Техобслуживание тракторов

Введение

Общая часть

1 Устройство трактора МТЗ-102

2 Устройство и работа ГОРУ

3 Переднее навесное устройство

4 Автоматическая сцепка

5 Тягово - сцепное (прицепное) устройство ТСУ - 1Ж

Технические характеристики трактора МТЗ - 102

Правила техники безопасности при работе на тракторе

Заключение

Введение

Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В.И.Ленина» - ведущее предприятие в нашей стране по производству универсально-пропашных тракторов тягового класса 1,4. Тракторы «Беларусь» в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями эффективно используются в сельском хозяйстве нашей страны. Их применяют при работах общего назначения, междурядной обработке и уборке пропашных культур, в качестве силового привода стационарных машин, а так же на транспортных работах. Высокие технико-экономические показатели тракторов «Беларусь» обусловили широкий спрос на них и за рубежом: около 70 стран мира покупают эти машины.

Конструкции тракторов МТЗ постоянно совершенствуются. Например, взамен механической ступенчатой коробки передач создана гидромеханическая, с помощью которой возможно переключение передач без разрыва потока мощности. Тракторы снабжены буксирным устройством с автоматической сцепкой для агрегатированием с двухосными прицепами и оборудованы более удобной для работы кабиной.

Разнообразие почвенно-климатических зон, где применяются тракторы «Беларусь», и возделываемых культур предопределило различный уровень энергонасыщенности этих тракторов. В тяговом классе 1,4 выпускаются тракторы с двигателями мощностью 58,8кВт (80 л.с.) и 77,2кВт (105 л.с.). Последний установлен на новых тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102, производство которых организованно параллельно с МТЗ-80 и МТЗ-82.

Совершенствование конструкции чаще всего сопровождается ее усложнением, и от механизаторов требуется глубокое знание машины. Умелое использование трактора позволяет продлить срок его службы и сэкономить для народного хозяйства материальные и трудовые ресурсы, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Общая часть

Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен дизельный двигатель Д-245 мощностью 77,2кВт (105 л.с.). Он жестко соединен с корпусом сцепления с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору- с брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы смазочной системы двигателя и гидросистемы отбора мощности, а так же механизм поворота передних колес. За двигателем расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП) и задний мост.

В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах сцепления и КП размещены привод насосов гидросистемы отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 выполнены по так называемой классической схеме, т.е. размеры задних колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и подразделены на основные и резервные.

Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что обеспечивает их независимую подвеску.

Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм)- от 1250 до 1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато - от 1400 до 2100 мм (по задним колесам).

Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.

Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста - от вторичного вала коробки передач через систему шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту, промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм) изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар.

На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями, оборудованными опорными колесами и без них.

На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.

Механизм задней навески представляет собой шарнирный четырехзвенник. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гидрофицированного крюка. При транспортных работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с амортизатором.

Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для управления тормозами прицепов, как с пневматическим, так и с гидравлическим приводом.

Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»). В систему электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные батареи, стартер, средства облегчения пуска двигателя (электрофакельный подогреватель или пусковое приспособления для впрыска легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп сигнал, электрические стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка, розетка с переносной лампой, контрольно измерительные приборы и коммутационная аппаратура.

Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом, закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а так же дополнительным сиденьем с эластичным элементом (без подвески). Положение подушки основного сидения регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под любым наклоном. Сидение тракториста снабжено ремнем безопасности.

В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в задней аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через открытые боковые или задние окна. Двери кабины имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время выхода и входа водителя. На поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую можно устанавливать в четырех фиксированных положениях (через 5º) с наклоном к горизонту в пределах от 25º до 40º, что необходимо для улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.

В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе двигателя, давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспидометром; индикатором засоренности воздухоочистителя, выключателями и переключателями. На верхней панели в крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и стеклоочистителя, а так же радиоприемник с громкоговорителем. Так же в кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный козырек и зеркало заднего вида.

Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, а в правом установлен датчик топливомера. Баки соединены в верхней части резиновым рукавом, в нижней - топливопроводом.

1 Устройство трактора МТЗ-102

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 установлен четырехцилиндровый рядный четырехтактный дизельный двигатель Д-245 с непосредственным впрыскиванием топлива, жидкостным охлаждением и турбонаддувом. Его номинальная мощность 77,2кВт (105 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин.

Двигатель Д-245 создан на базе Д-240. Повышение его номинальной мощности до 77,2кВт достигнуто за счет применения турбонаддува.

В связи с установкой турбокомпрессора ТКР-7С-4 полностью изменены такие детали двигателя Д-240, как выпускная труба, выпускной коллектор, воздушный фильтр и др. Для обеспечения высокой надежности работы модернизированы: поршень, коленчатый вал, комплект поршневых колец, вкладыши коренные и шатунные, блок и головка цилиндров, механизм привода клапанов, топливный насос и фильтр, привод водяного насоса и др. Применен генератор мощностью 0,7кВт (вместо 0,4кВт), что обеспечило баланс электроэнергии на тракторе.

Воздушный фильтр двигателя - комбинированный: сухая центробежная отчистка и масляный пылеуловитель с мокрым капроновым фильтром. Степень засоренности фильтров определяется сопротивлением проходу воздуха через фильтрующие элементы и контролируется индикатором засоренности.

Турбокомпрессор литровую мощность (т.е. номинальную мощность, отнесенную к единице рабочего объема цилиндров) можно увеличить с помощью наддува - подачи под давлением свежего заряда воздуха в цилиндр. Поэтому в дизелях применяют турбонаддув, для чего используют турбокомпрессоры, состоящие из одноступенчатого компрессора (центробежного нагнетания) и радиальной центростремительной газовой турбины.

Отработавшие газы через выпускной коллектор попадают в корпус турбины и колесо вращая его вместе с валом, на другом конце которого жестко посажено колесо центробежного компрессора. Вращаясь, колесо засасывает воздух из атмосферы через воздушный фильтр и под избыточным давлением по впускному коллектору попадает в цилиндры.

В двигателе Д-245 применена комбинированная смазочная система, часть деталей смазывается под давлением, а часть - разбрызгиванием. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, механизм привода клапанов, а также турбокомпрессор и топливный насос смазываются под давлением от шестеренного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием. От посторонних примесей, продуктов сгорания и износа масло очищается в центробежном масляном фильтре.

На тракторах МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено сухое двухдисковое сцепление постоянно-замкнутого типа. Ведущие части сцепления расположены на маховике. Привод механизма управления сцеплением - механический. В коробке передач с переключением под нагрузкой передачи включают многодисковыми гидроподжимными фрикционными муфтами. При этом незначительно изменяется частота вращения коленчатого вала двигателя, а поток мощности, идущий от двигателя к ведущим колесам, в момент перехода с одной передачи на другую не разрывается, что существенно улучшает динамические качества трактора (особенно при работе в тяжелых полевых условиях и на транспортных работах).

Применение коробок передач с гидроподжимными фрикционными муфтами позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива. Процесс переключения передач сводится к выбору водителем необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение- направление потока рабочей жидкости в цилиндр гидроподжимной фрикционной муфты выбранной передачи. Благодаря конструктивным особенностям коробки передач обеспечивается привод переднего ведущего моста, синхронного заднего вала отбора мощности. Для получения «ползучих» скоростей движения трактора установлен ходоуменьшитель.

Шестеренный насос НМШ-25 предназначен для подачи масла и создания давления в гидросистеме управления, для включения гидроподжимных муфт и обеспечения принудительного смазывания подшипниковых узлов коробки передач.

На задних колесах трактора МТЗ-102 применены шины размером 15,5-38. В качестве резервных можно устанавливать шины 18,4Л34 или 16,9Л30. Для снижения давления на почву и увеличения тягово-сцепных качеств и проходимости трактора при работе на переувлажненных почвах и мелиорированных торфяниках предусмотрена установка спаренных задних колес с шинами 15,5-38, а для работы в узких междурядьях-11,2-42 . За счет спаренных колес увеличиваются габариты трактора по ширине, поэтому трактор с такими колесами не рекомендуется использовать на транспортных работах по дорогам с интенсивным движением.

Усилитель рулевого управления (или гидрообъемное рулевое управление - ГОРУ) предназначен для маневрирования трактором и снижения усилия на рулевом колесе. Гидрообъемное рулевое управление состоит из насоса-дозатора с блоком клапанов, рулевого механизма, насоса с приводом от двигателя, гидроаккумулятора и трубопроводов. Масляный бак ГОРУ объединен с емкостью гидроагрегатов раздельно-агрегатной гидросистемы.

2 Устройство и работа ГОРУ

Рулевой механизм установлен на переднем брусе трактора, насос-дозатор НД-80К с блоком клапанов расположен на двигателе, гидроаккумулятор - на корпусе масляного бака гидронавесной системы. Насос-дозатор соединен маслопроводами с силовыми цилиндрами рулевого механизма, с насосом НШ-10ЛЗ и гидроаккумулятором.

Масло от насоса поступает к насосу-дозатору и от него через гидроаккумулятор - в бак гидросистемы трактора. Полости цилиндров рулевого механизма при отсутствии поворота рулевого колеса заперты поясками золотника 1 насоса-дозатора.

При повороте рулевого колеса золотник насоса-дозатора смещается, обеспечивая подачу масла в силовой цилиндр рулевого механизма в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого колеса.

При неработающем двигателе и вращении руля дозатор работает как насос, перекачивая масло в соответствующую полость силового цилиндра, и обеспечивает поворот направляющих колес.

3 Переднее навесное устройство

Поиски рационального агрегатирования трактора МТЗ-102, использования их потенциальных возможностей и повышение производительности труда в сельскохозяйственном производстве обусловили необходимость совершенствования навески сельскохозяйственных машин и орудий, совмещение и выполнение нескольких операций за один проход агрегата. Тяжелые широкозахватные машины, навешиваемые на заднюю навесную систему, приводят к перегрузке шин задних колес и снижению нагрузки на управляемые колеса до критических пределов по управляемости агрегата. Для решения этих проблем разработана конструкция переднего навесного устройства.

Переднее навесное устройство необходимо для присоединения навесных машин перед трактором (фронтальная навеска). Навесные машины присоединяют к навесному устройству с помощью автосцепки СА-1. Устройство представляет собой сварную раму, на которой смонтированы все сборочные единицы и детали Рама прикреплена к кронштейну передних грузов с помощью растяжек и штанг. Соединение растяжек, штанг к раме и кронштейнам, а также самой рамы к кронштейну выполнено с помощью легкосъемных пальцев.

На проушине рамы установлен силовой цилиндр (гидроцилиндр), вилка штока которого соединена с рычагом, посаженным на шлицы поворотного вала. На концах поворотного вала установлены наружные рычаги, которые раскосами связаны с продольными тягами. На щеках рамы имеется наклонный паз для установки центральной тяги.

При транспортных переездах сельскохозяйственную машину в верхнем положении следует удерживать механизмом фиксации, представляющим собой захват, взаимодействующий с рычагом цилиндра. Управляют захватом через рукоятку. Для фиксации необходимо с помощью гидросистемы трактора поднять навешенную машину в крайнее верхнее положение, освободить рукоятку от фиксатора и завести захват во взаимодействие с рычагом.

Рис. 1. Переднее навесное устройство:
1 - автосцепка СА-1; 2 - центральная тяга; 3 - наружные рычаги; 4 - поворотный рычаг; 5 - захват; 6 - фиксатор; 7 - рукоятка; 8 - отверстия; 9 - опорная пластина; 10 и 13 - легкосъемные пальцы; и, 14 и 15 - кронштейны; 12 - трубопроводы; 16 - штанга; 17- растяжка; 18 - силовой цилиндр; 19 - рама; 20 - продольная тяга; 21 - наклонный паз; 22 - раскос; 23 - поворотный вал.

Для снятия с фиксации нужно также с помощью гидросистемы приподнять машину и возвратить рукоятку в исходное положение.

Шланги подвода масла к гидроцилиндру прикреплены с помощью планок к кронштейнам. Для уменьшения скорости опускания навешенной машины в магистрали подъема установлен замедлительный клапан.

Навесное устройство в сборе можно устанавливать в дополнительное нижнее положение. Для этого необходимо отъединить опорную пластину, опустить устройство до совмещения отверстия с соответствующим отверстием на кронштейне грузов, совместить отверстия вилок растяжек и штанг с дополнительными отверстиями пластин рамы и вставить легкосъемные пальцы.

Для присоединения машины автосцепку необходимо опустить вниз и, подавая трактор вперед, ввести рамку СА-1 в полость ответного замка машины. Соответствие высоты расположения автосцепки и замка машины в момент сцепки регулируют вращением раскосов.

Для исключения перемещения сельскохозяйственной машины в поперечной плоскости продольные тяги навесного устройства необходимо полностью заблокировать.

При работе трактора с широкозахватными машинами раскосы соединяют с продольными тягами через прорези в вилках. Длину продольных тяг необходимо устанавливать минимальной, исходя из условия получения наименьшего зазора между рабочими органами и передними колесами трактора при поднятой сельскохозяйственной машине.

Нормальная работа агрегата (трактора с навешенной впереди машиной) во многом достигается за счет правильной регулировки центральной тяги и штока цилиндра, которую выполняют следующим образом:
- устанавливают горизонтальное положение рамы сельскохозяйственной машины ограничением втягивания штока цилиндра, упором гидромеханического клапана машина должна быть отрегулирована на заданную глубину обработки, а горизонтальное положение рамок секций и натяжение пружин секций- соответствовать инструкциям:
- после установки машины в рабочее положение регулированием центральной тяги переводят пальцы центральной тяги в середину наклонного паза.
При недостаточном дорожном просвете под сельскохозяйственной машиной в поднятом положении необходимо укоротить раскосы после навески ее или сместить на немного палец центральной тяги в ту или иную сторону от середины наклонного паза.

4 Автоматическая сцепка

Автосцепка СА-1 предназначена для присоединения к трактору навесных машин (или их отъединения) с места водителя.

Автосцепку соединяют с навесным устройством трактора через пальцы 3 (рис. 2) рамки 1 (сварной конструкции) с концами продольных тяг, с планками 2 через палец - с центральной тягой. С агрегатируемой машиной автосцепку соединяют с помощью замка 5, установленного на машине.

Для навешивания машины навесное устройство вместе с рамкой 1 опускают вниз и, подавая трактор назад, совмещают рамку с замком, поднимают навесное устройство и рамку 1 вводят в полость замка 5. При этом «собачка» 4 рамки зайдет в паз А замка.

Во избежание самопроизвольного отъединения сельскохозяйственной машины от трактора в процессе работы (особенно машин, имеющих механический или гидравлический привод) «собачка» зафиксирована пружинным шплинтом.

Для отъединения машины удаляют шплинт, поворотом рукоятки 6 выводят «собачку» из паза замка и опускают навесное устройство, рамку 1 выводят из замка5.

Рис. 2. Автоматическая сцепка: 1 - рамка; 2 - планка; 3 - пальцы; 4 - стопорная «собачка»; 5 - замок; 6 - рукоятка: 7 - эксцентрик; 8 - упор «собачки»; А - паз для «собачки» рамки.

1.5 Тягово - сцепное (прицепное) устройство ТСУ - 1Ж

Тягово - сцепное (прицепное) устройство ТСУ - 1Ж (рис. 3) предназначено для присоединения к трактору прицепных сельскохозяйственных машин. Оно устанавливается на задние шарниры нижних (продольных) тяг и состоит из поперечины 1, вилки 2, шкворня 4, пружинного шплинта5 и пальцев 3.

Кроме того, по заказу на трактор может устанавливаться тягово - сцепное устройство маятникового типа (ТСУ - 1М), а также тягово - сцепное устройство с опускающейся тягой.

Рис.3 Тягово - сцепное (прицепное) устройство ТСУ - 1Ж: 1- поперечина, 2- вилка, 3- пальцы, 4- шкворень, 5- пружинный шплинт.

2. Технические характеристики трактора МТЗ - 102

Таблица 1.

ПоказателиЗначение показателей Общие данныеГабариты, мм: длина (по концам продольных тяг) ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) Высота, мм по кабине Продольная база, мм 4210 1970 2790 2570Дорожный просвет, мм, под: рукавами полуосей заднего моста передней осью рукавами полуосей заднего моста задним мостом корпусом переднего моста 645 645 645 465 585Радиус поворота (по середине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм) с подтормаживанием внутреннего колеса, мм 4100 3950Конструктивная масса (с кабиной), кг3950ДвигательТипДизельный четырехтактный с непосредственным впрыскиванием топлива, с турбонаддувом и водяным охлаждениемМощность кВт (л.с.)77,2 (105)Степень сжатия (расчетная)15,1Рабочий объем цилиндров, л4,75Масса сухого двигателя без сцепления, кг450ТрансмиссияСцеплениеФрикционное, двухдисковое, сухое, постоянно замкнутоеКоробка передачМеханическая, ступенчатая, диапазонная (по 4 передачи в диапазоне для переднего хода и два для заднего)Основные тормозаДисковые, сухие с механическим приводомСтояночный тормозДисковый, сухой с ручным механическим приводомОстов и ходовая частьОстовПолурамныйПодвеска остоваПодрессоренная спереди, независимая, на витых цилиндрических пружинахРулевое управлениеТипГидрообъемныйМеханизм поворотаДва силовых цилиндра одностороннего действия, поршни которых связанны между собой кулисой, воздействующей на вал рулевой сошки

3. Правила техники безопасности при работе на тракторе

трактор навесное сцепка

Четкое выполнение правил управления трактором и его обслуживания, строгое соблюдение мер предосторожности обеспечивают полную безопасность работы на тракторе.

К работе на тракторе допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления трактором и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Все операции, связанные с техническим обслуживанием, устранением неисправностей трактора, можно выполнять только при выключенном двигателе и заторможенных колесах.

Перед началом работы следует тщательно осмотреть трактор и агрегатируемые с ним машины, убедиться в их исправности.

Перед запуском двигателя нужно установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение; перед троганием с места следует убедиться в отсутствии людей вблизи трактора.

Кабина оборудована одноместным сиденьем, поэтому при движении в тракторе должен находиться один водитель.

Перед остановкой трактора нужно, как и при трогании с места, предупредить сигналом работающих на агрегатируемой с трактором машине.

После остановки трактора нельзя уходить от него, не заглушив двигатель.

Подъезжать к агрегатируемой машине для ее сцепки нужно задним ходом на малой скорости и без рывков; между трактором и машиной не должно быть людей. Сцепку выполнять можно только при остановленном тракторе.

Запрещается находиться под навесной машиной (или на ней), поднятой в транспортное положение.

При переездах с машиной, поднятой в транспортное положение, надо блокировать механизм задней навески механическим фиксатором; при длительной стоянке навешенную машину следует опустить на землю.

Перед подъемом и опусканием навесной машины, а также при поворотах надо убедиться, что нет людей или каких-нибудь препятствий в зоне досягаемости агрегата.

Запрещается поворачивать трактор, когда рабочие органы машины заглублены в почву. Поднимать и опускать машину нужно после того, как закончен поворот и трактор движется прямолинейно.

При работе с тяжелыми машинами, навешенными сзади, спереди надо устанавливать балластные грузы.

Карданные валы, передающие вращение от валов отбора мощности трактора к рабочим органам агрегатируемых машин, должны быть ограждены защитными кожухами.

Перед осмотром агрегата, механизмы которого работают от вала отбора мощности, привод ВОМ надо отключить.

Обслуживать аккумуляторные батареи нужно со всей осторожностью, учитывая, что электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.

Доливать воду в радиатор неохлажденного двигателя разрешается только в рукавицах. Снимать крышку радиатора надо осторожно, давая выход пару; при этом следует находиться в стороне от него и на некотором расстоянии.

Для работы в ночное время трактор должен иметь исправное электроосвещение и сигнализацию.

Переезжать канавы, бугры и другие препятствия нужно под прямым углом на малой скорости.

При форсировании водных преград уровень воды не должен быть выше балки переднего моста.

На тракторе МТЗ-102 при движении на скользких дорогах и крутых спусках следует принудительно включать передний мост для повышения эффективности торможения и предотвращения заносов.

В горной и холмистой местности допускается работа трактора на участках с крутизной не более 8...9°.

На транспортных работах и при работе в условиях пересеченной местности нужно выполнять следующие основные правила:

строго соблюдать Правила дорожного движения, устанавливающие порядок дорожного движения транспортных средств на территории РФ;

эксплуатировать трактор нужно при наибольшей ширине колеи (1800 мм), поддерживать давление в шинах необходимо в соответствии с заводскими рекомендациями;

тракторные прицепы должны иметь тормозную систему, обеспечивающую автоматическое включение тормозов при отрыве прицепа от трактора, удержание прицепа на уклоне не менее 16%, страховочные цепи или трос для соединения с трактором;

перевозить людей на прицепах запрещается;

скорость трактора на поворотах не должна превышать 5 км/ч, а при скользких дорогах - 2...3 км/ч;

при крутом спуске скорость не должна быть выше 2...3 км/ч. Не доезжая до крутого спуска или подъема, водитель должен включить первую или вторую передачу (на тракторе МТЗ-102 - принудительно передний мост), переключать передачи на крутых подъемах или спусках запрещается;

на скользких дорогах пользоваться тормозами надо осторожно, чтобы избежать заноса и опрокидывания трактора. При необходимости резкого торможения тормозить не выключая сцепления (при этом частоту вращения коленчатого вала надо уменьшить так, чтобы двигатель не заглох), использовать двигатель в таких условиях эффективно при движении по обледенелым, заснеженным, размокшим дорогам, где торможение при помощи одних тормозов может привести к аварии;

при работе тракторов транспортной колонной интервал между тракторами должен быть 30...40 м;

на горной и холмистой местности категорически запрещается работать с прицепами, не оборудованными тормозами с приводом от трактора;

нельзя резко включать сцепление, так как это может привести к опрокидыванию трактора и несчастным случаям;

при отрыве передних колес трактора от почвы водителю нужно немедленно выключить сцепление, чтобы предотвратить аварию;

на скользких дорогах не допускается работа с включенной автоматической блокировкой дифференциала заднего моста при скорости, превышающей 10 км/ч.

К общим правилам противопожарной безопасности относится следующее:

трактор должен быть оборудован противопожарным инвентарем (лопатой и огнетушителем);

запрещается эксплуатация трактора в пожароопасных местах при снятом щитке коллектора и других защитных устройствах с нагретых частей двигателя;

при длительной стоянке должна быть включена масса;

при промывке деталей керосином или бензином нужно принять меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидкости;

нужно предотвращать возможность искрообразования и утечек тока в проводах и клеммах электрооборудования, особенно в местах, где возможно попадание на них масла или топлива;

нельзя находиться около трактора во время грозы. В случае появления очага пламени его нужно засыпать песком, землей, прикрыть войлоком или брезентом, использовать огнетушитель.

Кроме перечисленных правил, трактористы обязаны строго выполнять специфические правила безопасности, составленные для работы на каждой машине, агрегатируемой с трактором.

Заключение

В данной курсовой работе я изучил устройство, техническое обслуживание и эксплуатацию трактора МТЗ-102. Благодаря обширным источникам данных и технологии интернет, я смог подробно узнать историю этого трактора, как он развивался и для чего служит на данный момент. Изучил основные параметры, технические характеристики и систему навесного оборудования.

Список используемой литературы

Бельских В.Н. Справочник по техническому обслуживанию и диагностированию тракторов.- М.: Россельхозиздат, 2008

кН (0,9 т) - Т-40М, ЛТЗ-55; кН (1,4 т) - ЮМЗ-6, МТЗ -80, МТЗ -82, МТЗ -100, МТЗ - 102 , Т-80Л, Беларус 82.1...


ТРЕТЬЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (Периодичность 960 мото-часов (1000 мото-часов))

При ТО-3 выполняют операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а также дополнительно проверяют и при необходимости регулируют форсунки на давление начала впрыскивания и качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос на стенде и угол начала впрыскивания топлива на дизеле, зазоры между электродами свечи пускового двигателя и контактами прерывателя магнето, муфту сцепления пускового устройства дизеля, подшипники направляющих колес и опорных катков гусеничного трактора, осевое перемещение кареток подвески, подшипники конечных передач, зацепление червяк—сектор (при необходимости — с подтяжкой гаек сектора и сошки), агрегаты гидравлических систем, стояночный тормоз, подшипники промежуточной опоры карданной передачи, пневматическую систему; очищают и промывают фильтры-отстойники баков основного и пускового двигателей, фильтры турбокомпрессора и гидравлических систем гидроусилителя руля; прочищают отверстия в пробках баков основного и пускового двигателей.

Проверяют: износ шин или гусеничной цепи, профиль зубьев ведущих звездочек, техническое состояние кривошипно-шатунного механизма пускового двигателя, цилинлро-поршневой группы, деталей кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения и шестерен распределения дизеля, охлаждающую способность радиатора системы охлаждения, работоспособность всережимного регулятора (равномерность, минимальную и максимальную частоты вращения коленчатого вала), давление, развиваемое подкачивающим насосом, давление перед фильтрами тонкой очистки топлива; проверяют реле-регулятор и при необходимости регулируют. Проверяют состояние изоляции электропроводки (поврежденные места изолируют), проверяют соответствие контрольных приборов эталону и при необходимости заменяют их; заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют герметичность воздушных баллонов; проверяют зазоры в подшипниках ведущих зубчатых колес главных передач (без разборки) и при необходимости регулируют их; проверяют и при необходимости восстанавливают плотность посадки фланцев карданных валов; проверяют и при необходимости меняют местами гусеничные цепи и ведущие звездочки; осматривают шины и при необходимости устраняют повреждения; промывают систему охлаждения дизеля.

Проверяют мощность и часовой расход топлива дизеля; проверяют в движении работоспособность механизмов трактора.

При ТО-3, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводится ресурсное диагностирование трактора для определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.

Техническое обслуживание гусеницы с открытыми шарнирами.

При работе гусеничного трактора часть мощности двигатели затрачивается на трение в шарнирах гусеничных цепей и в зацеплениях цепей с ведущими звездочками. На это влияет степень натяжения гусениц. Излишне большое натяжение увеличивает трение, а также износ деталей. Недостаточное натяжение увеличивает потери мощности на биение гусениц, а в некоторых случаях приводит к их соскакиванию. Износ движителей гусеничного трактора зависит не только от степени натяжения гусениц, но в значительной степени от типа почвы, на которой работает трактор. Например, износы гусениц на песчаных почвах почти в 2 раза превышают износы на черноземах за один и тот же отрезок времени.

При износе деталей гусеницы увеличивается ее шаг, что ослабляет ее натяжение и в свою очередь вызывает повышенный износ ведущей звездочки.

Изношенные пальцы гусениц вызывают ускоренный износ проушин звеньев, а неравномерный износ правой и левой гусениц нарушает прямолинейность движения трактора, что в значительной степени утомляет тракториста.

Чтобы увеличить срок эксплуатации гусеницы, необходимо внимательно и своевременно следить за ее износом, а также за правильным ее натяжением.

Проверку гусениц тракторов Т-74, ДТ-75М и Т-150 выполняют на горизонтальной твердой площадке. Предварительно гусеницу надо тщательно очистить от грязи и промыть водой.

Первая npoверкa после ввода нового трактора в эксплуатацию назначается через 600...700 ч работы на песчаных почвах или через 1200..1400 ч работы на черноземах. Для этого измерьте длину 10 звеньев (обеих гусениц), расположенных под трактором (см. рис.). Длина 10 звеньев обеих гусениц должна быть одинаковой и не выше 1750-1760 мм. Если размер находится в указанных пределах, но у разных гусениц отличается на 10 мм, то поменяйте их местами.

Вторая проверка - через 500 ч после первой при работе на песчаных почвах или через 1000 ч - на черноземах. Длина 10 звеньев не должна превышать 1810... 1820 мм, но в этом случае нужно заменить пальцы гусениц новыми и поменять местами ведущие звездочки. При сквозном износе звеньев по цевкам необходимо гусеницы повернуть на 180 градусов и поменять местами.

Перестановка кареток подвески. Через каждые 1900-2000 ч работы трактора переставляйте каретки подвески по перекрестной схеме, что способствует равномерному износу опорных катков кареток.

Проверка сходимости направляющих колес. Для проверки сходимости направляющих колес применяется универсальная линейка КИ-650-ГосНИТИ, состоящая из четырех стальных телескопических труб, вставленных одна в другую. Трубы фиксируются между собой пружинящими штифтами с заостренными наконечниками.

Между колесами линейка удерживается коническими наконечниками пол действием силы спиральной пружины. Для правильной установки линейки по высоте на ее концах имеются две цепочки. На подвижной трубе закреплена шкала, на неподвижной - стрелка-указатель для отсчета показаний шкалы в миллиметрах.

Для измерения сходимости колес линейку раздвигают настолько, чтобы ее длина была несколько больше колеи передних колес проверяемого трактора, и устанавливают спереди так, чтобы наконечники упирались в выпуклые части покрышек и находились на одинаковом расстоянии от пола (на уровне оси вращения колес). Устанавливают нулевое деление шкалы напротив стрелки-указателя путем перемещения шкалы по трубе и перекатывают трактор вперед настолько, чтобы линейка расположилась сзади на том же уровне.

По делению шкалы напротив стрелки-указателя определяют сходимость. Затем трактор перекатывают назад до исходного положения линейки. При этом нулевое деление шкалы должно совпадать со стрелкой-указателем.

Сходимость передних колес должна составлять 4... 8 мм. Регулируют ее путем изменения длины поперечных рулевых тяг.

Определение износа почвозацепов пневматических шин. Для определения износа рисунка почвозацепов протектора пневматической шины очистите протектор от пыли и грязи. Затем осмотрите беговую дорожку и на глаз выявите место с наибольшим износом, где следует начертить мелом площадку, на которой нужно будет провести измерение. Площадка должна иметь ширину В не больше полонимы беговой дорожки и длину А не более 1/6 длины окружности шины (численно равна радиусу шины).

С помошыо глубиномера 1 (см рис.), обеспечивающего точность ±. 0,1 мм, пли специального приспособления 2 измерьте места наибольшего износа, кроме мест расположения полумостиков или уступов у основания рисунка протектора.

Высоту почвозаиепов измерьте по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки.

Предельным износом почвозацепа, после которого шина должна быть снята с трактора и направлена в ремонт, будет износ более 80%. При этом буксование ведущих колес увеличивается до 20...28%, производительность снижается на 10...12% и расход топлива возрастает на 6...8%. После определения износов почвозацепов сравните степень износа шин правых и левых колес (разница не более 6%). В противном случае это может привести к нарушению соосности и деформации полуосей и дисков колес, а также нарушению углов установки перединих колес. Эти отклонения следует выявлять и устранять.

Регулировка света передних фар. Для нормального освещения дороги при движении трактора необходимо периодически производить регулировку света фар. Регулировка производится на специально оборудованной площадке. На ровной площадке (см. рис.) наносят разметку, которая состоит из линии А-А. соответствующей продольной осевой лини трактора. На экране, установленном перед площадкой, наносят вертикальную линию О-О, которая соответствует вертикальной продольной плоскости симметрии трактора, и горизонтальную линию В-В на высоте h от плоскости площадки на которой устанавливается трактор. Величина h подсчитывается по формуле:

h = Н . 0,0000861 . L,

где Н - высота центра рассеивателей фар над площадкой, мм;

L - расстояние от рассеивателей фар до плоскости экрана, мм.

Для регулирования фар трактор устанавливают перед экраном на расстоянии L так, чтобы продольная ось его строго соответствовала линии А-А на площадке и проходила через вертикальную линию экрана О-О.

Передние колеса должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению трактора. При этом давление в шинах передних и задних колес должно быть в норме.

Включают ближний свет и одну из фар, например правую, закрывают светонепроницаемым материалом. Световой пучок проверяемой фары виден на контрольном экране в виде светового пятна овальной формы. Устанавливают фару так, чтобы центр светового пятна совпадал с точкой пересечения вертикальной линии С-С и горизонтальной В-В.

Фару закрепляют, наблюдая при этом, чтобы световое пятно не сместилось во время затяжки. Так же регулируют и вторую фару, предварительно закрыв первую. Световые пятна обеих фар должны быть на одинаковой высоте и давать общее растянутое пятно. При неправильном расположении пятна ближнего света проверяют состояние посадочного места патрона лампы в оптическом элементе фары или заменяют лампу.

Регулировка свободного хода рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949-ГосНИТИ, представленного на рис. 8.7, совместно с приспособлением КИ-16333-ГосНИТИ, предназначенным для измерения усилия на ободе рулевого колеса. Устанавливают шкалу индикатора КИ-13949-ГосНИТИ на рулевом колесе и закрепляют указатель этого же прибора на ветровом стекле с помощью присоски. При этом стрелка указателя должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора. Свободный ход рулевого колеса проверяют с помощью индикатора КИ-13949-ГосНИТИ, представленного на рис. 8.7, совместно с приспособлением КИ-16333-ГосНИТИ, предназначенным для измерения усилия на ободе рулевого колеса. Устанавливают шкалу индикатора КИ-13949-ГосНИТИ на рулевом колесе и закрепляют указатель этого же прибора на ветровом стекле с помощью присоски. При этом стрелка указателя должна находиться над зоной шкалы, соответствующей марке диагностируемого трактора. 1/12... 1/10 оборота, до совмещения отверстия в червяке с прорезью гайки под шплинт. Если после этого свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, то регулируют зацепление червячной пары поворотом эксцентриковой втулки по ходу часовой стрелки при среднем расположении сошки. После регулирования зазор в зацеплении червяк-сектор должен обеспечивать свободный поворот червяка, определяемый на боковой поверхности шлицев, равный 0,6...0,7 мм (угол 4...6?).

Обоснование периодичности ТО является сложной задачей, относящейся к области многокритериальной оптимизации. Выделено несколько частных критериев, по которым может устанав­ливаться периодичность ТО: максимальная производительность машины, среднее значение наработки между отказами, минималь­ные удельные издержки на эксплуатацию, минимальная вероят­ность отказа и ряд других.

В настоящее время обоснование периодичности ТО полностью не алгоритмизировано и не имеет стандартной методики. Перио­дичность ТО основывается на использовании указанных частных критериев с учетом опыта эксплуатации машин и накопленных при этом статистических данных об их работоспособности.

При испытании и работе техники ее отказы анализируют, груп­пируют по частоте и сложности, рассчитывают средние показате­ли для каждой группы сложности и доверительные границы для интервалов безотказной работы. Таким образом, могут быть полу­чены периодичности ТО и перечни технологических операций, которые уточняются с помощью перечисленных технико-эконо­мических критериев.

Периодичности номерных ТО установлены ГОСТ 20793 - 86.

Периодичность ТО тракторов и комбайнов установлена в мо­точасах наработки. Наработка может определяться в других еди­ницах, эквивалентных наработке, например в литрах (кг) израс­ходованного топлива или условных эталонных гектарах (усл. эт. га).

Данная система ТО введена для тракторов выпуска 1982 г. и более поздних лет. До этого действовала система ТО с периодич­ностью 60; 240 и 960 мото-ч для соответствующих номерных ТО-1, ТО-2 и ТО-3. Новая система введена в связи с повышением тех­нического уровня тракторов. Внедрение новой системы в 2 раза сокращает число постановок тракторов на проведение ТО и на 20...30 % снижает общую трудоемкость и расход материалов.

Допускается отклонение фактической периодичности (опереже­ние или запаздывание) ТО-1 и ТО-2 до 10%, ТО-3 до 5 % от установленного значения.

Периодичность и условия проведения ТО тракторов представлены в таблице.

Периодичность и условия проведения ТО тракторов

Периодичность, условия проведения ТО

Предпродажное

При подготовке к продаже дилерскими предприятиями (1 раз за срок службы)

При эксплуатационной обкатке

При подготовке, проведении и окончании обкатки

Через 8... 10 мото-ч

Через 125 мото-ч

Через 500 мото-ч

Через 1 000 мото-ч

При установившейся среднесуточной темпе­ратуре окружающего воздуха выше 5 °С

При установившейся среднесуточной темпе­ратуре окружающего воздуха ниже 5 °С

В особых условиях эксплуатации

При эксплуатации в условиях пустыни и пес­чаных почв; при длительных низких и повы­шенных температурах; на каменистых почвах; на болотистых почвах

При подготовке к дли­тельному хранению В процессе длительного хранения

При снятии с длитель­ного хранения

Не позднее 10 дней после окончания исполь­зования

1 раз в месяц - при хранении на открытых площадках и под навесом; 1 раз в 2 мес - при хранении в закрытых помещениях За 15 дней до начала использования

Тракторы – специальная техника, всесезонно обслуживающая тысячи городских и сельских объектов. Только этой машине под силу многозадачность: весеннее вспахивание земли под посадку урожая, осенний сбор и перевозка урожая, зимняя уборка снега и многое другое. Кроме того, трактор – практически абсолютный вездеход, который способен не только форсировать пересеченную местность, но и вытаскивать из грязи застрявшие автомобили. Конечно, такая нагрузка обязывает владельцев к постоянному техническому обслуживанию тракторов.

Компания «КЛИН-ТРАНС» предлагает полный комплекс услуг по диагностике, обслуживанию и ремонту трактора как физическим, так и юридическим лицам с возможностью долгосрочного сотрудничества. Ремонтная бригада выезжает на место поломки спецтехники. Ремонт, который можно осуществить на месте, осуществляется сразу. Сложные поломки мы ремонтируем на специально оборудованной ремонтной базе, куда буксируем ваш трактор бесплатно, а на время ремонта предлагаем подменную технику.

Диагностика трактора (ВТЗ, Т-25, Т-40, МТЗ и других моделей) проводится нашими сертифицированными специалистами на новейшем оборудовании с целью выявления причин уже случившейся поломки или в целях профилактики возможных поломок с дальнейшей заменой изношенных запчастей. Профилактическая диагностика может входить как в комплекс планового технического обслуживания, так и проводиться независимо от основного ремонта.

Дальнейший ремонт (Амкодор, Т-40, ВТЗ, Т-25, Т-40, МТЗ и т.д.) включает в себя услуги по замене изношенных запчастей – гидравлической, тормозной и топливной систем, коробки передач и сцепления, двигателя, а также навесного оборудования. В исключительных случаях, когда состояние узлов и агрегатов трактора не подлежит частичному ремонту и замене отдельных частей, мы проводим капитальный ремонт.

Сотрудники, специалисты и ремонтные бригады «КЛИН-ТРАНС» имеют многолетний опыт работы, а также рекомендации постоянных клиентов. Более 5 лет мы успешно работаем на постоянной основе со строительными, дорожными и другими организациями.

Обслуживание и ремонт спецтехники (Москва и область)

Компания «КЛИН-ТРАНС» предлагает полный комплекс услуг по диагностике и ремонту коммунальной техники (экскаватора, погрузчика, трактора и проч.) как физическим, так и юридическим лицам с возможностью долгосрочного сотрудничества. Наша ремонтная бригада оперативно выезжает на место поломки машины в Москве и Московской области. Краткосрочный ремонт и замена некоторых частей осуществляется сразу. Сложные поломки узлов и агрегатов мы ремонтируем на специально оборудованной ремонтной базе, куда эвакуируем вашу технику бесплатно, а на время ремонта предлагаем подменную.

Мы осуществляем обслуживание и ремонт Peugeot Boxer, Partner, Renault Kangoo, экскаватора и мини-экскаваторов, вилочных и фронтальных погрузчиков, а также тракторов и другой спецтехники. Кроме того, у нас можно заказать ремонт ковша фронтального погрузчика, в том числе быструю замену режущей кромки на скальных ковшах (RB).

Область применения погрузчиков достаточно широка и несмотря на качественное исполнение ковшей, они часто требуют обслуживания и ремонта. Поэтому мы предлагаем своим клиентам периодический осмотр спецтехники с целью своевременной замены отдельных частей, чтобы максимально избежать простоя техники и потерь в работе.

Сотрудники и мастера «КЛИН-ТРАНС» имеют многолетний опыт работы и многочисленные рекомендации постоянных клиентов. Уже более 5 лет наша компания успешно обслуживает спецтехнику торговых, промышленных, строительных, дорожных и других организаций на условиях долгосрочного сотрудничества.



Публикации по теме