Инженерный михайловский замок. Михайловский замок: мистика здания

Михайловский замок - одно из самых романтичных и самых загадочных зданий Санкт-Петербурга. Он притягивает взгляды прохожих, ибо в нем необычно все: взметнувшийся в небо золоченый шпиль, совершенно по-разному оформленные фасады (ни один из них не повторяет другой), непривычный цвет. С этим замком связано множество легенд и преданий городского фольклора.

Строительство Михайловского замка

Место для строительства замка Павел Первый выбирал лично: чтобы возвести замок был разобран старый деревянный летний дворец (построенный Бартоломео Растрелли) императрицы Елизаветы Петровны - его двоюродной бабки, в котором он появился на свет 20 сентября 1754 года. Широко известны пророческие слова Павла: «На этом месте я родился, здесь хочу и умереть».

Первые указы о сломе предыдущего дворца и строительстве нового на его месте появились через несколько дней после восшествия Павла Первого на престол: 18 и 26 ноября 1796 года (напомним, что Павел стал императором 6 ноября).

Специалисты до сих пор спорят о том, кто является архитектором Михайловского замка: Винченцо Бренна или Василий Баженов, сегодня оба архитектора назваются среди создателей проекта, известно также о личном участии Павла Первого в создании проекта замка для его любимой резиденции в Гатчине, который был переработан, когда Павел стал императором, в проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

В основу проекта легли впечатления, полученные Павлом во время путешествия, которое он с женой Марией Федоровной совершил в Европу в 1781-1782 годах под именем графа и графини Северных, внутренняя планировка замка в основном повторяет планировку дворца принца Луи-Жозефа Конде в Шантильи под Парижем.

Замок строили с 26 февраля 1797 по 1800 год (работами руководил Винченцо Бренна - придворный архитектор Павла) - с невероятной для тех времен скоростью: работы продолжались без перерыва летом и зимой, днем и ночью (при свете костров и факелов); одновременно в работах по возведению замка участвовало до шести тысяч человек. Император лично контролировал ход работ, вникая во все тонкости и указывая сюжеты росписей, характер отделки и цвет обоев, по его приказу для ускорения работ по возведению замка были использованы материалы, заготовленные для строительства Исаакиевского собора.

Архитектурные особенности Михайловского замка


(Винченцо Бренна)

Замок представляет собой в плане квадрат со скругленными углами и вписанным в него восьмиугольником (именно такая сложная форма обусловила исключительной сложности объемы внутренних помещений). Все фасады замка отличаются друг от друга, что придает замку исключительную живописность. К главному - южному - фасаду замка с монументальными мраморными воротами, украшенными обелисками с воинскими доспехами и вензелем Павла Первого, ведет тройной веерный каменный Воскресенский мост (по имени когда-то существовавшего здесь канала, частично восстановленного в последние годы); центральный пролет моста предназначался только для членов императорской семьи.

Архитектурно-художественное оформление фасадов было призвано возвеличивать славу России: например, в треугольном фронтоне главных ворот сохранился барельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Ниже барельефа по фасаду тянется на порфировом фризе надпись золочеными буквами: «Дому Твоему подобаетъ Святыня Господня въ долготу дней» (эта надпись была предназначена для украшения Исаакиевского собора, о чем говорит и её происхождение).

Северный фасад замка, выходящий к Летнему саду, отличается наибольшей пышностью и декоративностью: открытая терраса, широкая лестница, украшенная скульптурой (фигурами Геракла и Флоры Фарнезских) - и напоминает итальянские дворцы эпохи Возрождения.

Западный фасад замка завершается золочным шпилем высотой 64 метра, возведенным над дворцовой церковью, фасад этот и по сей день украшают статуи Религии и Веры.

Над восточным фасадом - самым скромным по его убранству - во времена Павла Первого развевался его штандарт (поднятый штандарт был знаком присутствия императора в его резиденции).

Легенда о пророчестве Ксении Блаженной

Согласно легенде Святая Ксения Петербуржская, увидев на замке надпись, которая должна была украшать Исаакиевский собор, предсказала Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв было в этой надписи. Можно верить или нет в эту легенду, но Павел прожил 47 лет, именно столько букв мы можем насчитать в словах, расположенных на фасаде замка.

Внутреннее убранство Михайловского замка

Новую резиденцию императора современники называли «чудом роскоши и вкуса», в её отделке принимали участие известнейшие мастера эпохи: Карл, Пьетро и Джованни-Баттиста Скотти, Антонио Виги, Агостино и Паоло Трискорни, Михаил Александров-Уважный, Франц Тибо и многие другие. Парадные покои императорской семьи располагались по периметру внутреннего двора, Галереи Арабесок, Лаокоона, Рафаеля, Антиков наполнились произведениями искусства, лестница, ведущая в бельэтаж, была отделана цветным мрамором, в центральной нише находится копия работы П. Трискорни с античной скульптуры «Умирающая Клеопатра», символизирующая конец правления Екатерины Второй. В боковых нишах второго яруса можно видеть статуи «Осторожность» и «Правосудие» - символы правления Павла.

Театр Михайловского замка

Когда-то в юго-восточном углу замка находился театр, занимавший два этажа здания, декорации и занавес для которого исполнил выдающийся декоратор эпохи Пьетро Гонзага. Первое и единственное представление в театре состоялось 1 февраля 1801 года в связи с переездом императорской семьи в новую резиденцию, звездой этого действа была известная французская актриса Шевалье. Театр был уничтожен в 19 веке, помещения его приспособили для нужд Письменного архива Инженерного департамента.

Церковь Михайловского замка

Обычно во дворцах русских императоров возводилась дворцовая церковь (вспомним хотя бы Екатерининский дворец в Царском селе или Зимний в Санкт-Петербурге). Павел не отступил от традиции: особое место среди парадных апартаментов замка занимала церковь освященная во имя Архангела Михаила, в ней до сих пор сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем (восточная стена храма) и иконостас - подлинный шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени. Церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры.

Убийство Павла Первого

Как это ни печально, но самый известный факт, связанный с Михайловским дворцом, касается не его архитектурного убранства, а смерти императора Павла Первого. Лишь 40 дней Павел наслаждался жизнью в своей новой резиденции, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит гвардейскими офицерами в собственной спальне (был избит, получил удар табакеркой по голове, а затем задушен шарфом). Убийство императора явилось результатом заговора (не единственного в его правление), идейными вдохновителями которого были Никита Панин, Петр Пален, а среди непосредственных участников - Николай Зубов и Леонтий Бенигсен. Причиной заговора была непредсказуемая внутренняя политика Павла, ни один из его подданных не мог быть уверен в своем будущем, ибо многие дворяне подверглись оскорблениям императора и ссылке по смехотворным причинам.

Был ли наследник престола Великий князь Александр Павлович в курсе событий, остается невыясненным.

Смерть Павла обрадовала практически все слои общества: император был исключительно непопулярен, даже люди порядочные, осуждавшие методы заговорщиков, радовались окончанию его царствования.

В течение более ста лет в Российской Империи официальной причиной смерти Павла Первого называли кончину от естественных причин: апоплексического удара.

Инженерный замок (Судьба Михайловского замка после смерти Павла Первого)

После смерти Павла Первого императорская семья без промедления покинула замок, некоторое время он стоял в запустении, затем в нем устроили казенные квартиры, частично разрушив его убранство, например, здесь жил архитектор Чарльз Камерон.

В 1822 году замок был передан Главному Инженерному училищу, в связи с чем в 1823 году получил название Инженерный замок . Роскошные интерьеры были перестроены и приспособлены для нужд учебного заведения, в парадных залах дворца устроили казармы и помещения для строевых занятий.

В 1855 году училище было переименовано в Николаевское Инженерное училище в честь его основателя, некоторые из его выпускников стали известными деятелями русской культуры: здесь учились известные писатели Федор Достоевский и Дмитрий Григорович, композитор Цезарь Кюи, ученые Иван Сеченов и Павел Яблочков, святитель Игнатий Брянчанинов и другие.

Инженерное училище прекратило свое существование сразу после октябрьских событий 1917 года, в марте 1918 здесь были устроены Первые инженерные командные курсы, просуществовавшие в нем под разными названиями вплоть до начала 1960-х годов. С 1957 года по сей день в здании замка находится Военно-морская библиотека (главная техническая библиотека города), некоторое время здесь же располагались различные проектные и технологические институты.

С 1991 года замок поэтапно передается Русскому музею, который и проводит исследовательские и реставрационные работы в здании.

  • В придворных кругах Санкт-Петербурга была распространена легенда о том, что часовому, стоявшему в карауле у Летнего дворца Елизаветы Петровны, явился предводитель небесного воинства Архангел Михаил, повелевший соорудить на этом месте новый дворец и храм в его честь (по его имени замок и был назван Михайловским).
  • Согласно распространенной легенде своим необычным цветом Мижайловский замок обязан романтическому увлечению Павла Первого: Анне Лопухиной (в замужестве Гагариной). Однажды во время бала Анна обронила свою перчатку, которую поднял затем император и передал архитектору Бренна с указанием покрасить замок в цвет перчатки любимой.
  • В честь церемонии закладки замка был дан 101 выстрел из пушек Петропавлавской крепости.
  • При строительстве Михайловского замка был организован специальный лазарет, в котором за время работ получили помощь 1443 человека.
  • Замок действительно был окружен рвами с водой, снабженными подъемными мостами, и пушками, однако вопреки распространенному мнению это было связано не с желанием Павла превратить его в неприступную крепость, а с принятием им в 1798 году звания гроссмейстера Мальтийского ордена (то есть все эти сооружения носили скорее знаковый характер), все эти элементы отсутствовали в первоначальных проектах замка.
  • Во времена Павла Первого резиденция Михайловского замка была значительно больше, чем сегодня: въезд в неё находился на нынешней Манежной площади.
  • Здания кордегардий (так сегодня ошибочно называют два боковых павильона на аллее, ведущей к замку) были изначально предназначены для проживания статс-дам и фрейлин Высочайшего двора.
  • Замок находился на острове, ограниченном реками Мойкой и Фонтанкой, а также двумя позднее засыпанными каналами: Церковным и Воскресенским (частично восстановленным во время реставрационных работ).
  • В 1857 году по желанию Александра Второго в спальне Павла (то есть на месте его убийства) была устроена мемориальная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, воплотившая распространенную на Руси идею «Храма на крови».

Михайловский замок Санкт-Петербурга часто называют еще и «Инженерным замком» - этот довольно молодой экскурсионный объект, открытый для посещения широкой публики в 2003 году, считается очень мистическим местом города, неразрывно связанным с трагической судьбой российского императора Павла Первого. Михайловский замок овеян духом масонства и романтики, вокруг него сложилось великое множество городских легенд, привлекающих сюда на экскурсии многочисленных туристов. А о том, что внутри этого сооружения творятся странные и аномальные вещи, известно каждому петербуржцу. И даже строительство замка было с мистической подоплекой. Давайте узнаем об этой достопримечательности Петербурга подробнее.

Выбор места для основания Михайловского замка – самого яркого представителя архитектуры эпохи государя Павла Первого, неразрывно связывается с таинственным чудесным явлением здесь святого архангела Михаила караульному солдату. Раньше на месте этого замка располагался Летний дворец, который был возведен знаменитым архитектором Растрелли по приказу российской императрицы Елизаветы Второй. В стенах того дворца, двадцатого сентября 1754 года появился на свет наследник российского престола – будущий император Павел Петрович. Императрица Елизавета, через некоторое время, отдала предпочтение для проживания Царскому Селу, а здание Летнего дворца стало ветшать и было отдано во временное владение фавориту Григорию Орлову, а позже следующему фавориту Григорию Потемкину. В 1796 году Летний дворец решили сломать. Что касается легенды, почему новый замок назвали «Михайловским»: однажды стоявший на карауле у Летнего дворца солдат увидел человека, возникшего из ниоткуда и окруженного пронзительным сиянием, который сказал, что император должен по указанию архангела Михаила, вместо старого дворца возвести храм в его честь. Часовой рассказал о происшествии императору, тот ответил, что исполнит волю святого и приказал строить новый дворец, который должен был называться «Михайловский замок» и Церковь архистратига Михаила. Он уточнил, что замок должен быть неприступным и предназначенным для постоянного проживания в нем императорской семьи. Кстати, в память о чудесном явлении, на том месте стоит мини-солдатик в нише.

Туристы, посещающие Михайловский замок, понимают, что все там связано с интересной и таинственной личностью - Павлом Первым - императором России, чья очень короткая жизнь полна разных мистических событий, ситуаций и загадок. К тому же, она трагично оборвалась именно в этом замке. Император был неординарной личностью. Павел был рожден императрицей Екатериной Великой от нелюбимого мужа – императора Петра Третьего, на убийство которого, она дала непосредственный приказ, чтобы узурпировать его трон. За это император Павел так и не смог простить свою мать. Он получил отличное образование и прекрасно владел разными искусствами и науками: военным делом, государственным управлением, обожал музыку, театр, архитектуру. Мать отстранила сына от всех государственных дел из-за того, что их взгляды на будущее государства российского были диаметрально противоположны. Павел жил мечтой, чтобы его мать умерла, а он занял бы ее трон. Это случилось шестого ноября 1796 года, а коронация прошла пятого апреля 1797 года. На период восшествия на престол, императору Павлу было сорок два года. Его царствие длилось: четыре года, четыре месяца, четыре дня.

Строительство Михайловского замка было поручено Павлом Винченцо Бренну и архитектору Василию Ивановичу Баженову. Император лично сделал наброски своего будущего дворца и большое внимание уделялось вопросу безопасности и неприступности сооружения. Говорят, что Павел обладал даром предвидения и с удовольствием общался с разными магами, гадалками. Одна из этих ясновидящих предсказала императору будущее его самого и всей семьи Романовых. Узнав о потрясениях, которые ждут его род в будущем, Павел Первый стремился защитить своих потомков, создав замок-крепость, охраняемую не только солдатами и орудиями, но и находящуюся под покровительством высших сил. Забегая вперед, стоит сказать, что весь интерьер и экстерьер замка испещрен магическими символами, связанными с масонством. Что же касается защиты физической, то попасть на территорию Михайловского замка посетители могли лишь по одному из трех подъемных мостов, находящихся под усиленной охраной. А еще, чтобы запутать возможных убийц и заговорщиков, в сооружении было создано много тайных комнат и подземных ходов.

Михайловский замок был торжественно заложен в начале 1797 года. Закладной камень с надписью о дате закладки дворца и о том, что это произошло в присутствии императорской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, монеты на счастье и яшмовые кирпичи, император закладывал самолично. Строительство происходило в авральном режиме и круглосуточно. Павел, как говорят, знавший о своей трагической судьбе, очень торопил мастеров. К концу этого же года замок в черновом варианте был уже готов, но его торжественное освящение, вместе с Церковью Святого Михаила произошло в ноябре 1800 года.

Сооружение вышло поистине великолепным: замок сильно напоминал дворцы Европы периода Возрождения, но, его окружали рвы, через которое перекинули подъемные мосты. Все фасады были разными и их украшали изящные статуи из мрамора. Единственной чертой, объединяющей фасады, был необычный для дворца цвет – красновато-оранжевый, как говорят, это был цвет перчатки будущей любовницы императора Павла – Анны Гагариной, являвшейся фрейлиной императрицы, и как бы нечаянно уронившей ее на балу, чтобы привлечь внимание Павла. Но, по другой версии, это был цвет Мальтийского ордена, Великим магистром которого являлся российский император.

По плану, Михайловский замок являлся четырехугольным, и включал три внутренних двора: - основной – восьмиугольной формы; - обращенный к реке Фонтанке – пятиугольной; - к Марсову полю – треугольной. Через основной двор и Воскресенские ворота могли проехать или пройти только представители императорской фамилии, а также посланники. Интерьеры и экстерьеры Михайловского замка Санкт-Петербурга покрыли разнообразными масонскими символами. Кстати, если вы обратите внимание на основной фасад, то увидите пару пустующих ниш, во время правления императора Павла, тут находились статуи «День» и «Ночь» - символы масонства. В оформлении дворца участвовали самые выдающиеся мастера-живописцы - Скотти, Виги, Меттенляйтер, Акимов, Иванов; скульпторы - Альбани, Прокофьев, Соколов. Михайловский замок являлся парадной резиденцией императорского рода, а, заодно, и музеем для выдающихся художественных произведений искусства, принадлежавших императору Павлу. Сегодня, туристы, приехавшие на экскурсию в Михайловский замок, смогут полюбоваться ими в парадных галереях: «Зале Антиков», галерее Рафаэля, галерее Лаокоона, галерее Арабесок. Ряд украшений и мебели для замковых интерьеров создавали по эскизам Бренны и его ученика Росси. Вообще, если определять стиль здания, то это, скорее, русский классицизм.

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга, стоял на острове, который, с восточной и северной сторон, ограничивали реки Мойка и Фонтанка, а с запада и юга - Воскресенский и Церковный канал. Замок и площадь Коннетабля перед ним, окружили целым рядом сооружений фортификации: каналами, полубастионами, подъемными мостами, пушками. Центр площади Коннетабля украсил памятник Петру Первому, который Павел Первый поставил, чтобы отдать дань своему выдающемуся прадеду.

Церковь Святого Михаила – одно из главных сооружений Михайловского замка. Она расположена под замковым шпилем с улицы Садовой. Здание – небольшой, построенное для семейных служб. На потолке этой церкви до сих пор можно разглядеть всевидящее око - масонский символ.

Карниз главного здания украшала надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Именно эти слова и связаны с легендой о смерти императора Павла: монах Авель предсказал ему, что во время смерти ему будет столько лет, сколько букв в данной надписи, - их было сорок семь. Император Павел, приказал даже соорудить потайную лестницу рядом со своей спальней, чтобы при необходимости покинуть ее и спастись. Правда, теперь увидеть ее не представляется возможным, потому что дверной проем заделали после трагических событий.

Никакие физические защиты Михайловского замка, не смогли избавить императора от печальной участи, которая ему была уготована. Множество изменений в жизни российского общества, внесенных Павлом I, вызвали неудовольствие во многих его слоях, особенно в дворянских. Павел стал для них тираном, и это породило заговор против российского помазанника Божьего. Его убийство произошло ночью с одиннадцатое на двенадцатое марта в императорской спальне Михайловского замка. Случилось так, как и хотел Павел: он здесь родился, здесь прожил последние годы и умер. Только вот император никак не желал умереть в столь молодом возрасте – в сорок семь лет. А в Михайловском замке он прожил всего лишь сорок дней. Утром, после трагедии, осиротевшая семья Романовых покинула дворец, а народ города Петербурга начал веселье и празднества, радуясь освобождению от тирана, несмотря, на официальный траур. Людям была сообщена официальная версия причины смерти императора Павла Первого - апоплексический удар, но на самом деле это было самое настоящее убийство вследствие заговора высокопоставленных аристократов России. Тень подозрений легла даже на сына Павла – будущего императора Александра Первого, который, как говорили, знал, что готовится убийство отца, но не помешал этому и не предупредил его.

Рассказывают, что за несколько дней до смерти, Павлу было видение: его прадед - император Петр Первый пытался предупредить потомка о нависшей опасности. А прямо в день смерти, Павел, заглянув в зеркало, увидел отражение, где он был мертвый и со сломанной шеей. Но, тем не менее, в свой последний день жизни, он был в хорошем расположении духа, поужинав, сказал: Чему быть, того не миновать!», - и пошел спать. Говорят, что убийцы попали в комнату императора именно по тому потайному ходу, который создавали ради возможного спасения Павла. Этот ход имел протяженность в три с половиной километра, он шел прямо к Воронцовскому дворцу.

Нельзя не отметить, сколь мистической и роковой стала для Павла цифра «четыре»: с ней связан и срок царствования этого русского императора, и число дней проживания в Михайловском замке, и даже число лет до полного завершения строительства.

Император Павел Первый умер. Михайловский замок опустел, но лишь для того чтобы тут поселился… призрак убитого хозяина. Здесь стало твориться нечто таинственное и необъяснимое: ночные прохожие часто видели свет одинокой свечи, витающий в темных окнах пустого замка, слышать стоны, шаги или звуки музыки, издаваемой музыкальным инструментом флажолете, его очень любил покойный император Павел. Люди стали шептаться, что свой любимый Михайловский замок хозяин не покинул и после смерти, живя там как призрак. Чтобы умерить разговоры, по приказу императора был заколочен тайный ход, по которому убийцы попали императорскую спальню, все вещи и мебель были оттуда вынесены. Но дурная слава о Михайловском замке, как о гиблом и проклятом месте, уже поползла по городу и люди сознательно сторонились заходить сюда. Так он простоял восемнадцать лет.

Чтобы убрать память о трагедии и энергетически очистить комнату, где погиб Павел, его потомок – император Александр Второй отдал приказ переделать из той злосчастной спальни церковь. Но даже в этом шаге было нечто мистическое: из окон этой комнаты, сквозь Михайловский сад, отлично просматривается точка, где окончил свою жизнь царь Александр Второй – это купола церкви «Спас на крови». Убийства российских императоров – деда и внука, разделены восемью десятками лет, но одинаково коварны и безжалостны.

То, что комната убиенного стала церковью, нисколько не умерило активность призрака Михайловского замка, экскурсоводы рассказывают, что многие сотрудники музея видят его и по сей день, стоит лишь задержаться здесь до темноты. Сторожа говорят, что ночью тут можно услышать хлопанье запертых окон и дверей, шаги, скрип паркета, а если некоторое время смотреть на портрет императора Павла, который висит в одной из зал, то он с него вам подмигнет. Понять, что неспокойный дух убиенного императора гуляет по своим владения, можно, увидев мерцающий свет свечи, которая словно плывет по коридорам самостоятельно. По местной легенде, ежегодно, в день-годовщину своей смерти, дух императора проводит у окна, считая прохожих, а увидев сорок седьмого по счету, он может забрать душу несчастного, если только тот, посмотрев на окно и покорно опустив голову, не пожелает ему «Спокойной ночи», только тогда привидение исчезает.

Рассказывают, что с духом Павла сталкивались даже храбрые военные: однажды ночью солдаты петербургского гарнизона перевозили оружие, но начался сильный дождь, и они решили переждать непогоду в стенах пустующего Михайловского замка, переночевав там. Любопытные солдаты пошли посмотреть, как выглядят покои погибшего императора, но выбежали оттуда бледными и в испарине, они крестились и рассказывали своему командиру о призраке Павла со свечой в руках, который встретил их там.

Царская семья, недовольная слухами о неупокоенной душе, облюбовавшей бывшую императорскую резиденцию, решила отдать здание под Главное инженерное училище, переименовав Михайловский замок в Инженерный замок. Но и это не смогло повлиять на паранормальность этого места . Однажды, караульный ефрейтор Лямин, после смены часовых вышел во двор и увидел тусклый свет, льющийся из окна на третьем этаже. Но, что интересно, он видел свечу, висящую в воздух, словно поддерживаемую невидимой рукой. Когда же он зашел в зал проверить, все ли в порядке, и не забрались туда воры, свет свечи растворился у него на глазах и наступила кромешная тень, где он мог явственно ощутить чье-то присутствие.

Два столетия в стенах Михайловского замка размещались различные военные учебные заведения, потом - ведомственные учреждения, в советское время - жилые квартиры. В это время тут производились постоянные перепланировки замкового ансамбля, его сооружений и исторических интерьеров. Конечно, предварительно все художественные ценности замка были развезены по музеям.

Уже после Великой Отечественной войны власти города узнали, что есть местная легенда о том, что в таинственных подземельях Михайловского замка сокрыт ларец, где находятся христианские реликвии и великие богатства, принадлежавшие в свое время Мальтийскому ордену, в том числе чаша Христа - Грааль, с его помощью можно было совершать перемещения в прошлое и будущее время. Но, где они находятся, точно никто не знал, потому что мастер Бренне, строивший Михайловский замок, уничтожил план тайных подземелий этого сооружения, покинув страну чрез год после убийства Павла Первого. Удивительно, но в атеистической стране, каковой был в те годы Советский Союз, серьезные люди создали целую комиссию по аномальным явлениям, которая пыталась наладить связь с призраком императора и узнать, где же хранятся сокровища. Официально, группа ученых зафиксировала семнадцать аномальных явлений, здесь происходивших, а все материалы, до поры до времени, были строго засекречены. Найти сокровища этим энтузиастам мятежный дух Павла так и не позволил.

В 1991 году, часть замка отдали в ведение «Русского музея», а в 1995 году – полностью. Здесь провели реконструкционные восстановительные работы: возродили исторические интерьеры, знаменитую надпись из сорока семи букв на фасаде, снова установили мраморные статуи. Торжественное открытие возрожденного Михайловского замка Павла Первого произошло в конце 2003 года.

На сегодняшний момент Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга – это популярный городской музей, двери которого открыты для посетителей. В замковых залах находятся постоянные экспозиции:

- «Античные сюжеты русского искусства»;

- «Творчество русских художников в эпоху Ренессанса»;

- «История Михайловского замка и его обитателей»;

- «Открытый фонд скульптуры».

В залах можно полюбоваться богатой коллекцией произведений живописи, а также посетить интересные временные выставки.

К замковому ансамблю относятся и павильоны Инженерной улицы, также находящиеся в ведении Русского музея: - «Восточный» - это «Российский центр музейной педагогики и детского творчества»; - «Западный» - это «Центр мультимедиа», с экспозицией «Романтический император», здесь же располагается Центр координации «Русский музей: виртуальный филиал».

Адрес Михайловского (Инженерного) замка Санкт-Петербурга: улица Садовая, дом 2. Это в центре города.

Как добраться до Михайловского замка?
- На метро, выйдя на станции «Гостиный двор», пройдя семьсот метров по улице Садовая.

Цена билета в Михайловский замок: знакомство с замком самостоятельно – четыреста пятьдесят рублей, для туристов, которые заказывают экскурсию, проводимую сотрудниками Михайловского замка, – шестьсот рублей. Но туристические экскурсионные группы собирают лишь турфирмы.

Сложно порекомендовать: посетить замок , потому что это дело вкуса. Согласно отзывов туристов, даже приехав сюда самостоятельно, можно узнать многое, переходя из зала в зал, читая пояснительные информационные таблички, которые есть почти в каждой комнате. Кроме того, в двух залах есть телевизоры, на которых можно просмотреть документальный фильм, который посвящен экспозиции Михайловского замка. Конечно, огромный плюс посещения этого места в составе экскурсии, то, что лишь организованные группы имеют возможность посетить бывшую спальню императора Павла и Церковь Святого Михаила.

Время работы Михайловского замка: понедельник - с десяти утра до пяти вечера; вторник – выходной день; со среды по воскресенье – с десяти утра до шести вечера. Кассы перестают работать на один час раньше закрытия музея.

Михайловский замок - одно из самых мистических мест Петербурга . Он был построен по приказу императора Павла I, первый камень заложили ровно 220 лет назад - 9 марта 1797 года. Император, которому принадлежали первые эскизы будущего дворца, страстно желал поскорее перебраться в новый дом. Правда, его жизнь там была совсем недолгой - вскоре заговорщики убили Павла прямо во дворце.

После этих трагических событий крепость обросла мифами и легендами. Некоторые из них до сих пор передаются из уст в уста. К годовщине начала строительства замка «Комсомолка» решила рассказать о легендах и спросить у современных обитателей крепости, какие из них могут оказаться правдой, а какие - вымыслом местных жителей. На наши вопросы ответил заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Владимир Пучков.

ПРИЗРАК ИМПЕРАТОРА

Мечта императора Павла I, возведенная на месте его рождения, стала местом его погибели. Как говорят, минотаврам вовеки суждено погибать в воздвигнутых для них лабиринтах. Это случилось и с Павлом. Всего сорок дней замок служил обителью для царской семьи, но ходят легенды, что дух императора так и не смог покинуть это место - настолько сильно он был к нему привязан. Считается, что иногда в окнах замка можно увидеть темную тень императора со свечой в руках, а в коридорах по ночам слышен скрип половиц: это Павел бродит и ищет покой.

По легенде, призрак появляется в замке в полночь, но я в такое время там не бываю, - рассказал нам Владимир Пучков. - Более того, никто из сотрудников никогда его не видел. Михайловский замок очень старый, а его история связана с трагическими событиями. Поэтому людям хочется приписать этому месту какие-то мистические черты.

Выходит, что миф так и остается мифом. Особо популярным он был во времена, когда в замке обосновалось Никольское инженерное училище. Скорее всего, кадеты использовали эту сказку, а может, и вовсе сочинили ее, чтобы запугивать младших.

КРЕПОСТЬ ЦВЕТА ЖЕНСКОЙ ПЕРЧАТКИ

Одна из легенд связана с цветом фасада замка. Она гласит, что его определила перчатка Анны Лопухиной , фаворитки императора Павла. На одном из балов дама была так увлечена, что обронила желто-оранжевую перчатку. Восхищенный изяществом Лопухиной, Павел приказал выкрасить его обитель аккурат в цвет ее аксессуара.

Владимир Пучков относится к этой легенде двояко:

Можно сказать, что такой факт имеется. В донесении саксонского посланника, современника Павла, есть строчка: «Вновь построенный дворец в Петербурге имеет имя архангела и краски любовницы». Это подтверждает историю с перчаткой. Но, возможно, цвет этой перчатки навел Павла на какие-то свои мысли, и так совпало, что он посчитал его удачным для замка.

К слову, после строительства замка желто-оранжевый стал в городе популярным и многие дома в то время перекрашивали в этот оттенок. Можно сказать, что не только дворец, но и Петербург начал облачаться в цвета любовницы императора.

ПРИКАЗ НЕБЕСНОГО ПОСЛАННИКА

Другая легенда связана с названием замка. Говорят, что одному из часовых летнего дворца Елизаветы Петровны, который раньше стоял на берегу Фонтанки , явился неизвестный молодой мужчина в прекрасном сиянии. Он объявил караульному, что именно на этом месте должны стоять дом и храм, а потом будто растворился в воздухе. Позже поняли, что юноша - это архангел Михаил. В его честь замок и назвали.

В павловское время действительно была такая версия. Когда послание передали императору, он заявил, что воля архангела будет исполнена, и якобы в его честь был построен этот храм. Но дело в том, что потом выяснилось, что этот часовой - двоюродный брат камердинера Павла I. Поэтому, зная о желании императора, кто-то решил подыграть ему - и появилась такая легенда. Современники писали, что эта история может хоть как-то оправдать огромные средства, которые потратили на строительство Михайловского замка.

Кстати, это первый случай в русском зодчестве, когда светская постройка была названа не в честь места или владельца, а по имени святого.

СУНДУК МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ

У Павла I было особое пристрастие - рыцари и их идеалы. Он даже был Великим магистром Мальтийского ордена. И это его увлечение стало основой для другого мифа: якобы в подвалах Михайловского замка хранится сундук мальтийских рыцарей, который император сам туда привез. У того, кто найдет его, откроются сверхъестественные способности и появится дар прорицания.

Во-первых, Павел никогда не был на Мальте , поэтому ничего оттуда привезти не мог. А вот мальтийские рыцари, прибывшие в Петербург, привезли реликвии, которые они передали Павлу. Там была десница Иоанна Крестителя, частица мощей и икона Божией Матери, которые почитались у мальтийцев. Они хранились в церкви Зимнего дворца, а в День Иоанна Крестителя перевозились в Гатчину . Но после революции эти реликвии были вывезены за границу, и сейчас они хранятся в одном из монастырей Сербии . Никаких мальтийских железных сундуков не было, тем более в замке. Так что этот миф - полная ерунда, - поясняет Владимир Пучков.

БУКВЫ НАД ВОРОТАМИ

Очередная легенда связывает смерть Павла I с Ксенией Петербургской - блаженной, жившей в столице во времена императора. Ходят слухи, что она якобы предрекла, что жить Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. Надпись гласила «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». В 1934 году эти буквы исчезли с ворот, оставив после себя только черные точки на месте крепления.

Ни в одном из самых подробных житий Ксении Петербургской об этом предсказании не говорится, - рассказывает исследователь. - А еще один из современников павловского времени написал, что заметили об этом только после смерти императора. То есть легенда существовала еще тогда, но она появилась задним числом по отношению к тому, что было на самом деле. До смерти императора об этом никто не говорил.

Более того, легенда сама по себе неточная. В надписи над воротами 47 букв, при том что Павел прожил только 46 лет и скончался на 47-м году.

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.


Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.



Публикации по теме