Категория вида глагола. Что такое вид глагола в русском языке? Виды глаголов в русском языке Что такое виды в русском языке

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.

Как определить вид глагола?

В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос «что делать?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный вид глаголов образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

В роли обособленных определений. Варианты обособления относительно главных слов

Обособленное определение в русском языке представлено причастиями и прилагательными. Может обособляться как интонационно, так и пунктуационно в тех случаях, если:

  • выражено прилагательным с зависимым словом и стоит в постпозиции;
  • является причастным оборотом в постпозиции;
  • несколько одиночных определений следуют за главным словом, снабжённым другим препозитивным определением;
  • одиночное постпозитивное определение усиливает значение главного слова;
  • отдалено от определяемого слова иными членами предложения;
  • определение относится к местоимению.

Части речи в роли несогласованных определений. Что такое определение в русском языке, созданное по типу примыкания или управления

Несогласованные определения с главным словом соединяются по типу примыкания или управления при помощи:

Характеристика приложения и его образная сила

Приложение как разновидность определения, выраженного существительным, может состоять с определяемым словом в отношениях «частное - общее» по типу примыкания или согласования. Это удобный и часто используемый приём, потому что такое определение в русском языке наиболее образно передаёт:

  • свойство или качество предмета: птица-тройка ;
  • звание, возраст, профессию человека: сталевар Иванов;
  • более точный признак или пояснение: Урал, главный ориентир европейско-азиатской границы , протянулся с севера на юг;
  • названия торговых марок, произведений искусств, предприятий: роман «Мёртвые души» ;
  • географические названия: полуостров Индостан .

Классификация определений по типу связи в словосочетании. Управление, согласование, примыкание

В словосочетании всегда устанавливается один из типов подчинительной связи, таких как:

  • согласование определения с главным словом;
  • управление определением;
  • примыкание определения к главному слову.
Типы определений в русском языке

Тип связи

Примеры

Определение как часть речи

Характер связи

Согласование

в городах-героях

существительное

Определяемое (главное) слово устанавливает для своего определения (зависимого слова) падеж, род, число.

ласковым маем

прилагательное

нашим матерям

местоименное прилагательное

третьего всадника

числительное

грядущему веку

причастие

Управление

существительное косвенного падежа:

Главное слово ставит определение в один из падежей, сохраняющийся за ним при любом склонении главного слова.

урок по расписанию, урока по расписанию

а) с предлогом (неизменным при склонении главного слова)

брат мужа, брата мужа, брату мужа

б) без предлога

притяжательное местоимение:

на его беду, по его беде, за его бедой

а) с предлогом (при склонении главного слова предлог заменяется)

её платье, её платью, её платьем

б) без предлога

Примыкание

журнал «Крокодил», из журнала «Крокодил»

неизменяемое существительное в именительном падеже

Тип связи без внешних проявлений. Определение примыкает к главному слову в единственной существующей для него форме.

коми литература, для литературы коми

неизменяемое прилагательное

ружьё навскидку, с ружьём навскидку

любитель починять, к любителю починять

инфинитив

Однородные определения как способ всесторонней характеристики признака определяемого слова, интонационные и пунктуационные особенности

В русский язык однородные определения входят как равноправные слова, характеризующие в одинаковой степени определяемое слово.

  1. Могут относиться к одному признаку предмета, что в разговоре передается интонацией перечисления.
  2. Могут передавать градацию признака: близкий, знакомый, любимый .
  3. Если перечисляются разные признаки, однородность соблюдается по общему для всех критерию (воздействию на слушателя, качественному параметру):
  • белое, выцветшее небо пустыни;
  • длинные, прямые, густые волосы.

Пример подготовки к уроку в 6 классе: Закономерности оформления несогласованных определений. Повторение пройденной темы и оценка усвоенных знаний

Урок русского языка. Определение.

Тема: Закономерности оформления несогласованных определений.

Образовательные цели:

  • рассмотреть в роли определений ранее изученные части речи;
  • сформировать понятие согласования определения.

Развивающие цели:

  • установить разницу между согласованным видом определения и несогласованным;
  • стимулировать творческое мышление;
  • развивать аналитические способности, тренировать ассоциативное мышление.

Воспитательные цели:

  • повышать прикладной интерес к родной речи;
  • углублять понимание роли языка в истории русского народа.

Тип урочной работы: углубление фундаментальных знаний курса.

Проверка и оценка степени усвоения предыдущей темы:

  • Правило о косвенном дополнении (2 человека).
  • Упражнение 131 (1 человек устно).

Повторение материала 5 класса из раздела «Определение». Знакомство с темой несогласованных определений и правилами их оформления. Физминутка для тренировки зрения - работа с карточками. Самостоятельная работа в группах

Тема настоящего урока: Закономерности оформления несогласованных определений.

1. Указание цели.

2. Краткий обзор материала 5 класса «Что такое определение в русском языке»:

  • написать на доске словосочетания;
  • отметить орфограммы;
  • указать способ связи;
  • назвать части речи;
  • указать число и падеж зависимых слов;
  • сформулировать выводы в позициях:

а) функции определения;

б) различия по типу связи;

3. Самостоятельное чтение теоретического раздела.

4. Занесение темы в тетрадь: «Способы оформления несогласованных определений» .

5. Пересказ правила.

6. Снятие зрительного напряжения - показ карточек. Определение в русском языке: вопросы-ориентиры.

Опрос и выполнение упражнений с целью закрепления нового материала. Работа в группах, знакомство с текстами разного уровня сложности

Закрепление нового материала:

  • образование согласованных и несогласованных словосочетаний (устно 4 человека);
  • выписать на доске указанные словосочетания, указав вид определения (1 человек);
  • привести примеры определений с объяснением их роли в разговоре.

Работа по группам:

Тексты для работы
I «Описание школы».
II «В тысячу раз предпочтительней иметь здравый смысл не имея образования чем имея образование быть лишённым здравого смысла». R.G. Ingersoll
III Школа, медиц..на, ол..гарх, лид..рство, с..знание, р..ппорт, дж..натан, п..еса, тел..граф, эрудиц..я, бра..ство, просв..щение, ш..колад, впеч..тление, больш..нство, зо..чий, мит..нг, ше(?)ствовать, ч..мпион, к..мфорт.
IV «Наиболее оснащенный кабинет в школе».
V «Во время пробного тестирования Лена пыталась использовать шпаргалку. Преподаватель это заметил и оценил результат её тестирования на двойку. Как объясняться с учителем и нужно ли рассказывать родителям об этом?»
VI «Уяснять роль определения в русском языке вряд ли захочется нерадивому ученику который даже несложный диктант может написать с таким количеством ошибок и исправлений что от красных помет учительской ручки у него запестрит в глазах. Без напряжённого труда мысли без развития навыков посещение занятий окажется бессмысленным».

Раздача текстов. Общее задание - выделить определения. Дополнительные задания

Группы Творческое задание Аналитическое задание
I Написать от своего лица. Обозначить определения.
II Переписать высказывание, расставляя запятые.

Привести аргументы.

Выделить определения.

III Выписать слова в контексте «образование».

Описать эту связь на примере выбранных слов.

Написать словосочетания с этими словами.

Выделить определения.

IV Описать своё впечатление. Вычленить определения.
V Уяснить ситуацию.

Описать возможные действия.

Выделить определения.

VI Выполнить пунктуационную проверку. Выписать словосочетания с согласованным определением.

Итоговые понятия: что такое определение в русском языке; приёмы обозначения несогласованных определений. Домашнее задание

  • Усвоить правила обозначения несогласованных определений.
  • Записать 5 фразеологизмов из жизни пернатых.
  • Упражнения на подговку к диктанту.
  • Упражнение по пройденной теме.

Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.

Определить вид глагола с помощью вопроса

Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».

Определить вид глагола по характеру действия

Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.

Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.

Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.

Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.

Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.


Определить вид глагола с помощью разбора слова

Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.

Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ну».

Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.


Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.

Вид - это категория глагола, отражающая то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым. В русском языке различают два вида: совершенный и несовершенный .

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

    Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».

    Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».

    Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие. Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду , передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

    Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Настя нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».

    Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».

    Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени.

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары . К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

    Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.

    Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Материал о том, что такое определение в русском языке, изучается в синтаксическом разделе лингвистики. Определение – синтаксический элемент, входящий в группу второстепенных членов предложения. Какие слова могут выполнять функции определений в предложении.

Имеют ряд отличительных черт:

  • обозначает признаки, свойства, качества, отличительные особенности предметов, а также живых существ, явлений, событий;
  • отвечают на вопросы: какой? чей? и производные от них;
  • обозначаются при разборе предложения на письме волнистой линией;
  • распространяют имя существительное, и любое другое слово, обозначающее предметность.

Важно! Зависимость от существительного (слова, обозначающего предмет) – самый главный признак данного второстепенного члена. Пример: Мама купила Юле новую куртку. Куртку (какую?) новую.

Если указанные во втором пункте вопросы ставятся к интересующему нас слову-определению от глагола, тогда перед нами вторая часть составного именного сказуемого. Пример: Он пришел на зачет подготовленный. Пришел (какой?) подготовленный.

Виды

Второстепенный член в предложениях бывает двух видов, отличается:

  • по структуре;
  • способу выражения.

По структуре определения бывают распространенные и нераспространенные:

  • распространенные – имеют в своем составе несколько слов (Бабушка, обрадованная услышанным заявлением, довольно улыбалась.);
  • нераспространенные – состоящие из одного слова (Обрадованная бабушка довольно улыбалась.).

Слова, представляющие группу распространенных членов, обособляются в предложении запятыми. Объясняется это тем, что такой оборот дает дополнительную информацию о человеке (существе, явлении, событии, вещи) или уточняет его принадлежность кому-то (чему-то).

Различный способ выражения обусловил разделение определений в русском языке на согласованные и несогласованные.

В первую группу входят такие, которые согласуются (совпадают, имеют одинаковое значение) с главным словом (тем, от которого к ним задается вопрос) по трем признакам: роду, падежу и числу. То есть и определяемая, и зависимая части имеют одинаковые грамматические категории. Например: интересный урок, интересного урока, к интересному уроку.

Несогласованные – это такие виды определений, которые имеют следующие связи с главным словом:

  1. Управление – дополнение употребляется в определенном падеже, к нему ставится вопрос: «какой?» (вертушка – какая? — из бумаги, вертушку – какую? — из бумаги).
  2. Примыкание – неизменяемая форма дополнения, к которой ставится вопрос: «какой» (яйцо вкрутую, пальто нараспашку, его носки).

Элементы, представляющие данную группу, обычно следуют за главным словом (это не касается только местоимений его, ее, их).

Приложение

Еще один вид исследуемой синтаксической единицы – приложение. Оно представлено существительным и имеет одну из двух типов связи: управление или примыкание. Распространяет определяемое слово, переходя от обобщения к частности.

Что обозначает приложение:

  • отличительное свойство или качество объекта (мальчик-герой);
  • статус, профессию, почетное звание, возрастную категорию (генерал Кузьменко, старушка Никитична);
  • уточненное пояснение (Байкал, самый чистый водоем нашей страны, стал постепенно загрязняться.);
  • названия учебных заведений, литературных и художественных произведений, организаций и пр. (повесть «Капитанская дочка»);
  • географические объекты (река Лена).

Приложение от других видов синтаксических единиц исследуемой группы отличает тот факт, что оно дает второе название объекту, предмету, явлению.

Способы выражения

Способы выражения определений зависят от группы и могут быть представлены различными частями речи. Рассмотреть их поможет таблица. В левом столбце обозначены возможные способы выражения, в правом – набор примеров.

Согласованные:

Несогласованные:

Несогласованные определения в русском языке сложно разграничивать с другими видами второстепенных членов предложения.

Как отделить несогласованные определения от прочих второстепенных членов:

  1. Замена словом из группы согласованных (но не все поддаются замене). Например: брюки папы – папины брюки, стремление изучить – замена невозможна.
  2. Значение признака, в то время как дополнение имеет значение объекта. Например: женщина шла с сумкой – дополнение «с сумкой» зависит от глагола, выступающего в роли сказуемого, и обозначает объект действия женщины. Мальчик занял место рядом с женщиной с сумкой – здесь «с сумкой» — это именно отличительная черта женщины, помогающая узнать ее среди всех остальных.
  3. Указание на признак по времени, образу действия, местоположению, цели. Такое значение выражают существительное с предлогом и наречие, зависящие от существительного. Для сравнения: они проникли (куда?) в подсобное помещение; вход (какой именно?) в подсобное помещение закрылся.

Значения несогласованных определений следующие:

  • принадлежность какому-то лицу (тетрадь Маши);
  • носитель признака (желтизна ткани, голубизна неба);
  • содержание определяемых понятий (нормы этикета, мнение человека, повесть о приключениях, стремление знать);
  • производитель действия (щебет птиц, находка Миши);
  • характеристика предмета/явления/лица по качественным признакам (парень низкого роста, мальчик четырех лет, блузка в клеточку, булочка с вареньем, девочка в шляпке, текст по-русски);
  • материал (сорочка из хлопка, забор из брусьев);
  • происхождение, смена статуса (президент из учеников, капитан из матросов);
  • вещественный признак (коробка из-под сока, пузырек из-под лекарства);
  • источник происхождения (карман от халата, синяк от удара).

Внимание! Разграничение между собой второстепенных членов важно как для синтаксического разбора, так и для соблюдения пунктуационных норм.

Обособление определений

На письме определение выделяется запятыми в следующих случаях:

  1. Распространенное определение следует за главным словом (Мать, ошарашенная внезапной новостью, вытирала непрошеные слезы).
  2. Ряд однородных согласованных в позиции после главного слова (Она была смелой девочкой, сильной, крепкой).
  3. Несогласованное, находящееся после имени собственного (В комнату зашла Алина, в синем струящемся платье).
  4. Когда зависят от личных местоимений и их форм (Она красивая и гордая, важной поступью прошла в зал).
  5. Согласованные в позиции перед главным словом, имеющие добавочное обстоятельственное значение (Найденный в куче мусора, мяч не имел ни малейших признаков применения).

В остальных случаях обособление отсутствует.

Полезное видео

Подведем итоги

Внимательное изучение материала о том, что такое определение в русском языке, поможет разобраться с основными сложностями при разборе предложения по членам, а также поможет избежать синтаксических и речевых ошибок на письме.



Публикации по теме