Грузинские буквы прописью. Алфавит
Грузинский язык обладает уникальной алфавитной системой, одной из немногих, что используются тысячами самых различных языков мира.
В отличие от языка, который, как отмечалось выше, за 16 веков изменился не очень сильно, грузинский алфавит, напротив, в своем развитии прошел несколько стадий. Всего выделяют три ступени: с V по IX век, с IX по XI и с XI века по настоящее время. Соответствующие разновидности письма называются (см. рисунок): მრგვლოვანი [мргловани] (округлое) или ასომთავრული [асомтаврули/мтаврули] (заглавное); ნუსხური [нусхури] (строчное); მხედრული [мхедрули] или საერო [саэро] (гражданское/военное, светское). На первый взгляд, многие буквы всех этих трех алфавитов, которые обозначают одни и те же звуки, достаточно сильно отличаются друг от друга, но по эпиграфическим и рукописным памятникам хорошо прослеживается постепенная трансформация асомтаврули в нусхури, а последнего в мхедрули. Курсивный нусхури легко воспринимается читателем и более экономичен, его внедрение связывают с более широким распространением письма. Мхедрули же с его легкими буквами еще лучше приспособлен для быстрого письма, что и способствовало его популярности — постепенно все светские документы и книги перешли на письмо мхедрули, в то время как нусхури продолжали использовать (да и то ограниченно) лишь для церковных книг. Стабилизация букв мхедрули связана с началом грузинского книгопечатания (см. выше).
Версии грузинского алфавита: 1. Асомтаврули/мтаврули. 2. Нусхури. 3. Мхедрули. 4. Интернациональная транскрипция. 5. Числовой эквивалент.
Создание грузинского алфавита грузинская историческая традиция связывает с именем царя Фарнаваза (3 в. до н.э.), но памятников грузинской графики того времени до нас не дошло. Грузинская мозаичная надпись из Палестины (датируемая 1-й половиной 5 в.) вплоть до недавнего прошлого считалась древнейшим образцом грузинской эпиграфики. Но положение кардинально изменилось в конце 90-х гг., после раскопок проведенных под руководством проф. Л. Чилашвили в селении Некреси (вост. Грузия), в 150 км от Тбилиси. Некреси известно как место, где до принятия и распространения христианства (для восточной Грузии это 337 г.) находились языческие и зороастрийские святилища. Исследуя постройки раннехристианского и дохристианского времени археологи обнаружили обломки камней с надписями письмом асомтаврули . Некоторые из них имеют маздеистский характер. Ученые предполагают, что вышеупомянутые камни были взяты с заброшенного (древнего) кладбища огнепоклонников (зороастризм был широко распространен в Грузии, особенно в восточной, и долго конкурировал там с христианством), а затем использованы вторично в качестве строительного материала. Археологический контекст позволяет уверенно датировать надписи, а значит, и зарождение грузинской письменности по меньшей мере III веком н. э., а скорее всего и более ранним периодом (I—II века н. э.). Окончательно теряет малейшую достоверность гипотеза о создании грузинской письменности (наряду с армянской и албанской) Месропом Маштоцем в начале V века. Впрочем, эта теория и без того уже довольно давно была отброшена беспристрастными учеными как научно несостоятельная. Достаточно упомянуть, что армянская историческая традиция, связывающая создание древнегрузинского письма с именем Месропа Маштоца, сама же свидетельствует — он не владел ни грузинским, ни албанским, что исключает возможность создания им письменности для этих языков; кроме того, согласно исследованиям академика Т. Гамкрелидзе, древнегрузинский алфавит опирается на отличные от древнеармянского структурные принципы, что нивелирует схожесть некоторых графем этих двух письменностей. Характер находок из Некреси указывает и на причину полного отсутствия дохристианской литературы — по-видимому, как и предполагали многие грузинские ученые, она имела в значительной степени языческий характер и наряду с эпиграфическими памятниками пала жертвой христианизации Грузии, когда все языческое подверглось немилосердному уничтожению.
Современный грузинский алфавит основан на строгом фонологическом принципе: каждой фонеме соответствует одна-единственная, строго определенная графема. В современном грузинском письме используются 33 буквы. В XIX веке в ходе реформы орфографии из алфавита были изъяты те буквы, для которых, по мнению реформаторов, в грузинском языке уже не было звуковых соответствий. Изъятию подверглись восемь букв, из которых пять относились к древнегрузинскому языку, а три были заимствованы позднее (следует отметить, что отсутствие некоторых из отброшенных графем заметно осложняет точную транслитерацию на грузинском многих иностранных наименований).
Грузинский алфавит используется в основном для записи грузиноязычных, а также мегрельских (частично еще и лазских) и сванских текстов. Занский (который делится на две основные группы диалектов — мегрельскую и лазскую) и сванский языки также относятся к картвельской группе и очень близки к грузинскому — все они являются ответвлениями единого протокартвельского языка. Их используют субнациональные группы грузинского народа: мегрелы и сваны в некоторых регионах Западной Грузии, лазы в Турции (для записи лазского часто также употребляется письменность на основе латинской графики). Письменный язык мегрелов и сванов — грузинский. В 1938—1954 годах грузинское письмо (с введением дополнительных знаков) применялось также для абхазского и осетинского языков.
В исключительных случаях для грузинского языка используется и негрузинская письменность. В частности, иудео-грузинский, язык грузинских евреев, — по сути, диалект грузинского с заимствованиями из иврита и арамейского — иногда пишется и еврейским алфавитом (в Израиле проживает 50—55 тысяч переселенцев из Грузии). Впрочем, письменное применение иудео-грузинского крайне ограничено.
В области электронного общения до сих пор довольно широко распространена практика транслитерации грузинского текста буквами латинского алфавита, особенно среди молодежи, которая представляет собой значительный сегмент потребительского рынка компьютерных технологий. Существует и официально рекомендуемая система романизации грузинского языка. Но в связи с резко возросшей легкостью грузинификации персонального компьютера и интернет-приложений грузинская письменность заняла доминирующее положение и в сфере электронного применения.
Так или иначе, возможность перевода грузинского языка на латинскую графику грузинской общественностью не рассматривается — грузины воспринимают грузинскую алфавитную систему как уникальное национальное достояние и неотъемлемую часть национальной самоидентификации.
Дополнительная информация:
Литература и источники
- Гамкрелидзе, Т. В. Алфавитное письмо и древнегрузинская письменность / Т. В. Гамкрелидзе. Тбилиси, 1989.
Википедия: [англ., рус. и грузин. версии] // [Электронный ресурс] :
Грузинская Советская Социалистическая Республика: энциклопед. справ. // под ред. И. В. Абашидзе. Тбилиси, 1981.
Джавахишвили, И. Грузинское письмоведение, иначе палеография: [на грузин. яз.] : сб. соч. в 12 т. Т. 9 / И. Джавахишвили. Тбилиси, 1996.
Чикобава, А. С. Первые грузинские печатные издания / А. С. Чикобава, Д. Л. Ватейшвили. Тбилиси, 1993.
Чилашвили, Л. Древнейшие грузинские надписи Некреси и вопросы истории грузинской письменности: [на грузин. яз.] / Л. Чилашвили. Тбилиси, 2004.
Www.itic.org.ge/udabno/anbani_e.htm
Грамматолог Х. Юнкер говорит о возможном греческом влиянии на письмо хуцури и его преемственность (не зависимую от армянского) от аршакидского пехлеви [странно, сходства никакого]. При этом ситает мхедрули более древним (буквы больше похожи на арамейские ), либо, наоборот, курсивной разновидностью хуцури . (Иллюстрация слева взята из The Georgian Alphabet)
[Короче, ничего здесь пока не ясно, хотя грузинским ученым все же удалось строго доказать, что мхедрули произошел на основе самого первого грузинского письма асомтаврули (хуцури - его вариант), и я с ними заранее согласен].
В Армении считается, что грузинский алфавит [который?] также разработал святой Месроп . На первый взгляд, звучит очень правдоподобно. Но дружественные грузины этого не признают. И могут быть правы. А, вдруг, именно грузинское письмо легло в основу армянского? Ведь и славяне до сих пор спорят какую азбуку изобрели святые Кирилл и Мефодий - кириллицу или глаголицу?
[Мое мнение - сначала кто-то на основе греческого и арамейского изобрел глаголицу как христианскую тайнопись , а кириллицу изобрели славянские просветители, взяв за основу состав букв этого письма, добавив некоторые, отчасти излишние, греческие буквы - тетту, пси, кси, ипсилон-ижицу ]. Кстати, некоторые глаголические знаки напоминают грузинские - и именно из мхедрули (a, b, g, d, l ...).]
С VI века до н.э. Грузия являлась колонией ионических греков [только ли?]: ее западный регион назывался Колхида , восточный - Иберия . Первые греческие полисы-колонии - Фазис (Поти в устье реки Риони) и Диоскуриада (Сухуми ) [не с этих ли двух колоний два разных алфавита?]. Многие греческие мифы - прежде всего о Прометее - аналогичны абхазским. Кто от кого позаимствовал? Геродот упоминает о колонии египтян, пришедших в Колхиду задолго до занятия берегов Черного моря греками. А сами колхи описываются как темнолицые и курчавоволосые, с египетским обычаем обрезания, причем еще в советское время в Абхазии жили эфиопоиды-абхазы. Есть различные версии: воины фараона Тутмоса , ходившего походами на север; римские или османские рабы... [Предлагаю еще одну: воины-ливийцы, прибывшие сюда с эгейцами в 13 веке до н.э. после их разгрома Рамзесом ("народы моря" - гараманты)].
В VI-II веках до н. э. на территории Колхиды существовало Колхидское царство , а в последующее время она входила в состав различных грузинских государств. В конце VI - первой половине V веков до н. э. Колхидское царство находилось в зависимости от [и пехлевийское влияние на алфавит?]. В конце IV века до н. э. правитель Колхидского царства Куджи возглавил (вместе с картлийским царём Фарнавазом ) движение за создание грузинского государства. В конце II века до н. э. Колхидское царство было подчинено Понтийским царством [в это время - второй заимствованный алфавит?], а в I веке до н. э. - [отсюда - латинский курсив греческих букв?]. На рубеже I-II веков н. э. на месте распавшегося Колхидского царства к северу от устья реки Чорохи возникло Лазское царство , которому постепенно удалось подчинить себе население Северной Колхиды. (Из Википедии)
greenarine в комментах у pigh -а подняла тему грузинского алфавита и его предполагаемого изобретения Маштоцем. Я ответил, сейчас отвечаю подробнее.Если вкратце, существует летопись "Житие Маштоца" под авторством Корюна. Там изложена легендарная версия создания армянского, грузинского и албанского алфавитов. Грузинский алфавит по ней был создан Маштоцем и неким грузинским переводчиком. Она ценна тем, что Корюн был учеником Месропа Маштоца и современником его. Эту часть летописи в русском переводе можно прочесть здесь: http://www.vehi.net/istoriya/armenia/korun/koriun16-29.html . Однако в действительности целью Маштоца было не распространение, скажем, алфавита, а распространение христианства, которое тогда на Кавказе было очень слабо - в Армении его целью было также народное просвещение (он открыл десятки школ) - в Иверии и Алуанке скорее всего - распространение армянской ветви христианства, что в общем-то удалось. Грузинская церковь отказалась от армянской ветви христианства в конце 6 - начале 7 века и перешла на византийскую. Чтобы не выглядеть предвзятым, армянская церковь тоже некоторое время была византийско-грузинско православной направленности, пару веков спустя уже. Это можно считать косвенным доказательством деятельности Маштоца на Кавказе (а связи алуанской церкви с армянской известны - в 19 веке остатки удинской церкви полностью слились с армянской).
Что касается грузинского алфавита, то он прошел три стадии эволюции. Мне кажется, что первый алфавит ему не очень подходил, а графика в первом была очень похожа на армянскую: (см. 2 и 3 столбцы - мргловани (асомтаврули) и хуцури (нусхури). В четвертом столбце - современный грузинский алфавит.
Первая грузинская летопись это "Мученичество Шушаник", 507 год, под авторством Якова Цуртавели. То есть позже предполагаемого изобретения алфавита по Корюну (420-430). Армянский от грузинского алфавита отличается и еще в одном: порядок букв относительно греческого разный: в армянском постоянные вкрапления букв, не имеющих аналогов в греческом, а в грузинском сначала идет греческий набор, а потом уже относительно уникальные буквы. Можно предполагать, что Маштоц и его грузинские сотоварищи не хотели такого большого сходства грузинского с армянским алфавитом. А можно, как Томас Гамкрелидзе, что источником грузинского был греческий.
Резюмируя:
- Если и был какой-то древний грузинский алфавит, то ни одной записи на нем в какой-либо форме не сохранилось
- Армянская версия более подтверждена источниками, ее рассматривают также и иностранные ученые (Давид Дирингер, исследователь алфавитов писал об этом)
- Для грузин эта тема очень чувствительна, поэтому не стоит ее касаться. Мне непонятно, когда армяне любят эту тему поднимать, хотя знают отношение грузин к ней
- Легенда об изобретении грузинского алфавита Парнавазом более поздняя и изложена не современниками того периода, а 1500 лет спустя
- Грузинский алфавит является результатом эволюции и если асомтаврули был изобретен с помощью Маштоца, то сегодняшний светский алфавит принадлежит скорее к эпохе 11-12 вв. и является результатом расцвета Грузинского государства
P. S. Как я выяснил, обнаружены надписи, более ранние, чем рукопись Цуртавели. К 70м гг. самой ранней считалась надпись из Болнисского Сиона (493/4 г), а позже была обнаружена надпись из грузинского монастыря в Палестине, датированная 433 г. от Р.Х.
Д.Дирингер. Алфавит / И.М.Дьяконов. - М. : Иностранной Литературы, 1963. - С. 380-383.According to Koriun 1964: 37, 40-41, Mesrop also invented scripts for georgian and Caucasian Albanian, but this claim is not confirmed by non-Armenian sources.
Грузи́нское письмо́ - алфавитное письмо, используемое некоторыми картвельскими языками, в первую очередь грузинским, а также спорадически мегрельским, сванским и другими. Читается слева направо. Современный грузинский алфавит состоит из 33 букв; прописные буквы в алфавите отсутствуют, однако в заголовках и в некоторых других случаях всё слово может быть написано без верхних и нижних выносов, как бы между двух параллельных линий (см. иллюстрацию) - такое написание служит аналогом прописных букв в других алфавитах.
В 1938-1954 годах грузинское письмо (с введением дополнительных знаков) использовалось также для абхазского и осетинского (в Южной Осетии) языков.
Исторический очерк
С ранних веков использовалось древнегрузинское письмо мргловани (асомтаврули ); с IX века - письмо нусхури (нусха-хуцури , хуцури , церковное); а с XI века - письмо мхедрули (мхедрули-хели , саэро , или гражданское). Мргловани отличалось округлостью форм и одинаковым размером букв, было распространено до IX-X веков. Его сменило нусхури , отличавшееся большей экономичностью, угловатым наклонным начертанием. В X веке из нусхури формируется мхедреули , с различным вертикальным размером и округлыми формами. Нусхури и мхедреули много веков сосуществовали, причём первое использовалось в церковной литературе, а второе - в гражданской практике. Однако в XVII веке нусхури вышло из употребления, а формы начертания букв стабилизировались.
Грузинский алфавит был положен в основу «Кавказской азбуки», созданной бароном Усларом для фиксирования бесписьменных языков Кавказа.
В картвелистике имеются разные гипотезы о прототипе грузинского алфавита. Согласно разным теориям, в его основу положено арамейское, греческое или коптское письмо. Немецкий учёный Х.Юнкер, специалист по иранскому языкознанию, выдвинул версию, что мхедрули, как и хуцури основаны, подобно армянскому алфавиту, на арамейско-пехлевийском письме, указывая при этом на независимую от армянского письма преемственность письма хуцури от аршакидского пехлеви. Согласно Юнкеру, письмо мхедрули может трактоваться как курсивная разновидность хуцури, так и рассматриваться по своим более древним формам как предшествовавшее ему письмо.
Наиболее широкое распространение в мировой исторической науке получила точка зрения, основанная на армянских первоисточниках V-VII веков, согласно которым создателем первого грузинского письма - мргвловани - является Месроп Маштоц (создавший также в 405 году н. э. армянский алфавит). Однако это утверждение не находит подтверждение в неармянских первоисточниках. Гипотеза о создании грузинского письма Маштоцем поддерживается крупными энциклопедиями и академическими учёными. Согласно А. Г. Периханян и Дж. Гриппину, возможно, Месроп Маштоц не являлся прямым создателем грузинской письменности, однако последняя не могла бы возникнуть без его участия.
Аргументы в пользу версии о Маштоце, кроме самого предания Корюна, высказаны следующие:
- Николай Марр в статье «Об единстве задач армяно-грузинской филологии» отмечал большое сходство древнего армянского алфавита и грузинского церковного письма (хуцури): «грузинское церковное письмо, единственно употреблявшееся в Грузии книжниками до X-XI в., действительно проявляет чрезвычайную близость к армянскому алфавиту ».
- Возражая аргументу Джавахишвили, что запись о создании Маштоцем грузинского алфавита появилась в поздних переписках труда Корюна, Мурадян приводит третье письмо католикоса армян Авраама картлийскому епископу Кириону (607 год, после разделения армянской и грузинской церкви в 604 году, когда последняя приняла принципы халкидонского собора), где говорится о том, что христианство в Армении и Грузии происходило из одного и того же источника, «сначала блаженный св. Григорий, а затем Маштоц, и знание письмен в непоколебимости веры ». Известно также ответное резкое письмо Кириона, где он ни словом не возражает против аргументов Авраама о роли Маштоца для грузинской церкви. Из этого Мурадян делает вывод, что эти деятели рубежа VI-VII вв. были хорошо осведомлены о роли Маштоца в создании грузинского алфавита.
- Ряд исследователей консатируют, что Корюн - не единственный источник древних сведений об изобретении Месропом алфавитов, а также и Хоренаци, дополняющий Корюна отсутствующими у последнего подробностями.
Историк письменности В. Истрин выделил следующие аргументы грузинских ученых, отрицающих участие Маштоца в создании алфавита:
- О создании Маштоцем грузинского алфавита пишет только Корюн и Хоренаци
- Палеографический анализ древнейших грузинских надписей, что делает наиболее вероятной версию возникновения грузинского алфавита на основе арамейского в начале нашей эры
- Отсутствие значительного сходства между армянским и грузинским алфавитами
Анализируя эти аргументы, В. Истрин полагает, что третий аргумент - наименее убедительный, поскольку метод построения Маштоцем армянского алфавита демонстрирует соответствие алфавита фонетике и декоративному искусству Армении, и в случае построения грузинского алфавита Маштоц руководствовался бы иными фонетическими и декоративными принципами. Возражая второму аргументу Истрин замечает, что основа, на которой был построен грузинский алфавит, также неясна. Арамейская гипотеза (Мюллер, Тейлор, Джавахишвили, Церетели и др.) ссылается на сходство ряда букв и общий графический стиль, однако между грузинскими и греческими буквами имеется не меньшее сходство. Грузинское и греческое письма вокализовано-звуковые, а арамейское - консонантно-звуковое. Направление грузинского письма, слева направо, а арамейского - наоборот. Наконец, порядок букв грузинского алфавита ближе к греческому.
Аргументируя отсутствием событий, связанных с изобретением грузинских письмен Маштоцем в грузинских летописях, Вернер Зайбт считает данные из этой главы текста Корюна довольно подозрительными. Поскольку ни писавший в V веке Лазарь Парпеци, ни Езник, являвшийся учеником Маштоца, ничего о создании грузинского письма Маштоцем не упоминают, Зейбт предполагает, что эта глава является более поздней вставкой в текст Корюна. Отталкиваясь от факта обнаружения древнейших грузинских надписей в Палестине, Вернер Зайбт предложил гипотезу, согласно которой грузинское письмо могло быть изобретено именно там, грузинскими монахами, узнавшими о переводе Библии на армянский язык, следовательно Маштоц сыграл, по крайней мере, роль косвенного инициатора создания грузинской письменности.
Марр также придерживался мнения, что мхедрули являлась результатом развития дохристианской грузинской письменности, претерпевшей изменения под влиянием хуцури и продолжавшей использоваться в гражданской и военной сферах.
Согласно грузинскому автору XI века Леонти Мровели, возможно располагавшему более древними источниками, а также аналогичному сообщению Мхитара Айриванкского, восходящему к Картлис цховреба, грузинский алфавит создал полулегендарный царь Фарнаваз I в III веке до н. э. Грузинские историки в подавляющем большинстве придерживаются точки зрения, что грузинский алфавит возник до Месропа Маштоца. Так, Джавахишвили отвел время возникновения грузинского алфавита к VII в до н. э. Джанашия также утверждал о невозможности возникновения алфавита позднее VII века до н. э., заявляя, что в это время грузины должны были перейти от древнего иероглифического и клинописного грузинского письма к фонетическому. По этому поводу Сергей Муравьев замечает, что наука не располагает не только ни единым примером иероглифической или клинописной грузинской надписи, но и даже намеком на существование такового, и расценивает подобные датировки как «экстравагантные наукообразные мифологемы». Павле Ингороква и Патаридзе также придерживались мнения, что грузинская письменность должна была быть создана задолго до распространения христианства. К.Кекелидзе и А.Шанидзе связывали создание грузинского алфавита с принятием христианства. Небольшая группа грузинских исследователей утвержает о создании грузинского письма на основе шумерского.
Стивен Рапп отмечает, что нет никаких доказательств подтверждающих легенду о создании алфавита Фарнавазом. Самые ранние сохранившиеся памятники грузинской письменности относятся к V веку. Как отмечает Дональд Рейфилд, крупные археологические памятники I века н. э. содержат надписи только на греческом и арамейском языках. Вернер Зайбт также полагает, что истории о дохристианском возникновении грузинского письма не стоит принимать всерьез. Шнирельман отмечает, что грузинским историкам свойственно болезненное отношение к Месропу Маштоцу, чья деятельность мешает «созданию мифа о чистой самобытной культуре».
Древнейшие памятники на грузинском языке
Древнейшая из грузинских азбук, обнаруженная в Верхней Сванетии на западной стене Ацской церкви Архангелов, содержит 37 букв и датируется XI веком. Самыми древними грузинскими надписями являются две из четырёх надписей, обнаруженных при раскопках древнегрузинского монастыря в Бир эль-Кутте, в Палестине и датируемых 429-444 гг., хотя не все учёные согласны со столь ранней датировкой. Надпись Болнисского Сиона является второй по древности (493-494 гг.)
Грузинский историк Леван Чилашвили, исследуя во второй половине 1990-х годов находящиеся в кахетинском селении Некреси языческие святилища, обнаружил осколок сильно поврежденной надгробной стелы (позже получившей название некресская надпись) и другие обломки, на которых шрифтом «асомтаврули» нанесены надписи маздеистского характера, которые были датированы им и другими грузинскими историками самое позднее III веком н. э., до принятия Грузией христианства. Согласно Дональду Рейфилду, утверждение, что грузинская письменность имеет дохристианское происхождение, представляется маловероятным и не подтверждается археологией. Стивен Рапп также отмечает, что такая датировка некресской надписи является сомнительной.
Грузинский алфавит
Буква | Название | Цифровое Значение |
IPA | ISO 9984 | Романизация | Соответствие кириллице |
Мхедрули მხედრული | Нусхури ⴌⴓⴑⴞⴓⴐⴈ | Асомтаврули ႠႱႭႫႧႠႥႰႳႪႨ |
ა | ანი | 1 | ɑ | A a | A a | А а | |||
ბ | ბანი | 2 | b | B b | B b | Б б | |||
გ | განი | 3 | g | G g | G g | Г г | |||
დ | დონი | 4 | d | D d | D d | Д д | |||
ე | ენი | 5 | ɛ | E e | E e | Э э, Е е | |||
ვ | ვინი | 6 | v | V v | V v | В в | |||
ზ | ზენი | 7 | z | Z z | Z z | З з | |||
ჱ | ჰე | 8 | ɛj | - | - | - | |||
თ | თანი | 9 | tʰ | T’ t’ | T t | Ҭ ҭ | |||
ი | ინი | 10 | ɪ | I i | I i | И и | |||
კ | კანი | 20 | k’ | K k | K’ k’ | К к | |||
ლ | ლასი | 30 | l | L l | L l | Л л | |||
მ | მანი | 40 | m | M m | M m | М м | |||
ნ | ნარი | 50 | n | N n | N n | Н н | |||
ჲ | ჲე | 60 | j | - | - | Й й | |||
ო | ონი | 70 | ɔ | O o | O o | О о | |||
პ | პარი | 80 | p’ | P p | P’ p’ | П п | |||
ჟ | ჟანი | 90 | ʒ | Ž ž | Zh zh | Ж ж | |||
რ | რაე | 100 | r | R r | R r | Р р | |||
ს | სანი | 200 | s | S s | S s | С с | |||
ტ | ტარი | 300 | t’ | T t | T’ t’ | Т т | |||
ჳ | ვიე | 400 | wi | - | - | - | |||
უ | უნი | - | u | U u | U u | У у | |||
ფ | ფარი | 500 | pʰ | P’ p’ | P p | Ҧ ҧ | |||
ქ | ქანი | 600 | kʰ | K’ k’ | K k | Қ қ | |||
ღ | ღანი | 700 | ʁ | Ḡ ḡ | Gh gh | Ҕ ҕ (Г’ г’) | |||
ყ | ყარი | 800 | q’ | Q q | Q’ q’ | Ҟ ҟ | |||
შ | შინი | 900 | ʃ | Š š | Sh sh | Ш ш | |||
ჩ | ჩინი | 1000 | tʃ | Č’ č’ | Ch ch | Ч ч | |||
ც | ცანი | 2000 | ts | C’ c’ | Ts ts | Ц ц | |||
ძ | ძილი | 3000 | dz | J j | Dz dz | Ӡ ӡ | |||
წ | წილი | 4000 | tsʼ | C c | Ts’ ts’ | Ҵ ҵ | |||
ჭ | ჭარი | 5000 | tʃʼ | Č č | Ch’ ch’ | Ҷ ҷ | |||
ხ | ხანი | 6000 | χ | X x | Kh kh | Х х | |||
ჴ | ჴარ | 7000 | q | - | - | - | |||
ჯ | ჯანი | 8000 | dʒ | J̌ ǰ | J j | Џ џ | |||
ჰ | ჰაე | 9000 | h | H h | H h | Ҳ ҳ | |||
ჵ | ჰოე | 10000 | hɔɛ | - | - | - |
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE