Свадьба в белорусском стиле. Свадьба в стиле путешествия: создание свадьбы в итальянском, испанском, американском и других стилях Конкурсы на свадьбу в белорусском стиле

Белорусские свадьбы уже давно ломают стереотипы и старые традиции.

Современные невесты отказываются от привычных нашим мамам выкупов и рюмок в туфельках и открывают для себя американские идеи.

Так на свадьбах появляются великолепные арки для выездной регистрации, candy бары и фотозона, ведущий заменяет тамаду, а курирует это торжество свадебный распорядитель.

Как проходит стильная белорусская свадьба?

Об этом рассказ недавней невесты Ольги и ее мужа Олега.

Ольга:

Наша свадьба была в классическом стиле, но мы придали ей современный вид с помощью декора и аксессуаров. У нас были кэнди бар, дерево и книга пожеланий. Мы оба программисты и делали сайт о нашей свадьбе, коллеги оценили.

Еще в гостях у нас были друзья, у которых был ровно год с их собственной свадьбы. И мы готовили для них поздравление. Для них это было неожиданно и очень приятно.

Подготовка к свадьбе длилась 9 месяцев. Строгого разделения обязанностей в подготовке к свадьбе у нас не было. Продумывали каждую деталь я, мои родители и мой свадебный распорядитель. Я, наверное, больше думала об общей тематике свадьбы, о декоре, о фотосессии.

Подрядчиков мы выбирали вместе. Вообще муж очень помогал и вроде даже добровольно. Я старалась не просить его делать то, что ему не интересно. А вот участвовать в создании сайта, делать дизайн пригласительных и карт рассадки ему даже нравилось.

Распорядок дня был не таким, как привыкли его видеть родители - фотосессия до росписи и без гостей, поздняя роспись. Но мы рассказали о всех плюсах и с нами согласились. Был вопрос, брать видео или нет. Тут мы искали компромисс и нашли его: видео брали, но ненадолго.

Пожалуй, самым трогательным моментом на свадьбе были слова благодарности родителям. Мы подготовили для них корзины цветов и держали это в строгом секрете. Но не обошлось без жертвы моего шлейфа: на нем поскользнулась и упала тетя жениха.

К сожалению, ресторан показал себя не очень хорошо в вопросах честности. Но он был красивый, так что я бы его все равно взяла.

Возможно, мне бы хотелось свадьбу на меньшее количество гостей.

Но я считаю, что это праздник и для родителей. А впереди у нас много годовщин, так что простор для фантазии есть.

Олег:

Когда я увидел Олю в свадебном платье, то подумал, что сегодня она особенно красива.

Она молодец, взяла на себя огромную часть работы. Поэтому мне оставалось немного: подготовить к печати материалы, вместе с женой встретиться с ведущим, фотографами, съездить за алкоголем и напитками и прочие мелочи.

Сейчас уже стираются впечатления, но мне кажется, самым трогательным эпизодом на свадьбе было поздравление родителей.

Т ематическая традиционная белорусская свадьба в шляхетском стиле.

Задача и идея: Команде Экстрим Театра «Берсерк» по просьбе молодых было необходимо организовать свадьбу в традиционном белорусском (шляхетском) стиле. Для этого мероприятия был необходим белорусскоговорящий ведущий, который проведет свадьбу с национальными особенностями и несколько традиционных шоу-программ в шляхетском стиле.

Количество участников: 80 человек.

Реализация: Свадьба проходила в загородной усадьбе, поэтому для проведения мероприятия была выбрана просторная беседка, которую наш дизайнер оформил декорациями из натуральных материалов (лен, хлопок, шелк), также присутствовали элементы декора с традиционными белорусскими узорами. И, конечно же, живые цветы!

А так как свадьба была традиционной, то начался праздник с самого порога, как и было заведено у наших предков. Ведущий в образе зажиточного шляхтича встретил молодых у самых ворот в усадьбу и с первых же минут как молодые, так и их гости были вовлечены в обряды и игры. Ведь для того, чтобы жениху войти в дом, где будет свадьба, ему необходимо было не только получить одобрение от родителей, но и пройти несколько испытаний!

К радости невесты и веселью гостей, все испытания ведущего жених прошел достойно, после чего настала очередь родителей – традиционные «хлеб-соль» на этой свадьбе были абсолютно уместны, хоть многие сейчас при проведении европейских свадеб отказываются от этого обряда. Тост за тостом, поздравление за поздравлением, приходит очередь первого танца молодых, к которому ребята подошли очень ответственно и довольно долго готовились и репетировали. В результате перед гостями предстал красивый танец, которые молодые исполнили под живую музыку – выступала наша скрипачка в образе придворной артистки.

Первый танец закончен, родительские напутствия тоже уже прозвучали, а что это значит для свадьбы по-шляхецки? Правильно, можно переходить к неофициальной части с веселыми старинными забавам, тостами, шутками и прибаутками и, конечно же, вызывать на сцену самых лучших артистов! В тот свадебных вечер было проведено множество веселых игр и конкурсов. Среди прочих можно выделить:

  • «Келих кола» - это традиция, пришедшая к нам от далеких предков. Ведущий лично налил в большой, старинный кубок вино, после чего кубок был пущен по кругу среди гостей. Каждый, кто брал кубок в свои руки, должен был произнести пару приятных слов для молодых и отпив глоток вина, передать кубок дальше.
  • «Тост с саблей». Говорить тосты и желать добра может абсолютно каждый. А вот смогут ли гости при этом еще и выпить после тоста напиток с клинка так, чтобы ни одна капля ни попала на землю? Эту традицию на свадьбе мы представили в виде конкурса – несколько участников говорили тосты изучали искусство питья с клинка до тех пор, пока не остался сильнейший!
  • Танец «рассмеши невесту». У нескольких участников была всего лишь одна задача – станцевать под неожиданную музыку для невесты так, чтобы она засмеялась. В результате же ведущий, пораженный успехами гостей, предложил им сделать еще один сюрприз – четвертый танец, который необходимо было станцевать всем участникам вместе «на бис».

Что же касается шоу-программы, то здесь настроение задавали наши виртуозные танцоры, которые под аккомпанемент волынки и барабана исполнили старинные танцы, а после провели с гостями танцевальный мастер-класс и позабавили гостей, пригласив их сыграть в народные игры – ручеек, тетерку, вдовушку и многие другие!

И, конечно же, какая традиционная свадьба может обойтись без свадебного кузнеца? Правильно, точно не наша! Именно поэтому молодые, под чутким руководством мастера-кузнеца, изготовили своими руками вечный символ счастья – подкову! Обучиться кузнечному делу смогли и гости – каждому желающему кузнец рассказал об особенностях работы в кузнице и помог сделать памятные сувениры. Что было дальше, спросите вы? А дальше все было именно так, как и положено на хорошей шляхецкой свадьбе – множество улыбок, веселья, танцев и хорошего настроения!

Итог: И молодые, и их гости прониклись народным духом и тематикой свадьбы и очень славно повеселились! Впоследствие, сценарий именно этой свадьбы вдохновил множество других пар провести свадьбу в шляхецком или народном стиле.

Все свадебные торжества белорусов можно разделить на три этапа: предсвадебные ("запыты", сватовство, помолвка), свадебные (венчание и свадьба) и послесвадебные (пироги и "медовый месяц").

Время проведения свадеб было не произвольным, а строго определено. Проведение свадеб строго запрещалось во время постов, а также в период с 7 по 21 января ("крывыя вечары", в это время игрались только "волчьи свадьбы"). Наилучшим временем считалось время после уборки хлебов, а также во время зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы). Но и в эти двухмесячные периоды время для проведения свадьбы определяли в соответствии с фазами луны. Наиболее благоприятным считалось время "маладзiка" и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. Юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям - меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали "восьмеркой" красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того чтобы отблагодарить храм сваты брали с собой специально еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы. Все это было созвучно времени и идеологии. Но стоит отметить, что специалисты в области биоэнергоинформации утверждают, что над братскими могилами доминирует вовсе не праздничная аура.

Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были "проехать семь мостов" (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог - зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого.

Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.

Каждый представляет свою свадьбу по-разному. У кого-то возникает образ невесты в роскошном белом платье и белоснежный лимузин, у кого-то есть мечта надеть ковбойские шляпы и сапоги и явиться в ЗАГС в рваных джинсах. Но есть и те, кто мечтает сделать свою свадьбу в национальном белорусском стиле.


Инна и Алексей поженились 20 октября 2012. Познакомились молодые люди в гродненской общественной организации. «Впервые я увидел Инну в гродненской школе Молодого журналиста. Я приехал на каникулы из Краковского университета, и меня пригласили как стороннего человека покритиковать начинающих журналистов», - вспоминает Алексей. Затем молодые люди еще несколько раз пересекались в офисе организации. Совместный поход на «Ночь кино» и 2-дневное путешествие автостопом в Гервяты стали началом их романтической истории, которая закончилась свадьбой.


Инна с детства мечтала о свадьбе в белорусском стиле и часто в мечтах представляла себя невестой-белорусочкой: «Я ходила в кружок Белорусской культуры, всегда интересовалась разными обрядами, национальными костюмами. И я всю жизнь сознательно мечтала о свадьбе именно в белорусском стиле, по максимуму традиционном».

Родные молодых людей отнеслись к этой затее нормально – пошли на встречу и поддержали. «А наши сваты – родные дядя и тетя Леши –призвали и дальше продолжать традицию и сказали, что мы большие молодцы», - вспоминает Инна.

Одним из важнейших элементов любой свадьбы являются наряды жениха и невесты. Если свадьба планируется в национальном стиле, как оказалось, с нарядами возникает ряд сложностей.

«Наши свадебные костюмы были ручной работы, мы специально заказывали у мастеров в Минске, куда периодически ездили на примерки, - рассказывает Алексей и добавляет, что подобные поездки стали основной сложностью при подготовке к свадьбе. – То, что нельзя было все сделать на месте, в нашем городе, было конечно неудобно. Сделанную вручную кожаную обувь – сапоги – можно было купить и в Гродно. Какие-то другие элементы национального костюма приходилось заказывать в Минске. Сейчас уже нет такой проблемы – в Лиде открылся центр ремесел, который призван культивировать традицию, и там можно заказать себе национальный костюм».

Инна добавила, то раньше нужно было чуть ли не по всей Беларуси что-то собирать: «Сегодня знаю, что и в Гродно появились люди, которые стали заниматься подобными заказами. Мы же обратились к Жене Маркевичу из Лиды, который занимается ткачеством. Он делал для нас юбку и полотенца».

Одежду псевдоручной – машинной – работы можно запросто купить в крупных универмагах, это не проблема, а вот если нужно что-то ручной работы – уже сложнее. «Национальная рубашка, которая была у меня – копия, сделанная с экспоната гродненсокго исторического музея. В Старом замке есть зал, посвященный народным традициям. Там есть рубашка Гродненского района. Она там недошитая, плюс манишка кривая. Мне уже сделали все нормально, но по мотивам этого экспоната», - описывает свой костюм Алексей. Его свадебный костюм состоял из рубахи, штанов и кожаных сапогов. Костюмы подбирали по регионам, они были похожи на то, в чем ходили наши бабушки-дедушки. У Инны это были юбка, фартук, рубашка, жилет и корсет.

Информацию по нарядам собирали по литературным произведениям, по белорусским, польским и литовским книгам и альбомам.

«Делала костюмы Настя Глушко. Мы приехали к ней, у нее целый шкаф с различной литературой, альбомами по регионам. Я родом из Красносельска, поэтому мы рассматривали Каменецкий, Кобринский и Волковысский районы, то есть пытались сделать комбинированный вариант еще и с близлежащих районов. Корсет был новогрудский. У нас был огромный объем работы, поэтому к изготовлению костюмов она подключала других мастериц. Мой наряд я получила только за день до свадьбы», - объясняет Инна сложность задачи.

У молодых людей получилась современная свадьба с элементами национального стиля. Некоторые обрядовые вещи сохранились и на обычных свадьбах - посыпание овсом, проводы жениха и невесты под гармошку, благословление иконами. Раньше овсом посыпали коней. Сегодня, правда, проще пойти купить рис и посыпать молодоженов. Чтобы соблюсти традицию, Алексей и Инна покупали овес специально на ярмарке.

«Леша католик, а я православная. Поэтому его провожали по католическим обрядам, а меня уже по православным. У нас до сих пор рядышком висят иконы – католическая и православная», - рассказывает девушка.

На свадьбу пришел гродненский композитор и музыкант Евгений Петрашевич. Он написал гимн новоиспеченной семьи и торжественно его подарил. Оформил в виде свитка, где были написаны текст и ноты. Вдобавок он подарил невесте огромные цимбалы и дудку. Как оказалось, Инна цимбалистка, правда, музыкальный инструмент лежит до сих пор где-то за кроватью.

На свадьбе провели небольшой мастер-класс по народным танцам во дворе кафе, где проходило торжество.

«Рядом с этим местом монастырь, монашки наблюдали за нами их окон, и мы думали, что еще погонят сейчас, все-таки была суббота, поздний вечер выходного дня. Но они наоборот, наблюдали с большим интересом. Во время мастер-класса подъехали «амбалы без шеи», вышли из своих машин и говорят: «О, тут грузины какие-то отдыхают», - вспоминает Алексей.

Свадебные наряды сменили на традиционные костюмы не только молодожены, но и друзья из кружка народной культуры. Правда, обошлись не рукотворными, а машинными нарядами.

Оказалось, в Беларуси проблематично расписаться в ЗАГСе по-белорусски. «Единственная сотрудница загса, которая расписывала на белорусском языке, как раз в это время должна была пойти в отпуск. Пригласить кого-то из других загсов они не могли. Мы долго добивались своего, в итоге в третий наш приход нас согласились расписать по-белорусски, правда сказали, что будет желать это не специалист, поэтому за качество не отвечали. Уже в день свадьбы в загсе церемонию очень сократили, но говорили по-белорусски неплохо, я только одну ошибку заметил, - поясняет Алексей. - Наши свадебные наряды используем и сегодня. В них на свадьбу к друзьям ходили, которые тоже делали в белорусском стиле, на концерты этно-коллективов одеваем, на какие-то фестивали. Очень полезная вещь в хозяйстве оказалась».

Еще одна гродненская пара, Настя и Антон, отпраздновали одно из важнейших событий в их жизни несколько месяцев назад, 22 июня. Молодые люди познакомились в уже упоминаемом нами кружке народной культуры.

«Я преподаю фольклор и интересуюсь традицией, и судьба сложилась так, что после 4 месяцев с начала существования группы я попал туда. Именно в этом кружке мы и встретились с Настей, наши отношения завязались и начали развиваться», - рассказывает Антон.

«Я еще подумала в первую нашу встречу – так, этот парень приехал из Витебска, этот – из Могилева, а это что за дядька?», - смеется Настя.

Оба интересовались национальной белорусской культурой и традициями, поэтому, когда дело дошло до свадьбы, других вариантов, кроме как делать торжество в белорусском стиле, не было. «Мы вдвоем любим традицию, ею занимаемся, мы встретились благодаря традиции. Поэтому брать лимузин или не брать – у нас даже вопрос такой не стоял. У нас был вопрос – конь будет ехать от загса или только от начала деревни. Мы знали, чего хотим и почему хотим. Никаких споров, как что делать, у нас не было», - отмечает Антон.

Молодые люди очень благодарны родителям, которые все поняли и поддержали их идею. «У нас есть знакомые, которые хотели сделать национальную свадьбу, но родители сказали – нет, должно быть белое платье, все как у всех. У нас все родные восприняли нашу идею очень хорошо, мы всех заранее предупреждали о том, какой будет свадьба. Просили всех платья с блестками не одевать и отказаться от слишком высоких каблуков – а то поубивались бы, потому что свадьба была на выезде, в агроусадьбе. Мы никого не заставляли учить какие-то тексты, стоять в определенном месте, все было естественно», - рассказывает Настя.

«Родители дали нам возможность сыграть свадьбу так, как мы хотим, а не так, как они хотели бы. Часто свадьбы делаются не для молодых, а для гостей. Чтоб тетя Маня осталась довольна. Наши родители отдали все в наши руки, некоторые моменты даже не контролировали. Они понимали, что мы делаем и почему так делаем. Они первоначально может и не были так близко знакомы с традицией, как мы. Но в процессе подготовки к свадьбе мама Насти начала изучать традицию, иногда говорила нам, что помнит, как ей о некоторых вещах рассказывала ее мама. Всем было интересно. Все относились не так, что вот, мы тут извращаемся, что-то напридумывали, а наоборот – всем хотелось стать участником традиции, которая возрождается», - вспоминает Антон.

На стадии организации молодая пара изучала гродненскую традицию проведения свадеб, чтобы быть максимально близкими к местной традиции. «Мы сразу же отказались от заучивания слов, пусть все говорят от сердца, пусть говорят на русском языке, трасянке, на каком угодно языке, но не говорят заученных слов. Мы стремились к тому, чтобы не получилось театрализации нашей свадьбы. Мы брали какие-то обрядовые действия, традиционные моменты, но в современном варианте. То есть можно было говорить «дарю вам доллары», а не «дарю вам три рубли, чтобы красивые росли». Традиция – это и есть искренность и естественность поведения. Пусть и сегодняшняя, современным сленгом, но пусть остается искренней», - рассказывает Антон.

Молодым людям не хотелось, чтобы торжество стало просто застольем на белорусском языке, поэтому очень проблемным оказалось найти хорошего тамаду.

«Я преподаю режиссуру, поэтому знаю, как должно делаться, а как не должно. И было очень проблемно найти в Гродно тамаду, знающего белорусские традиции, заставить его говорить по-белорусски, а не на трасянке, и чтобы он понимал, что он делает, а не то, что ему просто так сказали. Нас спас Сергей Георгиевич Выскварка, везли тамаду из-под самой Любани. Это человек, который более 20 лет занимается традицией, руководитель коллектива «Верабейки», у него много регалий», - делится Антон.

Молодожены познакомились с ним на танцевальной школе, которая организуется под Любонью. «Там на протяжении недели каждый день проводились мастер-классы по региональных танцах. Мы съездили туда, познакомились с Сергеем Георгиевичем, подружились, набрались смелости и предложили вести нашу свадьбу. Он, как казалось, раньше работал тамадой и давно уже этим не занимался, но для нас он согласился провести свадьбу. Его еще заинтересовало то, что свадьба планировалась традиционной. Он нам во многом очень помог, подсказал много мелочей, связанных именно с гродненской традицией и обрядностью», - рассказывает Настя.

Кстати, девушка полгода собственноручно вышивала свадебные наряды – для себя и мужа. «Некоторые детали заказывали, но в основном шила все сама», - подчеркивает Настя.

По словам Антона, по традиции девушка уже с 14 лет готовилась к свадьбе и потихоньку шила себе приданное: «У нас столько времени не было, все сделали за полгода. Только пояса заказывали, потому что уже не успевали сами сделать. Раньше же ничего не заказывали на свадьбу, а делали все сами. Мы попробовали перенять и эту традицию и все сделать собственноручно. Вышивая наряды, ты вкладываешь туда свою энергетику, чувства, оттого эти костюмы становятся еще более ценными».

Проблемой было придумать полностью весь ансамбль, образ, чтобы все соответствовало региону, орнамент подходил по семантике. «Это очень сложный и долгий процесс, но в итоге все получилось. Моя мама все ходила и скептически говорила: «Что это у тебя будет? Рубашка? На свадьбе?» Все делалось по частям, и когда перед самой свадьбой все было собрано воедино, я примерила, и мама сказала «О! Хорошо! Вполне может быть».

По многим вопросам мы советовались с друзьями из Студенческого этнографического товарищества, с минчанами, которые давно занимаются этой тематикой, у которых заказывают наряды на свадьбы в белорусском стиле. И конечно, изучали различную литературу. Что-то подглядывали в Польше – белостоцкую традицию как наиближайшую к Гродненскому региону. Получилось что-то сборное», - рассказывает Настя. С чисто гродненским нарядом возникли проблемы, потому что на Гродненщину очень быстро пришла цивилизация, поэтому вышитые рубашки скоро заменили на покупные платья. «Поэтому было тяжело найти оригиналы рубах, чтобы из них делать реконструкцию. На Полесье, Могилевщине – сколько хочешь, а на Гродненщине…» - вздыхает девушка.

Свадебные костюмы и после свадьбы не пылятся – молодожены их активно используют, одевая на различные мероприятия.

Очень серьезно молодые люди отнеслись к полотенцам: изучали гродненские орнаменты, подбирали голубков. По традиции жених с невестой должны сидеть на свадьбе на одной лавке или одном полотенце. Сами полотенца заказывали у мастера из Лиды.

За несколько дней до свадьбы Настя провела девичник. При этом – тоже в традиционном стиле. «Это были традиционные вечерки, или по-другому – девичник. Перед свадьбой мы собрались с подружками, которые, согласно традиции, помогали мне делать цветы в свадебный венок. В некоторых регионах такие вечерки называют сборными субботами. На них делается венок невесте, свадебные украшения.

Парни на «мальчишник» обычно устраивают танцевальные вечеринки», - рассказывает Настя.

Тамада вошел во вкус и прислал молодым людям сценарий на 10 страниц. Из сценария получилось не все, но большая часть. По словам молодоженов, многие традиционные моменты логично вписывались в современный лад.

«Среди обрядовых вещей было, например, то, что меня одевали мои дружки. Музыкальное сопровождение – нам играли народные мелодии под два баяны и один барабан. Некоторые традиционные элементы остались и в обычных свадьбах, у нас же просто все более осознанно. Например, брама, которой соседи перегораживают дорогу молодоженам, или то, что гости во время проводов молодых из дома три раза вокруг стола ходят. Но многие люди не знают, зачем они это делают. Ходим – и ладно. Наш тамада, вернее сказать – сват, объяснял такие вещи присутствующим», - отмечает Настя.

По традиции жених должен был забирать невесту не из ее родного дома. У молодоженов получилось соблюсти эту традицию, Антон забирал свою будущую жену из дома ее брата. «Нужно, чтобы этот дом был обязательно хороший, чтобы там жила счастливая зажиточная семья с детками, чтобы и новой семье хорошо жилось»», - объясняет Настя.

На свадьбе провели обряд снятия венка и повязывания платка. «У меня был венок, который я делала из искусственных цветов. Под народную песню мне сняли венок и надели платок. Затем я танцевала со всеми незамужними девушками, каждая мерила этот венок, чтобы тоже выйти замуж. Венок – это символ свадьбы», - рассказывает Настя.

По традиции венок нужно сохранять на всю жизнь, поэтому он делался из искусственных цветов. Конечно, из живых цветов венки выглядят красивее и свежее, но смысл в том, что венок – символ брака на всю жизнь, поэтому сохранять его нужно тоже всю жизнь. Венки делали обычно из мирта, растений с жесткими листиками, которые высыхая оставались презентабельными. Цветы делали из бумаги, ткани.

Сват подготовил и обрядовые танцы: невеста танцевала с женщинами своего рода, провели танец с платками, символизирующий объединение родов, когда выходили по 4 человека из рода жениха и невесты. Символом объединения двух семей стал также обряд женитьбы водки – водка со стороны невесты и жениха сливается в одну посуду, из которой все пьют.

Роспись была выездная, все торжество проходило в деревне Королино. Молодожены решили идти до конца и под звуки гармошки проехались по всей деревне до места назначения в повозке, запряженной лошадью.

На свадьбу испекли большой каравай. «Мы нашли женщину-каравайницу, которая испекла нам каравай по всем канонам. Свадебного торта у нас не было. Родители встречали нас с простым караваем, солью и медом. За стол заходили определенным образом – по солнцу, сначала неженатые девушки и парни, я уже точно сейчас и не вспомню, у нас сват этим всем руководил», - отмечает Настя.

На свадьбе все блюда были традиционными: блюдо из кабанчика, мочанка с драниками, никаких ананасов и креветок. Специально к торжеству сварили медовуху, угощали гостей клюквенным морсом и березовым соком. По словам молодоженов, им очень повезло с поваром, который с большим энтузиазмом воспринял идею свадьбы в белорусском стиле. Все гости остались довольны.

«У нас было очень много молодежи, среди которых – друзья из кружка народной культуры. Чтобы порадовать всех, у нас были и традиционные, и обрядовые танцы под живую музыку, и более современная музыка, под которую в конце свадьбы отрывались все гости», - вспоминает девушка.

К слову сказать, две наши пары разговаривают на белорусском языке и собираются следовать традициям и дальше, например: то же крещение детей они хотят сделать по традиционному обряду. И это не дань моде, а искреннее восхищение белорусской культурой и желание возродить красивые белорусские традиции.

Ольга Корсун, "Белорусский партизан"

Почему на свадьбах кричат «Горько!», ставят молодоженов на рушник или надевают невесте на голову платок? И вообще: в чем суть свадебного торжества? Может быть, лучше на сэкономленные на свадьбе деньги купить что-нибудь в дом или поехать путешествовать?.. Наших предков такие сомнения не посещали. Не провести обряд свадебный обряд означало лишить себя поистине волшебной возможности запрограммировать будущую семейную жизнь на счастье, достаток и мир в доме.

Белорусское «вяселле» («свадьба») ― один из древнейших обрядов белорусов. Он имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи.

Относиться к народным традициям можно по-разному: как к суевериям, пережиткам прошлого или пыльным музейным «экспонатам», а можно считать источником с живой водой многовековой мудрости, наблюдений и знаний жизненных закономерностей.

Когда справлять свадьбу?

Считается, что нельзя устраивать свадьбу и венчание во время поста: Рождественского, Великого, Петровского или Успенского. А также во вторник, четверг, в канун больших церковных праздников, в високосный год, в мае и год после смерти родственника. Благоприятными периодами для свадьбы считается время от конца августа до Рождественского поста, кроме поминальной недели (третья неделя после Покрова) и Мясоед, который длится с конца декабря до Маслиничной недели.

Свадебные наряды. К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы.

Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.

Фата. В конце свадьбы мать жениха подходила к невестке, снимала с нее фату и повязывала символ женской доли ― платок и фартук. Фату передавали шаферке (свидетельнице), она надевала ее и делала три поворота вокруг себя. Этот обряд символизировал передачу жизненной эстафеты: считалось, что именно свидетельница станет следующей невестой. Потом фата оказывалась у других девушек, они повторяли ритуал. Затем мать жениха забирала фату и вешала ее в доме под иконами. Передавать, дарить или продавать фату нельзя, потому что она обладает мощной и надежной силой, охраняющей семейную пару. С ее помощью можно лечить будущих детей.

Кольца.
По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки. Нельзя использовать найденные кольца, переплавлять родительские.

Застолье. Встречали молодоженов с караваем и медовухой. Медовуху нужно было только пригубить, а остальное вылить через плечо, чтобы все плохое осталось позади. Жених и невеста целовали каравай и кланялись. Затем они замыкали на пороге замок ― символ прочного счастья. А на сам порог ступать запрещалось, чтобы избежать ссор в семье. Молодые шли по самотканому полотну, которое за ними скручивали, чтобы никто на него случайно не наступил и таким образом не разлучил их.

К столу жених и невеста подходили по ходу часовой стрелки (по солнцу), а выходили в обратном направлении. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их не разделяли ни ножки стола, ни подлокотники. Чтобы обеспечить богатство, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом мехом вверх, чтобы «были молодые богаты, как тулуп косматый».

Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой.

Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить.

На протяжении всей свадьбы молодые сидели только вместе, держались за руки, чтобы между ними никто не проходил, в обратном случае брак мог быть недолговечным. Никакие обряды свадьбы или танцы не должны были разлучать пару. В некоторых районах Беларуси была даже такая традиция: сразу после венчания крестный отец соединял руки молодоженов и перевязывал их специальным рушником.

В конце застолья происходил еще один исключительно символичный обряд. К столу молодоженов подходила мать жениха, стелила на него рушник, на котором жених и невеста стояли во время венчания (или теперь регистрации в ЗАГСе). Затем вытирала салфеткой тарелки, ложки, фужеры, которыми они пользовались, и, вместе с венчальными свечками и куском каравая, складывала на рушник и перевязывала его поясом-оберегом. Это ― еще один символ счастливой семейной жизни, его складывали в шкаф или сундук и никогда в жизни не развязывали.

«Горько!» Пировали гости от души, искренне желая молодым семейного счастья, взаимопонимания и сладких поцелуев. А «Горько!» кричали, чтобы сберечь их от людской зависти, сглаза, чтобы сбить нечистую силу с толку.

Кстати, много пить на свадьбах считалось плохим знаком. Веселье заключалось не в выпивании спиртного, а в обрядовых песнях, танцах и играх. С выпивкой на свадьбе связаны определенные правила: первая рюмка всегда поднималась за самых старейших представителей родов, вторая ― за родителей и только на третьей внимание переключалось на виновников торжества.

Во время застолья молодоженам преподносили «чашу терпения» ― ее нужно было выпить, чтобы она никогда не переполнялась. А родственники, в свою очередь, пили из одного бокала, таким образом объединяя семьи.

Свадебный каравай. Обрядовый хлеб ― обязательный атрибут белорусской свадьбы, символ семейного счастья, благополучия, достатка. Началом свадьбы считалась выпечка каравая, а окончанием ― когда каравай делили и одаривали им всех присутствующих. Пекли свадебный каравай обязательно замужние женщины с благославления родителей молодоженов. Выпечка сопровождалась обрядовыми песнями-заклинаниями, которые должны были благоприятно повлиять на судьбу молодой пары. В пасмурный день тесто начинали замешивать только когда выглядывало солнце, иначе можно было навлечь несчастье.

Подарки. Жениху и невесте дарили обрядовые свадебные куклы ― «неразлучницы». Эти куклы имеют одну руку на двоих и служат талисманом будущей семейной паре.

Гости одаривали молодых, чем могли, приговаривая пожелания: «дарю конфеток, чтоб было много деток», «дарю пятаков, чтоб купили себе сынков», «зерно под пятку, чтобы жизнь была в достатке» и т.д.

Заговор на долгую счастливую жизнь. Брали две свечки, оставляли их на время в теплом месте, чтобы воск подтаял, потом скручивали в одну и подпаливали. При этом повторяли слова: «Я не свечки палю, а два сердца соединяю на хлеб-соль за столом, на хорошую жизнь, на семейное счастье. Аминь».

Народные свадебные традиции возвращают свадебному торжеству его первоначальный смысл. Это не просто красивое сопровождение официального оформления отношений, а священный обряд, который настраивает на долгую счастливую семейную жизнь.

Вкладывайте в свадьбу не только деньги, но и душу, и это знаменательное событие превратится в светлый семейно-родовой праздник, который останется в сердце навсегда.



Публикации по теме