Народ саамы. Саамы — таинственные жители Лапландии

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.

Лапландцы - один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название - саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного - около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего - в России. У нас их осталось около 1900 человек.

Фото 3.

Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).

Фото 4.

Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту - рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.

Фото 5.

Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Фото 6.

И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.

Фото 7.

Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.

Фото 8.

Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади:-) Вот примерно так:

Фото 9.

Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.

Фото 10.

А что это под ногами тут валяется:

Фото 11.

А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.

Фото 12.

Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.

Фото 13.

Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков - «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа - лапландцы, и название страны - Лапландия.

Опять кролики под ногами...

Фото 14.

Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой...

Фото 15.

Еще кролики...

Фото 16.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.

Фото 17

Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.

Фото 18.

Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.

Фото 14.

Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.

Фото 15.

В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии - там на нем говорят 400 саамов.

Фото 16.

Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.

Фото 17.

Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!

Фото 18.

Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?

Фото 19.

Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.

Фото 20.

А многие просто готовы забрать их с собой.

Фото 21.

Фото 22.

В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.

Фото 23.

Вот еще красавец!

Фото 24.

Фото 25.

Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.

Фото 26.

Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.

Фото 27.

То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.

Фото 28.

Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.

Фото 29.

И все смотрят и смотрят...

Фото 30.

Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.

Фото 31.

Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. - европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания - на западе и востоке полуострова.

Фото 32.

Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.

Фото 33.

В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.

Фото 34.

А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.

Фото 35.

Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.

Фото 36.

Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.

Фото 37.

Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Фото 43.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.

Фото 44.

Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.

Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.

Фото 53.

А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.

Фото 46.

Тянули, тянули... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.

Фото 47.

Опять кролик под ногами...

Фото 48.

Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Фото 49.

Еще кролик...

Фото 50.

А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.

Фото 51.

Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?

Фото 52.

Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.

Фото 38.

Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане тепле и с банькой:-)

Фото 41.

В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.

Фото 42.

Вот такой кадр: тишина и безмятежность.

Фото 54.

Тут фотки в большом формате -

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании о саамах? Олени, Лапландия, северное сияние, полярная ночь и, может быть, «Снежная Королева» Андерсена. Sapmi – так правильно называется страна саамов – раскинулась перед Полярным кругом к северу, до Норвежского моря на западе и до Белого – на востоке.

Сегодня cаамы живут на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. «Мы – олений народ» говорят сами про себя представители этой уникальной северной народности, умудрившейся сохранить традиции предков и по сей день. 6 февраля в Финляндии отмечается национальный день саамов.


На территории Финляндии численность саамского населения составляет примерно 9 000 человек, а сохранение саамского языка и культуры, находящихся под угрозой исчезновения, обеспечивает собственный автономный парламент. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями.

История саамов, коренного народа Финляндии

Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времен были населены саамами. Первое доказательство присутствия человека на юго-востоке Финляндии относится к периоду примерно 10 500-летней давности. По мере таяния льда, начиная с побережья и продвигаясь вглубь страны, последовали тропы человека, соединяющие нынешние Россию и Норвегию.

Коренные жители Финляндии, ныне называемые саамами, происходили из этих ранних обитателей. По разным теориям, происхождение саамов восходит ко времени 4 000 или больше лет назад. Люди смогли приспособиться к суровому северному климату. Они добывали пропитание с помощью охоты, рыбалки, собирали ягоды.

К XV веку образовалось широкомасштабное развитое оленеводство. Жили в жилищах типа вигвамов. Традиционное жилище саамов называется кота. Это древний переносной лапландский чум, напоминающий жилище североамериканских индейцев, но более вертикальный. Такое жилище позволяло саамам передвигаться по безлесным сопкам Лапландии вслед за оленями. Даже в наши дни саамов называют «народом 8 сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счета, кастрации, забоя и др.


Традиционный уклад жизни саамы сохраняли достаточно долго. Еще в начале прошлого века большинство из них жили в глухих деревушках, никогда не покидали пределов Лапландии и не умели говорить по-фински.

Но все изменилось во время второй мировой войны. Саамов эвакуировали на юг Финляндии, после чего молодежь захотела остаться в больших городах, а не возвращаться к образу жизни предков. Сегодня 40 % саамов живут вне Лапландии. В наши дни финны шутят, что самая большая саамская деревня – это Хельсинки.

Саамский наряд: gákti, шапка «четырех ветров» и меховые унты

Представители саамов активно подчеркивают принадлежность к своей народности. Молодежь часто дополняет свою обычную одежду частями национального костюма gákti: к нагрудной части рубашки крепится национальное украшение risku, с брюками используется национальный пояс, на шее вместо шарфика может красоваться лапландский нашейный платок silkki, а на ногах вместе с джинсами могут быть надеты лапландские башмаки sisna.

Меховые унты (nutukkaat) шьются из шкуры оленя, и в этой обуви не страшны даже самые лютые морозы. Это саамская зимняя обувь, которую носят и по сей день.


Традиционный саамский наряд называется gákti, и хотя он постоянно обновляется в соответствии с веяниями моды, традиции строго соблюдаются. У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.

По особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник, который к тому же мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются ношением синего платья с яркой оторочкой и широким поясом.

Саамский язык: право на использование

В Финляндии саамы говорят на трех языках: северо-саамском, инари-саамском и колта-саамском. Во второй половине XX века много усилий было приложено для утверждения официального языкового статуса. Чаяния о праве на использование родного языка были услышаны общественностью: ныне саамские языки признаны официальными в трех северных коммунах Финляндии.

Саамы отвоевали многие гражданские права: учить родной язык, требовать переводчика в госучреждениях, если не знаешь финского, кроме того, все священники Финляндии должны уметь вести службу на языке жителей Лапландии.


Первый учебник саамского языка появился только в 70-х годах прошлого столетия, сейчас большинство учебников издается на северо-саамском языке. Он – самый распространенный.

На саамском языке в Лапландии печатаются законы, дорожные указатели, преподают в учебных заведениях и проводят службы в церквях, ведут суды. Финская телерадиокомпания Yle ведет трансляции на саамском языке. Саамы имеют свое радио и свой орган государственной власти – парламент.

Саамские языки постепенно становятся обиходными и в молодежной среде, хотя происходит это непросто: в саамских языках просто не существует всех современных слов. На саамском языке издается и классическая литература. Это, например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Причем был издан сразу на трех саамских языках, и первый тираж разлетелся мгновенно!

Саамские песни «йойут» – древняя стихия ритма

Западным людям трудно понять традиционные саамские песни. У саамов не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют собой импровизацию с совершенно конкретным содержанием.

В песнях саамы рассказывают об охоте, природе, женитьбе, поездке в гости, оленях. На протяжении всей песни в особом ритме повторяются слова, красиво звучащие, но не имеющие прямого смысла.


Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.

Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».

На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.

Саамский парламент: какие вопросы решают законодатели

Наверное, главное из достижений саамов – свой парламент, учрежденный в нынешней организационной форме в 1996 году. Действующий парламент является преемником предыдущего парламента, утвержденного в 1973 году. С 2012 года саамский парламент Финляндии работает в саамском культурном центре Сайос.

Саамский парламент – единственный в Финляндии орган, который имеет право выражать официальную точку зрения саамов в вопросах, которые затрагивают жизнь саамского населения этой страны. В ведении саамского парламента Финляндии находятся в первую очередь вопросы, связанные с реализацией прав саамского населения Финляндии, как одного из коренных народов, на сохранение и развитие своего языка и своей культуры.


Кроме того, парламент решает вопросы, связанные с правом саамов пользоваться своим языком в органах власти, а также с автономией, которую имеют саамы на территории саамского региона. Существует у саамов и свой флаг – сине-красный с желтой и зеленой полосами, в центре – круг, символ шаманского бубна.

Быть саамом – это как дар

Так кем же является проживающий в Финляндии саам – финном, саамом или финским саамом? Многие молодые люди – это наполовину саамы, т. е. один из родителей финн. Поэтому финская культура занимает прочное место в таких семьях. Когда растешь в семье, где присутствуют две культуры, то с детского возраста понимаешь, что это богатство, и что одна культура не мешает другой.

Cаамский этнос наиболее емко определила одна девочка школьного возраста, когда на вопрос «что значит быть саамом» ответила: «Быть саамом – это как дар».

Саамы прибыли в Финляндию первыми – и быть может, если климат начнет охлаждаться и огромные полосы льда снова покроют землю, они уйдут последними.

Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.

Саамы, финны или лопыри?

Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.

Современные представители этого народа называют себя «сами» и «саами», но откуда произошло это самоназвание доподлинно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля. Считается, что именно с этим самоназванием связано и финское название Финляндии – Суоми.

Ранее же другие народы Европы называли саамов иначе. Так, древнеримский историк Тацит называет их «fenni» и пишет о том, что это народ, «живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни». Такое название народа — «fenni» — вероятнее всего происходит от немецкого корня со значением «находить», «искать» (finden). Более поздние историки и этнографы пишут о саамах, используя тот же этноним «finn». Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский называет этот народ «Skrithifinoi», более поздний географ из Равенны называет саамов «Sirdifenni», готский писатель Иордан называл их «finni», и т.д. Вполне очевидно, что и само название страны Финляндии происходит от этого народа, названного на немецкий лад.

Также саамов называли «lapp». Именно под таким названием они встречаются в скандинавских сагах и именно так этот народ назван в «Деяниях даннов» — монументальном труде, написанном датским писателем Саксоном Грамматиком на рубеже XII-XIII вв. Считается, что такое название происходит от перевода на древнешведский язык одного из старых (ныне исчезнувших) самоназваний саамов, которое было производным от слова со значением клин, вставка в одежде. Со шведского же слово «lapp» переводится, как лоскут ткани, кожи. Ученые до сих пор не могут придти к однозначному ответу, о каком клине идет речь. На Руси саамов также называли производным существительным именно от «lapp» — лопырями. В древних новгородских и московских источниках также саамов называют терской лопью.

Вероятнее всего, именно от этого слова и происходит название территорий, на которых проживают саамы — Лапландия (другие варианты – Лаппония и Лаппоника), что переводится, как «земля лопарей».

Где находится Лапландия?


Саамы севера Норвегии, фюльке Трумс, 1928

Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.

Сами саамы называют свою землю не Лапландией, а Сампи, что дословно переводится, как «Земля саамов», а словом Лапландия саамскую территорию называли скандинавы и русские.

Столицей Лапландии считается город Рованиеми, который располагается на территории Финляндии в 940 км от Хельсинки. Население Рованиеми составляет порядка 60 тысяч человек и, разумеется, далеко не все жители этого города — саамы. Рованиеми — древний город: первые поселения на его территории возникли в IX веке, а в письменных источниках он упоминается, начиная с середины XV столетия.

Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.

Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.

Сколько саамов на Земле?

Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.

Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.

Саамы России говорят на трех языках, причем все они вскоре могут стать «мертвыми». Так, носителями йоканьгско-саамского языка считается всего лишь 10 человек, коллта-саамский язык помнит 20 человек и чуть лучше ситуация – хотя все равно критическая – с кильдинским саамским: на этом языке разговаривает порядка 500 человек. А бабинско-саамский язык уже сегодня перешел в разряд «мертвых» — на этом языке больше никто не разговаривает.

В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.

Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.

На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.

Кто такие саамы?


Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.

Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.

Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.

Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.

Как саамы расселялись в Северной Европе

Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.

На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.

Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.

В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.

Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.

Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.

Традиционный быт саамов


На ярмарку в Швеции

Самобытный язык саамов также характеризует и ключевое отличие этого народов от других жителей Европы. В их речи есть слова, описывающие и землю, и воду, и снег, и тишину, но зато они не знают такого глагола, как «владеть». Саамы не понимают, зачем присваивать что-то, если можно взять во временное пользование вместе с остальными.

Многовековое влияние на саамов со стороны норвежцев, шведов, датчан и русских так и не сумели исправить этот народ, который живет на Севере Скандинавии и России гораздо дольше, чем цивилизованные европейцы. На протяжении всей их истории саамов пытались «окультуривать» — насильно учить, обращать в христианскую веру, заталкивать в многоквартирные дома и лишь в последнее столетие европейцы поняли, что невозможно саамов заставить «пить из чаши цивилизации» против их воли. Большинству из них попросту не нужны блага современной цивилизации.

Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее - оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.

Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту - то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.

Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста - обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.

Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа - традиционная верхняя суконная одежда, а также печок - верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк - зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.

Зимой саамы ходят на скользящих лыжах, которые они называют «савех», камусных подволоках — «колас», «каллк», и непарных лыжах. По воде саамы передвигаются на стянутых древесным корнем небольших дощатых лодках, которые называются «вэнс» и на больших дощаниках — «карабасах».

Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой - мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги - болезненного нароста на стволах березы - саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы - чай.

С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Корзины, сплетенные умельцами этого народа, получались настолько прочными и плотными, что их использовали вместо ведер - они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей

Верования саамов


Сейды - священный камень саамов

Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.

Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.

Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.

Также этот народ почитал священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. Особенно почитаемым духом у саамов был Пырт-хозин или домашний дух, который считался покровителем домашнего очага. Для того, чтобы не гневить этого духа рядом с очагом в жилище саамов всегда выделялось «чистое место», которое тщательно убиралось и никогда не заставлялось предметами быта.

Также саамы поклонялись небесным светилам и обожествляли различные явления природы. В верованиях саамов был развит материнский культ, нашедший свое отражение в представлениях о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и трех ее дочерях – Сар-акка (она помогала женщинам при родах), Укс-акка (оберегала жилище) и Юкс-акка (покровительствовала детям мужского пола). Среди покровителей промыслов также преобладали женщины, а особым уважением пользовалась Луот-хозик – покровительница оленьих стад. Именно к ней обращались с молитвой пастухи, отпуская оленей летом на вольный выпас. Помогала оберегать Луот-хозик оленьи стада еще одно женское божество – Рази-айка – «родительница травы».

Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.

Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.

Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.

Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.

Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.

Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.

Саамы сегодня


Саамские дети

Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.

Причем среди тех саамов, которые кочевью предпочли жизнь в городах, есть по-настоящему выдающиеся личности. Это и ученые, и политики, и музыканты, и даже звезды кинематографа. Так, например, знаменитая актриса, лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград Рене Зеллвегер по материнской линии имеет саамские корни.

Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.

Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.

Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.

Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.

Саамы. Хомич Л.В.

Е сть народы, разбросанные историческими судьбами по разным странам и даже по разным континентам (европейцы и африканцы в Америке, например). Саамы, как считают ученые, далеко не переселялись, но в силу определенных исторических процессов оказались в составе четырех государств - России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Живут они компактно, занимая северные районы этих стран, но наличие государственных границ сыграло определенную роль в этническом развитии каждой из групп саамов, обусловив специфические особенности в их культуре и языке.

Эта книга посвящена Кольским саамам, живущим на территории России, однако некоторое внимание будет уделено и их соплеменникам за рубежом с целью показать общее и особенное в их культуре.

Саамов около 50 тысяч, в том числе в нашей стране - 1900 человек. Больше всего саамов в Норвегии - около 30 тысяч.

Старое название российских саамов - лопари. Значение слов лопарь, Лапландия не совсем ясно. Под этими названиями саамы и место их обитания стали известны финским народам, а через них русским (Lappe в финском и эстонском языках- дальний, последний, Lopp - конец, Lape - особое, отдельное место).

Принятое в нашей стране название этой народности - саамы - происходит от их самоназвания саами (самь), которое, очевидно, имеет связь с самоназванием финнов - суоми - и, возможно, с тем корнем, что лежит в основе старого русского названия самодийских народностей- самоядь (самоеды).

Рис. 1. Территория расселения саамов

По языку саамы принадлежат к финской группе финно-угорской ветви уральской семьи языков, куда входят языки финнов, коми, эстонцев, некоторых народов Поволжья и другие, однако саамский язык занимает в ней особое место.

Лингвисты выделяют в саамском языке пласт, восходящий к самодийским языкам, но подробнее об этом будет сказано ниже.

Изучение культуры Кольских саамов имеет длительную историю. Первое упоминание о саамах, сделанное скандинавским путешественником Оттаром, который побывал на берегах Белого моря, относится к IX веку.

В русских исторических источниках название лопъ появляется только в конце XIV века, но есть и более ранние сведения о народе тре (тръ), живущем на Терской стороне, в котором можно узнать предков современных саамов. Этноним терфинны, который также встречается в источниках, происходит от финского названия Кольского полуострова - Терь (Тре) - и этнонима финны, которым норвежцы некогда называли саамов.

С XV века в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других документах упоминается о «дикой и лешей лопи», «лопянах».

Отдельные сведения о Кольских саамах содержатся в описаниях путешественников XVI - XVIII веков: И. Г. Герберштейна, П. М. Ламартиньера, Н. Я. Озерецковского, И. Г. Георги. Более поздние материалы связаны с именами М. А. Кастрена, В. Верещагина, С. В. Максимова, В. И. Немировича-Данченко, В. Н. Харузиной и других исследователей XIX - начала XX века. Однако до выхода в 1890 году книги Н. Н. Харузина «Русские лопари» не было достаточно полного представления о материальной и духовной культуре саамов. Книга Н. Н. Харузина является ценным источником знаний об этой народности. Она сохраняет свое значение и в наше время.

После Октябрьской революции была поставлена задача уточнить расселение, особенности хозяйства и быта всех народов Севера. Одним из первых мероприятий по изучению Кольских саамов явилась организованная в 1927 году Русским географическим обществом Лопарская экспедиция, в состав которой входили антрополог Д. А. Золотарев, врач Ф. Г. Иванов-Дятлов, фольклорист, этнограф и археолог В. В. Чарнолуский. Ими был собран большой материал для характеристики кочевого хозяйства и быта Кольских лопарей. В последующие годы В. В. Чарнолуский продолжил работу по изучению фольклора и культуры этой народности. Часть собранных им сведений вошла в опубликованные труды: «Материалы по быту лопарей», «Легенда об олене-человеке» и «В краю летучего камня». Две последние книги носят характер дневника поездок по районам расселения саамов и содержат множество интересных наблюдений. В 1962 году вышла из печати книга «Саамские сказки». Запись и перевод сказок, предисловие, где даются общие сведения о саамах, также были сделаны В. В. Чарнолуским.

Интересна книга другого участника Лопарской экспедиции 1927 года Ф. Г. Иванова-Дятлова «Наблюдения врача на Кольском полуострове », в которой он описал быт саамов (населенные пункты, жилища, их санитарное состояние, освещение и отопление, одежду, обычаи, связанные с рождением и смертью, народную медицину и другое).

В 1930 году была издана брошюра краеведа и общественного деятеля В. К. Алымова «Лопари», где в популярной форме рассказывается о жизни и занятиях Кольских саамов.

Большое значение имеет труд Н. Н. Волкова «Российские саамы: Историко-этнографические очерки». Расскажем о нем немного подробнее. Рукопись состоит из нескольких разделов. Два первых раздела содержат сведения о природе, животном мире Кольского полуострова, расселении саамов, их историю от первых упоминаний в летописях до октября 1917 года. Следующие разделы посвящены хозяйству и материальной культуре, общественной и семейной жизни саамов, их верованиям и фольклору. В специальных главах затрагиваются вопросы их этнической принадлежности и происхождения. Писавшаяся в основном в довоенное время рукопись была завершена в 1940-е годы.

Большой вклад в изучение Кольских саамов сделала Т. В. Лукьянченко. Итогом ее неоднократных экспедиций на Кольский полуостров явился ряд статей и монография «Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX - XX в.».

Современной жизни саамов посвящены работы А. А. Киселева и Т. А. Киселевой.

Интересный материал по истории вхождения Кольского полуострова в состав России содержится в книге И. Ф. Ушакова «Кольская земля».

В работе Л. Н. Жеребцова «Историко-культурное взаимоотношение коми с соседними народами в XIX - начале XX в.» раздел посвящен коми-саамским связям.

Проблемами социальной организации и семьи у саамов занимается М. С. Куропятник.

Ученые считают, что Кольский полуостров был заселен очень давно (около 8 тысяч лет назад). Сохранились следы обитания древнего человека в виде наскальных рисунков, остатков орудий труда, лабиринтов.

На Кольский полуостров с юго-востока неоднократно переселялись новые группы людей. Как предполагают исследователи, предки современных саамов обитали на его территории еще в I тысячелетии до нашей эры.

При раскопках на Большом Оленьем острове в Кольском заливе археологи обнаружили погребения, где вместе с умершими находились предметы промыслового снаряжения: гарпуны, наконечники копий и стрел, рыболовные крючки и т.п. Все эти орудия сделаны из камня и кости, так как металлургии в то время здесь еще не знали. Инвентарь, найденный на Большом Оленьем острове, во многом напоминает тот, которым в прошлом пользовались саамы. Имеется сходство и в самом погребальном обряде (оленеостровцы также клали тела умерших в лодки), в орнаменте (ромбики) и в другом. Все это дало ученым основание считать оленеостровцев предками современных саамов.


Рис. 2. Лабиринт

Большой интерес и научные споры вызывают так называемые «вавилоны» (лабиринты). Некоторые из них сохранились до наших дней возле Кандалакши, Умбы, Поноя. «Вавилоны» (от древнерусского слова «вавилон» - беспорядок, хаос, «вавилонистый» - извилистый, криволинейный) - это концентрические круги из камней, выложенных на земле обычно в виде подковы и образующих замысловатые, запутанные ходы. Одни ученые считают, что они сооружались в культовых целях, другие - что они служили образцами при изготовлении ловушек для рыбы, заходившей на мелководье во время морских приливов. Связь лабиринтов с предками саамов не ясна.

К сожалению, имеется временной разрыв между археологическими данными и письменными (историческими) источниками. Первые письменные сведения о жителях Кольского полуострова, как уже упоминалось, исходят от норвежца Оттара, который во второй половине IX века совершил плавание в Белое море. Примерно в 890 году он побывал в Англии, где рассказал королю Альфреду о Северной Норвегии и о плавании вдоль берегов к Белому морю. Рассказ Оттара был записан и внесен в сделанный королем Альфредом перевод всемирной истории. О саамах, которых он назвал «терфиннами», было сказано, что зимой они охотятся, а летом ловят в море рыбу.

Страна саамов (Лапландия) долгое время представлялась путешественникам суровой и таинственной. Под названием Похъёла она фигурирует в известном эпическом произведении «Калевала». Устами Вяйнямёйнена о Похъёле говорится так:

В Похъёле той вечно мрачной,
В той суровой Сариоле,
Я в Лапландии там прожил,
Средь лапландских чародеев.

О саамских колдунах было известно при дворах русских царей, в частности, есть сведения, что Иван Грозный для гаданий и предсказаний приглашал лопарского колдуна.

Внимание путешественников привлекали физические особенности саамов - их маленький рост (до 160 см у мужчин), отсутствие тех признаков монголоидной расы, которые характерны для большинства народов Севера.

Особняком стоит и их язык.

Финский лингвист Ю. Тойвонен одним из первых указал на удивительную близость саамского языка и угро-самодийских. Сходство проявляется, в частности, наличием и в саамском, и в угро-самодийских (хантыйском, мансийском, ненецком, селькупском) языках, помимо единственного и множественного, двойственного числа (когда речь идет о двух предметах, к слову присоединяются особые показатели), а также во многих лексических соответствиях. Это позволило Ю. Тойвонену высказать предположение, что протолопарский (древнесаамский) язык по своему происхождению является самодийским.

В настоящее время большинство ученых считают самодийское происхождение саамов доказанным. Однако вопрос о том, где, при каких условиях происходили саамско-самодийские, а также саамско-обско-угорские контакты, остается нерешенным. Очевидно, эти контакты происходили в районах, расположенных значительно южнее мест современного расселения саамов. Данные топонимики (географические названия), а также исторические источники свидетельствуют о проживании саамов на территории западных районов современной Архангельской области. Возможно, какие-то группы саамов проживали в бассейне Невы и южной части Ладожского озера (Г. М. Керт, Т. В. Лукьянченко). Еще в XVI-XVII веках саамы населяли земли современной Карелии, откуда позднее они были вытеснены карелами (данные новгородских писцовых книг).

Интересно, что старое название ненцев - самоеды - многими учеными объясняется как переосмысленное словосочетание саамъ една - земля саамов. Они считают, что это название могло закрепиться за ненцами, потеснившими саамов на запад и север с их прежних территорий.

Однако если южно-сибирское происхождение самодийских народов (пришедших с Саяно-Алтайского нагорья) подтверждается многими данными, то о связи саамов с Южной Сибирью говорит только однотипность бубнов некоторых народов Южной Сибири и саамских, о чем будет сказано в одной из следующих глав.

Ненцы, расселившиеся по тундре к западу от Урала, в конце I тысячелетия нашей эры встретились с саамами, ненецкое название которых нано-хан (лодка-сани) связано с их оригинальным средством передвижения, заметно отличавшимся от ненецкого.

Таким образом, с одной стороны, есть основания считать саамов аборигенами северных широт, с другой - существует их явная связь с более южными территориями.

В саамском языке различаются западные и восточные диалекты. К западным относят диалекты шведских, норвежских и финских саамов, к восточным - часть финских и все диалекты Кольских саамов (нотозерский, кильдинский, иокангский). Диалекты имеют значительные различия, что мешает взаимному пониманию. Издавна находясь в тесном общении с русскими, многие саамы, особенно мужчины, хорошо владели русским языком. Когда встречались саамы разных территориальных групп, они нередко объяснялись между собой на русском, настолько резко отличались их родные языки.

А теперь перейдем к рассказу о хозяйственных занятиях саамов.

Саамы (лопари) - небольшой народ Севера Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Самоназвание Кольских саамов - саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек . Свое название "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем у Саксона Грамматика (конец XII в.), а в русских источниках термин лопъ появляется с конца XIV в. Одни исследователи (Т. И. Итконен) производят слова "лопь", "лопарь" от финского lape, lappea - сторона, другие (Е. Итконен) связывают его со шведским lapp - место.

В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию - саамами.

Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, но занимает в ней особое место. Лингвисты выявляют в нем субстрат, восходящий, по их мнению, к самодийским языкам.

Современный саамский язык распадается на ряд диалектов, различия между которыми довольно значительны. Исследователи делят всех саамов в языковом отношении на две ветви: западную и восточную. К последней относятся наряду с некоторыми группами саамов Финляндии (инари и сколтами) и саамы Кольского полуострова, которые говорят на трех диалектах: большинство - на иоканьгском и кильдинском, меньшая часть - на нотозерском. Саамы России знают сейчас также и русский.

У саамов можно выделить четыре основных хозяйственно-культурных типа. К первому относится наиболее многочисленная группа горных саамов, живущих преимущественно в Швеции, в небольшом числе - в Норвегии и Финляндии. Они занимаются главным образом горным оленеводством и ведут кочевую жизнь. Вторая группа - оседлые приморские или береговые саамы, к которым принадлежит большинство саамов Норвегии. Их основное занятие - морское рыболовство: летом и осенью - промысел семги, а весной - прибрежный лов трески. Третья группа саамов - так называемые лесные. Они населяют в основном лесные области Швеции и Финляндии и занимаются преимущественно охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Образ жизни их полукочевой.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Кольского полуострова, главным образом на его северном побережье и отчасти в южных районах, привели к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.

На крайнем северо-западе Кольского полуострова, на полуострове Рыбачьем, Б. Ф. Земляковым и П. Н. Третьяковым в 1935 г. открыта своеобразная культура арктического палеолита, распространенная также на территории Северной Норвегии (культура Комса). Стоянки Кольского арктического палеолита, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно VII-V тысячелетиями до н. э.

Исследованием Кольского неолита занимались Г. Д. Рихтер, С. Ф. Егоров, А. В. Шмидт, Г. И. Горецкий. В последние годы значительная работа в этом направлении проведена Н. Н. Гуриной.

Неолитические памятники Кольского полуострова датируются III-II тысячелетиями до н. э. Древнее население, оставившее их, было, вероятно, полубродячими рыболовами и охотниками на морского и сухопутного зверя. В северных, прибрежных районах полуострова выявлены остатки поселений как летних, сезонных, расположенных на берегу моря, так и осенне-зимних, рассчитанных на более длительное пребывание людей и отстоящих от моря на расстоянии 3 или 4 км. В местах этих последних поселении найдены остатки жилищ полуземляночного типа. По мнению Н. Н. Гуриной, население стоянок было предками современных саамов.

Древняя культура Кольского полуострова обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Карелии, главным образом северо-восточного побережья Онежского озера. Исследователи считают, что заселение Кольского полуострова древними людьми происходило с территории Карелии и, по всей вероятности, из ее северо-восточной части. Широкое заселение Кольского полуострова началось, по мнению археологов, не ранее конца II тысячелетия до н. э.

Впервые о лопарях Кольского полуострова под именем финнов упоминает скандинавский путешественник Оттар, который побывал на берегах Белого моря в IX в.

В русских источниках название лопъ, как уже говорилось, появляется только с конца XIV в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т. е. Терская сторона. С XV в. начинают появляться сведения о лопарях в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других письменных документах (упоминания о "дикой и лешей лопи", "лоплянах" и т. п.).

В далеком прошлом и еще в XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. Об этом свидетельствуют топонимика, а также новгородские писцовые книги, в которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель. Но еще в середине XVIII в., как можно судить по сохранившимся от того периода рукописным картам, в Северной Карелии существовало два лопарских погоста - Орьезерский, на р.Чумче, к западу от Ковдозера, и Пяозерский, на юго-восточной оконечности Ругозера. Существование Пяозерского погоста в конце XVIII в. отмечал и Н. Озерецковский, где, по его сообщению, проживало 78 душ лопарей мужского пола.

Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX - начале XX в. саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега - от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладало русское население.

Родовой состав Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой половины XVII в. имеется указание, что в погостах центральных, восточных и северо-восточных районов Кольского полуострова (Вороненском, Ловозерском, Семиостровском, Иоканьгском и Понойском) живет так называемая терская лопь. Все остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанской лопи. По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские, каменские, понойские и сосновские, отличающиеся общими особенностями культуры. Ловозерские же, семиостровские и вороненские лопари составляют особую, так называемую срединную группу, отличную от терской. Лопари западных районов Кольского полуострова (кончанская лопь, по терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.

Первое проникновение новгородцев на берега Белого моря и на Кольский полуостров относится к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега новгородцам относится к 1216 г. В конце XIII и в начале XIV в. новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию.

В дальнейшем, с XV в., с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. От 1526 г. имеется летописное известие о крещении "дикой лопи" Кандалагской губы, где была поставлена церковь Рождества Ивана Предтечи. Большую роль в распространении христианства среди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Трифоном, прозванным Печенгским. В 1556 г. два лопарских погоста, Печенгский и Мотовский, со всеми угодьями уже значились за Печенгским монастырем, пожалованной грамоте царя Ивана Грозного, а лопари этих погостов входили в число монастырских крестьян. Кроме этого монахи Печенгского монастыря постепенно осваивали близлежащие промысловые угодгя, Печенгский монастырь просуществовал до 1764 г.

Распространение христианства среди Кольских лопарей связано также с деятельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других местах.

К этому времени, т. е. ко второй половине XVI в., относится начало христианизации терских лопарей. На востоке полуострова, как явствует из грамот царя Ивана Грозного от 1575 и 1581 гг., в устье р.Поноя была построена церковь Петра и Павла. В XVII в. в районах расселения терских лопарей появляются угодья Антониево-Сийского монастыря (на р.Еконги). Крестного и Воскресенского монастырей (на реках Еконге и Поной).

Религиозная и миссионерская деятельность монастырей очень скоро уступила место хозяйственной и торговой. Монастыри стали важными торговыми и хозяйственными центрами в крае. Вместе с поморскими купцами монастыри являлись главными потребителями продукции местных промыслов (оленеводства, пушного, рыболовного и морского) и эксплуататорами местного населения.

В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и др.), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост . Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.

Погосты были, по всей вероятности, экзогамны. Статистических данных мы не имеем, так как этим вопросом никто не занимался, но, по рассказам, еще в первые десятилетия XX в. браки предпочитали заключать между жителями разных погостов.

У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи. Все промысловые угодья и охотничьи территории, как свидетельствуют материалы конца XIX - начала XX в., были разделены между погостами с правом наследственного владения.

В то же время у саамов в начале XX в. наблюдалось в какой-то мере имущественное расслоение и социальное неравенство. Наемного труда как такового в саамском обществе не было, но у крупных стадчиков коми малооленные саамы работали пастухами, отдавая свои небольшие стада им на выпас.

Саамы были широко втянуты в систему товарно-денежных отношений. А. Я. Ефименко описывает кабальную зависимость саамов от Кольских и поморских купцов, которые "захватили в свои руки снабжение лопарей предметами продовольствия, а также орудиями рыбной ловли, солью, порохом и всем необходимым. Самый взнос государственных податей и повинностей с лопарских обществ торговцы приняли на себя. В результате лопари превратились в неоплатных должников Кольских и поморских торговцев". Последние за ничтожную арендную плату пользовались лучшими местами рыбной ловли, за бесценок скупали продукцию рыбного и пушного промысла.

В конце XIX - начале XX в. территория расселения лопарей в административном отношении делилась на две волости: Понойскую (с управлением в селе Поное) и Кольско-Лопарскую (с управлением в г. Коле). Волости включали в себя лопарские селения-погосты. В Понойскую волость входили лопари, населявшие северо-восточные пределы Кольского полуострова, погосты: Сосновский, Каменский, Иоканьгский, Лумбовский и Куроптевский.

Все остальные лопари, населявшие земли к западу от них, относились к Кольско-Лопарской волости, включавшей в себя следующие погосты: Экостровский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Вороненский, Семиостровский, Сонгельский.

Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 г. В 1927-1928 гг. сельсоветы Мурманского округа, расположенные в пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 г. В середине 1930-х годов на основной территории расселения Кольских лопарей было выделено два национальных района - Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.

В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).

Кольские саамы в конце XIX-начале XX в. жили не изолированно, а довольно тесно общались и местами жили чересполосно с другими народами. Прежде всего это были русские, общение с которыми насчитывает уже около восьми столетий.

Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце XIX - начале XX в. жили карелы и финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). Ижемцы и ненцы переселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров в конце 80-х годов XIX в. из Ижемско-Печорского края, где перед этим прошли сильные эпизоотии, вызвавшие массовые падежи оленей.

В последующие десятилетия XX в. национальный состав Мурманской области становится еще более смешанным. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.



Публикации по теме