Известные разбойники. Легендарные разбойники курского края

Меж двух разбойников - выражение, описывающее характер смерти Иисуса Христа , крест которого, согласно сообщениям Евангелий , был воздвигнут между распятиями преступников Дисмаса и Гестаса , получивших прозвание Благоразумного и Безумного разбойников.

В переносном значении - человек, оказавшийся в позорящей его ситуации (компании), но при этом сохраняющий свои положительные качества.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Алый первоцвет. 1982 г. х/ф

Субтитры

Тексты

Евангельское описание

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» .
Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус : истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю .

Напротив, в кратких рассказах об этом в Евангелиях от Матфея и Марка Иисуса поносили оба разбойника (Мф. , Мк. ).

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный » и, по преданию, первым вошёл в рай . Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий : «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи » , а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных : «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ».

Истолкование в христианстве

Разница между текстом евангелиста Луки и текстами остальных синоптиков объясняется тем, что сперва будущий Благоразумный разбойник также участвовал в хулении Христа, но затем покаялся.

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии , взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов ». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

  • Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим, совершает чудо - он переменил порочную душу разбойника;
  • Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром : «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе ». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес »;
  • Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне », но при этом он «исповедал Его прежде всех ».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis) , которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение , но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом ).

Пророчества

Апокрифические истории

Происхождение разбойников

В отличие от Евангелий, не сообщающих подробностей о людях, между которыми был распят Христос, апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария - она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью:

Распространенное предание о Таинственной капле рассказывает, что Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, и Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел.

«Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от «Евангелия от Никодима» , которое называет их Дижман - благоразумный разбойник, и Геста - хуливший Христа. Также в этом «Евангелии» содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай» .

В средневековом искусстве Благоразумный разбойник иногда изображается сопровождающим Иисуса во время Сошествия в ад , хотя такая трактовка не опирается ни на какие из сохранившихся текстов.

Крест Благоразумного разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Еленой на острове Кипр . В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни , рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом . В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками , но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме . Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Крест Безумного разбойника

История материала для креста, на котором был распят Безумный разбойник, содержится в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века). Согласно ему, крест был сделан из дерева, посаженного Моисеем у горько-солёного источника Мерры (Исх. ) из трёх сплетённых вместе ветвей дерева, принесённого из рая во время всемирного потопа . Во время раскопок святой Елены в Иерусалиме ей были найдены три креста «один - преблаженный, на котором висел Христос, а прочие, на которых распяты были и умерли два разбойника ». Однако крест Безумного разбойника не был признан реликвией и его дальнейшая судьба неизвестна.

Имена разбойников

Имена Благоразумного и Безумного разбойников известны из апокрифов , которые, впрочем, называют их по-разному:

Благоразумный разбойник Дисмас

Дижман и Геста (в западной версии - Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas )) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя «Дисмас» производят от греческого слова «закат» или «смерть». Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма).

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта . В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Благоразумный разбойник Рах

«Рах» - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах . Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса .

Иконография

Искусствоведы отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним из известных изображений является икона из монастыря Святой Екатерины , датируемая VI веком).

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

Художники подчас подчёркивали различие между Иисусом и находящимся по обоим его сторонам разбойниками, а также разницу между двумя преступниками:

Иисус Христос Разбойники
одежда набедренная повязка перизома
крест Животворящий крест ,

чёткие геометрические формы

некрасивые, дикие,

изогнутые стволы, Т-образный крест

крепление гвозди привязаны веревками
руки прямые, вытянутые связанные сзади креста
поза умиротворенная корчатся
голени сохраняются в неприкосновенности перебиты воинами, которые размахивают молотами

Можно проследить и различия между двумя разбойниками, Благоразумным и Безумным: в первые века христианства, когда ещё сохранялась память об античном безбородом идеале мужской красоты, Благоразумный разбойник бороды не имел, а Безумный был бородатым. Но с развитием христианского мировоззрения борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и поэтому борода стала атрибутом положительных персонажей (Иисуса и Благоразумного разбойника), а третий казнённый превратился в безбородого.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника, кроме традиционных композиций Распятия Христова, также помещается:

  • в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;
  • на северных дверях алтаря , ведущих в жертвенник . Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционно помещают крест. В середине XIX века было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещением древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона .

Почитание

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел « »). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы ; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси… » ), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны . Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением , в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды : «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя ».

Морские разбойники, «пытающие счастья». Это их, отчаянных любителей приключений и морских боёв, с неукротимой волей в характере и бутылкою рома в руках, все представляют себе при одном лишь упоминании слова «пираты». Лучшие писатели мира писали о них, самые талантливые мировые режиссёры и актёры создавали яркие шедевры киноискусства о непростой и, в тоже время, феерической жизни непокорных пиратов. Моря и океаны, корабли и капитаны, карты сокровищ и сундуки с драгоценностями-вот она, их жизнь. Но у каждого из них был свой особенный жизненный путь, своя красочная и сложная судьба.

«Жестокий» Генри Морган


Проживавший в семнадцатом веке Генри стал в мировой истории самым известным пиратом. Англичанин, родившийся в зажиточной семье землевладельцев, с детства был ребёнком неспокойным, интереса к продолжению родительского дела не испытывал и в ранней юности нанялся служить на корабль юнгой. Когда корабль причалил к острову Барбадос, Генри успешно был продан в рабство. Поработав там несколько лет и заплатив хозяину выкуп, Генри перебрался на остров Ямайка, где сколотил банду головорезов и небольшой капитал, купил свой первый корабль, на котором единодушно был выбран капитаном. Сначала пираты грабили суда Испании, государства-противника. Потом в голову Моргану приходит гениальная идея-нападать на прибрежные города. Первое же такое нападение принесло ему небывалую славу предводителя, к его команде стали присоединяться другие пиратские корабли. Имея такую флотилию с несколькими сотнями пиратов, Моргану уже не доставляли удовольствия морские грабежи одиночных кораблей.

Начались захваты городов, что давало значительную прибыль в казну добытых сокровищ. Однако казна эта как пополнялась, так и спускалась моментально. Возвращаясь из рейдов на Ямайку, пираты кутили днями и ночами, шатаясь от таверны к таверне, пили и ели из золотой посуды, развлекались с самыми дорогими куртизанками. И потом снова отправлялись в море, в новые рейды.

Пиратский адмирал Генри Морган сумел совместить в себе не только успехи в корсарском ремесле, но и талант военачальника, главнокомандующего военно-морским флотом Ямайки, и мудрость политика, вице-губернатора Ямайки. С его помощью Англия получила контроль над всем Карибским морем. Вся жизнь Моргана была наполнена яркими победами, его победить не мог никто, кроме любимого рома и, как следствие, цирроза печени, от которого Генри и скончался. Похоронили Генри Моргана, как дворянина. Однако море вскоре напомнило миру, что он был, есть и остаётся джентльменом морских просторов.После землетрясения могила Жестокого Адмирала погрузилась в морскую глубину.

Жуткий изверг Эдвард Тич


Ещё один англичанин, не познавший радости детства. Очень рано пришлось Эдварду стать взрослым и начать службу юнгой на военном корабле. Жизнь на флоте дала ему ум и проницательность, талант мореплавателя, но вместе с этим необузданный характер, ужасный нрав и любовь к спиртному. Эдвард Тич всё больше отталкивал от себя, люди не хотели плавать с ним на одном корабле. Так закончилась военная морская карьера Эдварда Тича и началась самостоятельная жизнь грозного разбойника Чёрной Бороды. Его борода росла от самых глаз и была жуткого сине-чёрного цвета. Ему нравилось вселять ужас от своего появления, для этого он заплетал запальные фитили в свою бороду, поджигал их и весь в клубах дыма появлялся перед своими врагами, точно сатана из преисподней.

Грабили разбойники под предводительством Чёрной Бороды каждый попадавшийся им корабль, были крайне жестокими, за что в скором времени на них была объявлена охота и очень большие деньги сулили за голову Эдварда Тича. Лейтенант английского флота отправил Тича на тот свет, во время абордажного боя, выпустив в него пять пуль и нанеся двадцать колотых ран. Голову Чёрной Бороды отрубили, тело подвесили на рее, так закончилась короткая карьера пирата Эдварда Тича.

Любимчик фортуны Фрэнсис Дрейк



Фрэнсис родился в семье священника, однако вместо того, чтобы стать примерным христианином, в юном восемнадцатилетнем возрасте стал капитаном пиратского корабля. Его команда безжалостно грабила испанские корабли, самый известный захват «Серебряного каравана», принесший 30 000 килограммов серебра , возглавлял именно он. Но больше грабежей Фрэнсиса интересовали те места в мире, где ещё ни разу не ступала нога человека.

Дрейка всегда влекли неведомые страны и неудивительно, что он отправился в секретное путешествие в Южную Америку, благодаря чему англичане узнали и попробовали экзотический овощ-картофель. После такого плавания Англия получила для своей казны доход, который был втрое больше годового бюджета. За это Дрейка посвятили в рыцари и присвоили звание адмирала прямо на борту корабля. Аналогов такого случая история не имеет. Всю жизнь фортуна была рядом с Дрейком и лишь один раз отвернулась. Во время очередного путешествия к берегам Америки, он так нелепо подхватил тропическую лихорадку, отчего и умер.

Женщина-пират Мэри Рид


И даже морские корсары не могут похвастаться тем, что среди них никогда не было женщин. Несмотря на то, что женщина на корабле-это плохая примета, среди представительниц прекрасного пола были отчаянные пиратки, которые наравне с мужчинами по праву входят в самых известных в мире.

Девочка Мэри родилась позже своего умершего брата. Мать так и не смогла смириться с потерей сына, поэтому в дочке видела только его, с самого детства Мэри не знала платьев и бантов, её всегда одевали в мальчишескую одежду. Поэтому неудивительно, что с пятнадцати лет юная девушка прошла службу в армии, поучаствовала в боевых действиях в кавалерийском полку и потом, переодевшись в мужскую одежду, отправилась на корабль служить матросом. Корабль этот попал в руки к пиратам и Мэри перешла на их сторону, став походной женой капитана. Но это не давало ей абсолютно никаких поблажек и привилегий, в боях она участвовала наравне с мужчинами, всегда носила мужское одеяние и оружие. Однажды в жизни девушки случился бурный роман с ремесленником, который помогал пиратам. Она даже на миг задумалась о женском счастье, семье и ребёнке, хотела официально оформить брак с любимым и навсегда порвать с пиратством. Но беременную Мэри Рид поймали власти. Женщину в таком положении они вешать не стали и она ждала своей позорной смерти в тюрьме на Ямайке. Но сильная лихорадка справилась с красавицей раньше, не дав ей шанса быть повешенной и стать матерью хотя бы на одно мгновение.

Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его — Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.

В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании — Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.

Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин — знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 — познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.

В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.

Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».

Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.



См. также:

О курских разбойниках слагали легенды, их имена упоминаются во многих литературных произведениях… Это и неудивительно: наша губерния всегда была приграничной, через нее пролегали торговые пути – как тут не выйти на «большую дорогу». Причем разбойничали не только «профессиональные» бандиты, коих в нашем крае хватало, но и местное население. Крестьяне считали воровской промысел обычным делом, не чураясь улучшать свое материальное положение грабежом.

О самых известных разбойниках губернии и их нравах нам рассказал ученый секретарь областного археологического музея Андрей Шпилев.

Помещичьи войны длились годами

В архивах хранитсЯ дело, датируемое концом XVIII века. Двух жителей одного села, которые вели лошадей, повстречали соседи, избившие мужиков и забравшие скотину. Очнувшись, крестьяне бросились за помощью к помещику, тот снарядил погоню, по следам вышли на грабителей. Но защищать «добычу» вышла практически вся деревня: с колами, вилами они не дали обыскать конюшню…

Другой случай. Однажды житель деревни Роговая, что под Курском, продал дрова. На вырученные деньги отправился в кабак, где спустил почти все свое «богатство». Под хмельком вышел из заведения и увидел бочку вина на телеге. Вот что потом он писал в объяснительной: «На телеге сидел мужик. Я спросил его: «Что ты за человек?» Тот ничего не ответил и бросился бежать. Осталась лошадь, телега и бочка. Чтобы их не оставлять на дороге, забрал к себе домой». Бочонок с вином мужик зарыл в огороде и уже мечтал о приятной хмельной жизни, когда нагрянули судья и пристав. Крестьянин не растерялся, тут же заявив, что собирался сдать вино в полицию. Мол, осознаю свою вину… Вино забрали и отдали в казенный кабак. Мужичок отделался легким испугом.

Помимо безобидных одиночек, Курщину оккупировали и серьезные шайки грабителей. Зачастую их возглавляли помещики (называли их «воропаны» – вроде и вор, но в то же время и пан), которые собирали своих крестьян и выходили на большую дорогу. Кстати, в 18-м веке не редкостью были настоящие помещичьи войны. Когда ругались два барина, крестьяне, зная об этом, спокойно совершали набеги на соседей. Даже брали в плен, чтобы потом требовать выкуп. Убивать – не убивали, но калечили друг друга сильно. Тогда это не считалось разбоем – просто ссорятся два помещика. Если полюбовно проблема не решалась, такие войны тянулись десятилетиями.

Иногда банды возглавляли помещицы. Причем руководили они отнюдь не маленькими шайками. Так, в подчинении у одной было человек 50, у другой – за 70.

– Вряд ли женщины убивали людей, – говорит Шпилев. – Скорее, грабили для куража. Дело в том, что грабежи местные власти старались прикрывать, а вот пролитие крови никак не скроешь. Но все же одну банду, возглавляемую женщиной, власти разгромили. Атаманшу наказали, но оригинально. Ей приказали «сказаться мертвой и не выезжать из имения». Всем объявили, что она погибла. Кому нужно, знали, что она жива-здорова и наведывались к ней в гости.

Одним из излюбленных мест разбойников был лес в Золотухинском районе, недалеко от Коренной пустыни. Сохранились даже воспоминания курянина, жившего в 18-м веке. Он писал, что проезжая через темный и мрачный лес, постоянно встречал разломанные и разбитые телеги, некогда составлявшие торговые караваны.

Вор №1 Кудеяр

Пожалуй, самый известный и легендарный разбойник – атаман Кудеяр, живший во времена Ивана Грозного. Есть две легенды, кто он такой. Самая распространенная: Кудеяр – старший брат Ивана Грозного. Предание гласит, что у Василия III долго не было детей, он развелся с женой Соломонией и отправил ее в монастырь. Сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему Ивана. Соломония же в монастыре якобы родила сына Юрия. По легенде, во время одного из татарских набегов мальчишку захватили в плен. Родственники Глинской отказались его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство – еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия не убили, а дали ему другое имя – Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить старшему брату.

По второй версии, бытовавшей среди курского помещичьего рода Марковых, Кудеяр был из их семейства. Некогда любимец Ивана Грозного после ссоры стал врагом царя. Грозный, вроде бы, так осерчал на бывшего фаворита, что убил жену Кудеяра и приготовил из нее угощение для «друга». Поняв, что его ждет плаха, Кудеяр решил бежать. Осел он в Курской губернии, где грабил проезжавшие царские и торговые обозы, нападал на послов, уничтожал небольшие воинские формирования. То есть, по сути, вел партизанскую войну. Один из потомков Марковых позже напишет, что в их родовом поместье иногда появляется привидение Кудеяра. Это якобы предвещает смерть.

Объединяет легенды одно: когда Грозный умер, у Кудеяра пропал смысл мстить ему, он постригся в монахи и дожил свои дни в монастыре под именем Питирим. Чтобы искупить злодеяния, Кудеяр пилил вековой дуб мечом, которым убивал людей, но никак не мог справиться с деревом. Как только он окончательно усмирил свою гордыню, дуб сам упал. Местные старожилы утверждают, что дуб этот рос под Курчатовом, на месте так называемой Кудеяровой горы. Мол, когда археологи вели там раскопки, нашли дуб…

– Легенда переплелась с реальностью, – поясняет Андрей Шпилев. – Археологи действительно там работали, но никакого дуба не нашли.

Кулика подвел сервиз Екатерины

Второй известный грабитель – суджанский дворянин Кулик. Он действовал с размахом: его большая шайка делилась на три группы. Одна вместе с Куликом сидела под Суджей, вторая – под Большесолдатским, третья часть базировалась на месте современного Кореневского района. Когда шел большой караван, с которым одна группа не могла справиться, те посылали гонцов за подмогой, шайка объединялась и нападала сообща. Местные власти знали о Кулике, но особого усердия в его поимке не предпринимали. Так продолжалось долго, но однажды удача отвернулась от атамана. Он разбил торговый караван, следовавший в Крым. Среди добычи оказался серебряный сервиз – подарок императрицы Екатерины фавориту Потемкину. Тогда сервизы были не то что сейчас – на 200 персон, чашки, тарелки, вилки, ложки. Скрыть этого власти не смогли, вышел указ прекратить безобразия Куликовой шайки. Есть несколько версий смерти предводителя: по одной – он погиб в бою, по другой – его колесовали в Ахтырске (Сумская область), по третьей – четвертовали в Судже. Приказали лес, где он сидел, вырубить на определенное расстояние от дороги и поставить караул из местных жителей: 10 человек ночью, 2–3 – днем, чтобы разбойники не появились снова.

Существуют легенды и об укрытых Куликом сокровищах. Мол, в оврагах, недалеко от мест, где он разбойничал, есть погреба, где спрятано награбленное. В сообщении из Суджанского уезда, датируемом 1887 годом, говорится, что крестьяне находили глиняные сосуды, наполненные старинными монетами. Есть легенда и про другой клад, спрятанный в нескольких километрах от Большесолдатского. Якобы разбойники лет 200 назад захватили целый обоз с золотом и закопали его в лесу. До сих пор люди бродят по тем местам, вооружившись металлоискателями, в надежде найти богатство.

Уводили в лес крестьянок и дворян

От грабежа к грабежу вечно пьяные разбойники вели беззаботную жизнь. В принципе, они не обижали местных крестьян, даже отдавали им часть награбленного. Но селян приводило в бешенство, что разбойники время от времени забирали у них женщин и девок для своих утех. Жили разбойники не только грабежами, но и за счет местных помещиков. Отправляли им письма с «просьбой» предоставить еду и питье. Указывали, в какой срок и куда доставить провизию. Помещики, не желавшие проблем, требования выполняли, но встречались и строптивые. Тогда разбойники нападали на поместья, громили усадьбу, грабили, издевались над помещиками, наглядно показывая другим, что проще и дешевле откупиться. Дворяне побаивались «лесных жителей», стараясь не попадаться им на глаза. Если разбойники ловили помещика, его увозили в лес, чтобы вволю покуражиться. До убийства, как правило, дело не доходило: зачем уничтожать курицу, несущую золотые яйца? Сейчас трудно сказать, что делали десятки пьяных мужиков с холеным дворянином. Когда их фантазия иссякала, они просто раздевали помещика догола и отпускали домой.

Официально с разбоями на курских дорогах было покончено в 60-е годы 19-го века. Тогда устроили спецоперацию: пустили слух, что мимо Курска пройдет обоз с водкой. Разбойники не могли оставить это без внимания и напали на караван. Но под рогожами сидели вооруженные солдаты. Из разбойников часть убили, часть арестовали, а главарей повесили в крупных городах: Курске, Щиграх, Рыльске – для устрашения.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

Valentina 22 сентября 2016, 17:27:40
e-mail: [email protected] , город: Санкт-Петербург

Благодарю вас за интересную информацию о Кудеяре. Это наша история.



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

15.01.2014 565

Продолжение IV главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

«Стучит!… Телега катит., налегке, колеса кованые…
Это, барин, недобрые люди едут; здесь ведь,
под Тулой, шалят… много».

И.С. Тургенев
Записки охотника

История о добром разбойнике

История Елецкого края изобилует легендами, преданиями и историями о разного рода оригинальных личностях. Особое место среди них занимают легендарные разбойники, которых народная фантазия наделяла каким-то особым романтическим ореолом. Истории и легенды о благородных разбойниках часто рассказывались зимними вечерами в тесных избах и летними ночами у костра. Народные представления о разбойниках нашли отражение в прозе И.А. Бунина. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» писатель вспоминал детские впечатления от поездки в Елец: «Большая дорога возле Становой спускалась в довольно глубокий лог… и это место всегда внушало почти суеверный страх всякому запоздавшему проезжему, в какое бы время года ни проезжал он её… Всё представлялось: глядь, а они и вот они - не спеша идут наперерез тебе, с топориками в руках… с надвинутыми на зоркие глаза шапками, и вдруг останавливаются, негромко и преувеличенно-спокойно приказывают: «Постой-ка минуту купец…» . Не менее красочно и психологически точно передал атмосферу разбойничьих нападений И.С. Тургенев в знаменитых «Записках охотника» .

Корни разбойничьих историй уходят ещё в XVII век. Именно тогда разбойник, как представитель некоего антимира, обладающий мистическими способностями, получил свой особый боязливо-уважительный ореол . Самой известной личностью среди разбойников первой половины XIX века был Засорин, о котором говорили в те годы очень много. С его именем связана масса преданий и легенд, на основании которых можно реконструировать любопытную историю его жизни .

Елецкий разбойник Андрей Засорин был родом из Ростова-на-Дону, где рос в добропорядочной семье: уважаемый отец, заботливая мать, любящие сёстры. Как попал Засорин в Елец - сказать трудно, ещё сложней понять причины его разбойничьей стези.

Между тем в Засорине воплотился образ идеального разбойника. Он никого не убивал, никогда не обижал бедных и порядочных людей, но всегда был грозой для «бесчеловечных помещиков». Он знал все новости в Ельце, Воронеже и Ростове-на-Дону. Каждый купец или дворянин, поступивший нечестно, не гнушавшийся в своей торговле обманом и коварством, немедленно карался Засориным. Разбойник на удивление всем, встречая в степи неизвестных ему людей, знал их имена и должности, чем они торгуют и куда едут. Дивясь его осведомленности, его считали колдуном, но никакого колдовства не было: везде были «свои люди».

Разбойник Засорин контролировал степные пространства от Ельца до Ростова. Елецкие купцы, торговавшие скотом и ездившие в соседние города, лично знали Засорина. Они хорошо общались с ним и никогда не были ограблены. Иногда ельчане давали Засорину подарки, подношения скотом. Те купцы, которые вели своё дело честно, могли не бояться Засорина, напротив, он гарантировал им спокойный проезд с товарами. Но среди купцов было много людей нечестных, корыстных и жадных.

Умерший в конце XIX века елецкий купец Яков Яковлевич Холин рассказывал о Засорине следующую историю. В 40-е годы случилось ему заниматься скупкой и продажей драгоценных металлов. Он ездил на Украину и по южным городам, скупая золото, серебро. Однажды, купив в Харькове товар на 5 тысяч рублей, он поехал в Ростов на своей телеге. Холин ехал степью совершенно один, как обычно, поскольку уже привык заниматься своим ремеслом. Вечерело, когда в степи недалеко от Ростова показался высокий, широкоплечий всадник. Вскоре они разговорились и дружески курили, направляясь в Ростов «как старые знакомые». Попутчик Холина привязал лошадь к телеге и сел рядом с ним.

Елецкий купец был словоохотлив и рассказал о своем ремесле, о товаре и о том, куда он едет. Попутчик предложил заехать в кабак и выпить, Холин согласился с этим предложением. В придорожном кабаке ельчанин взял себе пива, а его товарищ водки. Наконец, спутник нашего героя спросил, знает ли тот, с кем беседует. «Разумеется, с хорошим человеком», - был ответ. «Приходилось ли тебе слышать о хозяине этой степи, о разбойнике Засорине? Так вот, я это и есть». Не помнивший себя от страха Холин продолжал слушать своего нового товарища, не смея вымолвить ни слова. А между тем Засорин попросил купца передать в Ростов деньги и поклон своей матери, торгующей там на рынке ситцем.

«Ни жив ни мёртв ввалился я в свою повозку», - вспоминал Холин. Однако Засорин взялся проводить своего нового приятеля до Ростова, опасаясь, что того ограбят «его ребята». Уже возле города, у моста он громко свистнул и тотчас показались несколько человек, которые проводили Холина в город.

Утром Холин первым же делом поехал разыскивать мать Засорина на рынке и быстро нашел её, т.к. все знали родственников Засорина. Но проблемы у Холина были ещё впереди: мать знаменитого разбойника наотрез отказывалась брать деньги, считая, что они заработаны кровью. На следующий день расстроенный Холин вновь отправился к матери своего товарища. Только после долгих уговоров и консультаций с местным священником, та согласилась взять деньги, опасаясь, что у Холина могут возникнуть проблемы с её сыном.

Ещё одна история, связанная с Засориным, повествует о жившем в Ельце торговце Н.А. Зотове, который славился своей необыкновенной физической силой, никто не мог побороть его. Когда молва об этом дошла до Засорина, он стал искать встречи с ним. Встретились они совершенно случайно, в поле. Узнав, что перед ним силач Зотов, Засорин чуть ли не силой затащил его в своё логово, в котором продержал почти месяц. Целыми днями они пили, веселились и пробовали свои силы в борьбе. В этих дружеских боях Зотов неизменно выходил победителем. В конце концов, Засорин назвал его своим старшим товарищем и подарил тройку лошадей и денег. Много раз потом Засорин помогал Зотову в разных торговых делах.

Конец разбоям Засорина в степи был положен случайно. Он часто навещал своих родственников в Ростове, по которым скучал. Там однажды он и был пойман полицией, но никаких точных улик против него не было. Одни пострадавшие уважали, другие - боялись Засорина, поэтому и те, и другие молчали. Кроме того, за все время разбоя он никого не убил. В итоге в качестве наказания решено было применить кнут. Обозленный отсутствием прямых улик городничий потребовал бить разбойника самым жестоким образом. Рассказывают, что кожа на спине Засорина была пробита с мясом до самых ребер, но гордый Засорин сумел сам встать и одеть рубаху. После этого он обратился к толпе со словами: «До сего времени я не был повинен в человеческой крови; но теперь… непременно буду резать и первого вот этого негодяя отдам на съедение собакам» (он указал на городничего). После этих слов городничий подал в отставку и навсегда уехал из Ростова, а вместе с ним навсегда исчез и Засорин, память о котором еще долго сохранялась в народе.

Примечания:

12. Бунин И.А. Собр. соч. в 9 т. Т. 6. М., 1966, с. 58.
13. Тургенев И.С. Записки охотника. М., 1984, с. 238-249.
14. Воробьёв А.В. Елецкая тюрьма в первой половине XVII века // Ист. Зап. ВГУ. Воронеж, 2007, с. 10-17.
15. ТОУАК. Орёл, 1895, вып. 2.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.



Публикации по теме