Роль и значение труда. Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека

Сочинение «Труд в жизни человека».

Особо важную роль играет труд в жизни человека. Он требуется как минимум для того, что обеспечить себя и своих близких, жить в хороших условиях и т.д.

С юного возраста каждый человек начинает приучаться к труду. Как правило, впервые это происходит в школе. Труд школьника заключается в его учёбе и получении новых знаний, что требуется для получения образования. Серьезная взрослая жизнь начинается лишь после окончания учебы, когда люди начинают работать. Существуют различные специальности, но каждая из них имеет важную роль. Следовательно, не имеет значения, какую профессию выберете вы, так как она всё равно значима. Любая специальность полезна и ориентирована на решение различных человеческих проблем.

Важность профессий

Строитель работает для того, чтобы возводились новые здания, такие как жилые дома, учебные заведения, больницы и т.д. Шахтер трудится, чтобы с помощью добытого угля мы получали тепло и горячую воду. Парикмахер нужен, чтобы получить с его помощью красивую стрижку и выглядеть опрятно. Всё это говорит лишь о том, что каждая профессия имеет значение и её нельзя заменить.

Магазины не могут существовать без продавцов, дети не будут получать знания без учителей, а лечить людей будет некому, если в больницах не будет врачей. Все работают на благо своей семьи и других людей. Этот труд обязательно оплачивается, что позволяет человеку приобрести необходимые для него блага. Деньги за труд позволяют оплатить коммунальные затраты, купить продукты питания, вещи и многое другое.

Подобно тому, как у военных имеются разные звания, в каждой профессии также есть возможность продвижения и развития. Как правило, руководителями становятся те, то начал трудиться в компании как обычный рабочий. Благодаря труду и приложенным усилиям, им удалось дорасти до руководящей должности.

Значимость труда

Труд благоприятно сказывается на развитии человека. Он позволяет познать новое и усовершенствовать свои умения. Некоторым удается за жизнь освоить несколько профессий, выбирая ту, которая больше нравится. То, чем вы будете заниматься в своей жизни, находится исключительно в ваших руках. Именно вы выбираете свою профессию.

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

2. Роль труда в жизни человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Влияние культуры на развитие личности

Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6,с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни...

Долг и ответственность как фактор общественных отношений

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями...

Методология классификаций качества жизни

Социальная политика -- сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей...

Образование как фактор социальной мобильности

Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации...

Общество как социальная система

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия...

Основы социально–гуманитарных наук

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика...

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми и как процесс информации, и процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс сопереживания и взаимного понимания...

Современное толкование сущности социального конфликта

"Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива...

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры -- формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей...

Социология образования

Образование - важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности...

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus - городской, urbs - город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил...

Каково значение труда в жизни человека ? Приобретение трудовых, как и других навыков, совершается человеком в течение всей его жизни. Степень сложности их постепенно растет. Человек привыкает преодолевать трудности в приобретении этих навыков. Все, что легко, не вызывает в нем интереса. Так воспитывается воля . Этот процесс в первую очередь касается центральной нервной системы , которая руководит всеми жизненными отправлениями нашего организма. Каждая задача, которая решается человеком, как бы заряжает нервные центры новой энергией . Чем значительнее эта задача, тем осмысленнее жизнь.

Связь между психическим и физическим состоянием организма

Труд помогает на долгие годы сохранить , ясность мысли и интерес к жизни . Это наполняется еще более глубоким смыслом, когда речь идет о свободном творческом труде. Как часто можно наблюдать людей, которые даже не замечают своих иногда тяжелых недугов, если страстно увлечены любимым делом . Так происходит потому, что в организме существует теснейшая связь между психическим и физическим состоянием организма . Известно, что чем здоровее человек, тем больше у него оснований для обладания положительными моральными и волевыми качествами, хорошего настроения и высокой работоспособности . Такова же зависимость физического состояния от психического . Состояние здоровья в значительной мере зависит от функционирования внутренних органов . При этом огромное значение имеют сигналы, идущие от центральной нервной системы к , легким и другим органам. Чем четче выражена целеустремленность, воля, тем положительнее влияние центральной нервной системы на внутренние органы и больше оснований для полноценного здоровья.

Эмоциональные факторы

Большую роль играют здесь и эмоциональные факторы (настроение). При хорошем настроении в организме вырабатываются вещества, стимулирующие работоспособность внутренних органов. Так, надпочечники выделяют больше адреналина , увеличивается мобилизация из печени и мышц углевода-гликогена , который при расщеплении освобождает энергию . Плохое настроение – уныние, апатия тормозит этот и другие процессы, стимулирующие работоспособность организма. С этих позиций становится понятным, почему при плохом настроении «опускаются, руки». Стоит же приняться за работу, как рассеивается самое плохое настроение . Труд не только отвлекает от мрачных мыслей, но и вселяет в человека веру в будущее. Именно эти свойства труда используются в лечебной практике даже при самых тяжелых заболеваниях нервной системы, сопровождающихся расстройством психики. Трудотерапия зачастую помогает там, где бессильны другие медицинские средства.

Значение трудовых процессов

При изучении вопросов, относящихся к активной деятельности до глубокой старости, всегда удавалось выявить значение трудовых процессов . Таких примеров немало. До 89 лет трудился президент Академии наук Карпинский. Академики Бах, Зелинский, Гамалея трудились до 90–93 лет. Л. Н.Толстой и И.Е. Репин умерли в возрасте более 80 лет, обладая недюжинным здоровьем. Известный итальянский художник Тициан в 95-летнем возрасте закончил свою монументальную картину «Христос в терновом венце». Таким образом, целевая «рабочая» установка, стимулирующая жизнедеятельность организма, относится как к умственному, так и к физическому труду. Правда, малоподвижная поза обычно сопровождает умственную деятельность, уменьшает физиологическую ценность умственного труда. В то же время посильный физический труд , активная деятельность, с которой он неразрывно связан, является важнейшим фактором оздоровления. Далеко небезразлично для организма, в каких условиях совершаются трудовые процессы. Имеется в виду и гигиеническая обстановка , в которой находится человек во время трудовой деятельности, энергетические и нервные затраты . Исходя из этого и должны планироваться восстановительные мероприятия как во время, так и по окончании работы. При должном восстановлении труд является главным стимулятором жизнедеятельности. Если же не обеспечивается такое восстановление, это ведет к переутомлению, снижению работоспособности , – в организме создаются условия для развития различных заболевании.

"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

Приведено с небольшими сокращениями

Чтобы существовать, человек должен не только познавать окружающий мир, но и изменять его, заниматься трудовой деятельностью.
«Труд,- писал Маркс,- есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой... Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу».
Труд представляет собой деятельность, целью которой является создание общественно полезного продукта, материального или духовного (к последнему относятся, например, произведения искусства). Труд тесно связан с познавательной деятельностью, так как любая работа требует знаний и опыта. Труд людей, как правило, имеет общественный характер.
В трудовой деятельности проявляются качества личности, особенности психических процессов и свойства человека. Вместе с тем труд является главным средством совершенствования этих процессов и формирования качеств личности. Благодаря трудовой деятельности у человека развиваются мышление, способности, интересы, приобретаются знания, умения и навыки, укрепляется воля, формируется характер.
Труд вызывает различные чувства, в зависимости от объективных условий, в которых человек работает. При капитализме трудящиеся, чтобы не умереть с голоду, принуждены продавать свою рабочую силу владельцам земли, фабрик и заводов. При социализме каждый трудится для себя и общества, ради благополучия всех его членов, и отношение к труду у человека иное.
О радостных переживаниях, которые дает труд, в особенности успешный, говорят представители всех профессий. Недаром поэт В. Я. Брюсов писал:
Великая радость - работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли - за трудом!
Посильная физическая и умственная работа, проводимая ради разумно поставленной цели, благоприятно влияет на здоровье и психику человека, делает его жизнерадостным, уравновешенным, создает у него хорошее внутреннее состояние, повышает общий жизненный тонус, способствует долголетию.
Академик И. П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками».
С. П. Королев, Главный конструктор космических кораблей, тоже увлекался физической работой. Дом, в котором он жил, окружали фруктовый сад и кусты роз. В книге «Дорога в космос» Юрий Гагарин писал о Королеве: «Всю эту пышную растительность он посадил своими руками. Он любил запахи взрыхленной почвы... Любил физический труд, часто с лопатой в руках копался в земле».



Публикации по теме