Фресковая роспись пещерных храмов аджанты. Пещеры аджанты

Аджанта (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Индию
  • Горящие туры в Индию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - это удивительная страна, которая хранит на своих просторах множество уникальных достопримечательностей, равных которым нет больше нигде в мире. Говоря об Индии, прежде всего, стоит упоминать о ее колоссальном духовном наследии, составить полное представление о котором можно, побывав всего в одном месте.

Речь идет об уникальном буддистском храмовом комплексе Аджанта - это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников. Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров, а с цивилизацией Аджанту разделяет почти сто десять километров. Но те, кто рискнет преодолеть такое расстояние, будет щедро вознагражден.

Как добраться

Дорога до Аджанты нелегкая и займет у вас достаточно много времени, но не отказывайтесь от поездки, а просто будьте готовы к небольшим трудностям на пути к прекрасному. Есть прямой поезд от Дели до Аурангабада, также до этого города можно добраться поездом из Мумбаи, а потом уже рейсовым автобусом или даже посредством рикши доехать непосредственно до Аджанты. Поездом можно также доехать и до городов Джалгаона или Бхусавала, которые также имеют с Аджантой автобусное сообщение. Но в любом случае нужно помнить, что по понедельникам этот комплекс закрыт для посещений.

Если вы планируете провести в Аджанте несколько дней, то лучше всего останавливаться в Аурангабаде, а для передвижений нанимать автомобиль, предприятие это вовсе не затратное, особенно если вы путешествуете небольшой компанией. Там же можно заказать экскурсию или даже персонального гида.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Считается, что начало возведения монастыря было положено еще во 2 веке до нашей эры, но активнее всего строительные и отделочные работы велись в 3-7 столетиях нашей эры, когда Индией правила могущественная династия Гуптов, в последствии этот период назвали «золотым» в истории государства. Но уже к 13 веку буддизм в Индии утратил свои позиции, а соответственно и интерес к монастырю ослабел, монахи перестали приходить сюда, и на протяжении нескольких веков пещеры Аджанты были заброшены и о них практически никто не знал.

Только в 19 о них снова заговорили после того, как британские колонизаторы во время охоты случайно забрели в эти неприступные места. Уже через сто лет здесь провели масштабную реконструкции и включили этот исторический объект в список культурных ценностей не только Индии, но и ЮНЕСКО.

Если бы не неприступность монастыря, вряд ли он сохранил бы свое величие до наших дней, ведь долгое время в стране происходили разрушения буддийских храмов фанатиками. Но свои коррективы внесло неумолимое время, из-за чего только в тринадцати храмах осталась уникальная роспись, которой украшен каждый сантиметр внутри залов.

Пещерный монастырский комплекс

Стоя на краю каньона, в котором расположены пещеры, нельзя отказать себе в удовольствии хотя бы несколько минут созерцать это совместное величественное творение природы и человека. Глядя на масштабы монастыря (он простирается более чем на полкилометра в длину, а высота его составляет около двадцати двух метров), сложно представить, как можно было, не имея в своем распоряжении сверхмощной современной техники, воздвигнуть такой монументальный комплекс.

Спустившись на самое ущелье, где в окружении базальтовых скал течет спокойная река Вагхора, снова удивляешься человеческому гению, который смог все так упорядочить - параллельно берегу проложена ровная и просторная дорога, ответвления от которой ведут во все двадцать девять храмов. Вход в каждый пещерный монастырь обрамлен величественными колонами, щедро украшенными необычной резьбой.

Эта роспись представляет особую ценность, так как она досконально иллюстрирует быт того времени. На стенах, потолках и многочисленных колонах в мельчайших подробностях изображены сцены из жизни деревень и городов древней Индии, очень красочно вырисованы дворцы вельмож, то, как они проводили свое время. Помимо этого присутствует огромное количество фресок написанных по религиозным мотивам, а также особое внимание уделяется изображениям эротического характера. Внутри пещеры изображено все многообразие внешнего мира.

Эта живопись послужила основой для дальнейшего развития индийского изобразительного искусства, а ее значение в мировом масштабе просто невозможно переоценить.

Особенно поражает то, что все эти рисунки с множеством мелких довольно реалистичных деталей, причудливой игрой красок и цвета создавались в пещерном полумраке, такое впечатление, что древнем мастерам действительно покровительствовал высший разум.

Проникнуться духом истории помогают живописные настенные полотна, а ощутить в полной мере особую энергетику этого необычного места можно благодаря статуям Будды. Все они высечены из камня, но так искусно, что, кажется, будто бы они воодушевлены, настолько тонко переданы черты и выражения лиц, в которых с легкостью прочитывается каждая эмоция и даже мысль.

Аджанта (Ajanta) - заброшенная деревенька в центральной Махараштре на расстоянии 100 км. от Аурангабада. Благодаря своим пещерных храмам, наполненным уникальными скульптурами и фресками Аджанта включена в реестр мирового наследия .

История скальных храмов Аджанты

Пещеры Аджанты были обнаружены в 19 веке британскими чиновниками, наткнувшимися на них во время охоты на тигров.

Начало строительства пещер Аджанты датируется от 5 до 2 века до нашей эры, а окончание 650 годами.
В Аджанте в общей сложности 29 пещер, выдолбленных в ручную, как предполагается, в качестве монастырей, мест обучения и уединения буддийских монахов. Строились пещеры также монахами, которые при помощи самых простых материалов и инструментов создали потрясающие образы, украшающие стены пещер. Некоторые пещеры имеют барельефы и скульптурные изображения тонкой работы, другие украшены изысканными фресками, свидетельствующими о высоком уровне изобразительного исскуства Индии того времени. Многие пещеры изображают сцены из Джатак, иллюстрируют различные инкарнации Будды. Образы нимф и принцесс, имеющиеся среди прочих изображений, также переданы очень тщательно.

Около 7 века зодчие покидают пещеры Аджанты по некоторой неизвестной причине, и очевидно перемещаются в Эллору. Возможно это было связано с упадком, который в тот период переживал в Индии.

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а откорректирован.
Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок.
Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные .

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры.
Наибольшее на меня произвела пещера № 26. Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый , отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет. Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег - то снова можно.

Выходной - понедельник. Входной стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Добраться в Аджанту

из Аурангабада можно демократическими автобусами, время в пути около 4 часов, на такси около 2.5 часов (1200 рупий в оба конца).
От парковки до пещер ходят специальные зелененькие , до которых нужно пройти по дорожке мимо торговцев, автобус примерно 20 минут, стоит 6 и 10 рупий в один конец в зависимости от наличия AC.
От конечной до пещер нужно протопать по довольно крутой и длинной лесенке в гору, без остановок сделать нам это не удалось, правда для немощных тут предусмотрены носилки.

Кстати, на подступах к Аджанте много магазинчиков, где торгуют альбомами фотографий Аджанты и Эллоры очень приличного качества по цене от 200 до 500 рупий в зависимости от толщины и формата и открытками, больше таких я нигде не видела.
В Аджанте есть , но мы решили не оставаться там на ночлег, если приезжаешь утром - светового дня вполне достаточно чтобы осмотреть все.

– это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой - утес в виде подковы с 29 пещерами.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

Самые старые пещеры датируются II веком до н.э, что намного старше пещерных храмов Эллоры , считается что рождение Эллоры привело к смерти и забвению Аджанты.

Более 2 000 лет пещеры хранят тайны древних буддистских поселений, многие из которых стали настоящими легендами .

Только подумайте, в те времена, когда про большинство сегодняшних религий и знать не знали, а до рождения Христа оставалось еще два столетия, в пещерах уже звучали молитвы.

Несмотря на свой преклонный возраст пещерные храмы отлично сохранились, возможно благодаря тому, что на протяжении 1 500 лет о сохранности пещер заботилась сама матушка природа, а единственными посетителями пещер были дикие животные, которые изредка выбирали эти места в качестве своего дома.

История пещер Аджанты

Всю историю пещер в Аджанте можно разделить на несколько периодов жизни пещерного комплекса:

  • Первые пещеры на берегу реки Вагхоры появились примерно во во II веке до нашей эры, на протяжении нескольких столетий пещерный комплекс рос и в скале над рекой появлялись новые пещерные храмы и монастыри;
  • Примерно во времена с V до IX века нашей эры народ начал покидать пещеры, причины по которым это произошло так и не установлены;
  • Второе открытие пещер, произошло совершенно случайно, во время охоты британские военные набрели на каменный утес, в овраге которого бежала река Вагхора. Внимательно обследовав место, британцы обнаружили несколько удивительно красочных буддистских пещер;
  • Пещеры Аджанты в наши дни. Сегодня храмовый комплекс является одним из самых посещаемых туристических мест в Индии, весь комплекс пещер находиться под охраной ЮНЕСКО.

Тридцать пещер Аджанты расположены на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого бежит река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, кроме пещер 29 и 30. Нумерация пещер в таком порядке была осуществлена Джеймсоном Фергюссоном в XIX веке и не имеет ничего общего с хронологией пещер. Самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обоих сторон.

В пещерном комплексе регулярно ведутся реставрационные работы, так что некоторые из пещер могут быть закрыты для посещения. Время пребывания в некоторых пещерах в высокий сезон может быть ограничено 15 минутами. Есть ряд пещер, вход в которые в обуви запрещен, следует разуваться.

И Аджанта. Сегодня - рассказ о храмах Аджанты.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".



Публикации по теме