Николай Некрасов — Поэт и гражданин (Поэма): Стих. Классный час "гражданином быть обязан" Поэтом можешь ты не быть а гражданином обязан

Эти знаменитые слова были сказаны великим русским гражданином и поэтом Некрасовым. В наше непростое время, как и в былые тяжелые времена, трудно быть гражданином в высоком понимании этого слова. Иметь твердую гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды, а тем более быть учителем и страстным защитником интересов своего народа - это действительно нелегко! А еще и быть признанным народным поэтом, человеком, для которого судьба Родины, родной земли всегда была на первом месте. Все это по праву можно сказать про Шамиля Джикаева. Когда в конце 90-х годов прошлого века ушел из жизни великий сын России академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, кто-то из представителей российской интеллигенции сказал о том, что ушел из жизни человек, который был эталоном порядочности, великим интеллигентом, на которого равнялись его современники. Действительно, все это была правдой. Давно, будучи студентом Тверского государственного университета, мне тоже посчастливилось слушать выступления академика Д.С.Лихачева. Его слова запомнились на всю жизнь. А еще запомнилось то, каким он был простым человеком, несмотря на все его звания и регалии.

Жизнь человека устроена так, что мы часто не задумываемся о том, что спустя какое-то время мы обнаруживаем, что в свое время не сделали какое-то дело, оставили его на потом…

Несколько лет назад, приступив к работе в ЮОГУ им. А.Тибилова, я решил поступить в аспирантуру в СОГУ им. К.Хетагурова. Тогда судьба на короткое время свела меня с Шамилем Джикаевым. Обратившись к нему с просьбой быть моим научным руководителем, он не задумываясь сразу же согласился. Заочно я давно знал его, был знаком с его творчеством. Но когда мы познакомились поближе, мне стало понятно, кем на самом деле являлся Шамиль Джикаев для нас всех, для всей Осетии. Для него, как и для Лихачева, проблемы родной земли, простого народа, судьба страны были главными в его жизни.

О литературном творчестве Шамиля Джикаева написано много. Его талант велик и бесспорен. Он родился в с. Дзомагъ, был выходцем из Южной Осетии. Любовь поэта к Южной Осетии просматривается во многих его поэтических произведениях. Но в то же время Шамиль Джикаев был достойным сыном единой Осетии. Свою родину он всегда мечтал видеть единой, сильной, могучей.

Обладая прекрасными знаниями в области литературы, истории, фольклора, он понимал и чувствовал ту большую ответственность, которая стоит перед осетинской интеллигенцией в деле возрождения Осетии. В беседах с ним (несколько раз мы проговорили около 6 часов) человек узнавал много интересного и необычного из истории Осетии, литературы и вообще из жизни. Как-то я сказал ему, что наша Отечественная война продлилась около 20 лет и что за это время в Южной Осетии выросло целое поколение, которому суждено было испытать все тяготы военного времени. Шамиль слушал меня внимательно, а потом рассказал о том, как во время нашествия монголо-татар на Аланию одна аланская крепость в течение 15 лет вела борьбу и не была покорена. Он говорил о том, что наши предки всегда славились во всем мире тем, что такое понятие как «æгъдау» был для них превыше всего. И до тех пор, когда они следовали, жили по его законам - никакой враг не мог справиться, осилить наших предков.

Являясь великим гражданином, патриотом своего народа, Шамиль прекрасно понимал и чувствовал дух и силу народа. Он с болью в душе говорил о том, в каком тяжелом положении оказалась Осетия после распада СССР. Он как никто другой видел те социальные болезни, которым подверглась наша молодежь, наше общество. Шамиль больно реагировал на все эти новые негативные явления действительности. Но каждая его мысль заканчивалась тем, что народ Осетии сможет преодолеть все трудности, сможет возродиться. Рассказывая о многих трагических моментах, которые были в истории народа Осетии, он говорил о том, что наш народ всегда преодолевал невозможное и вновь крепко вставал на ноги. Его вера в силу народного духа была непоколебимой. В беседах с ним я многое узнал от него о тех проблемах, которые были в его работе, в жизни. Он всегда оставался жизнерадостным, большим оптимистом. Слушая мои рассказы о проблемах, которые были на юге Осетии, он переживал и сочувствовал нам. Как-то он сказал мне: «Я верю - Осетия рано или поздно опять возродится. Я уверен, что возрождение Осетии начнется с Юга!»

На мой вопрос, почему именно с юга, а не с севера, он ответил, что за последние 19 лет Отечественной войны в Южной Осетии народ хоть и потерял много человеческих жизней, но духовно он смог окрепнуть. «То, что смогли выдержать вы на юге, это не каждый бы смог осилить», - сказал Шамиль Джикаев. Он говорил о том, что Осетия должна быть единой не только территориально, но и духовно. Он с болью в душе говорил о том, что многие наши недруги пытаются разделить нас по каким-то понятиям, кланам: иронцы, дигорцы, кударцы и т.д. Видя эту проблему, Шамиль везде и всюду говорил об этой опасности для Осетии.

Обращаясь к истории наших предков, Шамиль говорил, что монголы никогда бы не смогли победить алан, если бы они были едины в тот период. А из истории мы знаем, что когда монголо-татарские полчища подошли к территориям алан, то они не выступили все вместе, сообща против общего врага, в результате чего и были разбиты по отдельности. Уроки истории никогда не следует забывать. Он рассказывал много интересного и о скифах. Говоря о них, он цитировал военачальников древности, которые говорили о том, что у скифов столько золота, что их невозможно ничем подкупить, а затем и победить. И здесь Шамиль указывал на наш великий æгъдау. Все надежды он связывал с тем, что в жизни народа наконец-то основополагающими понятиями станут те принципы, по которым воспитывались и жили наши славные предки.

Говоря о осетинском языке, литературе и культуре, Шамиля можно было слушать часами. Все, что было связано с этими понятиями, были для него первостепенными. Он с горечью говорил о том, что некоторые представители осетинской интеллигенции с высоких трибун кричат и учат других тому, что осетинский язык надо учить, развивать и т.д. А у самих дети не в состоянии сформулировать хотя бы одну мысль на родном языке. Он говорил о том, что если мы забудем наш язык, то на севере нас будут называть просто населением Северной Осетии.

Шамиль был горд и восхищался осетинским языком, владел им прекрасно. Как-то он спросил меня об одном своем произведении, как оно мне понравилось. Когда я ответил, что оно великолепно, но там много неизвестных для меня осетинских слов, он печально улыбнулся и сказал, что некоторые слова непонятны не только мне. Он с грустью процитировал Александра Тибилова, сказав, что «ирон лæг» должен думать и формулировать свои мысли на осетинском языке. А когда он этого не может, то он теряет очень много…

Говоря о научных работах Александра Тибилова, он с горечью отмечал, что несмотря на то, что прошло столько много времени с тех пор, когда над ними работал Александр Тибилов, многие проблемы осетинского языка до сих пор не решены. А были проблемы, которые стали сегодня еще острее. Чтобы решить накопившиеся вопросы, он сам делал многое. Однако Шамиль всегда говорил о том, что без серьезной, продуманной государственной программы развития осетинского языка у нас ничего не получится.

«Интеллигенция севера и юга Осетии должна работать совместно над всеми этими вопросами, иначе должного результата никогда не будет», - говорил он.

Как-то в очередной мой приезд я застал в его кабинете одного человека, который показывал ему две небольшие книжки в красивом футляре. Он с восхищением рассказывал ему о том, что это произведения осетинских и грузинских писателей, которые были изданы для того, чтобы «братские» народы Осетии и Грузии «поняли» друг друга. Этот «товарищ» хотел подарить книги Шамилю. Шамиль повернулся в кресле и поднял из мусорной корзины такой же экземпляр. Мне запомнились его глаза, которые были полны грусти и печали. Когда мы остались одни, он долго молчал, а потом заговорил о том, до чего же некоторые «уважаемые ученые» опустились, в кого они превратились. «Не остыли еще раны августовской войны, а эти… уже готовы дружить с убийцами нашего народа!», - с болью в душе проговорил он.

«Сегодня в Осетии много людей, достигших больших успехов в работе, карьере. Они образованны, занимают высокие посты. Но Лæгау-Лæгтæ как было раньше, у нас осталось очень мало», - сказал он с грустью. Слово Лæгау-Лæг всегда было в Осетии очень высоким понятием. Чтобы заслужить это звание, надо было сделать очень много доброго, хорошего для своего народа.

Мне часто приходилось слушать его мнение о проблемах молодежи. Тут он сильно переживал и задумывался о завтрашнем дне осетинской молодежи. Шамиль говорил, что несмотря на то, что сегодня многие представители старшего поколения ругают молодежь за то, что она уже не такая, как раньше, он был уверен, что молодежь у нас очень хорошая. «Если бы не молодые ребята, кто бы смог противостоять грузинским фашистам! 20 лет войны - это же целая вечность. Что они хорошего видели за эти годы? Одни ужасы войны!», - говорил он.

Чтобы воспитать достойное поколение, необходимо вернуться к нашим корням. С древних времен все народы завидовали тому, какая у нас воспитанная, прекрасная молодежь. И в очередной раз он говорил об осетинском æгъдау. Без этого у нас нет правильного пути.

Во время нашей последней встречи Шамиль говорил о том, что его сильно достают телефонные звонки с угрозами в его адрес. Однако страха в его глазах не было. «Я уже старый человек, а меня хотят запугать», - говорил он. Было больно смотреть, как он переживал…

Известие о страшной смерти Шамиля Джикаева всколыхнуло всю Осетию. Народ словно осиротел в один день. Все, кто его знал, были потрясены трагическим известием. Многие тогда еще не понимали, кого потеряла Осетия. Лæгау- Лæгтæ такие как Шамиль Джикаев, в Осетии рождаются, наверное, в сто лет один раз. Они остаются в памяти народа тем, что полностью отдают себя служению высоким идеалам добра и справедливости.

Мы же, граждане Осетии, обязаны увековечить их светлые имена для будущих поколений! В честь Шамиля Джикаева в Цхинвале проводились вечера памяти в некоторых школах и на осетинской кафедре ЮОГУ. Спасибо тем, кто организовал эти мероприятия.

Однако, наверное, пришло время увековечить его имя в Южной Осетии, согласно его великим заслугам перед осетинским народом. Уверен, что меня поддержат большинство наших граждан в том, что необходимо установить памятник Шамилю Джикаеву в г.Цхинвале, а также назвать его именем одну из улиц города…

В 2012 году сотрудниками ЮОГУ были организованы и проведены вечера памяти Александра Тибилова и Владимира Икаева. На каком уровне они прошли знают все. Третий вечер должен был быть посвящен памяти Шамиля Джикаева. Однако...

Чтобы воспитать новые поколения в лучших традициях нашего народа, нам нужны имена наших Лæгау-Лæгты, чтобы они были известны всем. Их служение своему народу должен быть образцом для подражания.

Благодаря всему этому мы сможем возродить нашу Осетию.

Шамил! Ды дæ нæ Иры арвы стъалы!
Дæ ныхас та нын у рæсугъд, фæлмæн,
Дæ зондæй зæрдæ рухс тæмæн куы калы.
Уæд нын, нæ ныфс, куыд бабын дæ, цæмæн?!
Ды уарзтай Иры, адæмы, нæ къона,
Дæ хъуыды та уыд раст æмæ нæртон.
Нæ ныббарстай зыд бирæгътæн
тых-тона,
Скодтай сын лæджы аккаг тæрхон.
Уыдтæ нæ зæххыл ды æцæг лæгау-лæг,
Зыдтай аланты кад æмæ æгъдау.
Дæлзæх ныххауа, уастæн, дæ марæг.
Фæлæбурдта дæм тугмондаг сырдау.
Дæ ном уыдзæн нæ кæстæртæн тырыса,
Æмæ мыггагмæ баззайдзæн цæргæ.
Æмæ ма знаг Ирыстонмæ куы бырса, -
Дæ тохы зарæг хъуысдзæн уæд нæргæ!

Текст стихотворения Некрасова «Поэт и Гражданин» увидел свет в 1855 году, в самом конце царствования Николая Первого. Политическая реакция наложила мощный отпечаток на душевное состояние поэта, что и отразилось на идейном содержании произведения, которое дети изучают в 10 классе. Написано стихотворение в форме диалога Поэта и Гражданина. Кто из них лирическое «я» самого Некрасова? Казалось бы, Поэт. Но разве Некрасов не был согласен со всем тем, что говорит Гражданин? Например, со знаменитым «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? Пожалуй, оба героя стихотворения – это две стороны души Некрасова. Начиная читать стих «Поэт и Гражданин» Некрасова Николая Алексеевича, стоит обратить внимание школьников на уроке литературы, что перед нами отражение внутреннего спора в душе поэта. С одной стороны, он осознает свой гражданский долг, который видит в политической борьбе, а не в искусстве ради искусства и не в воспевании нежных чувств, с другой – считает себя неспособным создать что-то, конгениальное Пушкину. Мотив неуверенности в своем таланте, в важности своего творческого кредо для народа очень типичен для нервного и подозрительного Некрасова.

Форма диалога не раз встречается в произведениях Некрасова. Она помогает раскрыть эмоциональное состояние и взгляды лирического героя. Стихотворение «Поэт и гражданин» дало литературе немало афоризмов. Кроме уже упомянутого, можно еще привести в пример слова «Не иди во стан безвредных, когда полезным можешь быть», «Дело прочно, когда под ним струится кровь» и др.

Гражданин (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Гражданин

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Так что же?

Гражданин

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Гражданин

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Гражданин

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти — и перестань корить!

Гражданин (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».

Поэт (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин

Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Гражданин

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, —
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сиянье спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновенной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи… третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор…

Гражданин

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
………………………………………………..
………………………………………………..
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной, —
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила…
Но сколько б ни было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах, песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Н.А.Некрасов

В первые жаркие дни лета резко активизировался являющийся (по украденному О.Тутубалиной у В.Ленина определению) полным «г-ном» и поэтому подверженный процессам брожения, представитель творческой массы – Клычев Темур Аминович. Известный в поэтических кругах под псевдонимом Варки. Из-под его пера почти одновременно вышли два обращения: к президенту Таджикистана и международным организациям.

Чтобы понять творчество поэта и движущие им мотивы, полезно хотя бы немного узнать о нём как о человеке и гражданине.

Известно, что стихи Варки писал давно, но стеснялся показывать «шедевры» публике и даже однокурсникам. Затем поэт осмелел. Не получив известности и признания как стихотворец, Варки решил прославиться в роли журналиста, политического обозревателя. Пытался облечь объективные политические реалии в субъективные лирические монологи, эклектично мешать в своих виршах высокое с низким, чистое с грязным, поэзию с политикой.

Неудачным примером такого творчества можно считать его назидательную притчу о государственном флаге и павлиньем хвосте. Варки, во времена гражданского противостояния тесно сотрудничавший с ИПВ, ДПТ, «Растохезом» – зачинщиками кровавых событий, имеет смелость (нет – наглость!), критиковать действия защитников конституционного строя и сторонников мирного урегулирования конфликта. Поэт стыдится своей страны и того, что он таджик. В чём, читая опусы Варки, приходится сильно сомневаться. Больше верится в то, что Клычев Т.А. является этническим туркменом. Почему же тогда, он не писал о гигантомании на исторической родине времён правления Туркменбаши? Варки иносказательно называет наш народ попугаями и павлинами. Обвиняет в непрофессионализме и непатриотизме. И это пишет человек, запятнавший себя провокационными призывами к насильственному изменению конституционного строя, который посредством газеты «Таджик-пресс» нанёс немалый урон сознанию читателей и телезрителей в смутные времена, агитировал за преступников, заваривших кровавую кашу. Затем бежал, осел в Москве, откуда продолжал вести антиправительственную деятельность, работал на русскую службу Би-Би-Си.

Показательным фактом подтверждения приверженности Варки поведению хамелеона, меняющего цвет, принципы и убеждения в зависимости от ситуации, является пример, когда в мае 1992 г. он выступил в защиту книг Бозора Собира, которые сожгли на костре. Тогда он называл Б.Собира устодом, «гордостью и совестью таджикской нации». Сегодня Варки встал на защиту О.Тутубалиной, которая публично оскорбила таджикскую интеллигенцию и лично народного поэта, назвал судебный иск против журналистки «фактом давления на СМИ».

В своей творческой и журналистской деятельности Варки всегда зависел и зависит от иностранных спонсоров: работа в Би-Би-Си и проамериканской «Азия-плюс»; сотрудничество со Швейцарским управлением по развитию, которое оплачивает издание его поэтического сборника; представителями Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки Вотч, к которым Варки уже многократно обращался в поисках защиты своих и чужих «ущемлённых» прав.

Варки называет всех нас заложниками собственной страны. За себя отвечаем сами: «Это – не так»! Поэта здесь никто не неволит. Разве что, его нереализованные амбиции и политические иллюзии, которые нет смысла куда-то вывозить. Варки не держат за закрытыми дверями, не лишают свободы передвижения, не «выдавливают из Таджикистана его ум». Граница открыта. Шенген ему в … руки! Может лечить там свою «социальную депрессию».

В отношении З.Саидова, которого так рьяно защищает Варки, разберутся надлежащие органы. Но, почему филолог Варки, уже дважды публично выступает в роли его адвоката? Почему напрямую связывает арест бывшего министра и нынешнего миллионера с началом так и не состоявшейся политической карьеры? Зачем так активно умаляет роль «Нового Таджикистана», призывает не бояться его «блестящего» появления? Не потому ли, что американские доллары и евро никогда, никому не платятся просто так? Среди международных организаций, к которым апеллирует Варки – те, без содействия которых не обошлась ни одна цветная революция.

Кстати, по мнению голодавшего Сафвата Бурхонова, которого Варки призывал защитить вышеназванным МНО, практически все международные организации, работающие в Таджикистане, преследуют корыстные цели, и «никак не служат процветанию моей Родины. Единственная их цель – это очернить и шантажировать Таджикистан, и использовать общество в своих целях».

Защищая З.Саидова, Варки одновременно говорит о том, что «сегодня все регионы, от Куляба, Хатлона, Памира и до Согда едины в нелюбви к зарвавшимся ненасытным нуворишам и коррупционерам. И это объединяет наш с вами народ». З.Саидов – яркий пример именно такого «ненасытного нувориша и коррупционера», сколотившего состояние на народном бюджете и нарастившего свой капитал с помощью коррупционных схем. Именно З.Саидов – образец тех, кто, по словам Варки, «покупают себе и домочадцам дорогие авто и строят себе коттеджи и виллы, которые можно купить за их 500-летнюю зарплату, если сидеть при этом только на воде из-под крана. Они заложники сна безнаказанности, в котором они пребывают в отрыве от реальности». Но для З.Саидова этот сон закончился. Настала пора проснуться. И бизнесмен решил продлить эти сладкие грёзы, обезопасить себя и имущество уходом в большую политику, заручиться поддержкой интеллектуальной элиты, на которую до поры до времени не обращал никакого внимания.

Варки пытается быть голосом гражданского общества, но его «политическим» вступлениям присущи эмоции, слёзы-нюни-сопли-слюни более приемлемые и уместные для лирических произведений. Как поэт, Варки любое явление и событие жизни воспроизводит в форме субъективных переживаний. Его эмоции и внутренние монологи, вынесенные на публику в качестве публицистических заявлений, напоминают пассажи, которые хороши лишь для сентиментальных поэтических сборников.

«И для того, чтобы обратить на себя внимание, чтобы продлить свое существование, они пытаются рядиться в красочные пышноцветные одежды. Попугай пытается изобразить соловьиные рулады, нахохлившись, распуская перья и потешая лесную публику новой старой глупостью. А безголосый павлин распускает свой хвост и отвратительным голосом вещает о своем величии».

Поменьше лирики и новых старых глупостей, г-н поэт!

Татьяна Обидова, преподаватель

Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан
Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 - 1877).
Используется: как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX-XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль - в несколько иной форме:
Ах, будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов.
Но нужно, нужно нам граждан!

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан" в других словарях:

    Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова Поэт и гражданин (1856). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан - крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан - (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан) о не­обходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь

    быть - наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений

    Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия

    поэт - а, м. poète m. <гр. poietes. 1. устар. Писатель вообще,творец художественных,поэтических произведений (независимо от жанра). МАС 2. Господа стихотворцы и прозаики, одним словом поэты, в конце прошедшего столетия и даже в начале нынешнего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова

    - [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова

    АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия

Началом широкой известности Некрасова как поэта демократической направленности явился его сборник 1856 года. Введением к сборнику послужило программное стихотворение «Поэт и гражданин ». Стихотворение появилось в момент обострения общественной борьбы в канун 60-х годов. Некрасов в нем раскрыл свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

О том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, не раз был предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. Задолго до Некрасова В. Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» И отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец». По мнению А. Фета, жизнь и искусство - это два различных мира, между которыми нет никакой связи.

«Я не поэт, а гражданин!» - воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: «Глаголом жги сердца людей! » Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Служение родине

И народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури:

Но гром ударил; буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

В стихотворении резко противопоставлены позиции двух людей: страстная гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения - гражданин. Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки», с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Монологи гражданина напоминали читателям 50-60-х годов поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт - как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние. Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. Оно стало вместе со стихотворением «Элегия» (1874) программой и оценкой творческой и гражданской деятельности поэта. Он писал:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Для многих поэтов XIX и XX века гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом.

Влияние некрасовской поэзии испытали на себе Исаковский, Твардовский, Сурков, Симонов и другие поэты. В наше сложное время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.



Публикации по теме