Основные типы знаковых систем. Пример знаковой системы языка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание для контрольной работы

8 вариант

1.Язык как система знаков

2.Виды знаков и их эволюция

3.Семиотика и ее философские проблемы

4.Язык человека и образ мира

Список использованной литературы

1. Язык как система знаков

Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico "делаю общим, делюсь". Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.

Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология). В развитие этой науки, основы которой были заложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад (если называть только наиболее авторитетные имена) Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (Charles William Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), Луи Ельмслев (Louis Hjelmslev), Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), Роман Осипович Якобсон, Карл Бюлер (Karl Buehler), Якоб фон Юкскюлл (Jakob von Uexcuell), Томас Себеок (Thomas Sebeok), Роланд Барт (Roland Barthes), Умберто Эко (Umberto Eco), Юрий Сергеевич Степанов. язык знак личностный сознание

Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежат ведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.

Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака.

Знак, как писал Ч.С. Пирс, либо копирует объект (иконический знак), либо на него указывает (индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним (знак-символ).

Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:

Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию со стороны адресата (обладать свойством перцептивности).

Знак, с другой стороны, должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.

С точки зрения Ф. де Соссюра, автора билатеральной теории знака, в знаке различаются две стороны:означаемое(signifie, сигнификат, образ предмета, идея, понятие, концепт, содержание, в традиционном употреблении значение) и означающее(signifiant, сигнификант, экспонент, выражение).

Обе стороны, по его мнению, психичны. Психичен и знак в целом. Такой знак, естественно, не может быть воспринят. Следовательно, воспринимается не виртуальный языковой знак, а реализующий его речевой знак. Что касается денотата или референта, то в схеме Ф. де Соссюра он не принимается во внимание.

Связь между означаемым и означающим, по Ф. де Соссюру, конвенциональна (условна) или, в иной терминологии, арбитрарна (произвольна): каждый язык по-своему соотносит означаемые и означающие. Конвенциональность знака характеризует его как социальное явление. Не конвенциональны симптомы, обе стороны которых находятся в природной, причинно-следственной связи (человек болеет - у него повышается температура). Будучи конвенциональным, знак может быть одновременно мотивированным. На это обращают внимание Р.О. Якобсон, Ю.С. Маслов, А.П. Журавлёв, С.В. Воронин и др. языковеды: они отмечают, что фактически у многих языковых знаков обе стороны связаны более тесно, и эта связь может быть объяснена факторами звукоподражания, звукового символизма, словоообразовательной и семантической мотивированности.

Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем они могут как бы "скользить" относительно друг друга (установленное Сергеем Осиповичем Карцевским свойство асимметрии сторон знака): одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (синонимия, омонимия).

Будучи элементом определённой семиотической системы, знак характеризуется теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные) возможности знака. В парадигматические отношения знаки вступают в рамках класса, или множества, элементов, из которых производится выбор данного знака. Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного знака в конкретном коммуникативном акте и его дифференциации от других знаков как "соседей" в данной линейной последовательности, так и внутри множества возможных претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.

Различимость знаков с точки зрения многих исследователей является главным их свойством, которое образует основу для важнейшего из семиотических принципов, на которые ориентируется структурная лингвистика. Противопоставленность и системная взаимообусловленность знаков приводят к тому, что возможны так называемые нулевые знаки (вернее, знаки с нулевыми означающими). Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению его дифференциальных признаков.

2. Виды знаков и их эволюция

Знак это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике, под значением знаков имеется та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы- словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и растении, и т.д.); знаки-признаки (озноб- симптом болезни, туча-предвестник приближения дождя); знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты); знаки-общения - вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе, коды, используемые для составления программ для компьютеров), знаки формул, различные схемы системы сигнализации уличного движения. Любой знак функционирует, только в соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мысли, осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки-посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языковых и существует лишь на их основе.

Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения, нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.

3. Семи отика и ее философские проблемы

Семиотика - это наука о знаках и знаковых системах. Знаковые системы - это например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д. Основу любой знаковой системы составляет знак. Знаком может быть вообще все что-угодно, например, мох на какой-то стороне дерева может быть знаком направления на север, морщины на лбу могут быть знаком плохого настроения, слово “мама”, написанное на доске, - это знак мамы, моей или вашей, и т.д. Как же тогда определить знак, что же делает какую-то вещь знаком, если знаком может быть в конце концов все что-угодно?

Общее во всех знаках не то, как они выглядят, - здесь огромное разнообразие, - а то, что делают знаки, какую функцию они выполняют. Как например совершенно разные люди могут делать одно дело, например, читать стихотворение Пушкина “У лукоморья дуб зеленый…”, и тогда общее между этими людьми будет состоять именно в том, что они все будут читать это стихотворение, так и все знаки делают одно дело, хотя все эти знаки могут быть во всем остальном очень разными. То общее дело, или та общая функция, которую выполняют все знаки, - это обозначение чего-то. Например, слово “мама” обозначает маму, дорожный знак “stop” обозначает приказ остановиться, медаль на груди человека обозначает признание государством каких-то заслуг этого человека, и т.д. Все знаки что-то обозначают, и, кроме того, то, что обозначает знак, отличается от самого знака, например, слово “мама” отличается от мамы, знак “stop” отличается от приказа остановиться, медаль отличается от признания поступка, которое она обозначает, и т.д. Если знак обозначает сам себя, то это уже не знак, - это просто предмет. То, что обозначается знаком, называется по-разному - “смысл”, “значение”, “содержание” знака.

Мы будем здесь использовать термин “содержание” для того, что обозначает знак. Кроме того, каждый знак имеет форму, например, форма знака “мама” - это слово русского языка “мама”, форма знака “stop” - это, например, железный круг на столбе и на круге написано латинскими буквами слово “stop”, и т.д. Сам знак - это и не только форма, и не только содержание, это и то и другое, это единство формы и содержания. Знак изменится, если изменится хотя бы что-то одно в знаке - либо форма, либо содержание, либо и то, и другое. Итак, знак - это пара “форма-содержание”. Форма должна отличаться от содержания, чтобы знак был настоящим знаком.

Знаки с одним содержанием и разной формой - это синонимы, знаки с разными содержаниями и одной формой - это омонимы. Таким образом, содержания и знаки могут быть связаны друг с другом тоже по-разному. Наука стремится создать такой строгий язык, чтобы там разным формам знаков соответствовали разные содержания (не было бы синонимов), разным содержаниям соответствовали разные формы (не было бы омонимов). Такие знаки, где за каждой формой зафиксировано свое единственное содержание, называются терминами. Слова обычного языка никогда не бывают терминами. Например, когда два человека говорят одно слово “стол”, то каждый представляет немного свое содержание. Один человек вспомнит стол, который стоит дома, другой человек подумает о столе на работе, и т.д.

Это не значит конечно, что в содержаниях знака “стол” у этих двух людей все будет совершенно разное, но в то же время эти содержания никогда не будут и совершенно одинаковые. Как же тогда люди могут понимать друг друга, используя например слово “стол”? Дело в том, что, несмотря на различия в содержаниях этого знака у разных людей, одновременно в этих содержаниях может быть и много общего, и люди могут использовать знаки только в меру этого общего, пытаясь понять друг друга. Например, во всех столах есть так называемые “существенные признаки” - это такие признаки стола, с исчезновением которых исчезнет сам стол. Стол не исчезнет, если в нем изменится цвет и форма, так как есть столы совершенно различных цветов и форм. Могут быть столы с четырьмя, тремя, одной ножкой, могут быть столы вообще без ножек, так что число и виды ножек тоже не относятся к существенным признакам стола. Существенные признаки стола - это признаки, которые есть у любых столов и только у них. В конце концов это должна быть какая-то опора и часть плоской поверхности, но и этого мало. Нужно также, чтобы мы рассматривали этот предмет “как стол”, т.е. как средство расположения предметов на некотором участке плоскости в некотором возвышении от пола или земли, что облегчает нам - как прямоходящим существам - деятельность с этими предметами (ведь тем людям, которые изобрели столы и пользуются ими, труднее делать какое-то дело на полу, чем на столе).

Существенные признаки того предмета, который обозначается знаком, - это часть содержания знака. Когда человек использует слово “стол”, то он вместе с существенными признаками стола может мыслить и образ какого-то индивидуального стола. Такой образ также отностится к содержанию знака и обычно называется “представлением”, т.е. содержание обычно богаче только существенных признаков. Существенные признаки как часть содержания знака - это то, что обычно называется “смыслом” того предмета, который обозначается знаком, а сам этот предмет так и можно называть - “предмет”. Итак, содержание знака оказывается состоящим из нескольких основных элементов. Это:

1)предмет, обозначаемый знаком, например, стол для слова “стол”,

2)смысл предмета как существенные признаки предмета, например, существенные признаки стола,

3)представление предмета как различные индивидуальные особенности содержания знака, например, индивидуальный образ стола при использовании тем или иным человеком слова “стол”.

Попробуйте потренироваться и выделить указанные элементы содержания в таких видах знаков, как дорожный знак “stop”, медаль “За отвагу”, мох на северной стороне дерева как знак направления на север. Заметим, что предмет в содержании слова “стол”, - это не какой-то отдельный стол, это стол-вообще, обладающий только существенными признаками стола. Такого стола мы нигде в конкретной нашей жизни не увидим, мы всегда видим какие-то отдельные и конкретные столы. Отдельный индивидуальный стол может стать через свой образ частью представления стола в содержании слова “стол”, но он не является предметом в этом содержании.

Чтобы знак возник, нужно, чтобы была способность за вещью видеть не ее саму, а что-то другое. Это способность воспринимать вещь не как вещь, а как знак, т.е. как информацию о чем-то, не совпадающем с этой вещью. Для такой способности нужно обладать возможностью представить то, чего в данный момент нет. Такую способность можно называть воображением. Обычно мы считаем, что воображением обладает только сознание или психика, а материя обладать воображением не может. Так ли это?

Когда мы нечто воображаем, например содержание слова “роза”, то мы вызываем в нашем сознании розу как предмет, смысл розы и какое-то конкретное представление розы, например, воображаем какой-нибудь чувственный образ розы, ее запах, и т.д. Роза появляется в нашем воображении как образование нашего сознания, но реально она от этого еще не начинает существовать. В то же время наше воображение - это тоже некоторый вид существования, хотя и не такой сильный, как реальная роза. Воображение розы - это некоторое слабое существование розы, или: потенциальное ее существование. Все, что существует в сознании, существует не так сильно как вещи, - это существование слабое, потенциальное, но все-таки тоже существование.

Такие слабые виды существования в воображении мы будем называть виртуальной реальностью. Итак, сознание и воображение даны нам как некоторая виртуальная реальность. Это реальность промежуточная - она не такая сильная, как существование материальных вещей, но это все-же и некоторая реальность, не совершенная пустота. Например, когда идея в голове ученого реализуется в виде какой-нибудь новой машины, здания, технологии, то в этом случае виртуальная реальность сознания превращается в сильную материальную реальность, как бы усиливается материей, своим воплощением в ней. Следовательно, виртуальная реальность может усиливаться, превращаться в материальную реальность, влиять на нее, проявляя свою собственную активность. С другой стороны, и всякая материя всегда сопровождается собственной виртуальной реальностью. Например, ни одна материальная вещь никогда сразу не проявляет все свои свойства, - в одной ситуации в вещи реализуются одни свойства, в другой - другие, и так можно до бесконечности выявлять в вещи все новые и новые ее свойства. Но куда деваются непроявленные свойства вещи в тот момент, когда проявлены другие свойства вещи? Например, при комнатной температуре вода находится в жидком состоянии, при температуре ниже нуля она превращается в лед, при 100 градусах и выше вода превращается в пар. Куда же делись свойства воды как льда и как пара в тот момент, когда вода находится в жидком состоянии? Эти свойства не исчезли в воде, они содержатся в ней потенциально, они в данный момент находятся в виртуальной реальности, т.е. в состоянии слабого, потенциального, существования, и в любой момент могут выйти из этого состояния и начать свое реальное существование.

Таким образом, вода никогда полностью не вмещается в границы сильного, реального, существования - часть ее свойств существует сильно, а часть свойств потенциализирована. Если реализовать ранее потенциальные свойства, то потенциализируются те свойства, которые ранее были реальны. Так мы будем только перебирать по отношению к реальности наборы свойств воды, но никогда все эти наборы свойств не смогут одновременно реализоваться. Словно мы вынуждены будем рассматривать свойства воды как большую картину через маленькое отверстие, - посмотрев на одну часть картины, мы закроем другую ее часть, и наоборот. Таким образом, вся вода в целом, в единстве всех своих свойств, - это объект, охватывающий собой сильную и виртуальную реальность в их единстве. И это верно по отношению к любой материальной вещи и процессу. Вещь в единстве своих реальных и виртуальных свойств мы будем называть объектом, вещь как только проявленные реальные свойства будем называть реализацией, а вещь как ее виртуальные свойства будем называть потенциалом.

Далее, представим себе взаимодействие двух материальных тел, например, столкновение двух бильярдных шаров. В результате этого столкновения каждый из шаров меняет характер своего движения, т.е. каждый из них после столкновения проявляет себя в реализации иначе, чем это было до столкновения. Следовательно, в шарах изменяются и сотношения их реализаций и потенциалов. Если опять использовать аналогию с картиной, то каждый шар - это всегда некоторое отверстие, через которую видна часть картины, и не видны (или слабо видны) остальные части. До столкновения отверстия находились в одном месте, после столкновения они сместились у обоих шаров. Таким образом, взаимодействие двух бильярдных шаров привело к изменению их реализаций, т.е. затронуло взаимоотношение виртуального и реального в существовании шаров. Это не могло бы произойти, если бы шары взаимодействовали на уровне только своих реализаций. Следовательно, шары провзаимодействовали не только на уровне своих реализаций, но и на уровне своих потенциалов. Можно еще сказать и так, что шары провзаимодействовали как два целостных объекта, целостность каждого из которых объединяет в себе реальные и виртуальные свойства объекта. Следовательно, в момент взаимодействия один шар влиял на другой не только на уровне своей реализации, но и на уровне своего потенциала, своих виртуальных свойств, - как один целостный объект на другой целостный объект. Тогда и влияние одного шара на другой может быть разделено на актуальное и виртуальное влияние. Один шар не только актуально взаимодействует с другим шаром в плане своих реализаций, но одновременно один шар как-то соотносится со всеми остальными, виртуальными, определениями второго шара, относясь к нему как к единому объекту. Но эти виртуальные свойства другого шара и даны могут быть только виртуально первому шару. Это напоминает способ, каким в нашем сознании передается содержание знака в форме знака. Форма знака реальна, а содержание знака виртуально.

Подобно этому, и в случае столкновения двух шаров один шар дан другому в своей реализации актуально, а во всей своей целостности - виртуально. С этой точки зрения во всяком материальном взаимодействии может быть выделен некоторый природный знаково-информационный процесс, формой которого выступает взаимодействие реализаций объектов, а содержанием - взаимоотношение объектов как единства своих реализаций и потенциалов. Один объект не только материально влияет на другой, но и сообщает о себе в целом через это влияние как знак. Посредством реализаций объектов как знаковых форм протекают взаимовлияния объектов в целом. Это позволяет нам говорить о некоторой способности природного воображения в объектах, через которое один объект в целом может соотнестись с другим объектом в целом. Конечно, это природное воображение сильно отличается от воображения человека, но оба эти воображения объединяет по крайней мере одно - они оба принадлежат к сфере виртуальной реальности. Природное воображение не является сознательным, это бессознательное и даже допсихическое движение виртуальной реальности. Здесь конечно и знаков настоящих нет, но в природном воображении есть способность использовать одно как представление другого, что очень напоминает знак и может быть названо предзнаком. В рассматриваемом нами случае предзнак - это представление одного объекта другому объекту через реализацию первого объекта. Здесь реализация является формой предзнака, а сам объект - содержанием предзнака. Взаимодействуя в своих реализациях, объекты одновременно представляются друг другу как целостные объекты, но такое представление уже выходит за рамки только реализаций объектов. Оно захватывает потенциалы объектов, существующие в виртуальной реальности.

Здесь можно использовать такой графический образ.

Материальные взаимодействия в природе всегда сопровождаются информационными процессами, позволяющими одному объекту вступать в отношения с другим объектом. Таким образом, можно говорить о своего рода предъязыке природных процессов, позволяющем объектам “узнавать” друг друга через свои реализации. Если человек видит звездное небо над головой и воспринимает его как знак величия и красоты Природы, то нельзя говорить, что такая знаковость звездного неба - это нечто только в нашем сознании, не имеющее никакого отношения к объективным процессам в физическом мире. Каждый объект в природе объединяет в себе не только свои реализацию и потенциал, но каждый объект - это еще и часть каких-то систем и одновременно система собственных элементов.

Все эти определения объекта также входят в объект, хотя и более виртуально, чем существование самого объекта. Поэтому потенциал любого объекта в той или иной мере включает в себя все иные объекты и их отношения. С этой точки зрения любой объект может быть рассмотрен как предзнак других объектов и в конечном итоге - мира в целом. Потенциал объекта может быть разделен на две части:

1)внутренний потенциал объекта - это свойства объекта, находящиеся в виртуальной реальности в данный момент,

2)внешний потенциал объекта - это другие объекты, виртуально присутствующие в данном объекте, т.к. объект всегда находится в отношениях со всеми объектами в мире.

Выступая как единство своих реализации и потенциала, объект объединяет в себе оба вида потенциала - и внутренний и внешний потенциал. Единство реализации объекта и его внутреннего потенциала - это независимый объект, рассматриваемый относительно независимо от всех остальных объектов в мире. Единство реализации, внутреннего и внешнего потенциала образуют зависимый объект, т.е. объект, взятый в единстве со всеми другими объектами в мире. Соответственно, возникают и две природные знаковые ситуации, в которых участвует любой объект, - это:

1)предзнак как единство реализации (форма) и независимого объекта (содержание) - внутренний природный знак (внутренний предзнак),

2)предзнак как единство независимого объекта (форма) и зависимого объекта (содержание) - внешний природный знак (внешний предзнак). В последнем случае объект выступает как предзнак Природы вообще.

Конечно, когда мы рассматриваем звездное небо как знак величия Природы, то мы используем здесь сознательное воображение и образуем настоящий знак. В самой неживой Природе нет настоящих знаков, как нет и настоящего сознательного воображения. Но многие поспешили сделать отсюда вывод, что в природе вообще нет никакой знаковости и никакого воображения. Это тоже крайность.

В природе есть природное воображение и есть предзнаки. Это промежуточное состояние по отношению к крайним позициям перенесения на живую Природу свойств человека, в том числе и способности действовать со знаками, и полного отрицания в неживой Природе всякой знаковости.

В Природе нет настоящих знаков, но в Природе есть предзнаки и природное воображение. Природное воображение дано в природных формах виртуальной реальности, в виде потенциалов объектов.

Предзнаки даны как представленности в реализации независимого объекта (внутренний предзнак) и в независимом объекте зависимого объекта (внешний предзнак).

Системы объектов образуют в этом случае системы предзнаков, взаимодействия объектов сопровождаются функционированием предзнаков - так возникают предъязыки Природы: движения предзнаков в природных процессах.

Такие предъязыки можно еще называть природными языками или языками Природы, не забывая, что слово “язык” используется здесь в смысле предъязыка. Например, можно говорить о предъязыках цвета, звука, предъязыке форм и движений, и т.д.

4. Язык человека и образ мира

Как отмечает Полякова Е.В., сознание имеет языковую природу, т.е. иметь сознание - значит владеть языком. Сознание в таком понимании выступает как образ мира, заключённый в человеке.

Следовательно, языковые данные играют решающую роль в выявлении фундаментальных моделей мышления у людей, принадлежащих разным лингвокультурным сообществам и разным социальным группам одного и того же лингвокультурного сообщества. Специфика ценностного личностного сознания неразрывно связана как с языком вообще, так и с иностранным языком в частности. Язык вообще есть естественно возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая система, обладающая свойством социальной и культурной предназначенности (С.Н. Коробова), это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определения социума. Под иностранным языком понимается язык, который изучается вне условий его естественного бытования, т.е. в учебном процессе, и который не употребляется наряду с первым в повседневной коммуникации. Тем не менее, иностранный язык несёт полноту духовных смыслов как в общечеловеческом аспекте, так и в аспекте особенного и единоначального - национальном и профессиональном.

В связи с этим перед высшим образованием встаёт комплекс проблем и задач, связанных с интеграцией России в мировое образовательное и информационное пространство. Всё это сопряжено с поиском новых путей развития личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы. В настоящее время глобальной целью иноязычного образования считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Современные методические исследования последних десятилетий акцентируют внимание на роли иностранного языка в воспитании человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям. Язык является одной из форм отражения культуры, так как он фиксирует и воспроизводит национально, социально и идеологически унаследованную совокупность практических навыков и идей, характеризующих образ жизни и нормы поведения того или иного этноса. По мнению М.Ю. Степанова, образ языка приобретает черты «образа пространства» - во всех смыслах слова: реального, видимого, духовного, ментального.

Поэтому представляется целесообразным изучение языка не как самостоятельной реалии, а исключительной принадлежности его носителя -человека. Язык - это продукт культуры, часть культуры, условие культуры. Таким образом, языковое мировоззрение лежит в основе каждой совокупности людей, подчёркивая их самобытность. Пользуясь средствами языка, человек вербализует ту действительность, в которой он существует.

М.В. Трегубенкова отмечает, что заложенная в нашем сознании картина мира «отображает действительность», но объёмность и наличие различных нюансов картины мира не позволяют языку отобразить её целиком, это влечёт за собой невозможность вербализации некоторых знаний и представлений. Но отсутствие этой языковой способности - не абсолютно: картина мира питается и насыщается событиями реального мира. К примеру, при сопоставлении культурных фонов родного и иностранного языков изучается своя совокупность фоновых знаний, представленная в определённом блоке лингвистических явлений. Поэтому студент получает возможность «высветить» (Л.С. Инякина) социокультурные профессиональные различия, выявить лакуны и, таким образом, понять и усвоить общее и различное в профессиональных сферах двух стран и одновременно идентифицировать себя как представителя родного языка и родной культуры. Этим решается задача «удвоения пространства культуры» (Л.С. Инякина) личности, которая может также выполняться путём извлечения социокультурной информации о

профессиональной среде, которая открыта только носителю изучаемого языка и им обычно даже не осознаётся. Происходит формирование необходимых умений профессионального общения. Необходимо отметить, что с усложнением объективной действительности расширяется и обогащается её образ, т.е. происходят изменения и в способе означивания действительности, это должно отражаться и на росте языковой потенции.

Кубрикова Е.С. считает, что, при этом, видимо, в понятие языковой картины мира следует включать не только стереотипные возможности вербализации любого содержания мышления.

Человек является центральной фигурой на той картине мира, которую рисует язык. Поэтому в настоящий момент объектом исследования становится не язык вообще, а человек в языке (М.В. Трегубенкова).

Список использованной литературы

1. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

2. Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич - Минск, 2010 - 308 с.

3. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2009. - 272 с.

4. Кохановский В.П. Основы философской науки / Кохановский В.П. - Ростов н/Д., 2009

5. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2010. - 431 с.

6. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2010. 736 с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Учение Ч. Пирса и Ч. Морриса о теории знаков, основные положения. Триадическое отношение знака. Логика как воображение возможной закономерности. Прикладные аспекты семиотики Ч. Пирса.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Роль знаков в конструировании языка, их типы (образы, индексы, символы) и связь с обозначаемыми ими предметами. Основные характеристики знаков: содержание, смысл и предметное значение. Особенности собственных и приданных смыслов, сущность дефиниции.

    реферат , добавлен 26.12.2013

    Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления. Его органическая связь с возникновением и развитием языка как материального носителя воплощения норм сознания. Язык как система знаков, сpедство человеческого общения и мышления.

    реферат , добавлен 14.12.2009

    Логика как наука, ее сущность, формы, предмет, значение, основные разделы и этапы развития. Понятие и виды логических законов. Язык как знаковая система. Общая характеристика знаков. Понятие как вид мысли. Простые суждения, их логическая структура и виды.

    шпаргалка , добавлен 17.05.2010

    Язык как ключ к пониманию мышления и знания. Единство и многообразие знаков. Понятие метаязыка. Философия культуры и этики (этические добродетели по Аристотелю). Виды эстетических ценностей. Практическое и теоретическое отношение человека к миру.

    реферат , добавлен 28.01.2010

    Роль языка в формировании цивилизации и значение его для познавательной и созидающей деятельности человека. Понятие языка в различных философских системах. Сознание и язык. Язык как средство общения и взаимного понимания людей. Единство языка и сознания.

    реферат , добавлен 27.01.2008

    Анализ языковых выражений для связи мышления и языка, при которой язык выступает материальной оболочкой мыслей. Использование знаков-образов и символов. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты изучения естественной и искусственной речи.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Роль языка в сознательной деятельности человека. Орфографические и фонологические свойства письменной или устной речи. Язык как инструмент выражения бытия. Смысловой облик слов. Выражение эмоционального мира сознания, переживаний.

    реферат , добавлен 15.01.2007

    Определение, диалектика и структура сознания человека. Сознание, самосознание и рефлексия. Сознание и сфера бессознательного. Диалектика сознания и языка. Язык как средство общения и взаимного понимания людей. Единство языка и сознания, знаковые системы.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    Исторические типы философии. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира. Философские проблемы сознания. Диалектика как философская система. Научное познание. Специфика познания социальной действительности.

В чем значение английских переводов Библии XIV – XVII вв.?

Почему Мартин Лютер вынужден был противопоставлять себя переводчику Вульгаты?

Как изменился подход к переводу Священного Писания в средний период?

Семиотика (от греческого  – «знаковый») – наука, объектом изучения которой являются знаки, их сочетания (например, математические или физические формулы) и их системы (например, любой язык). По удачному выражению Ч. Морриса (1901-1978), «человеческая цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем, человеческий разум неотделим от функционирования знаков – а, возможно, и вообще интеллект следует отождествить именно с функционированием знаков». Сам термин «семиотика», по указанию Ч. Морриса, был взят у греческих стоиков, которые испытывали влияние греческой медицины, трактовавшей диагноз и прогноз как знаковые процессы. Цель семиотики как междисциплинарной отрасли – создать общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях. Семиотика нередко трактуется чрезвычайно широко, выходя за границы языкознания и превращаясь в универсальную науку о значении.

Ф. де Соссюр мыслил себе семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков внутри жизни общества». Он считал, что «она должна открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются. Поскольку она еще не существует, нельзя сказать, чем она будет, но она имеет право на существование; место ее определено заранее. Лингвистика – только часть этой общей науки; законы, которые откроет семиология, будут применимы и к лингвистике, и эта последняя, таким образом, окажется отнесенной к вполне определенной области в совокупности явлений человеческой жизни». Р. Якобсон отводит семиотике такое же место, какое математика занимает по отношению к естествоведческим наукам. Е. Курилович устанавливает иную зависимость, но идея остается прежней: «По отношению к лингвистике и другим социологическим наукам семиология должна занимать такое же место, какое занимает физика по отношению к естественным наукам». В.А. Звегинцев имеет полярную точку зрения в этом вопросе и пишет дословно следующее: «Семасиология проводит изучение лексики языка под определенным углом зрения и именно в смысловом аспекте. Поскольку же лексику, или словарный состав языка в целом, изучает лексикология, то семасиология, исследующая лексику только с одной стороны и при том с такой, которая характеризует слово как единицу словарного состава языка, является одним из разделов лексикологии и по отношению к этой последней занимает подчиненное положение». Таким образом, достаточно явно обозначилась оппозиция: семиотика – основа всех лингвистических наук и семиотика – составляющая лексикологии.



Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

В целом за время развития семиотики в ней можно выделить следующие главные направления:

 семиотика в литературоведении (последователи исследования «мира знаков» в связи с теорией поэтического слова М.М. Бахтиным);

 семиотика искусства;

 логическая семиотика (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Р. Карнап, А. Тарский, К. Айдукевич, и др.);

 психологическая семиотика (Л.С. Выготский и др.);

 социальная семиотика (Р. Ходж, Г. Кресс и др.);

 визуальная семиотика;

 семиотика истории.

Знаковый характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. В связи с этим в качестве частной семиотики выделяется лингвистическая семиотика. Язык – система значимостей, основанных на противопостав­лениях знаков, релевантных для говорящих на данном языке. Знак – двусторонняя психическая данность, отношение двух дифферен­циально определяемых ее сторон – означающего и означаемого; поэтому отличительные особенности знака сливаются с ним и ис­черпывают его. Акцент при определении сущности знаковости естественного языка перенесен исключительно на структурно функциональную организацию языка как знаковой системы. Ком­муникативная и прагматическая функции отодвинуты на задний план. Типичным представителем понимания языка как имманент­ной структуры является Ф. де Соссюр.

Основная функция языкового знака с точки зрения связи языка и мышления состоит в том, чтобы удовлетворять основным отражательным и мыслительным процессам, свойственным чело­веку, – обобщать (интегрировать) и конкретизировать (дифференцировать), опосредствованно и абстрагированно представлять мыслительное содержание, которое исторически закрепляется за данным знаком. Познавательная функция языкового знака является основной, отличающей его от знаков прочих семиотиче­ских систем.

В.Гумбольдт указывает, что «… знаки представляют собой одни и те же звенья в цепи чувственных восприятий людей и во внутреннем механизме оформления понятий; при их назывании затрагиваются те же самые струны духовного инструмента, в результате чего в каждом человеке возникают соответствующие, но не одни и те же понятия».

Юрий Лотман о знаке говорит следующее: «Знак – это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе».

В словаре В. Руднева можно найти и такое определение: «Знак – минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык. Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой – он является носителем нематериального смысла (план содержания)».

В.А. Звегинцев в своей работе «Очерки по общему языкознанию» указывает на то, что «языковой знак отныне уже не собственно языковое явление, находящееся в своеобразных и сложных отношениях с психическими и логическими категориями, но условная материальная форма обозначения некоторого внутреннего содержания, ничем по существу не отличающаяся от обычного ярлыка».

Отличительной особенностью знаков естественных языков по сравнению со знаками прочих систем является не столько различие в выполняемых ими функциях, сколько факт взаимообусловленного сосуществования этих функций в пределах знака, что делает знако­вую систему языка глобальной по значению, многоярусной по структуре, полифункциональной по целям. Так, функции общения и обобщения находятся во взаимозависимых связях друг с другом: общение между индивидуумами становится возможным лишь в том случае, если в языковых знаках и знаковых структурах вырабо­таны всеобщие значимости, и наоборот – такие надиндивидуальные значения и средства их выражения выкристаллизовываются, откладываются в результате функционирования языка, в процессе его коммуникативного использования. Непосредственно связаны и находятся в определенной иерархической системе и другие функ­ции языка: коммуникативная и прагматическая, репрезентативная и сигнификативная.

К знаковым относят все основные языковые единицы, кроме фонемы, а именно: морфему, слово, словосочетание и предложение. Наиболее типичной знаковой единицей является слово, поскольку оно выполняет номинативную (назывную) функцию, обозначая отдельные понятия, представления и предметы. Морфемы номинативной функцией не обладают и реализуют свои возможности не самостоятельно, а лишь через слово, в комбинации с другими его значимыми частями. По этой причине морфемы иногда называют полузнаками.

Процесс интерпретации знака, или процесс порождения значения. Пирс применял понятие семиозиса для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». По мысли Пирса, знак не функционирует до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Т.е. знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, это знание достигается благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак\объект в последующем знаке (например, объяснение значения некоторого слова при помощи других слов). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Семиозис – с это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семи- озиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром – объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи как бы спрятан в череде семиотических медиаций. Моррис характеризовал семиозис как процесс, в котором нечто функционирует как знак. Он выделял три измерения семиозиса: семантика – отношение знака к своему объекту; синтактика – отношения знаков друг к другу; прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы).

Свойства языкового знака

1. Языковой знак материален и идеален одновременно; представляет собой единство звуковой оболочки – означающего (формы), и того, что она обозначает (понятие) – означаемого (содержания). Означающее материально (звук, буквы), означаемое идеально (то, что заложено в нашем метасознании).

2. Языковой знак первичен, знаки других знаковых систем вторичны, так как созданы на базе языка (азбука Морзе, шрифт Брайля), либо они могут быть объяснены с помощью человеческого знака.

3. Произвольность.

4. Мотивированность – наличие логических связей между означающим и означаемым.

5. Изменяемость (вариантность). Это свойство содержит несколько вариаций:

● означающее изменяется, а означаемое остаётся неизменным; например, раньше месяц «февраль» назывался «феврарь», с течением времени это название трансформировалось в привычное нам «февраль»; также «чело» – «лоб»;

● означающее остаётся неизменным, а означаемое меняется. Изменение означаемого может привести как к улучшению, так и к ухудшению значения. Например, слово «девка» в XVIII-XIX вв. не имело отрицательной коннотации, сегодня же мы его употребляем в выражениях типа «гулящая девка». Слово «парень» обладало в XVIII-XIX вв. отрицательным уничижительным оттенком; в XX-ом же веке слово «юноша» выходит из употребления и наблюдается нейтрализация слова «парень». Интересны в этом отношении следующие пары слов:

красавица (рус.) - «урода» (польск.)

артистка (рус.) - «позорница» (серб.)

духи (рус.) - «вонявки» (чешс.)

Кроме улучшения\ухудшения значения существует также расширение и сужение значения слова. Например, слово «пиво» раньше обозначало всё, что можно пить, а словом «порох» называли любое сыпучее вещество.

6. Асимметрия: у одного означающего может быть несколько означаемых (как например, в омонимии). Также одно означаемое может иметь несколько означающих. Это явление носит название симонимии.

Асимметрия языкового знака и его значения обусловлена асимметрией языковой единицы, т.е. языкового знака и его значения.

Идею асимметричного дуализма языкового знака высказал Карцевский, суть идеи: обе стороны языковой единицы (означающее и обозначаемое) не являются неподвижными, т.е. соотношение между ними неизбежно нарушается.

Это значит, что постепенно и медленно изменяется звуковой облик слова. И также постепенно, хотя и намного быстрее, изменяется содержание слова. Это приводит к тому, что первоначальное соответствие или симметрия постепенно нарушается и возникает асимметрия. Это делает языковой знак универсальным средством общения.

7. Линейный характер означающего. Речь имеет продолжительность во времени и пространстве – мы произносим слова последовательно, линейно, букву за буквой.

8. Значимость. Значимость можно выявить только в системе, сравнив языковой знак с другими языковыми знаками.

Обязательная для любого знака связь означающего и означаемого бывает двух видов: 1) мотивированная; 2) немотивированная. В сознании человека мотивированные связи бывают двух видов: 1. по смежности явлений; 2. по их сходству. Чарльз Сандерс Пирс установил, что названные виды отношений исчерпывают в семиотике возможные виды связи между означающим и означаемым любого знака. В соответствии с тремя видами связи означающего и означаемого Пирс постулировал существование трех классов элементарных знаков: знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы.

Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. К индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

Иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Таковы звукоподражания, или идеофоны: и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р, апчхи и др. Иконическим знаком может быть не только слово. Так, по замечанию Р.О.Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе Пришел, увидел, победил, поскольку линейный порядок слов повторяет последовательность соответствующих действий.

Среди языковых знаков подавляющее большинство относится к символам. Это и позволило Ф. де Соссюру говорить о произвольности языкового знака. Между означающими русского, английского и немецкого языков стол, table и Tisch мало общего, хотя все они обозначают одно и то же: "стол". Произвольность означает, однако, не свободу выбора формы знака вообще, так как в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается словом table и никаким другим. Произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.

Язык как система знаков

Вступление Свойства знаков. Виды знаковых систем. Специфика языка кавк знаковой системы. Заключительные замечания

Вступление 

Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico "делаю общим, делюсь". Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов. 

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков. 
 
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология). В развитие этой науки, основы которой были заложены ещё представителями античной и средневековой философской мысли, в наше время внесли большой вклад (если называть только наиболее авторитетные имена) Чарлз Сандерс Пирс (Charles Sanders Peirce), Чарлз Уильям Моррис (Charles William Morris), Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), Луи Ельмслев (Louis Hjelmslev), Эрнст Кассирер (Ernst Cassirer), Роман Осипович Якобсон, Карл Бюлер (Karl Buehler), Якоб фон Юкскюлл (Jakob von Uexcuell), Томас Себеок (Thomas Sebeok), Роланд Барт (Roland Barthes), Умберто Эко (Umberto Eco), Юрий Сергеевич Степанов. 
 
Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: синтактику, семантику, прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежат ведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению. 
 
Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака. 
 
Знак, как писал Ч.С. Пирс, либо копирует объект (иконический знак), либо на него указывает (индексальный знак), либо его символизирует, находясь в условной связи с ним (знак-символ).

Свойства знаков 
 
Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:

Обе стороны, по его мнению, психичны. Психичен и знак в целом. Такой знак, естественно, не может быть воспринят. Следовательно, воспринимается не виртуальный языковой знак, а реализующий его речевой знак. Что касается денотата или референта, то в схеме Ф. де Соссюра он не принимается во внимание.

Связь между означаемым и означающим, по Ф. де Соссюру, конвенциональна (условна) или, в иной терминологии, арбитрарна (произвольна): каждый язык по-своему соотносит означаемые и означающие. Конвенциональность знака характеризует его как социальное явление. Не конвенциональны симптомы, обе стороны которых находятся в природной, причинно-следственной связи (человек болеет -- у него повышается температура). Будучи конвенциональным, знак может быть одновременно мотивированным. На это обращают внимание Р.О. Якобсон, Ю.С. Маслов, А.П. Журавлёв, С.В. Воронин и др. языковеды: они отмечают, что фактически у многих языковых знаков обе стороны связаны более тесно, и эта связь может быть объяснена факторами звукоподражания, звукового символизма, словоообразовательной и семантической мотивированности.

Обе стороны знака взаимно предполагают друг друга. И вместе с тем они могут как бы "скользить" относительно друг друга (установленное Сергеем Осиповичем Карцевским свойство асимметрии сторон знака): одно и то же означаемое может соотноситься с несколькими означающими (синонимия), одно и то же означающее может соотноситься с рядом означаемых (синонимия, омонимия).

Будучи элементом определённой семиотической системы, знак характеризуется теми отношениями, в которые он вступает с другими знаками. Синтагматические отношения характеризуют сочетательные (комбинаторные) возможности знака. В парадигматические отношения знаки вступают в рамках класса, или множества, элементов, из которых производится выбор данного знака. Системные связи создают основу для опознавания (идентификации) данного знака в конкретном коммуникативном акте и его дифференциации от других знаков как "соседей" в данной линейной последовательности, так и внутри множества возможных претендентов на ту же позицию в этой линейной последовательности.

Различимость знаков с точки зрения многих исследователей является главным их свойством, которое образует основу для важнейшего из семиотических принципов, на которые ориентируется структурная лингвистика. Противопоставленность и системная взаимообусловленность знаков приводят к тому, что возможны так называемые нулевые знаки (вернее, знаки с нулевыми означающими). Участие знака в разных оппозициях способствует выявлению его дифференциальных признаков.

Виды знаковых систем 
 
Знаки принято отличать от признаков (симптомов ). Последние не являются средствами целенаправленной передачи информации кем-то. В них план выражения (означающее, экспонент) и план содержания (означаемое) находятся в причинно-следственной связи (например, лужи воды на земле как свидетельство недавно прошедшего дождя). В собственно знаках, используемых для целенаправленной передачи информации, связь между двумя сторонами не обусловлена природными, причинно-следственными отношениями, а часто подчинена принципу условности (конвенциональности) или же принципу произвольности (арбитрарности). Возможны, однако, как уже отмечалось, многочисленные случаи той или иной мотивировки знаков, допускаемые данной системой. 
 
Люди пользуются множеством разнообразных знаковых систем, которые можно классифицировать прежде всего с учётом канала связи (среды, в которой осуществляется их передача). Так, можно говорить о знаках звуковых (вокальных, аудитивных), зрительных, тактильных и т.д. Люди располагают, помимо звукового языка как основной коммуникативной системы, жестикуляцией, мимикой, фонационными средствами, представляющими собой особое использование голоса, и т.д. В их распоряжении имеются как естественные (спонтанно возникшие), так и искусственные, созданные ими же коммуникативные системы (письмо; сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинских различий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике, языки типа эсперанто, языки программирования и т.п.). В некоторых ситуациях общения наблюдается одновременная передача знаков разного рода, использование разных сред (мультимедийная коммуникация).

Специфика языка как знаковой системы 
 
Наиболее сложную и развитую знаковую систему образует язык. Он обладает не только исключительной сложностью строения и огромным инвентарём знаков (особенно назывных), но и неограниченной семантической мощностью, т.е способностью к передаче информации относительно любой области наблюдаемых или воображаемых фактов. Языковые знаки обеспечивают процесс кодирования -- декодирования мыслительных (ментальных) элементов и структур. Практически любая информация, переданная посредствомнеязыковых знаков, может быть передана с помощью языковых знаков, в то время как обратное часто оказывается невозможным. 
 
Для структурной лингвистики, допускающей возможность описания языка как имманентной, замкнутой в себе системы, принципиально важное значение имеют следующие свойства языкового знака:

    его дифференциальная природа, делающая каждый языковой знак достаточно автономной сущностью и не позволяющая ему в принципе смешиваться с другими знаками того же языка; это же положение распространяется и на незнаковые элементы языка (образующие план выражения знаков фонемы, силлабемы, просодемы; образующие план содержания знаков значения / семантемы);

    вытекающая из парадигматических противопоставлений между знаками возможность отсутствия у знака материального означающего (т.е. существование в рамках определённой парадигмы языкового знака с нулевым экспонентом);

    двухсторонний характер языкового знака (в соответствии с учением Ф. де Соссюра), что побуждает говорить о наличии того или иного языкового значения только при наличии регулярного способа его выражения (т.е. устойчивого, стереотипного, регулярно воспроизводимого в речи экспонента), а также о наличии у того или иного экспонента стереотипного означаемого;

    случайный, условный характер связи означаемого и означающего;

    чрезвычайная устойчивость во времени и вместе с тем возможность изменения либо означающего, либо означаемого.

Именно опираясь на последние из указанных свойств, можно объяснить, почему разные языки пользуются различными знаками для обозначения одних и тех же элементов опыта и почему знаки родственных языков, восходящих к одному языку-источнику, могут отличаться друг от друга либо своими означающими, либо своими означаемыми.

Можно языковые знаки разбить на классы знаков полных, т.е. коммуникативно завершённых,

самодостаточных (тексты, высказывания), и знаков частичных, т.е. коммуникативно несамодостаточных

(слова, морфемы). Языкознание традиционно концентрировало внимание на знаках назывных (словах). Новейшая семиотика сосредоточивает своё внимание на высказывании как полном знаке, с которым соотносится не отдельный элемент опыта, а некая целостная ситуация, положение дел.

Наиболее близкой к языку знаковой системой оказывается письмо, которое, взаимодействуя с исконно первичным звуковым языком, может служить основой для формирования письменного языка как второй ипостаси данного этнического языка. Для лингвиста первостепенный интерес представляет звуковой человеческий язык.

Человеческий язык как звуковая знаковая система возникает при становлении общества и из его потребностей. Его появление и развитие обусловлено социальными факторами, но вместе с тем оно обусловлено и биологически, т.е. его происхождение предполагает определённую ступень развития анатомического, нейрофизиологического и психологического механизмов, возвышающих человека над животными и качественно отличающих человеческое знаковое общение от сигнального поведения животных.

С точки зрения структурно-лингвистической (и, шире, лингвосемиотической) могут исследоваться, с использованием языковедческого исследовательского инструментария, не только письмо, но и все прочие параллельные системы человеческой коммуникации (языки жестов, в том числе системы коммуникации между глухонемыми - sign languages, системы звуковых сигналов и т.п.; на рис. изображён акт коммуникации на American Sign Language). В результате каждая из таких систем может быть представлена инвентарём своих знаков и инвентарём правил их использования.

Заключительные замечания 
 
Теперь можно дать итоговую характеристику языка как знаковой по своему устройству и коммуникативной по своему назначению системе:

    Язык - лишь одна из большого множества знаковых систем, которыми пользуются люди ради коммуникативных целей, т.е. ради передачи информации, знаний о мире и о себе.

    Язык в отличие от всех прочих знаковых систем обладает неограниченной информационной мощностью, так как он способен служить передаче информации любого рода о любом событии, факте, явлении, ситуации реального и представляемого мира.

    Так как возможности познания мира человеком беспредельны, а человеческая память небесконечна, язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов передать бесконечное множество сообщений . Язык имеет в своём инвентаре в принципе конечное число воспроизводимых элементарных знаков типа морфем и слов и ограниченное число способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений и текстов.

    Языковой знак в представлении билатералистов двусторонен. Одну сторону знака (signum, signe, sign, Zeichen) образует означаемое (сигнификат, significatum, signifie, significate, Bezeichnetes, содержание), другую сторону знака образует означающее (сигнификант, significandum, signifiant, significant, Bezeichnendes, выражение, экспонент).Обе стороны языкового знака тесно связаны, одна сторона невозможна без другой. Это единство - обязательное свойство морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста. Унилатералисты помещают означаемое вне знака (это обычная позиция математиков и логиков).

    Знак существует для того, чтобы его посредством назвать, обозначить денотат, т.е. выделенный сознанием какой-то предмет, признак, действие, состояние, положение дел, ситуацию, событие и т.п. Тот или иной предмет действительности становится денотатом лишь как противочлен знака, т.е. в рамках конкретной знаковой ситуации и в конкретном акте высказывания. Денотат - это не просто предмет, а предмет, выделенный (как целое или в отдельных своих сторонах) для наименования.

    У многих (но далеко не у всех) означаемое и означающее связаны условным (конвенциональным), иначе - произвольным (арбитрарным) образом, т.е. эта связь не зависит от природных факторов, не является причинно-следственной (в отличие, например, от связи только что прошедшего летнего дождя и луж воды на асфальте или же резкого похолодания воздуха зимой и появления гололедицы). Именно поэтому знаки одного языка могут отличаться от знаков другого языка (ср.: один и тот же денотат <дерево>, означаемое "дерево" и слова дерево , фр. arbre, англ. tree, нем. Baum).

    Однако связь данного означаемого и данного означающего является в принципе обязательной в данном языковом коллективе. Отдельный говорящий не может нарушить эту связь, не рискуя оказаться непонятым.

    Вместе с тем стороны знака (в соответствии с законом о его асимметрической природе) могут как бы "скользить" относительно друг друга. В итоге:

    • одному означаемому в соответствие могут быть поставлены два или более означающих: "наука о языке" - языкознание , языковедение , лингвистика ,

      а одно означающее может соотноситься с несколькими означаемыми: идти : 1. "(о человеке) передвигаться в пространстве с помощью ног" и 2. "(о поезде) передвигаться в пространстве, используя тягу паровоза или электровоза".

    Ни один знак не существует в изоляции. Он существует лишь как элемент системы, противополагаясь (образуя оппозиции) другим знакам этой же системы, отличаясь от них одним или более чем одним дифференциальным признаком. Совокупность дифференциальных признаков, которые характеризуют отношения данного знака к другим знакам, образует основу для опознавания (идентификации) этого знака в различных контекстах его употребления.

    Как означающее, так и означаемое знака могут члениться на отдельные компоненты, которые не являются сами по себе знаками. Так, в означающем слова выделяются следующие друг за другом кратчайшие звуковые единицы языка - фонемы (например: мать /mat"/), а в его означаемом (семантеме, или семеме) - сосуществующие во времени элементарные семантические компоненты - семы (например: семантема "мать" [+одушевлённое существо], [+человек], [+находящийся в родственных отношениях], [+находящийся в прямом родстве], [+старше на одно поколение], [+женский пол]).

    Знаки могут изучаться в аспекте их строения (синтактика), в аспекте их отношения к именуемым объектам и внутренней структуре их смыслового содержания (семантика) и в аспекте их целенаправленного использования носителями языка в актах речи (прагматика).

Семиотический подход к языку сыграл существенную роль в становлении лингвистического структурализма. Благодаря пониманию языка как системы взаимопротивопоставленных и различающиихся элементов был разработан ряд строгих структурных методов анализа, построены структурные модели в области фонологии, морфологии, лексикологии, синтаксиса, плодотворное развитие получила математическая лингвистика и т.д. Но возможности адекватного познания языка оказались парализованы стремлением структуралистов изучать язык в самом себе и для себя, в отрыве от факторов этнокультурного, социального, психического, коммуникативно-прагматического, когнитивного.

Поэтому сегодня принципы семиотико-структурного языкознания используются главным образом для того, чтобы выявить наборы инвариантных единиц внутренней структуры языка (типа фонем, тонем, интонем, морфем, лексем, схем построения словосочетаний и предложений) и обеспечить базу для составления описательных грамматик.

Что же касается функциональных аспектов языка, обусловливающих его формальное варьирование и исключительную способность приспособляться к любым ситуациям общения в любом культурном и социальном контексте, то здесь приходится ставить вопрос о более широком понимании предмета языка, об обращении к новым подходам и идеям.

1. Знаковый характер языка

Язык, которым пользуется человек в повседневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.

Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками.

Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.

· Знак обладает следующими свойствами:

o знак должен быть материальным, доступным восприятию;

o знак направлен на значение;

o знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

· Указанные выше свойства знака обуславливают ряд требований культуры речи.

o Во-первых, говорящий (пишущий) должен заботиться о том, чтобы знаки его речи (звучащие слова или знаки письма) были удобны для восприятия: достаточно отчётливо слышимы, видимы.

o Во-вторых, необходимо чтобы знаки речи выражали некоторое содержание, передавали смысл, причём таким образом, чтобы форма речи помогала легче понять содержание речи.

o В-третьих, необходимо иметь в виду, что собеседник может быть менее осведомлён о предмете разговора, а значит, необходимо предоставить ему недостающие сведения, которые лишь по мнению говорящего уже содержатся в сказанных словах.

o В-четвёртых, важно следить за тем, чтобы звуки устной речи и буквы письма достаточно четко отличались друг от друга.

o В-пятых, важно помнить о системных связях слова с другими словами, учитывать многозначность, использовать синонимию, иметь в виду ассоциативные связи слов.

Таким образом, знания из области семиотики (науки о знаках) способствуют повышению речевой культуры.

· Языковой знак может знаком кода и знаком текста.

o Знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков.

o Знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц. Культура речи предполагает внимательное отношение говорящего к связности произносимого или письменного текста.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании. С точки зрения культуры речи для говорящего важно четко направить внимание собеседника на актуализацию значения высказывания, помочь ему в соотнесении высказывания с ситуацией, а для слушающего важно проявить максимум внимания к коммуникативным намерениям говорящего.

· Различают предметное и понятийное значение.

o Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

o Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

2. Естественные и искусственные языки

Знаки, входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе называются знаками общения. Знаки общения делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных знаковых систем (искусственных языков).

Знаки естественных языков состоят как из звуковых знаков, так и соответствующих им знаков письма (рукописных, типографских, машинописных, принтерных, экранных).

В естественных языках общения - национальных языках - в более или менее явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления - в неявной форме. Для письменной формы речи существуют также закрепленные в сводах и справочниках правила орфографии и пунктуации.

В искусственных языках, как правила грамматики, так и правила смысла и употребления задаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков.

Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не только общения, но и выведения нового знания.

Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация букв алфавита, различные шифры.

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, - языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке. Многие искусственные языки имеют международное употребление и включаются в тексты на разных естественных национальных языках. Разумеется, что знаки искусственных языков уместно включать только в тексты, адресованные специалистам, знакомым с этими языками.

Естественный звуковой язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. Другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других (Ю. С. Степанов. Язык и метод. - М.: 1998. С. 52).

Так, например, система математических символов превосходит естественный язык краткостью записи информации, минимальностью знаков кода. Языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы.

В свою очередь естественный язык отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью.

Естественный язык применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые ещё не были объектом описания с помощью данного языка.

Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов.

Естественный язык быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.

3. Основные функции языка

"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. - М.: 1997. С. 609).

· Основными функциями языка являются:

o Коммуникативная (функция общения);

o Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

o Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

o Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения.

Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

С точки зрения культуры речи коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи.

Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.

Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления.

"Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя" - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 318).

Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает её связной" (там же, С. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же).

Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью.

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:
состоит из множества элементов;
элементы находятся в связи друг с другом;
элементы образуют единство, одно целое.
Характеризуя язык как систему, необходимо определить,
из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем прояв-ляется их единство.
Язык состоит из единиц:
звук;
морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);
слово;
фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);
свободное словосочетание;
предложение (простое, сложное);
текст
Единицы языка связаны друг с другом. Однородные еди-ницы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка. Единицы языка Уровни Разделы Звуки, фонемы Фонетический Фонетика Морфемы Морфемный Морфемика Слова Лексический Лек с ико л ог шг Формы и классы слов Морфологичес кий Морфология Предложение Сингаксич е ский Синтаксис Язык - знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.
Существует два типа знаков: естественные (знаки-призна - ки) и искусственные (знаки-информанты).
Например, на дереве появились желтые листья. Это есте-ственный знак. Он - часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из улиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.
Каждый из читающих это пособие, конечно, объяснит, какую информацию несут естественные знаки: листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; ласточки летают низко над землей; у телевизора исчез звук; фрукты оказались слишком мягкими; компьютер не выполняет команду, «завис».
Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естествен-
ных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.
Информативные знаки - это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл -означаемое, а способ выражения -означающее. Например, раздается вой сирены (означающее - звуковой сигнал, означаемое - опасность); на флаге черная лента (означающее - цвет, означаемое - траур).
Языковые знаки - самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать, Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак - слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст - составные знаки разной степени сложности.
Язык по своей природе полифункционален.
Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать"свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (принимать к сведению, соглашаться,возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.
Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, газеты, художественная литература), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функция - аккумулятивная.
Помимо этих трех основных функций
коммуникативной;
познавательной (когнитивной);
аккумулятивной
язык выполняет
эмоциональную функцию (выражает чувства н эмоции);
функцию воздействия (волюнтативную).
Вот, например, как, образно характеризуя язык, Эзоп, герой драмы бразильского театрального критика, писателя Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», подчеркивает его полифункциональность:
Язык - это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык - ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное слово «мать*. Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.
Первое предложение указывает на коммуникативную функцию языка, второе и третье - на когнитивную; пятое - на эмотивную (эмоциональную), шестое - на волюнтативную.
Все сказанное о языке можно представить в таком виде:
знаковая j состоит из единиц, уровней
система
естественная
самобытная КОМ М у Н И К ELTIIBI [ЭЯ
когнитивная
Язык
общения коллектива (социума)
мышления индивида и общества средство а кк ум у л ятив н ая
сохранения и передачи кул ьт ур но -ист о ричо С КIIX традиций народа (этноса)
Не случайно язык во всех развитых странах был и остается объектом постоянного внимания со стороны общественности и государства. О том, какое социальное и политическое значение ему придавали, свидетельствуют факты:
- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;
первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);
первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать как историю просвещения, образования и культуры;
Российская Академия (С.-Петербург, 1783 г.) была также основана для изучения русского языка и словесности. Ее крупным вкладом в лексикографию было создание 6-томного «Словаря Академии Российской» (1789-1794), содержащего 43 тысячи слов.

Публикации по теме