Главные достижения и открытия в средние века. Технические достижения средневековья

Средневековая наука.

Становление средневековой науки

Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения – университеты. Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д.

Становление науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.



Наука и религия

Основной интерес к явлениям природы состоял в поиске иллюстраций к истинам морали и религии. Любые проблемы, в том числе и естественнонаучные, обсуждались с помощью толкования текстов Священного писания. Природа больше не воспринималась как нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как это было в античности. Она создана Богом для блага человека. Бог всемогущ, и способен в любой момент нарушить естественный ход природных процессов во имя своих целей. Сталкиваясь с необычными, поражающими воображение явлениями природы, человек воспринимал их как чудо, как промысел Божий, непостижимый для человеческого ума, слишком ограниченного в своих возможностях.

В сознание человека проникает идея, которая никогда не возникла бы в античности: раз человек является господином этого мира, значит, он имеет право переделывать этот мир так, как это нужно ему . Именно христианское мировоззрение посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и прийти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира. В Средние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (называется комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни). В этой ситуации наука становилась средством решения чисто практических задач. Арифметика и астрономия, в частности, были необходимы только для вычисления дат религиозных праздников. Такое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществлялось ради самой истины, а не ради практических результатов.

Средневековая наука внесла свой вклад в развитие научного знания, состоял, в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, ряд новых понятий и методов исследований, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для науки Нового времени. Важнейшей чертой этого мировоззрения, является геоцентризм - представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Особенно это относилось к духовной культуре Средневековья. Поэтому картина мира, сформировавшаяся в это время, не может считаться научной, она является возвращением к мифологическому объяснению мира

Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции. С помощью жестоких пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и регрессу научного познания в целом

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы.

Технические открытия и научные достижения в эпоху Средневековья

В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий , способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся, по сей день. В XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующи е:

· Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

· Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы. Началась математизация физики.

· Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Математические достижения.

Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии десятичную систему исчисления. Она проникла Ближний Восток в эпоху Сасанидов (224-041), когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия.

Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и постепенно стёрли грань между рациональными числами и иррациональностями.

Арабские математики совершенствовали методы решений 2-й и 3-й степеней, решали отдельные типы уравнений 4-й степени.

Тригонометрия была создана арабскими математиками. В работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.

Достижения в физике.

Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, требовали постоянного совершенствовании методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие науки о равновесии, создание многочисленных конструкций, различных видов весов.

Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных и «земных» тел. В частности, понятие механические движения используются для объяснения оптических явлений, изучается параллелограмм движений и т.п. Одно из направлений средневековой арабской кинематики - разработки инфинитезимальных методов (т.е. рассмотрение бесконечных процессов, непрерывности, предельных переходов и др.).

Развивалась динамика, т.е. изучения существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Астрономия.

Существенный вклад внесен арабскими учёными и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Арзахель составил Толедские планетные таблицы (1080). Они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе.

Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Он построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квадрант и много других астрономических инструментов (азимутальный круг, астролябии, трикветры, армиллярные сферы и др.). В обсерватории были созданы "Новые астрономические таблицы", который содержали изложение теоретических основ астрономии и каталог положения 1018 звезд.

В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнению кинематико-геометрических моделей "Альмагеста", устранению противоречий в теории Птолемея и поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.

Алхимия в средневековье

В средневековой алхимии (расцвет пришёлся на XIII-XV вв.) выделялись две тенденции.

Первая тенденция - мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею "философского камня" - гипотетического вещества, ускорявшего "созревание" золота в недрах земли. Это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.

Вторая тенденция - была больше ориентирована на конкурентную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним относят способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому необходима была смена мировоззрения, которая произошла в эпоху Возрождения.

🙂 Приветствую постоянных и новых читателей сайта «Дамы-Господа»! В статье «Учёные средневековья и их открытия: факты и видео» — информация об известных ученых в области алхимии, медицины, географии. Статья будет полезна школьникам и любителям истории.

Учёные средних веков

Средние века — это эпоха в истории от V до XV века. Средневековый мир был полон предрассудков и невежества. Церковь ревностно следила за теми, кто стремится к знаниям, и буквально устраивала на них травлю. Знания считались полезными, если они приближали к познанию господа.

Медицина чаще причиняла вред, чем пользу — рассчитывать приходилось только на силу организма. Люди не понимали, как выглядит Земля и придумывали разные небылицы о её строении.

Но и в этом невежестве было место для аналога современному учёному. Конечно, такого понятия не существовало, ведь никто ещё не имел понятия о научных методах. Основная деятельность философов была направлена на поиски философского камня, который превращал бы любой металл в золото, и эликсир жизни, даривший вечную молодость.

Алхимия

Ещё за 400 лет до деятельности Ньютона монах Роджер Бэкон провёл эксперимент, в ходе которого, луч, направленный сквозь воду, разложился на спектр. Естествоиспытатель пришёл к выводу, как позднее и Ньютон, что белый цвет обладает неизменной геометрией. Роджер Бэкон писал, что математика - это ключ к другим наукам.

Как большинство алхимиков XIII века, Бэкон был одним из философов-экспериментаторов, искавших философский камень. Средневековые алхимики были одержимы золотом неспроста. Золото - очень примечательный металл. Прежде всего, его нельзя уничтожить. Экспериментаторы задавались этим вопросом постоянно.

Почему изменчивость материи присущая к другим веществам не распространяется на золото? Этот метал можно разогреть, расплавить, придать новую форму - он остаётся с неизменными качествами.

Изучение золота, стало поиском совершенства на земле. Все манипуляции с металлом были направлены не на обогащение, алхимики стремились не к богатству, а к познанию тайны блестящего металла.

Многочисленные эксперименты позволили сделать массу открытий. Алхимики открыли технику нанесения позолоты. Получили концентрированные кислоты, открыли различные методы дистилляции, и, по сути, заложили основы химии.

Знаменитые алхимики средневековья:

  • Альберт Великий (1193-1280)
  • Арнольдо де Вилланова (1240-1311)
  • Раймонд Луллий (1235-1314)
  • Василий Валентин (1394-1450)
  • (1493-1541)
  • Никола Фламель (1330-1418)
  • Бернардо, Добряк из Тревизо (1406-1490)

Церковь

Как бы мы ни ругали церковнослужителей, именно эти люди были самыми образованными на протяжении многих столетий. Именно они раздвигали границы науки, проводили научные эксперименты, и делал записи в церковных библиотеках.

В XI веке монах Малмсберийского аббатства, Эйлмер, закрепил на себе пару крыльев и прыгнул с высокой башни. Летательный аппарат пронёс его почти 200 метров, прежде чем он ударился о землю, сломав при этом ноги.

Эйлмер Малмсберийский — английский монах-бенедиктинец XI века

В ходе лечения он поведал аббату, что знает в чём его ошибка. Его летательному изобретению не хватает хвоста. Правда, аббат запретил дальнейшие эксперименты, и управляемые полёты были отложены на 900 лет.

Но служители церкви имели возможность делать открытия в других сферах деятельности человека. Средневековая церковь не противопоставляла себя науке, наоборот, она хотела использовать её.

Самые прозорливые высказывали свои смелые мысли. Они предполагали, что у человечества будут корабли, управляемые не ста гребцами, а одним человеком, повозки, передвигающиеся без какой бы то ни было живой силы, летательный аппарат, отрывающий человека от земли и возвращающий его обратно.

Всё именно так и произошло, а прогресс задержан человечеством, возможно, от нежелания объективно оценивать прошлое.

Медицина

Сегодня от медицины людям нужно одно - чтобы нам стало лучше. Но средневековые врачи имели более амбициозные цели. Для начала - вечная жизнь.

Например, Артефий - философ, живший в XII веке. Он написал трактат об искусстве продления человеческой жизни, утверждал, что сам живёт не менее 1025 лет. Этот шарлатан хвастал своим знакомством с Христом, хотя тогда выходило, что он прожил уже более 1200 лет.

Алхимики считали, что если они смогут обратить металл в совершенное золото, используя философский камень, тогда они смогут использовать его как эликсир вечной жизни и сделают человечество бессмертным. И хотя эликсир вечной жизни не был найден, эксперты в этой области, несомненно, были.

Доктора, жившие за 600-800 лет до нашего времени, совершенно справедливо считали, что болезнь не вызывается внешними факторами, а возникает когда организму не хватает здоровья. Поэтому врачи при помощи диет и трав старались восстановить здоровье.

Существовали целые фармацевтические лавки, где было большое количество лечебных препаратов. В медицинских трактатах упоминалось не менее 400 растений, с различными целебными свойствами.

Основное достоинство средневековых врачей в том, что они воспринимали организм как единое целое.

Древнейший ученый и врач (Авиценна) (980-1037) многие годы трудился над своей энциклопедией «Канон медицины», вобравшей медицинские знания средневекового Востока.

Мондино де Луцци (1270 - 1326) — итальянский анатом и врач возобновил запрещавшуюся католической церковью практику публичных вскрытий трупов умерших людей для обучения студентов.

Алхимик, врач, философ, естествоиспытатель Парацельс (1493-1541)

Знаменитый врачеватель и алхимик из Швейцарии — Парацельс (1493-1541) прекрасно знал анатомию. На практике владел навыками хирургии и терапии. Подверг критике идеи древней медицины, самостоятельно разработал классификацию болезней.

География

Люди долго верили, что земля плоская. Но точно известно, что Роберт Бэкон в своих трудах писал: «Закругление земли объясняет, почему забравшись на высоту мы видим дальше». Инакомыслие церковных властей тормозило развитие многих наук, но география страдала, пожалуй, больше всех.

Это доказывают карты, найденные археологами. Точные карты нужны были только мореплавателям, и они у них были. Нам не известно, кто рисовал эти карты и как шёл процесс их создания. Их точность поражает современных специалистов.

Из путешественников эпохи средневековья следует отметить русского купца Афанасия Никитина (дата смерти 1475). Он совершил путешествие от города Твери до Индии! По тем временам это невероятно! Его записи, сделанные во время путешествия, называются “Хождение за три моря.”

Итальянский купец и путешественник Марко Поло (1254 — 1344) первым из европейцев описал Китай. “Книга Марко Поло” являлась одним из основных источников составления карты Азии.

Наиболее значимые достижения Средневековья:

1) Создание более совершенных упряжек для тяговых животных в виде жесткого хомута. Это нововведение способствовало повышению эффективности пахотных работ.

2) Применение колесного плуга, который опирался на колесную пару, обеспечивая более глубокую вспашку.

3) Широкое применение ветряных и водных двигателей в качестве источников энергии (ветряные мельницы – с 12 в., водяные – с 9 в.).

Все эти технические нововведения способствовали расширению пахотных земель, культурных насаждений, увеличению численности населения, возникновению горных поселений. Центром научно-технических достижений были монастыри. Сохранилась книга немецкого монаха Теофила «О различных искусствах» (1123), в которой он описывает десятки ремесел: изготовление стекла, отливку колоколов, создание органных труб и т.д.

В то же время в Европе продолжалось освоение технических достижений Востока и их усовершенствование:

1) более широко стал использоваться порох, началось его массовое производство, а также массовое изготовление различных видов огнестрельного оружия;

2) в связи с изобретением книгопечатания (1440 – появление первой книги), заслуга создания которого принадлежит Иоганну Гуттенбергу, быстро росло производство бумаги.

Наиболее динамично развивающейся областью стало производство строительной техники.

В архитектуре в XI в. утверждается готический стиль, одним из ярких проявлений которого стал собор Парижской Богоматери. Строительство собора началось в 1163 г. и продолжалось около 200 лет; Кельнский собор строился 600 лет.

Кроме религиозных сооружений началось строительство сооружений гражданского типа (рынков, зданий городских управлений). Появились первые научные труды по архитектуре (Леон Баттиста Альберти создал фундаментальный труд – «Десять книг о зодчестве», ставший своего рода энциклопедией средневековой архитектуры).

Особое место в культуре Средневековья занимали алхимия и астрология. Эти дисциплины представляли собой синтез религиозной мистики и экспериментальной науки. Алхимики утверждали, что главная задача их профессии – поиск первопричины мира, первопричины материи, которые якобы первоначально заложены Богом, здесь алхимия соприкасалась с религией. Однако для обнаружения этих первоначал алхимики проводили эксперименты, что сближало их с фундаментальной наукой, делая из них настоящих ученых, что противопоставляло их церкви. Одним из таких алхимиков стал монах Роджер Бэкон (XII в.). Он писал: «Экспериментальная наука не получает истину из каких-то высших наук, именно экспериментальная наука – главнее всех, а другие науки – ее служанки». Его трезвый ум помог ему опередить свое время и высказать предположение о создании самолетов, автомобилей, подводных лодок.

Столь же причудливым сочетанием истины и заблуждения была астрология. Ее сильной стороной является идея о том, что существует тесная связь между космосом и жизнью людей. Ответом на вопрос, в чем состоит это влияние, не было и нет, хотя попытки предпринимались.

С точки зрения развития науки и техники Средневековье было ярким и насыщенным периодом, характеризующееся взаимодействиями различных научных и религиозных концессий, что является также поучительным и для нашего времени.

Эпоха Возрождения.

Самостоятельное изучение.

Изобретения средневековья являются важным техническим и научным прорывом в развитии человеческой расы. Именно в средние века (5-15 век) произошли многие научные открытия без которых невозможно представить современность.

Мельницы

7-го – 15-го века

Первые практические ветряные мельницы построены в или до 9-го века в регионе охватывающем восточный Иран и западный Афганистан. Они описаны в рукописи Эстахри, персидского географа того периода, как имеющие горизонтальные паруса в виде лопастей современного вертолета, непосредственно связанные вертикальным валом с поворачивающимися жерновами. Иногда дата первой ветряной мельницы приводится как 644 году н.э. или ранее, потому что в документе 9-го века говорится, что человек, который убил халифа Омара в мечети в Медине, был персидским строителем ветряных мельниц. Но первое упоминание об этом спустя два столетия после события делает его маловероятным.

Ветряные мельницы впервые упоминаются как изобретения средневековья в Европе в 12 веке. Существует упоминание про один архив во Франции в 1180 году, а несколько лет спустя на другой в Англии. Поскольку это время крестовых походов, вполне вероятно, что идея была привезена с Ближнего Востока.

Порох

Около 1040 г. в Китае был выпущен документ под названием «Сборник военных технологий». Это первое сохранившееся упоминание изобретений средневековья, описывающее порох. Этот черный порошок, образованный смесью селитры, древесного угля и серы. Это опасное соединение было разработано в небольших химических лабораториях, прикрепленных к храмам Даосов, где исследования проводились, главным образом, на тайну вечной жизни.

На этом раннем этапе в Китае военное применение пороха ограничивается гранатами и бомбами, которые летят на врага из катапульт. Его реальная разрушительная сила появится только тогда, когда объем где находится смесь будет ограничен – в развитии артиллерии и когда будет изобретено .

Компас

В какой-то момент до 1100 года обнаруживается, что магнит, если ему позволено свободно двигаться, повернется так, что один конец укажет на север. Свободное передвижение трудно достичь, поскольку естественный источник магнетизма является тяжелым минералом (магнетит или магнитный железняк). Но тонкая железная игла может намагничиваться при контакте с камнем, и такая игла достаточно легкая, чтобы прикрепиться к щепке дерева и плыть по воде. Затем она переместится в положение, которое идентифицирует север – предоставляя неоценимую информацию морякам в пасмурную погоду.

Было много споров о том, где компас впервые изобретен. Самое раннее упоминание о таком устройстве содержится в китайской рукописи конца XI века. В течение следующих 150 лет такие изобретения средневековья встречаются также в арабских и европейских текстах. Это слишком короткий промежуток времени, чтобы доказать приоритет Китая, учитывая случайный характер сохранившихся упоминаний.

Решающим фактом является то, что этот инструмент доступен для того, чтобы сделать возможным великую эпоху морских исследований, которая начинается в 15 веке – хотя еще никто не понимает, почему магнит указывает на север.

Башенные часы в Китае

После шести лет работы буддийский монах по имени Су Сун завершает строительство большой башни высотой 9 метров, которая призвана показать движение звезд и часов дня. Движение осуществляется от водяного колеса занимая нижнюю часть башни. Су Сун разработал устройство, которое останавливает водяное колесо, за исключением короткого периода, раз в четверть часа, когда вес воды (накопленный в сосудах на ободе) достаточен для отключения механизма. Колесо, двигаясь вперед, приводит машину башни к следующей неподвижной точке в непрерывном цикле.

Этот прибор концепция необходимого механического часового механизма. В любой форме часов основанных на машинном оборудовании, силу необходимо точно отрегулировать. Настоящее рождение изобретения средневековья механического часового механизма ждет надежная версия, разработанная в Европе в 13 веке.

Тем временем башенные часы Су Сун, готовые к осмотру императором в 1094 году, вскоре после этого уничтожаются мародерствующими варварами с севера.

Очки

В течение 13-го века было обнаружено, что кристалл с изогнутой поверхностью может помочь пожилым людям читать. Установленный в держателе, такой объектив просто небольшое увеличительное стекло. Философ-ученый Роджер Бэкон ссылается на использование линзы в тексте 1268 года. Линза использовалась как первые и была обработана из куска кварца.

Вскоре (вероятно, во Флоренции во время 1280-х годов) развивается идея размещения двух линз в рамке, которая может быть размещена перед глазами. Это естественный следующий шаг вида современных очков. Очки, прикрепленные в центре на носу, довольно часто появляются на картинах 15-го века.

По мере того как требование увеличивается, стекло заменяется кварцем как материал для объективов. Ремесло точильщика объективов как и будет одним из больших искусств и важности.

Ранние очки все используют выпуклые линзы, чтобы исправить длинное зрение (трудность видеть вещи, которые близки). К 16-му веку обнаруживается, что вогнутые линзы компенсируют близорукость зрения (затруднение зрения на отдаленные объекты).

Часы в Европе

Европа в конце Средневековья занята попытками определить время. Основная цель состоит в том, чтобы отразить астрономическое движение небесных тел в более мирской задаче измерения времени. Учебник по астрономии, написанный англичанином в 1271 году говорит, что часовщики стараются сделать колесо, которое сделает один полный оборот в каждый день, но их работы не совершенны.

Что мешает им даже начать совершенствовать свою работу, так это отсутствие маятника. Но практический вариант этого изобретения средневековья датируется лишь несколькими годами позже. Рабочий маятник был изобретен около 1275 года. Процесс позволяет зубчатому колесу перескакивать на один зуб за один раз. Скорость их колебаний регулирует маятник.

Артиллерия

Наиболее значительным событием в истории войны является использование пороха для приведения в движение ракет. Было много споров о том, где проводятся первые эксперименты. Неубедительные, а иногда и неверно истолкованные ссылки из ранних документов, по-видимому, по-разному отдают приоритет китайцам, индусам, арабам и туркам. Чаще всего считается что это .

Вполне вероятно, что этот вопрос не может быть решен. Самым ранним неопровержимым доказательством артиллерии является чертеж грубой формы пушки в рукописи, датированной 1327 годом (ныне в библиотеке церкви Христа, Оксфорд). Есть упоминание про пушку, установленная на корабле в 1336 году. Проблема, с которой сталкиваются ранние производители артиллерии, заключается в том, как построить трубу, достаточно прочную, чтобы выдержать взрыв, который будет выстреливать ракету с одного конца (другими словами, как сделать пистолет, а не бомбу). Если повезет, круглый камень (или позже шар из чугуна) будет мчаться с открытого конца трубы, когда за ним загорается порох.

Кропотливая загрузка и стрельба из такого оружия ограничивает их эффективное использование либо внутри замка, защищающего вход, либо снаружи, защищая тяжелые предметы у стен. Решающим фактором является размер ракеты, а не ее скорость. Прорывом в этом отношении, в конце 14 века, является открытие того, как отливать стволы орудий из расплавленного железа.

Пушки, в течение следующих двух столетий, становятся все больше. Есть несколько впечатляющих сохранившихся примеров. Монс Мег, датируемый 15-м веком и ныне находящийся в Эдинбургском замке, мог швырнуть железный шар диаметром 50 сантиметров на 2 километра.

Этому изобретению требуется 16 волов и 200 человек, чтобы провести её в огневую позицию. Камень весом до 250 килограмм может быть обрушен на большие городские стены.

Скорострельность – семь камней в день.

В этом же году на Кастильоне во Франции изобретатели средневековья демонстрируют еще один потенциал пушечной мощи – легкая артиллерия на поле боя.

Портативные пушки

Портативные пушки разрабатываются вскоре после первых пушек. Когда впервые упоминается, в 1360-х годах, такая пушка похожа на большое ружье. Металлическая трубка длиной до ноги прикреплена к концу шеста длиной с человека.

Наводчик должен приложить пылающий уголь или раскаленный камень к отверстию в заряженном стволе, а затем как-то достаточно далеко уйти от взрыва. Здесь явно не так много возможностей для быстрого прицеливания. Большая часть такого оружия, вероятно, использовалась двумя воинами и зажигалась одним из них.

Уточнения следуют удивительно быстро. В течение 15 века ствол такого оружия удлиняется, способствуя более точному прицеливанию. Разработано устройство в виде изогнутого металлического рычага, который удерживает светящуюся спичку и погружает ее в ствол, когда тяга на спусковой крючок срабатывает. Это становится стандартной формой мушкета до прибытия кремневого замка в 17 веке

Тип набора текста в Корее

В начале XIII века, более чем за 200 лет до изобретения печати Гутенберга в Европе, корейцы основали литейный цех для литья в бронзе. В отличие от более ранних китайских экспериментов с керамикой, бронза достаточно прочна для повторной печати, демонтажа и набора нового текста.

С помощью этой технологии корейцы создают в 1377 году самую раннюю в мире известную книгу, напечатанную из набранного текста. Известный как Jikji (Чикчи), эта коллекция буддийских текстов, составленных в качестве руководства для студентов. Сохранился лишь второй из двух опубликованных томов (в настоящее время хранится в национальной библиотеке Франции). В первой книге напечатанной типографским способом раскрывается не только дата печати, но даже имена священников, которые помогали в составлении шрифта.

Корейцы в это время используют китайские символы, поэтому у них есть проблема громоздкого количества символов. Они решают эту проблему в 1443 году, изобретая свой собственный национальный алфавит, известный как Хангыль. По одному из странных совпадений истории это именно то десятилетие, в котором Гутенберг экспериментирует с подвижным печатным станком далеко в Европе, которая пользуется преимуществом алфавита более 2000 лет.

Первый клавишный музыкальный инструмент

В рукописи 1397 года сообщается, что некий Герман Полл изобрел клавикембал или клавесин. При этом он адаптировал клавиатуру (давно знакомую в органе)к игре на струнных. Независимо от того, является ли Полл его фактическим изобретателем, клавесин быстро становится успешным и широко распространенным музыкальным инструментом. Это изобретение средневековья стоит на старте традиции, которая в конечном итоге сделает клавишную музыку частью повседневной жизни.

Но клавесин имеет одно ограничение. Как бы сильно или мягко игрок не ударил по клавише, нота звучит одинаково. Для игры мягко или громко, необходима дальнейшая разработка и поэтому появилось фортепиано.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра истории экономики политики культуры

Контрольная работа

Вариант №17

По культурологии на тему:

Культурные достижения средневековой Западной Европы.

Преподаватель:

Работа выполнена:

Факультет менеджмента и маркетинга

Владимир 2007

План. стр

Введение 3

1.Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века). Литература, искусство, архитектура, Романский стиль 4

2.Культура классического Средневековья(12-15век). Литература, искусство, архитектура, Готический стиль. 7

3.Христианская церковь в Средневековой Европе. 11

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

В средневековье утверждался феодализм с преимущественной сельской общиной и зависимостью человека от нее и феодала. Материальная культура определялась общинной деятельностью на земле и ремесленным производством в городах. Из-за того, что многие страны Европы самоопределились и укрепились, центром культурного совершенствования становится весь европейский регион - Испания, Фран­ция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство объединя­ло их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Европе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у народов Европы далеко еще не был завершен. Возникают большие и малые войны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

1.Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века). Литература, искусство, архитектура, Романский стиль.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

Первым самостоятельным, специфически европейским художест­венным стилем средневековой Европы был романский, которым ха­рактеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример­но с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и по­зднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.

В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно си­рийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германски­ми, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Раз­личные комбинации этих влияний создали в Западной Европе мно­жество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество со­хранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: раз­личные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам.

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др.

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах та­кой стиль был продолжением раннее христианского искусства. Наиболее известные и лучше всего проработанные об­разцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капел­ла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст. время Аахен, Германия).

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддер­живающими конструкциями). Главной причиной для разработки ка­менных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольто­вых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпосаАнглии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Веовульфе», созданная около 700 г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа. Памятник скандинавского эпоса - «СтаршаяЭда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантами.
Весьма важный элемент устного творчества - саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях ( «Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда»(Германия), «Песнь о Нибелунгах»(Германия), «Песнь о моем Сиде»и «Родриго»(Испания). К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами(певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Пра-романские художники достиг­ли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспони­рующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометричес­ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри­сунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Про-романская и романскаяобработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным об­разом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищни­цах больших кафедральных соборов за пределами Франции; фран­цузские соборы были ограблены во время Французской революции.

2.Культура классического Средневековья(12-15век). Литература, искусство, архитектура, Готический стиль .

В период с 12 по15 в., когда развиваются города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и начинаются крестовые походы, при дворах крупных феодалов развивается более пышная и утонченная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству; торжественно обставляются их воинские состязания - турниры. Здесь возникает новая, рыцарская или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Рыцарская лирика выражает любовь рыцаря к даме; рыцарский роман, вытесняющий теперь героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины или сюзерена, а во славу дамы. Ради завоевания ее любви рыцари претерпевают в романах всевозможные, нередко фантастические приключения.
Куртуазная литература, рассчитанная на вкусы класса феодалов, в значительной своей части отличается искусственностью, надуманностью. Однако в ней есть прогрессивное начало: утверждение любви, расшатывавшее церковную аскетическую идеологию. В куртуазную литературу проникают некоторые темы и образы из народной поэзии. Так, на основе народной сказки был создан поэтический роман о Изольде, по ошибке выпивших вместе любовный напиток, который связал их до самой смерти великой, непреодолимой любовью.
На протяжении всего средневековья продолжается литературное творчество и в самых широких слоях эксплуатируемого народа. До нас дошли народные песни, в которых выразились протест народа, его чувства и чаяния в эпоху феодальной эксплуатации, нищеты и разорительных войн. Особенно острым боевым содержанием отличаются народные песни тех стран, где происходили большие крестьянские движения, как, например, в Англии 12-15 вв. на почве быстрого разорения крестьянства; здесь сохранилось обширное песенное наследие. Примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. В его честь в шотландских горных селениях до настоящего времени ежегодно справляется праздник с массовым гуляньем и играми. Баллады рисуют Робин Гуда вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он защитник бедных, гроза власть имущих - богатых феодалов, монахов. Ряд баллад повествует о его борьбе с шерифом (высшим местным властителем) города Нотингема, из рук которого он неоднократно спасает своих осужденных на смерть товарищей. Образ Робин Гуда - борца против феодалов - столь же ярко героизирован, как и образы воинов в эпосе. Робин Гуд обладает почти сказочной ловкостью стрелка, силой и отвагой. На зов его рожка послушно является на конях могучая и преданная ему дружина, во главе с его ближайшим другом джоном Маленьким. Наперекор церковной проповеди аскетизма Робин Гуд показан щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни.

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст­вования общественных отношений приходил новый стиль - готиче­ский. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и свет­ские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко­писи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначаль­но слово готика использовалось авторами итальянского Возрожде­ния, как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и ис­кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Основным представителем и выразителем готического пери­ода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики бы­ли светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил раз­витие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полней­шей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным призна­ком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные камен­ные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб­ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас­положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто­рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про­емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высо­кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбаланси­рованных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических собо­ров. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры позд­ней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского со­бора. Принципиально новые решения интерьера были найдены авто­ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг­лию. В Италии оно было не столь сильным.

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

3.Христианская церковь в Средневековой Европе.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Церковь стремилась общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекала под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее. В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями.Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти средства стали использовать для усиления папской казны. Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества. Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости. Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, “была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия ”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор. Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

4.Тест

1) христианство

3) буддизм

4) индуизм

5) синтоизм

6)иудаизм

7)джайнизм

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

джайнизм

индуизм

Ответ:3,4,7.

Заключение

Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также едва ли можно смотреть на нее как период своеобразного застоя. При всей противоположности культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи классического средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации, прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.

Список использованной литературы:

1.Бадака А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Всемирная история. Эпоха Просвещения.

2.Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996

3.Маркова А.Н. История мировой культуры. М.:ЮНИТИ,2000

4.Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная

жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М., 1988 г.

5. Добиаш-Рождественская.О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1989 г.

Дополнение к реферату:

Тест:

Какие из этих религий получили наибольшее распространение в Индии:

1) христианство

3) буддизм

4) индуизм

5) синтоизм

6) иудаизм

7) джайнизм

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Примерно в то же время(VI в. до н.э) в Индии сложился джайнизм . В его религиозно- философских трактатах – сутрах - содержится учение об освобождении от уз сансары(перевоплощение душ).

В конце I тыс. н.э в результате развития ведической религии, брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований сформировалась одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира – индуизм . В его основе лежит учение о перевоплощение душ (сансара), происхождящем в соответствии с законом воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение; почитание верховных богов или их воплощений; соблюдение кастовых бытовых правил.

Ответ:3,4,7.

Литература:

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая литература на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров – это и героический эпос, и рыцарская литература, и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни и поэзия вагантов.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в XII – XII вв. В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос, и фантастический эпос, более близкий к фольклору.

Эпические произведения XII века получили название «поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами жонглерами. Знаменитая «песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «Рыцарский дух».

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось, прежде всего, низшим сословиям – крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливает их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря, и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о своей славе. От рыцаря требовалось обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, соблюдать правила «КУТУАЗИИ» - безупречного воспитания и поведения при дворе. Рыцарь должен быть преданным возлюбленным избранной им «ДАМЫ». Таким образом, в кодексе рыцарской чести военных дружин переплетаясь с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходиться с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в XII веке появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» первоначально означал только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в культурной англо – норманнской среде в 1066г. Зачинателем легенд о подвигах короля Артура, о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов, особенно бретонского цикла были поиски святого Грааля – чаша, в которую по преданию была собрана кровь распятого Христа. Бретонский цикл романов входит и «прекрасная повесть о Тристане и Изольде» - поэма о вечной неумирающей страсти, которая разгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.

Крупнейшими представителями жанра XI века был французский проект Крестьен де Труа. Он даже предсказывал легенды Артурского цикла и воплощал их в своих «романах и стихах».

Произведения Крестьен де Труа «Эрек и Энида», Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ласелот, или Рыцарь телеги» и др. относятся к лучшим образцам куртуазнойзападноевропейскойлитературы. Сюжеты произведений К. Де Труа перерабатывались авторами немецких рыцарских романов, например, Рартманом Фон Ауэ. Лучшим его произведением стал « Бедный Генрих» - небольшая стихотворная повесть. Еще одним знаменитым автором рыцарскихкуртуазных романов был ВОЛЬФРАМФОНЭШЕНБАХ, чья поэма«Парси-фаль» (один из рыцарей Круглого стола) впоследствии вдохновляла великогонемецкого композитора Р. Вагнера. Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством. Рыцарский роман отразил рост светский тенденций в литературе, а так же обострение интереса к человеческим переживаниям. Он передал последующим поколениям эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникший при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Основными чертами поэзии были элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культурного действия.

Известнейшими трубадурами XXII века были Бернард Девентарион, Гераут де Борнель, и Бертрант де Борн. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии – миннезингеров, в Италии – поэты «нового сладострастного стиля».

Городская литература XII – XIII веков была антифеодальной и антицерковной. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирической заостренности, немного грубоватый юмор. Они высмеивали грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Широкое распространение получило еще одно произведение средневековой литературы – «Роман о розе», который состоит из двух разнородных и разновременных частей. В первой части в нем в виде действующих лиц выступают различные человеческие качества: разум, лицемерие. Вторая часть романа носит сатирический характер и решительно обрушивается на феодально-церковные порядки, утверждая необходимость всеобщего равенства.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально – смеховое театрально искусство. Смеховая культура господствовала в карнавале, в творчестве народных бродячих актеров, жонглеров, акробатов, певцов. Высшим проявлением народной площадной культуры был карнавал.

Явление народно – смеховой культуры позволяет по новому осмыслить культурный мир средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично поэтическое восприятие мира.

Смеховое начало в народной культуре не могло найти откликов в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевает душу и присуще лишь нечистой силе. К ним причислялись бродячие артисты и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость». В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе.

Близка к городской культуре поэзия вагантов – бродячих школяров.

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкая, осуждающая церковь и духовенство и воспевающая радости земной и вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы любовная и сатирическая. Стихи в массе своей анонимны; они плебейские по своей сути и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой мировой литературы стал Робин Гуд – действующее лицо многочисленных баллад, памятниковлитературы XIII века.

Образование.

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности: «семь свободных искусств» - грамматика, риторика,диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

Существовали также светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много таких школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочи­нения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, менялась и степень образованно­сти людей. После определенного подъема в VIII-IX вв. развитее умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходятна головах. Пришли в упадок скриптории - мастерские, суще­ствовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X-XI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора| объединялись в университеты (лат. universitas - объединение) для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. Университет делился на землячества -объедине­ния студентов из той или иной страны и факультеты (лат. facultas-

возможность), где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем - университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), кото­рый в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Па­рижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: об­щеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Сорбонна была признанным центром теологии. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. scholastikos - школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на ав­торитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые универ­ситета было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья также присуще было усиление позиций христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную филосо­фию. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основан­ная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. в Кон­стантинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820-890-е), составитель «Мириобиблиона» - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. отмечается подъем естественно-научных знаний. Создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содер­жащие разнообразные сведения о византийском обществе и соседних народах, в том числе и о восточных славянах - русаках. Составляются руководство по хирургии, учебники по математике. Наряду с точными науками широкое распространение получают оккультные науки: алхимия, астрология, магия.



Публикации по теме