Предвыборные обещания. Депутаты не выполнили предвыборные программы

Выборы неотвратимо приближаются, и что мы слышим? Мы слышим все более и более желаемого. И о зарплатах военным, и о пенсиях, и даже об «антикоррупционных мерах». Из последнего, например, дождались обещания ввести периодическую ротацию чиновников контрольных и надзорных органов. Надо понимать, только теперь, перед самыми выборами, додумались?

Поднимаю документ - свое Дополнение к отчету о работе Счетной палаты за 1997 год, направленное тогда официально в Думу и в Совет Федерации. В документе, среди прочего, пункт о необходимости периодической ротации аудиторов по направлениям деятельности - можно догадаться, чем было вызвано тогда это мое предложение. Нет, документ не затерялся - Совет Федерации в июле 1998 года на пленарном заседании даже принял специальную резолюцию в поддержку моей позиции по ряду поставленных тогда вопросов. Что же мешало ввести эту и иные необходимые меры не сейчас, к выборам, а раньше? Вопрос без ответа.

К празднику же обещают, наконец, ввести и контроль не только за доходами, но и за соответствием им расходов должностных лиц. Но введут ли - не в шутку, а всерьез, без каких-либо хитрых нивелирующих оговорок?

Напомню: пункт с поручением правительству Гайдара ввести соответствующие декларации содержался еще в мартовском 1992 года указе президента Ельцина о борьбе с коррупцией. А прямое саботирование этого поручения стало тогда одним из первых оснований для моего (тогда начальника Контрольного управления Президента) конфликта с Гайдаром (тогда председателем Правительства). В 1995 году вопрос об этих декларациях стал одной из тем закона об основах госслужбы - мне довелось быть сопредседателем согласительной комиссии по этому закону от Совета Федерации, но дело практически так тогда и не сдвинулось. После 1999-го года, как нас теперь уверяют, вроде, наступили новые времена - могли бы за двенадцать лет что-то сделать? Или даже если на такое нужно более десятка лет, да и теперь вопрос решается не в текущем режиме, а только к празднику, то почему же и сейчас, перед праздником, вопрос на самом деле не решается, а лишь появляется обещание окончательно решить его в будущем?

Тем не менее, сейчас хоть что-то делают и обещают, когда еще такое будет? Ближайший сеанс совсем скоро - через полгода. Но потом - только через пять лет (после нынешних осенних выборов). Почему же так, кто это нас так обделил? Известно: те, кто дружно голосовал за увеличение сроков полномочия президента в полтора раза - на два года, то есть, до шести лет, а заодно и чуть-чуть - на один год - Думы.

И, возвращаясь к подаркам перед праздником: если это уже осуществленные действия, то мы их можем как-то оценить. А если лишь обещания, то какие основания не то что для уверенности, но даже и для предположения, что обещания будут выполнены? И приходим к еще одному фундаментальному дефекту современной политической системы - обещания можно давать любые, не неся затем за их исполнение совершенно никакой ответственности. И это не печальное отличие или отставание практики от идеи, теории. Напротив, это, оказывается, в строгом соответствии с теорией. Напомню: когда несколько лет назад рабочие АвтоВАЗа проводили забастовку в связи с тем, что не было выполнено предвыборное обязательство по повышению зарплаты (мне тогда пришлось писать об этом в «Столетии»), специалисты авторитетно объяснили, что предвыборные обязательства у нас … не являются публичной офертой. Значит, и об этом сейчас невредно напомнить, можно вообще ничего не слушать о том, что будет. Или якобы будет. Исключительно - анализировать прошлое, оценивать то, что уже делалось и сделано в предшествующий период.

Специально обращаю на это внимание: ряд комментаторов к моим статьям периодически ставит вопрос: зачем ворошить прошлое, мол, важно, что дальше делать? Согласен: думать, понимать, планировать, что делать дальше, необходимо. И мы много об этом говорим. Но это имеет лишь самый минимум отношения к вопросу о выборе, за кого голосовать. Для последнего важнее другое - именно «ворошить прошлое». Тщательно и пристрастно. И не из любви к чьему-либо «грязному белью». Нет, исключительно из желания не ошибиться в выборе, который, повторю, естественно и ответственно делать именно на основе анализа прошлого, а никак не на основе радужных обещаний на будущее.

Вообще, в последнее время многие и в комментариях к статьям в разных изданиях, и на встречах с людьми, в частности, на представлениях моих новых книг, задавали мне один и тот же вопрос: так за кого же голосовать? Или, как минимум, что вообще делать на выборах? Ведь, как известно, сейчас ведется множество не только предвыборных кампаний партий, но и новых специфических кампаний - за то или иное самого разного рода «нестандартное» поведение на выборах. От игнорирования выборов вообще, мол, недопустимо, чтобы ваша подпись вообще где-либо фигурировала, до сознательного превращения бюллетеня в недействительный или выноса его с избирательного участка. При таком обилии тщательно аргументируемых рекомендаций, согласитесь, есть о чем задуматься. Но к этому мы еще вернемся ниже.

Дело в том, что всякое предложение голосовать за ту или иную политическую силу, а тем более, развернутая аргументация за это у нас рассматривается как политическая агитация. И она должна вестись только на платной основе и исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. Если же какое-то СМИ без взимания платы предоставляет свои страницы тем или иным гражданам для выражения их политической позиции, с выходом на прямой вывод в части поведения на избирательном участке, то это рассматривается как незаконная скрытая агитация. Да еще и с подозрением, что деньги за агитацию были выплачены кому-либо «черным налом» - из противозаконных скрытых фондов и, соответственно, прямиком в карманы руководителей соответствующего СМИ. И как в этих условиях мне отвечать вам на сакраментальный вопрос, за кого голосовать?

На этом примере видно, сколь наша политическая жизнь и ее регламентация противоречивы и, на самом деле, лицемерны. Я даже не имею в виду пресловутое использование «административного ресурса» - это уже очевидная банальность. Даже не зная ничего более, даже, скажем, упав с Луны, достаточно было посмотреть вечерние новости по основным телеканалам в нынешние последние перед выборами выходные - какие уж тут «равнее возможности»? Какая тут минимальная «корректность» по отношению к соперникам-противникам? Это, повторю, банальность, но с той лишь, похоже, сейчас актуализирующейся оговоркой, что в условиях относительного благополучия - не объективного, а с точки зрения сиюминутной оценки его гражданами - этот «административный ресурс» может как бы не замечаться, во всяком случае, не вызывать активного протеста. Но при любом изменении ситуации, при малейшем нарастании общественного недовольства привычный метод может неожиданно вызывать и весьма острую обратную реакцию - выступать как сильнейший инструмент агитации против себя же, когда власть фактически своими руками множит и сплачивает ряды своих противников. Предупреждать здесь бесполезно, да и не являюсь я столь искренним доброжелателем нынешней власти, который спешил бы ее предупредить об опасности. Но предупреждаю - не власть, а общество. К сожалению, всякая бесконтрольная власть устроена так, что совершенно аномальное, но до поры не вызывающее протеста и потому разрастающееся и привычное, она воспринимает как единственно возможное и естественное. Когда же протест возникает, совершенно искренне воспринимает его как совершенный экстремизм - то есть сама себя в этом всерьез уверяет…

Но возвращаемся к общему случаю. С одной стороны, требования, призванные хотя бы минимально приблизиться к идеалу «равных возможностей агитации», обоснованны и необходимы. Но, с другой стороны, понятно, что лобовая агитация типа «Голосуйте за Х» - это лишь самый простой и незамысловатый метод воздействия, ориентированный, уж извините, на самых тупых, привыкших при принятии решений в обыденной жизни следовать наставлениям всепроникающей рекламы.

Решения же хотя бы чуть более сложно организованными живыми существами принимаются на основе совершенно иной - мировоззренческой, а также на основе совокупности данных, формирующих ту или иную репутацию политических сил и политиков. При этом, очевидно, во-первых, мировоззрение формируется не сиюминутно перед выборами, а в течение предшествующего более длительного периода времени, когда этот процесс никакими правилами ведения избирательных кампаний не регламентируется. И, во-вторых, репутация политиков для более или менее думающих людей также формируется не сиюминутно перед выборами, а в течение длительного времени. И. более того, не на основе оценочных суждений, в изобилии вбрасываемых в предвыборный период, но и на основе фактических данных, которые думающие люди способны оценить и сами.

Соответственно, возникает вопрос: а сообщения или напоминания о фактах, пусть и играющих против кого-либо или на руку той или иной политической силе - есть ли это агитация, которая должна строго ограничиваться в интересах «равенства возможностей агитации»? Например, я, не баллотируясь никуда лично, но видя, что идут те, про кого я знаю принципиально важное и кто без моей информации может ввести окружающих в заблуждение, должен ли покорно сидеть сложа руки? Или же, напротив, обязан о фактах, существенных при оценке избирателями той или иной партии или тех или иных политиков, найти способ громко заявить? Таким образом, в общем случае: данные о подобных фактах - это политическая агитация, регламентируемая избирательным законодательством, или же это, напротив, объективная информация, право на которую граждане должны иметь независимо от того, идет ли сейчас какая-либо избирательная кампания? Узко юридически, очевидно, агитация. Морально же, по большому счету и даже по духу и букве Конституции - жизненно важная информация, права на которую никто граждан лишать не вправе.

Далее, соответственно, и аргументированная оценка этих фактов, а также предложения по разрешению тех или иных проблем - на это тоже на предвыборный период «табу»? Но тогда, по логике, нужно и категорически запретить на этот период власти вообще принимать какие-либо решения, как минимум, имеющие долгосрочные последствия. Ведь иначе, получается, что общественные силы, не принимающие участие в избирательной кампании, оказываются вообще лишены возможности участвовать в какой-либо общественной дискуссии по самым актуальным жизненно важным вопросам, включая, например, наше нынешнее вступление в ВТО.

Слава Богу, до подобного маразма мы еще не дошли. И по вопросу, например, предстоящего вступления в ВТО никто не препятствует публиковать различные мнения, в том числе, у нас на страницах «Столетия». Более того, ничто не препятствовал мне и в прошлой статье, перед самыми выборами, заявить, что совокупность последствий нашего предстоящего вступления в ВТО столь масштабна, что принятие подобного решения без референдума категорически недопустимо. Это я выразил свою позицию по содержательному вопросу. А вот агитировать напрямую за какую-либо партию, во всяком случае, если не хочу подставлять издание, не вправе. Правда, думающий человек, если сочтет вопрос действительно фундаментальным, наверное сопоставит мою позицию с позициями по этому вопросу различных партий, участвующих в избирательной кампании. Значит, я таким образом оказываю влияние на будущий результат выборов?

К сожалению, нет. Или, скажем так, в существенно меньшей степени, нежели это было в прошлый раз, четыре года назад, когда я, баллотируясь в Думу, имел хотя бы в одном конкретном регионе возможность почти два месяца регулярно непосредственно общаться с людьми.

Да, заповедники свободомыслия нам оставлены, но в действительно массовые СМИ, масштабно влияющие на общественное мнение, имею в виду, прежде всего, основные телеканалы, с альтернативными мнениями именно по ключевым содержательным вопросам и, тем более, серьезной аргументацией никого, конечно же, не допускают. Более того, не допускают совершенно безотносительно того, идет ли избирательная кампания или нет. То есть, масштабное регулирование информационного поля, в том числе, в части формирования массового мировоззрения и допущения и даже раскручивания или же, напротив, растаптывания тех или иных репутаций, осуществляется совершенно иными инструментами, не имеющими отношения к регламентации узко лишь ведения избирательных кампаний.

В довершение картины к этому стоит добавить одну из последних «инноваций» - перевод вопроса о распространении заведомо клеветнических измышлений из плоскости уголовной в сугубо гражданскую. В чьих это интересах? Очевидно - в интересах более сильных, имеющих финансовые и административные ресурсы для массированного введения граждан в заблуждение, в том числе, в предвыборных целях. Согласитесь, клеветать на массовом ТВ по заказу за немалые деньги на ту или иную партию проще и спокойнее тогда, когда после того, как дело сделано и враг на выборах повержен, даже и в худшем случае, по результатам рассмотрения вопроса постфактум, тюрьма не грозит ни в какой ситуации. Максимум - компенсация «ущерба», от чего можно элементарно застраховаться, предусмотрев включение стоимости этого ущерба в «серебренники» за клевету…

Таким образом, обращаю внимание на систему и ее развитие. Ранее мне приходилось говорить и писать о том, что всякая «либерализация» по отношению к мошенникам, всякое смягчение наказания за мошенничество - это не только подрыв экономики страны, но и разрушение (или институциональное закрепление разрушения) важнейших моральных устоев жизни общества. Затем - выведение из числа смертных грехов взятки. Это прямо. А таким образом косвенно - и всей коррупции. Если наказание лишь штраф, то это уже что-то не слишком серьезное, за что можно именно «отделаться» штрафом. Это, очевидно, дальнейшее разложение общества. И теперь, наконец, недвусмысленное поощрение если не всякого, то, как минимум, некоторых видов неприкрытого и целенаправленного вранья - речь ведь не об ошибках и заблуждениях, но о распространении заведомо несоответствующих действительности порочащих измышлений. Какая тут модернизация? Какое единое евразийское пространство? Разлагающееся не способно к созидательному объединению. Хотя, повторю, «либерализация» ответственности за клевету - это не только именно про клевету. Еще и вкупе с тем, что предвыборные обещания у нас - «не публичная оферта», это прямое поощрение вранья вообще как нормы. И коль врать теперь можно и не стыдно, никогда и ни о чем, так и про прогресс в объединении ничто не помешает врать столько, сколько будет угодно…

Но о воссоединении на такой ли основе мы мечтаем?

И вернемся не к голосованию за ту или иную партию, а к методу действия на выборах вообще. Недавно несколько раз прослушал на популярном радио от имени нескольких бывших министров ельцинских правительств, а ныне «оппозиционеров» рекламу конкретного метода поведения на выборах. А именно: прийти, всех зачеркнуть, написать какие-нибудь слова против власти и т.п. Любопытно - ведь это явно платная реклама, но кто же на это выделил деньги. Если из избирательного фонда (хотя так прямо - вряд ли), то из чьего же?

Парадокс, но ведь очевидно, что единственная сила, всерьез заинтересованная в таком поведении, так это та, у которой, с одной стороны, максимален «административный ресурс», но, с другой стороны, именно против нее - как против любой действующей власти - и может голосовать наибольшее количество избирателей по принципу «от противного». А ведь проценты подсчитываются не от всех граждан, а исключительно от числа действительных бюллетеней. Значит, чем больше противников действующей власти не проголосует «от противного» за кого-то иного, а подсказанным такой «оппозицией» методом сделает свой бюллетень недействительным, тем больший процент голосов действующая власть наберет честно, безо всяких фальсификаций. И эти деятели всерьез именуют себя радикальной «оппозицией»?

И в заключение, во избежание недоразумений: в списках каких-то партий, в том числе, в моем родном Петербурге, фигурируют мои однофамильцы, и потому вынужден специально обратить внимание на то, что я лично никуда ни в каких партийных списках не баллотируюсь.

Общая же позиция моя неизменна. В стране, в которой более 90 процентов граждан - не олигархи, не их родственники и даже не их лакеи, просто удивительно и абсурдно прямо или косвенно (неучастием в выборах или порчей бюллетеней) поддерживать неприкосновенность олигархической собственности, право «топов» того же, например, полугосударственного ВТБ получать бонусы (еще сверх основной зарплаты) в несколько десятков миллионов долларов в год, а также «плоскую» шкалу подоходного налогообложения даже для самых, причем, явно неправедно богатых (см. репортажи с лондонского процесса между Березовским и Абрамовичем)…

Специально для Столетия

В разделе

Провожая шестую Думу, редкие аналитики в состоянии припомнить полезные для общества законы, принятые депутатами. «Наша Версия» решила вспомнить обещания, которые народные избранники давали во время прошлой избирательной кампании, но по каким-либо причинам так и не воплотили их в жизнь.

Недавно на форуме «Молодой гвардии», молодёжной организации «Единой России», в неудобном положении оказался секретарь генерального совета партии Сергей Неверов. Участник форума Яна Мамаева из Красноярска задала ему вопрос, напомнив буквально только что прозвучавший партийный тезис «Обещаешь – выполняй»: «В 2011 году вы на съезде говорили, что будете снижать ставку по ипотечным кредитам до 6,5–7%. Прошло пять лет, минимальный процент по ипотечным кредитам у нас сами знаете какой». Действительно, сейчас он составляет 11,4%. Неверову только и оставалось, что упомянуть о других условиях, в которых жила страна в 2011 году. Однако тут слово попросила депутат Заксобрания Ростовской области Екатерина Стенякина. Неверов, похоже, предположил, что она сейчас «скажет по региональным возможностям, которые есть». Но вместо этого Екатерина Стенякина указала на шестой iPhone в руках у Яны, который «стоит 50 тыс. рублей», охаяла Мамаеву и свела ситуацию к положению «сам дурак». Шефа Стенякина в итоге спасла от неудобного вопроса, зато подставила по-крупному всю партию в целом: общественность дружно пришла к выводу, что партия власти не готова отвечать на вопросы о невыполненных обещаниях.

Как ЕР получила большинство

Победа «Единой России» была неполной в 2011 году – с 52,9% она не добрала до квалифицированного большинства в 2/3. Чтобы не торговаться по мелочам с прочими партиями, видимо, была достигнута договорённость с ЛДПР и несколькими депутатами, которые согласились выйти из «Справедливой России» и образовать группу независимых депутатов, голосующих в фарватере ЕР по важным вопросам.

Непослушные тарифы

В 2011 году «Единая Россия» приняла решение считать предвыборной программой речи тогда ещё президента РФ Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, произнесённые 24 сентября на съезде. О чём говорили тогда руководители страны?

Например, предлагалось обуздать тарифы ЖКХ за счёт норм потребления. Однако уже через год, в октябре 2012 года, исследование Общественной палаты (ОП) показало: тарифы уже после 1 июля превысили предельные индексы, установленные Федеральной службой по тарифам. По данным Росстата, коммунальные услуги за 2012–2015 годы в среднем по России выросли на 40,8%.

Также декларировалось необходимость улучшать деловой климат. Давались обещания, что «все законопроекты, затрагивающие интересы бизнеса, будут обсуждаться с предпринимательским сообществом, чтобы исключить возможность появления любых новых барьеров и препятствий для деловой инициативы». И что же сделала Дума, где «Единая Россия» имела большинство? Поступила прямо противоположным образом. В декабре 2012-го парламентарии вдвое повысили страховые взносы для индивидуальных предпринимателей – до 35 664,6 рубля. Это привело к тому, что только за декабрь 2012 года – февраль 2013-го снялись с учёта почти 412 тыс. индивидуальных предпринимателей, или 10% от всех зарегистрированных на тот момент ИП. «В экономической сфере практически не было никаких подвижек, – утверждает вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев. – ЛДПР предлагала налоговые каникулы для малого бизнеса и для самозанятых граждан. Потом, кстати, премьер РФ (уже Медведев. – Ред.) озвучил перед однопартийцами эти инициативы от своего лица. Ладно, пусть хоть так, но возникла надежда... Ан нет. Малый бизнес у нас остаётся в загоне».

По теме

Полтора миллиона отступных

Депутатам, не попавшим в новую думу, будет выплачена компенсация в размере 1,586 млн рублей. Минимум сотня ушедших преждевременно избранников народа вырвут у государства дополнительно 160 млн рублей на свои «золотые парашюты». Дело в том, что слуги народа соизволили закончить работу раньше на три месяца, приняв закон о едином дне голосования в сентябре только вместе с богатыми отступными!

Генераторы идей

Впрочем, не стоит упрекать одних лишь депутатов «Единой России» – в распространении невыполненных обещаний отметились все партии. Например, и КПРФ, и «Справедливая Россия», и ЛДПР ратовали за ограничение роста тарифов ЖКХ и доступность ипотеки. Также коммунисты и «эсеры» выступали против единого госэкзамена. Они же хором обещали добиться ассигнований на развитие сельского хозяйства в размере 10% федерального бюджета и введения прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, КПРФ выступала за национализацию ключевых отраслей промышленности, возвращение в госсобственность железных дорог, введение единовременного пособия для новорождённых в размере от 40 до 50 тыс. рублей и т.д.

ЛДПР вообще называет себя «генератором идей», и с чем трудно поспорить – предложения этой партии часто носят радикальный характер. В своей предвыборной программе она обещала упразднить Совет Федерации, сделав парламент однопалатным. Из социально значимых предложений – списание долгов по квартплате, за электричество и газ для всех пенсионеров и граждан с доходами менее 7 тыс. рублей. В числе инициатив по борьбе с коррупцией – пожизненное отрешение виновника от должности с конфискацией имущества. По задумке ЛДПР коррупционер от бизнеса должен компенсировать украденное в десятикратном размере.

Были и экстравагантные предложения. Например, «организовать общественные бани и бесплатные туалеты во всех основных местах пребывания граждан, чтобы люди не испытывали дискомфорта». Ещё ЛДПР предлагала направить необходимые средства на лечение бесплодных пар.

В свою очередь, «Справедливая Россия» обещала восстановить в избирательных бюллетенях графу «Против всех», лишить депутатов и сенаторов всех привилегий, в том числе неприкосновенности. Также «эсеры» хотели ввести налог на роскошь, вернуться к распределительной пенсионной системе, обеспечить льготными кредитами и 50-процентными субсидиями специалистов сельского хозяйства на оплату строительства или покупку частного дома. Подобные популистские идеи предсказуемо закончились ничем. Но разве люди ждут от депутатов примеров прожектерства или ораторского мастерства? Громких примеров лоббизма и протягивания нужных народу законов оппозиционерами мы не припомнили.

Конечно, в свою защиту партии, не имеющие в Думе большинства, могут сказать, что их идеи блокирует «Единая Россия». Например, те же коммунисты в шестом созыве внесли в Думу 735 законодательных инициатив, из которых были рассмотрены лишь 135. Но далеко не всегда красивые пункты предвыборных программ оформляются в законопроекты.

Денег нет, но вы держитесь

Как известно, в основной своей массе российский электорат не читает партийные программы, которые к тому же мало друг от друга отличаются, а голосует «сердцем». Однако всегда найдутся немногочисленные дотошные избиратели, которые изучат обещания от корки до корки, чтобы затем попрекать депутатов невыполненными обещаниями. Видимо, поэтому премьер-министр Дмитрий Медведев на недавней встрече с местным активом «Единой России» в Екатеринбурге призвал говорить народу только правду. «От чего я хотел бы предостеречь своих товарищей по партии и наших потенциальных оппонентов, так это от желания рисовать фантастические перспективы и обещать золотые горы, – сказал председатель правительства. – Давайте по-честному: кто бы сегодня ни был у власти, он не сможет увеличить зарплату в 5 раз или пенсию увеличить в несколько раз, если он, конечно, не хочет пустить по миру всю страну, обанкротить государство и уничтожить бюджет».

И ведь совсем недавно Медведев продемонстрировал мастерство «правдорубства» на встрече с жителями Крыма. Его фраза «денег нет, но вы держитесь, хорошего вам настроения, здоровья» побила все рекорды цитируемости. Вот только внемлет ли парт-

актив своему лидеру? А если внемлет, то как это отразится на результатах выборов? Пожалуй, скоро мы это узнаем.

Самые спорные законы 6-й думы

«Закон Димы Яковлева»

Документ был принят в ответ на американский «акт Магнитского» и назван в честь русского мальчика, погибшего по вине приёмного отца-американца. Гражданам США запретили усыновлять российских детей.

Закон об иностранных агентах

Все финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Мин­юсте в качестве «иностранных агентов». Их финансовая деятельность подлежит обязательному аудиту.

Закон о Защите детей от гомосексуальной пропаганды

Закон предусматривает административные штрафы за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

Поправки в закон о митингах

Депутаты откликнулись на так называемый Марш миллионов, прошедший в день инаугурации президента 6 мая 2012 года. Во время акции начались беспорядки, было задержано более 400 человек. По новому закону штрафы для нарушителей многократно выросли и составили от 10 до 300 тыс. рублей для рядовых участников и от 10 тыс. до 1 млн рублей для организаторов акций.

«Пакет Яровой»

Блок инициатив депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова направлен на борьбу с терроризмом. Уголовный кодекс пополнился статьёй о недоносительстве (несообщение о преступлении), вырос список статей, по которым можно судить несовершеннолетних. Помимо прочего закон обязывает операторов связи и «организаторов распространения информации» в Интернете хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей.

Близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований ежемесячно обновляет рейтинг федеральных политиков. Эффективность законотворцев эксперты оценивают по количеству внесённых законопроектов за сессию и результативности работы – был документ принят, отклонён либо возвращён автору. Первое место – у Сергея Неверова. Второе – у Ольги Баталиной. Ирина Яровая, чей антитеррористический пакет законопроектов стал предметом широкого народного возмущения, заняла шестую строчку. Все они депутаты «Единой России». Однако в первой десятке нашлось место и представителям других фракций. Коммунист Иван Мельников – четвёртый, представитель «Справедливой России» Александр Бурков –

пятый. А председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству шестой Думы Владимир Плигин занял неплохое 11-е место. Однако место в избирательном списке партии у него полупроходное. Это лишний раз доказывает, что эффективность не всегда служит гарантией попадания в следующий созыв.

18 марта 2018 года в России в седьмой раз пройдут выборы президента. Между тем, за прошедшие с момента первых выборов 27 лет страной управляли лишь три человека : Борис Ельцин (два срока), Владимир Путин (три срока с перерывом в четыре года) и Дмитрий Медведев (один срок).

Первоначально о своем желании принять участие в нынешней политической гонке за главное кресло заявляли представители 24 политических партий и 46 самовыдвиженцев . Однако документы в Центральную избирательную комиссию подали лишь кандидаты от 22 партий и 15 самовыдвиженцев. Но и после этого многие кандидатуры отсеялись: кому-то было отказано в регистрации из-за различных нарушений, в том числе и наличия неснятой судимости, другие не успели собрать нужное количество подписей в свою поддержку, кто-то забирал документы после того, как подсчитали расходы на проведение предвыборной кампании, иные же публичные личности заявили о нежелании участвовать в «фарсе и шоу».

В итоге на финишную прямую вышли всего восемь человек, из которых россиянам и предстоит в третье воскресенье марта выбрать нового главу государства. Волжский.ру решил познакомиться поближе с кандидатами в президенты и их предвыборными обещаниями. Стоит отметить, что если у одних программа помещается на один лист, то у других это практически многотомная исследовательская работа. Поэтому мы решили остановиться на конкретных, а не абстрактных, предложениях по изменению жизни россиян и тех пунктах программы, которые существенно отличают кандидата от соперников. Данные о кандидатах представлены так же как в бюллетене - в алфавитном порядке.

Сергей Николаевич Бабурин (59 лет)

Сергей Бабурин в большую политику пришел в 1990 году, когда стал народным депутатом РСФСР. Политик выступал против распада СССР и ратификации Беловежского соглашения, и даже направил в Конституционный суд РФ ходатайство о проверке законности соответствующих постановлений, но оно не было рассмотрено. Бабурин трижды был депутатом Государственной думы и дважды занимал пост заместителя председателя Госдумы. Являясь доктором юридических наук, он возглавляет Международный Славянский Совет, объединяющий национальные славянские комитеты девяти государств.

Бабурин баллотируется в президенты от национально-консервативной политической партии «Российский общенародный союз», лидером которой он и является. Политик представляет себя избирателям «настоящим русским» и своей стратегической целью считает построение «гармоничного и процветающего общества социальной справедливости». Для достижения этого плана он предлагает объединить лучшие черты досоветского, советского и современного этапов развития страны. В своей предвыборной программе, которая называется «Российский путь в будущее!», Сергей Бабурин обещает реализовать девять приоритетных направлений. В числе первоочередных решений, которые планирует принять кандидат в президенты:

    отставка неолиберального правительства, на смену которого должно прийти коалиционное правительство народного доверия;

    подготовка конституционной реформы, направленной на изменение действующей политической системы и создание независимой судебной системы;

    переход к принципиально новой модели социально-экономического развития с целью преодоления нефтяной зависимости и возврата государству его социальных обязательств перед народом;

    возврат здравоохранения и образования из сферы услуг в число первоочередных социальных обязанностей государства (в том числе отмена ЕГЭ);

    борьба с нарастающей бедностью и имущественным неравенством (незамедлительное увеличение минимального уровня оплаты труда и адекватная индексация пенсий);

    духовно-нравственное очищение общества за счет возрождения культур и языков всех братских народов, сбережения культурного наследия.

Также политик предлагает усилить контроль за ЖКХ (введение народного контроля и сдерживание роста тарифов) и миграционными процессами (введение моратория на привлечение трудовых мигрантов и жесткого визового режима). В завершение предвыборной программы уделяется внимание необходимости укреплять позиции на международной арене, при этом Крым должен рассматриваться как законная территория России.

Павел Николаевич Грудинин (57 лет)

Class="answer__img">

Успешный бизнесмен, возглавляет и владеет 42% акций ЗАО «Совхоз имени Ленина». Политическую карьеру он начал в 1997 году в Московской областной думе, куда баллотировался не раз и от разных партий. На выборы в марте 2018 года Павел Грудинин идет от политической партии КПРФ, в которой формально не состоит. С его именем уже связано несколько громких скандалов. Самого политика обвиняли в незакрытых счетах в зарубежных банках, которые, по его словам, были закрыты еще в конце декабря. Затем соратники кандидата во многих городах, в том числе и в Волжском, распространили информационный бюллетень, больше похожий на агитационный, признанный в ряде субъектов незаконным ().

Избирателям Грудинин обещает сделать «Отечество сильной и могучей державой, преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь граждан». Чтобы достичь такого будущего, по мнению кандидата, необходимо совершить 20 основных шагов. В числе конкретных мер, необходимых для процветания страны и благополучия «широких народных масс, а не олигархов»:

    национализация природных богатств, банков, железных дорог, предприятий ВПК, возврат госмонополии на производство и продажу этилового спирта;

    восстановление экономического суверенитета страны: отказ от участия в ВТО, избавление российской экономики от тотальной долларовой зависимости;

    возрождение «провинциальной» России, бесплатное подведение газа и других инженерных сетей к частным домам;

    восстановление сельского хозяйства, возврат ГОСТов и введение уголовной ответственности за фальсификацию продуктов;

    введение госконтроля над ценами на основные товары и услуги, отмена взносов за капремонт, снижение тарифов за ЖКХ до уровня не более 10% от дохода семьи;

    отмена подоходного налога для малоимущих, ликвидация налога на добавленную стоимость, транспортного налога и системы «Платон»;

    обеспечение бесплатного и качественного образования и медобслуживания, лечение тяжелобольных людей, особенно детей, за счет государства;

    снижение ставок по ипотеке до 3-4%, предоставление беспроцентного целевого займа на срок до 30 лет многодетным и молодым семьям;

    обеспечение независимости судей и следователей от органов исполнительной власти, освобождение и реабилитация патриотов Отечества;

    введение уголовной ответственности за втягивание в кабальные сделки, запрет коллекторской деятельности, введение долговой амнистии для жертв «микрофинансовых организаций»;

    установление ограничений на право быть президентом (не более двух сроков по 4 года за всю жизнь) и упрощение процедуры его импичмента, организация равных и свободных выборов.

Господин Грудинин также обещает россиянам минимальную зарплату в 25-30 тысяч рублей, выпускникам государственных вузов - гарантию на трудоустройство, пожилым гражданам - среднюю пенсию по старости на уровне 50% от средней зарплаты. Также, став президентом, кандидат планирует защитить духовное здоровье нации, обеспечить защиту природы, повысить боеготовность армии и качество государственного управления.

Владимир Вольфович Жириновский (71 год)

Class="answer__img">

Владимир Владимирович Путин (65 лет)


Владимир Путин после окончания юридического факультета работал в Комитете госбезопасности. Политическая карьера у кандидата началась в 1991 при мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. В 1995 году политик возглавил региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». Двумя годами позже он защитил диссертацию и получил степень кандидата экономических наук. Спустя почти восемь лет иностранные специалисты заявили о плагиате в работе Путина.

В 1996 году Владимир Путин перебирается в Москву, где стремительно поднимается по карьерной лестнице. Уже через два года он возглавил Федеральную службу безопасности, а еще через год стал премьер-министром. С 31 декабря 1999 года, с перерывом в четыре года, Владимир Путин является Президентом РФ. На предстоящие выборы идет самовыдвиженцем.

При том, что его соперники представили свои предвыборные программы еще в конце 2017 года, действующий глава государства до сих пор не опубликовал такой документ. Некоторые направления своей будущей программы Путин обозначал лишь в устном виде во время различных форумов и встреч.

Основные векторы развития страны на ближайшие шесть лет Владимир Путин озвучил во время ежегодного послания Федеральному собранию, которое, к слову, откладывалось не раз. Выступая перед сенаторами и общественниками, глава государства сделал акцент, что сказанное им не связано с выборами Президента. Однако многое из того, что было озвучено касалось ближайших шести лет и, следовательно, - планов на президентский срок. В программе на будущее кандидат намерен решить такие задачи, как:

    увеличение на 40% расходов на меры демографического характера (до суммы в 3,4 триллиона рублей);

    создание свыше 270 тысяч мест в яслях для поддержки молодых семей;

    обеспечение долгосрочного роста реальных доходов граждан и снижение вдвое уровня бедности;

    увеличение ВВП на душу населения в полтора раза;

    удвоение расходов на дороги до суммы в 11 триллионов рублей и на программу пространственного развития страны;

    снижение ставки по ипотеке до 7-8% годовых;

    снятие барьеров для развития робототехники и искусственного интеллекта;

    увеличение несырьевого экспорта до 250 миллиардов долларов в год;

    снижение доли государства в экономике;

    увеличение числа занятых в малом и среднем бизнесе с 19 до 25 миллионов человек, обеспечение их кредитами по ставке 6%;

    построение системы подготовки кадров и поддержки талантливых школьников;

    ужесточение экологических требований к предприятиям;

    обеспечение к 2024 году повсеместного быстрого доступа в интернет;

    пересмотр расчета налога на имущество физических лиц с целью сделать его справедливым и посильным для граждан;

    перевод всех госуслуг в электронный режим реального времени;

    развитие военно-промышленного комплекса и т.п..

Ксения Анатольевна Собчак (36 лет)


Политолог по образованию, широкую известность Ксения Собчак получила благодаря работе на телевидении в качестве ведущей. Проявлять интерес к политике начала после выборов в Госдуму в 2011 году, когда поддержала акции протеста против фальсификации выборов. Она принимала активное участие в протестных акциях и митингах, а во время одного из них была задержана. Год спустя Собчак выдвинула свою кандидатуру в координационный совет российской оппозиции. В октябре 2017 года Ксения Собчак заявила о своем участии в президентской гонке, а чуть позже выдвинула свою кандидатуру от непарламентской партии «Гражданская инициатива».

Избирателям Собчак предлагает рассматривать себя как пункт «против всех», между тем, ее программа насчитывает 123 шага, которые политик намерена дополнять и изменять на протяжении всей избирательной кампании. Главной проблемой страны Собчак называет «несменяемость власти» и вытекающую из этого коррупцию. В числе идей, которые обещает воплотить политик:

    жить согласно общеевропейским законам и ценностям;

    гарантировать гражданские свободы, сменяемость власти и неприкосновенность частной собственности, возродить демократию;

    пересмотреть законы, запрещающие или усложняющие проявление политической воли и инициативы и отменить те, которые ограничивают права людей в зависимости от их политических и религиозных взглядов, национальности, ориентации, профдеятельности;

    освободить всех политзаключенных, провести амнистию по ненасильственным уголовным преступлениям;

    перейти от суперпрезидентской республики к полноформатной парламентской демократии и провести реформу Конституции России;

    ограничить права всех силовых структур, а их финансирование и руководство сделать подотчетным парламенту и Счетной палате, сократить расходы на оборону, госаппарат и полицейских;

    ограничить пребывание любого избираемого лица на должности двумя сроками в течение жизни;

    повысить ответственность чиновников за преступления и злоупотребления;

    упростить регистрацию политических партий и вернуть возможность голосовать «против всех» на выборах всех уровней;

    отказаться от тоталитарных символов и образцов: захоронить Ленина, запретить оправдание Сталина и репрессий;

    вернуть конкурентные выборы губернаторов и мэров, восстановить права регионов на собственные законодательные практики; укрупнить субъекты путем добровольного объединения;

    распределить доходы в пользу регионов: НДФЛ зачислять в федеральный бюджет, а НДС и налог на прибыль - в региональные;

    провести реформу силовых структур, прекратить войны, остановить пропаганду войны, комплектовать вооруженные силы исключительно на контрактной основе;

    решить судьбу Крыма, который по международному праву до сих пор считается территорией Украины, с помощью референдума, согласованного с Россией, Украиной и международным сообществом;

    поэтапно приватизировать государственные корпорации и госмонополии;

    ужесточить к экологической экспертизе инвестиционных проектов, субсидировать развитие экологичных видов транспорта, провести ревизию мест сбора и переработки отходов;

    снизить общую ставку страховых платежей работодателей с 30% до 24% при отмене регрессивной шкалы социальных отчислений.

Также Ксения Собчак предлагает довести среднюю пенсию до уровня 40% от средней зарплаты, мотивировать граждан позже выходить на пенсию, направить прибыль госкомпаний в Пенсионный фонд. Также планируется ввести запрет на преподавание религиозных и идеологических дисциплин в государственных образовательных учреждениях, отменить закон о гей-пропаганде и запрет на сексуальное образование в школах, развивать систему ЕГЭ, послеродовой отпуск поделить между родителями, легализовать однополые браки, упразднить Министерство культуры и многое другое.

Максим Александрович Сурайкин (39 лет)


Максим Сурайкин в 18 лет вступил в партию КПРФ и уже тогда занимал руководящие должности в московских отделениях. Являясь кандидатом исторических наук, десять лет руководил собственным предприятием по ремонту компьютерной техники. Позже в его диссертации были найдены «некорректные заимствования» из чужой работы.

В 2010 году Сурайкин возглавил общественную организацию «Коммунисты России», созданную как альтернатива КПРФ и ставшую затем партией. Именно от этой партии Сурайкин и баллотируется в президенты с программой первоочередных мер «Десять сталинских ударов по капитализму и американскому империализму». Все принятые политиком на посту главы государства решения должны способствовать возрождению «социалистической экономики». Политик намерен:

    национализировать банковскую систему, отрасли реального сектора экономики, ЖКХ, здравоохранение, образование, ввести госмонополию на алкоголь и табак, восстановить систему колхозов и совхозов;

    бороться с безработицей;

    ввести госрегулирование цен на хлеб, молоко, мясо, яйца, отечественные овощи и фрукты, ограничение платы за ЖКХ до 3% от совокупного дохода семьи, установление минимальной зарплаты в 70 тысяч рублей, а средней пенсии - 40 тысяч рублей;

    строить бесплатное социальное жилье;

    провозгласить принцип «Все лучшее - детям»: бесплатный отдых в лагерях, бесплатные секции и кружки, запрет взимания платы в детсадах и школах;

    восстановить систему советского образования, поддерживать отечественную науку;

    создать комитеты народного контроля, ввести налог на сверхдоход и предметы роскоши, конфисковать незаконно нажитое имущество и применять смертную казнь за тяжкие преступления;

    ввести ответственность за очернение истории страны, закрыть СМИ, насаждающие культ наживы и насилия, разработать новую концепцию национальной политики;

    разделить религию и государство, соблюдать светские основы общества при сохранении памятников культуры религиозного значения;

    наладить связи со всеми бывшими советскими республиками, восстановить оборонительный союз антиимпериалистических государств и Союзное государство.

Кандидат в президенты подготовил и программу действий в первые 100 дней правления «сталинского президента-коммуниста». «Товарищ Сурайкин» намерен отправить в отставку буржуазное правительство (за исключением министров обороны и иностранных дел), подготовить проект новой Конституции на основе Конституции 1936 года, создать советское правительство, обнулить процентную ставку рефинансирования, приостановить работу коммерческих банков, ввести госмонополию на спиртную продукцию, запретить ГМО. Также политик планирует забрать у религиозных организаций имущество, переданное им после 1991 года, учредить Общенациональный комитет борьбы с бюрократией и вернуть праздник 7 ноября.

Борис Юрьевич Титов (57 лет)


Бизнесмен Борис Титов начал работать специалистом по международной экономике сразу после окончания МГИМО. В начале 90-х он создал собственную компанию, работающую на рынке нефтепродуктов. Приходу в большую политику предшествовала активная общественная деятельность: он возглавлял Российский Союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Совет Союза виноградарей и виноделов. В 2007 году Титов вошел в Высший совет «Единой России», но через год создал собственную партию «Правое дело».

С 2012 года он является Уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей. Четыре года спустя возглавил созданную им когда-то партию и переименовал ее в «Партию Роста», от которой он и баллотируется в Президенты РФ. В предвыборную гонку кандидат вступает с разработанной программой «Стратегия Роста», разработанной в духе столыпинских реформ и направленной, в первую очередь, на экономические преобразования. В документе представлен анализ сложившейся ситуации в стране, и в частности, в экономике, а также подробная программа действий. В числе необходимых для развития государства изменений значатся:

    переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике: снижение ключевой ставки, установление предельного уровня дефицита бюджета, обеспечение стабильности рубля;

    обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам;

    ограничение стимулирования спроса и создание новых рынков: ипотека под 5% годовых, помощь нуждающимся отечественными продуктами и лекарствами, стимулирование покупки отечественного автотранспорта;

    снижение тарифов на услуги монополий за счет повышения их эффективности: введение равноценных тарифов для населения и промышленников, принятие тарифов ЖКХ на 6 лет;

    проведение налоговой реформы: снижение налоговой ставки на новые и динамично развивающиеся производства, а с 2020 года снижение налога на производство и увеличение на потребление;

    снижение административного давления на бизнес: ограничение административных расследований и введение запрета штрафовать по их итогам;

    проведение судебной реформы: ограничение полномочий судей и срока их назначения, повышение ответственности судей за заведомо неправомерные решения;

    реформирование уголовного экономического законодательства: ограничение проведения оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела, приравнивание года в СИЗО к двум годам колонии;

    повышение уровня и качества жизни: создание высокопроизводительных рабочих мест, финансирование социальной сферы, возврат к госфинансированию пенсий, проведение оценки эффективности госпрограмм и соцучреждений по количественным показателям;

    развитие электронной экономики: внедрение цифровых технологий в сферу, признание блокчейн-технологий;

    активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» активов: продажа неиспользуемого муниципального имущества и сельхозземель, введение моратория на повышение кадастровой стоимости и аренды.

Также бизнес-омбудсмен будет добиваться принятия закона о самозанятых и отмены запретительных норм регулирования в интернете. С помощью преобразований политик намерен сначала восстановить экономический рост, затем выйти на высокие темпы и качество, а после обеспечить устойчивое развитие. На эти цели, судя по программе, нужно около 18 лет.

Григорий Алексеевич Явлинский (65 лет)


Григорий Явлинский работал в нескольких научно-исследовательских институтах и в Госкомитете по труду и социальным вопросам. В 1990 году он занимал должность зампредседателя Совета Министров РСФСР и председателя госкомиссии по экономической реформе. Политик является автором программы реформирования экономики «500 дней», подразумевающей переход к рыночной модели в кратчайшие сроки. Документ вызвал широкий резонанс, и не был воплощен в жизнь.

В 1993 году он вместе с соратниками создал политическую партию «Яблоко», бессменным лидером которой он является до сих пор и от которой баллотируется в президенты. За главный пост Григорий Явлинский будет сражаться в третий раз, при этом прошлые выборы он пропустил из-за того, что ЦИК отказал ему в регистрации.

В своей предвыборной программе под названием «Дорога в будущее» Григорий Явлинский подробно повествует о необходимых преобразованиях во всех сферах и направлениях, и особо отмечает, что для ее реализации понадобится новое правительство и весь аппарат государственной власти. По задумке политика, при реализации этого плана Россия станет «страной, использовавшей свои огромные богатства на благо всех ее жителей и каждого гражданина в отдельности». В числе первоочередных действий, которые Явлинский намерен выполнить уже в первые сто дней президентства:

    признание присоединение Крыма незаконным и решение его судьбы во время Международной конференции;

    выведение войск из Сирии;

    налаживание отношений с США и Европейским союзом, повышение доверия к стране во всем мире;

    оздоровление политической и общественной жизни страны, обеспечение разделения властей и независимости судов, пересмотр сомнительных дел, отмена неправосудных приговоров;

    принятие пакета «экономических» законов об обеспечении безусловной неприкосновенности частной собственности, легитимизации крупной частной собственности, доходе граждан из части средств, полученных от экспорта природных ресурсов.

Кандидат в президенты обещает избирателям повысить обороноспособность страны, прекратить военные действия, сделать бесплатное образование, увеличить продолжительность жизни, снизить налоги, восстановить преемственность истории, осудить преступления большевиков и события 1917 года, развивать науку и высокие технологии, защитить права предпринимателей, приступить к массовой передаче земли гражданам под индивидуальное строительство и отказаться от идей самобытности, приостановить действие налогов и сборов, введенных с 1 января 2015 года.

Кроме того, Григорий Явлинский намерен сдерживать рост цен за счет роста производительности труда. При этом деньги на преобразования и развитие планируется изыскивать за счет разумного расходования бюджета: сокращения трат на вооружение, содержание армии, отказ от финансирования государственных СМИ, снижение привилегий и обслуживания чиновников и депутатов, прекращения списывания долгов другим странам и многого другого.

Финансирование предвыборной кампании

Еще одним любопытным моментом в избирательной кампании является финансирование выборов. Как узнал Волжский.ру из последнего отчета ЦИК на 27 февраля, в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов поступило почти 1,3 миллиарда рублей. Средства на предвыборную кампанию поступают от политических партий, крупных предприятий и заводов, фондов и частных лиц.

На счету Сергея Бабурина находилось почти 7,7 миллиона рублей, а в «копилке» Павла Грудинина - 171 миллион рублей. Владимир Жириновский сможет потратить на агитацию почти 398 миллионов рублей. Бюджет Владимира Путина превысил 407,5 миллиона рублей. Почти 146 миллионов рублей планирует направить на кампанию Ксения Собчак. Возможности Максима Сурайкина ограничены суммой в 1,5 миллиона рублей. Борис Титов имеет на счету чуть более 150 миллионов рублей. Григорий Явлинский располагает суммой в 97 миллионов рублей.

Между тем, на организацию и проведение президентских выборов будет направлено более 17,6 миллиарда рублей.


18 марта 2018 года

В Волжском свой голос в поддержку одного из кандидатов в Президенты РФ смогут отдать порядка 218 тысяч избирателей. Для этого на территории города будет работать 100 избирательных участков, четыре из которых будут снабжены современными средствами подсчета голосов ().

Кандидаты в президенты в своих программах предлагают изменения во всех сферах жизни страны, но при этом предлагают абсолютно противоположные пути развития, доказывают необходимость предложенных реформ, обещают работать ради народа и для его благополучия и внушают уверенность в завтрашнем дне.

Однако стоит помнить, что не всему обещанному суждено сбыться, ведь предвыборная программа не имеет никакой юридической силы, и за ее неисполнение не предусмотрено никакой ответственности.

Сущность понятия «предвыборные обещания»

Определение 1

Предвыборные обещания – это речевой штамп, который закреплен за обозначением предвыборных заявлений кандидатов, представителей партий, пунктов их программ, лозунгов, озвучиваемых в процессе предвыборной кампании, которые содержали определенные обещания по изменению в положительную сторону условий жизни избирателей, по широкому кругу вопросов и проблем, наиболее актуальных для данного региона и целевого электората кандидата.

На территориях постсоветского пространства и постсоциалистических стран выражение «предвыборные обещания» употребляется чаще всего в негативном контексте, так как эти обещания, в основном, не выполнялись. Периодически поднимается вопрос о введении определенных законодательных инициатив, которые предусматривали бы введение ответственности в результате невыполнения предвыборных обещаний, попытки привлечь разных политических деятелей по нормам законодательства, существующего на данный момент.

На сегодняшний день понятие «предвыборные обещания» остается относительно размытым. Обозначаемые предвыборными обещаниями положения программы, предвыборные заявления, относятся к средствам предвыборной агитации, но не к нормам, определяющим полноценную гражданско-правовую сделку – голос избирателя в обмен на обязательства кандидата выполнить конкретные действия (не допустить каких-либо определенных последствий или добиться конкретного результата).

Механизмы контроля выполнения предвыборных обещаний

Основной механизм, который позволяет проконтролировать выполнение предвыборных обещаний – императивный мандат с наказами избирателей, обязательными к выполнению. Императивный мандат – это определенное ограничение в действиях выборного лица некоторыми условиями, при нарушении которых это лицо может быть отозвано. Например, депутат может быть ограничен запретом на выход из фракции или требованием исполнения наказов своих избирателей. При императивном мандате возможно проведение процедуры отзыва депутата, который не выполнил требования.

Процедура отзыва депутата может быть осуществлена разными способами:

  • открытым голосованием на собрании избирателей (Чехословакия, Венгерская Народная Республика, СССР);
  • тайным голосованием избирателей (Румыния, Польша, СФРЮ);
  • самим представительным органом по ходатайству избирателей (Германия).

Пример применения императивного мандата: выборы депутатов Генеральных штатов во Франции. Французская революция привела к отказу от использования императивного мандата, провозглашению Генеральных штатов собранием представителей французской нации, а не собранием депутатов от отдельных округов. Генеральные штаты были преобразованы в Национальное собрание.

Императивный мандат присутствовал в избирательном праве всех стран социалистического лагеря. В настоящее время в большинстве стран императивный мандат отсутствует. Считается, что депутат должен руководствоваться совестью и внутренними убеждениями. Процедура отзыва депутата отсутствует. Применение императивного мандата невозможно при использовании пропорциональной избирательной системы. Так как избиратели голосуют по партийным спискам, именно поэтому связать конкретного депутата личной ответственностью нельзя.

В современном мире императивный мандат применяется в Северной Корее, КНР, на Кубе, на территории Северной Сирии. Согласно правовой позиции Конституционного суда депутат регионального парламента не лишается мандата при выходе из партии, от которой избирался.

Основные предвыборные обещания

Организационно-массовое направление (непосредственная работа в ходе выборов с избирателями) считается намного эффективнее, чем агитация через средства массовой информации или наружную рекламу. При личном контакте кандидата с избирателями удается добиться высокой степени убедительности, адресности и доверительности.

В развитых странах поддержать стабильность политической системы позволяет тактика проведения выборов, основанная на работе отлаженных механизмов деятельности разных политических партий. Без поддержки команды победа кандидата невозможна, какой бы сильной не была предвыборная программа с обещаниями и как бы эффективно не использовались методы агитационно-рекламного направления.

У любой предвыборной программы должна быть опора для ее реализации в реальности. В программах, которые предусматривают увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, общественный транспорт или социальное жилье основными характеристиками являются плотность и скученность.

Основные предвыборные обещания:

  • нормализация международных отношений;
  • уничтожение всех форм проявлений терроризма, борьба с распространением радикального ислама;
  • реализация целевых правительственных программ строительства жилья;
  • экологически-экономические программы, экономический рост в стране;
  • создание современной индустрии (модернизация экономика, техническое перевооружение промышленности, трансформации системы образования, улучшение инвестиционного климата, повышение безопасности труда и производительности);
  • достаточное количество рабочих мест в сфере высоких технологий;
  • ограждение от наплыва нелегальных мигрантов (используется чаще всего в западных странах);
  • уничтожить в стране коррупцию;
  • повышение уровня жизни населения, уничтожение бедности, рост зарплат;
  • уменьшение материального неравенства;
  • увеличение социальных выплат (рост стипендий и пенсий), предоставление всем детям возможности пребывания в дошкольных учреждениях;
  • предоставлять населению пенсии, достаточные для достойной жизни;
  • устранение неравенства и диверсификация экономики;
  • обеспечение всеобщей диспансеризации, оснащение лечебных заведений современным медицинским оборудованием;
  • бездефицитный бюджет и улучшение бизнес-климата.

Владимир Зеленский пришел к победе с 73% голосов. Он пообещал вернуть задержанных в России украинских моряков и остановить огонь в Донбассе. Но сможет ли бывший актер без политического опыта сделать то, что не удалось его предшественнику Петру Порошенко?

От противного

Его критиковали за отсутствие политического бэкграунда, понятной программы и многое другое. Но Зеленский победил, доказав, что страна согласна даже на комика, но не на Порошенко.

Победа Зеленского уникальна. Это самый молодой президент в истории Украины - ему 41 год. Он получил лучший результат среди всех президентов на выборах второго тура - более 73%. Запад уже выразил поддержку: Зеленского поздравил с победой Макрон, позвонил Трамп, а Тереза Мэй сообщила, что «с нетерпением ждет тесной совместной работы».

В стороне не осталась Польша, а Юнкер и Туск заверили, что новый президент «может рассчитывать на сильную поддержку ЕС на пути Украины к реформам». Также они предложили провести встречу.


Источник фото: elections.dekoder.org

Нацистов попросят уйти?

От Зеленского ждут решения проблемы нацизма на Украине, уверен корреспондент Financial Times Макс Седдон.

«Зеленский имеет шанс справиться с проблемой неонацизма на Украине, который иногда поддерживает Запад. Спикер парламента основал неонацистскую партию, глава МВД сделал ее частью армии. Сейчас мяч на стороне Зеленского», - пишет он в своем Twitter.

Журналист предполагает, что все дело в еврейских корнях Зеленского. Это может сыграть свою роль в решении проблемы, которую сама Украина не признает. С этим согласен и британский политолог Маркус Пападопулос. Правда, он в разговоре с «360» выразил сомнение, что новый президент Украины сможет ликвидировать батальоны.

В последние годы неонацисты и фашисты пришли к власти в Киеве. Это наносит большой вред репутации Украины. Что может быть лучше, чем поставить у власти проамериканского украинского еврея?

Маркус Пападопулос политолог.

Профессор политических наук Дэниел Уорнер не верит, что Зеленский сможет полностью избавиться от радикальных групп. «Они существуют во всех странах и в любое время. От них невозможно полностью избавиться, но, как показывают выборы, большинство выбрало Зеленского, а значит, это придется принять всем недовольным», - отметил Уорнер.

Что будет с моряками

Зеленский заявлял, что его главная задача в данный момент - вернуть украинских моряков из России на родину. Их задержали в ноябре при попытке незаконно пересечь границу в Керченском проливе. На борту были 24 украинца, в том числе двое сотрудников СБУ. Им предъявлено обвинение в «незаконном пересечении границы, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо с применением насилия или с угрозой его применения».

«Зеленский сможет вернуть моряков, но Россия так просто их не отдаст. Ему придется выполнить какие-то требования российской стороны, - пояснил Дэниел Уорнер. - Вопрос в том, на что он готов пойти ради этого».

Если он вернет моряков назад, то получит одобрение украинского народа, а значит, сможет заняться разрешением ситуации в Донбассе

Дэниел Уорнер доктор политических наук.

Профессор уверен, что моряков Зеленский в итоге вернет. Если стороны не договорятся, то комику придется обратиться к Вашингтону за помощью и к процессу подключится Госдеп.


Украинские моряки в Лефортовском суде Москвы. Источник фото: РИА «Новости»

Но сможет ли Зеленский вступить в переговоры со страной, которую предыдущая власть записала в агрессоры? Ведь нового президента Украины уже не раз обвиняли в сотрудничестве с Кремлем. Именно на этом утверждении строил свою кампанию Порошенко.

Положению Зеленского не позавидуешь. Ему придется в любом случае контактировать с Москвой, но противники будут использовать против украинского лидера каждую попытку договориться. Впрочем, по мнению Уорнера, шанс смягчить атаки в свою сторону у будущего президента есть благодаря всеобщей поддержке.

Донбасс будет «заморожен»

Еще одно обещание - прекращение войны в Донбассе - также не получится исполнить без взаимодействия с Россией. Сам избранный президент уже заявил о продолжении работы в формате Минских договоренностей.

По мнению Уорнера, в разрешении ситуации в Донбассе заинтересованы и Запад, и Россия. Каждый постарается внести свою лепту. Но говорить о полном возвращении юго-востока под контроль Киева вряд ли придется в ближайшее время. Собеседник «360» заявил, что конфликт, скорее всего, будет «заморожен».

Они будут стремиться к ситуации, похожей на Нагорный Карабах. Конфликт есть, но, пока никто не стреляет, это приемлемо для всех сторон

Дэниел Уорнер профессор политических наук.

С другой стороны, без вмешательства США не обойдется в любом случае. Собеседник «360» уверен, что для разрешения проблемы Донбасса Зеленскому также нужно наведаться в Белый дом. «Если он едет в Москву, то он едет и в Вашингтон. Вопрос в том, куда он поедет в первую очередь? В Вашингтон было бы выгоднее», - рассуждает Уорнер.


Источник фото: РИА «Новости»

«У Зеленского есть то, что мы называем окном возможностей, и благие намерения не стать новым Порошенко, - рассказал эксперт. - У него есть пара недель, во время которых он может что-то попробовать. Мы зовем этот период политическим медовым месяцем».

Британский политолог Маркус Пападопулос, в свою очередь, убежден, что Владимир Зеленский не станет исполнять обещания. Ему разрешение конфликта невыгодно, как и другим сторонам.

Ему нужна поддержка Запада. Он не станет убирать из Донбасса тяжелую украинскую артиллерию. Зеленскому нужно создать ощущение того, что Россия присутствует на востоке Украины. Он продолжит демонизировать Москву

Маркус Пападопулос политолог.

Таким образом, Украине будут давать больше денег, увеличится количество британских военных, будет больше американских кораблей и НАТО, предполагает политолог. Зеленский постарается выжать как можно больше из конфликта с Донбассом - как это сделал его предшественник.

Что станет с Порошенко?

Зеленский скоро займет пост президента, но что станет с его предшественником? Грозит ли ему тюрьма, активное политическое будущее или покой? По словам Уорнера, Порошенко не окажется в тюрьме. Собеседник «360» уверен, что бывшему президенту Украины попросту разрешат исчезнуть.

Скорее всего, у него будет дом в Женеве или где-то еще. Приближенные к нему люди тоже, скорее всего, просто исчезнут. Смысла в их арестах нет

Дэниел Уорнер профессор политических наук.

А Маркус Пападопулос считает, что Порошенко останется олигархом, владельцем шоколадной фабрики. «За его службу американцы и европейцы ему отплатят. Вы не будете его где-то особо видеть. К концу года о нем забудут», - выразил надежду собеседник «360».

Сам Порошенко при этом пообещал не уходить с политического горизонта и продолжить борьбу за Украину.

Ждать ли улучшения отношений Киева и Москвы

Пападопулос уверен, что отношения между Россией и Украиной сильно не изменятся. Неизбежным будет увеличение присутствия НАТО на Украине и в Черном море. Это связано с тем, что Зеленский поддерживает присоединение Украины к ЕС и НАТО.

Политолог Уорнер обращает внимание, что будущий президент практически никогда не упоминает Крым.

«Две важные вещи: никто не знает, что будет делать Зеленский, и он сам не знает, что будет делать. Единственное, что я знаю, это то, что он не говорит про Крым», - продолжает эксперт.

Дэниел Уорнер профессор политических наук.

«Глоток свежего воздуха»

Мировые СМИ не смогли пройти мимо фигуры нового президента Украины. По версии журналистов Politico , победа Зеленского - результат провальной деятельности предыдущего президента. Страна жаждала новое лицо, которым и оказался шоумен.

С этой версией согласился и немецкий канал ZDF , который в своем материале привел слова избирателей, расстроенных работой Порошенко. «Если комик потерпит неудачу, убрать его будет проще, чем Порошенко, который контролирует больше половины парламента», - цитирует издание слова жителя Украины.

Журналисты Agency France-Press окрестили Зеленского «глотком свежего воздуха», пришедшим в политику Украины. Французские корреспонденты также решили, что шоумен «извлек пользу из недовольства украинцев элитой» и из разочарования, к которому привел Майдан. Отметили и надежность Зеленского как главы семьи - у него жена и двое детей.

А турецкая редакция «



Публикации по теме