Программа для организации архива цифровых фотографий. Пять программ для организации фотоколлекции

Категория просмотрщиков и органайзеров домашних фотоколлекций уже давно устоялась и имеет своих признанных лидеров в числе Picasa, FastStone Image Viewer, XnView и так далее. Тем не менее новые приложения подобной специализации продолжают появляться и мы считаем необходимым вас с ними знакомить. Тем более, что некоторые новички получаются очень даже интересные. Например, приложение сочетает в себе красивый интерфейс, отличную скорость работы и приличный набор функций.

После установки программы вам предложат импортировать имеющиеся на компьютере изображения. Сделать это можно с помощью стандартного диалога выбора папок или просто перетащив нужные каталоги в окно программы. После этого Phototheca продемонстрирует все добавленные папки в виде красивых иконок. Если пошевелить указателем мыши по одной из них, то программа сразу же покажет некоторые из содержащихся в ней изображений. Таким образом, можно без труда понять, что там находится без необходимости открытия папки.

Слева мы видим панель библиотеки, на которой содержатся ссылки на разные варианты отображения вашей коллекции. Например, вы можете вывести показ файлов по папкам, по времени добавления, последние открытые, отмеченные и так далее. Имеется отображение снимков по времени их создания на сетке календаря или в виде таймлинии, что очень удобно при поиске изображений за нужный вам период.

Очень полезно, что программа еще на стадии добавления файлов анализирует их на наличие дубликатов, а при наличии таковых позволяет просмотреть и удалить ненужное.

В нижней части окна программы содержится панель свойств выбранного снимка, а также панель инструментов, с помощью которых можно произвести с ним некоторые операции. Сразу стоит заметить, что действий этих совсем не много: поворот снимков, слайдшоу, установка отметки, удаление. Зато для работы с тегами Phototheca подходит просто отлично — здесь один из самых удобных инструментов присвоения категорий, который мне приходилось видеть.

Интересной и для многих необходимой функцией программы является скрытие снимков в так называемых «сейфах». Если у вас есть изображения, которые вы не хотите никому показывать, то вы добавляете их в специальную секретную папку программы, устанавливаете пароль и никто кроме вас не получит к ним доступ. Заслуживает также внимания функция автоматического распределения снимков по специальным альбомам Smart Album по заданным вами критериям.

В завершение хочется сказать несколько слов про общее впечатление от программы. Интерфейс явно выбивается из того стандарта для каталогизаторов изображений, который задала еще ACDSee в прошлом веке, и это может отпугнуть одних и привлечь других пользователей. Назначение некоторых кнопок не очевидно и не привычно. Практически все действия выполняются мгновенно и без всяких подсказок и диалогов подтверждения. Впрочем, после более близкого знакомства с этой программой оказывается, что некоторые действия в ней выполняются гораздо легче, чем в аналогах, а интерфейс довольно удобен, стоит только привыкнуть.

Практически у каждого человека, пользующегося цифровым фотоаппаратом, на компьютере накопились тысячи, а может и десятки тысяч различных фотографий. У каждого этот огромный архив хранится по-разному. У кого-то, в одном каталоге множество различных папок с именами или датами, соответствующим фотографиям, а у кого-то все они хранятся на разных дисках, сетевых хранилищах, в разных папках и, вполне возможно, что некоторые уже давно забыты в какой-нибудь папке с именем «Новая папка»:)

Конечно, когда по всему компьютеру разбросаны фотографии за несколько лет – одна мысль об их упорядочивании и поиске вызывает негативные ощущения. Но не всё так плохо, как кажется на первый взгляд:) Независимо от того, как у Вас храняться фотографии - со всем этим архивом Вам поможет справиться программа Google Picasa. Я постараюсь подробно описать процесс упорядочивания домашнего фотоархива при помощи Google Picasa.

Всего за один час можно добиться впечатляющих результатов:

  1. Найти все фотографии на вашем компьютере, даже те о которых Вы забыли.
  2. Упорядочить их и научиться быстро искать нужные Вам фотографии!

Автоматический поиск всех фотографий.

Начнём с первого пункта. Как я уже писал, для управления домашним фотоархивом я использую очень удобную программу Google Picasa. Это бесплатный и очень мощный менеджер фотографий. Скачать его можно на официальной странице: //picasa.google.ru/ . Установка программы проходит гладко и спокойно: запускаем установочный файл и соглашаемся со всем что нам предлагают сделать.

Перед тем как приступить к работе с Google Picasa, запомните две очень важные и полезные вещи:

Picasa не хранит фотографии на вашем компьютере: Когда вы открываете программу Picasa, она просто выполняет поиск по папкам на вашем компьютере и отображает найденные фотографии. Она отображает файлы заданных типов, находящиеся в папках, выбранных для поиска. Исходные фотографии всегда сохраняются: При использовании инструментов редактирования в Picasa исходные файлы остаются нетронутыми. Внесенные в фотографию изменения доступны для просмотра только в Picasa, пока вы не решите сохранить их. Даже в этом случае Picasa создает новую версию фотографии с внесенными изменениями, сохраняя исходный файл неизменным.

Итак, когда Google Picasa установлена – запускаем её. Если все фотографии на Вашем компьютере расположены в разных папках или на разных дисках, то я рекомендую дождаться, когда она автоматически выполнит поиск фотографий на Вашем компьютере.

У меня, например, все фотографии хранятся в одной папке, поэтому после запуска я сразу указал папку, с которым программа должна работать. Если у Вас такая же ситуация, то рекомендую сразу зайти в меню Инструменты -> Менеджер папок и поставить галочки только на тех папках, в которых хранятся фотографии.

Если у Вас фотографии разбросаны по всему компьютеру, то Вы можете ничего не делать, а просто наблюдать как Picasa находит все Ваши фотографиии и изображения.

Когда программа выполнит полное сканирование Вашего компьютера - в левой части Вы увидите множество папок, в которых были найдены изображения и фотографии. Изначально Picasa находит абсолютно все изображения на Вашем компьютере.

Сортируем и упорядочиваем фотографии в коллекции.

Этот список Вам необходимо самостоятельно очистить. Для очистки списка папок с фотографиями:

Наконец, когда список папок будет очищен от всего лишнего, Вы можете объединить оставшиеся каталоги в Коллекции. Например, в своём архиве я нашёл несколько разных папок из моего отпуска в 2012 году:

В таком виде имена этих папок лично для меня малоинформативны. Поэтому я объединил их в одну коллекцию. Для этого:


Теперь Вам осталось лишь просмотреть весь список папок и упорядочить их по своим коллекциям.

В нашем походе по Южной Джунгарии затворы наших четырех камер сработали не менее 6000 раз. Съемка была абсолютно разноплановая: люди, горы, цветы, озера, панорамы, панорамы, панорамы... Снимки делали многие из нас, каждый в своем стиле и со своими приоритетами. Если попросить каждого обработать свои фотографии - получится очень красивый совместный альбом из лучших фотографий. У меня же, в голове руководителя похода, была немного другая задачка - сделать один большой фотопоток, где снимки с различных камер дополняют, усиливают и создают целостную атмосферу похода, где каждый возможный момент запечатлен и может быть точкой опоры при написании отчета. В рамках данного поста я расскажу о том, как создавался единый подробный альбом из наших походных фотографий с точными привязками по времени и координатами.

Для каталогизации фотографий я использую лайтрум и обработку буду иллюстрировать именно на примере этой программы. Тем не менее, читатель, использующий альтернативное ПО, может извлечь пользу из предложенного мною подхода и адаптировать его. Предполагается, что читатель обработал не одну тысячу фотографий, прежде чем начал читать этот пост. Хотя, я готов ответить на любые вопросы в комментриях и дополнить тот или иной пункт.

Ввиду того, что размер сообщения достигает объема в 2500 слов,

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

2. Синхронизация фотографий

3. Обработка панорам

3.1. Группировка панорам

3.2. Обработка панорам

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

4. Обработка остальных фотографий

5. Отметка фотографий на карте

6. Экспорт фотографий

Заключение

1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка

1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек

В первые дни все походные «фотографы» находят пару исключительных снимков, обрабатывают их, выкладывают в соц.сети и успокаиваются. Что я бы хотел предложить всем, кто приносит какие-либо фотографии из похода? Просмотрите все ваши фотографии и удалите откровенный мусор. К откровенному мусору я бы причислил те снимки, у которых есть более качественная альтернатива. Например, в серии из нескольких одинаковых портретов можно удалить кадры с закрытыми глазами или нерезкие исполнения, при наличии хорошего кадра. Часто такое бывает, что фотограф не сразу угадывает с экспозицией и делает несколько кадров на пути к желаемому результату. Всю эту предысторию можно также отправить в корзину. Так вот, если каждый «фотограф» почистит подобным образом свои исходники, то создание общего альбома значительно ускорится, ибо в противном случае чисткой мусора занимается главный фотограф.

1.2. Первичная пакетная обработка пресетами

Предполагается, что по окончанию предыдущего пункта все фотографии чудесным образом оказываются на компьютере у главного фотографа. Все, теперь он один на один со всеми фотографиями и у него впереди много работы. Тем не менее, побывав на его месте, я пришел к выводу, что правильная последовательность действий с самого начала может сэкономить очень много времени.

Загружаем все фотки в лайтрум и ложимся спать, пока происходит рендеринг превьюшек. Если у вас медленный компьютер - то полезно прочитать статью и задуматься о рендеринге 1:1 превьюшек. https://helpx.adobe.com/lightroom/kb/optimize-performance-lightroom.html

Одновременно с рендерингом превьюшек лайтрум умеет применять пресеты. Я, честно признаться, в этом деле дилетант, поэтому могу посоветовать лишь « Autotone» из основных встроенных пресетов лайтрума (для ночных снимков потом делаю « reset»). Для всех своих фотографий я изначально выставляю параметры увеличения резкости и уменьшения шума, обеспечивая наилучшее отображения фотографий, сделанных при достаточном освещении (коих в горах абсолютное большинство, а для вечерних и ночных подкручиваю ползунки отдельно). Так как мой единственный (нутыилох.жпг) объектив дает значительные искажения, обязательно активирую исправление геометрии линзы « Lens correction» для всех фотографий. Немного забегая вперед объяснюсь: лайтрум (и, наверное, фотошоп?) при склейке панорам все равно примет во внимание, что я снимаю на линзу со встроенными искажения и все исправит, а вот про программу PTGui я такого сказать не могу (мне кажется там нет встроенных профилей для объективов, не так ли?). В общем, чутье мне подсказывает, что склейка панорам в PTGui будет лучше для «выпрямленных» кадров, впрочем, если это не так, можете натыкать меня носом в комментариях.

Таким образом, в конце шага 1.2 у нас в каталоге импортированы все фотографии и уже даже немного обработаны. Хотелось бы добавить еще такую ремарку - лайтрум сам по себе является неплохим файловым менеджером. В режиме библиотеки вполне удобно создавать новые папки, перекидывать файлы изображений. Кроме того, подобный подход избавляет вас от необходимости “ find missing files and folders”.

2. Синхронизация фотографий

Изначально я импортировал четыре больших папки с исходниками - на каждую камеру своя папка. В первую очередь это удобно при синхронизации фотографий, т.к. точки отсчета времени зачастую не совпадают и нуждаются в синхронизации. В идеальном случае группа перед началом похода собирается где-нибудь с фотоаппаратами, выставляет на всех единое время, а для пущей надежности делает еще и одновременный кадр со всех тушек. (Раз уж пошла такая пьянка, можно синхронизировать диктофон и все, что вы планируете использовать для хронологии похода). Наша группа безусловно планировала это сделать, но что-то пошло не так.

Когда я отсортировал файлы в библиотеке по “ capture time” то конечно обнаружил относительные сдвижки по времени для каждой из камер. Вот группа сидит на перевале и пишет записку, а вот через пару минут ребята начинают на него подъем и так далее. С фотографиями с пентакса все было проще - там дата тупо на месяц позже стояла: P.

По ссылке выше написано и о том, как сбросить отредактированные времена Metadata -> Revert Capture Time to original. Конечным результатом всех ваших манипуляций должен стать единый фотопоток, где кадры с разных камер установлены в правильном хронологическом порядке и имеют правильную привязку к мировому времени. Если поднялись на перевал в 10:40 по Казахстанскому времени, фотки этого перевала должны иметь характерные времена. Это будет критически важно, если вы захотите автоматически привязать фотографии к GPS-треклогу.

3. Обработка панорам

Исключительной особенностью наших походных фотографий стали панорамные снимки. Свыше 2000 кадров объединенные по 3, 5, 40 штук в одно большое полотно. Панорамы в горах популярны в связи с тем, что позволяют объять необъятное, дают богатые сведения о расположении хребтов, перевалов, ледников и т.д. Каждый походный фотограф скорее всего без труда найдет свои панорамы, он их вспомнит. Дела обстоят значительно сложнее, когда чужие кадры панорамы достаются главному фотографу - где начало? Где конец? Это уже вторая панорама пошла, или это второй ряд предыдущей?

Во время написания поста возникла мысль о том, что каждый походный фотограф может в пункте 1.1 не только выкинуть мусор, но и склеить свои панорамы. Тогда исходные файлы для панорамы можно будет исключить, оставив только конечный продукт. В моем случае подобной утопии не было, и все панорамы я склеил сам.

3.1. Группировка панорам

В поиске панорам среди чужих исходников неоценимую помощь оказывает автоматическая группировка фотографий по времени снимка. Эффект очень простой - лайтрум автоматически создает группы, если между соседними кадрами прошлом меньше чем Х секунд, где Х единственный параметр (я использовал Х=8). Лайтрум, безусловно, объединит и много всего лишнего, но с панорамами ошибок не будет. Для этого выделяете все фотографии с какой-нибудь камеры и из контекстного меню запускаете этот могучий инструмент. https:// helpx. adobe. com/ lightroom/ help/ grouping- photos- stacks. html

Дальше - больше, лайтрум также умеет создавать панорамы и hdr прямо из RAW-файлов вашей библиотеки. Он создает новый dng-файл в папке с исходниками, у которого вы также можете крутить все ползунки, как будто при работе с RAW. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/panorama.html

3.2. Обработка панорам

Небольшие панорамы до 10 кадров я создавал в лайтруме, больше 10 - обрабатывал в PTGui. Лайтрум очень удобен при склейке панорам - нажал одну кнопку, подождал и все готово. Результатом склейки панорамы является новый "увесистый" dng-файл, занимащий примерно столько же места, сколько сумма исходных RAW-снимков. Конечный dng-файл можно "без потерь" обрабатывать всеми средствами лайтрума. Если у вас производительный компьютер, резкие снимки и много места на жестком диске - то смело создавайте панорамы в лайтруме. На моем компьютере клеить 10 кадров уже занимало минут 5, и я не смог терпеть. При склейке панорам в лайтруме я оставался в рамках папки с исходниками фотографий.

До лайтрума я успел познакомиться с программой для склейки PTGui и я могу уверенно сказать, что она очень помогла при создании панорам. Из минусов - необходимо обработать и экспортировать JPEG-файлы «паззлов» будущей панорамы, конечный файл не является RAW и его невозможно редактировать lossless «без потерь», как это реализовано в лайтруме. Самый большой плюс - возможность видеть кусок какого файла используется в том или ином месте конечной панорамы. Если у какого-то из файлов «уплыла» резкость - то его вклад в панораму можно минимизировать с помощью маски или полностью выкинуть. Из своего опыта отмечу, что такое приходится делать достаточно часто. В лайтруме маску к нерезкому файлу не нарисуешь - его будет очень заметно на панораме. Ну и потом на больших панорамах в несколько рядов с помощью масок PTGui можно полностью контролировать результат склейки.


Я сделал небольшую сравнительную табличку этих инструментов и всячески агитирую осваивать PTGui, если желаете развиваться в плане создания панорам. В табличке не указан критерий "Используемый объем жесткого диска" , где далеко вперед оторвался PTGui с файлами настроек по 100-200Кб. Размер dng-файла лайтрума примерно равен сумме исходных снимков и в моем случае составлял 100-300Мб на каждую панораму, что в пересчете на количество панорам съедает приличный объем жестого диска. На картинке выше совсем вопиющий случай: на панораму из 5 кадров по 25 Мб лайтрум резервирует почти 200 Мб dng-файл. Если его отрендерить в жпег Q=11/12, то файл будет весить чуть меньше 18 Мб.

В завершение хотелось бы напомнить о существовании инструмента фотошопа content- aware fill (недоступна ни в лайтруме, ни в PTGui). Этот инструмент прекрасно заполняет пустые места (особенно небо) на ваших панорамах и позволяет сохранить информативность ваших панорам без ущерба эстетичности.

3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог

Для обработки в PTGui я создавал отдельную папку для каждой панорамы и перемещал туда RAW-файлы. Обрабатывал их, экспортировал в JPEG 100% и проводил процедуру склейки. На выходе получался один большой JPEG-файл, которого не было в лайтрум-каталоге после пункта 1.1 - а это значит, что целостность фотопотока нарушалась. Если вы сделали синхронизацию по времени на самом начальном этапе - то при добавление готовой панорамы в лайтрум она встанет на нужное место по времени.

По большому счету, исходные файлы из которых склеиваются панорамы начинают лишь загромождать каталог и мешать процессу. Я считаю, что достаточно логичным выглядит создание отдельной папки для панорам и перемещать туда все «сырье» для панорам, оставляя в исходниках лишь конечные dng и jpeg файлы. Папка с «сырьем» должна находить на уровне исходников. Теперь выделяя все исходники - 1927 файлов с панорамами просто не отображаются в библиотеке - это удобно.

4. Обработка остальных фотографий

Теперь, когда в библиотеке лежат обработанные панорамы и отсутствует «сырье» для них можно приступать к обработке остальных снимков. В ретуши фотографий я недалеко ушел от кнопки «Авто», поэтому предлагаю вам черпать знания об этом в других местах. С технической точки зрения хотел бы вас призвать разработать какую-то методику по сортировке фотографий и заниматься этим с самого начала. А может я и не прав, и в конце гораздо проще пробежаться по библиотеке и отсортировать то, что нужно.

В лайтруме можно использовать рейтинг 0-5 звезд, 6 цветов и флаги. Я в процессе обработки почти не удаляю файлы из каталога (за исключением пропущенного мусора из п.1.1.), обработанный файлам я ставлю оценку 1 звездочку, чтобы потом легко сформировать массив фотографий на экспорт (возможно тут разумнее было бы использовать таки-флаги). https://helpx.adobe.com/lightroom/help/flag-label-rate-photos.html

Для того, чтобы вам проще было придумать свою систему - пару примеров. Красить панорамы голубым, элементы флоры и фауны - зеленым, красным что-то плохое. Групповым фоткам с перевала поставить 5 звездочек, а карты для гугл-земли отметить флагом. Подобная организация файлов в лайтруме в-основном нужна для экспорта тех или иных изображений в отдельные альбомы. В комментариях было бы интересно почитать кто и как использует зведочки, цветы, флажки в лайтруме - особенно интересно про звездочки, так как в фильтре используется отсечка по нижней границе.

5. Отметка фотографий на карте

Фотографии из похода полезно бы отметить на карте, это автоматизирует их геопозиционирование во всяких сервисах типа panoramio и т.д. Кроме того, при использовании в отчетных данных люди смогут понять, где сделана фотография. Отмечать фотографии можно двумя способами, правильно и «как мы».

Правильный способ подразумевает создание треклога на протяжении маршрута. Это такой файл, который содержит отметки о вашем местоположении в конкретный момент времени. В самом деле как только вы синхронизировали все фотографии из похода с мировым временем - можно их автоматически привязать в модуле “ Map” лайтрума. Займет это совсем немного времени и от вас нужно будет просто подождать. За то у всех файлов пропишутся GPS-координаты, это будет удобно. https://helpx.adobe.com/lightroom/help/maps-module.html

Если у вас нет треклога - разметка фотографий на карте происходит вручную, «как мы» и сделали. Вам понадобится штурман группы, который нарисует нитку пройденного маршрута. Хронометрист группы, который подробно опишет в какой момент времени где находилась группа. Впрочем, любой другой участник, который может отождествлять место по снимку подойдет.

А дальше вы берете, открываете нитку маршрута в гугл-земле на одном мониторе, на соседнем открываете лайтрум и как можно точнее расставляете фотокарточки по карте. Достаточно точно можно разместить фотографии с, фотографии с мест стоянок (при отправке спутниковых сообщений). Все остальной «на глаз» и на совесть.

Кстати, из kmz-нитки, получаемой в гугл-земле можно сделать ориентировочный по времени gpx-файл, который и скормить лайтруму, тогда можно работать без второго монитора. Например, взять координаты из нитки и поставить к каждой точке сдвижку по времени в 1 минуту. Автоматическую привязку не делать, но трек будет видно хотя бы.

6 . Экспорт фотографий

Последний шаг - экспортирование фотографий. От готовых файлов мне прежде всего хотелось, чтобы они все шли в хронологическом порядке, чтобы все были в одном месте и не приходилось искать по разным папкам, чтобы информация о дате была в имени файла - это поможет при написании отчета.

Все эти проблемы решаются правильным именем файла, задаваемого во время экспорта. Первое что пришло в голову - это применение автонумерации: 001, 002, 003. В-общем, это скользкая дорожка, не рекомендую так делать. Если вы захотите заменить какой-то файл в альбоме - нужно будет вручную переименовывать потом новый файл. Если вдруг захотите расширить альбом новыми фотографиями - то придется вклиниваться в последовательность опять же ручным переименованием файлов типа 062а, 062б и т.д., т.к. 063 был занят при предыдущем экспорте. Конечно, можно каждый раз делать экспорт сызнова, обновляю нумерацию, однако я нахожу это непрактичным при размере альбома в более в 1000 файлов.



Я бы предложил именовать файлы вышеуказанным пресетом. В данном случае один и тот же файл будет всегда иметь одно и то же имя и обновляться автоматически. А правильная синхронизация по времени выдаст нужную хронологию. При таком подходе можно будет сначала экспортировать все файлы с нужным разрешением, а потом, к примеру, экспортировать все панорамы в высоком разрешении в ту же самую папку. Всю вот эту меджиковскую порнографию с параметрами съемки в имени файла я не люблю, нафик-нафик.

Заключение

Если оглянуться назад и задаться вопросом - стоило ли оно того, я без сомнения отвечу, что стоило. Я считаю, что лишь в рамках подобного подхода к обработке фотографии можно выжать максимум полезной информации из накопленного материала. С учетом того, что некоторые перевалы были пройдены нами впервые и любая информация по ним представляет ценность для пешего туризма - делать абы как не хотелось.

На протяжении похода возникла идея о составлении статистики похода, и я думаю она бы здесь неплохо смотрелась. На группу из восьми человек у нас было четыре зеркальных камеры и 5 стёкол.

После сортировки мусора осталось 5278 фотографий, 1927 из которых при помощи PTGui были склеены в 140 jpeg-панорам. В лайтруме было склеено еще 103 dng-панорамы, где число сырых файлов на панораму не превышало 10. Было снято 60 hdr-фотографий. В конечном альбоме содержится 20 групповых фотографий. В среднем группа делала 240 кадров в день, 86 из которых составляли крупные jpeg-панорамы.

Ну и на этом все, художественного альбома пока мы не сделали, а альбом на 1500 фотографий показывать просто неприлично. Посмотрите еще раз слайдфильм и танец лучше .

А расскажите, плиз, кто как хранит файлы? Я для себя выработал простую схему, которой следую примерно с 2002 года. Пока доволен, затруднений при работе с архивом не испытваю. Пробовал специализированные программы (Adobe Lightroom, Picasa и другие), не понравилось. Я обычно стремлюсь к максимальной простоте, скорости и независимости от софта. Поэтому в первую очередь искал примитивное решение на уровне файловой системы. Тем более жёсткие диски для архива расположены у меня на отдельном компьютере и работаю с файлами я по сети. Почему-то я уверен, что найденная мною схема не оригинальна и ею пользуются многие фотографы:) Но мы хотели обсудить в деталях вопросы каталогизации, так что рассказываю свой подход и жду взамен ваших мнений.

Организация архива

Специально для фотоархива в своё время я купил жёсткий диск объёмом 500 Гб и установил его на отдельный компьютер. Дома у меня Wi-Fi локальная сеть, построенная на роутере Linksys WRT54G, с выходом в интернет и два компьютера (мой старенький ноутбук IBM T42 и компьютер жены). В скором времени планирую купить ещё один комп, специально для обработки фото. На нём скорее всего будут установлены дополнительные диски для архива, вероятно на RAID-массиве. Все файлы в архиве хранятся согласно следующей схеме директорий:

YYYY
YYYY-MM-DD_index
PSD
RAW

Где YYYY - год, MM - месяц, DD - день (именно в такой последовательности), index - дополнительный текстовый индекс (не обязательно), PSD - папка с файлами обработки, RAW - папка с файлами RAW.

Снимаю я всегда (за редким исключением) в JPEG с максимальным качеством + RAW. JPEG использую, как минимум, в качестве превью. Все такие файлы лежат прямо в директории съёмки YYYY-MM-DD_index . Если нужно обратиться к файлам RAW, они лежат на более глубоком уровне в специальной папке. Результаты всех обработок всегда сохраняю в формате PSD в соответствующей директории. Там же храню другие файлы, связанные с обработкой (файлы панорамных склеек, внутренние фотошоповские файлы, специализированные экшены и т.д.).

Работа с архивом

В корневой директории фотоархива я создал табличный файл photoarchive.xls , в котором есть всего две колонки - ДИРЕКТОРИЯ и ОПИСАНИЕ. Каждая строчка выглядит примерно следующим образом:

2006-09-24 Непецино по дороге в Рязань, прогулка с Мотей
2006-11-11 Концерт White Owl в Вермеле (презентация альбома)

Сейчас я понимаю, что файл XLS для этих целей не нужен, вполне достаточно было бы использовать просто TXT (и скоро я переведу описание архива в текстовый файл). Но главное, как ведется поиск по архиву. А ведётся он очень просто, через комбинацию клавиш CTRL+F:) Набираем, например в поиске "Непецино", находим название нужной директории. Далее обращаемся к этой директории и смотрим файлы. Вуаля!

Система, конечно, несовершенна, т.к. не описывает подробно каждый файл - что было бы идеально, наподобие организации архивов в фотобанках. Но создание полноценной базы данных и описание каждого файла - сложная, рутинная работа. Лично мне заниматься этим не очень хочется, т.к. это отнимает много времени. Моя цель - найти простую схему, которая позволит легко ориентироваться в файлах.

Ощутимую помощь в этом составляют так называемые индексы - дополнительные короткие названия. За счёт них часто не требуется даже обращаться к файлу описания архива. Примеры использования индексов:

2007-08-19_dacha
2007-09-31_dubrovicy
2007-11-25_aral

Основное замедление работы в моём случае - работа с файлами по сети. Но в архив у меня файлы попадают не сразу. Каждая съёмка сначала оседает на моём личном компьютере. Обработка может занять несколько дней, а может занять несколько месяцев. Параллельно в обработке может находиться одновременно несколько съёмок. И только после того, как съёмка полностью обработана, я ставлю её на перекачку по сети в архив. Некоторые уж очень объёмные съёмки (которые особенно раздуваются вместе с PSD-файлами), переношу на флешках.

Если со временем требуется редактировать PSD, то перекачиваю их к себе на компьютр, а по окончании работы закачиваю обратно в архив, обновляя там файлы.

Просматриваю файлы, как правило, с помощью ACDSee Pro. Последнее время, как ни странно, стал также иногда использовать внутренний просмотровщик от Microsoft Windows (называется "Вид -> эскизы страниц").

Резервирование

Создание резервных копий - это святая святых при работе с файлами. И лучше это понять ДО того, как будет утеряна какая-нибудь уникальная съёмка. У меня, к счастью, такого ни разу не было, но однажды инфаркт подобрался вплотную. С тех пор я стараюсь стабильно бэкапить все архивные файлы, придерживаясь следующих принципов:

  • резервные копии сохраняю на CD и/или DVD, на минимальной скорости записи и с обязательной проверкой записанных данных (галочка "Verify data" в Nero Burning ROM)
  • записанные диски храню в специальной CD/DVD-сумке и никогда (!) к ним не обращаюсь, стараюсь даже не перекладывать
  • если возникает необходимость обратиться к архивному диску, после восстановления данных диск необходимо уничтожить, а вместо него записать новый; количество обращений к архивному диску не должно быть более 1-го, т.к. в этом случае диск лучше считать уже поцарапанным
Файлы сканирования

Недавно мы с женой купили сканер и начали оцифровывать старые бумажные фото. Честно говоря, как работать с такими файлами, я пока не очень представляю. Пока создали в корне фотоархива директорию scan , а внутри папки 0001 , 0002 , и т.д. Каждая папка обозначает сессию сканирования. Внутри пока лежат необработанные TIFF"ы, тоже по номерам - 01.tiff , 02.tiff и т.д. Предполагается отдельный текстовый файл с описанием сканов, наподобие файла описания основного архива.

В общем, примерно такая схема каталогизации. Схема, на мой взгляд, хорошо работает с относительно небольшими объемами. В моём случае, это около 20.000 файлов общим объёмом 100 Гб (вместе с RAW и обработкой), начиная с 2002 года (т.е. порядка 6 лет на сегодняшний день). А вот интересно было бы послушать как организовывают работу с файлами те, кто действительно много снимает. Особенно репортажники, ау, поделитесь секретами:) Ну и все остальные, welcome! Большая просьба сразу указывать в комментах объём вашего архива - с какого года, количество файлов, общий объём в гигабайтах (ну или террабайтах, у кого сколько). Спасибо!

UPDATE от 20.05.2009

Третий компьютер купил. Давным-давно (больше года уж точно) не снимаю в JPEG вообще, только в RAW. Соответственно, файлы хранятся в следующей структуре:

2009-02-12_vietnam
PSD

RAW-файлы в папке съемки. Там же параметры RAW-конвертации в виде XMP-файлов. Для просмотра файлов и их отбора использую Adobe Bridge, для конвертации Adobe Camera Raw. Не использую Adobe Lightroom в связи с тем, что он не открывает файлы напрямую с жесткого диска, а я работаю с распределённым по разным компьютерам архивом по сети. Текущий объём архива порядка 250 Гб. XLS-файл тоже давно не использую, ориентируясь только по датам и индексам в названиях директорий. Думаю будет полезно начать использовать ключевые слова в raw-файлах, но никак не соберусь освоить. Для бэкапа планирую купить выносные жесткие диски большой ёмкости (можно медленные).

Безудержное желание фотографировать всё и вся свойственно любому владельцу цифровой камеры. Поэтому на компьютерах подавляющего большинства пользователей (кто из современных пользователей не фотографирует?) довольно быстро скапливается немыслимое количество снимков, которые зачастую находятся в беспорядочно названных папках и имеют ничего не значащие имена. Найти нужный снимок в таких гигабайтных фотодебрях довольно сложно, ведь каждый раз просматривать весь фотоархив нереально. В итоге уникальные снимки, на которых были запечатлены какие-то памятные минуты жизни, скорее всего, окажутся затерянными среди сонма прочих изображений.
Вместе с тем обеспечить быстрый и удобный доступ к конкретным фотографиям не так уж сложно. Для этого потребуется хорошо продумать систему хранения изображений в своем фотоархиве и привлечь к делу специализированный программный инструментарий.

Хранение снимков на компьютере

Первым делом стоит четко уяснить, что хранение всех снимков в цифровой камере - это не самый удобный и, конечно, не самый надежный способ. Лучше после каждой фотосъемки скачивать фотографии на компьютер, причем делать это как можно скорее - пока воспоминания о событиях еще свежи в памяти. После этого разумно сразу избавляться от плохих кадров - размытых снимков, слабо освещенных фотографий, снимков не в фокусе и т.д. Разумеется, некоторые из них могут быть улучшены теми или иными программными средствами, однако при наличии таких же изображений лучшего качества тратить время на исправление дефектов съемки явно не стоит.

Само собой, при импорте фотографий на компьютер лучше сбрасывать их не в случайно созданные папки - в противном случае в дальнейшем вы будете затрачивать уйму времени на поиск нужных снимков. Следует разработать некую иерархическую систему хранения изображений (с учетом нюансов возможного поиска), а потом сохранять снимки в соответствии с собственной системой правил.

Существует множество вариантов организации хранения изображений в фотоархиве. Чаще всего при распределении снимков по папкам руководствуются календарно-географическим принципом (в этом случае в имени папки фигурируют дата и место - например 2011_05_27_Крит) либо делят снимки по папкам с учетом событий, на которых они были сделаны (скажем, 2011_07_31_День рождения), - рис. 1. Можно также учитывать в системе тематику снимков (пейзажи, животные, цветы и т.д.) и т.д. В общем, у каждого пользователя окажется свой вариант иерархии в фотоархиве, который зависит от значимости для него тех или иных критериев.

Рис. 1. Возможный вариант
структуры папок фотоархива

Кроме того, для поиска может оказаться полезным, если вы будете помечать фотографии ключевыми словами (семья, отпуск, корпоратив и т.п.), объединяя их тем самым в виртуальные тематические коллекции. Это позволит в дальнейшем быстро выявлять (путем фильтрации или иначе - зависит от того, какое программное средство будет использоваться для решения этой задачи) снимки с учетом интересующих ключевых слов. Быстрее назначать такие ключевые слова сразу в процессе импорта изображений с камеры, хотя можно выполнить эту операцию и позднее - после сохранения фотографий на диске. К сожалению, в любом случае первоначальный процесс назначения ключевых слов потребует определенного времени и усилий, правда современные программные средства позволяют назначать ключевые слова сразу группам фотографий, что заметно ускоряет процесс. Кроме того, подходить к назначению ключевых слов нужно обдуманно - с прицелом на предполагаемые нужды и, опираясь на программный инструментарий, который будет задействован для управления фотоархивом.

Что касается имен файлов, то тут не всё однозначно. Желательно использовать описательные имена файлов, по которым можно было бы легко ориентироваться, что это за снимок, поскольку догадаться по имени вида DSC_0705 о том, что это, скажем, снимок с семейного отдыха в Таиланде, совершенно нереально. Поэтому лучше переименовывать снимки по шаблону. Вид шаблона определяется нюансами поиска. Нам представляется предпочтительным присутствие в имени снимка даты (возможно, только года и месяца) и номера кадра - например 2011-09-05_0015.jpg или 2011-09_0015.jpg (15-й кадр, снятый 5 сентября 2011 года или в сентябре 2011 года) - рис. 2. Возможно также добавление к имени снимка названия места или события - вариант имени конкретного фото из группы в таком случае может иметь вид: Thailand_2011-09_0015.jpg. Подобное переименование следует осуществлять в пакетном режиме (вручную переименовывать сотни и тысячи файлов совершенно нереально) - лучше в процессе импорта файлов или сразу после их загрузки в фотоархив.

Рис. 2. Пакетное переименование файлов

Разрабатывая вариант иерархического разделения фотографий, стоит руководствоваться двумя важными принципами. Во­первых, по возможности размещать однотипные фотографии вместе - в дальнейшем это упростит ориентацию. Во­вторых, каждый снимок вносить в архив в единственном экземпляре, в противном случае заметно увеличится объем архива, а также возникнут сложности при необходимости редактирования изображений, имеющих дубликаты. Необходимо также заметить, что удобнее (как в плане ориентации, так и с точки зрения предполагаемого резервирования) хранить свой фотоархив на отдельном диске или в его отдельном разделе (в идеале - на отдельном внешнем диске), куда никакая другая информация сохраняться не будет.

Управление снимками

Управлять фотоархивом после настройки иерархической системы хранения снимков на диске можно с помощью разнообразного программного инструментария. Самое простое и доступное - воспользоваться библиотеками Windows 7. Библиотеки, по сути, представляют собой виртуальные папки, в которых объединяются файлы независимо от их физического расположения. Благодаря этому упрощаются поиск, использование и упорядочение файлов, находящихся на компьютере или в сети. По умолчанию библиотеки предназначены для более эффективного управления документами, музыкой, изображениями и видео, хотя при желании их можно использовать и для организации других файлов. Просмотр файлов в библиотеках осуществляется точно так же, как в обычных папках.

В случае работы с собственным фотоархивом имеет смысл создать специально предназначенную для этого библиотеку, присвоить ей соответствующее имя (например, «Фотоархив»), а затем непосредственно из проводника указать Windows диапазон папок, которые будет содержать новая библиотека (рис. 3). Стоит заметить, что указываемые папки с фотографиями могут храниться на различных носителях (например, на жестком диске стационарного ПК и внешнем жестком диске), но, тем не менее, после помещения их в библиотеку окажется возможным просмотр соответствующих изображений в одном окне. И удобство не только в этом - также можно будет упорядочивать файлы по свойствам (например, по дате, типу и т.п.), сортировать и группировать их по ряду параметров, включая ключевые слова (рис. 4).

Рис. 3. Определение диапазона папок для созданной библиотеки в Windows 7

Рис. 4. Группировка снимков с учетом ключевых слов через библиотеки
Windows 7

Можно пойти иным путем - использовать приглянувшийся просмотрщик графики, в котором имеется минимальный функционал для организации фотоколлекций - как правило, поддержка категорий, меток и оценок (подобные возможности предусмотрены во многих решениях такого плана). Какое решение выбрать - дело вкуса и кошелька, поскольку на рынке можно найти как признанные коммерческие продукты, так и вполне достойные альтернативные бесплатные приложения. В качестве примера назовем хорошо известную большинству пользователей платную программу ACDSee и набирающий популярность бесплатный кроссплатформенный просмотрщик XnView. Оба названных программных продукта предназначены для просмотра, организации и простого редактирования изображений.

Работать со снимками в данных решениях легко и удобно, поскольку разработчики предусмотрели разные варианты просмотра изображений, включили в них простые инструменты для выполнения базовых операций редактирования, продумали функционал для удобного обмена снимками и т.д. Что касается организации фотоархива и получения быстрого доступа к интересующим изображениям, то и тут возможности, конечно, более внушительные, чем в библиотеках Windows 7 (на то и специализированный софт!). Так, рейтинговая оценка изображений позволяет присвоить каждому снимку некоторое значение с точки зрения его ценности (например, качества), благодаря чему в дальнейшем можно будет быстро находить наиболее востребованные оригиналы изображений. Применение цветных меток также упрощает организацию - подобными метками, например, можно отмечать изображения на разных этапах рабочего процесса (одними цветами - исходные снимки, другими - снимки после проведения коррекции, третьими - снимки, отобранные для печати, и т.д.) - рис. 5. Не менее удобно использование категорий, благодаря которым можно моментально найти изображения, относящиеся к конкретной категории или даже сразу к нескольким (рис. 6).

Рис. 5. Использование настраиваемых цветных меток для выделения снимков
в ACDSee

Рис. 6. Быстрое получение доступа к снимкам сразу из двух категорий в XnView

Как правило, еще более удобный вариант управления фотоархивом предоставляют органайзеры фотографий, которые предназначены для упорядочения и сортировки цифровых снимков. Поэтому нет ничего удивительного в наличии в этих продуктах более продвинутых возможностей для организации фотоколлекций и быстрого поиска снимков в них. Решений подобного плана на рынке множество. Часть из них (такие как Apple Aperture, Adobe Photoshop Lightroom, ACDSee Pro Photo Manager и т.п.) достаточно дороги, сложны в освоении и ориентированы на профессиональных фотографов. Вместе с тем домашним пользователям тоже жаловаться не на что - к их услугам многочисленные компактные и простые в освоении приложения, приемлемые по цене либо вообще бесплатные. В качестве примеров подобных программ можно назвать Zoner Photo Studio, PicaJet и Picasa.

Каталогизировать снимки с помощью органайзеров фотографий проще простого - достаточно поместить каждую фотографию сразу в предназначенный ей логический каталог­категорию (рис. 7) или сначала в общее хранилище, а затем присвоить снимкам категории (нередко с возможностью выделения разных категорий иконками), оценки и метки, а также назначить ключевые слова (это определит принадлежность изображений к конкретным логическим группам). Отметим, что назначать ключевые слова можно сразу всем выделенным снимкам и не по одному ключевому слову за один прием (рис. 8) - это существенно сокращает трудоемкость данной операции.

Рис. 7. Добавление файлов с диска в категорию PicaJet

Рис. 8. Назначение ключевых слов в Zoner Photo Studio

Всё это позволит в дальнейшем быстро находить нужные фотографии путем поиска, фильтрации, сортировки и группировки. Особо стоит отметить возможность учета при поиске и фильтрации ключевых слов, благодаря чему становится возможным выполнение сложных поисковых запросов (с учетом не только одного, но и нескольких ключевых слов) - рис. 9. В частности, манипулируя ключевыми словами, можно без особых усилий разыскать в недрах жестких дисков все снимки с закатом на реке, сыном на велосипеде, храмами в ходе реставрации, цветущими яблонями и т.п., причем даже при условии, что съемку таких объектов вы проводили по ходу дел, многократно и в разное время.

Рис. 9. Быстрый поиск с учетом ключевых слов в Zoner Photo Studio

Кратко о продуктах

ACDSee 14.3

Разработчик: ACD Systems

Размер дистрибутива: 71,8 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP2)/Vista/7

Способ распространения: shareware (30-дневная демо-версия - http://www.acdsee.com/en/free-trials)

Цена: 29,99 долл.

ACDSee - всемирно известный просмотрщик графики (рис. 10), ориентированный как на профессионалов, так и на домашних пользователей. Включает инструментарий для быстрого и удобного просмотра файлов самых разных графических форматов, а также аудио­ и видеофайлов и архивов. Помимо просмотра графики, данное решение может быть использовано для редактирования и каталогизации снимков, пакетной обработки файлов, поиска дубликатов, онлайнового обмена изображениями и пр.

Рис. 10. Работа со снимками в ACDSee

В основе каталогизации в ACDSee лежит применение категорий, рейтингов и разноцветных меток. Категории создаются вручную (есть предустановленный список базовых категорий) и могут быть вложенными; для лучшей ориентации категории выделяются разными иконками. Рейтинги в этой программе базовые, а вот метки можно редактировать, что позволяет выделять изображения в логические группы в соответствии с личными задачами. Имеется поддержка ключевых слов и геотэгов, возможно редактирование EXIF- ??и IPTC-данных. Импортируются в категории снимки с самых разных устройств: жесткого диска, компакт­дисков, цифровых камер, флэш­накопителей, сканеров и др. Поддерживается пакетное переименование файлов. Одним щелчком мыши можно отправлять отобранные из разных мест по какому-то принципу файлы в так называемую корзину изображений (Image Basket) для дальнейшего редактирования или обмена. При просмотре изображения отображаются в виде миниатюр, в полноэкранном виде или как слайд­шоу; при необходимости отдельные фрагменты изображения несложно рассмотреть в увеличенном виде с помощью «лупы». Получить более быстрый доступ к нужным снимкам несложно, воспользовавшись сортировкой, группировкой и фильтрацией с учетом размера изображений, даты, рейтинга, меток, EXIF-данных, категорий и ключевых слов.

Встроенная в программу панель редактирования, помимо поддержки базовых операций (вращение, кадрирование и пр.), поможет исправить экспозицию изображения, отрегулировать уровни и кривые, осуществить цветовую коррекцию, избавиться от эффекта красных глаз и шума, а также наложить на изображение стандартные фильтры. Названные операции могут выполняться в отношении не только одиночных снимков, но и сразу нескольких изображений в пакетном режиме. Предусмотрен инструментарий для сравнения изображений и конвертирования их в другие растровые форматы. Кроме того, ACDSee позволяет записывать снимки на CD/DVD-диски, объединять их в слайд­шоу, PDF-файлы и веб­альбомы, а также легко обмениваться изображениями, загружая их в социальные сети, на FTP-серверы и т.д.

Zoner Photo Studio 14

Разработчик : Zoner Software

Размер дистрибутива : Zoner Photo Studio Free - 26,7 Мбайт; Zoner Photo Studio Pro - 87,7 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP2)/Vista/7

Способ распространения: Zoner Photo Studio Free - freeware; две другие редакции - shareware, 30-дневная демо-версия (http://www.zoner.com/ww-en/download-free-photo-program)

Цена : Zoner Photo Studio Home - 34, 99 долл., Zoner Photo Studio Pro - 69,99 долл., Zoner Photo Studio Free - бесплатно

Zoner Photo Studio - недавно появившаяся на рынке, но уже хорошо зарекомендовавшая себя программа для управления и редактирования снимков и организации совместного доступа к ним (рис. 11). Возможности данного решения впечатляют, многие функции реализованы разработчиками с оглядкой на профессиональные продукты, в частности на Adobe Photoshop Lightroom. Программа представлена в трех редакциях: бесплатной Zoner Photo Studio Free и двух коммерческих - Zoner Photo Studio Home и Zoner Photo Studio Pro. Возможности бесплатной редакции ограничены базовым функционалом. Кроме того, у этой редакции нет 64-разрядной версии и она не поддерживает GPU-ускорение, а также работу на двух мониторах.

Рис. 11. Организация фотоколлекции в Zoner Photo Studio

Zoner Photo Studio обеспечивает создание фотоархива в виде набора альбомов на базе существующей структуры папок либо вручную. Альбомы имеют неограниченный уровень вложения, и проще всего их создать, перетащив на папку «Альбомы» навигатора программы соответствующие папки со снимками из окна проводника. Пополнять фотоархив можно непосредственно с устройств (с карт памяти камеры, сканера и пр.), а также путем получения изображений с веб­сайтов, PDF-файлов и др. Изображения при просмотре отображаются в виде пиктограмм или миниатюр, для ускорения доступа к интересующим снимкам несложно воспользоваться сортировкой, встроенным поиском и фильтрацией. При фильтрации и поиске могут учитываться EXIF-данные, ключевые слова, служебная текстовая информация (заголовок, описание и пр.), а также оценки, метки и GPS-координаты (последние вводятся вручную либо считываются с карт Google). Предусмотрена возможность пакетного переименования файлов по шаблону.

Возможности редактирования также внушительны и заинтересуют как новичков, так и продвинутых пользователей. Первые могут ограничиться базовыми функциями (вращением, кадрированием, выравниванием, автоматическим улучшением снимков), а вторым будет небезынтересно обратиться к таким функциям расширенного редактирования, как корректировка уровней, правка цвета, улучшение экспозиции, уменьшение шума и т.п. Любые изменения могут применяться не только к одному, но и сразу к нескольким изображениям в пакетном режиме. Имеется также функционал для конвертирования изображений из форматов RAW в растровые форматы и редактирования EXIF-данных. Избранные фотографии несложно объединить в PDF-слайд­шоу или преобразовать в открытку, возможно даже создание 3D- и HDR-изображений. Что касается публикации, то тут стоит отметить создание веб­галерей, запись DVD-презентаций, печать (по шаблонам и фотокалендарей), отправку по электронной почте, а также загрузку в Facebook, на Flickr и в веб­альбомы Picasa.

PicaJet 2.6

Разработчик: Picajet.com

Размер дистрибутива: PicaJet FX - 5,91 Мбайт; PicaJet Free - 4,81 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2000/2003/XP/Vista/7

Способ распространения: PicaJet Free - freeware; PicaJet FX - shareware, 15-дневная демо-версия (http://www.picajet.com/ru/index.php?page=download)

Цена: PicaJet FX - 490 руб.

PicaJet - удобная и очень простая в применении программа для каталогизации коллекций изображений (рис. 12). Она представлена в двух редакциях: бесплатной PicaJet Free и коммерческой PicaJet FX. В бесплатную редакцию включен только базовый набор функций - в частности не предусмотрено создание категорий, более чем ограничены возможности сортировки и поиска и т.д., поэтому выбирать PicaJet Free для управления большими и сложными архивами не рекомендуем. В коммерческой редакции есть весь необходимый для эффективной организации фотоархивов набор функций, и она вполне может устроить большинство домашних пользователей.

Рис. 12. Управление фотоколлекцией в PicaJet

Для организации фотоархива в PicaJet используются категории, которые создаются автоматически в ходе добавления изображений на базе имеющейся структуры папок и/или на базе IPTC-данных либо вручную. Уровень вложения категорий не ограничен. Добавлять снимки в коллекцию можно с цифровой камеры, сканера, веб­камеры, CD/DVD-дисков и папок жесткого диска. Для ускорения процесса включения изображений в фотоархив разрешается использовать горячие клавиши; также можно быстро импортировать изображения из проводника путем перетаскивания. В целях лучшей идентификации категорий им можно присваивать разнообразные иконки. Назначение категорий производится в ходе импортирования либо вручную, для чего достаточно перетащить группу снимков на категорию. Имеется функционал для пакетного переименования выделенных файлов на основе шаблонов. При необходимости выделенным изображениям несложно добавить описание и/или рейтинг. Просмотр фотографий может осуществляться с группировкой и/или сортировкой по дате, рейтингу, времени импорта и пр.; возможно отображение снимков при просмотре в виде слайд­шоу.

В плане редактирования предусмотрено выполнение таких операций, как кадрирование и вращение, устранение эффекта красных глаз, корректировка резкости, автокоррекция и т.д. Поддерживается быстрая коррекция нескольких снимков одним кликом, а также изменение их размеров и конвертирование в другой графический формат «на лету». Возможна печать фотографий в популярных форматах (включая 9×13, 13×18, 10×15), а также редактирование метаданных (EXIF и IPTC). Что касается обмена, то тут стоит отметить наличие функционала для создания фотогалерей для публикации на веб­сайте, записи коллекций фотографий на компакт­диски, отправки фотографий на мобильный телефон, а также оптимизации фотографий для отправки их по e-mail.

Picasa 3.9

Разработчик: Google

Размер дистрибутива: 14,5 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP/Vista/7

Способ распространения: freeware (http://dl.google.com/picasa/picasa39-setup.exe)

Цена: бесплатно

Picasa - популярный инструмент для организации, просмотра и простого редактирования фотографий (рис. 13), получивший известность в немалой степени благодаря тесной интеграции с веб­альбомами Picasa. Подобная интеграция расширяет возможности обмена снимками с другими пользователями, и это несомненный плюс. Да и функциональность этой программы в целом на уровне. Однако способ организации снимков, реализованный разработчиками, на наш взгляд, не очень удачен. Кроме того, приложение довольно требовательно к ресурсам и сопровождается весьма посредственно подготовленной справочной системой.

Рис. 13. Организация фотоархива в Picasa

Для каталогизации изображений в Picasa используются альбомы, вложенные альбомы создавать нельзя. Заполняются альбомы вручную, путем разборки найденных после сканирования либо импортирования снимков, что отнимает у пользователя немало времени. Сканирование жестких дисков запускается при первом запуске программы, при этом по умолчанию сканируются все жесткие диски компьютера, что довольно долго - лучше данный процесс прервать, вручную скорректировать через менеджер папок список сканируемых каталогов и вновь запустить сканирование. Фото с жестких дисков добавляются в фотоколлекции автоматически по ходу сканирования, кроме того, можно добавлять снимки вручную путем импортирования изображений с фотокамер, компакт­дисков, карт памяти, сканеров, веб­камер и т.д. Помимо альбомов, в Picasa есть другой инструмент каталогизации - коллекция «Люди». С ее помощью обеспечивается каталогизация снимков по изображенным на них людям с подключением технологии распознавания лиц. Создается данная коллекция в полуавтоматическом режиме - лица на всех снимках распознаются автоматически, а пользователю затем необходимо указать интересующих его лиц на снимках для создания соответствующих им альбомов. При просмотре изображения отображаются в обычном режиме либо в виде слайд­шоу с учетом заданного варианта сортировки (по названию, дате и пр.). Для ускорения доступа к нужным снимкам можно помечать избранные фотографии с помощью меток, а также использовать тэги - они напоминают ключевые слова и позволяют впоследствии легко находить фотографии через встроенный поиск. Можно также указывать географические данные, чтобы привязать снимки к карте Google Earth.

Встроенные инструменты редактирования позволяют изменять размеры фотографий, вращать их, кадрировать, а также выполнять ряд операций по коррекции изображений (устранение эффекта красных глаз, выравнивание, настройка контрастности и цветового баланса и др.). Кроме того, возможно переименование нескольких фотографий и их пакетное редактирование, а также онлайновое редактирование изображений средствами сервиса Picnik.com. Имеется функционал для печати фотографий в базовых форматах, а также редактирования EXIF-данных. При желании несложно создать фотоколлаж из выбранных снимков, записать снимки на компакт­диск, создать видеоролик, объединив фотографии в слайд­шоу, или опубликовать в Blogger. Кроме того, можно предоставить доступ к своим альбомам другим пользователям после добавления их в веб­альбомы Picasa.

XnView 1.99.1

Разработчик: Pierre E Gougelet

Размер дистрибутива: 4,36 Мбайт

Работа под управлением: Windows 95/98/NT/2000/ME/XP/Vista/7; есть версии под Mac OS X и Linux

Способ распространения: freeware (http://www.xnview.com/en/download.html)

Цена: бесплатно (для частного некоммерческого или образовательного использования)

XnView - бесплатный кроссплатформенный просмотрщик изображений и других мультимедиафайлов (рис. 14) с поддержкой очень большого количества форматов (на данный момент - более 500). Программа позволяет легко просматривать, обрабатывать и конвертировать файлы изображений, а также оснащена рядом дополнительных функций, включая наличие простых инструментов для организации фотоколлекций.

Рис. 14. Работа с коллекцией снимков в XnView

Управление фотоархивом в XnView построено на использовании категорий, вложенность которых неограниченна. Присвоение снимкам категорий производится вручную и возможно сразу для всех выделенных либо промаркированных файлов. Добавлять снимки в фотоархив можно с диска, а также со сканеров и цифровых камер. Помимо поддержки категорий, для упрощения ориентации среди множества снимков им можно назначать оценки и цветные метки, а также маркировать. При просмотре фотографий разрешается включать сортировку по дате, оценке, формату, ширине/высоте, ориентации, описанию, комментарию и т.д.; возможен просмотр выбранных снимков в режиме слайд­шоу. Реализован в программе и встроенный поиск с учетом базовых параметров изображений, включая EXIF- и IPTC-данные. Предусмотрена возможность пакетного конвертирования и пакетного переименования файлов.

Утилита оснащена базовым набором функций для редактирования изображений (включая уменьшение размера, вращение, кадрирование), позволяет регулировать яркость, контрастность, гамму и цветовой баланс, имеет инструментарий для автоматической настройки уровней, устранения эффекта красных глаз, наложения простых фильтров и эффектов и др. Многие операции могут применяться сразу к группе изображений в пакетном режиме. Возможно редактирование IPTC-данных. При необходимости утилита XnView также может быть задействована для сравнения изображений, печати файлов, создания панорамных изображений, получения скриншотов, генерации мультистраничных файлов и веб­страниц и ряда других действий.

Заключение

Фотоархивы у всех разные, равно как и требования к работе с ними, однако у всех пользователей поиск нужных снимков в архиве отнимает очень много времени. Кардинально ускорить его может только правильная организация фотоколлекции, что подразумевает продуманную систему каталогов в архиве и применение специализированного программного инструментария.

Иерархическую систему каждый пользователь выбирает сам, исходя из тематики снимков и собственных приоритетов, - тут главное, чтобы вам было удобно. Что касается программного инструментария, то тут всё зависит от требований пользователя в плане каталогизации и сложности предполагаемого поиска. Кому­то будет вполне достаточно возможностей библиотек Windows 7 или простого бесплатного просмотрщика, другие предпочтут более функциональные платные решения: популярную программу для просмотра ACDSee или один из рассмотренных фотоорганайзеров, среди которых наиболее удобной для каталогизации нам показалась программа Zoner Photo Studio.



Публикации по теме