Группа риска в медицине 1235 что значит. Группа риска у новорожденного

Категория людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни не только подвержены опасным отрицательным воздействиям, но и представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества. Типичными «группами риска» считаются алкоголики, наркоманы, больные СПИДом, бомжи - их образ жизни можно рассматривать как проявление болезней общества, связанных с ростом социального отчуждения, преступности, нарушением форм социального взаимодействия людей, процессов социальной адаптации. Пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья также представляют собой своеобразные «групп риска». Здесь характер риска другой, но он есть и выражается в угрозе нищеты, повышенной вероятности заболеваний, беспомощности в условиях одиночества и социальной изоляции. Невнимание к проблемам пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья негативно отражается на остальных социальных группах, усиливая страх перед наступлением старости, болезни. В последнее время термин «группа риска» изымается из профессиональной лексики в связи с его дискриминирующим характером, вместо него используются понятия «социально уязвимые категории населения», «слабозащищенные группы», «кризисные семьи». Наиболее надеж ным средством профилактики попадания в Г.р. является активная государственная социальная политика, направленная на предупреждение и преодоление кризисных явлений в социальной сфере, поддержку социально уязвимых слоев населения.

Родители обнаруживают в амбулаторной карте ребенка запись врача с указанием диагноза, группы здоровья и группы риска. Многих мам интересует, что такое группы риска у детей.

Группа риска означает более высокую, чем у других, вероятность развития какого-либо заболевания у ребенка.

Педиатр, относя ребенка к определенной группе риска, должен обратить внимание на эту повышенную вероятность. И, если возможно, не допустить развития болезни. Или выявить патологию, как можно раньше, и своевременно начать лечение.

Когда определяются группы риска у детей?

Группы риска у детей Дородовый патронаж

Все беременные женщины направляются на прием педиатра дважды. Сразу после постановки на учет в женскую консультацию (в течение недели). И на сроке 30-32 недели беременности. С собой на прием нужно взять обменную карту беременной, паспорт.

Во время первой беседы с женщиной, собирается подробная информация о ней, семье, беременности, условиях проживания, материальной обеспеченности, вредных привычках, хронических заболеваниях женщины и всех членов семьи. Составляется первый прогноз групп риска для ребенка. Будущей маме объясняется, что ей нужно делать, чтобы уменьшить вероятность развития отклонений у новорожденного. Кроме этого, составляется прогноз лактации.

Во время второго дородового патронажа анализируются отклонения второй половины беременности. Собираются сведения, которые не удалось получить в полном объеме при первом патронаже. Уточняются группы риска для ребенка и прогноз лактации. С мамой проводятся беседы о подготовке предметов, необходимых новорожденному, рациональном питании и режиме дня, о подготовке к лактации.

Для женщин с высоким риском развития отклонений в родах по акушерской шкале на сроке после 32 недель проводится третий дородовый патронаж.

Первый патронаж новорожденного

Окончательно группы риска для ребенка выставляются после участкового педиатра к новорожденному.

Всего у детей педиатры выделяют 7 групп риска

  • I — дети с риском заболевания ОРВИ и других отклонений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
  • II — дети с риском патологии центральной нервной системы.
  • III — дети с риском метаболических нарушений: рахит, анемия. гипотрофия, паратрофия.
  • IV — дети с риском врожденных пороков органов и систем.
  • V — дети с риском гнойно-септических заболеваний в период новорожденности.
  • VI — дети с риском аллергических заболеваний.
  • VII — дети с неблагополучными социальными условиями.

Группы риска для каждого ребенка выставляются доктором при наличии определенных факторов риска.

Факторы риска для I — VI группы риска у детей

I II III IV V VI
Со стороны матери
Острые заболевания матери (ОРВИ, ангина) во время, (особенно в конце) беременности и сразу после родов. + + +
Проф. вредности матери + + +
отца +
Предшествующие выкидыши, мертворождения, дети с низкой массой тела прирождении (менее2000г), длительно е бесплодие, многоплодие, + +
Возраст матери до 16 и старше 40 лет + +
Старше 30 лет + +
Возраст отца старше 40 лет +
Врожденные пороки у родителей или их родственников +
Хронические болезни матери (гипертония, болезни щитовидной железы, сердечно-сосудистой и нервной системы, анеимя, пороки сердца) + +
Сахарный диабет + + +
Бронхит, гастрит, колит пиелонефрит, холецистит, аднексит +
Внутриутробные инфекции: герпес, цитомегаловирус, хламидиоз, токсоплазмоз, краснуха + + + +
Курение, алкоголизм + +
Угроза преждевременных родов + +
Узкий таз +
Патология плаценты + +
Токсикоз I и II + + +
Многоводие + +
Внутриутробная гипоксия плода +
Роды от 4 беременности и более +
Интервал между беременнстями 1 год и менее +
Нерациональное питание беременной + +
Отягощенный аллергологический анамнез (аллергия у членов семьи) +
Прием антибиотиков, переливание крови и ее компонентов +
Тазовое предлежание +
Кровно-родственный брак +
В первые 12 нед. беременности ОРВИ +
Краснуха +
Прием лекарств +
В родах
Слабость родовой деятельности +
Затяжные или стремительные роды +
Обвитие пуповиной +
Преждевременная отслойка плаценты +
Длительный безводный промежуток + +
Обвитие пуповиной +
Применение акушерских методов +
Кесарево сечение + +
После родов
Мастит у матери +
Инфекционные заболевания членов семьи + +
Гнойничковые заболевания у матери и членов семьи +
У ребенка
Асфиксия новорожденного +
Недоношенность + +
Переношенность +
Маленький вес при рождении в срок (гипотрофия плода) + +
Крупный вес (более 4000г) + +
Дети из двоен + + +
Длительная желтуха + +
Множественные стигмы дизэмбриогенеза (мелкие аномалии развития) + +
Неврологические симптомы (нарушения мышечного тонуса, повышенная или сниженная возбудимость, нарушения актов сосания и глотания) +
Дети, получавшие противосудорожные препараты +
Дети с большой ежемесячной прибавкой в весе +
Дети с отклонениями эндокринной системы +
Дети с неустойчивым стулом +
Дети после острых ннфекционных заболеваний (пневмония, бронхит, ОРВИ) +
Нерациональное питание ребенка + +
Частое назначение ребенку антибиотиков +

VII группа риска — это дети из неполных, многодетных, социально-неблагополучных семей (родители алкоголики, наркоманы, с психическими отклонениями и т.д.), проживающие в плохих жилищных условиях.

Все дети из групп риска, в том числе не имеющие явных отклонений в состоянии здоровья на момент осмотра, относятся ко II группе здоровья. При наличии хронических заболеваний — к III, IV и V группам здоровья. Дети из групп риска берутся педиатром под дифференцированное наблюдение, которое подразумевает осмотры медсестрой, врачами, лабораторные обследования и профилактическое лечение в определенные сроки.

Группы риска не являются противопоказанием для проведения профилактических прививок.

Все дети из групп риска осматриваются педиатром на первом месяце на дому не реже 3х раз. Затем до 6 мес — 2 раза в месяц (1 раз в поликлинике на приеме в возрасте 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев, 1 раз на дому — в 1,5; 2,5; 3,5; 4,5; 5,5 месяцев), и от 6 месяцев до 1 года — 1 раз в месяц.

Кроме этого, в дополнение к проводящимся всем здоровым детям

По первой группе риска

  • Осмотры ЛОРа и стоматолога — 2 раза в год.
  • Профилактическое лечение, если в семье есть больные ОРВИ, в период подготовки к детскому саду, весной и осенью, в сезон увеличения заболеваемости. Белково-витаминный комплекс (на 10 дней ежедневно 50-60 г творога + витамины В1, В2, С или поливитамины) + + фитотерапия (отвар шиповника,
  • Своевременная санация очагов инфекции.

Срок наблюдения — до 3х лет.

Во второй группе риска

  • Осмотр невролога в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев.
  • Повторное УЗИ головного мозга по назначению невролога.
  • Массаж, гимнастика, плавание.
  • В случае повышенной возбудимости — седативные (успокоительные) препараты, или ванны.
  • Другие препараты по назначению невролога.

Срок наблюдения — до 1 года.

По третьей группе риска

  • Анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев, при снижении гемоглобина — своевременное лечение.
  • Тщательный контроль за прибавкой в массе тела.
  • Рациональное вскармливание (сохранение грудного вскармливания, соблюдение возрастного режима и объема кормлений при искусственном вскармливании, правильное и своевременное введение ).
  • Профилактика витамином Д3 с 1 месяца до 1 года по 500 МЕ ежедневно.
  • Массаж, гимнастика, закаливание.

Срок наблюдения — до 1 года.

В четвертой группе риска

  • Невролог в 1,3,6, 12 месяцев.
  • Хирург, ортопед в 1,3, 9,12 месяцев.
  • Кардиолог, генетик, ЭКГ, ЭЭГ, УЗИ органов брюшной полости — по показаниям.

Срок наблюдения — до 1 года.

По пятой группе риска

  • С момента выписки из роддома, до 10 дня жизни педиатр осматривает ребенка ежедневно, затем 1 раз в неделю до 1 месяца.
  • Обращается внимание на пупочную ранку, кожные высыпания, характер стула, активность ребенка, прибавку в весе.
  • Ежедневно 3 р/д измеряется температура тела ребенка.
  • Общий анализ крови в 1, 3, 6, 12 месяцев.
  • Кипячение, проглаживание белья.
  • Купание в кипяченой воде с добавлением марганцовки.
  • Туалет кожи и пупка.
  • Естественное вскармливание.
  • Борьба с запорами.
  • По показаниям — биопрепараты (линекс, бифидум-бактерин и др). с первых дней жизни.
  • Госпитализация при гнойничковых кожных высыпаниях.

Срок наблюдения — до 3х месяцев.

В шестой группе риска

  • Аллерголог-иммунолог в 3 месяца, далее по показаниям.
  • Общий анализ крови в 3, 12 месяцев, для выявления эозинофилии.
  • Сохранение грудного вскармливания.
  • Гипоаллергенная диета матери.
  • Ребенку более позднее введение прикорма, гипоаллергенная диета.
  • Гимнастика, массаж, раннее закаливание.
  • Исключение бытовых аллергенов.
  • По возможности, в случае острых заболеваний лечение без лекарств или использование их по минимуму, рекомендуется физио и фитотерапия.
  • Раннее выявление отклонений со стороны ЖКТ.

Срок наблюдения до 3х лет.

По седьмой группе риска

В этой группе риска наблюдение бессрочное: до того момента, как обстановка в семье и условия жизни ребенка улучшатся.

  • До 10 дня жизни ежедневный осмотр педиатра, затем в 20 дней и 1 месяц, далее 2 раза в месяц.
  • Контроль за вскармливанием, гигиеной, прибавкой в весе, физическим и нервно-психическим развитием.
  • Обеспечение бесплатными медикаментами и питанием.
  • При заболеваниях — госпитализация в стационар.
  • Первоочередное оформление в детский сад.
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Общий анализ крови, кала, мочи ежегодно.
  • С 7 лет контроль артериального давления.
  • Медосмотры с участием педиатра, ЛОРа, хирурга, окулиста, стоматолога в 1, 3, 5, 7, 10, 12, 14-15, 17-18 лет.
  • Флюрография с 14 лет.

Во всех группах риска, кроме VII, есть определенный срок наблюдения.

После истечения этого срока

  • Если у ребенка не обнаружились отклонения в состоянии здоровья, он снимается с наблюдения по этой группе риска.
  • Если патология проявилась определенными симптомами, то после обследования ребенку выставляется конкретный диагноз и назначается лечение — это называется реализация группы риска у детей.

Риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ведомства постепенно делят все существующие организации на группы риска. Так, в феврале правительство объявило об осуществлении риск-ориентированного подхода в отношении всех работодателей. В соответствующем постановлении от 16 февраля № 197 установлены критерии для разделения компаний по группам риска. При этом будут учитываться сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда. От нахождения в той или иной категории зависит периодичность проведения плановых проверок. Роструд будет публиковать на своем официальном сайте информацию о работодателях , деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Федеральная налоговая служба разделила всех налогоплательщиков на три группы еще летом прошлого года. Сделала она это на основании представленных деклараций по НДС.

Информация о присвоенных критериях риска отражается в программном комплексе «АСК НДС-2» в виде цветовых индикаторов:

- низкий налоговый риск (зеленый цвет) - компания ведет активную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и полностью оплачивает налоги. Такая компания обладает соответствующими ресурсами (активами), а ее деятельность может быть проверена плановой выездной налоговой проверкой ;

- высокий налоговый риск (красный цвет) - налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Такая компания не имеет основных средств, штата, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере);

- средний налоговый риск (желтый цвет) - налогоплательщики, которые не включены в вышеназванные группы.

Соответственно компании, окрашенные в красный цвет , создают налоговые риски для бизнес-партнеров. Подозрительные транзакции таких организаций изначально расцениваются не в пользу добросовестного налогоплательщика. Компании с низким налоговым риском должны понимать, что контрагенты с высоким налоговым риском обязательно будут выявлены автоматической программой.

ФНС при проведении камеральных проверок деклараций по НДС будет учитывать уровень риска, присвоенного налогоплательщику, и результат предыдущих камеральных проверок по вопросу применения налоговых льгот. Об этом ведомство сообщило в письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ « О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 149 НК РФ».

Наработанные методики налоговых органов рекомендовало использовать Министерство финансов при проверке организаций-контрагентов. Оно пояснило, что налогоплательщик может самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения договоров с той или иной организацией, но проявляя должную осмотрительность и понимая при этом все возможные риски. Налоговики рекомендуют хорошо подумать , прежде чем начать сотрудничество с контрагентом, у которого отсутствует , в частности, информация о госрегистрации в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru), об его фактическом местонахождении, а также о местонахождении его складских, производственных и торговых площадей и другие.

С 2018 года планируется распространить риск-ориентированный подход на все без исключения виды надзоров . Это часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства.

Обзор подготовлен с использованием системы ГАРАНТ

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.



Публикации по теме