Раз русские и украинцы по утверждению Президента России один народ, двух языков: русского и украинского, и двух государств: России и Украины не может быть. Путин: Русские и украинцы — один народ Русские украинцы белорусы один народ

Для украинцев будет крайне обидно узнать, что с русскими они представялют одно целое. Или не обидно?

Однако в пользу этого говорит очередное исследование Балановских , теперь уже охватывающее всех славян и балтов.

Прежде всего, это преобладание в славянских популяциях дославянского субстрата - двух ассимилированных ими генетических компонентов – восточноевропейского для западных и восточных славян и южноевропейского для южных славян. (Слишком длинные названия «центрально-восточноевропейский» и» южно-восточноевропейский» для краткости удобнее называть восточноевропейский и южноевропейский, помня при этом, что на Западную Европу они не простираются, а находятся в восточной ее половине при дихотомическом делении Европы).

Но, несмотря на то, что в генофонде западных и восточных славян велик ассимилированный компонент их соседей по Восточно-Европейской равнине, эти славянские популяции формируют генетически довольно целостную группу, отличающуюся как от своих западных соседей (германоязычных популяций), так и от соседей восточных и северных (финно-угорских народов) . Конечно, из этого правила можно найти пару исключений, но они сосредоточены на периферии ареала западных и восточных славян. Например, у своеобразного генофонда чехов есть определенное генетическое сходство с их немецкими соседями на западе, однако другие западно-славянские популяции (поляки и сорбы) генетически четко отделяются от своих соседей-немцев. Аналогично, на другом конце славянского ареала, северные русские имеют ярко выраженное сходство с финно-угорскими и балтскими популяциями, но такого явного сходства не наблюдается для центральных или южных русских, не говоря уже о других славянских народах.

Поэтому можно предполагать, что после того как прошел основной этап распространения славянских языков и ассимиляции дославянского субстрата, началось формирование местных особенностей генофонда. Оно протекало по-разному для разных частей обширного ареала западных и восточных славян, но изначальное родство (общий субстрат плюс общий славянский суперстрат) и, вероятно, интенсивный последующий обмен генов внутри славянского ареала, сцементировали западных и восточных славян в единую генетическую общность .

В работе высказывается осторожное предположение, что ассимилированный субстрат мог быть представлен по преимуществу балтоязычными популяциями . Действительно, археологические данные указывают на очень широкое распространение балтских групп перед началом расселения славян. Балтский субстрат у славян (правда, наряду с финно-угорским) выявляли и антропологи. Полученные в этой работе генетические данные - и на графиках генетических взаимоотношений, и по доле общих фрагментов генома - указывают, что современные балтские народы являются ближайшими генетическими соседями восточных славян. При этом балты являются и лингвистически ближайшими родственниками славян. И можно полагать, что к моменту ассимиляции их генофонд не так сильно отличался от генофонда начавших свое широкое расселение славян. Поэтому если предположить, что расселяющиеся на восток славяне ассимилировали по преимуществу балтов, это может объяснить и сходство современных славянских и балтских народов друг с другом, и их отличия от окружающих их не балто-славянских групп Европы.

Что же касается южных славян, то история их генофонда могла протекать схожим образом, хотя и независимо от западных и восточных славян. Южные славяне ассимилировали значительную часть дославянского населения Балкан, которая обладала иным генофондом, чем ассимилированное восточными и западными славянами население Восточно-Европейской равнины. Потому южнославянские популяции и обнаруживают большее сходство с неславянскими популяциями Балкан (румынами и венграми), чем с другими славянскими народами .

Тему статьи мне подсказала дискуссия, порожденная заявлениями некоторых российских официальных лиц о том, что русские и украинцы — один народ.

С данным утверждением не согласились многие. Проявилось это несогласие и в газете «2000». Главный редактор издания Сергей Кичигин во время интервью с председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной думы РФ Алексеем Островским поинтересовался мнением собеседника по указанному вопросу. И получил ответ: «Русские — это русские, а украинцы — это украинцы. Это два разных народа».

Нужно признать: точка зрения, высказанная г-ном Островским, сегодня доминирует в обществе. Такого же взгляда придерживаются большинство людей как в Украине, так и в России. Именно поэтому хотелось бы напомнить читателям о некоторых исторических фактах, ныне замалчиваемых, забытых или просто малоизвестных.

Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме — все это Русская земля, населенная единым русским народом.

Это народное единство отчетливо сознавалось в разных концах Руси. Сознавалось даже тогда, когда Древнерусское государство раздробилось на отдельные княжества и юго-западная часть бывшей Киевской державы подверглась польско-литовскому завоеванию, а на северо-востоке началось объединение русских земель вокруг Москвы.

В документах и литературных памятниках того времени упоминаются земля Русская государства Литовского и земля Русская государства Московского. Но и та, и другая — Русская земля с русским народом.

Для наших летописцев в Великом княжестве Литовском — Москва, Тверь, Новгород, а для летописцев в Великом княжестве Московском — Киев, Чернигов, Полоцк оставались Русью наряду с городами и областями своих стран.

В 1561 г. из Юго-Западной (Литовской) в Северо-Восточную (Московскую) Русь отправился монах Исайя Камянчанин (уроженец Каменца-Подольского). Он ехал просить в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы (как сам потом писал) издать ее «тиснением печатным» на пользу «нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианом».

В 1591 г. Львовское православное братство издало «Грамматику» в наставление «многоименитому российскому роду», под которым во Львове подразумевали народ и Юго-Западной, и Северо-Восточной Руси. В «Протестации», антиуниатском произведении, составленном в 1621 г. Киевским митрополитом Иовом Борецким при участии других православных иерархов, отмечалось: «Естественнее было и патриаху, и нам, и казакам действовать на стороне Москвы, с которой у нас одна вера и служба Божия, один род, один язык и общие обычаи». Спустя три года тот же митрополит выступил с инициативой воссоединения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, разработал совместно с запорожскими казаками план такого воссоединения, направил посольство в Москву и только слабость Русского государства (еще не оправившегося от потрясений Смутного времени) не позволила намерению митрополита воплотиться в жизнь. Любопытен и взгляд на русское единство автора Густынской летописи (составлена в 1-й пол. XVII в. в Густынском монастыре близ Прилук). Он сообщает, что «народ славенский или руский, от своего начала даже доселе неединого нарицаешеся». Далее перечисляются разные названия народа — древние (поляне, древляне, северяне, кривичи и др.) и современные летописцу (Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье и др.). «Но, — замечает автор летописи, — обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яки сим все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются».

В свою очередь, в знаменитом «Синопсисе», первом учебнике по истории Руси, изданном в Киеве в 1674 г. (его автором предположительно был архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель), подчеркивалось, что русские расселились по многим краям. «Иные над морем Черным Понтским Евксином; иные над Танаис или Доном и Волгою реками; иные над Дунайскими, Днестровыми, Днепрвыми, Десновыми берегами». Но все это, указывает «Синопсис», «един и тойжде народ».

Того же мнения придерживались западноевропейские ученые, писатели, путешественники, дипломаты. Они также отмечали этническое единство Руси. Иногда, впрочем, зарубежные авторы употребляли для обозначения русского населения иные наименования — росы, рутены, московиты. Но эти названия являлись лишь синонимами к слову «русские».

Так, Антонио Поссевино, находившийся на службе у Римского папы иезуит, возглавивший в 1581-1582 гг. дипломатическую миссию в Москву, сообщал затем в своем сочинении «Московия», что Русь приняла христианскую веру «500 лет назад при московитском князе Владимире». А журнал «Голландский Меркурий» опубликовал в номере за март 1656 г. статью о Львове, где указывалось, что живут в этом городе поляки, евреи, армяне и московиты. И уж, конечно, прекрасно известно было о единстве русского народа в Польше и (позднее) в Австрии — странах, во владении которых оказывались земли Юго-Западной Руси.

К примеру, после начала восстания Богдана Хмельницкого воевода Брацлавский Адам Кисиль (русин по происхождению, но действовавший на стороне поляков против собственного народа) 31 мая 1648 г. в письме к архиепископу Гнезненскому выражал опасение, что на помощь к «изменнику» (так он называл Хмельницкого) могут придти московиты. «Кто может поручиться за них? — вопрошал Кисиль. — Одна кровь, одна религия. Боже сохрани, чтоб они не замыслили чего-нибудь противного нашему отечеству».

О событиях того времени сохранились интересные мемуары еврея Натана Ганновера. Он свидетельствует, что сначала против польской власти восстали «русские, жившие в Малороссии», а затем к ним на подмогу явились «русские, жившие в Московском царстве». Как известно, воссоединить с Русским государством тогда удалось лишь Левобережье, Киев и Смоленщину. Польша временно удержала за собой Белоруссию и Правобережную Украину. Однако население этих областей явно тяготело к России. И польские магнаты, боясь потерять свои владения в еще остававшейся под их контролем части Руси, разработали специальный проект уничтожения тут русских. Он предусматривал множество различных мер — от недопущения представителей коренного населения к занятию государственных должностей до неприкрыто кровожадного: «переловить русских, истребить их, а оставшийся после них край можно будет заселить народом польским и мазовецким». Проект был обнародован в Варшаве в 1717 г., встретив бурное одобрение шляхты и католического духовенства.

Нелишним будет напомнить, что к тому времени Польша не включала в себя территорий, населенных великорусами. Но украинцев (малорусов) и белорусов поляки тоже считали русскими. Уместно привести и следующий пример, территориально далекий от Украины. В XVIII в. в составе Австрии находились обширные области, населенные сербами. Императрица Мария-Терезия, фанатичная католичка, мечтала обратить их в свою веру. Сербы же стойко держались православия, видя моральную опору в России. Чтобы сломить их упорство, в Вене решили переселить к сербам несколько тысяч семей униатов из Закарпатья (Угорской Руси).

«Униаты русские — этот факт, по расчетам правительства Марии-Терезии, на православных сербов должен был произвести магическое впечатление», — замечал описывавший те события историк. И хотя намеченной цели католические правители не достигли, для нас в данном историческом эпизоде важно другое: австрийские власти считали жителей Закарпатья, как, кстати, и Галиции (Червонной, или Галицкой Руси), и Буковины (Зеленой Руси), одним народом с великорусами.

Между прочим, сами галичане, буковинцы, закарпатцы считали так же. «Как славянин не могу в Москве не видеть русских людей, — говорил видный галицкий писатель, депутат австрийского парламента и галицкого сейма, священник Иоанн Наумович. — И хотя я малорусин, а там живут великорусы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский, и они русские».

В 1863 г., после разгрома в России польского мятежа, поляки Тернополя облачились в траур по погибшим повстанцам. В ответ малорусское население города устроило «Русский бал» в честь победы своих (русских) войск. «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского», — констатировалось в принятой в марте 1871 г. программе «Русской Рады», общественной организации, признаваемой тогда всеми слоями коренного населения Галиции в качестве защитницы их интересов.

А в 1914 г., когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу-Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Таковы факты. На мой взгляд, они доказывают: украинцы имеют не меньше оснований считаться русскими, чем великорусы. Это один народ. Ветвями «нашей общей нации» называл «две русские народности» — великорусскую и малорусскую — известный украинский историк Николай Костомаров (белорусов он считал разновидностью великорусской ветви). Единым национальным организмом были Великороссия и Малороссия по мнению другого видного украинского ученого — Михаила Максимовича. Аналогичной точки зрения придерживался Пантелеймон Кулиш, написавший замечательную (и до сих пор замалчиваемую в Украине) книгу «История воссоединения Руси».

Вряд ли этих выдающихся деятелей можно упрекнуть в отсутствии украинского патриотизма. Но ведь любовь к той части Руси, которая называется теперь Украиной, совсем не исключает любви и ко всей Руси. «Опомнитесь, голубчики! Любите Украину, любите наш говор, наши песни, нашу историю, но полюбите целую Русь и не четвертуйте ее так немилосердно», — писал, обращаясь к украинским сепаратистам-русофобам, крупный общественный деятель, депутат галицкого сейма Николай Антоневич. С ним трудно не согласиться. Вплоть до начала ХХ в. отечественные и зарубежные этнографы, историки, филологи, специалисты по этнической психологии практически единодушно отмечали: малорусы и великорусы — единая нация, различий между ними гораздо меньше, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии.

Иное утверждали лишь ярые враги Руси, стремившиеся к ослаблению русской нации путем ее расчленения. Из этих деятелей наиболее четко и откровенно высказался польский публицист Влодзимеж Бончковский. Он призывал всеми силами внушать коренному населению Украины, что оно не русское. «Для чего и почему? — риторически восклицал Бончковский и пояснял: - Потому, чтобы на востоке не иметь дела с 90 млн. великороссов плюс 40 млн. малороссов, неразделенных между собой, единых национально».

Но это была не наука. Это была политика. Причем политика, продиктованная ненавистью к Украине. И еще одно. Признание национального единства великорусов и малорусов (русских и украинцев) вовсе не обязательно должно ставить под сомнение логику существования независимой Украины (этого сегодня остерегаются многие). Сосуществуют же Германия и Австрия, две независимые страны, населенные одной немецкой нацией. Сосуществуют Греция и Кипр. Подобные примеры можно найти и за пределами Европы. Целесообразность существования самостоятельных государств — вопрос политический. Но не политикой единой жив человек.

В заключение приведу цитату из монографии выдающегося чешского славяноведа Любора Нидерле. Монография вышла в 1924 г. Ее автор наблюдал гибель Российской империи, распад великого государства и все усиливающиеся попытки разъединить великорусов и малорусов, натравить их друг на друга. Как видим, аналогия с современностью напрашивается сама собой. И нет ничего удивительного, что слова ученого с мировым именем кажутся написанными совсем недавно: «И Белоруссия, и Украина, и Великороссия — даже если каждая из них получит свою политическую самостоятельность, все же останутся частями единого народа... Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века».

Над этим стоит задуматься.

Александр Каревин "Еженедельник 2000"

То, что среди многих чиновников Российской Федерации, Украины и Белоруссии есть как бы единогласие о том, что русское население России, украинцы и белорусы — разные народы, не секрет. Это их мнение, которое противоречит и здравому смыслу и объективным данным истории, филологии и генетики, никак по другому не объяснить как политической конъюнктурой. Сначала большевики, чтобы ослабить единый русский народ, искусственно разделили три его ветви на отдельные «социалистические нации». А после искусственного развала СССР последователи большевиков, назвавшиеся "либерал-демократами", продолжили работу по ментальному разъединению Русского Мира. Видимо это как-то выгодно отдельным политикам в России, на Украины и в Белоруссии. Но выгодно ли это народу? Да, в сознание большинства уже создана установка, что русские, белорусы и украинцы — разные народы. Но это все наносное и пропагандистское, а не на уровне мировосприятия, и все это легко смывается из головы если людям донести правду.

Русские и украинцы – один народ!

Один из архитекторов американской политики в отношении Украины Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» утверждает, что вместе с Украиной Россия может быть великой державой, а без Украины – никогда. Восстановление единства России и Украины жизненно необходимо обоим государствам. Без этого шага невозможно остановить разрушительные процессы, запущенные на всём постсоветском пространстве после краха СССР.

Для народов всех частей СССР глобализаторы сочинили сказку о вселенском счастье, что принесут с собой свободные рыночные отношения. России было предложено не кормить Украину , а Украине перестать кормить Россию . А в итоге, от разделения единого целого на части выиграли США и Европа , но никак не русские и украинцы.

Большинство здравомыслящих граждан бывших братских республик давно сняли «оранжевые» очки и готовы к полному воссоединению и воссозданию великой державы… Первая международная акция, проведенная членами Профсоюза граждан России и Союза граждан Украины, прошла уже 26 ноября 2011 года. Её главной целью было ускорение вступления Украины в Таможенный и Евразийский союзы. Объективно, без Украины Таможенный союз не может быть полноценным образованием. Только объединение стран в культурной, экономической и геополитической плоскости может дать новый импульс развитию стран и созидательным процессам, направленных на восстановление державной мощи русского и украинского народа…

17-19 мая 2012 года в Воронеже состоялся Первый межгосударственный молодёжный форум «Молодёжь без границ» , собравший лидеров молодёжных движений из Украины и России. Организаторами выступили Молодёжный парламент Воронежской области, департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками… По итогам форума было принято решение создать Российско-Украинскую молодёжную палату. Цель всё та же – интеграция. Участники встречи прекрасно понимают: мы должны быть вместе, чтобы не быть друг против друга .

Буквально через несколько дней очередная встреча союзников прошла уже в Москве. 24 мая 2012 года члены СГУ и ПГР встретились на Красной площади, чтобы возложить цветы на могилу Верховного главнокомандующего Красной армии – И.В. Сталина. К подножию скромного бюста Сталина были возложены цветы и памятная лента «лента с надписью «Товарищу Сталину от благодарного русского народа» с двумя подписями: «Профсоюз граждан России и Союз граждан Украины».

Таким образом, мы ещё раз напомнили либеральным кругам по обе стороны границы, что у наших народов общая история, общая память, общие ценности. И мы сделаем всё возможное, чтобы не допустить предать их забвению. Мы – один народ , народ великой страны, которая рано или поздно будет соединена воедино. Союз граждан Украины и Профсоюз граждан России делают всё возможное, чтобы ускорить этот процесс. Он уже запущен. Его не остановить…

Только сообща мы можем сблизить два народа, которые, по Гоголю, «созданы друг для друга».

Ющенко объявил себя личным врагом Путина

Экс-президент Украины, лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко считает себя «личным врагом» для нынешнего президента России Владимира Путина. Об этом политик сообщил 12 сентября в рамках предвыборного тура в Сумах, сообщили корреспонденту иа regnum в пресс-службе «Нашей Украины». По его словам, Россия является важным партнёром и соседом Украины, поэтому личные противоречия мировоззренческого характера не должны были влиять на развитие украино-российских отношений. «На первом месте должен быть украинский интерес», – заявил Ющенко.

Он также рассказал, почему так решительно поддержал Грузию во время военного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. «Во время конфликта между Россией и Грузией под угрозу была поставлена не только территориальная целостность Грузии – на кону был новый курс на демократизацию постсоветских стран. Когда российские войска вошли в Грузию, стало понятно, что это конфликт, который нужно решить надлежащим образом, потому что следующей может стать Украина», – отметил Ющенко. «Если бы военный конфликт в Грузии был решён на других принципах, сейчас была бы совсем другая ситуация со многими насущными вопросами, в том числе и с газом. Сейчас каждая страна будет стоять перед угрозой шантажа – энергетического или вооружённого», – убеждён экс-президент Украины.

Также во время общения с прессой политик заявил следующее: «За всё время независимости на Украине не было времени лучших лет, чем когда президентом Украины был Ющенко. 10-15 лет такого курса изменили страну до неузнаваемости, подняли бы её на другой политический и экономический уровень. Создали бы украинское чудо».

Россия и Украина обменялись заочными предложениями относительно предоставления гражданства соседям. Президент РФ Владимир Путин издал указ об упрощенной процедуре получения паспортов РФ для жителей ДНР и ЛНР и заявил о возможном распространении этой практики на всех граждан Украины. В ответ победитель украинских выборов Владимир Зеленский на своей странице в Facebook разразился длинной тирадой с требованием «не соблазнять» украинцев российскими паспортами и с целым рядом претензий к РФ. Зеленский также предложил гражданам России подумать об украинском гражданстве.

Нелепость претензий Зеленского разъяснил президент РФ Владимир Путин, который в понедельник, 29 апреля, рассказал, почему у жителей России и Украины должно быть единое гражданство.

Путин: Мы - один народ

Жители Российской Федерации и Украины только выиграли бы от введения единого гражданства для обеих стран, заявил Владимир Путин , комментируя слова Владимира Зеленского о его готовности предоставлять украинское гражданство россиянам.

«Я много раз говорил, что украинцы и русские - братские народы, и даже более того. Я вообще считаю, что мы (русские и украинцы) по сути - один народ, - подчеркнул Путин в беседе с журналистами после вручения медалей Героя труда в Кремле. - Так что, если у нас будет общее гражданство, - и русские, и украинцы от этого только выиграют».

По словам президента РФ, перспективы, что это произойдет, вполне реальны.

«Мы договоримся, потому что у нас много общего, - отметил российский лидер. - С общим гражданством обе страны станут сильнее и успешнее».

Путин пояснил, что имеет в виду общность народов России и Украины. Прощаясь с журналистами, российский президент даже перешел на украинский язык.

«До побачення (до свидания. - Прим ФАН)!» - сказал на прощание Путин.

Саакашвили «разберется» с украинцами

Заочно отвечая Владимиру Зеленскому, президент России посоветовал новым властям Украины для начала вернуть украинское гражданство экс-президенту Грузии, бывшему главе Одесской области Михаилу Саакашвили , который считает себя украинцем.

По мнению Путина, возвращение Саакашвили украинского паспорта, которого он был лишен в ходе конфликта с действующим президентом Украины Петром Порошенко , - это и будет та самая свобода, о которой печется Зеленский.

«Свобода - это важный момент, - отметил российский лидер. - Но тут, наверно, лучше начать даже не с России и россиян, а, допустим, с Грузии или с бывших грузин. Например, было бы справедливым вернуть украинский паспорт человеку, который в прошлом был грузином, а сегодня считает себя украинцем. Я имею в виду Михаила Николаевича Саакашвили ».

По мнению Путина, это восстановило бы нарушенные права экс-губернатора Одесской области, которые были грубо нарушены при лишении его украинского гражданства и насильственной депортации с территории Украины.

«Саакашвили следовало бы вернуть [на Украину] и восстановить его в нарушенных правах, так же, как и некоторых других граждан Украины, которые были вынуждены покинуть территорию страны и уехать в земли обетованные, спасаясь от преследований нынешнего украинского режима», - подчеркнул Путин.

Саакашвили, узнав о словах Путина, использовал их как повод вступить в заочную перебранку с руководством России.

Саакашвили заявил, что с Украины его «выдавила» Россия: с «требованием» выдворить экс-губернатора к Порошенко якобы обратился в 2017 году лично Путин. Кроме того, по мнению Саакашвили, российские власти с 2014 года «чинили» ему препятствия в посещении не только Украины, но и Турции, Армении и Азербайджана.

«Мы с украинцами разберемся сами!» - резюмировал Саакашвили.

Россия протянула руку Донбассу

Президент России Владимир Путин 24 апреля подписал указ, упрощающий предоставление гражданства РФ жителям Донецкой и Луганской народных республик. Позже Путин заявил, что Москва рассматривает возможность распространить эти льготы на всех граждан Украины.

В ответ Владимир Зеленский пообещал снабдить украинскими паспортами граждан РФ, которые считают, что им грозит преследование на родине из-за их политической позиции.

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили в 2015 году был назначен губернатором Одесской области и сразу получил гражданство Украины. В 2017 году президент Украины Петр Порошенко отстранил Саакашвили от должности и лишил его украинского гражданства. В 2018 году Саакашвили был депортирован с Украины.



Публикации по теме