Московская сретенская духовная семинария. История и значение филермской иконы божией матери Найти акафист молитву филермской иконы божией матери

февраля 2014

О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен.

Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX - начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор отмечается "перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя" (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что "оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге" . Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России - Филермской иконой Божией Матери.

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом .

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую .

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы - новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) .

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца , а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла . Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно в Гатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена .

Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 - начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла .

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: "Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России" .

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому .

Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: "1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери - риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли "белые" и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними - ни причту, ни Приходскому совету - неизвестно" .

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г. . Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, "в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел" .

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована "упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников..." . Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: "Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите". Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели) .

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: "…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине" . Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: "Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить" . К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории - в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, "что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца", но отыскать их не смог

Филермская икона Божией Матери является одной из покровительниц Санкт-Петербурга, наряду с Казанской, Царскосельской, Скорбящей с грошиками, Невской Скоропослушницей иконами Богородицы. Эта икона более века пребывала в пределах столицы Российской Империи в церкви Зимнего дворца, будучи моленным образом последних шести Российских императоров, в том числе и Царя-Мученика Николая II. Публикуем отрывок из книги о том, как икона оказалась в России.

В конце ХVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. посол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петербург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 г. мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона Божией Матери и части древа Животворящего Креста Господня - в 1799 г.. Первоначально они находились в Воронцовском дворце, где размещался мальтийский капитул.
Движимые чувством благодарности мальтийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар императору Павлу I. Император изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России.
12 октября 1799 г. в 10 часов из Гатчинского дворца выехала кавалькада с императором во главе, для встречи другой процессии, в которой представители Мальтийского ордена везли в Гатчину свои святыни. После встречи у Спасских ворот, началось торжественное шествие.
Впереди с крестным ходом шло духовенство, затем ехал наместник Мальтийского ордена - граф Юлий Литта, у которого на руках, в золотом ковчеге, на алой бархатной подушке, покоилась честная десница св. Иоанна Крестителя. Вслед за Литтой мальтийские рыцари везли Филермскую икону Божией Матери и части Животворящего Древа. Император Павел I шел рядом с каретой, в полном облачении Великого магистра; на нем был красный «супервест» и черная мантия, на груди - мальтийский крест, а на голове - золотая корона Великого магистра. За императором шли русские члены священного совета Мальтийского ордена: граф Иван Петрович Салтыков, князь Петр Васильевич Лопухин, Яков Ефимович Сиверс и другие. За ними следовала многочисленная царская свита; процессию завершало множество простых жителей Гатчины.
Когда процессия приблизилась ко дворцу, Павел I взял десницу св. Иоанна Предтечи и, с пением тропаря, внес ее в придворную церковь, где и положил на приготовленном месте; здесь же была положена Филермская икона Божией Матери и часть Животворящего Древа.

ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы был написан святым апостолом и евангелистом Лукою. Икона была написана в 46 году от Рождества Христова, и это был последний образ Богородицы в Ее земной жизни. В последующие годы святым апостолом Лукой были написаны и другие иконы Богородицы, например, Киккская икона, но все они были написаны по памяти святого Луки. Но Филермскую икону, согласно преданию, Лука писал, смотря на Пресвятую Богородицу, которая сидела напротив, задумчиво глядя вдаль.
Филермская икона Пресвятой Богородицы была принесена святым Лукой в Антиохию, где она пребывала на протяжении трех столетий. Позднее икону перенесли в святой град Иерусалим, где ей по воле Божией предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда по особому благословению переслала икону сестре своего супруга Пульхерии. Пульхерия поставила бесценный образ в новоустроенном Влахернском храме в Константинополе. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю.
Тогда чудотворный образ оказался в руках католиков-рыцарей ордена иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра была захвачена турками. Отступая, иоанниты взяли святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. В 1530 году император Римской империи Карл V передал острова Мальту, Комино и Гоцо ордену иоаннитов. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы по воле Божией обретает новое пристанище в замке Святого Михаила - главной резиденции Мальтийского ордена на острове Мальта. А затем была сооружена часовня мадонны Филермо, и в 1571 году чудотворная икона заняла место в этой часовне и стала именоваться Филермской.
Название «Филермская» происходит от названия холма Филермо, на котором была построена часовня. С холма Филермо высотой 267 метров открывается прекрасный вид на остров и море, часовня Филермской иконы Богородицы также хорошо видна с равнинной местности. Название холма, в свою очередь, происходит от имени монаха, пришедшего сюда из Иерусалима в XIII веке, он построил на холме небольшую церковь, рядом с которой через несколько веков и была построена часовня мадонны Филермо. Вокруг холма образовалось селение Филермиос. Церковь, построенная монахом, в наши дни находится в центре большого Филермского монастыря, куда приезжают паломники из многих стран.
В России празднование Филермской иконе было установлено в 1800 году, и день этот приходился на 12 октября ст. ст., в память перенесения чудотворного образа в Россию. В 1852 году Государь Император Николай I распорядился сделать копию Филермского образа Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в Гатчинском соборе. Так случилось, что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 до 1919 года. В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви был передан этот список с Филермской иконы.
Принято считать, что чудотворный список написан один к одному с подлинной иконы, однако это не так. Размеры списка - 41,2 х 30,3 см, размеры подлинной иконы - 50 х 37 см. Имеются и другие различия.
Так случилось, что в России после революции не осталось ни списков, ни фотографий Филермской иконы Богородицы. Однако в наши дни в некоторых храмах Русской Православной Церкви имеются списки Филермской иконы, что также немаловажно: ведь верующие, возносящие свои молитвы к Божией Матери перед любой Ее иконой, от образа мысленно восходят к Первообразу.
Филермская икона Богородицы в Цетинье находится в хорошем состоянии, за всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и Лик Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом, на золоте, охватывающем Лик Божией Матери, имеется восьмиконечный крест из эмали. У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Пресвятой Богородицы - двойное ожерелье из сапфиров и бриллиантов, сапфиры (их 6) - в виде крупных капель. В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II. На золотой раме, окружающей изображение Божией Матери, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства Императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Божией Матери. До приезда в Россию риза Филермской иконы была сделана из серебра и жемчуга.
В отличие от других святынь, отданных из музея городе Цетинье в монастырь святителя Петра Цетинского, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее. Радует только одно - святыня цела (долгое время икона считалась утерянной) и находится на территории православного государства. Такова история лишь одной иконы, связанная с социальными изменениями, потрясшими наше Отечество после 1917 года.

Святые обители Черногории сберегают множество славных христианских святынь. Одной из наиболее старинных является Филермская икона Божией Матери. Она притягивает к себе православных паломников со всего мира. Святой лик относится к старейшим иконам, написанным евангелистом Лукой. Образ хранится отдельно от других бесценных реликвий в «Голубой часовне» Народного музея на территории монастыря города Цетинье.

Уже пять веков как это место стало резиденцией Черногорско-Приморских митрополитов. Здесь собраны величайшие святыни христианского мира – частица Животворящего Древа от Креста Господня, кисть десницы Господа Иоанна Крестителя и, конечно же, чудотворная Филермская икона Богоматери, черногорцы именуют ее «Божия Матерь Филермоза». Лик Богородицы помещен в подсвеченную стеклянную витрину отдельной комнаты без окон. Как утверждают хранители, такие условия оптимально позволяют обеспечить безопасность и сохранность святой реликвии. Хотя, надо заметить, это не лучшие условия для посещения иконы паломниками и смиренной молитвы к ней.

Создание Филермской иконы Божьей Матери

Согласно древнему преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы – это один из редких образов, созданных во времена, когда Пресвятая Дева жила среди людей. Авторство лика принадлежит первому иконописцу, святому апостолу и евангелисту Луке. Прижизненное изображение получило благословение самой Божьей Матери. До нас не дошла достоверная информация о том, кем именно был Лука. Предполагают, что он входил в число 70 апостолов, которых Иисус избрал для служения.

При создании первых Богородичных икон художник более всего использовал опыт созерцания лика Богоматери, свои впечатления от характера и образа Марии. Ведь еще не были установлены каноны – требования касаемо композиции, цветовых решений, акцентов, символических знаков.

Благодаря церковному историку Никифору Каллисту, сохранилось предание о внешнем виде и нраве Пресвятой Девы. Она была среднего роста, с русыми волосами, темными дугообразными бровями над «быстрыми» глазами. Немного продолговатый нос и яркие губы на овальном лице. Также отмечает длинные руки и пальцы. Святой Амвросий выделяет смиренность, вдумчивость и целомудрие в речи, благоразумие Приснодевы. Она почитала старших, была спокойна, благожелательна, независтлива и добродетельна, движения скромные, тихая поступь, голос ровный. На изображении иконописец должен был отразить то, что видел в жизни – «олицетворение чистоты».

История иконы

Филермская икона Божией Матери была написана святым Лукой в 46 году от Рождества Христова и принесена им к антиохийским монахам-назореям, посвятившим себя христианскому подвижничеству. Образ оставался там почти 300 лет. Затем икону отправили в Иерусалим.

В 430 году супруга Императора Византии Евдокия отправилась с паломниками посетить Святую Землю и оттуда по благословению передала сестре мужа, которую именовали Благоверной Пульхерией. Она с особыми почестями при большом скоплении людей установила образ Божьей Матери в новом Влахернском храме Константинополя. Верующие устремились к чудесной иконе. Получали исцеление, успокоение, молясь и преклоняясь лику Царицы Небесной.

626 года реликвия в ответ на горячие мольбы явила миру великое чудо – спасла Константинополь от завоевания персами. За это верующие составили благодарственную песню, которую следовало слушать стоя. Такое действо назвали акафистом. Царьград был местом обитания святой иконы более 700 лет.

Обретение имени «Филермская»

Этот период был прерван крестоносцами, образ Приснодевы отправили в Иерусалим, где он попал во владение рыцарей римо-католиков из Акры. Спустя 88 лет Акру завоевали турки. Покидая город, рыцари вывезли икону на территорию острова Крит. А в 1309 году образ Божьей Матери переправили на Родос на целых 200 лет. В XIV веке для святого лика рыцарями был возведен храм, посвященный Заступнице. Местом для строения выбрали фундамент разрушенной старинной византийской базилики, что находится в Ялисе на горе Филермиос. Эту церковь можно увидеть сегодня, она хорошо сохранилась. Здесь молятся, обращаясь к одному из списков, сделанному с иконы Филермской Божией Матери, католики и православные (каждые на своей части храма).

Летом 1522 года флот с непобедимым войском султана Сулеймана I ступил на землю Родоса, началась осада крепости и столицы. После падения обороны был принят документ об условиях сдачи. Рыцари согласились уступить Порте с островами за позволение в течение 12 дней собрать, а затем вывезти с захваченной территории христианские святыни, собственное имущество. Турки же обязались не разрушать родосские монастыри, храмы.

В Италии

Желая оставаться независимыми, рыцари около 7 лет возили реликвии по всей Италии, были в Неаполе, Ницце, Риме, Мессине, на острове Кандия. Только к 1530 году мытарства закончились, Карл V (император Римской Империи) передал во владение рыцарскому ордену острова Комино, Гоцо, Мальту и др. территории. Пристанищем для святынь, а также для Филермской иконы Пресвятой Девы стал форт Святого Ангела. А позже – резиденция Мальтийского ордена, замок святого Михаила.

С чудесной помощью иконы Пресвятой Богородицы связывают победу рыцарей над турками при нападении в 1565 году. С 1568 по 1571 святые реликвии рыцарского ордена находились в церкви Святой Победной Богоматери. А после все бесценные артефакты с почестями перенесли к новой часовне Госпожи Филермской на земле собора святого Иоанна (г. Ла-Валетта).

При завоевании Мальты французами Наполеона (1798 году), несмотря на то что имущество ордена было разграблено, наибольшие христианские святыни спасли. Великий магистр Гомпеш увез десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста, чудотворный Филермский образ Богородицы.

Обретение и утрата гатчинских великих святынь

Император Павел I принял титул Великого магистра. Рыцари Мальтийского ордена прибыли в Гатчину под защиту России. 12 октября 1799 года состоялось перенесение великих святынь в столицу. Государь повелел изготовить для Филермской иконы 7-фунтовую золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. Затем святыни перевезли в Петербург (собор Спаса Нерукотворного). Страшный пожар произошел 1837 года, но реликвии не повредись.

Люди желали видеть святыни, молиться им, а придворный храм был для них закрыт. После обращения православных император принял решение каждый год переносить святые предметы в Гатчину для народного поклонения. Что и было исполнено с 1852 по 1919 год. Ежегодно 12 октября проводили крестный ход с мощами и иконой из дворца к церкви собора. Кроме того, придворные художники сделали копию оригинала иконы. После украшения драгоценной ризой список разместили в Павловском соборе.

1820-1817 годы – Александр I запретил Мальтийский орден, но члены ордена не оставляли попыток вернуть святыни. В 1915-м по обращению судьи судебной палаты о. Мальта Пулличино император Николай II распорядился сделать фотографии чудотворной Филермской иконы Божией Матери, а затем переправить Мальтийскому музею.

После событий 1917 года святая икона была отвезена в Гатчину, затем святыни изъяли и увезли в Эстонию. Позже список образа Богородицы тайно передали Мальтийскому ордену на Римскую землю, где с 1975 он выставлен в базилике города Ассизи. А подлинные реликвии вывезли изгнанной императрице Марии Федоровне в Данию. 13 октября 1928 г. святыни передали Русской Православной Церкви. После ряда событий Филермская икона оказалась (с 30 октября 1994 года) в историческом музее города Цетинье (Черногория). Попытки вернуть ее не дали результата.

Списки Филермской иконы Божьей Матери

К сожалению, гатчинские святыни для РПЦ утрачены. Но сохранились чудотворные списки чудесного Филермского образа Богородицы. Например, Павловский собор Гатчины хранит копию иконы Девы Марии, выполненную расстрелянным протоиреем Алексием (Благовещенским).

Молитвы к Филермской иконе Божией Матери

Днем празднования иконы Филермской Божьей Матери является 25 октября. В этот день молитва к святому образу обретает особую силу и значение. Приснодева помогает, укрепляет каждого, кто чист душой, искренен.

О чем можно молиться перед ликом Филермской Богородицы? Молящиеся просят об укреплении веры, духовных сил, благочестии, сохранении от расколов, ссор, ересей. Икона покровительствует иночествующим и праведным людям, защищает их от врагов веры и Бога.

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Воскресенье, 12 октября (ст.ст.) 25 октября 2009 (нов. ст.)

*
============

===========
Филермская икона Божией Матери

Ранняя история Филермской иконы Божией Матери (до XI века) имеет удивительное сходство с историей одного из наиболее почитаемых в России иконописных образов Царицы Небесной - чудотворной Смоленской иконы Богородицы. Оба священные изображения были написаны, по преданию, святым евангелистом Лукой.
В 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу. Там икона находилась в древнем молитвенном доме и чествовалась верующими более трех веков.
В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери.
В святом граде икона оставалась до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвященном Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).
В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершен крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.
На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Ее святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).
В тяжелые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.
В 1204 году, когда рыцари четвертого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесен в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.
В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрел новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.
10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила еще одно длительное путешествие, на этот раз – в Россию.
Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину.
В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.
После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.
С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.
В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).
Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.
В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.
В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.
Память Филермской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь христианского мира, совершается 25 октября (н. с), в день перенесения чудотворного образа в Гатчину.

Иконография
По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к изводу «Одигитрии», что также соответствует и данному когда-то образу наименованию.
Ближе всего чудотворная икона стоит к Казанской Одигитрии, если точнее, - к ее списку, находящемуся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это так же погрудное изображение Божией Матери, но без Младенца.
Главным в священном изображении является сосредоточенный лик Богородицы, своими тонкими чертами напоминающий Владимирскую икону Божией Матери. Есть все основания полагать, что образ Филермской Богородицы, так же, как и всемирно известная русская святыня, принадлежит комниновскому времени.

Списки иконы
Один из наиболее чтимых списков Филермской иконы Пресвятой Богородицы был написан в 1852 году для гатчинского собора во имя Святого Апостола Павла. В 1923 году Итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку святынь в том году в России уже не было, послу Италии в СССР был передан гатчинский список с Филермского образа.
Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, чтимый образ пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.
Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.
Васильева А. В.

http://iconsv.ru/

*
======================

Филермская икона Божией Матери
Список XI-XII вв.
Филермская икона Божией Матери Одигитрия
Почитание 12 октября
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни . Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству . У них она пребывала три века.
Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии . Последняя при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.

В руках рыцарей-госпитальеров
Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Царьграде, но после захвата и разграбления его в 1203 году крестоносцами, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках римо-католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра пала туркам и при отступлении рыцари перевезли икону на остров Крит. После короткого пребывания там образ был в 1309 году переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей. Здесь образ был помещён в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и пошло название иконы Филермской.
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:
"чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы: за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова."
Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии, посетив остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти. 24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта, куда 26 октября того же года вместе с великим магистром ордена и советом прибыли и орденские святыни. Местом ее пребывания стал форт Святого Ангела, а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского ордена. С помощью Богородицы связывают победу над турками напавшими на остров в 1565 году. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Богоматери Победной, а 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город Ла-Валетта. Здесь в соборе святого Иоанна была сооружена придельная часовня Госпожи Филермской специально для чтимой иконы.
В 1798 году остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен французами и многие ценности ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери.

В России
Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину (см. подробнее). По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями.
С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ужасный пожар в декабре 1837 года не повредил их. По восстановлении Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель Московский митрополит Филарет в присутствии царской семьи освятил обновленный собор, в котором святыни заняли подобающее место. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился:
"поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое."
Высочайшее повеление было исполнено и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.
Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино.

Вывоз после революции
Из письма настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского в Наркомат просвещения следует что:
"1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины."
Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Рига). В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи.
Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Рижском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

В Югославских землях
Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и патриарх Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.
В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты специальной службы "Удба" и увезли святыни в Титоград (ныне Подгорица). Затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными, но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них Цетинскому игумену Марку (Каланья) и митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.


Говорят, что любви все возрасты покорны. То же самое можно сказать о путешествиях. В 2012 году во многих информационных лентах рассказывалось об японце Сабуро Шочи (Saburo Shochi), 1906 года рождения, посетившего только в рамках одного путешествия 6 стран. Представьте, что человеческая жизнь стала длиться пару тысячелетий, сколько бы можно было повидать за это время.

Если отдельным людям такие временные отрезки неподвластны, то неодушевленным предметам покоряется время, не снившееся человеку в самых оптимистических снах. При этом, если пирамиды являются домоседами и их под угрозой расстрела не вытащить на прогулку, то есть заядлые путешественники среди других долгожителей неживой природы, изрядно поколесившие на своём веку.

На горе Филеримос в действующих церкви и часовне множество списков иконы Филермской Божией Матери.

Они развешаны по стенам, размещены в красивых кивотах. Рядом с одним из них находится информационный стенд, рассказывающий о трудном и тернистом жизненном пути иконы.

Начнём же эту давнюю и долгую историю, которая не закончилась в наши дни.

Недаром он считается в православной и католической традициях первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Согласно преданиям святым Лукой было написано примерно 70 икон Богоматери, из них дошли до наших дней почти 50 икон, приписываемых руке евангелиста. Я видел две из них: "Владимирскую", находящуюся в церкви Николы в Толмачах (Москва) "Лучшее место на Земле" , и "Кикской Богоматери" В монастыре Киккос на Кипре.

Икону, которая впоследствии получит название иконы Филермской Божией Матери, была написана апостолом Лукой при её жизни в 46 году и была освящена благословением Богоматери.

Существует много типов изображения Богородицы в иконописи, икона Филермской Божией Матери относится к Агиосоритиссе, где Мадонна изображена без Младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.

Практически сразу начались странствия иконы. Сам же Лука отвёз её в Антиохию, откуда был родом, здесь она пробыла около 300 лет. Следующей станцией пути стал Иерусалим. Икона вела тихую жизнь, не высовывалась, не проявляла чудодейственных свойств, набирала сил перед грядущими судьбоносными событиями.

Женщины из императорских семей Византии много сделали для сосредоточения христианских святынь в столице империи Константинополе. Началось всё с Елены Равноапостольной. Через сто с лишним лет после неё другая венценосная особа, супруга византийского императора Феодосия II Малого Евдокия (ок. 401 - 460)

совершила в 438-439 годах паломничество в Святую землю в знак подражания и почитания своей святой предшественницы. Так же как святая Елена императрица Евдокия привезла из Иерусалима в Константинополь множество христианских реликвий, в том числе несколько икон, написанных святым Лукой. Среди икон была наша героиня.

Размещена была икона во Влахернской церкви Богородицы. Тут начинается путаница, в этом же храме была размещена еще одна икона Богородицы - Одигитрия, также кисти евангелиста Луки, которая стала позже именоваться в честь церкви, в которой размещалась Влахернской иконой Божией Матери. Считается, что благодаря заступничеству Девы Марии был многократно спасён Константинополь от различных набегов и осад города: в 626 году - аварами и союзными им племенами славян, булгар и германцев, в 860 году - войсками русов под предводительством киевских князей Аскольда и Дира, а также набегов сарацин-арабов. Вот только по одним источникам физическим воплощением дарующей милость Богородицы была Влахернская, по другим источникам будущая Филеримская икона Божией Матери, при этом источники сходятся, что эта икона находилась во Влахернском храме. Не будем принимать любую из сторон, нас интересуют путешествия иконы во времени и пространстве.

Икона пережила тяжелые времена, когда начиная с 730 года в Византии началось движение, известное как иконобочество. Спусковым механизмом, приведшим к уничтожению тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах, стал запрет императорм Львом III Исавром почитания икон. Как писал один из очевидцев: "…иконы ввергались - одни в болото, другие - в море, третьи - в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами." Завершились смутные времена борьбы с иконами в Византии в 842 году, где была спрятана икона неизвестно, но она сохранилась. И когда в 1204 году ошалелые от зрелища сокровищ византийской столицы крестоносцы грабили Константинополь, то икона была захвачена в качестве трофея и всплыла уже в Иерусалиме, вернувшись спустя столетия в места, где уже бывала.

Теперь владельцами иконы стали не византийские императоры, а рыцари Военного странноприимного ордена Святого Иоанна, базировавшегося в ту пору в Святой Земле. Но удержание Святой земли христианским войском оказалось возможным, хромала логистика и не хватало людских ресурсов. Сарацины теснили крестоносцев, в 1187 году пал Иерусалим, а в 1291 году последнее владение рыцарей креста - Акра. Потерпевшее поражение воинство разбрелось по белу свету. Рыцари-иоанниты перебрались сначала на остров Кипр, а затем решили завоевать остров Родос, что и сделали в 1309 году. Столицей рыцарей моншеского ордена стал город Родос, а штаб-квартирой - Замок Великих Магистров .

Что удивительно в городе было множество различных церквей, но госпитальеры решили построить монастырь на горе Филеримос, вдали от столицы.

Главной реликвией монастыря стала икона Филермской Божией Матери.

Немного отвлечемся от госпитальеров. Неясность с размещением иконы и монастыря вдали от столицы острова объясняется другой версией появления иконы на острове Родос. Существует предание, что во время грабежа столицы Византии крестоносцами один из православных монахов бежал из Константинополя с нашей иконой для её спасения на Родос, где и построил небольшую часовенку, вокруг которой возник монастырь. После завоевания острова госпитальеры посчитали икону своим законным трофеем и с тех пор старались не расставаться с ней, но в конце концов её у них изъяли. Судьба отомстила им. Так, что каждый может выбрать себе свою версию появления иконы на острове, а название Филеримос даровало имя иконе. Так или иначе, но в обоих вариантах икона оказалась на Родосе и ею владели бывшие крестоносцы.

До 1480 года икона не покидала холма Филеримос, но когда в 1480 году флот Османской империи осадил Родос, то икону перевезли в город Родос от греха подальше. Затем вернули на место. В результате разрушительных землетрясений 1481 и 1842 годов многие здания на острове были разрушены. В первую очередь восстанавливали, естественно, столицу. Когда руки дошли до восстановления монастыря, то икону снова перевезли в Родос в Замок Великих магистров, где она пробыла с 1490 по 1522 год. Только в 1522 году успели вернуть её на место, как началось очередное турецкое вторжение и икона снова оказалась в городе Родос. Сначала она находилась в церкви Святой Екатерины Церковь, ставшая первой мечетью Родоса ,

а затем в церкви Святого Марка Спрятавшийся в глубине Старого города храм , откуда она и была увезены рыцарями, когда они покидали в 1523 году остров Родос.

И носило икону Филермской Божией Матери вместе с неприкаянным орденом как осенний листок, мелькали один за другим города, где она побывала.

Первой остановкой на 2 месяца в январе 1523 года стало королевство Кандия, так тогда назывался остров Крит, которым владели венецианцы. Затем экскурсионный тур с 1523 по 1527 год по городам государств, на месте которых находится современная Италия: Мессина, Неаполь, Чивитавеккья, Рим. Четыре года икона гостила в церкви святых Фаустина и Джовиты в Виттербо.


Эпидемия чумы заставила переехать в 1527 году Савойское герцогство, где икона побывала в Вилла Франка и Ницце.

Странствия по Европе прекратились в 1530 году, когда благодаря усилиям папы Климента VII, уговорившего императора Священной Римской империи Карла V даровать ордену остров Мальта с близлежащими островами. Недаром папа был когда-то госпитальером. Так по блату у теперь уже мальтийских рыцарей снова появился свой остров. Путешествия иконы по свету на два с половиной века прекратились. Зато она как капризная девица меняла одну церковь, где размещалась, на другую. Местом обитания иконы в 1530 - 1571 годах стала церковь Сан-Лоренцо в Гоцо и Комино,

в 1571 - 1578 годах - церкви Богоматери делла Виттория в Ла-Валетте, в 1578-1798 годах собор Сан-Джованни.

А потом в дом мальтийских рыцарей снова пришла беда, Наполеон в июне 1798 году захватил остров Мальта, многие ценности ордена были разграблены. Великий Магистр Ордена Фердинанд фон Гомпеш цу Болхейм (1744-1805) смог увезти с собой лишь десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери. Так икона попала в город Триест, который в ту пору принадлежал Австрии. Хорошо, что в ту пору российский император Павел Первый захотел стать Великим Магистром Мальтийского ордена Не стали Россией. Часть 11. Мальта . Австрийский император Франциск II, искавший пути сближения с Россией, изъял у Гомпеша христианские реликвии и, ничтоже сумняшеся, отправил их в Россию в дар императору Павлу Первому. С тех пор судьба реликвий на долгое время стало связанной словно крепкой стальной цепью. Первоначально реликвии хранились в здании мальтийского капитула, который был размещен в Воронцовском дворце на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Затем они отправились в Гатчину, заглянув ненадолго в городок Ингебург, который затем стал частью Гатчины.

В Гатчине икона Филермской Божией Матери получила новую золотую ризу, усыпанную драгоценными камнями (алмазами, рубинами и сапфирами), ведь жадные французы содрали с иконы все мало-мальски ценное. Разместилась икона в Гатчинской придворцовой церкви. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование – перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя.

Осенью 1799 года святыни, в том числе икона, были перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.

В 1846 году в Гатчине начали строить Павловский собор, в 1852 году он был построен.

По указанию императора Николая Первого, начиная с 1852 года, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец.

В 1852 году Николаем Первым было приказано сделать список с иконы и разместить её на постоянной основе на аналое Павловского собора. Эту работу выполнил художник Василий Никифорович Бовин (1815 - 1870).

В 1915 году старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена.

Наступили революционные дни 1917 года. Церковь Зимнего дворца была закрыта, а бывшие реликвии мальтийского ордена были отправлены в Москву, в ризницу Архангельского собора Московского Кремля. Так икона побывала еще в одной российской столице.

А затем начинается детективная история в тайне от властей, но с благословения патриарха Тихона святыни 6 января 1919 года были вывезены из Москву в Гатчину, в Павловский собор. Привычное для иконы место стало кратковременным мигом. 13 октября 1920 года святыни были вывезены настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским в Ревель, так тогда назывался современный Таллин, где они были размещены в Таллинском Александро-Невском православном соборе.

К тому времени вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1847-1928) вернулась на свою родину в Данию из Крыма Прощай, Россия! . Реликвии были отправлены ей, как законной владелице. После смерти Марии Феодоровны, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена её дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому).

Снова путешествие с остановками в пути. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине - с 1928 по 1932 год.

16 апреля 1932 года святыни были переданы в дар сербской королевской династии. Король Югославии Александр I Карагеоргиевич вначале поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 году перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

Когда 6 апреля 1941 года, на следующий день после подписания Югославией договора с СССР о дружбе и ненападении, немецкие войска вторглись в Югославию, то король Пётр II Карагеоргиевич бежал в Афины. По пути он заехал в монастырь Острог в Черногории и оставил там три святыни и сокровища югославской короны.

Всё это было спрятано в подполе кельи настоятеля монастыря архимандрита Леонтия (Митровича). Лишь в 1951 году сокровища и святыни были найдены и вывезены в Титоград, ныне Подгорица.

Уже после распада Югославии церковные и светские власти Черногории договорились между собой. Десница Иоанна Крестителя и часть Животворящего Древа Креста Господня были переданы Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви на территории Черногории и находятся в монастыре Цетинье,
👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷



Публикации по теме