Когда проводится масленица. Какого числа празднуется масленица

Масленица – праздник, пришедший к нам еще до Христианства, а значит праздник это языческий. Но не смотря на этот факт? Масленицу в нашей стране любят, отмечают и прощаться с этим праздником никак не хотят. Когда он к нам пришел точно уж не помнит никто, вернее не у кого уже и спросить. Что же, на Руси всегда любили и любят погулять, а уж повод найдется, так и в этом случае! При этом примечательно, что Масленица отмечается неделю, то есть с понедельника по воскресенье. Она всегда начинается в понедельник, здесь исключения нет. А вот апогей наступает в воскресенье, когда жгут соломенное чучело.

Что олицетворяет собой праздник Масленица

Вопрос очень трудный, так как однозначного подтверждения тому, что масленица это проводы зимы нет. Все дело в плавающем сроке этого праздника, когда он может отмечаться как в марте, то есть уже в календарную весну, так и в феврале, еще зимой. Так вот, февральские морозы могут еще не отступить, а праздник уже отмечают. Поэтому говорить об однозначности того, что Масленица это проводы зимы не приходится, хотя очень хочется…
Именно с проводами зимы этот праздник олицетворяет большинство.

Когда отмечают (празднуют) Масленицу в 2020, 2021… году

Каждый год дата празднования Масленицы меняется. Взгляните на таблицу, найдите год и узнайте, когда она будет праздноваться.

Как видите это не сложно, но теперь вы наверняка знаете, когда вам идти на празднование! Для тех же кто хочет понять откуда это все берётся, мы скажем что все зависит от циклов луны. Так как праздник завязан с датой Пасхи, которая зависит от фаз луны, то и сама Масленица зависит от нее же. Начинается масленичная неделя перед Великим постом, а сам пост перед Пасхой. Вот как-то так получается!

Как обычно отмечают Масленицу

У этого праздника есть свои приметы и особенности, которые хотя и не особо соблюдаются, но есть. Так Масленицу называли Мясопустной неделей, когда нельзя есть мясо. Это одна из особенностей празднования. А вот второе наименование Сырная седмица, уже ближе к истине. То есть аж семь дней можно есть сыр и молочные продукты, в том числе и масло, в честь которого праздник имеет наиболее популярное в народе наименование.
Итак, на Масленицу надо печь блины, есть самому, ходить в гости на блины, макать их в масло и кушать. На самом деле кушать ой как надо, ведь праздник этот перед Великим постом, а значит это последняя возможность отъесться. Хотя говорить о том, что надо отъесться на языческий праздник, чтоб славно отпраздновать христианский, опять как-то не совсем корректно.

Что же, если отбросить в сторону все религиозные составляющие, то современная Масленица, это прежде всего, народные гуляния, пения, при чем зачастую поддерживаемое и нашими муниципальными властями. Так во многих городах на Масленицу устраивают представления, где выступают артисты с народно- творческой деятельностью, устраивают конкурсы вроде того как залезть на столб, пройти по бревну до барана и подобные. Гулять в этот праздник не воспрещается, а даже наоборот, приветствуется. По крайней мере, такая картина вырисовывается из многолетнего опыта политики наших властей и отношения народа к этому празднику.
Как мы уже кратко упоминали, апофеоз праздника приходится на воскресенье. Почему? Есть несколько причин. Это последний день, а значит, лоб себе расшиби, но на празднике погуляй. В воскресенье выходной день и значит действительно можно найти время, чтобы поучаствовать в праздновании. Все мероприятия, организуемые на Масленицу муниципальными властями, проводятся в воскресенье. И последнее, самое важное, что так все любят - сжигание чучела. Этот образ горящей копны знаком многим с детства, так как праздник активно праздновался и в СССР, ведь вроде как он не Христианский, а значит, проводить зиму можно и не привязывая сие мероприятие к религии. Да, чучело горит славно и красиво, здесь главное уже за устроителями мероприятия. Надеемся они не распилят бюджет, на этом святом, и чучело в вашем городе, поселке, селении будет гореть как надо и зажигательно привлекающее…

Принятые дни недели на Масленицу с их наименованием и традициями празднования

Понедельник называется «Встреча Масленицы». Уже в этот день начинают печь блины, есть, угощать и раздавать. Раздавали блины нуждающимся. Также делали и ставили чучело, которое жгли в воскресенье, в последний день Масленицы.

Вторник в народе называли «Заигрыш». Этот день полностью посвящали молодоженам, если таковые есть. В этот день устраивались народные гуляния: катание на санках, на каруселях и горках.

Среда «Лакомка». В этот день ели, да объедались. Ходили на блины и приглашали. Именно благодаря этому дню в народе появилось крылатое выражение «сходить к теще на блины». Однако и теща ждала пятницы, когда ее очередь была прийти на блины.

Четверг в народе нарекли «Разгуляй». Гуляния, катания, всевозможные увеселительные мероприятия, все это и описывает слово разгуляй, а также характеризует этот день на Масленичной неделе.

Пятница «Тещины вечерки», именно в этот день приходил черед и тещи, идти в гости. Однако вежливые родственники приглашали тещу еще накануне в четверг.

Суббота называется в народе «Золовкины посиделки». Молодые невестки звали к себе сестер мужа, вели с ними разговоры, угощали различными вкусностями и дарили подарки. Если золовка еще не успела выйти замуж, то невестка звала своих незамужних подруг, а если сестра мужа состояла в браке, то приглашались только замужние родственницы.

Воскресенье. Последний день празднования. Но как мы знаем один праздник не обходится без другого, ведь последний день Масленицы это не что иное как «Прощеное воскресенье ».

Празднуют ли Масленицу католики (католическая церковь)

Подобно русской масленице такие праздники существуют практически во всех католических странах. Быть может их наименование и хронология другая, но смысл примерно тот же. Как и у нас "католическую Масленицу" отмечают перед Великим постом, накануне так называемой Пепельной среды (Shrove Tuesday). Праздник у католиков называется карнавал. Кстати, если перевести слово "карнавал", то это дословно как "прощай мясо". То есть карнавал это как раз подготовка к посту.
В странах с преобладанием французского языка такой праздник называют Марди гра, в англоязычных странах - это "Блинный день" (Pancake Day), в США - "Жирный вторник". Как и нас, в дни католической Масленицы проходят всевозможные увеселительные мероприятия, вроде игр, празднеств. шествий. Самое известное масленичное событие в Европе - Венецианский карнавал, который проходит перед Великим постом и продолжается 10 дней. В Лондоне в последний день местной Масленицы проходят блинные гонки. Многие слышали о таких. В них может принять любой желающий. В гонках нужно пробежать дистанцию максимально быстро, при этом подбрасывая на сковородке блин. Победитель определяется из тех кто все-таки добежал со своим блином, да еще и максимально быстро.

В эти дни можно и нужно есть много жирной пищи, то есть наедаться перед Великим постом. Количество дней масленичного католического карнавала в разных странах разное: в Норвегии только 2 дня, в Аргентине - 2 месяца, включая и Великий пост, но обычно около 5-7 дней. Праздник также активно празднуют в Великобритании, Канаде, Ирландии, Австралии...
Если рассказать об основных блюдах праздника, то в Греции - сырный хлеб, в Польше - пончики с начинками.

Подводя итог о том, когда и как празднуют Масленицу

Здесь уж и без наших заключений понятно, что дата у Масленицы плавающая, при этом она всецело зависит от Пасхи. Для того чтобы вам лучше сориентироваться, взгляните на таблицу, с хронологией религиозных праздников, которые связаны с Пасхой.

Хронология праздников связанных с Пасхой (Воскресением Христа)

То есть можно сказать, что Масленица празднуется за 49 дней до Пасхи. А вот история у праздника очень богатая, впитавшая в себя и славянскую мифологию, и политику муниципальных органов и некое видение праздника обывателем.
Если сказать кратко. То праздник, прежде всего, для народа, когда он устал от зимы, хочет некоторого простора для дела и мысли, смены погоды к теплой, а власти тому не противятся. Именно поэтому до настоящего времени праздник Масленицы у нас в России очень популярен и востребован. Ведь это прекрасная возможность провести праздник на улице с семьей, под набирающим силу солнышком, поесть блинов со сладостями, сжечь чучело, ощутить веяние весны вокруг и всюду.

Когда наступает этот веселый праздник, Масленица, он всегда сопровождается весельем, гуляньями и Именно поэтому Масленица так любима русским народом.

Любимый праздник

Масленица в России и на Руси всегда она сопровождалась и сопровождается по сей день веселым настроением и радостью, отмечается с размахом и обилием различных вкусностей, включая блины, пироги и сырники. Масленица празднуется везде: в деревнях и городах. Считалось, что неучастие в ней грозит тем, что человек может навлечь на себя беду. В Масленицу принято употреблять много жирной и вредной пищи, разрешается баловаться пьянящими напитками и ходить в гости. Наверное, именно поэтому она была и остается любимым русским праздником.

История Масленицы

История праздника уходит далеко в древность. Масленица - древний славянский праздник, который прочно укоренился в повседневной жизни людей и после Как ни странно, но у славян Масленицей встречали Новый год, ведь до 16 века год начинался не с января, а с марта. Блины у славян ассоциировались с солнцем: круглые, румяные и горячие. В жизни русских людей неделя Масленицы была самой яркой, веселой и беззаботной. Весь русский народ забавлялся танцами, катанием на санях, различными ярмарками, любовался передвижными театрами, учувствовал в кулачных боях и чествовал молодоженов. Со временем стали появляться новые праздники, но Масленицу продолжали праздновать с размахом, не скупясь на угощения.

Во времена правления Алексея Михайловича было предпринято немало мер, чтобы утихомирить разудалых подданных, но все попытки были тщетными.

Большой любитель веселья Петр I пытался связать этот праздник с европейскими традициями: итальянскими карнавальными шествиями, шутовскими представлениями, шумными застольями. Только в одном году (1724-м) Масленица не удалась из-за сильных морозов и метелей: карнавальное шествие организовать не удалось, поскольку гостям в костюмах и масках было слишком холодно на улицах Петербурга.

На Масленицу каждый день недели сопровождается своим особым обрядом.

Так, в понедельник принято встречать Масленицу: наряжать соломенное чучело и одевать в женскую одежду.

Во вторник на Масленицу - гуляния, катания на санях с обледеневших горок. Большие толпы народа ходили на ярмарки, смеялись над постановками кукольных театров и бродили по гостям.

В среду - лакомка. В каждом доме накрывали стол со всевозможными угощеньями: блинами, пирогами, пивом. На ярмарках можно было угоститься орехами, пряниками, медом.

Четверг приходится на середину веселья. Именно в этот день проходили самые зрелищные кулачные бои, со своими строгими правилами и ограничениями. Кстати говоря, Иван Грозный очень любил такие развлечения и этот день был особенно торжественен и весел.

В пятницу старались ускорить свадьбы и подыскать одиноким пару. Также именно в этот день тещи приглашали зятьев на блины и пироги.

В субботу предпочитали собираться золовки и молодые невестки и устраивали посиделки за столом.

В воскресенье той недели, Масленица когда празднуется, принято у всех за совершенные деяния или случайные обиды. Именно поэтому последний день недели и называется "прощеным воскресеньем".

Четких дат празднования нет: они подвижны и каждый год разные. Поэтому, говоря о том, когда отмечается Масленица, число конкретное назвать не мы сможем, а вот ориентиры дадим: это восьмая неделя перед великим Постом. Вся неделя сопровождается вкусной едой и напитками, тем самым подготавливая верующих к посту.

Народные гуляния

Масленица всегда сопровождалась веселыми и беззаботными гуляньями. На Руси она считалась разгульной, разорительной неделей. Жители деревень от мала до велика предпочитали отдыхать в эту неделю, кататься на санках, с горок, наряжать соломенную женщину в одежду, возить ее на санях. Также устраивались ярмарки, где каждый считал своим долгом купить нужные и ненужные безделушки. На площадях продавались угощенья - блинчики со всевозможными начинками: сметаной, медом и икрой. Можно было угоститься пивом или горячим чаем. Устраивались знаменитые кулачные бои, маскарады, ходили ряженые. Масленица когда празднуется, у всех хорошее и веселое настроение.

Приметы и обычаи

Масленица (когда празднуется она, мы уже выяснили) - время, когда все обычаи и приметы связаны с блинами.

  • Считается, что если блины не получаются, то жди беды и несчастья, если же кушанье горячее и румяное, удача и счастье будут сопутствовать семье.
  • Много блинов - к обогащению и процветанию, мало - год будет неурожайным и тяжелым.
  • Весь год не будет ссор между зятем и тещей, если она накормит его вкусными блинчиками. В противном случае ссор не избежать. А вот про тестя часто забывают, ведь именно он должен приглашать зятя в воскресенье "доедать барана", то есть на мясной ужин.
  • Блинами принято угощать всех друзей и знакомых, а также поминать усопших, съедая первый блинчик в их честь.
  • Одним из самых любимых развлечений на Масленицу считались качели. Принято думать, что чем выше качели поднимутся, тем богаче будет урожай. Не обошли приметы и горки: чем дольше проедешь, тем длиннее вырастет лен на полях.
  • Также считалось, что если, когда празднуется Масленица, гуляния сопровождает дождь, то можно ожидать богатого урожая грибов в лесах. А если в Масленицу морозно и холодно, то лето будет теплым.
  • Дни Масленицы было принято отмечать с размахом, не скупясь на угощения. Если встретить Масленицу с грустью, не веселясь от души, то и весь остальной год будет скучным и тоскливым.

Атрибут

Неизменный атрибут Масленицы - Кострома. Это вымышленный персонаж, который стал воплощением весны и плодородия. Создавали его при помощи соломы, чаще всего чучело имело лицо девушки. "Похороны" чучела проходили в пародийной форме. Его укладывали на доски или носилки. Носили по деревне, подносили к церкви, затем к реке и в лес. Девушки покрывали головы белыми платками и "оплакивали покойную". Во главе процессии шли парни, наряженные священниками, в лаптях и с кадилом. Часто такие "похороны" заканчивались утоплением или сожжением чучела на костре. Весь этот обряд связан с идеей весеннего возрождения природы. Считалось, что без этого обряда природа будет неблагосклонна к жителям деревень, лето будет сырым или засушливым, что повлечет за собой неурожай и, соответственно, бедность и разорение.

Дни Масленицы у русского народа считались днями праздника, безудержного веселья, гулянок. Масленица была любимым праздником у многих жителей деревень, ассоциировалась с приходом весны, возрождения сил природы. Жители с нетерпением ждали этой недели, чтобы вдоволь наесться вкусной и жирной пищи перед строгим постом. Также в Масленицу было принято развлекаться, кататься на санях, чествовать стариков и молодоженов, и, конечно же, уплетать горячие и румяные блины. Сегодня Масленица немного потеряла свое значение, но, тем не менее, в душе русского народа остается веселым, разгульным и "вкусным" праздником.

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к . Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется . Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу . Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской ЦерквиБун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая ). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии - всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением - настроением "светлой печали". И второе – в эти дни впервые в году совершается

    Масленица - праздник действительно многогранный и празднуется у всех европейских народов, традиции праздника были заложены в глубокой древности, когда люди жили по законам, продиктованных самой природой. Это уже позже, когда евреи провернули свой самый удачный бизнес- проект, под названием Библия и Церковь, вплетя туда же героя многих народных эпосов под именем Иисус, и переделав народные традиции под церковные праздники, людям была навязана эта модель восприятия мироздания. Навязана в основном огнем и мечом или обманом. А Масленица - это прежде всего проводы зимнего периода, это пробуждение природы, а также у многих народов это был праздник наступления Нового года. И после праздника наступал неизменный пост (ничем не привязанный к воскрешению Христа:)) - осенние запасы подходили к концу, а у всех животных с января по апрель период рождения и вскармливания малышей, так что мясо исключалось. И выпекание мучных изделий, а у многих народов, не только у славян, именно блинов - тоже праздничная традиция. Конечно, у всех народов в зависимости от их географического положения традиции празднования этого события сильно отличались. Трудно себе представить Взятие снежного городка где- нибудь в Испании или забрасывание ветками мимозы в этот праздник у нас на Урале...:)

    "Масленица-позорный праздник! або только не поклоняТся" Богу" - говорит M Dowal. Я думаю иначе. Не обязательно всё время кому-то поклоняться. Не зря говорят в русском народе:"Заставь дурака Богу молиться - он себе лоб расшибет!" И даже проявлять радость жизни - это значит благодарить Творца. Но правда в том, что масленица никакого отношения к христианству не имеет.Не надо сочинять.

    Когда языческое поклонение переплетается с православием, выходит самый настоящий гибрит, а не праздник. Поклонение Богу подменили поклонением природе. Если автор пишет, что христианство толерантно, почему бы не присоединить тогда древне-славянское поклонение Перуну к еще какому-нибудь православному событию и назвать это толерантностью. Если в Библии четко сказано что христианину подобает поклоняться одному только Богу, тогда каждый верующий пусть для себя сделает соответствующие выводы, а если христианин во всем толерантен, разве это христианство? Чем же тогда христианство будет отличаться от мирского?

    http://www.veronavisita.it/?p=6136

    2) Соломон в Экклезиасте с первых строк пишет "Нет ничего нового под солнцем", но разве отменяет оно библейское писание, а не дополняет? Жизненный путь людей действительно во многом схож, каждый из нах проходит по одним и тем же кругам (цикличность), но совершенствование духа каждого и общества в целом и определяет линейный ход истории от Ветхого Завета.

    Написала то, что знала. Простите, если допустила ошибку.

Масленица, которая подразумевает, что целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости, является скорее одним из любимых русских праздников. В принципе, это наверно даже главный праздник в своем роде, старинный и красивый, со множеством традиций и обрядов. Масленица в наше время отмечается очень многими людьми, не только ценителями старинной русской культуры и обычаев. Масленичная неделя - плавающий праздник, не имеющий фиксированной даты. Какого числа будет Масленица в 2020 году.

Наш сегодняшний материал мы посвящаем этому веселому зимнему празднику - Масленице.


Какого числа?

Какая дата празднования Масленицы в 2020 году? Начало Масленицы отмечается 24 февраля. Однако, для большинства жителей нашей страны Масленица – это воскресенье, последний день масленичной недели, когда люди провожают русскую зиму. И в 2020 году данный день выпадает на 1 число марта.

Традиции масленичной недели

Масленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра - сырной недели; от повсеместного употребления масла - масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время не едят ничего мясного; рыба, молока, яйца и сыр есть общее для всех. Известное название этой недели по всей России - Масленица или масленичная неделя.


В течении Масленицы на Руси все сословия увлекались разгульной жизнью и забавами; она в северо-восточной России называлась в простом народе честной Масленицей, а на западе - широкой Масленицей. Она начинается встречей в понедельник; с середины недели идет разгул Масленицы; в широкий четверг все спешат угощать друг друга; наконец следуют прощальные дни: суббота и воскресенье.

Как в старину, так и ныне, главное угощение на Масленице состоит в блинах. Всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь объем сковороды. Блины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, легкие и большей частью на молоке и яйцах, из одной пшеничной муки называют оладьями. В богатых домах подавали к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с ней местах пекли блины и сверх того готовили вареники - небольшие пирожки, похожие на сибирские пельмени, их начиняли творогом и подавали к столу с маслом и сметаной.

Блины тоже подавались повсюду горячими: остывшие теряют свое достоинство.
Потчевание блинами на масле и водкой породило поговорку: "Не житье, а Масленица"



В иных местах Масленица начиналась с понедельника, а с четверга уже праздновали все. Простолюдины, закусив порядочно блинами, принимались распевать веселые песенки; потом катались в санях и разъезжали по знакомым. После катания посещали приятельский дом, в котором их ждали новые блины, готовый обед, и там пировали до полуночи.

В воскресенье вечером совершались проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, балагуря и распевая песни. Поздно вечером выезжали в поле и здесь, на приготовленном заранее костре, чучело сжигали. Разыгрывали порой и целые представления - похороны Масленицы. С ней прощались и в шутку, и всерьез.


Значение Масленицы в прошлые века очень большое - прощание с долгой зимой означало рождение нового хлебородного года, новых трудов праведных, новой борьбы за существование.

История Масленицы

Праздник Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей ! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.


Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.



Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в



Публикации по теме