Минэкономразвития индекс потребительских цен на. Инфляция в России: сколько, от чего зависит? Расчет коэффициента к сборнику цен онзт

Темп роста ВВП ко второму кварталу 2019 года может опуститься ниже 1 % к аналогичному периоду 2018 года. В целом на следующий год экономический рост ожидается на уровне 1,4% против 1,9% в 2018 году.

Такие выводы содержатся в обновленном макропрогнозе , направленном в правительство на этой неделе. Министерство обновило прогноз с учетом целей, поставленных президентом - говорится в сообщении ведомства. При этом в базовый сценарий прогноза (он используется для расчета бюджета) «в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации».

Отметим, что пока этот комплексный план известен лишь в общих чертах. В понедельник одобрила предложенное правительством повышение с 2019 года НДС с 18% до 20%. Также парламентом утверждены поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие создание Фонда развития инфраструктурных проектов объемом в 3,5 трлн руб. и усложняющий инвестиционный процесс механизмом «обоснования инвестиций». Так же в парламент внесены предложения об увеличении пенсионного возраста.

Тем временем Минэкономразвития объясняет замедление экономического роста в 2019 году прежде всего замедлением в следующем году реальных темпов роста заработных плат. Дело в том, следует из прогноза, что в 2018 году зарплаты росли слишком быстро и в следующем году этот рост замедлится. В 2018 году правительством были проиндексированы до целевого уровня оплата труда работников соцсферы, а также МРОТ был поднят до прожиточного минимума. Кроме того, в 2019 году индексация другим категориям работников бюджетной сферы будет проведена не с 1 января, а с 1 октября. «Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда». - прогнозируют в Минэкономразвития.

В результате темп роста реальных зарплат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году.

Одновременно сократится и конечное конечное потребление домашних хозяйств с 3,5% до 2,6 % год к году в 2019 году.

«С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, также как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции», - говорится в прогнозе. Причина роста инфляции - увеличение ставок НДС и она временная.

По данным Минэкономразвития «доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20% оценивается в 1,3 п.п.».

В министерстве считают, что в следующем году будут происходить сразу два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: «рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу».

Также вероятным эффектом роста инфляционных ожиданий уже в 2018 году станет «потребление впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ожидать роста цен. Минэкономразвития прогнозирует, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % год к году уже в декабре 2018 года. Сдерживать инфляцию предлагается мерами денежно-кредитной политики ЦБ. И тогда инфляция на конец 2019 года составит 4,3 %, «что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира 4 %».

В макропрогнозе сделан вывод о том, что «по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 %». На конец 2020 года прогноз по инфляции составляет уже 3,8%. Далее, с 2021 по 2024 годы Минэкономразвития считает рост цен стабильным на уровне 4%.

А вот восстановление роста реальных зарплат не такое оптимистичное. В 2020 году рост возможен на уровне 1,5%. В 2021 году - 2,3%. А с 2022 по 2024 годы реальный рост зарплат ожидается на уровне 2,8% в год. То есть никаких явных индексаций оплаты труда правительственный пакет комплекса мер не предполагает.

Зато из макропрогноза Минэкономразвития следует, что для восстановления экономического роста «ключевым условием является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных». На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Предполагается и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. «Это будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса» — говорится в макропрогнозе.

Под этим подразумевается, что бизнесу будут предложены стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности и завершение реформы контроля и надзора.

Минэкономразвития также предполагает и снижение доли государства в экономике.

Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике. Это создание добровольной накопительной пенсионной системы и расширение линейки инструментов сбережения населения. Также ожидается переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему.

«При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов», - говорится в прогнозе Минэкономразвития.

Отметим, такие показатели как нефть и курс доллара, на этот раз серьезного влияния изменение прогнозных показателей не оказывают. По расчетам Минэкономразвития в 2019 году курс доллара составит 63,2 руб\$, который подрастет к 2020 году только до 63,8 руб\$. Прогноз по курсу на 2021 - 64 руб\$ и на 2022 год - 64,7 руб\$. Только в 2024 году курс по ожидания вырастет до 68 руб\$.

Также спокойно в прогнозе оценивается и рынок нефти. В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день.

В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году в 2018 году, а в 2019 году увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020-2021 году. Снижать добычу Россия планирует только в 2024 году до 555 млн. тонн.

Тем не менее в базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития заложило снижение цен на нефть URALS до $63,4 в среднем за 2019 год.

В 2020 году цена ожидается на уровне $59,7 за баррель. А в 2024 году до $53,5.

Эти показатели в первую очередь повлияют на перераспределении бюджетных расходов, которые предварительно уже распределил между бюджетополучателями в конце июня.

Индекс цен и индекс-дефлятор - это особые экономические показатели, которые позволяют спрогнозировать, какой будет реальная стоимость работ, товаров или услуг в будущем.

Что такое индекс-дефлятор

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2020-2021 годы (Минэкономразвития) к текущей цене, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Зачем это нужно? Расчетный показатель применяется не только для прогнозирования цен. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.

Анализируя уровень цен и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.

Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. При расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.

Сферы применения

Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят цены, например, на готовое жилье.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2020 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

Сценарии и расчеты

Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.

Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.

Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2021 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:

  1. Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2020 гг.
  2. Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
  3. Целевой сценарий. Этот вид прогноза — самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.

Следовательно, индексы-дефляторы Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики в целом с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Как считать

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2020 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения. Поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Прогнозные значения

В целях применения норм налогообложения индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020 год утверждены в приказе от 21.10.2019 № 684 , ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично должен индексироваться и лимит для перехода на УСН , но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.

На 2020 год чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и , получаем следующий индекс-дефлятор на 2020 год (Минэкономразвития):

  • строительство — 105,1;
  • нефть — 103,6;
  • водоснабжение и водоотведение — 104,0;
  • газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
  • индекс потребительских цен — 103,8;
  • сельское хозяйство — 103,3.

Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.

Индекс-дефлятор 2020-2021 - это особый экономический показатель, который позволяет спрогнозировать окончательную цену на определенные товары, работы и услуги, а также оценить реальные доходы населения или покупательскую способность россиян. В статье разберемся, что представляет собой данный показатель, а также определимся, какие будут действовать индексы дефляторы на 2020-2021 годы.

Что за показатель такой

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2020 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.

Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как это работает

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2020 год, Минэкономразвития Приказ утверждает сразу на несколько периодов. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

Индексы-дефляторы на ближайшие три года

Отрасль 2020 2020 2021
Промышленность (BCDE)
дефлятор 103,3 102,9 103,0
ИЦП 103,4 103,0 103,0
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) 104,1 104,1 103,9
Добыча полезных ископаемых (Раздел B)
дефлятор 101,2 100,6 101,0
ИЦП 101,4 101,2 101,1
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09)
дефлятор 100,9 100,4 100,8
ИЦП 101,2 101,0 100,9
Добыча угля (05)
дефлятор 104,5 104,0 103,7
ИЦП 104,3 104,1 103,9
уголь энергетический каменный
ИЦП 104,6 104,1 104,1
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09)
дефлятор 100,5 100,0 100,4
ИЦП 100,8 100,7 100,6
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08)
дефлятор 104,0 102,6 102,9
ИЦП 103,6 103,0 103,0
Добыча металлических руд (07)
дефлятор 104,2 102,5 102,7
индекс цен производителей 103,7 102,8 102,9
Добыча прочих полезных ископаемых (08)
дефлятор 103,2 103,3 103,3
ИЦП 103,1 103,2 103,2
Обрабатывающие производства (Раздел C)
дефлятор 103,9 103,5 103,5
ИЦП 103,7 103,5 103,4
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12)
дефлятор 103,1 103,2 103,5
ИЦП 102,9 103,2 103,4
Производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15)
дефлятор 104,2 103,8 103,5
ИЦП 104,1 103,8 103,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16)
дефлятор 105,1 104,6 104,3
ИЦП 104,6 104,4 104,3
Производство бумаги и бумажных изделий (17)
дефлятор 105,2 104,7 104,4
ИЦП 104,7 104,5 104,3
Производство нефтепродуктов (19.2)
дефлятор 101,3 100,1 100,6
ИЦП 100,9 99,8 100,3
Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22)
дефлятор 105,2 104,9 104,7
ИЦП 104,8 104,7 104,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23)
дефлятор 103,9 103,7 103,6
ИЦП 103,9 103,8 103,7
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5)
дефлятор 104,2 104,7 103,7
ИЦП 103,8 104,4 103,1
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4)
дефлятор 106,0 104,5 104,1
ИЦП 105,6 104,3 103,7
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25)
дефлятор 104,5 104,5 104,2
ИЦП 104,3 104,3 104,1
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)
дефлятор 105,5 105,3 105,4
ИЦП 105,3 105,1 105,1
Прочие
дефлятор 102,8 102,9 103,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35)
дефлятор 105,0 104,2 104,0
индекс цен производителей (ИЦП) 105,0 104,2 104,0
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E)
дефлятор 104,0 104,0 104,0
ИЦП 104,0 104,0 104,0
Сельское хозяйство
дефлятор 103,5 103,1 103,3
Индексы цен производителей
Растениеводство
дефлятор 103,7 102,9 102,9
Животноводство
дефлятор 103,4 103,5 103,7
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями 103,5 103,8 103,9
Транспорт, вкл. трубопроводный
дефлятор 104,3 104,2 104,1
ИЦП 104,4 104,3 104,3
ИЦП с исключением трубопроводн. транспорта 103,6 103,7 103,6
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)
дефлятор 105,0 104,4 104,2
индексы цен
Строительство
дефлятор 105,0 104,8 104,5
ИЦП 104,7 104,6 104,5
Потребительский рынок
оборот розничной торговли, дефлятор 104,2 103,5 104,0
ИПЦ на товары 104,0 103,3 103,9
платные услуги населению, дефлятор 104,8 104,2 104,3
ИПЦ на услуги 104,9 104,3 104,4

Сценарии развития

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Базовый сценарий

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Целевой план развития

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Консервативный план

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Прогноз показателей на 2020 год

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

Ожидаемые показатели по базовому сценарию в таблице:

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Как мы сообщали сегодня, Минэкономразвития ухудшил собственный прогноз по уровню инфляции и курсу рубля на 2018 год. Причиной этому стала угроза новых американских санкций и отток капитала из развивающихся экономик, включая российскую.

Помимо прогноза на текущий год существует также макроэкономический прогноз МЭР на более отдаленные периоды. Как выглядит прогноз инфляции в России на 2019-2021 год, составленный Минэкономразвития, когда можно ожидать обновления этого прогноза.

Последняя коррекция экономистами МЭР прогноза на 2018 год - предварительная. Обещано, что на будущей неделей, до конца августа, Минэкономразвития представит свежий макроэкономический прогноз на 2018 год и плановый период до 2024 года. Однако, как уже комментируют правительственные экономисты, августовский прогноз в основном будет скорректирован именно в части основных показателей по итогам 2018 года. Что касается период с 2019 по 2024 год, то изменений не будут или они будут чисто косметическими и несущественными.

Последний на сегодняшний день прогноз МЭР был представлен в июне. Что касается инфляции в 2019-2021 году и далее, то Минэкономразвития РФ называет следующие предварительные данные:

  • 2019 год - 4,3%,
  • 2020 год - 3,8%,
  • 2021 год - 4,0%,
  • 2022 год - 4,0%,
  • 2023 год - 4,0%,
  • 2024 год - 4,0%.

Четыре процента - таргет, или цель по инфляции в России. В основном эта цель стабильно достигается, но 2019 год может стать исключением. Причина - повышение налога НДС с 18 процентных пунктов до 20-ти.

Июньское обновление прогноза было связано именно с тем, что президент подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, благодаря которым с 1 января 2019 год увеличивается ставка НДС. Минэкономразвития считает это событие достаточно сильным фактором, который будет иметь влияние на рост инфляции и замедление темпов экономического роста в будущем году.

Более того, повышение НДС отразится на инфляции в России уже в 2018 году. Несмотря на то, что налоговая ставка вырастет только после нового года, часть предпринимателей заложит ее в цены на свою продукцию заранее. Помимо этого, в ожидании роста цен россияне в конце года почти наверняка будут покупать многие виды товаров заранее. Рост спроса вызовет рост цен и увеличение инфляции.

Самый болезненный эффект от роста ставки НДС наступит, разумеется, в 2019 году. К примеру, поставщики коммунальных услуг уже сейчас просят государство дополнительно увеличить тарифы с января, чтобы компенсировать им выросший налог. Аналогично подорожают все товары и услуги.

Что касается темпов роста российской экономики, то увеличение ставки НДС замедлит рост ВВП, причем заметно.

Уже в текущем году темпы роста ВВП по итогам года составят 1,9% вместо ожидавшихся ранее 2,1%. А вот в 2019 году замедление роста окажется намного более драматичным - вместо 2,2% роста ВВП можно ожидать только 1,4%.

Небольшое оживление экономики наступит только в 2020 году. Немного снизится инфляция и вырастет темп роста ВВП. В 2020 году производство должно вырасти более, чем на 2%, а в 2021 году ожидается рост на 3% или более.

Фактически, только с 2021 года или еще позже российская экономика сможет выйти на общемировые темпы роста.

Это означает, что все те цифры, которые закладывает в свой макроэкономический прогноз на 2019-2021 год Минэкономразвития, говорят о продолжающемся отставании российской экономики от общемировой. Примерно с 2021-2022 года можно осторожно ожидать, что экономика нашей страны будет расти вровень с мировой и хотя бы перестанет отставать от нее. Что касается перспектив опережающего роста, пока о них даже не говорится.

Ежегодно в России, как и в других странах, отмечается рост цен. Дорожают продукты, жилищно-коммунальные тарифы, услуги, обучение одним словом – все. При этом уровень заработной платы остается неизменным или меняется столь незначительно, что становится несопоставим с ростом цен. Какой прогноз будущей инфляции на 2019 год обещает правительство?

Определение инфляции

Для начала следует определить, что же такое инфляция. Это обесценивание (девальвация) государственных денег обращающихся внутри страны из-за их чрезмерного количества. Т. е. наблюдается повышение цен на все виды товаров и услуг. А это значит, что за одну и ту же сумму денег вы покупаете товаров меньше, чем это было прежде. Деньги обесцениваются и покупательская способность граждан уменьшается.

Существуют специальные показатели с помощью которых рассчитывается инфляция. Один из них – это индекс инфляции, который еще называют индексом потребительских цен (ИПЦ). Он показывает изменение уровня цен на самые распространенные товары среди населения, т. е. потребительская корзина. Подсчитывают ИПЦ специалисты из Минэкономразвития и ЦБ (Центральный банк России).

Что будет влиять на рост инфляции в следующем году:

  • Повышение НДС (Налог на добавленную стоимость) с 1 января 2019.
  • Вероятность появления налога с продаж (дополнительно к НДС).
  • Рост цен на топливо и энергоносители.
  • Эмиссия (печать дополнительной денежной массы).
  • Отток денежных средств из страны.
  • Санкции.

Основным риском остается зависимость стоимости нефти от мировых рыночных цен, которые весьма нестабильны и подвержены резким колебаниям. Падение мировых котировок на нефть приведет к девальвации рубля по отношению к другим мировым валютам. А значит,приведет к росту цен на импортные товары, увеличению тарифов и налогов, эмиссии.

Что такое индексы дефляторы?

Дефлятор – коэффициент, который показывает изменение стоимости товаров как народного, так и производственного назначения. Проще говоря, он показывает соотношение бывшей цены к нынешней. Для пересчета используют два показателя:

  • ДВВП (Дефлятор валового внутреннего продукта).
  • ДВНП (Дефлятор валового национального продукта).

Показатели, полученные с помощью этих индексов, показывают изменения объёмов производства товаров и услуг в стране. Изучая эти изменения можно прогнозировать и планировать развитие экономики. Этими расчетами занимается Минэкономразвития России и публикует их на своем сайте.

Прогноз ЦБ и Минэкономразвития России

Каждый из нас задумывался, что ждет Россию в наступающем году. В какую сторону поменяется экономика страны, и как изменится благосостояние населения? Ответить на эти вопросы может Минэкономразвития и ЦБ, а также другие ведомства и структуры, занимающиеся расчетами и прогнозами уровня состояния экономики.

ЦБ России проводит мероприятия, направленные на стабилизацию и сдерживание цен, одним из которых является увеличение ключевой ставки. Но несмотря на это прогнозы на следующий год по ЦБ неутешительны и инфляция составитдо 5.5%.

По официальным данным Минэкономразвития прогнозируемая инфляция на 2019 год составит 4.3%. Исходя из этого показателя, правительством был сформирован бюджет страны на следующий год. Надо отметить, что такой показатель незначительно отличается от целевого ориентира правительства, составляющего 4%.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) формирует статистическую информацию об изменениях связанных с экономикой. Прогноз инфляции от Росстата в 2019 году будет составлять:

Год Мin. Базовый Мах.
2019 2.1% 3.5% 4.1%

Инфляция удержится в диапазоне 4-4.5% прогнозирует Минфин. Министерство финансов РФ считает, что прогнозы ЦБ на 2019 год в 5.5% – завышены и пессимистичны. Расхождение в цифрах говорит о том, что ЦБ строило прогнозы, исходя из предположений более низких цен на нефть и других показателей.

Непонятно кому верить, ведь ожидаемый процент инфляции на будущий 2019 год сильно отличается в разных ведомствах. Расхождения связаны с трудностями, а иногда и невозможностью, спрогнозировать те или иные события.

Прогнозы независимых экспертов на 2019 год

Если государственные институты и правительство предполагают уровень инфляции в следующем году в рамках приемлемых 3.5-4.5%, то мнения независимых экспертов не столь оптимистичны.

Аналитики из FxPro видят проблему в проведении правительством мероприятий, которые будут снижать темпы экономического роста и усиливать инфляционные явления:

  • Увеличение НДС.
  • Повышение пенсионного возраста (этот законопроект активно рассматривается).
  • Расход бюджета на различные мегастройки.
  • Нежелание перестраивать экономику (ее зависимость от цены на нефть).

Аналитики из Института им. Гайдара добавляют к этому списку санкции, низкие цены на нефтепродукты, нестабильность доллара и сложности в аграрном комплексе страны, вызванные непогодой. Все эти процессы приведут к тому, что инфляция составит 5%, а возможно, и выше.

Как же отразится экономическая ситуация в стране на рядовых гражданах? Для стабилизации экономики правительство может использовать следующие варианты:

  • Эмиссия (печатание новых денег).
  • Увеличение налогов.
  • Сокращение социальных выплат в различных сферах.
  • Возобновление мер по приватизации.

Понятно, что такие меры будут применяться в случае, если государство не сумеет адаптировать экономику к будущим рискам и найти выход из ситуации.

Существуют и другие прогнозы, более радужные. При стабильно высокой цене на нефть уровень инфляции постепенно снизится и покупательская способность населения снова начнет расти, благосостояние граждан улучшится.

В любом случае правительство старается сгладить негативные процессы и облегчить жизнь простым гражданам. Так, по предложению президента, были проведены изменения в пенсионном законодательстве РФ. Они позволят провести правительству меры индексации (увеличение) социальных выплат на 7% и не допустить инфляции пенсий в наступающем 2019 году. Даже несмотря на скачек цен, который специалисты предполагают на начало следующего года, будущие выплаты позволят пенсионерам чувствовать себя защищенными. Деньги на увеличение пенсий, заложены в Федеральный гос. бюджет, уровень доходов которого, превышают его расходы.

Прогноз чего-либо всегда имеет уточнения и не является постоянной величиной. Сейчас наметилась положительная динамика в перспективе развития экономики страны, если не изменится цена на нефть и не будут введены новые санкции. Любые из этих изменений сразу отразятся на инфляционном процессе. Размер прогнозируемой инфляции в России на 2019 год вызывает острые споры и разногласия среди экспертов. Кто из них был ближе к реалиям мы узнаем уже совсем скоро.



Публикации по теме