Архимандрит василий. Послание к игумену василию о схиме

На сайте газеты "Советская Чувашия" от 01.07.2010 г. опубликовано интервью с игуменом Василием (Паскье): Игумен Василий (Паскье): Я человек без компромиссов
Но для меня важнее всего вот этот фрагмент:

"- Отец Василий, после почти 14 лет жизни в Алатыре вы переехали в Чебоксары. Здесь оказалось труднее?
- Конечно. Алатырь - своеобразный маленький город. Там не самая высокая культура. Но Чебоксары, не в обиду городу будет сказано, обладают этой культурой в гораздо меньшей степени. Я всегда представлял Чебоксары как образованный город, самый чистый в Поволжье. Был уверен в этом, пока здесь не пожил. Ведь по-настоящему видишь только тогда, когда живешь внутри. Как люди ведут себя в обыденности, каково у них в квартирах. Как мои братья-монахи живут в своих кельях. Мягко говоря, здесь не все хорошо. И в городе, и на берегу. И внутри монастыря я вижу не то, что я видел в алатырском монастыре. А ведь столичный монастырь должен быть образцом."

Нет, я процитировал это не для того, чтобы позлорадствовать. Дело здесь совсем в другом. Во-первых, любое упоминание Алатыря для меня очень важно и интересно. А во-вторых, о. Василий, или «наш француз», как называли и называют его до сих пор в городе, стал действительно Событием, значимой Вехой (если можно так сказать о человеке) в истории Алатыря. Для 2000-х годов - уж это точно.

И как раз его слова о «культуре» (а здесь он имел в виду не театры или музеи, а культуру бытовую, повседневную) в Чебоксарах и Алатыре навели на интересные воспоминания.

И связаны они вот с чем.

О. Василий попал в Алатырь, наверное, в один из самых тяжелых, периодов для города, когда разруха в городском хозяйстве, экономике и, конечно же, в умах горожан достигла наивысшей точки. И тому были веские причины, зачастую от жителей не зависящие (но пока не об этом). И вот приехал в эту «грязную дыру» (а на тот момент было именно так, хотя это и очень обидно) новый человек, да еще иностранец-европеец. Его не интересуют причины царившего безобразия, ему не интересно, что «лет 30-40 назад алатырские улочки были ухоженными, чистыми, утопавшими в зелени, а тротуары были выстелены досками, по которым дети бегали босиком…» Он видит то, что есть сейчас, и соответственно увиденному складывает свое мнение о городе. А затем - начинает действовать. Он начинает преображать обыденность вокруг себя. И не только в переносном, но и в самом прямом смысле: частный дом, в котором он поселился, был самым опрятным на улице. И вокруг дома - чистота и порядок, чего нельзя было сказать о некоторых его соседях. Он начинает пропагандировать чистоту, постоянно говорить о ней.

Но дальше он сослужил для города не совсем добрую службу, хотя и с самыми благими намерениями (в этом я абсолютно уверен). Дело в том, что он часто встречался с президентомФедоровым, которому, конечно, рассказывал о жизни в Алатыре. По пересказу одного из чиновников горадминистрации в их разговоре (президента и о. Василия) якобы каждый раз присутствовал такой диалог:

Федоров: «Ну как в Алатыре? Срут?»

О. Василий: «Срут».

Уж не знаю, такие ли слова использовались в действительности, но очевидно - эта проблема упоминалась. Во многом это и способствовало тому, что Алатырь в те годы на республиканском уровне из уст самых высокопоставленных чиновников стал позиционироваться как самый грязный, неухоженный город республики, абсолютно все жители которого привыкли «жить в грязи» и ничего не хотят менять. Этакий оплот бескультурья в цветущей и пахнущей Чувашии. Доходило даже до того, что на просьбы города об увеличении финансирования на поддержание полудохлого хозяйства, отвечали: «Вы сначала на улицах порядок наведите». Происходила подмена понятий: следствие делали причиной. И это было выгодно властям. Есть отговорка - «сами виноваты».

Нет, я не оправдываюсь - срали, конечно. И за это стыдно. Но я никогда не поверю в какую-то особую нечистоплотность алатырцев. Я вполне допускаю, что в Алатыре неблагоустроенность заметнее, чем где-либо еще. И вот почему.

1. Центр города (по сути - его лицо) представляет собой почти исключительно огромный частный сектор, поддерживать порядок в котором в разы сложнее, чем в многоэтажном.

2. Большинство улиц города - грунтовые (а грунт в Алатыре - чернозем и глина), и здесь никакими лопатами и граблями делу не поможешь (весну и осень с их распутицами не отменить). Если только лопатами дороги мостить.

3. Стагнация Алатыря в советский период и деградация в постсоветский привели к тому, что многие коренные жители города - носители истинно городской культуры - уехали из Алатыря. И на их место приезжали другие - уже сельские жители. Со своим менталитетом, своими обычаями и порядками. Привыкшие жить по-другому. Просто по-другому. Это ни хорошо, ни плохо, и я никого не хочу обидеть. Но объективно, жизнь в деревне и в городе (и здесь важен как раз таки не размер города, а накопленный исторический и культурный уровень) до сих пор сильно отличается. И вот эти люди приехали в Алатырь и рады были бы научиться жить «по-городскому», да не у кого. Потому что вокруг (особенно в частном секторе) - такие же, как и они. Да еще и властям тогда до этого не было никакого дела. Люди не «социализировались» на новом месте.

Это все причины, но и у этих причин есть свои причины. И вот эти другие причины г. президенту и республиканским властям должны быть хорошо известны. Нужно только ответить на вопрос: «Как получилось, что самый развитый город республики деградировал до состояния нищего второсортного райцентра?» И тогда сразу станет ясно, что является причиной большинства недавних и нынешних алатырских бед.

И опять возвращаясь к словам о. Василия.

Его переезд заставил по-другому посмотреть и на Чебоксары, и на Алатырь. И даже в чем-то изменить свое мнение. Ему это простительно: хоть он уже давно и считает себя русским, но, по-видимому, до сих пор не понимает, как может быть так, что громкие официальные хвалебные, вечно все прЕукрашивающие слова порой имеют мало общего с нашей российской действительностью. И я надеюсь, что он это не поймет никогда. Иначе лично мне будет стыдно и обидно уже за всю нашу страну. А чтобы этого не произошло, пора бы нам хотя бы перестать врать друг другу.

И напоследок хотелось бы поблагодарить о. Василия за все то, что он сделал для Алатыря. За то, что он заставил многих алатырцев по-новому посмотреть на свою обыденность и, по-хорошему «озлобившись», изменить ее. За то, что он вернул многим из горожан, даже не подозревая этого, чувство гордости за Алатырь, хоть и с незавидным настоящим, но, я верю, с великим будущим.

И не из-за какого-то и не для какого-то президента, а лишь из-за осознания собственной гордости, в надежде на возрождения Духа города.

Послание некоего старца к блаженному в Боге архимандриту Василию о схиме

Шлю поклон от моего недостоинства твоему преподобию, милый мой господин, всечестной богоблаженный Василий, воистину, великий и славный во всем мире архимандрит, отец отцам, наставник вышнего пути, мудрая душа, проникающая умом все богодухновенные книги, второй игумен , не именем, но делами и верою равный его святости! И больше даже него прославил тебя Христос как верного своего раба и слугу своей матери: ибо он, начав строить церковь, позван был Богом и к нему отошел, тобою же не церковь только создал, но создал и стены каменные около святой лавры, где жилища святых и дворы преподобных, непрестанно хвалящих в Троице славимого Бога, славящих воплотившегося в двух сущностях от Духа Святого и от Марии девы вочеловечившегося, принявшего за наши грехи распятие и смерть.

А о чем, господин мой, прислал ко мне грамоту, вопрошая как бы о великом и святом схимническом образе, в который издавна облечься желаешь, об этом ты не как несведущий спрашиваешь, но испытываешь мое убожество, как подобает испытывать учителю ученика и господину раба. И я не от себя скажу тебе о святой схиме, но от святых книг, больше – от самого Христа, напомню притчу о том человеке, что создал на камне дом свой и хлев свой.

Не о песке помышляй, не о создании храмины, не о реках и дожде или лютых ветрах, ударяющих в здание, пусть слышит господин мой Василий о святой схиме, что хочет принять.

Ты создал на твердом основании стены каменные около всего Печерского монастыря, высокие и прекрасные; и прежде всего собрал для этого свое богатство, затем и кирпич огнем обжег, водою же и раствором довершил дело. Но не таково то святое строительство, когда создают в себе самом храм Божий, чтоб можно было поселиться в нем Святому Духу.

Если такую святую сотворить хочешь обитель, решаешься в себе самом положить основание Святой Троице, иначе, обновиться святою схимою, как говорится, «рассчесться с имением», то прежде всего, помолясь Богу, сядь и напиши свой обет, собравшись с мыслями, что станешь ты до смерти хранить: день или два в неделю либо в месяц станешь ли поститься от еды или от питья, или проводить ночь в молитве, или не разговаривать с людьми, и не выходить из монастыря в обетный день, или милостыню творить от своего рукоделия, или исполнять любое людское прошение, или гнев прощать. И если ты дашь свое обещание, то отдаст тебе свое. Если же хочешь взять аналав и куколь без рассуждения, глядя на тех, кто только величается схимою, то ведь если они и труждаются в посте и молитвах, все равно, не имея твердого основания, падает их храмина – не от дождя, не от ветра, но от собственного их неразумия; иногда от всего воздерживаются, иногда же слабо живут, говорят: «Праздник сейчас», или: «Ради приятеля стану есть и пить», или: «Христиане звали, снова потом заговею» – все это подобно тому, как если бы один созидал, а другой разорял, или же как если бы, омываясь после мертвеца, снова к нему прикасаться. Многие, сказано, иссушили тело свое постом и воздержанием, но уста их воссмердели, затем, что без рассуждения это творили, потому и далеко оказались от Бога. И Лот не соблазнился в Содоме с беззаконными, а вот в Сигоре с дочерьми осквернился.

И ты, в бельцах и в иночестве Богу угодивши и душеполезно поживши, беря на себя схимническое бремя, все прошлое, подобно апостолам, забудь и к предстоящему устремляйся. Земную печаль вмени за безделицу и о небесной жизни всегда пекись по правилу твоего обета. Не так, как Лот, позабыть в пьянстве стремись печали, но Христову житию со вниманием подражай. Господь ведь, давши обет о себе всем апостолам, исполнил его, а ты всей братии обещался, выполни же это, общий будет тогда тебе с ними Бог, общая любовь, общее воздаяние, общие венцы, и сотворишь во многих телах едину душу, и ради всех награду приимешь.

Вот я в твою борозду сею семена, слова о богоугодном труде. Сам смотри, если плевелы здесь будут, ты злое семя с корнем исторгни, а меня накажи. Если же это пшеница, то чтобы не при дороге, не на камне, не в тернии сеял. Даже если три части погибнут, то надеюсь, что от единой ты сможешь сторицей собрать с Божией помощью, если с ним о схиме посоветоваться рассудишь.

Знаешь ведь все о житии святых отцов, как, подвизаясь с обетом, достигли они венцов. Ничто их храмины не смогло порушить: ни почести, ни звания, ни слава, ни скорбь, ни нужда, ни гонения, ни леность; ни сам , всячески на них устремляясь, не смог с обетного свести их дела. Но подобию тому как медная секира сухим деревом сама себе вредит, так и дьявол сам себе содевает зло, а те, кто тверд многою верою, чрез искушение венцы себе приобретают. Слабый же падает не через дьявола, но через свое неразумие, разрушая злыми мыслями, словно зыбким песком, добрые начинания.

И коли желаешь ты строить духовную храмину, положи веру в ее основание и кирпичами пусть будут надежда и любовь; свяжи целомудрием, как водою, грязь плоти твоей, чтобы возвысилась, словно храм, душа твоя. Подопри ее, как столпом, Божьей помощью, чтоб, если обрушатся каким-либо образом дождь и водные потоки, пребывала бы она как скала для добрых и злых людей. Введи во храмину мать и жену, то есть кротость и смирение. Кротость ведь угождает Богу, а смирение возводит на небеса. Оградитесь со всех сторон, как от татей, страхом Божиим и молитвою, и стражем поставь мудрый ум, чтоб, если случится тебе во граде быть, или в народе, или в веси, или на торгу, не дал бы ты сердцу своему там рассеяться мыслями, а оставался бы посреди всего, как внутри кельи, размышляя о разлучении души с телом, внемля себе, словно в пустыню ушедши.

Если все это с Божьей помощью устроишь и не станешь возноситься в гордости, осуждая других, тогда, свободным оком к мысленному воззрев свету, узришь Отца свету, как Иов скажешь: «Прежде лишь слухом слышали, ныне же око мое видит тебя», не телесное, но духовное; «В свете лица твоего, Господи, пойдем и о имени твоем возрадуемся во веки». же, господин мой, утвердит твою душу не преступать обета. Ибо «Обещайте, – сказал, – и воздадите». И больше: «Лучше не обещаться, нежели, обещавшись, не воздать». Так же и апостол осуждает нас, говоря: «Зачем не до крови сражались, подвизаясь против греха».

За все же это, мой милый господин и благодетель, не прогневайся, не возненавидь меня, не от ума, а от неразумия все это написавшего, но, разодравши, брось это наземь. Мои ведь словеса, как паутина, сами распадаются, ибо не могут к пользе прилепиться, не имея влаги Святого Духа. И не как учитель, отечески и стройно, наставляю я тебя, но со всей своей простотой беседую с тобой только потому, что твоя любовь и мои отверзает уста. Ты же избери из написанного, что хочешь, что тебе будет лучше, обо всем ведь ведаешь благоразумно, милый мой господин, честной Василий.

Я же, грешный, молю у Господа быть тебе здраву, мирно долгоденствовать, строить дом святой Богородицы и достойно служить Богу; и непременно получишь воздаяние со всеми святыми праотцами и отцами, с апостолами и патриархами и преподобными игуменами молитвами пресвятой Богородицы и святого Феодосия, чей ты сын и преемник о Христе Исусе, Господе нашем.

Выложил на сайте фильм о игумене Василии (Паскье). Это русский батюшка родом из Франции, ныне настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики. Ссылка на фильм .


1. Игумен Василий. 2. Фотография Храма Иверской иконы Божией Матери. Автор - Федорищев Дмитрий. Найдено на сайте Sobory.ru

О ИГУМЕНЕ ВАСИЛИИ

Отец Василий родился в городе Шолэ, в марте 1958 года. И седьмой ребенок у семьи Паскье был назван Пьер Мари Даниэль. Родители, Генри и Марфа, были глубоко верующими и, включив в имя новорожденного сына имя Пресвятой Девы Марии, они уже от рождения посвятили его Богородице.

Первые годы жизни, крещение, первое причастие, школьное обучение проходили у маленького Пьера в старинном, основанном еще до Рождества Христова, Римским Легионом с Кавказа, селе «Тиффож».

Семья Паскье, в которой к 1967 году было 9 детей, осталась без мамы. На попечении отца и плечи одной из старших сестер легла забота о шести маленьких братьях.

Десятилетним мальчиком Пьер помогал в Храме священнику во время воскресных служб, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера, и даже социолога-статиста во время переписи населения. В этом возрасте ему нравилось работать на ферме, на природе.

Когда старшая сестра, заменявшая младшим детям мать решила продолжать учебу, отец был вынужден жениться. Эти перемены в семье принесли с собой много хороших и радостных моментов.

Став юношей, Пьер Мари Даниэль много думал о своей жизни. В 15-летним возрасте у него проснулись религиозные порывы в душе. Он чувствовал, что грядут перемены. В поиске своего места под солнцем были увлечения восточными культурами: индуизмом, буддизмом, йогой, но недолго и несерьезно, поскольку его первая библия оставалась около него.

Купив на заработанные во время каникул деньги рюкзак и палатку, будучи 17 лет от роду, Пьер Паскье отправился «автостопом» за 1000 км. от дома, на юг Франции, в общину «Ковчег». Вернувшегося через месяц к новому учебному году Пьера одноклассники не узнавали. Он стал серьезным, сдержанным, взрослым религиозным человеком, аскетом. Именно тогда он встал на путь духовного преобразования, путь покаяния. В этом году, в последний год учебы, он со своей старшей сестрой Женевьевой много ходил по монастырям, посещал дома инвалидов, детские дома, занимался экологией. Он понял, что все, что узнал в общине «Ковчег», где жил его старший брат Эрве, все, что он увидел и услышал, перевернули его жизнь необратимо.

После школы Пьер чувствовал, что Господь его зовет. Он ушел из дома. Учился в с/х техникуме, жил и работал на ферме. Последний год обучения он заканчивал, живя в общине «Богоявления».

В армию Пьера Паскье не призывали, согласно существующей статье «Отказ от несения воинской службы по религиозно – нравственным убеждениям».

В августе 1980 года Паскье Пьер Мари Даниэль стал отцом Василием, приняв монашеский постриг с именем св. Василия Великого. А в сентябре, на праздник «Воздвижения Креста Господня», прилетел в Иерусалим, в только что открывшийся монастырь «Иоанна Пустынника», где его и еще 5 молодых монахов ждал великий труд реставрационных работ и организации монастыря с глубоким историческим прошлым, начинающимся от самого Рождества Христова. Но в 1948 году монастырь опустел и простоял пустым до 1975 года, когда община «Богоявления» арендовала здания и землю для своих студентов, и Патриарх Максим V Мелктикской Греко-Католической Церкви с синодом решили открыть монастырь «Иоанна – Пустынника».

Вскоре молодой монах, отец Василий встретился с Архимандритом Даниилом. Служивший в монастыре «Шевотонь», но живущий в Риме, монах, Богослов, владел 16 языками, был дипломатом. Старше отца Василия вдвое, он стал для него самым близким человеком, исключительным советником, научил его любить православие и разбудил желание стать православным.

Десять лет отец Василий жил с этой мыслью, бегал тайком в православный Горненский русский женский монастырь, терпел наказания за это, много трудился для своего монастыря, учился в Богословском институте. Достойно переносил все тяготы того времени. Иногда, когда еврейские националисты устраивали провокации и нападения, смерть была совсем рядом. Был рукоположен в диаконы. Совершил паломничество на Синай. Вел работу в Восточном Христианском Центре. Следил за многочисленными в ту пору эмигрантами из России, помогал им. Бегал по ночам к службам у Гроба Господня. Чувствовал, что наступает его время.
В 90-е годы отец Василий встречался с, тогда еще Митрополитом Алексием, нынешним Патриархом Московским и Всея Руси, с владыкой Варнавой Архиепископом Чебоксарским и Чувашским.
Православие занимало все больше и больше места в его жизни.
День 4 октября 1993 года, был последним днем в униатском монастыре. Оказался на приеме у Патриарха Диодора, который принял его с любовью и благословил принимать православие в России, поскольку отца Василия уже многое связывало с этой страной. Написал письмо Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Дома у родителей во Франции ждал ответ. Долго ждал, через испытания, беспокойства и отчаяние. В начале января 1994 года с визой, приглашением и билетом туда и обратно на десять дней, отец Василий ступил на борт русского самолета, твердо уверенный, что это путешествие в один конец.

Сразу же по приезду в Москву его нашли старые знакомые, пригласили к себе. В эту зиму отец Василий побывал в Туле, Костроме, Коломне. Его дела в ОВЦС потихоньку двигались. Тогда же он впервые присутствовал на Патриаршей службе в Успенском соборе Московского Кремля. Был у старцев: о. Николая на острове «Залит», который встретил отца Василия земным поклоном и стихом из псалма, «Сердцу милый вожделенный, Иерусалим Святейший град, Ты прощай, мой незабвенный, Мой поклон Тебе у врат…», чем сильно смутил молодого монаха. А старец Иоанн Крестьянкин велел вернуться в Москву на празднование Тезоименитства Патриарха Алексия II и сказать, что отец Василий является подарком ему на Именины от отца Иоанна Крестьянкина. Услышав, на праздничной службе, о таком подарке, Патриарх рассмеялся и обещал лично заняться делом отца Василия.

Вскоре, в Даниловом монастыре состоялось присоединение к православию иеродиакона Василия, на первой неделе Великого поста, во вторник, день иконы Божией Матери «Державная». Скромная церемония присоединения совершалась на французском языке, чтобы отцу Василию было понятно, что с ним происходит. За следующие полмесяца, он много раз причащался, несколько раз служил с Патриархом. Потом долго ждал своих документов и только в середине апреля получил их и направление в Псково-Печерский монастырь. Летом был на Афоне, где пешком обошел все монастыри со своим спутником, тогда еще иеромонахом, ныне Архимандритом Иеронимом, с которым отец Василий познакомился в Иерусалиме, и который сопровождал его почти все последующее пребывание его в России.

По возвращении с Афона, Святейший благословил их, по их личным прошениям, в Чебоксарско-Чувашскую епархию. Там, приехав в село «Малое Чурашево» на праздник «Усекновение главы Иоанна Предтечи», чуть сами не лишившись своих голов, так и не послужив ни разу, выгнанные местной паствой, прибыли на постоянное место служения в село Никулино Порецкого района Чувашской епархии.

С рукоположением в1995 году иеродиакона Василия в иеромонаха, сразу начинаются разные требы: венчания, соборование, отпевание, через всю деревню ходил к больным и страждущим, исповедывал и причащал. Вскоре, наконец-то, осуществилась его давняя заветная мечта – служил в Иерусалиме у Гроба Господня как православный Священник. Знавшие его как католика не сразу допустили его до службы. Но после некоторых формальностей отец Василий уже беспрепятственно мог служить там не раз. На Преображение Господне служил на горе Фавор, на Успение Пресвятой Богородицы – в Гефсимании.

Назначенный Настоятелем храма «Рождества Христова» в с. Никулино осенью, в летом 1996 года отец Василий, по ходатайству о. Иеронима, переводится насельником Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Алатырь и назначается благочинным.

Теперь, немного привыкнув к Российской действительности, отец Василий начинает чувствовать ограничение в правах и свободах, как иностранный подданный и с благословения Владыки Чебоксарского и Чувашского Архиепископа Варнавы, начинается длинная тяжба принятия гражданства России, которая закончилась только 13 мая 1998 года. За это время был награжден золотым крестом, затем возведен в сан Игумена.

Путь получения гражданства долог и тернист. Как только приехал в с. Никулино начались проверки, давление, обязывали приходить в органы, во всем подозревали. Отец Василий все терпел. Он- простой человек, цель его пребывания в России абсолютно ясна. После полутора лет постоянных проверок и подозрения он заслужил торжественную церемонию вручения Российского паспорта. В Чебоксарах официально, перед взглядом телевизионных камер, отец Василий стал гражданином России. Президент Чувашии Федоров Н. В. прислал поздравление с добрыми пожеланиями.

По ходатайству монахини Тавифы, настоятельницы Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, отец Василий Указом Владыки назначается на должность старшего священнослужителя в женский монастырь, где в течение 5 лет, до недавнего времени служил верой и правдой, стараясь по мере сил наставить насельниц монастыря на монашеское делание.

Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы игумен Василий освобождается от должности священника Киево-Николаевского Новодевичьего моастыря г. Алатыря и назначается на должность настоятеля церкви Иверской иконы Божией Матери. Почти одновременно с новым назначением, Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, возложил на игумена Василия награду – Палицу, в день памяти перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Теперь начался новый этап на тернистом пути игумена Василия. Его же усилиями, местные власти, решили вернуть храм настоящим владельцам. Состояние здания церкви оставляет желать лучшего. Но самое главное сейчас для батюшки Василия, это то, что он видит, как нужен этот храм. Можно сказать, что храма еще нет, и служится только по воскресениям молебен, а прихожане уже есть. Каждый день к нему обращаются больные и медицинские работники. Он постоянно соборует, исповедует, причащает, благословляет на лечение. Наставляет врачей. Само то, что на территории находится церковь, обязывает руководство больницы пересмотреть некоторые свои взгляды на отношение и к месту работы,и к окружающим их людям, и к порядку внутри больницы и за ее пределами.

Алчущие и жаждущие не столько физического здоровья, сколько душевного успокоения, заставляют действовать отца Василия. Без средств и профессиональных специалистов, на одном только энтузиазме он готов сутками не выходить из храма, работать на расчистке, уборке и выполнять любую работу, лишь бы восстанавливался храм, лишь бы двигалась работа. Он рад каждой жертве, каждой мизерной лепте. По крохам собирает на материал и инструменты, на лес и штукатурку. Ибо «Всякое даяние благо…».

Убиенный иеромонах Василий (Росляков)

Из автобиографии:

"Я, Росляков Игорь Иванович, родился 23 декабря 1960 года в Москве. Окончил среднюю школу № 466 Волгоградского района города Москвы. После школы один год работал на автомобильном заводе. В 1980 году поступил в МГУ на факультет журналистики. В 1985 году закончил МГУ с квалификацией "литературный работник газеты". В составе университетской ватерпольной команды выступал на всесоюзных и международных соревнованиях. Выполнил норматив на звание мастера спорта. Был женат. Брак расторгнут отделом ЗАГСа Волгоградского района г. Москвы. Детей от брака нет. С 1985 по 1986 год работал инструктором спорта в Добровольном спортивном обществе профсоюзов".

Юного Игоря очень хорошо характеризует его собственная фраза:

"Если я в день час-другой не побуду один, то чувствую себя глубоко несчастным".

17 октября 1988 года он поступил в Оптину пустынь, 20 апреля 1989 года был одет в подрясник. 5 января 1990 года послушника Игоря облекли в рясофор с новым именем в честь святителя Василия Великого, а 8 апреля 1990 года инок Василий был рукоположен в сан иеродиакона. 20 августа 1990 года иеродиакон Василий был пострижен в мантию и наречен в честь святого Василия Блаженного, Московского чудотворца, а 21 ноября того же 1990 года он был рукоположен в иеромонаха.

"Это был красивый человек во всех отношениях, и я лишь любовался им, - вспоминает иеромонах Д. - Он по-монашески любил уединение, и я видел, как тяжело ему даются частые поездки то в Москву, то в Шамордино, но он никогда не роптал. Духовно он был выше нас всех. Но эта духовность была особенная - очень искренняя и по-детски светлая, без тени ханжества или лжи. Он был монахом из старой Оптиной".

Иеромонах Василий (Росляков), прожив в монастыре всего 5 лет, оставил неизгладимое впечатление о себе в душах всех тех, кто его знал, кто наблюдал за ним только со стороны, кто общался с ним даже один раз в жизни. Все воспоминания о нем рисуют облик высокодуховного иеромонаха, привлекавшего своею святостью и скромностью взоры как новоначальных, так и духовных лиц. Невозможно на нескольких страницах показать его духовную высоту, поэтому ограничимся лишь несколькими отзывами и воспоминаниями оптинских насельников.

"После рукоположения в иеромонаха я служил 40 литургий с отцом Василием на московском подворье, - вспоминает игумен П., - и жил в одной келлии с ним. Исповеди шли до 11 часов вечера и дольше. И когда к полуночи мы уже без сил возвращались в келлию, очень хотелось отдохнуть. Присядем на минутку, а отец Василий уже поднимается, спрашивая: "Ну что - на правило?". Спрашивал он это мельком, ничего не навязывая, и тут же уходил молиться. После правила он часов до двух читал молитвы, готовясь к службе, а в 4 утра снова вставал на молитву. Как же тщательно он готовился к службе и как благоговейно служил!".

А вот воспоминание того же игумена П., свидетельствующее о силе слова отца Василия: "Однажды была моя череда крестить, но я смутился вот от чего: приехала с кинокамерой высокопоставленная чета из мэрии, и женщина не хотела погружаться в воду с головой и портить специально сделанную для съемки красивую прическу. Я не знал, как тут поступить, и отец Василий вызвался меня заменить. Перед Крещением он сказал проповедь, и сказал ее так, что женщина была растрогана и уже не думала ни о какой прическе. Кстати, я заметил, что отец Василий перед Крещением говорил каждый раз новую проповедь. У него не было дежурной заготовки на все случаи жизни. Он говорил, как хотела сказать его душа в этот час и этим конкретным людям".

Когда однажды отца Василия спросили, чего бы он хотел больше всего на свете, он ответил:

"Умереть на Пасху под звон колоколов".

5/18 апреля 1993 года иеромонах Василий вместе с другими двумя оптинскими иноками принял мученическую кончину. Все они были захоронены на братском кладбище. В 2005 году над могилами новомучеников была возведена часовня.

Из книги История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий автора Элиаде Мирча

§ 29. Осирис, убиенный бог Чтобы понять значение этих пассажей, нам следует кратко представить мифы и религиозную функцию Осириса. Для начала заметим, что наиболее полной версией мифа об Осирисе является та, что изложена Плутархом (II век) в его трактате "Об Осирисе и

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

IX. Иеромонах Венедикт 18 августа скончался в пустыни Святого Параклита иеромонах Венедикт. В миру именовался Василий Сахаров, сын священника Тамбовской губернии. По окончании курса в духовной семинарии он сначала поступил в учителя, но потом соблазнился светской жизнью,

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

«ТЕЧЕНИЕ СКОНЧАХ, ВЕРУ СОБЛЮДОХ…» Оптинские новомученики Иеромонах Василий 1Отцом Василием 15 ноября 1989 года написано: «При брезе стану, Господи, и восплачу яко зрю Тя по иную страну вод непроходимых; обрати очи Твои, Спасе мой, и помилуй мя». Он был еще послушником, Игорем

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Из книги Красная пасха автора Павлова Нина Александровна

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Иеромонах Василий. «Се восходим во Иерусалим…» Иеромонах, участвовавший в переоблачении братьев перед погребением, свидетельствовал потом, что погребены были мощи трех сугубых постников. Но если иноки Трофим и Ферапонт имели наклонность к подвигам постничества, то

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Часть шестая ИЕРОМОНАХ ВАСИЛИЙ

Из книги Завещание духовным детям автора (Беляев) Иеромонах Никон

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Иеромонах Севастиан Довелось как-то заночевать у сельского батюшки - спросил дом священника, мне посоветовали идти на кладбище: «Там он и живет».Отыскал кладбище: слева за воротами церковь, справа - домишко похилившийся. Только постучался - зажегся свет, словно меня тут

Из книги Откровенные рассказы странника духовному своему отцу автора Автор неизвестен

Иеромонах Никон Отец иеромонах Никон (в миру Николай Беляев) 1888-1931, духовный сын, послушник и преемник Оптинского Старца Варсонофия, поступил в Скит в декабре 1907 года. В апреле 1910 пострижен в рясофор, а 24 мая 1915, в день Симеона Дивногорца, – в мантию, с новым именем Никон в

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Иеромонах Геннадий (†18/31 марта 1846) 18 марта 1846 года скончался в Оптиной обители 73-летний старец иеромонах Геннадий. Он был родом из московских купцов. Первоначально поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1800 году, откуда в 1810-м переведен в

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Иеромонах Вассиан (†28 мая /10 июня 1859) Родом был из экономических крестьян одного из селений, близких к Московскому Пешношскому монастырю. Еще в юношеских годах часто посещал сию обитель и, научившись в ней грамоте, чтению и пению, получил вместе и первые семена стремления

Из книги автора

Иеромонах Иов (†14/27 января 1843) Отец Иов - из тульских оружейников, отличался прямотою характера и ясным взглядом на вещи. В 1813 году он сначала в своем городе Туле поступил в архиерейский дом к Преосвященному Амвросию (Протасову), известному даром красноречия, в бытность

Из книги автора

Из книги автора

Иеромонах Севастиан Довелось как-то заночевать у сельского батюшки - спросил дом священника, мне посоветовал и идти на кладбище: «Там он и живет».Отыскал кладбище: слева за воротами церковь, справа - домишко похилившийся. Только постучался - зажегся свет, словно меня

Из книги автора

Нашествие Батыя Мученики: князья Роман, Олег, Феодор, Евпраксия, Иоанн рязанские. Владимир, Всеволод, Мстислав, Агафья, Мария, Христина, Феодора владимирские. Св. великий князь Георгий Всеволодович, св. Василий Константинович ростовский, Василий Козельский После смерти

Архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль), родился 24 марта 1958 года в городе Шолэ, западной Франции. Родители его Паскье Анри Эжен-Пьер 1924 года рождения и Гуссо Марфа Мари Жанна 1920 года рождения, по национальности французы, были служащими. Пьер рос в глубоко верующей католической семье и был седьмым из девяти детей.
В 1967 году семья осталась без мамы.

В 1965 года поступил в начальную школу, а в 1970 году в общеобразовательный колледж. Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных богослужений и в свою чреду на повседневных ранних литургиях до школы, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера. Став юношей, Пьер много думал о своей жизни и в 15-летнем возрасте у него пробудились религиозные чувства в душе. В последний год учебы он много ходил по монастырям, посещал дома инвалидов, детские дома, чувствуя интерес к природе, занимался экологией.

В 1976 году, закончив, общеобразовательный колледж (со специальным уклоном биологии и природоведения), ушел из дома для работы на ферме и поступил в сельхозтехникум города Кастелнодари, на юге Франции. В то время Пьера, через чтение привлекло православное богословие, и у него сложилось новое мировоззрение.
В 1978 году он поступил в Греко-католическую общину «Богоявления» города Лиму на юге Франции, где нес послушание помощника заведующего фермой.

В 1979 году окончил сельхозтехникум, по специальности: земледелие, животноводство, экономика.

В армии не служил по религиозным убеждениям. Готовился к постригу в монашество.

6 августа 1980 года принял постриг с именем Василий, в честь святителя Василия Великого, которого день памяти 1/14 января, и в том же году был переведен в Греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме. Осенью 1980 года Господь сподобил встретить Бенедикта Патриарха Иерусалимского (Греко-Православной Церкви), который смог убедить отца Василия присоединиться к Православию. Сподобился присутствовать на погребении Патриарха Бенедикта. После выборов нового Патриарха Диодора, побывав у него на приеме, желание отца Василия стать православным окрепло.

В 1981 - 1986 он годах учился в Духовном училище при монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне» с курсом философии, 1984 - 1987 года заочно учился в Православном Богословском институте имени прп. Сергия в Париже, но обучение не закончил.

В 1987 году после попытки покинуть монастырь, для того чтобы принять Православие, начальство монастыря послало монаха Василия на монастырское подворье во Франции для поднятия сельского хозяйства.

В 1988 году окончил курсы повышения квалификации по сыроварению. 20 января 1990 года возвратившись в Иерусалим, был хиротонисан во иеродиакона архиепископом Лутфи Тарским, патриаршим викарием Мелкитской Греко-католической Церкви. Будучи на послушании гостинника в монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне», встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе митрополита Ленинградского Алексия, будущего Патриарха Московского и всея Руси, митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, архиепископа Костромского и Галичского Александра и владыку Варнаву архиепископа Чебоксарского и Чувашского. Последний наставил иеродиакона Василия на путь истины и помог принять твердое решение. После того, в октябре 1993 года, отец Василий покинул Греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме и нашел убежище в Русском Горненском женском монастыре, где, при помощи иеромонаха Марка (Головкова) ныне архиепископа Егорьевского, написал прошение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, о принятии в общение с Русской Православной Церковью.
9 января 1994 года прибыл в Москву и 15 марта 1994 года принят в каноническое общение с Православной Церковью по благословению Его Святейшества Алексия II. С того дня отец Василий является клириком Московского Патриархата, и по присоединении, с 18 апреля 1994 года по 31 августа 1994 года проходил иноческое послушание в Псково-Печерском монастыре.
Осенью 1994 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибыл в Чебоксарско-Чувашскую епархию в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы, который 12 сентября 1994 года назначил отца Василия на должность диакона к храму Рождества Христова с. Никулино Порецкого района Чувашской Республики. 15 мая 1995 года иеродиакон Василий был хиротонисан во иеромонаха Высокопреосвященнейшим Варнавой Архиепископом Чебоксарским и Чувашским и назначен вторым священником, а 6 октября 1995 года настоятелем того же храма.
25 июля 1996 года определением архиепископа Варнавы был освобожден от должности настоятеля церкви Рождества Христова с. Никулино Порецкого Района ЧР и назначен насельником Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатырь Чувашской Республики, в качестве благочинного.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, 30 марта 1997 года архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой на отца Василия был возложен золотой наперсный крест.

26 апреля 1998 года он был возведен в сан игумена. 13 мая 1998 года Указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина получил Российское гражданство и паспорт. 30 сентября 1998 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой на должность эконома Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря.
23 ноября 1998 года Указом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобожден от должности эконома Алатырского Свято-Троицкого мужской монастыря и без отчисления из числа братии мужского монастыря назначен старшим священнослужителем Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря.
19 мая 2003 года Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобожден от должности священника Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря и назначен настоятелем церкви Иверской иконы Божией Матери города Алатырь, для восстановления этого храма.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II награжден 22 мая 2003 года Палицей. 16 января 2005 года награжден Архиерейской грамотой, в связи с освящением храма.

29 апреля 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, награжден Крестом с украшениями.

13 марта 2008 года награжден Почетной Грамотой Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, за многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной церкви Иверской иконы Божией Матери года Алатырь и 24 марта 2008 года Архиерейской грамотой, в связи с пятидесятилетием.

27 марта 2008 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, награжден Архиепископом Костромским и Галичским Александром Орденом Костромской епархии святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя града Костромы.

03 февраля 2009 года Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ награжден Серебряной медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», за духовное окормление и строительство храма в исправительной колонии № 2 города Алатырь Чувашской Республики.

В ноябре 2009 года назначен исполняющим обязанности наместника Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря.

25 декабря того же года назначен Священным Синодом РПЦ на должность наместника Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии.



Публикации по теме