Народы восточной европы восточные славяне в древности. Восточные славяне в древности

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на Востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

        1. Общественные отношения

Огромную роль в жизни славян играла община - мир, вервь, т.к. низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было выполнять в срок, мог выполнить только большой коллектив.

Общинников объединяло, прежде всего, не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. В общине было 2 вида собственности - личная (дом, скот) и общественная (пахотная земля).

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попадала под их власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву.

          1. Общественный строй

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родоваяверхушка – «лучшие мужи».

Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходах.

Особой военной организацией была дружина

Занятия

Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

Земледелие.

Жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкими островками среди "лесного моря". Их жители вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям.

У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия.

При ПЕРЕЛОЖНОЙ системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на несколько лет, вплоть до полного восстановления травяного покрова.

При ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЙ системе деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель.

Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса.

Скотоводство

Наряду с земледелием славяне разводили скот. Держали коров, свиней, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей.

Промыслы

Из других занятий славян следует отметить рыболовство. Заселив леса и лесостепи, восточные славяне не оставили также без внимания и лесные богатства. Охота и бортничество (сбор меда и воска диких пчел) требовали труда и терпения не меньше, чем обработка земли. В лесу надо было устраивать и поддерживать охотничьи ловушки и борти (дупла для пчел). И лес исправно снабжал людей пушниной, мёдом и воском.

Торговля

Через Восточно-европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки, основавшие колонии в Причерноморье. Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов.

Вместе с тем уже в IX веке, но особенно в X веке все большее значение приобретает другой путь, связывавшее европейский север с Черным морем. Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар на Волжском пути, где они ставили для всех торговцев, исключая еврейских, всякого рода заслоны.

Верования

Религией восточных славян было язычество - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. Славяне верили в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса - бога скота, торговли и богатства. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь - земная супруга громовержца Перуна - богиня плодородия, воды, впоследствии - покровительница женских работ. Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Восточные славяне в древности"

План

1. Введение.

2. Первые упоминания о славянах.

3. Расселение восточных славян.

4. Основные занятия славян.

5. Вера восточных славян.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Восточные славяне стояли у истоков основания Российского государства, именно с них начиналась наша страна. С одной стороны, эта тема уже освещалась многими историками, написано множество книг в этой области. В то же время, сохранилось множество спорных вопросов.

Первые упоминания о славянах встречаются еще у античных философов, но их сведения обрывочны и не всегда достоверны. Более подробные описания можно встретить в трудах восточных авторов, но они рассматривали славян с точки зрения своего мировоззрения, в корне отличающегося от славянских представлений о мире.

До сих пор самым обширным письменным источником по истории восточных славян считается «Повесть временных лет» но и здесь сказано не все. Более того, летопись не раз переписывалась и могла изменить свой первоначальный вид.

Историю славянского быта легче изучить по археологическим памятникам. Многочисленные находки древних поселений, погребений, культовых сооружений дают возможность восстановить картину прошлого. Умелые реконструкторы восстанавливают исходный облик жилых домов, оборонительных сооружений. Найденные погребения позволяют создать представления о внешнем виде и одежде древних славян.

Одним из самых спорных вопросов до сих пор остается происхождение славян. Не совсем ясно, откуда они появились там, где застигает их летописная история. Кто был их предками, откуда они пришли, как изменились с тех пор.

Восстановить картину жизни людей, которые жили более 1000 лет назад не просто, но все же, сделать это возможно. Для современного человека крайне важно знать свои корни и истоки, ведь прошлое помогает лучше разобраться в современности.

2. Первые упоминания о славянах.

В древнейшие времена географическими описаниями занимались в основном античные авторы. Больше внимания, конечно, досталось соседним территориям, но есть упоминания и о славянах.

Написание книг не всегда опиралось на собственный опыт. Часто использовались рассказы моряков, торговцев. В книги могли войти любые не проверенные слухи, поэтому в них нет абсолютной точности, особенно это касалось дальних земель.

Первое упоминание славян относится ко II веку н.э. к славянам тогда относили антов, венедов и склавинов. Упоминание о венедах встречается еще у Плиния Старшего, но он относит их к сарматам.

Тацит в своей работе 98г. «О происхождении германцев и местоположении Германии» размышляет, к кому отнести венедов, к сарматам или германцам.

Первым термин «славяне» употребил Птолемей, но к этому периоду относится только упоминание славянского населения среди прочих жителей северных земель. Из этого можно сделать вывод, что славяне появились на своих землях еще в начале новой эры.

После этого о славянах не упоминалось на протяжении 4 веков. В описания входили только названия некоторых отдельных славянских племен, но часто под ними подразумевались все славяне.

Уже в VI веке о славянах упоминает Прокопий Кесарийский. Он рассказывает о захвате славянами берегов Южного Дуная. Позже эти земли стали относить к территории южных славян.

Меньше всего упоминаний встречается о восточных славянах. В отличие от западных, на заре нашей эры они не вели завоевательных походов. Они расселились в среднем и верхнем течении Днепра, поэтому сюда практически не добирались древние путешественники.

Во второй половине VII в. Появляются сведения о славянах в арабских источниках. Они уже подробнее рассматривают местное население и описывают, в том числе быт и нравы местного населения.

Таким образом, больше сведений о ранней истории славян дают археологические источники. Данные из античных книг скудны и не всегда достоверны.

3. Расселение восточных славян.

Истоки славянской народности стоит искать у индоевропейских племен. Когда то, предки людей, населяющих сейчас Азию и большую часть Европы, были одним народом, и все они говорили на одном языке. Уже позднее, около 4000 лет назад, выделилась балто-славянская группа, но и она распалась на множество разных племен.

Подтверждает эту теорию наличие множество сходных слов. К примеру, слово «ремесло» есть во множестве языков балто-славянской группы. Схожие названия имеют древние профессии: гончар, коваль, ткач. Сравнивая корневые основы индийского и славянского летописного языка также можно найти сходства. Все это доказывает былую языковую, а значит и племенную общность народов.

К VI в. Уже сложилась славянская общность и в это время начинается расселение по трем основным направлениям. На балканский полуостров продвигаются южные славяне. Западные занимают среднее течение Дуная и междуречье Одера и Эльбы. Группа восчнославянских племен расселяется на территории Восточноевропейской равнины.

Расселение восточных славян - это процесс земледельческой колонизации территории. Это никак не связано с ростом населения. Еще не совершенное тогда земледелие приводило к быстрому истощению почвы, что заставляло постепенно передвигаться на новые территории. Не было скоротечной экспансии, весь процесс занял целых 5 веков.

Славяне тяготели к оседлости, поэтому перемещались с места на место только вынужденно. Истощение почвы приводило к регулярным неурожаям, это в свою очередь заставляло людей искать лучшего места. Славяне не были кочевниками, поэтому переселение могло занять несколько поколений.

В те времена жизнь во многом зависела от рек как источника воды, поэтому основные направления определялись крупнейшими водными артериями восточноевропейской равнины. Реки означали не только шаговую доступность воды, но возможность рыбной ловли. В неурожайный год это помогало пережить тяжелые времена. В последствии реки стали еще и путем связи с другими племенами и государствами. Крупные селения по берегам судоходных рек со временем превращались в богатые торговые города.

Первый путь проходил через карпатские горы на побережье Днепра. По второму через юг Балтики славяне попали к Ладоге и Волхву. Этот край не был безлюдным, здесь уже жили балты, фино-угры, тюркские и иранские племена. Несмотря на это, масштабных военных конфликтов не было. Разреженное местное население порой не всегда знало, что неподалёку появились новые соседи.

Балтийские племена по большей части были постепенно вытеснены. финно-угры: меря, весь, чудь, мурома, мордва приняли участие в формировании древнерусского государства. Часть из них ассимилировалось, но другие, к примеру мордва, сохранили свою уникальную культуру.

К VIII в. Восточные славяне занимали обширную территорию от Южных степей Причерноморья до северного озера Ильмень. От карпатских гор на западе славяне дошли до Волги. Эти естественные границы стали основой будущего древнерусского государства.

Население восточноевропейской равнины не было единым. Историки насчитывают от 12 до 15 крупных племенных объединений. Самое крупное из них - Поляне. Они занимали практически все поднепровье.

Славян часто называли по местности, в которой они обосновались. Так Ильменьские славяне жили по берегам озера Ильмень и на реке Волхов. Поляне заняли степные территории, где кроме полей мало что можно было увидеть. Древляне - от слова Древо, жили в лесах. Дреговичи заняли болотистую местность, дрягвой прежде называли трясину.

Северными соседями восточных славян оказались балты и германцы. С востока находились скифы и сарматы. Западными соседями стали кельты, а южными - фракийцы и иллирийцы. Политическая карта в первом тысячелетии нашей эры часто менялась, менялись соседние государства, менялись и сами восточные славяне.

4. Основные занятия славян.

Леса, степи, болота - славяне жили на обширной территории, и жизнь везде была разной. Люди успешно приспосабливались к тем условиям, в которых им приходилось жить.

Основным занятием всегда было сельское хозяйство. В степи земледелие было переложным. Распахивался участок земли, который истощался за 15 - 20 лет. После этого брали в обработку новый участок.

В лесной зоне людям приходилось намного сложнее. Чтобы отвоевать у леса участок земли, сначала подрубали деревья, чтобы они засохли. Древесина шла на дрова, а пеньки сжигали. Зола становилась дополнительным удобрением и повышала урожайность нового участка. Оставалось сделать самое сложное - выкорчевать из почвы все корни.

Из-за способа обработки в лесной зоне земледелие носит название подсечно-огневого. Как только обработанная земля засевалась, начиналась разработка нового участка. Часто вокруг села было несколько расчищаемых земель на разной стадии расчистки.

Первоначальную обработку земли проводили сохой. Это была прочная палка, раздвоенная на конце. На каждый зубец надевали металлический сошник. Соха оставляла глубокие борозды, оставалось много крупных камней. Чтобы выровнять землю и избавиться от комьев земли использовалась борона. Из деревянных брусьев мастерили решетку с зубьями на перекрестьях.

Посев считался самым ответственным делом. Мужчины выходили в поле босиком, для этого обязательно выбирался безветренный день, чтобы зерна равномерно ложились в землю. Для уборки урожая использовались серпы, после чего колос отбивали цепами. Для помола зерен в муку долгое время использовали жернова. Первое упоминание о мельницах на Руси относится лишь к XVII веку.

Основными земледельческими культурами были пшеница, просо, ячмень, овес и гречиха. Кроме того, сажали репу, свеклу, капусту, лук, редьку.

Немалую роль играло скотоводство. Овцы служили источником шерсти для создания теплой одежды. Коровы и козы держались для молока. Молочные продукты были немаловажной частью рациона, наряду с хлебом. Лошадей использовали как тягловую силу для сельскохозяйственных работ.

Чем глубже в лес, тем большее значение имели промыслы. Славяне собирали дикий мед, охотились на зверей. Лесные звери были не только источником мяса, но и ценного меха. Самой ценной считалась куница, долгое время шкурки этого зверька оставались самой ходовой валютой и даже появившиеся металлические деньги носили название куны.

В некоторых краях особое значение имела рыбалка. Избыток рыбы меняли в других селениях на прочие необходимые продукты и предметы быта.

Самой сложной была жизнь болотных жителей. Для постройки своего дома долго приходилось искать подходящее место. Лесные поселения тоже не были большими, за каждый участок пригодной для пашни земли приходилось вести трудный бой с лесом.

Самыми крупными оказались поселения лесостепи и степной зоны. Вдоль берегов рек они тянулись до 1.5 км. Вглубь территории славян редко проникали кочевники, поэтому здесь даже не строили оборонительных сооружений.

Пограничные жители укрепляли свои деревни валом и деревянным забором, который часто строился из цельных бревен. Лесные поселения тоже всегда огораживались, но здесь ограда служила защитой от лесных зверей, и не рассматривалась в качестве военной фортификации.

Славяне уже знали многие ремесла. Практически в каждом селении был свой кузнец, основная продукция которого использовалась в сельском хозяйстве: сошники, серпы, мотыги. Часто кузнецы одновременно выполняли функцию ювелиров, делая несложные украшения.

Посуду изготавливали на гончарном круге или вырезали из дерева. Каждая женщина тоже была своеобразным ремесленником. Ткани не закупались, женщины самостоятельно занимались прядением и ткачеством, изготавливая одежду для всей семьи.

Ремесло постепенно становилось отдельным видом деятельности, росло и число ремесленных специализаций. От кузнечного мастерства отделяется ювелирное дело, появляются все более сложные виды обработки металла.

Ремесленники со временем начинают жить отдельно, селясь в близи торговых путей для лучшего сбыта своих товаров. В обмен на свои товары они могли получить все, что угодно, поэтому уже не заботятся о своем пропитании.

Все занятия делились на мужские и женские. Мужчины работали в поле, охотились, выделывали шкуры, строили дома, заготавливали сено. Кузнечным делом тоже могли заниматься только мужчины.

Женщины занимались выращиванием огородных культур, собирали в лесах грибы и ягоды, готовили еду и ухаживали за домашним скотом. Воспитание детей тоже было занятием сугубо женским.

Дети постоянно находились рядом с матерью, помогали выполнять ее обязанности в семье. Подросшие мальчики уже начинали ходить в поле вместе с отцом.

Жизнь славян шла размеренно. Все лето занимала подготовка к зимнему периоду. Необходимо было заготовить продукты питания для себя и домашнего скота. Зима - своеобразное время отдыха, основные работы уже закончены, остается лишь подготовиться к новому сезону.

5. Вера восточных славян.

Восточные славяне были язычниками, но считать эту веру примитивной было бы неверно. В верованиях отражалось своеобразное представление о мире и о природе. В древности многие явления были непонятны для человека, объяснения находилось в многообразных божественных сущностях.

Верховным божеством считался Род. Он создал весь видимый и невидимый мир, создал все сущее. Он породил на свет богов, людей и природу. Точный перечень его функций определить сложно, он одновременно является и светлым божеством, покровителем домашнего очага, богом плодородия, в то же время, ему приписывают и власть над потусторонним миром, где ему подчиняются силы огня и молнии.

Перун постепенно выдвигается на место первого в пантеоне, но лишь официально. Как бог - громовержец и покровитель воинов, он сыскал поклонение у образовавшейся воинской прослойки - княжеской дружины. Перуну подвластны бури, грозы и молния. В то же время, среди обычного населения по-прежнему сохранялось поклонение Роду.

Сварог - бог огня, по легенде он научил людей кузнечному мастерству. Кроме покровительства кузнечных мастеров, он почитается как повелевающий природной огненной стихией. Его почитание проходит через ритуальные костры в дни равноденствия, в купальную ночь, молодожены тоже обязательно вместе прыгали через костер.

Даждьбог почитался как покровитель тепла, солнечного света и плодородия. Кроме того, считается, что именно он дает власть князю. Солнечная символика используется повсеместно в быту. Ей украшают резные коньки и наличники, как символ добра используют в обережной вышивке.

Хорс - воплощение солнца. Это божество олицетворяет солнечный диск, который проходит днем по небосводу, а ночью спускается в подземный мир.

Симаргл - бог охраняющий растительность и семена. Ему приносили дары, чтобы семена успешно сохранились зимой. Так же просили сохранить молодые побеги и дать им силе для роста. Учитывая то, что сельское хозяйство было основой жизни, Симаргл был одним из самых почитаемых божеств славянского пантеона.

Велес - одно из древнейших славянских божеств. Являясь покровителем скота, он становится символом богатства. В этом понимании его почитание переходит и на купечество, как слой появившейся позже. Его помощи просили купцы, для совершения удачной сделки. В то же время Велес становится князем потустороннего мира. Это связано с тем, что загробный мир представляли, как пастбище душ.

Макошь - покровительница женщин и женского начала. Она защищает семью, бережет дом, помогает женщинам при родах. Она покровительствует пряхам и помогает в прочих женских делах. Богиня Макошь стала продолжением культа женщины как родящего начала, дарующего жизнь. Уже позднее, как богине - пряхе ей приписывают власть над нитями судеб и обращаются к ней в гаданиях.

Ярило - бог весны, весеннего пробуждения, энергии и плодородия. В честь него устраивались народные гуляния, которые длились почти месяц. Пробужденный, Ярило, оплодотворял землю, после чего начинался буйный рост травы. В позадачные дни начинали пахотный сезон, первый выпас скота, гуляли весенние свадьбы и все это сопровождалось множеством ритуалов.

Мать - сыра земля представлялась славянам как живое существо. Земля почиталась как символ богатства, изобилия и плодородия. Богатство могло быть лишь у тех, кто с почтением относится к земле.

Языческие боги часто наделялись человеческими чертами, они были взаимосвязаны между собой. Любой бог мог спокойно бродить в человеческом обличье, поэтому славяне так серьезно относились к обычаям гостеприимства.

Почитание богов могло отличаться в разных племенах восточных славян. Защитника выбирали и в зависимости от рода занятий. Каждый молился своим покровителям и приносил им дары. Язычество еще не исчерпало себя полностью в тот момент, когда Русь крестили, об этом говорит сохранение множества языческих праздников.

Многие славянские божества просто приобрели новые имена в лице христианских святых. Так, к примеру, культ Макоши слился с почитанием Богоматери. Праздник Ярилы сохранился в масленичной неделе, и даже сохранил большую часть символики.

Кроме богов, которым поклонялись, просили защиты и милости, мир славян был населен множеством духов, добрых и злых. Самый известных из них - домовой, вера в которого частично сохранилась до наших дней. Домой считается добрым дедушкой маленького роста. Он помогает хорошим хозяев сохранять в доме порядок, но и обижать его нельзя. Если не относится к домовому с уважением, он начинает пакостить: путать пряжу, рассыпать крупу и шуметь по ночам.

Духи, подобные домовому обитали везде. Овинник, полевой, дворовой. Самым опасным среди них считался банный. Когда топилась баня, все должны были успеть попариться до наступления ночи. В сумерках к бане стекалась нечистая сила и парилась там до утра вместе с банником. Если запрет нарушить, банник мог запарить до смерти нерасторопного купальщика.

Свои духи жили и в воде. Главным был водяной, он мог схватить за ногу купающегося в реке и утянуть в омут. Наибольшую опасность представляли русалки. В славянской мифологии они не имеют хвостов. Красивая девушка соблазняла мужчин, затаскивала в пруд, где могла защекотать свою жертву до смерти.

Каждый, кто отправлялся в лес, не зависимо от целей, обязательно брал с собой гостинцы для лешего. Узелок с угощеньем прятали в укромное место у корней дерева, и просили не трогать их или помочь найти грибное место. Кто пренебрегал вежливостью и не оставлял даров, мог легко заблудиться и ходить по кругу совсем рядом с тропой. Спасением было переодеть наизнанку одежду, или обуться не на ту ногу.

Мир славян был наполнен волшебством и духами. В поле подстерегали злые полуденницы, сосед мог оказаться волкодлаком или берендеем, или того хуже - колдуном. Справиться со всеми напастями помогало только поклонение богам и их заступничество.

6. Заключение.

Восточные славяне были мирными жителями, поэтому не оставили яркого следа в описании зарубежных философов и путешественников. Встречается лишь мимолетное упоминание о славянах, склавах, венедах. Часто под названием одного из славянский племен, имели веду весь славянский народ.

В VI веке новой эры славяне начали занимать обширные территории и разделились на 3 крупные ветви: западных, восточных и южных. Восточные заняли большую часть восточноевропейской равнины вытеснив или ассимилировав местное население.

Основу жизни восточных славян составляло земледелие. Оно было основным занятием, и вместе с тем основным источником пропитания. К концу первого тысячелетия нашей эры начинают активно выделяться ремесла. Первыми отделяются кузнецы. Гончарное дело еще долго остается простым занятием, но и оно становится специализированным видом деятельности.

На ряду с земледелием большую роль начинает играть скотоводство. С глубокой древности люди продолжают заниматься промыслами. Ходят в лес за грибами и ягодами, собирают дикий мед. Как основа пчеловодства появляется бортничество.

Весь годовой цикл человеческой жизни был пронизан мистическим календарем. Любое важное событие сопровождалось специальными обрядами. Мир был населен духами, мифическими существами и богами. Трудно составить славянский пантеон, подобно греческому или римскому. До объединения каждое племя почитало своего покровителя, и даже после объединения часто сохраняло старую веру.

Восточные славяне самобытны и уникальны. Они имеют свою особую историю, свой характер. Жизнь славян подчинялась земледельческому ритму. По своей природе они оседлые земледельцы и практически не проявляли агрессию.

7. Список литературы.

1. Древние славяне / А.Н. Смирнов - М. 1990. - 325с.

2. История России с древности до наших дней: пособие для вузов / М.Н. Зуев - М. 1995. - 431с.

3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы / О.С. Орлов - М. 2003. - 395с.

4. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / В.Я. Петрухин - М. 2004. - 416с.

Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.

Конспект по истории России

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и
Восточной Европе - от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н.э.), готами (III в. н.э.), гуннами (IV в. н.э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей.

Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н.э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства .

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации - патриархальная семейная община. Государства еще нет, управление обществом осуществляется на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решают народное собрание свободных общинников, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся
родоплеменной знати, которая все более выделяется из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян - главным образом против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточно-славянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н.э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IХ в. н.э. скандинавы называли Русь - Гардарики - страна городов .

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

На территориях, вошедших в состав Киевской Руси, как известно из "Повести временных лет" русского летописца Нестора, проживало двенадцать славянских союзов племенных княжеств, сложившихся в 6 - 8 вв. Он выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга - бужане или волыняне; в Поднестровье - улмичи и тиверцы; в Закарпатье - белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны - северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем - радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; в бассейне Западной Двины - полочане; в районе озера Ильмень - словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались: рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI - VIII вв. н.э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество - сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами, в первую очередь с восточными, отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову-Ловати-Днепру (путь "Из варяг в греки"), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т.д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы - солнца, дождя, грозы - отразилось в культах бога неба и огня Сварога,
бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших,
возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Между Днестром и Прутом

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 918.



Публикации по теме