Полное описание Ливана. Ливан: религия и политика - конфессиональная система Высший исполнительный орган
План:
-
Введение
- 1
Конфессии
- 1.1 Список официально признанных религиозных общин
- 2 Примерная статистика
- 3 Мусульмане
- 4 Христиане
- 5 Другие религии Примечания
Введение
Расселение религиозных групп по территории Ливана.
Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.
Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр - мусульманин-суннит. Спикер парламента - мусульманин-шиит.
В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.
1. Конфессии
Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.
Религия традиционно является главным фактором в разделении ливанского населения. Разделение государственной власти между общинами и предоставление религиозным авторитетам судебной власти восходит к временам, когда Ливан входил в состав Османской империи. Эта практика была продолжена в течение французского мандата, когда христианским общинам были предоставлены привилегии. Эта система управления, хотя и является компромиссной, всегда вызывала напряженность в ливанской политике.
Считается, что христианское население с конца 1930-х гг. не имеет большинства в Ливане, однако лидеры республики не хотят менять баланс политической власти. Лидеры мусульманских общин требуют увеличить их представительство в органах власти, что вызывает постоянную межконфессиональную напряжённость, привёвшую к ожесточённому конфликту в 1958 году (последовала американская военная интервенция) и к многолетней гражданской войне в 1975-1990 гг.
Баланс власти был слегка изменён Национальным пактом 1943 года, в котором политическая власть была распределена между религиозными общинами в соответствии с переписью 1932 года. Суннитская элита к тому времени стала более влиятельной, однако в системе власти продолжили преобладать христиане-марониты. В дальнейшем межконфессиональный баланс во власти был снова изменён в пользу мусульман. Мусульмане-шииты (сейчас это крупнейшая община) тогда увеличили представительство в госаппарате и обязательное христианско-мусульманское представительство в Парламенте было изменено от 6:5 до 1:1.
Конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.
1.1. Список официально признанных религиозных общин
- Алавиты
- Исмаилиты
- Сунниты
- Шииты
- Друзы
- Армяно-григориане
- Армяно-католики
- Ассирийская церковь Востока
- Халдейская католическая церковь
- Копты
- Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
- Грекокатолики
- Православные
- Марониты
- Римско-католическая церковь
- Сирийская католическая церковь
- Сирийская православная церковь
- Иудаисты
2. Примерная статистика
По данным CIA World Factbook
Другие религии: 1,3 %.
3. Мусульмане
На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности - суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.
4. Христиане
Марониты - крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.
Греко-православные - вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.
5. Другие религии
Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше - большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.
Примечания
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:30
Похожие рефераты:
Религия традиционно является главным фактором в разделении ливанского населения. Разделение государственной власти между общинами и предоставление религиозным авторитетам судебной власти восходит к временам, когда Ливан входил в состав Османской империи . Эта практика была продолжена в течение французского мандата , когда христианским общинам были предоставлены привилегии. Эта система управления, хотя и является компромиссной, всегда вызывала напряженность в ливанской политике. Считается, что христианское население с конца 1930-х гг. не имеет большинства в Ливане, однако лидеры республики не хотят менять баланс политической власти. Лидеры мусульманских общин требуют увеличить их представительство в органах власти, что вызывает постоянную межконфессиональную напряжённость, приведшую к ожесточённому конфликту в 1958 году (последовала американская военная интервенция) и к многолетней гражданской войне в 1975-1990 гг. Баланс власти был слегка изменён Национальным пактом 1943 года , в котором политическая власть была распределена между религиозными общинами в соответствии с переписью 1932 года. Суннитская элита к тому времени стала более влиятельной, однако в системе власти продолжили преобладать христиане-марониты. В дальнейшем межконфессиональный баланс во власти был снова изменён в пользу мусульман. Мусульмане-шииты (сейчас это крупнейшая община) тогда увеличили представительство в госаппарате и обязательное христианско-мусульманское представительство в Парламенте было изменено от 6:5 до 1:1. Конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба. Список официально признанных религиозных общин
Примерная статистикаПо данным CIA World Factbook
Другие религии: 1,3 %. МусульманеНа данный момент в Ливане существует консенсус , что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности - суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние. Ливан является единственной страной арабского мира (хотя мальтийский язык является диалектом арабского, подобно языкам Ливана, но католическую Мальту не относят к арабскому миру), где ислам не является господствующей религией. Ислам в Ливане представлен не только ортодоксальными, но периферийными течениями, которые во времена арабского халифата, также как и христиане, подвергались жестоким гонениям. Во многом благодаря им в Ливане сформировалась существующая там и поныне уникальная политическая и этноконфессиональная ситуация, потому что именно друзы, одна из шиитских сект, правили этой территорией многие столетия. Однако, и сунниты, и шииты также сыграли важную роль в построении ливанского общества. СуннитыСуннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Полное наименование суннитов - «люди сунны и согласия общины» (ахль-ас-сунна ва-ль-джамаа) - отражает важнейшие принципы традиционного ислама - приверженность ценностям, зафиксированным в Коране и Сунне, и идее руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем.К основным формальным признакам принадлежности к суннизму относятся:
В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммада, не приемлют идею о «божественной природе» Али и праве его потомков на духовное лидерство в мусульманской общине.Сунниты появились в Ливане во времена арабских завоеваний в VII в., однако светский национализм в среде ливанцев был довольно слаб, и арабизация греческого, сирийского и финикийского населения прошла довольно быстро, но не сопровождалась «суннитизацией». Население Ливана (до переселения армян) было практически однонациональным, но в высшей степени разноисповедным. Ислам пришёл в Ливан через осевших на его землях, в частности в крупных городах, воинов-мусульман и благодаря поселившимся в южных и северо-восточных районах страны арабоязычным племенам, в основном мусульманским, хотя некоторые из них исповедовали христианство. По другим сведениям ливанские сунниты ведут своё происхождение от некогда обитавшей здесь племенной конфедерации Танух. Следует отметить изоляцию ливанских суннитов от остальных суннитов Ближнего Востока, существовавшую до недавнего времени. Сунниты составляют около 21 % всего населения Ливана и играют важную роль в его политической жизни. При этом они не являются самой многочисленной мусульманской общиной Ливана, и проигрывают шиитам по количеству населения. Согласно установившейся традиции, премьер-министр Ливанской Республики избирается из числа мусульман-суннитов. Эта община избирает в парламент около 20 своих депутатов. ШиитыШии́ты (араб. шиа شيعة - приверженцы, группировка, фракция, партия) - общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама - шииты-двунадесятники, алавиты, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба, четвёртого праведного халифа, и его потомков по главной линии. Течение возникло в период третьего праведного халифа Османа. Побудительным мотивом для его возникновения стал спор о преемственности руководства общины. Аргументами в пользу Али были его родственные связи с пророком Мухаммадом (он был двоюродным братом и зятем пророка), а также его выдающиеся личные качества.Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба (середина VII века). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк имел помощника, или «восприемника в духовном завещании» (васи). Мухаммад, согласно ибн Сабе личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. До XX века шииты переживали период расцвета своей общины в Сирии в XVIII веке при знаменитом Шейхе Дагере-эль-Омаре, устроившем полунезависимый пашалык в Галилее во времена Османского владычества. На протяжении многих веков шиитские роды жили на территории Ливана, но были немногочисленны, так К. Д. Петкович отмечает что «Гонимые и преследуемые, в XIX веке они перестали играть заметную политическую роль и ослабели. В настоящее время они не составляют даже самостоятельного племени, подобно другим ливанским их соседям.» Сейчас шииты - самая многочисленная мусульманская община Ливана, она составляет 40 % населения страны. Они живут, главным образом, в долине Бекаа близ сирийской границы, а в Южном Ливане, районе Ливана, граничащем с Израилем, составляют 80 % населения. При этом эта этноконфессиональная общность имеет меньше всего политических прав, поскольку в момент написания конституции Ливана в 1926 году и создания её устной части - Национального пакта (1943 год), шииты составляли 18 % населения, поэтому их представительство в парламенте составляло 19 депутатов из 128, а единственный значимый пост, традиционно занимаемый шиитом - это председатель парламента. По причине неадекватного представительства этой крупной общины в структурах государственного управления, шиитская группировка создаёт многочисленные организации, часть из которых является легитимными партиями, борющимися за свои права по закону (например, партия «Амаль» Набиха Берри), другие же характеризуются многими источниками как фундаменталистские и даже экстремистские. Шииты Южного Ливана стали костяком ливанской «Партии Аллаха» («Хезболлах»), которая считается США и рядом других стран террористической организацией, но в Ливане это - легитимная партия, представленная в ливанском парламенте (23 депутатских места). Ливанская Хезболлах вышла из одноимённой всемирной организации шиитов-двунадесятников, выступающей за исламское правление и введение шариата, так как это противоречит Конституции Ливана. «Хезболлах» Ливана формально открыта для граждан страны любого вероисповедания и благодаря финансовой поддержке Ирана (финансирующего и одноимённую всемирную партию, не действующую в Ливане) располагает системой СМИ, сетью социальных и благотворительных организаций по всему Ливану. Она является одной из важнейших общественно-политических и военных организаций в стране, обычно выступает в союзе с христианами Мишеля Ауна и партией "Амаль". ДрузыУчение друзов является одним из ответвлений крайнего шиизма, хотя сами представители этой общины зачастую не считают себя мусульманами. Учение друзов возникло в Египте при фатимидском халифе аль-Хакиме (996-1021). На престоле он проводил крайне противоречивую религиозную политику, заставляющую многих исследователей сомневаться в его психической уравновешенности. Вот что пишет о нём в своей работе К. Д. Петкович: «Он проклял в мечетях Каира первых мусульманских халифов, сподвижников Магомета, а спустя несколько дней отменил отлучение. Заставил евреев и христиан отступать от своей веры, потом приказал им опять вернуться к своему исповеданию. Для развлечения он повелел сжечь половину города Каира, а другую половину отдал на расхищение своим солдатам. Не довольствуясь этим, он воспретил мусульманам соблюдать их обычаи (Рамадан, Хадж, Салат и пр.), и наконец простёр своё сумасбродство до того, что велел поклоняться ему как божеству.» В 1017 халиф аль-Хаким объявил себя воплощением Бога на земле и повелел соответственно чтить его. Этот год стал 1-м годом друзской религии. В 1021 г. халиф таинственно исчез, существуют различные версии этого события. По одной, он был убит собственной сестрой Ситт - аль - Мулюк, которая стала регентом его сына и, фактически, полновластной правительницей Египта. Есть также версия, что аль-Хаким покинул Египет, опасаясь убийства, а потом принимал деятельное участие в организации друзской общины в Ливанских горах под именем Хамза аль-Хали, одного из главных вдохновителей движения за обожествление халифа. Вероисповедание друзов заключается в своеобразном сочетании догматов ислама исмаилитского характера с элементами христианства, зороастризма и доисламских культов. Главный догмат их веры - единобожие, вера в обожествлённого аль-Хакима. Друзы верят в его второе пришествие, то есть в «скрытого имама». Составной элемент их вероучения - вера в переселение душ, причём они считают, что души умерших друзов переселяются в тела рождающихся, а так как количество душ постоянно, то приём новых членов в общину не представляется возможным. Друзская община закрыта для входа (даавы) в неё с XI века. Друз не может сменить религию без потери национальной принадлежности. Друзом является только тот, чьи мать и отец принадлежат к друзской общине. Для социальной организации друзов характерно разделение на посвящённых и непосвящённых, эндогамия, замкнутость и скрытность. Друзские священные тексты и некоторые элементы ритуала доступны только посвящённым, поскольку религия эта носит эзотерический характер. «От иноверцев же друзский закон должен скрываться тщательнее, чем „след муравья, ступающего по куску чёрного мрамора тёмной ночью“» Друзы следуют принципу «тыкийи» («мысленной оговорки», когда человек говорит про себя, что он друз, но действует как адепт любой другой религии). Благодаря этому принципу друз, живущий среди враждебно настроенных иноверцев, может не отличаться от окружающих. Интересы общины являются первостепенными для друзов, ради них не считается предосудительным обманывать иноверцев. Религиозный культ и обряды не занимают значительного места в повседневной жизни друзов. Они не выполняют предписаний шариата, едят свинину и пьют вино, не имеют мечетей и не придают никакого значении культу мёртвых, в связи с чем представляется сомнительной их принадлежность к исламу . С переездом друзов из Египта с Сирию и после закрытия даавы, община друзов стала развиваться как важная политическая сила в средневековом Леванте. Друзские династии стали заключать союзы с разными внешними силами. Друзская община управляла Горным Ливаном в течение многих веков. Династия Аль-Маани стала самым влиятельным кланом в Ливане после победы османов над мамлюками в 1516 потому что, согласно Ф. Хитти «вместе с завоевателями бросили вызов судьбе». В любом случае, именно приход к власти Маанидов стал поворотным пунктом в друзской истории, расцвет влияния которых пришёлся на время правления эмира Фахр-ад-Дина II аль-Маани (1585-1633). За время его правления подконтрольная ему территория заняла почти всю современную Сирию, от края Антиохийской равнины на севере до Сафада на юге. К 1667 году его племянник Ахмед Аль-Маани сумел восстановить власть клана Аль-Маани над маронитским районом Кесруан в центральном Ливане и в южных районах страны, создав эмират Маанидов, ставший ядром современного Ливана.Друзы, равно как и марониты, сыграли важнейшую роль в образовании конфессиональной демократии в Ливане. После того, как друзские эмиры правили всем Горным Ливаном в течение нескольких столетий, политическое значение их общины несколько уменьшилось и к XX веку перестало быть столь всеохватным. Об этом свидетельствует количество их мест в парламенте (6 депутатов из 128), а также лишь 1-2 министерских поста, обычно это министры по делам перемещённых лиц, информации или сельского хозяйства. ХристианеВ конце XII века началось сближение маронитской церкви и римского Св. престола. В 1580 г. Папа Григорий XIII основал в Риме специальную духовную семинарию для маронитского духовенства. С того времени Римский престол всерьёз заинтересовался маронитами. Но только в XVIII веке все маронитские иерархи признали свою зависимость от римского папы. Это произошло одновременно с кардинальной перестройкой маронитской церкви под началом патриарха Саркиса ар-Риззи, который провёл собор прелатов. Решения этого собрания предусматривали признание основных положений католических соборов, упорядочение семейно-брачного кодекса (в частности, отказ от ортокузенных браков), введение юлианского календаря, отделение монахов от монахинь и тех и других от мирян. Опасаясь обвинений в подготовке заговора, папские легаты вели переговоры с восточными христианами по возможности тайно. Посланцы папы выступали против окончательной арабизации маронитской церкви и за сохранение латыни в богослужениях. Несмотря на значительное сближение с римским католичеством, культ и обряды маронитской церкви сохраняют много архаических христианских установлений и обычаев, во многом схожих с обрядами древних сирийских христианских общин. Арамейский язык считается литургическим, но наряду с ним в богослужении используется и арабский. Часть храмов использует заимствованный у несториан восточно-сирийский обряд . Латинизация была чисто внешней и довольно непрочной оболочкой, прикрывавшей действительно глубокие изменения в маронитской церковной организации. Их суть заключалась в том, что на протяжении XVIII в. маронитская церковь превратилась в крупнейшего собственника земли в Ливане. До сих пор маронитские монастыри владеют обширными землями на территории Ливана, где находится резиденция маронитского патриарха.Многие марониты на протяжении веков были крупными феодалами, поэтому в этой этноконфессиональной общности образовался слой зажиточных и богатых кланов, многие из которых ведут свою историю со времён крестовых походов. В то же время, большинство маронитов были простыми крестьянами. Историческое значение маронитской церкви для истории Ливана было огромно. Именно под влиянием этой многочисленной (по ливанским меркам) христианской общины Ливан стал сильно отличаться от других арабских стран уровнем вестернизации и появлением демократических тенденций ещё во времена турецкого господства. Вся конфессиональная система управления, являющаяся уникальным феноменом для мировой политической истории, изначально сложилась, в основном, из сосуществования и противостояния маронитов и друзов , до XX века являвшихся самыми многочисленными и сильными общинами в Ливане. Сейчас маронитская церковь является крупнейшей христианской общиной в Ливане, играет важную роль в политической жизни страны через представительство маронитов в парламенте, а также обладает собственными средствами массовой информации, школами и другими организациями. Президент Ливана - маронит. Греко-православныеГреко-православная церковь является древнейшей церковью Ливана. Её официальное название - Антиохийская православная церковь (в документах на арабском языке - Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) - автокефальная поместная православная церковь. Антиохийский патриархат - это один из четырёх древних Восточных патриархатов Византийской православной Церкви. По преданию, церковь была основана около 37 года н. э. в Антиохии апостолами Петром и Павлом. Несмотря на отделение на Халкидонском соборе Константинопольской патриархии, автокефалия Антиохийской церкви была подтверждена на Халкидонском вселенском соборе 451 года. В догматическом, обрядовом и культовом отношении Антиохийская православная церковь мало чем отличается от других православных церквей. Как пишет в своей «Записке» К. Д. Петкович: «Православные поселились на Ливане вследствие тех же самых причин, кои побудили искать на нём убежища и другие народности или религиозные общины, то есть гонения и преследования за религиозные убеждения со стороны господствующей в Сирии религии» . Православные в Ливане не имели политических устремлений, однако, Международная комиссия 1861 г., по настоянию русского комиссара Г. Новикова, наделила православных в Ливане теми же правами, что и остальные народности, даровав им православную каймакамию в Куре на северо-западе Ливана. Мусульманские правители Ливана преимущественно проводили политику веротерпимости, поэтому большая часть населения продолжала придерживаться христианской религии, но стала быстро подвергаться процессу арабизации. В Средние века почти все богослужебные книги и Библия были переведены на арабский язык, на нём же совершалось и богослужение. Греко-православная церковь - вторая по величине христианская община в Ливане, составляющая около 8-11 % населения страны. В отличие от других крупных религиозных общин (например, друзов и маронитов) среди православных не было крупной феодальной знати. В основном, представители этой общины - крестьяне, а также ремесленники, служащие и мелкие торговцы. Православные интеллигенты Сирии и Ливана стояли у истоков арабского (но не панарабского, так как не считали Египет, кроме Синая с его православными святынями, Магриб, Аравийский полуостров частью будущего единого государства) светского национализма, ориентировались на поддерживавшую его Москву. Все палестинцы-христиане, как и арабы-христиане Израиля, кроме армян - тоже греко-православные [ ] . Во время гражданской войны , когда православные палестинцы и Москва оказались на стороне мусульман, православные Ливана не создали свою милицию, хотя часть православных воевали в милициях маронитов, но было много православных в составе Ливанской Коммунистической партии и Сирийской социал-национальной партии Ливана, которые воевали на стороне мусульман, палестинцев и их левых союзников. Православная христианская община Ливана в церковно-административном отношении подчинена антиохийскому патриарху, имеющему резиденцию в Дамаске. Отсюда, не только от связей с православными палестинцами и Москвой, - направленность этой общины на контакты с Сирией вплоть до идей объединения государств Сирии и Ливана. Только после начала беспорядков в Сирии они впервые основали свою политическую партию - все другие общины имели свои партии с момента независимости и ранее. У греко-православной общины есть свои представители в парламенте (около 11 человек). Греко-католики - мелькитыГреко-католики - униаты, принадлежащие к одной из Восточно-Католических церквей. Слово «мелькит» происходит от сирийского «malko» - «царь, император». Так приверженцы нехалкидонских церквей называли те Церкви древних патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима, которые приняли Халкидонский Собор 451 года (византийские императоры также приняли постановления Халкидонского собора).Мелькиты отделились от Антиохийской православной церкви в 1724 году. Как пишет В. И. Дятлов «Само формирование греко-католической общины в Сирии в XVIII в. стало во многом результатом крупных социально-экономических перемен в этой стране: роста торговли с Европой (только объём торговли Франции с Левантом вырос в XVIII веке в 4 раза), усиления приморских городов, развития в целом товарно-денежных отношений. Укрепление экономических и политических позиций Франции в Сирии, растущая активность католических миссионеров также воздействовали на этот процесс». По мнению Т. Филиппа, возникновение этой конфессиональной общины стало следствием формирования «нового, арабоговорящего среднего класс, который осуществлял связь между Сирией и мировой экономикой». По замечанию К. Д. Петковича «Хотя отпавшие епископы и избрали из своей среды патриарха с титулом Православного Патриарха Антиохии, тем не менее турецкое правительство долгое время не признавало ни униатского духовенства, ни униатской церкви, отдельной от православной. Только в 1827 году сирийские униаты были признаны». Далее К. Д. Петкович описывает в своей работе, как мелькиты массово обращали православных в унию во времена египетского владычества в Сирии (1832-1841). Фактически, по мнению российского консула, это происходило обманным путём, так как обряд и одежда духовенства мелькитов практически не отличаются от православных, и верующие не замечали подмены. После ухода египтян православные церкви вернулись к своему обряду, а мелькиты стали всё чаще пользоваться маронитскими церквями для своих богослужений. С самого начала эта община отличалась очень высокой экономической активностью. Но тем не менее, являясь малочисленной общиной, они не претендовали на политическое главенство. Несмотря на это, высокий уровень образования, знание нескольких иностранных языков и «природные способности» давали многим из них возможность с успехом занимать многие ответственные государственные посты. Духовным главой греко-католиков Ливана является патриарх Антиохии, Александрии, Иерусалима и всего Востока. Он располагает двумя резиденциями, одна из которых находится в Египте, в городе Александрии, а другая в столице Сирии - Дамаске. Представители этой общины составляют около 6 % населения Ливана и около 12 % ливанских христиан. Более 2/5 всех греко-католиков проживает в мухафазе Бекаа, из них подавляющее большинство в г. Захли, который является центром ливанских мелькитов.По установившейся традиции мелькитская община избирает шесть своих депутатов в парламент. Армянская апостольская церковьЧетвёртой по числу приверженцев христианской (мусульмане и грузины только ошибочно считают армян нехристианами из-за того, что ААЦ в литургии во многие дни использует не общепринятый среди всех остальных христиан Никео-Цареградский символ веры , а Никейский символ веры с добавлениями, в основном, заимствованными из Никео-Цареградского символа, читаемого всегда находившимися в евхаристическом общении с ААЦ сиро-яковитами, но есть дни, когда и в армянских храмах читают только Никео-Цареградский символ веры) церковью является Армянская Апостольская церковь . Это - армянская национальная автокефальная церковь, принадлежащая к православным церквам дохалкидонской традиции , хотя именно установленный только Халкидонским собором Никео-Цареградский символ веры является единственным символом веры всех, кроме Армянской, этих церквей. Поэтому из всех из всех этих церквей только Армянская может быть по праву названа дохалкидонской, а остальные правильнее называть только антихалкидонитскими в смысле противостояния халкидонитам, но не Халкидонскому собору. Эти возникшие после Халкидонского собора церкви многие его решения, такие как распространение на всю Церковь Никео-Цареградского символа веры, исполняют более истово, чем собственно халкидониты. Армянская же церковь, в основном, осуждает не богословие собора, а то, что на собор не были приглашены её представители, и собор не рассмотрел вопрос об оказании военной помощи Армении. Нерсес Шнорали показал, что поскольку в ортодоксальном богословии Армянской церкви "сущность" и "природа" не являются синонимами, в отличие от понимания греко-православными и севирианами, то при использовании в Халкидонском символе веры и его толкованиях только термина "сущность" богословие ААЦ, в отличие от богословия собственно антихалкидонитов, полностью соответствует Халкидонскому символу веры. С ним согласились Константинопольский патриарх и богословы Константинополя. Во главе Армянской Церкви стоит католикос всех армян , имеющий свою резиденцию в Эчмиадзине , под Ереваном, но ливанские армяне подчинены абсолютно независимому во всём, кроме вероисповедных вопросов - и то в теории, киликийскому католикосату , признающему за католикосом всех армян лишь первенство чести. Армяне - самое многочисленное неарабское национальное меньшинство Ливана, составляющее около 6 % всего населения страны. Православные армяне составляют около 4/5 армянского населения Ливана, или около 6 % всех жителей страны. Из них более 67 % проживает в Бейруте, около 25 % в городах мухафазы Горный Ливан. Армяне сохраняют свой язык, традиции, обычаи и имеют свои религиозные и культурные организации, школы, колледжи, периодическую печать и т. д. В парламенте православные армяне представлены несколькими депутатами. В большинстве своём армяне переселились в эти области уже в XX веке в результате бегства от геноцида, устроенного младотурками в 1915 году. Большинство армян в период с 1915 по 1924 г. были замучены и погибли, но некоторым удалось бежать в труднодоступные районы Османской империи, одним из которых традиционно был Ливан. Имеется несколько армянских партий в Ливане: Гнчак - социал-демократическая партия, Рамкавар Азатакан - либерально-демократическая партия, Армянский Революционный союз Дашнакцутюн. Православные армяне, будучи единственным национальным меньшинством в Ливане (представители остальных конфессий преимущественно арабы), имеют представительство в Ливанском парламенте и выдвигают четырёх депутатов из 99. Сиро-яковитыЯковиты - приверженцы миафизитства. Эта община была образована в Месопотамии и Сирии в VI веке. Основателем церкви считается сирийский епископ Яков Барадеус (Барадей). Они входят в состав своей самостоятельной (автокефальной) церкви, во главе которой стоит патриарх Антиохии и Востока. В культовом и обрядовом отношении яковиты мало чем отличаются от православных, но сохраняют в своём обряде более древние обычаи. Он крестятся одним пальцем, знаменуя этим единство божие. Яковиты, исторически тесно связанные с Армянской апостольской церковью, признают единую богочеловеческую природу Христа. Но они не приняли православное исповедание Нерсеса Шнорали. Богослужение их западно-сирийского обряда совершается на арамейском языке, не понятном большинству прихожан.На верующих наряду с белым духовенством большое влияние оказывают монахи. Являясь пятой по величине христианской общиной Ливана, в политической жизни современного Ливана сиро-яковиты не играют большой роли, они представлены в парламенте одним депутатом. Сиро-католикиВпервые идея об установлении церковного общения между Римом и сиро-яковитами возникла во времена крестовых походов, когда между латинскими и сирийскими епископами зачастую устанавливались хорошие отношения, однако к конкретным результатам эти контакты не привели.Вторая попытка унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе, но она также не привела к реальному установления церковного общения, оставшись на бумаге. Ситуация начала меняться в XVII веке. Отношения между Римом и сиро-яковитской церковью упрочились, кроме того в результате деятельности миссий иезуитов и капуцинов большое число сирийцев перешло в католицизм. В церкви возникло две партии - сторонников и противников унии. После избрания в 1662 году патриархом Андрея Ахиджяна, сторонника унии, церковь раскололась. После смерти Ахиджяна в 1677 году каждая из сторон избрала своего патриарха, что окончательно оформило раскол и появление отдельной от сиро-яковитской церкви восточнокатолической церкви. Сирийская католическая церковь приняла ортодоксальную христологию, отказавшись от миафизитства, но сохранив западно-сирийский литургический обряд. Андрей Ахиджян почитается сиро-католиками, как первый патриарх под именем Игнатий Андрей I. После кончины второго патриарха церкви, Игнатия Петра VI, в 1702 году линия сирийских католических патриархов прервалась в условиях крайней враждебности Османской империи по отношению к католикам восточных обрядов. Большую часть XVIII века церковь просуществовала в подполье. Возобновился сирийский католический патриархат в 1782 году, когда Синод Сиро-яковитской церкви избрал патриархом митрополита Алеппского Михаила Джарвиха. Вскоре после этого тот объявил себя католиком, бежал в Ливан и построил монастырь Богородицы в Шарфе, который существует до сих пор и считается духовным центром сиро-католиков. После Джарвиха (Игнатия Михаила III) линия сиро-католических патриархов уже не прерывалась. В 1829 году Сирийская католическая церковь была признана властями Османской империи, и в 1831 году была построена патриаршая резиденция в Алеппо. Из-за преследований в 1850 году резиденция была перенесена в Мардин (южная Турция). Стабильный рост церкви за счёт сиро-яковитов был прекращён резнёй в Турции в начале XX века. В 1920-е года резиденция патриарха была перенесена в Бейрут, куда бежало множество верующих.Обряды в сиро-католической церкви совершаются по западносирийскому ритуалу. Литургические языки - арамейский и арабский. Армяно-католикиРегулярные контакты Армянской церкви со Святым престолом начались ещё в эпоху крестовых походов. Первая уния с Римом была подписана в 1198-1199 гг. киликийскими армянами, но её действие было остановлено нашествием монголов в 1375 году. В 1439 г. Флорентийский собор восстановил унию и активизировал деятельность армянских «братьев унии». Армяно-католическая церковь отсчитывает свою историю с 1742 года, когда папа Венедикт XIV назначил епископа Алеппского Авраама Пьера 1 Ардзивяна патриархом армяно-католиков с кафедрой в Сисе. В 1750 году кафедра была перенесена в Ливан, а после урегулирования территориальных споров между светской и церковной администрацией находилась в Константинополе с 1867 по 1928 год. С 1928 г. кафедра армяно-католической церкви находится в Бейруте.По официальной статистике за 1951 г. армяно-католиков в Ливане насчитывалось 14 218 человек. По последней официальной переписи 1932 г. их насчитывалось 5 800. Армяно-католики представлены одним депутатом в ливанском парламенте. НесторианеНесториане составляют особую христианскую общину. Обычно последователей их церкви называют по национальному признаку ассирийцами, а их церковь - ассирийской. ПримечанияСм. такжеСсылки
|
Религия всегда занимала ключевые позиции в государственном устройстве мировых держав. Но если в странах Запада уже на протяжении многих десятилетий религия стремительно теряет свое влияние на все процессы, происходящие в структуре общества, то на Востоке невозможно представить себе такого отделения государства от религиозных верований. Особенно самобытен в этом плане Ливан. Религия в этой стране прочно связана со всеми политическими процессами и напрямую влияет на законодательную ветвь власти. Многие ученые называют Ливию "лоскутным одеялом", которое соткано из разных конфессий и религиозных течений.
Если не вникать в подробности и рассматривать религиозный вопрос с точки зрения сухих фактов, то, согласно последним данным, среди населения в Ливане около шестидесяти процентов мусульман, тридцать девять процентов христиан, и только чуть более одного процента ливанцев исповедуют иные религии.
Кажется, что данная картина практически ничем не отличается от привычной расстановки сил в Но религия Ливана на самом деле являет собой гораздо более сложную и многослойную структуру, о которой стоит поговорить более подробно.
Ливан, религия: исторические предпосылки формирования многоконфессионального государства
Несмотря на то что религиозных течений в стране удивительно много, население на девяносто процентов состоит из арабов. Остальные десять процентов - пестрый ковер из греков, персов, армян и других национальностей. Эти различия никогда не мешали населению Ливана мирно сосуществовать, тем более что все они имеют один и тот же язык. Многие ливанцы отлично владеют французским и хорошо образованы. Все это позволило создать особенное государство, в котором соблюдаются права представителей всех религиозных конфессий.
Стоит отметить, что терпимость к инаковерию всегда присутствовала у ливанцев в крови. Изначально многие жители страны относили себя к язычникам. На всей территории Ливана историки находят многочисленные алтари и храмы, посвященные различным культам. Самыми распространенными являлись божества, пришедшие из Эллады. Многочисленные завоевания Ливии мусульманами и европейскими христианами не смогли изменить культурных традиций страны. Каждый раз новая религия накладывалась на прошлые верования и успешно ассимилировалась в культуру Ливана. В итоге население страны могло придерживаться абсолютно любой религии, которая больше соответствовала предпочтениям той либо иной общины.
К середине двадцатого века религия в Ливане проникла во все сферы жизни населения и, можно сказать, сформировала систему политического устройства, не имеющую аналогов нигде в мире. Большинство политиков считают, что своей долговечностью и продуктивностью политическая модель страны обязана тесной взаимосвязи, которую можно представить как симбиоз "культура Ливана - религия Ливана". Она обеспечивает взаимодействие между собой всех конфессий и принятие законодательных актов, учитывающих интересы всех религиозных общин.
Религиозные конфессии Ливана
Мусульмане и христиане в стране не составляют единую структуру. Каждая религия разбита на многочисленные течения, представленные своими религиозными лидерами, руководящими общинами.
К примеру, мусульмане представлены в основном Они составляют влиятельное большинство, также среди мусульман можно выделить алавитов и друзов. Христиане Ливана исповедуют особое направление, они называют себя маронитами. Это религиозное течение возникло в конце пятнадцатого века, его последователи проживали в гористой местности и тщательно охраняли свою самобытность на протяжении многих веков. Даже влияние Ватикана не сумело сломить маронитов, они сохранили свои традиции и ритуалы. Помимо маронитов в стране живут православные, католики, протестанты и яковиты. Довольно много среди христиан представителей армянской церкви.
Конфессиональная система управления страной
Как мы уже выяснили, нет другой такой многообразной страны, как Ливан. Религия, точнее, ее многообразие, заставило многочисленные общины искать пути для взаимодействия и компромиссов. В итоге 1943 религиозных лидера Ливана подписали "Национальный пакт", который определял систему политического устройства страны как конфессионализм. Согласно этому документу, каждая конфессия должна иметь влияние на принятие законов, поэтому количество мест в парламенте строго регламентировано для каждого религиозного течения.
Многие политологи считают, что данная система рано или поздно погубит Ливан. Религия, по мнению специалистов, не может существенно влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства. Но пока опасения и прогнозы политологов не оправдываются, конфессионализм прочно вошел в жизнь обычных ливанцев.
Как религия влияет на распределение мест в парламенте Ливана?
По решению лидеров религиозных общин, посты главных лиц государства должны занимать члены самых многочисленных конфессий (согласно последней переписи населения). Поэтому сейчас в Ливане президентом является маронит, а должности премьер-министра и председателя парламента отданы суннитам и шиитам. В парламенте христиане и мусульмане должны иметь по шестьдесят четыре места. Это обеспечивает равенство всех течений, ничьи интересы не остаются без внимания при рассмотрении новых законов.
Ливан: официальная религия
После всего услышанного у вас может возникнуть вопрос об официальной религии Ливана. Какова она на самом деле? Ответ на данный вопрос является самой яркой и удивительной характеристикой страны: в Ливане нет официальной религии. Хотя на законодательном уровне закреплено, что государство не относится к разряду светских.
Вот и выходит, что в стране, где религиозные конфессии занимают столь важное место, никто так и не определил официальной религии.
Два молодых человека воссоздадут в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа под руководством маронитского патриарха и ливанского кардинала Бешара Бутроса Раи. В сообщении говорится, что Папа Йозеф Ратцингер сделал этот выбор «в память о своей недавней поездке в Ливан и в знак призыва ко всей церкви молиться за христианскую общину Ближнего Востока и мирное решение проблем.
Последняя поездка Бенедикта XVI за пределы Италии в Ливан состоялась в середине сентября. Его встречало огромное число верующих, приехавших также и из других стран. Из всех стран Северной Африки и Ближнего Востока Ливан представляет собой наиболее безопасное место для христиан, где их проживает сравнительно много. Но уже много лет на глазах у всех происходит разрушение восхваляемой модели мирного сосуществования религий. Бенедикт XVI обратился с осторожным призывом: «Для сохранения в действии знаменитого ливанского равновесия необходима добрая воля всех ливанцев. Только тогда Ливан станет образцом для подражания для жителей региона и всего мира».
Совершенно ясно, что сирийская катастрофа поставила под удар ливанских шиитов из движения «Хезболла», так как их покровители проживают в Дамаске и Тегеране. Но она не улучшила и положение христиан. Ливанские христиане давно перестали мечтать о завоевании гегемонии в стране. Они разделены изнутри: одни поддерживают шиитов, другие — суннитов. Противоборство ливанских суннитов и шиитов становится все более радикальным. Велико искушение повторить в Ливане наступление, идущее в Сирии против шиитско-алавитского режима Асада.
Несмотря на все это как некоторые христиане, так и некоторые мусульмане Ливана продолжают надеяться, что их мирное сосуществование продолжится, и действуют в этом духе. Ниже приводится расследование, напечатанное в последнем номере международного журнала «Оазис». Он издается с 2004 года патриархатом Венеции на шести языках, среди которых арабский и урду, и предназначен для христиан, живущих в исламском мире. Цель журнала в том, чтобы христиане и мусульмане могли лучше узнать и понять друг друга. Возглавляет журнал и приложение Newsletter, выходящее два раза в месяц, в том числе и на испанском языке, кардинал Анджело Скола. Он каждый год организует международные встречи. В 2010 году такая встреча состоялась в Бейруте, в Ливане.
Химическая ливанская формула
Какой Ливан увидел Папа? Центр Бейрута еще может заставить поверить, что страна быстро развивается: недалеко от моря много строящихся небоскребов. Но достаточно слегка удалиться от центра, и ты попадаешь в беднейшие кварталы, где в дорожной разметке жители все еще узнают линии фронта гражданской войны. А если отъехать от столицы, то пейзаж еще более меняется. По направлению к востоку располагаются деревни и живут семьи, история которых связана с соседней Сирией. Всего несколько лет тому назад сирийцы были «оккупантами», а сейчас в связи с гражданской войной они стали «беженцами».
Сирийцы, нашедшие приют в ливанских деревнях, рассказывают свои печальные истории. Сотни тысяч людей бежали от непрекращающихся бомбардировок, которые длятся уже не один месяц, от облав и похищений, которые осуществляются то регулярными войсками, то повстанцами. Они пересекли границу в поисках передышки. Ливанское правительство не позволяет официально организовывать лагеря беженцев — слишком хрупко равновесие между различными сообществами — но фактически места для приема и размещения беженцев существуют.
В Таалабайе (Taalabaya) в провинции Бекаа ливанский центр «Каритас» каждый день принимает новые сирийские семьи, которые просят их зарегистрировать, чтобы получить минимальную помощь в виде набора продуктов, одеял. Недалеко расположен лагерь, где беженцы построили бараки из картона, ткани и жести. Для стапятидесяти ребятишек от двух до десяти лет, которые свободно носятся по утоптанной земле, этот бедный лагерь является также и игровой площадкой. Их не очень волнует невозможность помыться и переменить одежду, они полностью отдаются игре со своими товарищами. Их глаза полны воли к жизни, в то время как глаза их матерей пусты и погружены в отчаяние.
Большинство из этих двухсот семей бежало из ада, возникшего в районе города Хомс, и оказалось в этих бараках. Мысль, что в них придется провести целую зиму, кажется невыносимой. Для молодой двадцатишестилетней матери время остановилось. Ее муж был убит в Сирии, дом разрушен бомбой. Она не видит перед собой будущего, только безнадежное настоящее довлеет над ней и ее двумя детьми.
Сотни других людей также находятся в отчаянном положении. Каждый беженец, пересекший границу, несет с собой груз, который не похож на бремя других товарищей по несчастью. В здании начальной школы в деревне Даир Занун (Dayr Zanoun) в этой же провинции Бекаа размещены двадцать семей из Дамаска. У них, по крайней мере, есть крыша над головой, водопроводная вода и электричество в течение двух часов в день. Но их волнение достигает предела, когда социальный работник из центра «Каритас» объявляет им, что с началом учебного года, они должны буду оставить стены школы.
Во время раздачи пищевых продуктов на добровольных помощников обрушиваются протесты беженцев, не желающих покидать школу. Они являются суннитами, и их охватывает страх, что их переведут в Баальбек, где живет шиитское большинство. Директор школы озабоченно осматривает помещения, разглядывая ущерб, нанесенный незваными гостями. Классы превратились в спальни и одновременно в кухни, на подставках досок лежат мыло и расчески, а сад используется в качестве туалета.
Молодой столяр, отец трех сыновей бежал из Сирии, потому что рисковал исчезнуть, как его брат, от которого нет никаких вестей, как нет известий и о том, что на самом деле происходит на родине. Но, по крайней мере, он спас свою жену и трех детей. Есть в деревнях и больших городах более состоятельные беженцы, которые могут платить за съем жилья от 200 до 250 долларов в месяц. Они могут себе это позволить, потому что, по крайней мере, один член семьи смог найти работу. Очень много семей делят одну квартиру и общее горе. В домах нет мебели, практически жизнь протекает на полу.
На фоне общего несчастья встречаются истории, в которых проявляется незабытая признательность и благодарность: одна сирийская семья, в которой мать четырех детей ничего не знает о судьбе своего мужа, нашла приют в ливанской семье, которую она прежде принимала в своем сирийском доме, когда в Ливане царило насилие. Но если история поражает своей повторяемостью, то география изумляет резкими переменами на коротком расстоянии. Всего час езды на автомобиле, и ты попадаешь из района, где царит отчаяние сирийских беженцев, в Бейрут, куда стеклись массы католиков, чтобы рядом с Папой утвердиться в вере и надежде.
Не один критический голос раздавался в дни накануне визита Папы в Ливан. Не будем говорить о шейхе-салафите, который хотел добиться от Бенедикта XVI извинений за его речь в Регенсбурге в то время, как все сообщества выражали надежду на то, что визит Папы обеспечит что-то вроде «перемирия». Это и произошло, если не принимать во внимание манифестаций, состоявшихся в эти дни в Триполи против фильма «Невинность мусульман», во время которых один человек был убит и тридцать ранено.
«Визит Папы нашел огромный положительный отклик, потому что он был воспринят нашим народом как счастливая пауза, - объясняет ливанский экономист и историк Джорд Корм. - Население отчаялось, нервы у всех обнажены. К политической напряженности добавляется значительный рост уровня преступности. В некоторых зонах страны по 12-18 часов в день нет электричества. Во многих регионах не течет вода из кранов. Социально-экономическая ситуация очень плохая. Даже короткий миг счастья очень много значит на фоне тяжелой жизни, которую мы ведем в течение 40-50 лет».
«Но это не могло продолжаться», - добавил Корм. Визит в Ливан Иоанна Павла II в 1997 году стал великим моментом в истории страны, потому что отсюда прозвучал призыв Папы ко всему Ближнему Востоку и Западу, но это послание осталось без ответа.Через месяц после отъезда Бенедикта XVI в христианском квартале Ашрафи, в самом центре Бейрута во время террористического акта погиб глава секретных служб. Корм считает, что причин слабости Ливана много. Одной из них является разделение населения на сообщества, что препятствует развитию гражданственности, так как люди идентифицируют себя не со страной, а с одной из восемнадцати конфессиональных групп, признанных государством.
Отсутствует воспитательная работа, которая показала бы значение традиций ливанских христиан. Корм объясняет: «Вы не найдете в наших школах ни одного учебника, в котором бы рассказывалось об истории церкви в Антиохии, зато наизусть заучиваются история Франции или Соединенных Штатов Америки. Люди думают, что христианство зародилось в Риме. Если написать книгу о преследовании христиан на Ближнем Востоке, то она станет бестселлером. Но если вы напишите книгу о сложности существующей здесь ситуации, то вам мало что удастся продать...».
Слова, с которыми верховный муфтий ливанских суннитов Мохаммед Рашид Каббани обратился к Папе, были многими поняты, как призыв к христианам не покидать Ближний Восток, потому что их присутствие является гарантией социального единства. Муфтий сказал: «Мы поддерживаем призыв к христианам Машрика остаться в арабском мире и продолжать играть важную роль в общенациональных делах в надежде, что это поможет сохранить целостность социальной ткани в этой части мира».
Католик-маронит, член ливанского Конституционного суда Антуан Мессарра (Antoine Messarra) считает эти слова очень важными: «Итак, арабский ислам освобождается и нужно помочь ему освободиться. Жаль, что христиане в арабском мире сделали шаг назад. Ливанские мусульмане нуждаются в христианах как в опоре для сохранения традиций свободы. Я думаю, в этом смысл высказывания муфтия. Очень стыдно, что религии делятся на те, что внушают страх, и религии, охваченные страхом. Представьте, например, что я испугался ислама. Но ислам является частью моей культуры, он входит в повседневную жизнь и отношения!».
Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр — мусульманин-суннит. Спикер парламента — мусульманин-шиит.
В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.
Список официально признанных религиозных общин
* Алавиты
* Исмаилиты
* Сунниты
* Шииты
* Друзы
* Армяно-григориане
* Армяно-католики
* Ассирийская церковь Востока
* Халдейская католическая церковь
* Копты
* Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
* Грекокатолики
* Православные
* Марониты
* Римско-католическая церковь
* Сирийская католическая церковь
* Сирийская православная церковь
* Иудаисты
Мусульмане в Ливане
На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности — суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.
Христиане в Ливане
Марониты — крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.
Греко-православные — вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.
Другие религии в Ливане
Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше — большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.