все наши соседи и знакомые – все, у кого есть эта возможность.
Причин тому, что Люба, ее родные и друзья бросают свои привычные занятия, семью, друзей и едут в наш суетный, холодный и неприветливый город несколько: в их поселке трудоустроиться практически некуда. В муниципальных организациях – школах и поликлиниках есть места, но они там пустуют, потому что не хватает специалистов. Дефицит «ученых» людей таков, что с образованием возьмут хоть куда, лишь бы был диплом. Но земляки девушки не стремятся получать образование, а предпочитают, закончив школу, сразу ухать в Россию на заработки. Зачем учиться, когда можно обеспечить себе более высокий уровень жизни, таская ведра с цементом и подметая асфальт в России?
- У нас там очень маленькие зарплаты – говорит Матлюба. - В среднем 3,5 тысячи рублей в месяц при ценах на продукты и вещи, как в России. Лаваш стоит 30 рублей, килограмм вареной колбасы – 250, футболка – 100-150 рублей; комплект женской национальной одежды, (платье и штанишки), самой скромной, от 1500р. Праздничная национальная одежда - от 6000 рублей. Если ты все-таки нашел работу, чтобы тебя туда взяли, нужно заплатить кому следует. Есть там у нас производство, где шьют джинсовую одежду под вывеской итальянской фирмы. Чтобы туда попасть, нужно дать управляющему взятку 600 долларов. Чтобы эту взятку передать, нужно сначала договориться через знакомых, потому что желающих больше, чем рабочих мест.

Если говорить о социальных льготах, то у нас их очень мало. Пенсия копеечная, если работал всю жизнь и имеешь большой стаж, в старости будешь получать те же 3-4 тысячи. Мать-одиночка имеет право на какие-то выплаты, но такие мизерные, что даже говорить о них стыдно. Если и помогает таким людям государство, то в основном продуктами – дают муку, рис, консервы. Иногда одежду. Страховой медицины у нас нет. Лечимся за деньги. Бесплатно можно ребенка в поликлинику сводить, и то надо врачу денег дать за визит – 100 рублей. Отблагодарить, иначе у нас не принято.
Таджикские деньги называются сумони. Матлюба с родителями считаются там обеспеченными людьми. Не миллионерами, но могущими себе многое позволить. В принципе, в Таджикистане можно прожить на 7 – 8 тысяч рублей в месяц семьей спокойно, если тратить только на продукты, квартплату и позволить себе купить пару недорогих вещей – игрушку ребенку и себе брюки. А вот если ты заболеешь, или ремонт надо сделать, или сына женить – на это денег не остается, копить не с чего. Как везде на Востоке, земляки девушки очень любят изобилие во всем, и стараются в соответствии со своим представлениями о роскоши обустроить свой быт. Людям непременно хочется, чтобы в доме было много красивой мебели, красивой посуды и дорогой ремонт, - с лепниной и позолотой; много ковров, самая хорошая бытовая техника. Поэтому каждый третий таджик ищет работу в России, и все, что удается заработать, уходит на свадьбу, на постройку и обустройство дома.
Позволить не ездить на заработки в Россию могут себе те, у кого свое дело – пекарня, ресторан, гостиница. Но малый бизнес в Таджикистане не особенно развит, и подавляющее большинство работают на хозяина. А значит, - живут очень скромно.

Дорога в Россию

В Сибирь я попала по совету родителей – призналась девушка.- Я на тот момент развелась и не знала, как дальше жить, что делать. Образования у меня, кроме среднего, никакого нет, я как в 18 лет вышла замуж, так и жила в семье мужа, нигде не работала. Нужно было что-то делать. Родители знали, куда ехать, к кому, какая тут есть работа. Чтобы не дать мне времени впасть в уныние, за две недели оформили загранпаспорт и отправили сюда.
Сами мои родители – образованные люди. Мама – педагог, папа – музыкант. А я после школы не училась по той причине, что от поселка ездить в училище нужно было очень далеко, на автобусе, а до остановки идти еще полтора километра по лесу. Родители беспокоились, как я буду одна через лес ходить, и не разрешили мне. После замужества я хотела поступить на заочное, но свекровь не позволила. Так и осталась я неучем. Приехала в Россию и стала домработницей в домах нескольких семей. Первый год было тяжело – жить одной было непривычно, я скучала по дому. Потом приспособилась и стало легче.
Там, дома, мы никогда ни в чем не нуждались, жили всегда вполне обеспеченно. Пока не настали девяностые годы, и не развалился Союз. Тогда люди начали голодать. Работы не стало, деньги обесценились, продукты в магазинах пропали. Началась гражданская война. Никто не мог получить зарплату – ее месяцами не выдавали. В магазинах за хлебом появились такие очереди, что можно было целый день стоять и ничего не купить – продуктов не хватало. Поэтому за хлебом ходили ночью, часа в три, с надеждой, что к утру откроют и тогда нам достанется что-нибудь. Мы на тот момент жили в городе. Если бы в поселке, было бы проще – с хозяйством не пропадешь, там пшеница растет, картошка. А вот в городе приходилось туго. Помню, как мы радовались, когда отец получил наконец – то зарплату. Потом мы переехали в деревню. В сельской местности работу найти сложно, и отец отправился на заработки в Россию. И мы оказались вдруг, среди полуголодных сельчан хорошо обеспеченными людьми, - благодаря заработкам отца. Потом вслед за ним поехала мама, а я осталась за старшую. Потом мама вернулась, на ее место уехала я, а там и братья окончили школу и тоже поехали в Россию на замену отцу. Так и живем уже пятнадцать лет.

Как мы живем в России

Я живу в домике для прислуги у своих работодателей, одна. Там у меня комната и небольшая кухня, большие окна, хорошая мебель. Зимой там тепло, кругом лес, свежий воздух. Когда приезжает кто-то из родителей, они живут со мной. Братья работают недалеко от меня, и живут в доме, который тоже дал им работодатель – один брат с женой в одной комнате, второй с семьей – в другой; кухня у них общая. Питаемся мы так, как привыкли дома – готовим плов, выпечку, часто покупаем фрукты. Я тут привыкла и мне здесь комфортно – есть работа, жилье, и я знаю, что не пропаду.
За пять лет, что я тут работаю, мои работодатели стали мне как свои, даже если и поругают меня где – я не обижаюсь. Чувствую себя как дома - все им рассказываю о своей жизни, о своих делах. Они мне – о своих. Всегда выслушают, и если надо – помогут. Здесь я одеваюсь во что мне нравится – в джинсы и футболки, и ни на кого не оглядываюсь, что не одобрят. Но шорты и открытые сарафаны не ношу, конечно. Не привыкла. А во всем остальном веду себя как обыкновенная россиянка.
Здесь мы общаемся с людьми своей национальности, дружим и с русскими. За все время ни разу не приходилось сталкиваться с неприязнью или агрессией в свой адрес. В основном на нас не обращают внимания – ну ходят люди по улицам, и ходят, никому дела нет, кто они и что тут делают. Не говорят – ой, приехали тут. Я думаю, неважно, какой ты национальности, где ты находишься, - в Таджикистане или в России. Тебя будут везде хорошо принимать, если ты с уважением относишься к окружающим и честно трудишься. Если бы нам было плохо в России, мы бы не возвращались сюда из года в год. Обычно мы работаем тут посменно: год здесь – год там. В этом году мы с братьями и невестками здесь, в Сибири, дома остались родители с младшей сестрой. Братья работают на стройке, получают по 25 – 27 тысяч, по 5 дней в неделю, по 8 часов в день. Но если случаются авралы, то трудятся без выходных и перерывов. Я работаю домработницей в трех семьях, убираюсь в их домах, иногда готовлю, иногда в саду что-нибудь делаю. В любой день – и в субботу, и в воскресенье бывает, - как получится, прихожу к 9 и ухожу в 6-7 вечера, получаю 16 тысяч в месяц. Наши доходы мы с братьями отправляем родителям. Что-то себе оставляем на необходимые траты – на медицинское обслуживание, например. Остальное копим на обустройство жилья, на нужды семьи.
Конечно, когда мы приезжаем домой с большими суммами денег, считаемся там чуть ли не миллионерами. Сейчас эта ситуация стала привычной, - уже многие так живут. И соседи знают уже, что раз из России вернулись, значит, с большими деньгами. Но там эти средства моментально «испаряются», - в прошлый приезд домой я купила стройматериалы на жилье, дорогую стиральную машину, всякие вещи по хозяйству – стремянку, раковину, нарядов набрала, - я же женщина и люблю приодеться. Сдала на права, - у нас есть машина. А так как доходов там никаких нет, сумма, казавшаяся огромной быстро растаяла. Деньги, которые я зарабатываю, трачу в основном на свои нужды – сейчас семейные траты не такие большие. По-другому было сначала - все средства, которые зарабатывал отец, шли на жилье – родители построили себе новый дом, обоим братьям по дому. А большую часть бюджета «съели» наши свадьбы, которые у нас принято играть как можно роскошнее, - моя и братьев.

Таджикская свадьба

Свадьба, которая у нас идет неделю, обходится в среднем в 3000 долларов, - сообщает Матлюба. - Еще нужны деньги на обустройство дома молодоженов – примерно по 2000 долларов от семьи каждого новобрачного. Молодожены должны въехать в полностью обставленную и обустроенную, как минимум, комнату в доме родителей. Или в квартиру. Или дом - по возможностям. Там должно быть все – хороший ремонт, мебель, посуда, ковры, золотые украшения и бытовая техника. Не меньше.
Свадьба в жизни каждого таджика имеет очень большое значение. Женят и замуж выдают там родители. Без свадьбы просто жить вместе гражданским браком, как это принято в России, нельзя – это невозможно. Мужчине и женщине, чтобы начать совместную жизнь, надо пройти целую церемонию. Перед тем, как принять решение, собирается семейный совет, где выясняют, хочет сын жениться или нет. Если он согласен, родители идут сватать приглянувшуюся девушку. Жених и невеста, как правило, до свадьбы не бывают знакомы: гулять и общаться неженатым парам нельзя, в Таджикистане это считается неприличным. Девушки выходят замуж рано и в двадцать лет уже считаются «перестарками». Муж часто бывает старше, - может и на 7 лет, и на 15 – 20 - это нормально. А вот чтобы жена была мужа старше – так не бывает. Но в большинстве случаев жених тоже молод. Там принято рано жениться, потому что до свадьбы половую жизнь вести нет возможности - до брака парням нельзя женщину даже за руку взять,- это осуждается. Юных девушек очень берегут, - чтобы никто лишнего слова не мог сказать, и не испортил репутацию. Иначе никто не посватается. При выборе пары дочери родители смотрят на то, чтобы претендент был из хорошей семьи, уважаемой, - значит, жених будет хорошо воспитан. Обращают внимание на то, какое о выбранной семье мнение у людей. По любви браки случаются, но это бывает очень редко, потому что должны быть не против все родственники со стороны жениха и невесты. Если кто-то возражает, брак невозможен.

Если незамужняя женщина общается с парнями, общество решит, что она не строгая с противоположным полом и ведет себя развязно. Или если, например, все-таки не общается, но несколько мужчин пыталось с ней познакомиться, значит, она неприличная и давала повод обращать на себя внимание. То есть вообще ничего нельзя,- не то, что сексом заниматься. Поэтому деваться особо некуда и женятся очень рано.
На самой церемонии должны присутствовать все родственники, друзья, соседи, знакомые и знакомые знакомых. Приглашения на бумаге можно послать только молодежи. Людей постарше надо приглашать лично, иначе это считается неуважением. Чтобы обойти всех с приглашениями, уходит два – три дня. Надо зайти в дом, три раза поклониться, поинтересоваться, как здоровье хозяев, как у них дела, а потом только позвать на праздник. На свадьбе обычно бывает не меньше 500 человек гостей.
Перед свадьбой в мечети паре должны дать никох – разрешение на брак. Оно значит для женщины, что мужчина теперь принадлежит ей, а женщина – мужчине, во всех смыслах. После сватовства на сговоре по традиции разрывают белую ткань – это означает, что девушка теперь занята. Невеста должна быть обязательно девственницей. После брачной ночи свекрови демонстрируется пятно крови на простыне.

Первый день празднования – утренний плов. На нем присутствуют только мужчины, они там знакомятся друг с другом, поют и танцуют. Кроме плова на столах стоит все что угодно – кебаб, фрукты, самса. Но плов должен быть обязательно. Основное блюдо готовится в огромных казанах на улице, специально нанятыми для этого людьми, только мужчинами. Самое маленькое количество риса для такого плова – 50 килограмм, к нему прилагается 30 килограмм моркови и так далее. Плов начинают готовить в 5 часов утра. В тот же день вечером накрываются в ресторане столы и приходят все – и мужчины и женщины, они сидят в одном помещении, но все равно раздельно. Всю праздничную неделю молодые ничего не делают, только гостей принимают. За это время новая невестка должна со всеми родственниками познакомиться и принять от них подарки. Подношений столько, и они такие дорогие, что свадьба обычно окупается.
Если невеста оказалась не девственницей, брак расторгается, все подарки возвращаются, и все траты семьи жениха на свадьбу возмещаются. Если жених знает, что будущая жена не девушка, но хочет жениться, это сделать очень сложно – его родители будут сопротивляться. А спорить с родителями не принято.
После свадьбы свекр идет к новой дочери в гости в первый раз, и приносит свои подарки. Обычно это мебель или золото. Или ковры. В общем, презенты должны быть дорогими. Все вещи для новой семьи дарятся до рождения ребенка. После появления первенца все уже будет предназначаться только ему – это будет кроватка, коляска, игрушки и так далее.
В конце свадебной недели свекровь перед новой невесткой ставит два блюда – с маслом и мукой. Она окунает руки в масло, потом в муку и это означает, что она перестает только принимать гостей, наряжаться и краситься, а становится уже настоящей хозяйкой, и начинает выполнять всю работу по дому.

Жизнь в Таджикистане

Неудивительно, что при таких обычаях треть населения Таджикистана работает в России - иначе не проживешь и детей не женишь. Принцип строения общества в этой стране несколько иной, нежели в России. Люди там живут махаллями. Махалля – это сообщество друзей, соседей, родственников и знакомых, проживающих в одном районе, где все друг друга знают, дружат и общаются. Все ходят друг другу на праздники и похороны, сообща решают, что делать с непутевыми, или как помочь нуждающимся.
- У нас была там бедная семья, и мы всей махаллей им помогали – говорит Люба, - кто чем мог. И деньгами скидывались, и вещи приносили, и продукты. У них детей было много, а для нас чужих ребятишек нет, - мы относимся к любому малышу, как к своему. Эти дети потом выросли и все тоже в Россию уехали.. Откуда пошел обычай жить махаллями – не знаю, но это было всегда – и деды наши и прадеды так жили. Махалли бывают разные - наша маленькая, в ней живет всего триста человек. А в соседней - тысяча. У нас там все друг другу доверяют: никто никогда не запирает двери, не прячет золотые украшения. Потому что появление вора невозможно – нового человека видно сразу.
- Мы все там как братья и сестры, - соседи и с ребенком посидят, и по хозяйству помогут, и вещами своими дадут попользоваться, если нужно – улыбается Люба.- У нас там принято иметь много детей, самое маленькое – по трое. А у кое-кого и по восемь ребятишек.

Ходим мы там обычно в национальной одежде. Молодежь сейчас стала чаще одеваться по-европейски, но на праздники все стараются выглядеть по - старинке. Девушки любят яркие цвета в одежде, блестки и стразы – это считается очень красивым. Приличная одежда, в которой не стыдно в люди выйти, летом должна быть из шелка, а зимой – из бархата. Метр такой ткани стоит от 600 долларов, но денег на это не жалеют – национальная одежда из моды не выходит, и комплекта хватает на всю жизнь. Мужчины национальную одежду – халат чапан надевают только на праздники. А в обычной жизни ходят в брюках и рубашках. Еще у нас любят золото и вообще украшения. Считается, что чем больше надето украшений, тем лучше. На женщине сразу может быть по 5 – 6 колец, несколько цепочек с кулонами, браслеты, серьги с камнями. Чем больше камней, тем лучше. В России так украшаться не принято, но мне очень хочется. Иногда решусь и чувствую себя неловко – слишком много посторонних взглядов привлекаю тогда. Душу отвожу только в Таджикистане (смеется). И еще у нас сильно красятся. Даже в будний день, даже домохозяйка, - всегда накладывают яркий макияж, чтобы муж пришел с работы, а она такая вся красивая сидит. Его ждет. Чтобы обеспечить себе все это, конечно, нужны средства. Вот и рвемся в Россию – дома на это все где денег взять? А выглядеть и жить прилично хочется.
Мы мусульмане, но в большинстве своем не особо религиозные. В мечеть мало кто ходит, и пост не все соблюдают. Но алкоголь у нас не пьют, свиней не разводят, без разрешения муллы никто не женится и все стараются жить по шариату. Например, женщина, рожающая ребенка вне брака, по шариату поступает неправильно, и ее будут осуждать не только потому, что безнравственно, но и потому, что это нарушение законов корана. К женщине у нас вообще особое отношение – она должна быть целомудренной. Но в семье, как у вас говорится, не без урода. В нашей деревне была гулящая девушка из неблагополучной семьи. Стала заниматься проституцией. У нас если случается такое, это большой скандал. Мы такого члена общества вообще изгоняем из общины. Но ее не выгнали, ей еще шестнадцати не было, а на собрании уважаемых людей ее решили стерилизовать. Директор школы, где она училась, отвез ее в город и там ее сделали бесплодной. Как она будет дальше жить – непонятно. Замуж ее не возьмет никто. Детей она не сможет иметь. Репутация испорчена. Видимо, придется ей все - таки потом уехать из деревни – махалля не потерпит, если она будет вести прежний образ жизни.

Если у кого-то случается неприятность, даже тот, кто не ходит в мечеть, читает намаз 5 раз в день – обращается к Богу. Каждый, кто хочет соблюдать пост в рамадан, соблюдает его. Если не захочешь – никто не заставляет. Вера – личное дело каждого. Женщины могут посещать мечеть так же, как и мужчины. Но если у женщины менструация, то туда заходить нельзя. И пост нельзя соблюдать, и молиться нельзя. И после родов 40 дней, и после брачной ночи тоже нельзя. Потому что женщина тогда считается нечистой.
Открытую одежду мы не носим, никто. Даже мужчины у нас в любую жару всегда носят рубашки с закрытым рукавом и брюки. Шорты никто не носит, даже дома. Детям так можно ходить лет до 12, у старших должно быть все закрыто. Женщины под длинное платье надевают штанишки, чтобы щиколотки не выглядывали. Жарко, но оголяться нельзя. Собак и кошек у нас в доме держать не принято. Почему, не знаю. Только на улице можно. Птиц, правда, любим. У нас у многих дома клетки с птицами.
За стол мы все вместе садимся. У нас нет такого – чтобы каждый, во сколько пришел, во столько и перекусил. Завтракаем, обедаем, ужинаем всей семьей. Невестки за столом прислуживают. Женщины у нас делают одну работу, мужчины – другую. Мужчине на кухне не принято быть. Каждую девочку с 12 лет приучают быть хозяйкой – учат готовить, убираться, стирать, гладить.

И еще у нас там есть такие люди, здесь их называют «таджикские цыгане». У нас их не любят. Нам стыдно, что они не работают, побираются и позорят своим образом жизни нашу нацию.

Восток – дело тонкое

У нас бывает и так, что иногда люди вынуждены женить своих сыновей, даже если те не горят желанием, - говорит Люба.- Это делается, когда нужна помощница по хозяйству, работница; если у них дочери нет, одни мальчики. Когда в доме появляется невестка, она считается дочерью. У нас вообще такого нет – это твоя дочь или сын, а это мои дети, - если женщина попадает в семью мужа, она считается родной. Девочек с детства приучают к тому, что в будущем ей придется называть чужую женщину мамой. Свекрови перечить нельзя. Вот как она сказала, так и должно быть. Вплоть до того, что тебе носить, из какой ткани одежду шить – все решают родители мужа. Если ты работаешь, то все деньги тоже должна отдавать им. Если новоиспеченная мать придирается и не любит невестку, надо терпеть. Вообще в Таджикистане принято жить всем вместе – бабушки, дедушки, родители, семьи детей, внуки – все живут в одном доме или строят свои дома рядом, как можно ближе. Но бывает и такое, что отношения все-таки не складываются, и молодая семья отделяется. Инициатива должна исходить от мужа, но опять только с разрешения родителей.
Мужчина у нас считается главным. Даже если это твой младший брат. Как сказал мужчина, так женщина и должна делать. Жена мужа, родителей, старших братьев, свекровь со свекром и так далее нужно называть на «вы».

Если женщина разведена, или вдова, и живет с мужчиной вне брака, это большой позор. Общество ее осудит. Если случается, что человек влюбляется в девушку старше себя, то осуждение общества ложится на женщину. Считается, что это она его привлекла к себе, приворожила. Потому что, как у нас считается, не может нормальный человек заглядываться на даму старше себя, когда есть столько молодых и красивых кругом. Если такой союз существует вопреки всему, брак в этом случае невозможен, - родители «жениха» не позволят. В России двадцатилетний парень может жениться хоть на сорокалетней, - никто ничего не скажет. У нас сорокалетняя женщина уже устраивает браки своих детей. Исключения бывают, но очень редко. Создать семью с женщиной старше по возрасту возможно только в том случае, если жена старшего брата достается «в наследство» младшему. Тогда он женится на вдове брата. Это считается нормальным, но это происходит только в том случае, когда невестку любят в семье умершего мужа и не хотят, чтобы она ушла.

И напоследок

Несмотря на то, что на Родине Матлюбу ждет семья, она не горит желанием возвращаться туда.
- Что я буду делать в Таджикистане, когда окончательно вернусь туда – это большой вопрос, хоть я и строю там себе дом, - признается девушка. - Работать я за 3 тысячи не хочу, замуж вряд ли уже выйду – мне под тридцать, а у нас на женщинах моего возраста жениться не принято. И самое главное – я привыкла к личной свободе, какой располагаю здесь. В России я могу распоряжаться своей жизнью так, как считаю нужным, иметь личную жизнь. Дома это невозможно. Если бы можно было жить здесь с семьей, я бы осталась в России.

Люди восточной внешности, убирающиеся на улицах - привычная часть пейзажа многих крупных городов. Сегодня Anews попробует пристальнее взглянуть на жизнь дворников и строителей, преодолевших тысячи километров в поисках работы и пропитания для своих родных.

В каких условиях они живут? Как договариваются с властями? И сколько зарабатывают?

Где они живут?

«Система простая. Один мужчина, по виду солидный, снимает в Москве двухкомнатную квартиру за 40 тысяч рублей. Заселяются туда 30 человек, платят по 3 тысячи с каждого. Пока одни работают, другие спят на полу»

Так описывает свой опыт Рахим, приехавший из Самарканда.

Это далеко не худший вариант. Порой трудовым мигрантам приходится ютиться не в городских квартирах, хоть сколько-нибудь благоустроенных, а в нелегальных общежитиях. Это заброшенные здания, окна в которых наглухо забиты или заклеены - чтобы никак не показывать, что там живут люди.

Говорить о санитарных условиях в таких помещениях не приходится. Блогер Илья Варламов так описывает впечатления от посещения такого места:

Я никогда не видел столько насекомых в одном месте. Это больше похоже на какое-то телешоу, где героям нужно пройти отвратительные испытания в борьбе за главный приз.

Детей очень много. Многие болеют, некоторые умирают. Никакой медицинской помощи никто не оказывает. Скорую сюда никто не вызовет, этого дома нет на карте».

Впрочем, и это не самый экстремальный вариант. Иногда случается, что приезжим не достается вообще никакого помещения. В таких ситуациях им приходится решать проблемы самостоятельно - например, рыть землянки.

Работники правоохранительных органов и ФМС периодически обнаруживают подобные жилища в самых неожиданных местах. Несколько лет назад поселение из землянок примерно на 50 человек нашли вблизи МКАД и путей Казанского направления Московской железной дороги.

«К нам обратился мужчина, который, проезжая на электричке, увидел из окна массовое скопление приезжих и дым от костров, - рассказывал Роман Чермашенцев, инспектор местного отделения УФМС. - Когда мы туда приехали, увидели десятки вкопанных в землю бараков, каждый из которых может вместить не менее пятнадцати жителей» .

«Их не было видно: вокруг поселения - земляные валы, по кромке которых навалены сухие кусты и деревья , - добавляли сотрудники полиции. - Настоящая партизанская маскировка!»

Несколько более позитивно на проблему смотрит ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев. В интервью Anews он сказал, что жилищные условия трудовых мигрантов постепенно начинают улучшаться:

«Можно сказать, в том, что касается жилья, произошел определенный перелом. Тут есть своеобразный маркер: если раньше они жили в том числе и на кухне, то сейчас это уходит в прошлое.

У нас было большое исследование по домашним работникам. Те из них, кто работает у нас уже по три-четыре года, перестают жить у хозяев, которые предоставляют такую возможность, с тем, чтобы меньше работать. Потому что если ты живешь у хозяина, то работаешь в среднем на три-четыре часа в день больше. Ведь ты всегда под рукой.

Если ты, к примеру, сидишь с ребенком, почему бы не попросить тебя еще и помыть полы, выполнить какую-то работу по дому? Поэтому те, у кого есть стаж, стараются уже снимать комнату, не жить у хозяев. По мере приобретения опыта так начинают вести себя работники и в других сферах.

Если у мигранта есть соответствующая установка, если он часто и давно ездит, условия постепенно улучшаются. Массовое проживание в вагончиках, в подвалах - это уходящая натура» .

Взятки и фиктивные браки

Естественно, многие аспекты жизни гастарбайтеров в России не могут обходиться без неофициальных договоренностей с властью. В своей статье про нелегальные общежития Варламов описывает следующую ситуацию - соседнее общежитие было закрыто из-за обращений местных жителей, но оказавшихся на улице мигрантов не депортировали, а переселили в то, которое блогер посещал. На вопрос об отношениях с правоохранителями один из жильцов сказал:

«Милиция нас защищает. Хозяин договорился с ними, если какие проблемы, мы сами им звоним, они все решают!»

Один из последних коррупционных скандалов по этому вопросу произошел в начале весны - 22 марта Московский гарнизонный военный суд арестовал капитана управления «М» ФСБ Владимира Безрукова, капитана оперативного управления ЦИБ ФСБ Николая Комарова и заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по СВАО Москвы подполковника Юрия Васильева . Им инкриминируется получение взятки в размере 7 500 000 рублей за оформление документов для мигрантов.

Другой распространенной проблемой в трудовой миграции является заключение фиктивных браков. Так проще получить вид на жительство, гражданство и право на работу.

Предложений типа «Готова вступить в деловой брак с мужчиной на один или два года. Только по документам, без интимных отношений и сожительства» в сети немало. Цена вопроса зависит от региона. В Москве и Санкт-Петербурге в среднем придется заплатить 100 000 рублей (без прописки). В других крупных российских городах «коммерческий» брак стоит от 50-ти до 70-ти тысяч рублей. В небольших периферийных городах цена снижается до 10-15 тысяч рублей, а в сельской местности можно найти брачного партнера за 5-7 тысяч.

Бороться с этим сложно. Уголовного наказания за фиктивный брак нет, да и доказать его фиктивность крайне тяжело. В России периодически предпринимаются попытки усилить ответственность и контроль, но с такими мерами не все согласны. Специалисты говорят, что браки с мигрантами часто заключаются и по любви.

«Женщинам после 35 лет крайне сложно найти себе партнера среди россиян: мужчин от 40 лет на 20% меньше, чем женщин, - напоминает психолог Людмила Карпухина. - К тому же гастарбайтеры обычно не пьют, приносят домой зарплату и очень трудолюбивы. На этом фоне религиозные и культурные различия отходят на второй план. Теперь каждая такая пара должна доказывать, что их брак реален? Пускать на ночь в дом комиссию?»

Сколько зарабатывают мигранты?

В июле 2017 года масштабное исследование этого вопроса было проведено НИУ ВШЭ - Высшей школой экономики. Интересно, что там считались доходы как легальных, так и нелегальных мигрантов.

Исследование показало, что больше всех в России зарабатывают приезжие из Белоруссии - в среднем 41,1 тысячи рублей в месяц. Нелегалов среди них нет, так как у России с Белоруссией существует единое Союзное государство.

А вот хуже всех в России живется таджикам (27,9 тысяч рублей для легальных гастарбайтеров и 25,1 тысяч рублей для нелегальных), узбекам (29,0 и 27,2 тысяч) и киргизам (29,3 и 27,2 тысяч).

Также исследование говорит, что отношение средней зарплаты мигрантов к средней зарплате граждан России с 2011 года довольно заметно выросло - с 72,8% до 84% (в 2011 году мигранты получали в среднем 17,7 тысяч рублей, россияне - 24,3 тысяч, в 2017-м - 30,1 тысяч и 35,8 тысяч соответственно).



Публикации по теме