Проповедь в день святителя николая. Проповедь в день праздника святителя николая чудотворца

Библиотека “Халкидон”

___________________

Иеромонах Мефодий

Проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Мирликийский

Ныне память великого Божьего Святителя святого Николая Мирликийского Чудотворца и Архипастыря вселенского.

Нет на земле страны, от пустынных, суровых, диких пустынь севера, до роскошных южных краев, где бы не было известно имя Святителя Николая. Благостный, но строгий, любящий, но отечески взыскательный, Святитель Николай стал так близок русской душе, именно, как лучший образ, лучший пример Архипастыря, наставника, учителя, руководителя души. Именно этот заветнейший, любимейший образ великого Святителя пронес русский народ по всему необозримо широкому своему простору. И святителя Николая узнали, полюбили, крепко полюбили даже дикие племена северных народов, полуязычников и язычников.

Среди западных европейских народов образ Святителя Николая более известен, как образ любящего, ласкового друга детей.

Но во всяком случае, все племена и народы земные соединены этой любовью к Святителю. И со светлых, священных страниц его жития встает пред нами его священнейший образ. Как юным отроком удалялся он от мирских забав и развлечений, изучая под руководством своего дяди, также святого Николая, слово Божие. Как стал пресвитером, еще более усилив свои подвиги во имя Божие, как укротил ветры морские на пути своем во Святую Землю, как был избран Епископом города Миры и явил здесь на высоте Архипастырства на вечные времена для всех народов высочайший образ святительства христианского. Как, горя ревностью о правде Божией, посрамил он Ария лжеучителя на Вселенском Соборе, как защитил невинно осужденных, избавил семью от позора и как, отойдя ко Господу, бесчисленными чудесами явил он Божию силу пред лицом всего человечества.

Бесчисленными храмами, иконами и другими святынями, посвященными Святителю Николаю, запечатлел русский народ свою любовь к нему. Эта любовь горит по-прежнему в русских сердцах и в дни страданий так же, как в дни счастья. Даже больше, ибо в страшные и тяжелые дни, переживаемые нами, чаще вспоминается святый образ Святителя, ибо к кому же другому, как не к нему - великому и дерзновенному ходатаю пред Богом, могут придти в своей скорби, в своих страданиях, измученные люди.

И еще одна скорбная, но священная страница связана у нас ныне с именем Великого Святителя. Это имя носил наш Мученик - Царь-Император Николай II. Этот день два десятилетия тому назад радостно и светло праздновала вся Россия, как день Тезоименства Царского. А теперь у нас остались от этого прежнего праздника лишь молитвы о мученически убиенном нашем Государе. И эти молитвы, эту благоговейнейшую нашу память о Государе Мученике, воплотили мы здесь, на чужой земле, в той благолепной часовне, которая возвышается теперь у стен нашего храма.

Уже воздвигнуты ее стены, величественным куполом увенчана она, русский державный орел простер свои крылья над ее входом, двуглавыми же орлами украшена ее ограда. Осталось лишь закончить ее внутреннюю отделку, внутренние украшения. Пусть и на это священное дело так же щедро и широко отзовутся все русские люди, как отозвались на все дело сооружения часовни. И тогда с любовью, радостно совершим мы торжество освящения нашей часовни.

А Святитель Николай, видя, как в то самое время, когда злодейской рукой разрушаются на родной России посвященные ему храмы, созидается здесь на чужой земле на гроши и крохи русских бедняков прекрасный новый дом молитвы и покаяния, испросит у Всемилостивого Господа прощение бесчисленных наших прегрешений и озарит нас своими молитвами.

Святитель Николай

Житие святителя Николая сохранило нам трогательное повествование о том, как добрый пастырь Христова стада с истинным христианским смирением разрешил тяжкую скорбь отца трех девиц, по выражению акафиста "на брак скверный нищеты ради уготованных".

Тихо и скромно, в продолжение нескольких ночей спускал в окно дома несчастного отца кошельки с золотом Христов святитель. И поистине, нет тайного, что бы не сделалось явным, и этот подвиг Святителя Николая явился на все времена одним из лучших украшений венца его подвижнического.

Характерная черта святых в том, что они творят жизнь. Они не только проповедуют, не только начертывают пути спасения, но сами осуществляют проповедь, сами прокладывают пути. И среди многих "милостивцев" Христовой Церкви, сияет и ныне воспоминаемый нами Святитель Николай, в нашем русском религиозном быту и прошедший под именем "Николы Милостивого". Милостивого не только при жизни своей на земле, но и оттуда, из мира духовного, продолжающего свои заботы и отеческое попечение.

Святитель Николай как-то особенно близок христианскому сердцу, и близок именно своей великою и премудрою простотою. Весьма ярко и отчетливо в жизни его было отражено Евангелие. И весь его образ - образ кротости, любви и смирения, являет нам пример подлинной кристально чистой и лазурно прекрасной жизни Евангельской.

И, о, если бы, братие, умели мы, читая жития святых, применять их в своей жизни!

Сколько бы бодрящей радости открыли нам эти страницы. Как много примеров осуществления правды Евангельской нашли бы мы там. И во сколько бы раз действительней была бы для нас та жизнь, по сравнению с теми обманами и подделками, которые во главу бытия своего мы поставили.

Примечания:

Сборник проповедей иеромонаха Мефодия "Пред очами Божией Правды", в котором была опубликована настоящая проповедь, впервые издан в Харбине в 1942 году.




Митрополит Николай (Ярушевич).
Т. С. Еремина.

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным, высокоторжественным днем - днем памяти Святителя и Чудотворца Христова Николая!

И в нашем святом храме предстоим мы перед древним образом Святителя. Просим его помощи, просим его защиты, ибо Николай в переводе с древнегреческого языка - «защитник людей». И мы как к защитнику, как к покровителю небесному прибегаем к нему в сегодняшний день - день светлой его кончины.

Казалось бы - траур в день смерти. Наоборот - это торжество перехода из земной жизни в вечную жизнь. При своей жизни Святитель Николай был доступен малому кругу людей, знавших его и прибегавших к нему, и получавших помощь его. После своей кончины он стал всемирным заступником, помогающим всем людям во все дни их жизни.

Святитель Николай!.. Воистину говорит о нем Святое Слово: «В память вечную будет праведник». И сколько ни будет существовать земля и Святая Православная Церковь - люди из года в год, изо дня в день будут прибегать к его помощи и чтить Святителя Христова Николая. Особый день - четверг каждой недели - посвящен его памяти. Он единственный из угодни- ков Божиих, кого так светло и торжественно Церковь чтит, и каждый четверток мы обязаны читать акафист, то есть особое хвалебное песнопение, составленное в древности: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче».

Только что читали краткое житие Святителя Николая, его чудную смиренную жизнь. Правило веры, образ кротости был он для всех, образ духовной жизни, скромности, молчаливости и особенно милосердия. Ко всем милостивый был Святитель. И богатых, и бедных - всех награждал, всех утешал. И попавших в беду, особенно мореплавателей. В бедах тяжких, когда вокруг беснуется морская стихия и помощи неоткуда ожидать, просят на коленях перед образом, который на каждом корабле был в древности:

«Святителю Николае, помоги!» И сколько раз видели, как огненный старец идет по водам легкой походкой, протягивает руку помощи - и стихия успокаивается, море умиротворяется. Люди спасены.

Сколько чудес совершал Святитель Николай! Только что читали, как у отца было три дочери, которые в тяжкую беду нищеты попали. Надо было их замуж выдавать, но не было за что приобрести приданое. И вынужден был отец пойти на самый страшный, роковой шаг - отдать дочерей своих в публичный дом для поругания, чтобы они хоть своим телом могли заработать себе на пропитание и на дальнейшую жизнь.

И дошел слух этот до Святителя Николая. И тайно, ночью, как говорится в житии, «в узельце злато положил на окошко». Спокойно приобрел приданое этот человек и первую дочь выдал замуж. Во второй раз задумался, не зная, кто руководит этими благодеяниями. Святитель и второй дочери помог. Когда второй помог - человек этот не спал, думал: «Кто же благодетельствует?» И ночью вдруг легкие шаги слышатся - это старец Святитель Николай, епископ Мирликийский, подходит и тайно кладет мешочек со златом, чтобы и третью дочь девицу отец спокойно определил на замужескую, долгую христианскую жизнь. Пал отец перед ногами его. Святитель Николай очень смутился. Он всегда старался исполнить евангельский завет:

«Твори добрые дела так, чтобы правая рука не знала, что делает левая», чтобы никто не знал о его милостыне, что он творит добрые дела. Не так, как мы - лицемеры, еще не успеешь что-то сделать, уже полсела знает: я ж пойду, навещу больную, я ж пойду да окажу милостыню, я куплю то-то, дам тому-то... А из этих «я» абсолютно ничего у нас не получается. Тайно всегда творить все добрые дела учит Спаситель, и эту тайну глубокую хранил Святитель Николай в жизни своей.

Сколько спасал он людей от невинной смерти! Оклеветанных вельмож спас Святитель Николай. Когда уже вынесен был смертный приговор, палач уже занес меч над головами этих несчастных людей, чтобы казнить их, вдруг в этот момент является огненный старец, хватает руку палача с мечом и отводит этот меч от несчастных людей, невинно оклеветанных. И в этот час появляется вестник, который привез помилование этим несчастным людям. Ибо ночью явился Святитель Николай царю и объяснил ему, как он не прав, что послушал клевету человеческую и невинных людей определил на смертную казнь. Царь ужаснулся и немедленно послал вестника, дабы этих невинных людей освободить от уз темничных и от смертной казни.

Сколько милосердия творил Святитель Христов Николай при жизни своей, а по смерти еще больше стал творить - уже всему миру! В одно мгновение ока он являлся и на суше, и на водах в беду попавшим. И особенно он простому люду благодетельствовал, крестьянскому труду святому, кормильцам благодетельствовал. Почему и простой люд особенно чтил, чтит и будет чтить Святителя Христова Николая. С любовью люди в каждом доме хранят образок Святителя. Перед этим образом всегда просят его помощи, изливают свои скорби. И каждый из нас может вспомнить из жизни своей, что когда мы с любовью обращались к Святителю Николаю, прося его помощи, чувствовали особое утешение, помощь, поддержку нам всем, грешным. Когда мы молимся, мы можем опытно испытать это чувство в жизни своей. Казалось бы, неоткуда ждать помощи нам, но приходит время, и Святитель Николай обязательно подает мир, умиротворение и помощь, пребывая с нами.

На Руси нашей святой всегда чтили память Святителя Николая. Так, первый Киевский князь Аскольд был крещен в память Святителя, и на его могиле была выстроена церковь в древнем граде Киеве в честь Святителя Николая. До сего дня Аскольдова могила украшается этой церковью. Безбожники, к сожалению, разрушили храм, осквернили его. А сейчас осквернений еще больше - автокефалисты беснуются в храме Святителя Николая, древнейшем храме земли нашей Русской.

Во всех городах освящались храмы в честь Святителя Николая - и при больницах, и на торгах, и в селах, и на распутьях дорог. Любил русский народ Святителя, любит, и будет любить. Даже иноверные, и те почитают Святителя Николая, Христова Чудотворца.

И Богом спасаемый Санкт-Петербург украшает величественный морской кафедральный Никольский собор, ибо Святитель Николай является покровителем мореплавания. В Одессе, в порту, сейчас выстроена часовня в его память. Москва-град многочисленными храмами Никольскими украшается. И в сегодняшний день во многих храмах Москвы - столицы нашего Отечества - празднуется престольный праздник. В монастырях также освящались храмы в память этого великого святого.

И в нашем селе, в Никольском, сподобил Господь храму воздвигнуту быть, который также освящен в честь Святителя Николая. И село названо в его честь - Никольским. В наше время, к сожалению, поругано это имя словом «Мыкильскэ». «Мыкиламы» нас поробылы глупые политики нашего времени. А для нас есть Николай, Никольское - доброе, хорошее слово. Спаси, Господи, благодетелей наших - воздвигли эту красоту, поруганную, разрушенную, украсили этот храм святой. И он уже не «ужасом» смотрит на нас, а как величавый богатырь земли Русской - храм памяти Святителя Христова Николая. Сколько чудес на Руси совершал Святитель Христов Николай! В Киеве, на Подоле, стоит сейчас тоже поруганный автокефалистами храм Святителя, «Прытыскач» называется. Воры забрались ночью в церковь, чтобы ограбить. Все ценное собрали себе в мешок и по веревке через окно начали выбираться. Над окном висел небольшой образок Святителя Николая. И вдруг грохот… - гром небесный грянул! Небольшая икона, висевшая над окном, оборвалась и притиснула, прижала воров… И держал их до утра этот образочек небольшой. Злодеи не могли пошевелиться от ужаса. Утром пришли священнослужители, видят необыкновенное: окно разбито, веревка висит, и лежат с мешками церковного добра мужики, прижатые небольшим образком Святителя Николая. И покаялись эти воры перед всем народом, как хотели они злое дело сотворить храму сему. И весь Киев, вся округа узнала о чуде, и люди поклонялись этому образу. А храм Святителя Николая стал называться «Мыкола-прытыскач» - значит притиснул, прижал воров и избавил храм от разорения.

В том же Киеве, на Подоле, находится другой храм Святителя Николая - «Никола Мокрый» - в память о чуде, которое совершил он. Родители с ребеночком плыли в лодочке через реку Днепр. Заигрался ребеночек, и родители не заметили, как он из лодки упал в воду и мгновенно утонул, камнем пошел на дно Днепра. Горе неописуемое! Родители в отчаянии плакали, молились, ждали на берегу - может, выплывет дитя их. Не дождались.

Ночь. Софийский собор. Сторож позакрывал все окна, все двери позакрывал ключами, амбарными замками и ушел на отдых. Ночью вдруг слышит плач ребенка в соборе. Откуда ребенок? Открыли со служителями дверь, обошли весь собор - никого нет. А ребенок плачет. Услышали - на хорах плачет, туда поднялись. Смотрят - у иконы Святителя Николая лежит ребеночек маленький, в совершенно мокреньких пеленочках. Поражены были - откуда этот ребенок плачущий? Закрывали - никого не было. Взяли его, обогрели, перепеленали, по всему городу утром объявили: «Чей ребенок остался в Софийском соборе? В мокреньких пеленочках лежал». Родители также услышали: «Дитя, мальчик какой-то, говорят, пойдем, посмотрим». И родители как увидели, сразу узнали утонувшего своего ребеночка, в пеленочках лежащего. Это Святитель Николай совершил чудо - вынул мальчика из воды и спас его от погибели. И в память этого чуда и назвали образ Святителя Николая, под которым лежало дитя, «Никола Мокрый». Эта икона также прославилась многими чудесами.

А морских сколько храмов! На каждом корабле походная церковь была, в которой мужественные моряки молили Николая Угодника спасти их от бед, спасти их от искушений в мореплавании тяжком. На каждом корабле была икона Святителя судовая, так называемая «корабельная». Многим людям помо- гал Святитель Христов Николай.

Особое чудо совершается до сего дня от мощей Святителя. Когда Миры Ликийские были поруганы, разорен был город, мощи его перевезли на запад, в город Бари. Когда переносили мощи, тогда единая Церковь была, не было Церкви католической, была единая христианская православная Церковь. Мы в мае торжественно празднуем это святое событие - перенесение мощей.

Особое благодатное действо даровал Господь мощам Святителя Христова Николая - миро истекает. Кости Святителя, лежащие в саркофаге, постоянно покрыты как бы росой. Роса эта из костей по капелькам стекает на дно ковчега - гробницы. В дне гробницы особое отверстие, серебром обложенное, под этим отверстием находится серебряный сосуд, куда денно и нощно стекает святое миро. Миро это потом разводится особой водой освященной, и по всему миру раздается эта великая «манна», как называют на западе миро от мощей Святителя Николая. И люди, помазующиеся и пьющие это святое миро, получают от Угодника Божия благодатное утешение, благодатную помощь в жизни своей земной.

Раз в году вынимают сосуд с миром. И в этом году, по милости Божией, наш владыка Иларион как раз был участником этого волнующего события, когда митрополит Смоленский Кирилл, перекрестясь, благоговейно опустился на колени и дрожащей рукой достал сосуд, полный мира святого, которое источили мощи Святителя Николая. Это было великое торжество святой веры! Люди ликовали, пели, молились, благодарили, что Святитель Николай и в этом году, по милости Божией, полный сосуд мира даровал от святых своих мощей.

Частица этого мира во флакончике привезена святителем Иларионом и в наш храм святой. И сегодня на часах помазывали всех молящихся перед древ- ним образом Святителя Николая этим святым миром, по милости Божией. Кто не помазывался, опоздал - лежебоки такие есть? Ну, значит, подойдете к иконе Святителя Николая, помажем, всех освятим в этот день. И Божья благодать, и помощь Святителя Николая да сопутствуют нам всем, грешным, в нашей земной жизни!

Господь благословил храм наш величественным древним образом Святителя Николая. Он - «северных писем». Этот образ, придет время, если доживем до Пасхи Христовой, после Пасхи, весной, пронесем через весь Донбасс крестным ходом. По благословению Владыки нашего уже готовим этот крестный ход. Чтобы во всех крупных городах этот древний образ побывал и потом будет пребывать он во Святых Горах, в Святогорском монастыре, будет украшать восстанавливаемый Успенский собор Святогорского монастыря. Он должен побывать в Мариуполе, в Волновахе, Донецке, Макеевке, Харцизске, Горловке, Артемовске, Славянске - все крупные города посетит этот образ Святителя Николая. И от Славянска торжественно крестным ходом образ понесут во Святые Горы, как раз к празднику весеннего Святителя Николая в мае. И там вся братия его встретит, и будет празднество престольного дня Святых Гор по милости Божией.

И дай, Господи, чтобы образом сим Святитель Николай освятил землю нашу Донецкую, всех людей, живущих в ней, чтобы мир и тишина, защита и помощь Святителя Христова сопутствовали нам всем в жизненном нашем крестоношении. Чтобы помощь Угодника Божия сопутствовала семьям нашим, друзьям и врагам. Чтобы никого не обошел помощью своей Святитель великий, Чудотворец Николай.

На Руси святой в честь и память Святителя Николая называли царей и великих князей. Так, царь Николай I и убиенный царь-мученик Николай II носили это святое имя. Многие митрополиты, святители, архиепископы, епископы, священники и многие миряне при Святом Крещении назывались именем Святителя Николая. И дай, Господи, чтобы Божье благословение и помощь этого великого Ангела Хранителя сопровождали тех, кто крещен в честь этого угодника Божия, в их дальнейшей земной жизни. Аминь.

Слава Богу, Господь помог и сегодня соборно совершить святую службу Божию, и вам помог Господь молиться в нашем святом храме Божием.

Пережили мы Никольские морозы крепкие. Не позамерзал никто? Все живы? Не поумирали от мороза и холода? Но уже потеплело, и Святитель Николай даже чудо сотворил. Газ отключали, а теперь уже и дали сегодня ночью. Так что уже, бабы, будем повеселей жить, греться и борщ варить будем повкуснее. Немножко мы поприуныли, носы повесили свои, но Святитель Николай порадовал: включили нам газ, будем газовать. Во славу Божию.

Сегодня пост послабляется, рыбу кушаем и по сто граммов винца пьем во славу Божию, ради великого праздника. Только детям-то не положено. Мужикам нужно выпить, а бабам? А что же! Мы ж такие же живые, как и мужики, так, бабы? Во славу Божию пейте, но не упивайтесь. Никогда церковь не осуждает, когда сто граммов винца выпьем - доброго, вкусного, сладенького, виноградом пахнущего. Но не какой-то вонючей водки и самогона вонючего. Сохрани, Господь, от этого. Завтра праздник святителя Амвросия, епископа Медиоланского и день ангела преподобного Амвросия Оптинского чудотворца. И преподобного Нила Столобенского чудотворца, в Тверской губернии его знаменитый монастырь. День кончины будет преподобного. Он никогда спать не ложился. Так, полусидя- полустоя передремлет старец, на колья оперевшись подмышками, и так великий подвиг и несет в жизни своей. Многие видели фигурки вырезанные: старец полусидящий, в схиму одетый. Это преподобный Нил Столобенский. Завтра его праздник.

Постепенно Церковь приближает нас к празднику Рождества Христова. Уже рождественские песнопения слышатся, уже ближе и ближе идем мы к окончанию поста Рождественского навстречу празднику Рождества Христова. И дай, Господи, Николин день мирно провести и уже готовиться всем сердцем и душой к празднику Рождества Христова по милости Божией.

Сейчас самый короткий день и самая длинная ночь. На будущей неделе будет память святителя Спиридона Тримифунтского - Спиридоньев день, от которого ночь пойдет на убыль, а день - на прибавление. Солнце повернется на лето, а зима - на мороз. Будем ждать уже рождественских морозов. Никольские обожгли нас, мы поняли, какие мы беспомощные. Дай, Господи, готовиться теперь рождественские морозы перенести нам во славу Божию. И поменьше мерзнуть, и поменьше ныть, что холодно. Ну и что ж, что холодно? Мне холодно было, двое штанов надел - и тепло стало. На то и зимняя одежда нам всем дается, чтобы потеплей одеваться и не простывать, во славу Божию.

Радостная весть для нашей Донецкой епархии - возобновлено издание газеты «Донбасс православный». Первый номер вышел по милости Божией. Еще не привезли в наш храм, но в воскресенье, может быть, привезем. Чтобы все читали слово Божие в нашем Донбассе православном. На две епархии единая газета будет выходить. Следующий номер - к Рождеству, и так постепенно ко всем великим праздникам будет выходить номер газеты православной, которую с любовью сами должны читать и другим людям давать.

Прежняя православная газета «Дети вселенной», когда редактора убрали, мерзость стала писать, в руки брать ее теперь грех. Кто подписался на нее - вычеркнуть, убрать подписку. Там сейчас диавола восхваляют. Вчера виновникам этого звонил, говорят:

«Нам нужны деньги». Деньги зарабатывают - порнографию печатают, а кому служат эти люди? Бесу, а не Богу. Сейчас так хамски стали издавать: Божия Матерь и какой-то лотос языческий. Эту газету в руки теперь брать нельзя. Кончилась там православная жизнь. Теперь мы имеем свою православную газету церковную - «Донбасс православный». Пока будем распространять ее через приходы, а там, даст Бог, подписку объявим в будущем году по милости Божией.

Помогай, Господи, мирно уже готовиться к празднику Рождества Христова. Дай, Господи, чтобы светлая была душа, чтобы светлые чувства были в этот праздник, чтобы этого нытья, уныния, озлобленности, гордости - чтобы ничего этого не было. Чтобы действительно мы с чистым сердцем и ликующей душой могли встретить родившегося Христа Спасителя и услышать: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

Слава Богу за все в жизни нашей земной, и особенно благодарим Господа, что помог преодолеть вам все искушения, соблазны века сего и прийти ко храму святому сему в сегодняшний день празднования памяти Святителя Николая. Да будет Святитель Николай помощником, покровителем и защитником всех нас в жизни нашей земной! Аминь.

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем с великим церковным праздником – памятью святителя Николая Чудотворца!

Этот святой жил очень давно, в четвертом веке, но и сейчас своим постоянным молитвенным присутствием он находится возле нас, каждому из нас очень близок. И для всякого русского православного верующего человека святитель Николай является русским святым. Да, по своему происхождению он, конечно, не русский человек, но те добродетели, которые он совершал в своей жизни, то мироощущение, которое он имел, направленные всецело на любовь к Богу и ближнему, настолько близки сознанию Русского Православия, что для нас святитель Николай – родной нам человек.

И, наверное, немного таких святых в православной Церкви, за которых верующий человек встанет горой и скажет: это мой святой. Кто из нас, находящихся в храме, может сказать, что святитель Николай не его святой? Конечно, никто. Для кого-то из нас уже давно, а для кого-то недавно он вошел в жизнь и стал ходатаем перед Господом, и через это торжествует Евангелие.

Господь говорит: «Когда милостыню творишь, когда постишься, когда молишься, делай все втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (см.: Мф. 6, 6). Из жития святителя Николая мы знаем, что он по слову Божию совершал втайне все свои подвиги, но о них все равно стало известно людям – и торжествует Евангелие.

Конечно, мы можем поставить вопрос, а что значит: «Отец воздаст тебе явно»? Но именно дар благодати, исходящий от святителя Николая, настолько осязателен для каждого из нас, что безумным покажется тот верующий, который усомнится: был ли вообще такой святой, присутствует ли он сейчас за богослужением в храме?

С другой стороны, святитель Николай не оставил нам слов, проповедей, научных богословских трактатов. Никаких свидетельств не сохранилось даже в хронике того Вселенского Собора, на котором святитель Николай выступил ярым и дерзновенным защитником православного догмата о Божестве Иисуса Христа. И в этом видится премудрый промысел Божий: насколько добродетель, совершаемая втайне, сильна перед Богом. Даже несмотря на то, что слов святителя не осталось, его дело, его добродетель светлым лучом проходят через века, сквозь столетия, тысячелетия.

А что такое святой для нас? Любой святой – это идеал подражания для верующего человека. Это та высоко поднятая планка, к которой мы должны стремиться. Никто не может сказать: я не хочу быть святым, потому что каждый из нас знает, что само по себе спасение тождественно понятию святости. Хочешь быть спасенным, пожалуйста, старайся стать святым.

А что такое святость человеческая? По отношению к Божественной Святости, конечно, это нечто иное: свят только Господь. А вот все люди грешны. Писание говорит, что нет человека, который бы жил и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). И те люди, которых мы называем святые, настолько раскрыли в своей природе грех и очистились от него, что они наименее греховны, если можно так сказать, по сравнению с нами. Но, в отличие от нас, они видят свои грехи, как песок морской. Это движение постоянного покаяния, которые совершают святые, надежда не на себя, а исключительно на Бога, и рождаемая от этой внутренней чистоты любовь к Богу и ближнему являются силой любого святого.

Мы видим это особенно наглядно на примере святителя Николая – для нас он «правило веры и образ кротости». Святая Церковь неслучайно эти два понятия ставит вместе: оказывается, истинно верить без кротости невозможно человеку. А что такое кротость, какое дать определение этому слову? Вообще слово «кроткий» со славянского языка на русский должно быть переведено как «короткий». А это значит, что всякий человек, живущий в этом мире, испытывает на себе действие промысла Божьего, премудрого и благого, который ведет к спасению. И под воздействием этого промысла человек не может не смиряться: именно добродетели самоуничижения и смирения, попытки человека сделать себя «короче», чем он есть на самом деле, и называются кротостью.

Этот дар величайший – смирение-смиренномудрие – пожалуй, самое главное, чего недостает современному верующему человеку. Человеку, зацикленному на благах мира, погруженному в суету и – самое страшное – развившему в себе непомерную гордость по отношению к ближнему, к дальнему и даже по отношению к самому себе. Святитель Николай как никто другой являет нам пример истинного смирения, потому что если бы этого смирения не было, никакой человек никогда бы не пошел на те подвиги и риск, на то дерзновение, которое являл нам святитель.

В храмах, посвященных святителю Николаю, мы можем увидеть фрески с изображением сцены, где святитель хватает руку палача, который вот-вот отрубит головы воеводам, невинно осужденным. И нам кажется: ну да, как же по-другому, он ведь святой и потому имеет дерзновение. Но ведь мы должны понимать, что когда святитель совершал это деяние, никто не знал его как святого. И когда он останавливал эту руку палача с мечом, над ним нимба не было. Это был человек, который подошел и вдруг остановил казнь. Если бы он искал своего, был горд, пошел бы он на такой подвиг, на такое дерзновение? Одно мгновение – и с него бы голова слетела. Но святитель верил, что Господь с ним, что его любовь к Богу и к тем, ради которых Христос пришел, сильнее всего в мире. А мы постоянно забываем об этом и думаем, что есть что-то сильнее, выше, славнее, красивее любви. И потому постоянно ошибаемся и обжигаемся в жизни.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, прославляя святителя Николая своими сердцами и умами, пообещаем доброй совестью стараться еще и жизнью своей прославить его. Чтобы он действительно стал для нас «правилом веры и образом кротости», чтобы эти слова мы произносили не всуе, а именно как необходимейшую потребность нашего православия.

Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Праздник святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских, чудотворца,

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.

Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.

Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когда­нибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.

Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).

Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какой­нибудь монастырь, замечаю там что­нибудь хорошее, еду в какой­нибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какие­либо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какую­нибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.

В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас кого­нибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.

Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственно­практические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” ­ все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какой­то сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.

Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. ­ “Поняли. А это – ученики?” ­ “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” ­ “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.

Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.

В повседневной жизни, если нет каких­то особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы как­то не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какие­то неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.

Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).

Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.

Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвенно­трудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при Свято­Введенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже что­то там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.

Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась Троице­Сергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в Троице­Сергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такой­то умер” ­ “Как жаль, а что болел?” ­ “Да, болел очень” ­ “Ну а как его хоронить­то будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” ­ “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!

Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, ­ говорил старец Лев Оптинский, ­ Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.

игумен Мелхиседек

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Семьсот лет почивало святое тело великого святителя и чудотворца Николая в том великом месте, где жил он, где протекала вся его великая и святая деятельность – в Мирах Ликийских.
Но вот чрез семь веков попустил Господь быть бедствию на страну греческую: с разных сторон устремились на нее кочевые народы, и народы мусульманские разгромили, уничтожили почти все города Малой Азии, вырезали все мужское население, увели в плен женщин и детей. Разрушили и осквернили и Миры Ликийские, где почивали мощи святителя Николая.
Господь не восхотел, чтобы мощи великого святителя оставались в поруганном месте, под властью неверных.
И вот явился во сне святитель Николай одному святому пресвитеру, жившему в городе Бари, в Южной Италии, на берегу Адриатического моря, и повелел ему от имени Божия перенести мощи свои в этот град из Мир Ликийских; повелел возвестить об этом всем гражданам города и всем священникам.
Возвестил пресвитер священникам, возвестил народу города Бари, и избрали они из своей среды наиболее достойных, наиболее чистых по жизни людей и послали их в Миры Ликийские, чтобы привезти оттуда мощи святителя Николая. Нагрузили они корабль свой пшеницей и плыли под видом купцов; прибыли в Антиохию, распродали пшеницу и поспешили в Миры Ликийские. И пришли в церковь, в которой почивало тело святителя Николая и нашли там четырех монахов, спросили их, где мощи, и, получив указание, взломали пол над гробом святителя, изнесли этот гроб и перенесли на один из своих кораблей. Два монаха последовали за мощами, около которых они постоянно дежурили, а двое остались в Мирах.
Почти месяц плыли они по Средиземному морю и прибыли в город Бари 9 мая в день воскресный, вечером.
И все население города, как один человек, встретило святые мощи с зажженными свечами, с пением священных песнопений; и положены были мощи святые в храме Иоанна Предтечи и почивали там три года, пока не была выстроена новая церковь во имя Святителя Николая.
Тогда пригласили граждане Бари папу Римского Урбана, чтобы прибыл и перенес мощи святые из церкви Иоанна Предтечи в этот храм.
Это было также 9 мая, в нынешний блаженный день.
Уже тогда, когда только прибыли в Бари мощи святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его.
В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.
Тогда святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал: «Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь».
Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование, ярко отражены в тропаре праздника, которые слышали вы ныне: «Приспе день светлого торжества: град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае».
Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей святителя Николая.
Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликий-ских, потому что сам святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем.
Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только святителя Николая, но и весьма многих великих святителей, и мощи всех святых мучеников.
Это особенность истинной Церкви.
Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и с римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания.
Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты.
Я говорил вам только в прошлое воскресенье о бессмертии, о воскресении тела человеческого.
Я говорил вам, объяснял вам, что естество человеческое трехчастно. Это естество состоит из тела, души и духа. Я разъяснял вам, что такое душа и что такое дух, я разъяснял вам, в каких отношениях находятся душа и дух к телу, и если восприняли вы то, что говорил я вам, если поняли надлежащим образом, то поймете и сегодня, почему мы почитаем мощи святых.
Если существо человеческое трехчастно; если между телом, душой и духом существует теснейшая связь, обусловленная их взаимодействием, взаимодействием между телом, душой и духом; если едина и нераздельна жизнь духа, души и тела; если святой дух и душа праведная оживляют тело, то вследствие этой неразрывной связи между духом, душой и телом свято и само тело. Оно становится причастником святости духа.
Если даже стеклянный сосуд, содержавший долгое время благовонное вещество, надолго, надолго сохраняет благоухание этого вещества, даже по опорожнении от него, неужели не понятно, что тела святых мучеников, живших в тесном единении с духом – со своим духом, со святой душой; тело, которое, по словам святого апостола Павла, стало храмом Духа Святого, неужели не понятно, что это тело тоже свято, ибо свят храм Духа Святого.
Итак, всякое тело святого человека не только при жизни его, но и после смерти, даже всякие останки тел святых людей, даже кости их суть носители святости умерших святых: они тела святые, они освящены их святым духом.
А если так, то не должны ли мы относиться с великим почтением, с благоговением, даже с трепетом ко всем останкам святых?
Смеем ли мы забывать, как много чудес и исцелений истекает от гроба и мощей святых мучеников, преподобных, пророков, апостолов и святителей?
Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей святителя Николая?
Смеем ли забывать о весьма недавно происходившем: как прославились мощи великого нашего преподобного Серафима Саровского?
Смеем ли забывать о том множестве дивных чудес, которые сопровождали перенесение святых мощей преподобного Серафима?
Знаем мы, что гроб святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира.
Знаем, что мощи многих других святых, например, великомученика Димитрия Солунского, всегда источают миро, почему и называются они мироточивыми.
Можно ли это игнорировать, можно ли игнорировать те великие чудеса, которые совершаются от мощей святых?
Знаете ли вы о великом чуде, которое произошло во время IV Вселенского Собора, на котором обсуждалась ересь монофизитов? Поделился Собор на две части: одни признали учение Евтихия еретическим, другие склонились принять его, как правильное. Собор происходил в Халкидоне, в храме, где почивали мощи св. великомученицы Евфимии. И решили предоставить спор на решение Божие через св. великомученицу. Было написано два свитка: на одном учение православное, на другом учение монофизитов. Открыли гроб великомученицы, положили на грудь ее оба свитка и закрыли гроб печатями. Три дня усердно молились все Отцы Собора, чтобы чрез святую великомученицу открыл Бог, где же правда. На третий день сняли печати, подняли крышку и увидели дивное чудо: свиток, на котором было написано учение монофизитов, лежал на ногах великомученицы, а второй свиток держала она в руке и, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху Константинопольскому.
Если такие дивные чудеса творятся от мощей святых, то как же нам не чтить мощи, как в останках святых не чтить их самих, живших в этом теле до кончины своей?
Как не чтить, как не воздавать поклонение этим мощам, даже этим самым останкам, если святы они, если освящены Духом Божиим, обитавшим в этом умершем теле?
Как не воздавать почестей им, как не радоваться всем сердцем прославлению мощей?
Вы же знаете, что даже люди мирские, совершенно чуждые Церкви, оказывают великое почтение не только памяти и останкам людей, совершивших великие земные дела, дела человеческие, знаете, что сохраняют все то, что принадлежало им, устраивают музеи, в которых собирают все связанное с памятью великих мира – все вещи, принадлежавшие им, все документы, связанные с их деятельностью.
Нам ли не сохранять останки одежды Серафима Саровского, нам ли не хранить их с честью, как храним их здесь, в этом ковчеге, нам ли не хранить все вещи, принадлежавшие ему, нам ли не хранить останки от вещей других угодников Божиих? Нам ли не воздавать честь и хвалу их святым мощам? Нам ли не воздавать честь и хвалу святым?
Конечно, наше почитание весьма отлично от той чести, которую воздают в музеях почитаемым великим мирским людям.
Да, мы кадим пред мощами, преклоняем колена, лобзаем эти гробы; мы у мощей святых молимся тем, кто некогда жил в этих телах, и получаем, нередко получаем просимое.
Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский?
Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся наш нашим почитанием святых мощей.
Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в свое время стали мощами, святыми мощами. Надо вам знать, что в песнопениях погребальных бренные останки всех христиан именуются мощами, тем же словом, которым обозначаются тела усопших святых, потому что все христиане освящены Духом Святым, потому что в них обитает Дух Святой, потому что должны они быть храмами Духа Святого.
Помните же это и со страхом совершайте ваш жизненный путь: бойтесь осквернить ваш храм телесный, который должен быть храмом Духа Святого…
Живите так, чтобы по смерти вашей и ваши бренные останки назывались мощами, даже святыми мощами.
Аминь.
22 мая 1949 г.



Публикации по теме